СОДЕРЖАНИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. Научно сформулированы многие аспекты совершенствования процесса доказывания. Исследование позволило решить такую научную проблему, как определение конкретных компонентов содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. К компонентам доказывания в рассматриваемой деятельности относятся: собирание доказательств; понятие цели доказывания; задачи доказывания; предмет и пределы доказывания; формы доказывания. Определены конкретные способы собирания доказательств по делам об административных правонарушениях непосредственно в рассматриваемой сфере деятельности: 1) способы собирания доказательств, которые закреплены материальными нормами (досмотр, обыск, проверка документов); 2) способы собирания доказательств, которые закреплены процессуальными нормами (протокол, объяснения физических лиц, заключение эксперта). Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний имеет свою материальную и процессуальную форму, которая является совокупностью нормативно установленных элементов, образующих процесс установления объективной истины по делам об административных правонарушениях в учреждениях и органах правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова:
доказательства, правоохранительная деятельность, дела об административных правонарушениях, подразделения специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний, собирание доказательств, предмет и пределы доказывания, формы доказывания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В научной литературе по административно-правовой тематике проблемы, связанные с содержанием доказательств, остаются предметом научной дискуссии и до сих пор не нашли своего окончательного разрешения. Быстрота нормативных преобразований в правоохра- нительной сфере, обусловленная проведением административной реформы, со временем снижает актуальность и потенциальную значимость имеющихся научных результатов [1]. Доказывание играет ключевую роль в производстве по делам об административных правонарушениях, поскольку является средством установления объективной истины по делу. Исследование правового регулирования доказывания в различных процессу- альных производствах всегда привлекало внимание ученых. Более того, дела об ад- министративных правонарушениях имеют свою специфику и диктуют свои требования к процессу доказывания. Компоненты содержания доказывания по делам об административных правонару- шениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения (спецназа) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в научной литературе по административно-правовой тематике фактически не подверга- лись анализу. До сих пор в арьергарде остаются и вопросы совершенствования соби- рания доказывания собственно сотрудниками подразделений спецназа. В связи с не- достаточной разработанностью теоретических аспектов доказывания применительно к производству по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа требуется решение ряда вопросов, связанных со спецификой доказывания обстоятельств, подлежащих установлению по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции рассматри- ваемой категории лиц. Вследствие этого в статье впервые исследуются теоретические, практические основы института доказывания по делам об административных правона- рушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа. В статье научно сформулированы многие аспекты совершенствования процесса доказывания сотрудниками подразделений спецназа ФСИН России. Статистические исследования, представленные в статье, являются первыми научными исследования- ми в анализируемой области общественных отношений. Объектом исследования выступают собственно компоненты (элементы) содер- жания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохра- нительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений спецназа ФСИН России. Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих процесс доказывания по делам об административных правонарушени- ях в сфере правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа ФСИН России. Методологическую и теоретическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод. При определении компонентов содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа ФСИН России применялся дедуктивный метод. Использованы методы индукции, анализа и синтеза, способствовавшие получению большинства сформулированных выводов при разработке понятийного аппарата, свя- занного с тематикой исследования. В целях изучения содержания доказывания по делам об административных пра- вонарушениях в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений спецназа уголовно-исполнительной системы (УИС) были применены методы сравнительного анализа, организационного моделирования, которые также позволили классифицировать содержание доказательств в рассматриваемой сфере общественных отношений. Для рассмотрения перспектив развития доказательств в деятельности оператив- ных сотрудников указанных подразделений были использованы методы сравнительно- правового и структурно-системного анализа, конкретно-прикладного познания. Пере- численные методы позволили выявить пробелы в законодательстве, регулирующем доказательства по делам об административных правонарушениях в правоохранитель- ной деятельности подразделений спецназа. При анализе эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, опрос, наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Указанные методы использовались фактически во всем со- держании научной статьи. Они способствовали выявлению отдельных проблем, связанных с практикой реализации доказательств сотрудниками рассматриваемых подразделений УИС. Обоснованность, репрезентативность и достоверность результатов исследования подтверждается анкетированием около 130 сотрудников подразделений специального назначения Республики Башкортостан, Краснодарского края, Московской, Рязанской областей. Указанные регионы были выбраны исходя из большого количества располо- женных в них исправительных учреждений. Исследование административного законодательства позволяет заявить, что в за- висимости от видов доказательств и содержания административно-правовых норм способы собирания доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России могут быть закреплены материальными и процессуальными нормами. Способы собирания доказательств, которые закреплены материальными нор- мами, сосредоточены в большей степени в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лише- ния свободы» и в КоАП РФ. К ним следует отнести: 1) досмотр и обыск осужден- ных (п. 6 ст. 14 указанного Закона); 2) фотографирование, звукозапись, видео- запись, дактилоскопирование (п. 7 ст. 14); 3) досмотр транспортных средств, про- верку документов (п. 8 ст. 14); 4) проверку документов граждан и иных лиц (п. 6 ст. 14.1 указанного Закона); 5) предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения (ст. 26.6 КоАП РФ). Способы собирания доказательств, которые закреплены процессуальными нор- мами. К ним относятся: 1) протоколы об административных правонарушениях, а так- же иные протоколы, например, доставления, административного задержания (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ); 2) объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3); 3) проведение экспертизы по делу (ст. 26.4); 4) взятие проб и образцов (ст. 26.5); различного рода документы (ст. 26.7); 6) показания специальных технических средств (ст. 26.8); 7) поручения и запросы по делу об административном правонарушении (ст. 26.8); 8) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). Итак, доказывание по делам об административных правонарушениях в иссле- дуемой сфере деятельности имеет свою материальную и процессуальную форму, которая является совокупностью нормативно установленных элементов, образу- ющих процесс установления объективной истины по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. Сотрудник подразделения спецназа оценивает доказательства по своему внутрен- нему убеждению, основанному на всестороннем,я полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Отметим, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Таким образом, в целях совершенствования процесса доказывания нами зафикси- рованы конкретные субъекты доказывания (из числа оперативных подразделений), а также отмечены конкретные способы собирания доказательств по делам об админи- стративных правонарушениях непосредственно в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. Рассмотрим конкретный понятийный аппарат, а также задачи и цели доказывания. Напомним, что данные компоненты входят в содержание доказывания по делам об ад- министративных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделе- ний спецназа ФСИН России. Как нам представляется, доказывание по делам об административных пра- вонарушениях есть разновидность правоохранительной деятельности. Доказы- вание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России преимущественно является внесудебным. Содержание доказывания, в том числе по делам об административных правонару- шениях в правоохранительной деятельности, трактуется по-разному в научном мире и до настоящего времени остается предметом дискуссий. На наш взгляд, доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России необходи- мо рассматривать с позиции: прикладных основ практики реализации доказывания сотрудниками подразделе- ний спецназа УИС в исследуемой области общественных отношений; особенностей, связанных с привлечением субъектов к административной ответ- ственности по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетен- ции оперативного состава подразделений спецназа ФСИН России. Таким образом, доказывание по административным делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является прикладной основой, с учетом которой субъекта правонарушения привлекают к административной ответствен- ности, отнесенной непосредственно к компетенции должностных лиц оперативного со- става подразделений спецназа УИС. Согласно общепринятому выделению научного, специального познания доказывание по делам об административных правонарушениях является специальным видом позна- ния. В рамках производства по делу об административном правонарушении познающим является лицо, наделенное полномочиями по доказыванию. Им может быть, например, должностное лицо подразделений спецназа, которое обладает полномочиями по воз- буждению дела об административном правонарушении. Такая компетенция регламен- тирована приказом ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780 «Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполно- моченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномо- ченных осуществлять административное задержание» (далее - приказ ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780). Так, в данном ведомственном нормативном правовом акте говорится, что со- трудники пенитенциарного спецназа имеют право составлять соответствующие протоколы (возбуждать дела), а значит, и собирать доказательства по соответству- ющему делу. Орудием познания является само доказывание по делам об административных пра- вонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. Объект познания включает в себя различного рода нарушения в деятельности учреждений и органов УИС, производство по которым отнесено к компетенции рассма- триваемых должностных лиц уголовно-исполнительной системы. В связи с тем что познание направлено на установление истины, целью доказыва- ния по указанным делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является установление истины по делам об административных правона- рушениях с помощью сведений об обстоятельствах и о фактах совершенного проступка. Процесс установления истины по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России включает в себя также обнаружение и собирание, процессуальное оформление и исследование доказательств. В отличие от предмета доказывания, собственно пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подраз- делений спецназа ФСИН России нормативно не регламентированы, поскольку каждая категория дел об административных правонарушениях имеет свои пределы доказыва- ния, а единые критерии для их обобщения отсутствуют. Пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в рас- сматриваемой деятельности спецназа УИС характеризуют степень достаточности собранных доказательств. Если предмет доказывания является системой фактов и обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения административного дела, то пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности подразделений спецназа ФСИН России представ- ляют собой их материально-процессуальное выражение, которое позволяет сделать достоверные выводы о них. Следует отметить, что доказательства по делам об административных правонару- шениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России не существуют в чистом виде. Согласно теории отображения доказательства по делам об административных правона- рушениях формируются должностными лицами УИС в результате восприятия следов пра- вонарушения и их закрепления в процессуальных документах. Информация, которая объ- ективно содержится в следах противоправного деяния, становится доказательством лишь в итоге познавательно-удостоверительной деятельности субъектов доказывания (например, должностных лиц подразделений спецназа ФСИН России), в результате которой информация получает статус доказательств в соответствии с определенной процессуальной формой. Следовательно, сведения, полученные в ходе производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН Рос- сии, обладающие доказательственным значением, изначально как будто не являются дока- зательствами, а становятся ими лишь после надлежащего процессуального оформления. Анализ теоретических и практических аспектов доказывания производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подраз- делений спецназа УИС позволяет сделать вывод о его сложной структуре. Вопрос о структуре доказывания по делам об административных правонарушениях вызывает споры среди ученых. Недостаточно полно исследовано само понятие «дока- зывание» применительно к производству по делам об административных правонару- шениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. В теории доказывания отсутствует единый подход к определению его содержания. Так, в действующем законодательстве об административных правонарушениях до сих пор нет юридического определения данного понятия. Законодатель ограничился указанием на предмет доказывания, перечислив в ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административ- ном правонарушении. Юридическим доказательством является название самой гл. 26 КоАП РФ, в которую входит указанная статья, - «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств». Доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохрани- тельной деятельности сотрудников УИС (в том числе и сотрудников подразделений спецназа) возложено на должностных лиц, указанных в п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме того, субъекты доказывания по делам об административных правонарушени- ях в деятельности учреждений и органов УИС зафиксированы в приказе ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица УИС возбуждают дела об административных правонарушениях. Перечисленные правовые нормы корреспондируются со ст. 26.1 («Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении») КоАП РФ. Доказывание по делам об административных правонарушениях осуществляется в деятельности подразделений спецназа в несколько этапов в соответствии с основными стадиями производства, которые юридически зафиксированы в КоАП РФ. На этапе возбуждения дела доказывание производится должностными лицами УИС, указанными в п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ. Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях осуществляется в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России на стадии возбуждения производства, после чего дело подлежит передаче на рассмотрение в суд. Исследование сущности доказывания по делам об административных правонару- шениях в области правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России требует определения отраслевой принадлежности, связанной с нарушениями порядка управления. Большое значение для доказывания по делам об административных правонаруше- ниях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС имеют сроки составления протокола и рассмотрения дела. Данные сроки зафиксированы в ст. 28.5 и 29.6 КоАП РФ. Именно в указанные сроки должностным лицам УИС надлежит собрать все доказательства по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что особенностью доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности ФСИН России является разно- образие различных способов обнаружения, собирания и процессуального оформления доказательств. Фактические данные об обстоятельствах совершения административных право- нарушений в сфере деятельности учреждений и органов УИС носят материальный характер. Эти обстоятельства необходимо зафиксировать в протоколе, например, об административном правонарушении. Как только любые фактические данные об обсто- ятельствах совершения правонарушения будут внесены в протокол, они сразу приоб- ретают процессуальную форму. Осуществление любого вида деятельности преследует определенные цели и задачи. Доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является специальным видом познания. Следовательно, целью доказывания по административным делам в сфере учреждений и органов УИС является установление объективной истины. Кроме того, достижение цели доказывания по делам об административных правона- рушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России невозможно без выполнения задач производства, закрепленных в ст. 24.1 КоАП РФ, од- новременно являющихся задачами доказывания по делам об административных пра- вонарушениях в деятельности указанных подразделений УИС. Для полноты и объективности информации понятийного аппарата доказывания выде- лим характерные признаки доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. Данные при- знаки определяют сущность доказывания по делам об административных правонарушени- ях, отнесенным к компетенции учреждений и органов УИС. Такими признаками являются: специфика административной деятельности должностных лиц УИС по сбору до- казательств; специальное административно-правовое законодательство, связанное с собира- нием доказательств; юридический факт, подтверждающий наличие доказательств; элемент реализации доказательств, применяемый должностными лицами УИС; процесс, связанный с собиранием, проверкой, оценкой любых фактических дан- ных, осуществляемый субъектами доказывания; материальные и процессуальные формы закрепления доказательств. Интеграция характерных признаков позволяет сформулировать определение доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России, под которым следует понимать процесс, связанный с собиранием, проверкой, оценкой любых фактических данных, осу- ществляемый сотрудниками подразделений спецназа и направленный на правильное и своевременное установление фактических обстоятельств по делу об административ- ном правонарушении, совершаемом в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Результат исследования При реализации данного научного исследования были получены следующие основ- ные результаты: рассмотрена сущность научно-теоретического содержания института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России; исследована практика реализации доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России; предложена теоретическая модель совершенствования доказывания по админи- стративным делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС. Обсуждение результата исследования На практике должностным лицам спецназа бывает непонятно, а можно ли им вы- ступать в роли эксперта или специалиста. При опросе около 78 % практических работ- ников заявили, что они должны осуществлять экспертизу по делу, а также выступать в качестве специалиста. Напомним, что обоснованность, репрезентативность и досто- верность результатов исследования подтверждается анкетированием около 130 со- трудников подразделений спецназа Республики Башкортостан, Краснодарского края, Московской, Рязанской областей. Кроме того, результаты опроса показали, что необходим отдельный нормативный акт, устанавливающий перечень косвенных доказательств (например, служебная характе- ристика, различные справки). Об этом высказались 66 % респондентов. Многие сотруд- ники (около 90 %) подразделений спецназа ФСИН России заявили, что необходимо за- конодательно закрепить новый вид доказательств, например, в виде отдельной статьи и назвать ее «Доказательства, полученные с использованием фото- и видеосъемки». Ответы на вопрос анкеты: «Являются ли поручения и запросы доказательством по делам об административных правонарушениях?» - распределились следующим обра- зом: 70 % сотрудников считают, что являются доказательством, 25 % - не являются. Более того, по мнению 56 % сотрудников, перечисленные доказательства (различные запросы, ответы на них) реальны и их необходимо осуществлять на практике. Ответы на вопрос анкеты: «Нужно ли закреплять в законодательстве положение о том, что данные, полученные в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности, являются доказательством по делу?» - распределились следующим образом: нет - 80 %; да - около 15 % опрошенных. Отметим, что представленные статистические исследования являются первыми на- учными исследованиями в анализируемой области общественных отношений. Учитывая изложенное, целесообразно сделать следующие выводы: доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранитель- ной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является нормативно урегу- лированным видом участников производства, наделенных правами по доказыванию с целью установления объективной истины по административным делам, отнесенным к компетенции учреждений и органов УИС; основным и обязательным субъектом доказывания являются должностные лица (сотрудники подразделений спецназа) учреждений и органов УИС; перечень административных правонарушений, по которым подразделения спецназа ведут производство и осуществляют доказывание, закреплен в п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ; при собирании доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности спецназа ФСИН России применяются разнообраз- ные процессуальные средства и способы обнаружения, собирания и процессуального оформления доказательств; собирание доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России рассматри- вается нами как вид правоохранительной деятельности в учреждениях и органах УИС; единого федерального закона, устанавливающего перечень доказательств, не существует; соответствующие доказательства (материальные, вещи, предметы, орудия) фик- сируются не только Кодексом Российской Федерации об административных правона- рушениях, но и другими нормативными актами; доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности подразделений спецназа ФСИН России преимущественно является внесудебным; необходимо совершенствовать нормативную базу, которая закрепляет доказатель- ства по делу (например, следовало бы в законодательстве закрепить формулировку, что в качестве доказательств допускаются результаты оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
Список литературы

1. Поникаров В. А., Павлова Л. В., Сенатова Е. В. Институт доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : монография. М., 2017. 144 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?