THE STUDY OF THE ABILITY TO EXPERIENCE MORAL FEELINGS AMONG PERSONS WHO HAVE COMMITTED A CRIME
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the work is to conduct a comparative analysis of the ability to experience moral feelings between persons who have committed crimes and law-abiding citizens. To conduct the research, the author's method of studying the ability to experience moral feelings was used. The method is designed to assess the propensity to antisocial, destructive behavior by observing emotional expression when presenting emotionally saturated stimuli of moral content. The sample of the study was made up of convicts serving sentences in correctional institutions of the FPS of Russia, employees of the penal system and students of higher educational institutions. According to the results of the study, there were conclusions according to which persons, who have committed a crime, have a decrease in emotional response in response to the presentation of moral stimuli. This is manifested by the neutral, weakly expressed nature of emotional reactions and the dominance of such feelings as indifference, cynicism, disregard for the feelings and experiences of other people. Moreover, these features are not related to the duration of serving a sentence, but are a typical way of reaction of these persons in response to the presentation of such incentives. The obtained results indicate that one of the important directions in the field of prevention and correction of criminal behavior is the development of the ability to empathy, experience moral feelings towards other people.

Keywords:
moral'nye chuvstva, kriminal'noe povedenie, prestupniki, zakonoposlushnye grazhdane, nablyudenie, sravnitel'nyy analiz
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Изучение факторов, обусловливающих склонность к криминальному поведению, име- ет большое практическое значение для профилактики и коррекции такого поведения. Среди этих факторов особое место занимают биологические и социальные предпосыл- ки. Научные концепции, рассматривающие в качестве ведущего фактора преступного поведения биологические предпосылки, постулируют положение, согласно которому склонность личности к агрессии, насилию, преступному поведению определяется свой- ствами нервной системы, генетической предрасположенностью, особенностью проте- кания биохимических процессов в организме [1], а также психическими аномалиями [2]. С точки зрения биологической детерминации преступного поведения по своему проис- хождению оно является врожденным. Следовательно, ведущая роль в профилактике, пресечении и коррекции преступного поведения отводится корригирующим мероприя- тиям преимущественно медицинского характера. Согласно концепциям, рассматривающим в качестве детерминант преступного пове- дения социальные факторы, это поведение является следствием влияния специфиче- ских социальных условий существования человека, одобряющих или провоцирующих человека на совершение преступления. Так, согласно концепции социального научения А. Бандуры люди научаются агрессии и противоправному поведению не только потому, что это бывает выгодно им, но и потому, что при наблюдении они видят, какие дивиденды приносит такое поведение другим людям. Часто это происходит в семье, в субкульту- ре и в средствах массовой информации [3]. Преступное поведение нередко возникает и как протест против такой социальной среды, которая не дает личности возможности реализовать себя, удовлетворить свои потребности, что порождает бессилие, отча- яние, неконструктивную агрессию и насилие [4]. В этом случае социальные факторы преступного поведения представляют собой ситуации социального, экономического, политического неравенства. Таким образом, с точки зрения социальной детерминации по своему происхождению преступное поведение является следствием научения, то есть приобретенным. Ведущая роль в его профилактике и коррекции отводится соци- альным, педагогическим и психологическим корригирующим воздействиям. Наконец, в системе детерминации преступного поведения необходимо выделить третью груп- пу факторов, которые могут быть обозначены как личностные, или индивидуально- психологические, факторы. Именно эти факторы являются тем механизмом, который либо одобряет, либо препятствует актуализации биологических и социальных предпо- сылок преступного поведения. Акцентируя внимание исключительно на биологических и социальных факторах преступного поведения, мы неизбежно сталкиваемся со следующей проблемой. Чело- век - это не только продукт наследственности и социального научения, но и личность, обладающая такими атрибутами, как самосознание, воля, свобода, ответственность и т. д. Оставляя без внимания этот пласт характеристик человека, мы приписываем от- ветственность за преступное поведение среде и наследственности и снимаем ответ- ственность за свое поведение с самого человека. Иными словами, нельзя утверждать, что преступное поведение является резуль- татом только негативного влияния среды или наследственности, а сам человек «ни при чем». Социальные и биологические факторы не напрямую порождают преступное поведение [5]. Как справедливо заметил В. Франкл, поведение человека обусловлено множеством факторов и обстоятельств, человек не свободен от них, но он всегда сво- боден в выборе своего отношения к ним. Именно человек решает, как ему поступать, столкнувшись с теми или иными обстоятельствами своей жизни [6]. Таким образом, социальные и биологические предпосылки могут провоцировать склонность к противоправному поведению, но регулирующую функцию, одобряющую или препятствующую такому поведению, осуществляют личностные факторы, а имен- но особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и морально-нравственной сферы личности. В статье в качестве одного из таких факторов рассматривается способность человека к переживанию моральных чувств, то есть таких чувств, которые отражают отношение человека к другим людям, к обществу в целом [7, с. 575]. Предполагается, что у лиц, со- вершающих преступления, эта способность снижена по сравнению с законопослушными людьми. В свою очередь, это предположение базируется на результатах исследований мозговой активности преступников-психопатов, проведенных К. Килом. В ходе этих ис- следований было обнаружено, что психопаты не дают эмоциональных реакций в ответ на стимулы, которые вызывают эмоциональный отклик у людей без криминальных на- клонностей. Проанализировав полученные результаты, К. Кил пришел к выводу о том, что психопаты отличаются эмоциональной «глухотой», дефицитом моральных чувств, что выражается в отсутствии способности к сопереживанию, сочувствию, эмпатии. В свою очередь, такая бесчувственность объясняет, почему они с легкостью причиняют моральную и физическую боль другим людям, не испытывая при этом каких-либо со- мнений и сожалений [8]. В соответствии с этим предположением целью исследования выступило проведение сравнительного анализа способности к переживанию моральных чувств между лицами, совершившими преступления, и законопослушными гражданами. Методы исследования Для проведения сравнительного анализа была использована авторская методика из- учения способности к переживанию моральных чувств (СПМЧ). Методика предназначена для изучения склонности к асоциальному поведению с помощью наблюдения за эмоцио- нальной экспрессией при предъявлении стимулов морального содержания [9]. В соответ- ствии с теоретическими основаниями методики в качестве одного из основных факторов, определяющих склонность к деструктивному поведению, рассматривается эмоциональное снижение, оскудение испытуемого, его неспособность к переживанию моральных чувств. Стимульный материал методики представлен двумя группами фотографий: фотографии отрицательного содержания на темы: алкогольная зависимость; бедность, болезнь, низкий уровень жизни; дети - жертвы насилия и деструктивного поведения взрослых; взрослые - жертвы насилия (в семье, на улице и т. д.); жестокое обращение с животными; фашизм; фотографии положительного содержания на темы: детство, женская красота, ра- дость материнства, красота животного мира. Всего стимульный материал включает в себя 40 фотографий. Процедура проведения методики состоит в том, что испытуемому с экрана компьюте- ра последовательно предъявляются эти группы фотографий. От испытуемого требуется просто просмотреть их. Психолог в это время ведет наблюдение за особенностями эмо- циональной экспрессии испытуемого и фиксирует результаты в карте наблюдения. По результатам наблюдения делаются выводы о силе, знаке, качественных особенностях эмоций и чувств испытуемого, их адекватности содержанию предъявляемых стимулов. В свою очередь, карта наблюдения содержит описание параметров наблюдения и поля для их регистрации. В качестве параметров наблюдения выступают следующие эмоции и чувства испытуемого, возникающие у него во время просмотра фотографий: Знак эмоций: положительный, отрицательный, нейтральный. Степень выраженности эмоций: сильно или слабо. Основные группы эмоций в рамках диад «удовольствие - неудовольствие», «на- пряженность - расслабленность» и «возбуждение - успокоение». Конкретные виды эмоциональных переживаний и чувств: а) радость, светлые чувства; б) грусть, печаль, сострадание; в) тревожное состояние, страх, испуг; г) гнев, возмущение, негодование; д) удивление, недоумение; е) неприязнь, отвращение, презрение; ж) интерес, любопытство; з) скука, равнодушие; и) цинизм, подчеркнутое равнодушие и пренебрежение. Эти виды и группы эмоциональных переживаний были установлены эмпирическим путем на этапе валидизации методики. Регистрация этих эмоциональных реакций осу- ществляется в дихотомической форме по принципу «есть реакция - нет реакции». Выборку исследования составили: осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях ФСИН Рос- сии, в количестве 77 чел., из них: а) осужденные за преступления насильственного характера - 54 чел.; б) осужденные за преступления корыстного характера - 23 чел.; сотрудники уголовно-исполнительной системы - 33 чел.; курсанты образовательных организаций МВД России - 82 чел. Общий объем выборки исследования составил 192 чел. При этом курсанты рассматривались в качестве группы нормы, сотрудники - в каче- стве группы риска, так как предполагалось, что постоянное профессиональное обще- ние с осужденными, соприкосновение с «темными» сторонами жизни способно вести к эмоциональному снижению, огрубению, притуплению моральных чувств. Сравнительный анализ между группами проводился с помощью критерия φ*- углово- го преобразования Фишера [10]. Сравнивалась частота проявления различных эмоций и чувств, наблюдаемых в группах испытуемых. С помощью бисериального коэффициента корреляции [11] был проведен анализ свя- зей между эмоциональными реакциями осужденных и величиной срока, который они отбыли на момент обследования. Это было сделано с целью выяснить, не являются ли особенности эмоционального реагирования осужденных производной от продолжи- тельности их пребывания в местах лишения свободы. Наконец, при помощи коэффициента корреляции для дихотомических шкал [11] были изучены связи между особенностями реагирования на предъявляемые стимулы и на- личием или отсутствием опыта криминального поведения в биографии испытуемого. Результаты и обсуждение Вначале были изучены различия между группами осужденных. Предполагалось, что осужденные за преступления насильственного характера будут демонстрировать бо- лее выраженное эмоциональное снижение, чем осужденные, которые отбывают срок за преступления, не связанные с применением насилия по отношению к потерпевшим. Были получены следующие результаты (все различия значимы при p ≤ 0,01): у осужденных за преступления насильственного характера при просмотре фото- графий негативного содержания чаще наблюдаются такие эмоции, как грусть, печаль и жалость. Однозначно объяснить эти различия затруднительно, но можно предположить, что они отражают запоздалое сожаление насильственных преступников о непоправи- мом характере совершенных ими преступлений; у осужденных за преступления корыстного характера при просмотре фотографий позитивного содержания чаще наблюдаются, с одной стороны, нейтральный знак эмо- ций, с другой - интерес и любопытство. По другим параметрам значимых различий выявлено не было, то есть в общей мас- се осужденные по своему типу реагирования на эмоционально насыщенные стимулы представляют собой довольно гомогенную группу. При сравнении сотрудников и осужденных были получены следующие различия: у сотрудников при просмотре фотографий отрицательного содержания чаще на- блюдается отрицательный знак эмоций (p ≤ 0,01), состояние неудовольствия и напря- жения (p ≤ 0,01), чувство грусти (p ≤ 0,05); у осужденных при просмотре фотографий отрицательного содержания чаще на- блюдаются нейтральный характер эмоций (p ≤ 0,01), эмоции интереса и любопытства (p ≤ 0,05), равнодушия и скуки (p ≤ 0,01), а также удивления (p ≤ 0,05). Кроме того, осу- жденные чаще испытывали состояние возбуждения при просмотре фотографий отри- цательного содержания (у сотрудников это состояние не наблюдалось); у сотрудников при просмотре фотографий положительного содержания чаще на- блюдались положительный знак эмоций (p ≤ 0,01), сильная степень их выраженности (p ≤ 0,01), состояние успокоения (p ≤ 0,01), чувство радости (p ≤ 0,05). Вместе с тем при просмотре этих фотографий сотрудники чаще испытывали состояние напряжения (p ≤ 0,01); у осужденных при просмотре фотографий положительного содержания чаще наблюдался нейтральный знак эмоций (p ≤ 0,01), а также эмоции скуки и равнодушия (p ≤ 0,01). Вместе с тем осужденные при просмотре таких фотографий чаще испытыва- ли состояние расслабления (p ≤ 0,01). Таким образом, первоначальное предположение о том, что у сотрудников в силу негативного влияния факторов профессиональной деятельности может наблюдаться эмоциональное снижение, в ходе эмпирической проверки не подтвердилось. Сотрудни- ки, по сравнению с осужденными, сохраняют способность к переживанию адекватных по силе и содержанию эмоциональных переживаний и чувств. Наконец, при сравнении курсантов и осужденных были получены следующие ре- зультаты (все различия значимы при p ≤ 0,01): у курсантов при просмотре фотографий отрицательного содержания чаще наблю- дались отрицательный знак эмоций, сильная степень их выраженности, неудоволь- ствие и напряженность, а также такие конкретные виды эмоциональных переживаний, как сострадание и грусть; тревожное состояние; удивление и недоумение; отвращение и презрение; у осужденных при просмотре фотографий отрицательного содержания эмоции чаще носили нейтральный характер, были слабо выраженными, чаще наблюдались цинизм и пренебрежительное отношение к сюжетам; у курсантов при просмотре фотографий позитивного содержания доминировал положительный знак эмоций, чаще наблюдались успокоение и радостные чувства; у осужденных при просмотре фотографий позитивного содержания преобладал нейтральный, слабо выраженный характер эмоций, чаще наблюдались скука и равно- душие, цинизм и подчеркнутое пренебрежение. Таким образом, по сравнению с курсантами осужденные также выявляют выражен- ные признаки эмоционального снижения и искажения. После этого были изучены связи между особенностями эмоционального реаги- рования осужденных и длительностью периода отбывания наказания на момент об- следования. По итогам проведенной процедуры были обнаружены только слабые и очень слабые связи. Это значит, что такая эмоциональная уплощенность является не ситуационной реакцией (например, в ответ на условия отбывания наказания), а, скорее, присуща этим лицам на уровне индивидуально-психологического склада их личности. В завершение эмпирической части исследования были изучены корреляции между особенностями эмоциональных реакций и наличием или отсутствием опыта криминаль- ного поведения (то есть фактом лишения свободы в биографии испытуемого). По итогам проведения этой процедуры были получены следующие результаты: при просмотре фотографий негативного содержания наличие опыта криминаль- ного поведения: а) обратно коррелирует с негативным характером эмоций (r = -0,33 при p ≤ 0,05) и такими конкретными видами эмоциональных переживаний, как тревога и страх (r = -0,32 при p ≤ 0,05); б) положительно коррелирует с нейтральным характером эмоций (r = 0,31 при p ≤ 0,05) и слабой степенью их выраженности (r = 0,31 при p ≤ 0,05); при просмотре фотографий позитивного содержания наличие опыта криминаль- ного поведения обратно коррелирует с положительным характером эмоций (r = -0,31 при p ≤ 0,05) и успокоением (r =- 0,43 при p ≤ 0,05). Эти результаты еще раз показывают, что одним из наиболее выраженных призна- ков, характеризующих особенности эмоционального реагирования лиц, совершивших преступление, является нейтральный и слабо выраженный характер эмоциональных реакций в ответ на предъявление эмоционально «заряженных» стимулов морального содержания. Выводы Таким образом, эмоциональные переживания осужденных характеризуются следу- ющими особенностями: у лиц, совершивших преступление, отмечается снижение эмоционального отклика в ответ на предъявление стимулов морального содержания. Это проявляется нейтраль- ным, слабо выраженным характером эмоциональных реакций и доминированием таких чувств, как равнодушие и скука, цинизм и подчеркнутое пренебрежение; такие особенности не связаны с продолжительностью отбывания наказания, а являются типичным способом реагирования этих лиц в ответ на предъявление указанных стимулов. Различия между лицами, совершившими насильственные и корыстные преступления, минимальны. На основе полученных нами результатов могут были сделаны практические выводы, заключающиеся в том, что для профилактики и коррекции риска преступного поведения необходимы корригирующие мероприятия, направленные на развитие у лиц, склонных к противоправному поведению, способности к эмпатии, переживанию моральных чувств по отношению к другим людям.
References

1. Mayers D. Social'naya psihologiya. SPb., 2001. 752 s

2. Metodicheskie rekomendacii po rabote s osuzhdennymi gruppy riska, imeyuschimi psihicheskie anomalii. M., 2005. 36 s

3. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb., 2000. 608 s

4. Mey R. Sila i nevinnost'. M., 2012. 224 s

5. Opyt izucheniya lichnosti osuzhdennyh. M., 2004. 123 s

6. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M., 1990. 368 s

7. Rubinshteyn S. L. Osnovy obschey psihologii. SPb., 2009. 713 s

8. Kil Kent A. Psihopaty. Dostovernyy rasskaz o lyudyah bez zhalosti, bez sovesti, bez raskayaniya. M., 2015. 319 s

9. Raspopin E. V. Diagnostika sklonnosti k asocial'nomu povedeniyu s pomosch'yu nablyudeniya za emocional'noy ekspressiey pri pred'yavlenii stimulov moral'nogo soderzhaniya // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2019. T. 25. № 3(189). S. 202-212

10. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psihologii. SPb., 2007. 350 s

11. Burlachuk L. F., Morozov S. M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. SPb., 2002. 528 s

Login or Create
* Forgot password?