DEVELOPMENT OF CONVICTS’ PERSONALITY SENTENCED TO IMPRISONMENT IN THE PROCESS OF THEIR PHYSICAL EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article defines the concept and reveals the essence, features, functions of physical education of prisoners sentenced to imprisonment in order to achieve their personal development in this process and prepare for resocialization. Special attention is paid to scientific directions within which the person’ personality acting as an object of physical education and to psychological maintenance of physical education as process. According to the authors, the convicts have poor ideas about the importance of physical education and physical selfdevelopment. The work reflects a brief historical review of the problem, which indicates that physical education arose at the dawn of human civilization and is directly related to physical culture and sports work, including those carried out in prisons with convicts and contributing to the development of personality. The algorithm of actions and principles of physical education, which are realized for the purpose of convicts’ personality development, are considered, and also the approximate program of physical education, consisting of such blocks as: theoretical (educational), practical and control, is presented. Criteria of efficiency of these programs application are marked. The role of physical exercises, rules of personal and social, industrial and household hygiene, which are important means of physical education and formation of personal qualities of convicts, are also revealed.

Keywords:
physical education, personal development, convicts, physical culture and sports work, resocialization
Text
Publication text (PDF): Read Download

Психолого-педагогическим элементом воспитательной системы исправительного уч- реждения является физическое воспитание осужденных, под которым следует понимать процесс формирования и развития физических способностей, эмоционально-волевых качеств осужденных, укрепления и сбережения их физического и психического здоро- вья. Этот процесс идет в особых условиях ограниченного пространства и движений, по- этому очень актуален и избран предметом исследования. Физическое воспитание осу- жденных выполняет три взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную (исправительную), сублимирующую (переключающую активность (энергию) субъекта на более высокий уровень). Результатом исследуемого процесса будут степень исправле- ния и развития личности осужденных, а также уровень готовности их к ресоциализации. Изучение научной литературы показывает, что одним из ключевых и сложных вопро- сов науки и практики является проблема развития личности в специально организован- ных условиях. Она многогранна, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, философией и социологией, психологией и педагогикой и др. Педагогическая психология изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания. В психолого-педагогической литературе по проблеме развития личности выделяются три основные направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения по- требностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться тре- бованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворе- ние естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализи- руется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он контактирует. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологи- ческие черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощу- щение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, ин- тересы, способности личности формируются как явления социальные. Представляется, что такой подход никак не может объяснить ни поведение личности, ни ее развитие. Таким образом, осмысливая вышеизложенное с позиции педагогической психологии, следует сделать вывод: личность человека - единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности отражаются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.). Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом, представ- ляет собой целостную психическую систему (Л. С. Выготский). Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказы- вают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда в основе - желание привлечь к себе внимание (естественная потребность в при- знании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др. Основными составляющими процесса развития личности выступают социальные, культурные, интеллектуальные, физические, профессиональные, творческие, органи- заторские, управленческие, педагогические и прочие способности, познавательные, деловые, волевые и другие качества. Интегральным же показателем развития высту- пает развитость личности, а применительно к осужденным - еще и исправленность. Среди важнейших функций личности следует назвать творческое освоение обще- ственного опыта и ее включение в систему общественных отношений, поскольку лич- ность существует, проявляется и формируется только в деятельности. В современных исправительных учреждениях трудно представить исполнение наказания без специаль- но организованной физкультурно-спортивной деятельности осужденных, в процессе ко- торой осуществляется их физическое воспитание. Кроме того, наблюдение показыва- ет, что оно выступает в качестве важного средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Современная отечественная педагогическая психология стоит на позиции диалектической взаимо- связи воспитания и развития личности: вне воспитания не может быть полноценного раз- вития личности. Психологическим содержанием физического воспитания как процесса являются знания, умения, навыки, компетенции, способы действий. Управляется этот процесс сознательной целью, а продуктом будут внутренние новообразования психики и дея- тельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, знания и умения при- менять их для решения разнообразных практических задач. Организация физического воспитания осужденных видится в двух направлениях: 1) изначальное формирование мотивации осужденных к занятиям физкультурой и спортом; 2) переориентация уже сформированной мотивации осужденных. В том и другом случае в процессе физического воспитания осужденных определяющая роль отводится конструктивной информации о закономерностях развития природы, общества, человека, о всеобщих причинно-след- ственных связях, о том, что надо делать, как и в каком направлении это осуществляется. Изучение научных источников и практики показало, что осужденные имеют весьма скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазви- тия. В связи с этим педагогически целесообразен краткий экскурс в историю проблемы. Физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации. Первобытные люди охотились, добывали пищу, обустраивали свое жилище - все эти естественные действия приводили к совершенствованию их физической формы, улучшению таких качеств, как выносливость, скорость, сила. Некоторые направления, формы, методы и средства физического воспитания возникли в первобытнообщинный период, но они не носили целенаправленный характер. Как организованная и целенаправленная деятельность физическое воспитание впер- вые появилось в Древней Греции. Известна спартанская (г. Спарта) система воспитания, ее основным элементом была военная подготовка, которая развивала силу, ловкость и др. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания. Позже (конец VI в. до н. э.) сложилась афинская (г. Афины) система воспитания, которая сочетала умственное и физическое воспитание. В III в. до н. э. Древний Рим стал ведущим в военном отношении государством. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли спорт, предпочитая бои гладиаторов. Физические упражнения стали использовать в основном для развития выносливости, ловкости и силы, которые необходимы бойцам римской армии для ведения военных действий. Античная система воспитания была в дальнейшем усвоена Средневековьем. Возрождение в истории культуры стран Западной и Центральной Европы - эпоха пере- хода от средневековой культуры к культуре Нового времени (XIV-XVI вв.). Педагогиче- ская мысль Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоре- тическими положениями, подтвержденными практикой. Главными среди них были идеи гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей. Одним из основоположников теоретических и практических вопросов физического воспитания детей и взрослых является П. Ф. Лесгафт (1837-1909). Главный принцип теории П. Ф. Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. Он рассматривал систему направленных упражнений средством не только физическо- го, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. После 1917 г. научное наследие П. Ф. Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. Массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всеобуча). С 1918 г. создавались военно-спортивные клубы и кружки, в 1920-е годы проводились многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 1930-е годы основу физического воспитания составлял комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); для детей - ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). В 1990-е годы новые общественно-экономические отношения поставили физкультурно-спортивные орга- низации и коллективы в сложные условия. В настоящее время ситуация изменилась, указ Президента В. В. Путина вернул к жизни физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания, следует отметить, что они остаются гражданами своей страны. Объектом уголовной кары являются свобода, материальные, духовные блага, принадлежащие гражданину. Осужденные либо огра- ничиваются в пользовании ими, либо лишаются некоторых из них полностью. Однако личность осужденного, его здоровье не являются и не могут быть объектом уголовного наказания. Наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбытия наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. В местах лишения свободы особо активно проводилась физкультурно- спортивная работа в 1970-1980-х гг. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная рабо- та». Он включал в себя проведение летних и зимних спартакиад, ежедневную утреннюю физзарядку, соревнования по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, настоль- ный теннис), спортивные игры (шашки, шахматы, домино - по одному комплекту на каж- дые 30 человек, а в ИТУ особого вида режима, в тюрьме и СИЗО - на каждую камеру). Практика не стоит на месте, физкультурно-спортивная работа с осужденными проводи- лась и проводится, о чем свидетельствуют публикации [1, с. 12-15; 2, с. 28-29; 3, с. 16-19]. Осознание вышеизложенного в полной мере рано или поздно приведет осужденного к мысли о неотвратимости быть ответственным за свое здоровье и жизнь. Возникающий таким образом внутренний (психологический) регулятор дает определенные гарантии ориентации поведения на социально полезные модели поведения. Этот регулятор в сфере педагогического взаимодействия сотрудников и осужденных мало использует- ся в силу влияния ряда объективных и субъективных факторов: сложность и тонкость индивидуальной работы; низкий уровень психолого-педагогической компетентности сотрудников; много информации - знаний мало; отсутствие надлежащих условий и др. Следует отметить, что с сотрудниками уголовно-исполнительной системы также про- водится работа в рамках физического воспитания. Анализ существующего и собственного опыта авторов свидетельствует о том, что применительно к физическому воспитанию осужденных возникает необходимость со- блюдения следующего алгоритма действий: просвещение (просветительский проект) - обучение (образовательная программа) - формирование (мотивы, способности, физ- культурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные навыки) - включение в дея- тельность (самообразование и самовоспитание) - анализ результатов (состояние фи- зического и психического здоровья, уровень исправленности и развитости). При этом важно знать и применять следующие принципы: принцип добровольности - отражает необходимость добровольного участия осу- жденных в физкультурно-спортивной деятельности для физического (телесного) и ду- ховного развития личности; системности - отражает необходимость заниматься физическими упражнениями в течение определенного отрезка времени без перерывов, что позволит определить необходимый (достаточный) уровень физической нагрузки при выполнении того или иного упражнения, соотнеся ее с собственными возможностями; деятельности - ориентирует осужденных на освоение новых знаний, компетенций и навыков, а также на возможность реализации духовного и интеллектуального потенциала; оптимальности - предполагает целесообразный подбор форм, методов и средств физического воспитания осужденных с учетом их индивидуальных особенностей, ин- тересов, потребностей и возможностей исправительного учреждения; сотрудничества - предусматривает постоянный диалог и взаимодействие между субъектами педагогического процесса, взаимное уважение и доверие; саморазвития - предполагает постоянное самовоспитание и самообразование че- рез самостоятельные занятия, используя ранее имеющийся жизненный опыт и стрем- ление к овладению новыми знаниями, формирование новых умений и навыков. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 541 В соответствии с изложенным алгоритмом действий и принципами физического вос- питания с целью развития личности осужденных разрабатывается программа, которая может состоять, например, из трех блоков: теоретического (просветительского), прак- тического и контрольного. Теоретический блок направлен на просвещение осужденных в области физкультурно- спортивной работы исходя из следующих приоритетов: компенсация недостатков су- ществующего физического развития осужденных; обеспечение необходимого двига- тельного режима; формирование и совершенствование важных для жизни качеств и способностей; формирование уверенности в своих силах и убежденности в том, что разносторонняя физическая подготовленность является основой духовного и телесного развития личности и ее коррекции. Содержание практического блока предполагает на обучение осужденных методам и способам физкультурно-спортивной деятельности, освоение ими различных видов физических упражнений, в первую очередь общеразвивающих, формирование навыков самосовершенствования, саморазвития, повышение уровня психофизических, двига- тельных функциональных и социальных способностей. Контрольный блок предусматривает анализ, объективный контроль и учет резуль- татов физкультурно-спортивной деятельности, мониторинг показателей физической подготовленности осужденных и их психофизического развития. Основными критериями эффективности предложенной примерной программы фи- зического воспитания осужденных в условиях конкретных исправительных учреждений предполагаются сформированность потребности у них в занятиях физкультурой и спор- том, а также степень развитости личности, что является основанием ее исправления. Важными средствами физического воспитания осужденных являются физические упражнения, соблюдение правил личной и общественной, производственной и бытовой гигиены. Это обусловлено тем, что физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей личности. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возмож- ность использовать физические упражнения для достижения целей физического вос- питания. Соблюдение правил гигиены выступает в качестве условия успешной органи- зации и проведения занятий физическими упражнениями. Кроме того, соблюдение ги- гиены необходимо для сохранения и укрепления психического и физического здоровья. Результаты проведенного теоретико-методического исследования позволяют сде- лать следующий вывод: физкультура и спорт как составные элементы процесса физиче- ского воспитания осужденных оказывают настолько сильное воздействие на личность, ее исправление и развитие, что трудно представить, чем их можно заменить или ком- пенсировать в условиях лишения свободы, ограниченности пространства и движений. Однако важно отметить, что прогрессивный результат будет давать только системати- ческая и целенаправленная работа по физическому воспитанию осужденных при со- блюдении следующих условий: целостность системы знаний и умений в контексте раз- вивающей функции процесса физического воспитания; постоянное совершенствование компетентности и компетенций руководителей и сотрудников воспитательных отделов исправительных учреждений; развитие и популяризация видов спорта, разрешенных в местах лишения свободы; использование традиционных физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных методик, инновационных технологий, адаптированных к возрастным и психологическим особенностям личности осужденного, а также мате- риальным возможностям исправительного учреждения.
References

1. Tyugaeva N. A. Realizaciya fizicheskogo vospitaniya osuzhdennyh cherez fizkul'turno-sportivnuyu rabotu s nimi // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2016. № 4(95). S. 12-15

2. Shishigin V. Energiya, pomnozhennaya na celeustremlennost' // Prestuplenie i nakazanie. 2014. № 10. S. 16-19

3. Tyugaeva, N. A. 2016, ‘Realization of convicts physical education through physical culture and sports work with them’, Man: crime and punishment, iss. 4(95), pp. 12-15

4. Danilin, E. M. & Evdokimov, I. V. 2014, ‘How to evaluate educational colonies’ activities’, Journal of the penal system, iss. 10, pp. 28-29

5. Shishigin, V. 2014, ‘Energy multiplied by purpose’, Crime and punishment, iss. 10, pp. 16-19

Login or Create
* Forgot password?