ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится анализ нормативно-правового регулирования взаимодействия учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями, дается характеристика основных направлений деятельности, целью которой является создание условий для осуществления религиозных обрядов в исправительных учреждениях с учетом положений международных стандартов. Рассматриваются проблемы, связанные с особенностями реализации взаимодействия в рамках деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике с местными религиозными организациями - Ижевской и Удмуртской епархией Русской православной церкви, а также с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии. В результате проведенного анализа делаются следующие выводы. Удмуртская митрополия Русской православной церкви разделена на три епархии (Глазовская, Ижевская, Сарапульская), и на территории каждой из них имеются исправительные учреждения. Это создавало определенные трудности в работе с окормляющими священнослужителями из разных епархий. Выход был найден посредством создания Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии под председательством помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими. В учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, на территории Удмуртской Республики отбывают наказания лица, исповедующие как православие, так и ислам. Взаимодействие помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията осуществляется по следующей схеме: помощник начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими непосредственно взаимодействует с начальником отдела регионального Духовного управления мусульман Удмуртии по взаимодействию с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний, а он, в свою очередь, как закрепленное лицо от регионального Духовного управления мусульман Удмуртии уже осуществляет непосредственный контакт с осужденными, исповедующими ислам. Накопленный опыт взаимодействия помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими с религиозными конфессиями, расположенными на территории республик, вполне может быть использован в других территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова:
религиозные конфессии, религиозные организации, уголовно-исполнительная система, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осужденные, взаимодействие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Российская Федерация является многонациональной и многоконфессиональной стра- ной. Изначально российская государственность складывалась на основе сосущество- вания народов, исповедующих разные религиозные конфессии и говорящих на разных языках. В обращениях Президента Российской Федерации неоднократно по этому по- воду давались наказы проявлять терпимость, толерантность, взаимоуважение. Только на этой основе возможно дальнейшее существование России как единого государства. Право граждан Российской Федерации на свободу вероисповедания закреплено ст. 28 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Вышеуказанные правовые нормы распространяют свое действие и на осужденных. В частности, в соот- ветствии со ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) осужденным, отбывающим уголовные наказания в том числе в виде лишения свободы, гарантируется свобода совести и вероисповедания, которое включает в себя: право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, в том числе про- ведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и рели- гиозной литературой; право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Обеспечив реализацию осужденными права на свободу совести и вероисповедания - свободу выбирать и иметь свои убеждения, систему ценностей, обучив осужденных навыкам критического мышления, администрация будет способствовать повышению уровня доверия со стороны осужденных к сотрудникам администрации, повышению контроля за оперативной обстановкой в учреждении и качества управления коллек- тивом осужденных, препятствуя слепому следованию осужденных за преступными и деструктивными авторитетами с целью дестабилизации обстановки в учреждении и нарушения режима содержания [1, с. 154]. Обеспечение права осужденного на сво- боду вероисповедания и отправления религиозных культов - это не только один из элементов личной свободы гражданина, но и насущная потребность любого цивили- зованного государства. В связи с этим духовно-нравственное воспитание осужденного может оказать на него позитивное влияние и тем самым снизить уровень рецидива преступлений [2, с. 71]. В целях удовлетворения духовных потребностей и обеспечения конституционного пра- ва на свободу совести и вероисповедания лиц, осужденных к лишению свободы и содер- жащихся под стражей, между ФСИН России и традиционными религиозными конфессиями заключены соглашения о сотрудничестве: 22 февраля 2011 г., 23 июня 2017 г. - с Русской православной церковью, 12 мая 2010 г. - с Централизованной мусульманской организа- цией «Совет муфтиев России», 6 июля 2010 г., 20 октября 2017 г. - с Федерацией еврей- ских общин России, 30 декабря 2010 г. - с Буддийской традиционной Сангхой России. Часть 4.1 ст. 14 УИК РФ устанавливает, что территориальные органы уголовно-испол- нительной системы (УИС) в соответствии с соглашениями, заключенными федеральным органом УИС с зарегистрированными в установленном порядке централизованными ре- лигиозными организациями соглашениями о взаимодействии, вправе по согласованию с федеральным органом УИС заключать соглашения о взаимодействии с зарегистриро- ванными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. С учетом реализации положений ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ Министерством юстиции Рос- сийской Федерации 21 марта 2016 г. был издан приказ «Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном поряд- ке централизованными религиозными организациями». Постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1063 «О внесении изменения в при- ложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176» нормативно была закреплена должность помощника начальника территориаль- ного органа Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с ве- рующими. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 21 ноября 2014 г. № 651 указанная должность впервые была введена в штатные расписания территориаль- ных органов Федеральной службы исполнения наказаний. 2 сентября 2016 г. издан приказ Федеральной службы исполнения наказаний № 698 «Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», предусматривающий введение в штаты ФСИН России 85 должностей помощ- ников начальников региональных управлений ФСИН России по организации работы с веру- ющими, формируемых из числа практикующих тюремных священнослужителей. Рассмотрим этот институт более подробно на примере УФСИН России по Удмурт- ской Республике. Взаимодействие территориального органа ФСИН России с рели- гиозными организациями имеет достаточно накопленный опыт. Еще в январе 1999 г. заключено первое Соглашение о взаимном сотрудничестве между Ижевской и Удмурт- ской епархиями Русской православной церкви и УИН Минюста России по Удмуртской Республике, в июле 2002 г. - Соглашение с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии (РДУМУ). 31 марта 2014 г. решением епископа Сарапульского и Можгинского Викторина был создан отдел по тюремному служению Сарапульской и Можгинской епархий, а 9 фев- раля 2015 г. подписано соглашение между УФСИН России по Удмуртской Республике и Удмуртской митрополией Русской православной церкви, в соответствии с которым за каждым исправительным учреждением был закреплен православный священник. По- сещая колонии, священнослужители знакомят осужденных с основами православия, традициями Русской православной церкви и ее обрядами, со смыслом таинств, прини- мают участие в благотворительной и просветительской деятельности среди осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, участвуют в работе попечитель- ских советов. Священнослужители проводят также индивидуальную и коллективную работу с осужденными по пропаганде религиозного учения и духовно-нравственного воспитания, совершают обряды крещения, венчания, покаяния и причастия, участвуют во Всероссийской акции «Неделя молитвы» - международном ежегодном недельном молитвословии о заключенных и сотрудниках УИС. Помимо этого, учреждениями УФСИН России по Удмуртской Республике в рамках реализации соглашений о сотрудничестве налажено тесное взаимодействие с регио- нальным Духовным управлением мусульман Удмуртской Республики, которое в соста- ве Центрального духовного управления мусульман России было образовано в 1994 г. Региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии еще в 2007 г. было за- ключено соглашение о взаимодействии с УФСИН России по Удмуртской Республике. В целях обеспечения взаимодействия был назначен на должность начальника отдела по взаимодействию с УФСИН регионального Духовного управления мусульман Удмур- тии имам Станислав Клинов. 27 января 2016 г. помощником начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими назначен клирик храма в честь святых Царственных новомучеников Российских г. Ижевска иерей Владимир Хайбуллин. В ведении священ- ника находятся вопросы, касающиеся не только православной религии, но и ислама, а также других конфессий. 9 февраля 2016 г., по благословению Высокопреосвященней- шего Викторина, митрополита Ижевского и Удмуртского, был создан официальный сайт Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии в целях ос- вещения ее деятельности. Комиссия координирует деятельность отделов по тюремному служению Ижевской, Сарапульской и Глазовской епархий в отношении распоряжений, поступающих из Синодального отдела по тюремному служению, а также сотрудниче- ства с УФСИН России по Удмуртской Республике по вопросам духовно-нравственного воспитания, которые возникают у сотрудников данного управления, а также осужден- ных, их родственников и лиц, проходящих курс постпенитенциарной ресоциализации. Удмуртская митрополия Русской православной церкви разделена на три епархии (Гла- зовская, Ижевская, Сарапульская), и на территории каждой из них имеются исправительные учреждения. Это создавало определенные трудности в работе с окормляющими священнос- лужителями из разных епархий. Выход был найден посредством создания Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии, председателем которой был назначен помощник начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими Владимир Хайбуллин. Считаем, что подобный опыт может быть ис- пользован во всех субъектах Российской Федерации, в которых митрополии Русской пра- вославной церкви территориально состоят из нескольких епархий. В учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, на террито- рии Удмуртской Республики отбывают наказания лица, исповедующие как православие, так и ислам. Взаимодействие помощника начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими Владимира Хайбуллина как православного священни- ка с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии является достаточно про- дуктивным. На помощь приходят личные качества и национальные корни отца Владимира. В повседневной работе взаимодействие помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията осуществляется по следующей схеме: Владимир Хайбуллин как помощник начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации рабо- ты с верующими непосредственно взаимодействует с начальником отдела регионального Духовного управления мусульман Удмуртии имамом Станиславом Клиновым, а он, в свою очередь, как закрепленное лицо от РДУМУ уже осуществляет непосредственный контакт с осужденными, исповедующими ислам. Начальные шаги в рамках этого взаимодействия были достаточно трудными и встречали определенное недоверие со стороны мусульман- ского сообщества. В этой работе проявились в полной мере личные качества и приемы об- щения помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията. Это участие в республиканских религиозных семинарах, круглые столы с подведением итогов совместной работы, поздравление мусульман с их религиозными праздниками. В обращении с осужденными, исповедующими ислам, по словам Владимира Хай- буллина, нужно проявлять больше терпения. Некоторые осужденные не понимают, что они несут наказание за свое преступление и, исповедуя религию, должны переносить связанные с этим трудности. Если человек хорошо знает свою религию, он может все обряды и молитвы проводить, не привлекая к себе излишнего внимания и не причиняя дискомфорта другим. Однако спорные вопросы все равно случаются и касаются они в основном совершения молитв и других религиозных обрядов, которые порой противо- речат правилам внутреннего распорядка колоний. В вопросах, как поступать сотруднику в тех или иных ситуациях, чтобы не оскорбить чувств верующих и при этом соблюсти требования закона, представители муфтията и территориального УФСИН России ста- раются приходить к единому мнению. Работа помощника начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по орга- низации работы с верующими не ограничивается рамками окормления лиц, отбываю- щих наказания в виде лишения свободы. Интересным представляется опыт духовно- нравственного просвещения осужденных без изоляции от общества: религия помогает осужденным переосмыслить свою жизнь, расставить для себя приоритеты. Развитие и формирование нравственных ценностей является сложной задачей, и их станов- лением необходимо заниматься с самого рождения. Однако часто лишь в условиях изоляции происходит инсайд, рефлексия и самоанализ и, как следствие, переосмысление человеком своей системы ценностей. На этом этапе важна консолидация усилий всех институтов обще- ства, чтобы сформировать стойкие социально желательные, общечеловеческие ценности. Несомненно, у религии имеется огромный потенциал в деле ресоциализации осужденных, через нее происходит переориентация человека на качественно новый уровень бытия. Лишь при взаимодействии священнослужителей с воспитательной, психологической, социальной, медицинской службами УИС возможна успешная ресоциализация осужденных, развитие и формирование у них общечеловеческих нравственных ценностей. В связи с этим считаем, что накопленный опыт взаимодействия помощника начальника УФСИН России по Удмуртской Ре- спублике по организации работы с верующими иерея Владимира Хайбуллина с религиозными конфессиями, расположенными на территории республики, вполне может быть использован в других территориальных органах ФСИН России, а также в рамках проведения занятий на высших академических курсах Академии ФСИН России с категорией слушателей «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».
Список литературы

1. Рудаков А. М. Содержательный аспект реализации свободы совести и свободы веро- исповедания: выявленные нарушения в отношении подростков // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3(86). С. 152-156

2. Юнусов А. А., Абдуразаков А. А. Влияние религиозных организаций на предотвращение рецидива преступлений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1(92). С. 70-73

Войти или Создать
* Забыли пароль?