РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ДЕЙСТВИЯМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальной проблеме выявления оптимальных критериев готовности персонала правоохранительных органов к деятельности в кризисных ситуациях. Анализ ранее проведенных исследований показал, что при выработке критериев оценки какого-либо качества целесообразно выделять те из них, которые объективно отражают признаки, присущие изучаемому качеству. Применительно к процессу формирования навыков и качеств, необходимых для действий в сложной оперативной обстановке, понятие «критерий» следует рассматривать как элемент контроля эффективности сформированности навыков и качеств. Опыт функционирования подразделений различных отечественных и зарубежных государственных силовых ведомств дает право утверждать о том, что для оценки уровня готовности личного состава правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях возможно применение нескольких обобщающих критериев: мотивационного, деятельностного и результативного. В ранге компонентов критериев выступают оценочные показатели, способствующие более объективной оценке конкретного направления (стороны, проявления) деятельности обучаемого из всего многообразия факторов профессиональной готовности к действиям в кризисных ситуациях. Используя показатели, гораздо удобнее определить ее итоговый уровень. Проведенный эксперимент вскрыл показатели, характерной особенностью которых, в отличие от традиционных, применяемых в ведомственных образовательных организациях, является не оценка приобретенных знаний, умений и навыков, а определение уровня способности сотрудников правоохранительных органов эффективно выполнять свои функциональные обязанности в кризисных ситуациях.Выявленные критерии и показатели оценки готовности персонала правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях прошли успешную апробацию и при проведении тактико-специальных учений. Научный подход к разработке представленных в статье критериев и показателей, их апробация в ходе учебных занятий и тактико-специальных учений, проводимых в рамках служебной подготовки, позволили дать объективную и всеобъемлющую оценку специальным навыкам и качествам, сформировавшимся у сотрудников, а также определить систему организационных и педагогических мер, способных значительно повысить уровень готовности личного состава правоохранительных структур к деятельности в кризисных ситуациях.

Ключевые слова:
правоохранительные органы, персонал, кризисные ситуации, оценочные критерии и их показатели, профессиональная деятельность, служебная подготовка
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Авторское исследование по подбору и диагностике оценочных критериев уровня го- товности персонала правоохранительных органов к действиям в сложной оперативной обстановке, являющееся весьма актуальным на современном этапе развития отече- ственной правовой культуры, условно можно разделить на три периода: анализ разнообразия научных подходов к пониманию сущности критериев и пока- зателей оценки развития профессионально значимых качеств; осмысление научных изысканий, относящихся к проблемам организации профес- сионального образования сотрудников правоохранительных органов; определение критериев и показателей уровня готовности личного состава к дей- ствиям в сложной оперативной обстановке и их классификация. Анализ отдельных психолого-педагогических исследований показал, что при выработке критериев оценки качеств (явлений) следует в первую очередь выявлять те из них, которые объективно отражают признаки, присущие изучаемому качеству (явлению). Применительно к процессу формирования навыков и качеств, необходимых для действий в сложной опе- ративной обстановке, целесообразно, на наш взгляд, понятие «критерий» рассматривать элементом контроля эффективности их (навыков, качеств) сформированности, а содержа- ние самого критерия раскрывать исходя из учета совокупности всех его показателей. Это позволит, кроме всего прочего, оценить интенсивность исследуемого процесса. С научной точки зрения интересным выглядит разнообразие исследовательских ме- тодов, применяемых при определении тех или иных критериев оценки сформированно- сти различного рода знаний, умений, навыков, качеств. Некоторые ученые за главный критерий принимают результативность деятельности [1, с. 63-65], другие - качество исполнения определенных заданий [2, с. 3], третьи - степень усвоения необходимых умений, навыков, качеств [3, с. 32-37]. Изучение многообразия подходов к выработке критериев оценки профессиональной деятельности и личный служебный опыт позволили автору констатировать, что подго- товку к действиям в кризисных ситуациях в большей степени эффективно оценивать по конкретным поступкам (делам), и, следовательно, данный критерий целесообразно принять за интегральный. Однако для детализации оценки, наряду с выделением об- щего (интегрального) критерия, требуется его дифференциация. При этом самое при- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 89 стальное внимание следует обратить на то, чтобы критерии могли учитывать специфику (вид, особенности, характер) профессиональной деятельности сотрудников правоох- ранительных органов, а также являлись достоверными, удобными в применении и со- гласованными с общим критерием. С целью определения оптимальных критериев и показателей оценки готовности персонала к деятельности в кризисных ситуациях был осуществлен констатирую- щий эксперимент. В процессе его проведения учитывались мнения руководителей групп служебной подготовки привлекаемых практических органов и подразделений. В результате было выявлено, что более всего для оценки уровня профессиональной готовности персонала пригодны следующие характеристики: личностный интерес к приобретению специальных навыков и качеств; добросовестность в выполнении служебного долга; осознание значимости приобретенных функций для деятельно- сти в кризисных ситуациях. Анализ научных источников и практики функционирования подразделений различных отечественных и зарубежных государственных силовых ведомств дает право утвер- ждать, что для оценки уровня готовности личного состава правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях возможно применение нескольких обобщающих критериев. Считаем, что для сравнения вполне уместно в качестве примера привести критерии оценки эффективности профессионального обучения, апробированные аме- риканским исследователем Киркиатриком: реакция обучаемых на само обучение (осознают ли они его как необходимость, мотивированы ли они для получения специальных знаний и навыков); результативное поведение обучаемых (то, что они усвоили знания и навыки, со- всем не значит, что они будут ими применены); эффективное использование результатов специальной подготовки. Анализ апробации в ходе экспериментальной работы множества критериев, в том числе использовавшихся Киркиатриком, мнения начальствующего, профессорско- преподавательского состава и обучаемого персонала позволили определить оптималь- ные критерии оценки готовности сотрудников правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях: мотивационный, деятельностный, результативный. Констатирующий эксперимент показал, что выявленные критерии являются ба- зовыми для дифференцирования их на отдельные составляющие (компоненты, характеристики, признаки, факторы), с помощью которых можно оценить сформи- рованные у обучаемых навыки и качества более эффективно. В ранге таких состав- ляющих выступают оценочные показатели, так как они, являясь компонентом крите- рия, помогают объективно оценить конкретное направление (сторону, проявление) деятельности обучаемого из всего многообразия профессиональной готовности к действиям в кризисных ситуациях, и тогда, основываясь на показателе, гораздо удобнее определить ее итоговый уровень. Опытно-экспериментальная работа способствовала определению именно таких показателей, которые помогли в наивысшей степени объективно оценивать уровень профессиональной готовности персонала. При этом следует подчеркнуть, что харак- терной особенностью данных показателей, в отличие от традиционных, применяемых в ведомственных образовательных организациях, является не оценка приобретенных знаний, умений и навыков, а определение уровня (низкий, средний, высокий) способ- ности сотрудников правоохранительных органов эффективно выполнять свои функци- ональные обязанности в кризисных ситуациях (табл. 1). 90 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Таблица 1 Критерии и показатели готовности сотрудников к действиям в кризисных ситуациях Критерии Показатели Мотивационный выраженность профессионально значимых целей; положительная мотивация в профессиональной подготовке и служеб- ной деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию Деятельностный качество и результативность обучения; профессиональная направленность поведения; эффективность целостной профессиональной подготовки Результативный качество выполнения служебных задач, связанных с профессиональ- ной деятельностью в кризисных ситуациях; активность в изучении вопросов, перспективных задач, выходящих за рамки учебной программы; итоговый уровень готовности Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили способность отобра- женных в таблице критериев и показателей профессиональной готовности объективно оценивать сформированные у личного состава правоохранительных органов специаль- ные навыки и качества, необходимые для деятельности в кризисных ситуациях. Тем не менее для определения уровня готовности конкретного сотрудника только качественных характеристик критериев, к которым относятся показатели, бывает не всегда достаточно. Нужны, как правило, и количественные оценки показателей. Для их определения на всех этапах опытно-экспериментальной работы по каждому из пред- ставленных выше показателей на основании трехбалльной шкалы осуществлялись замеры уровня сформированности навыков и качеств: 3 балла - показатель ярко выражен и в служебной деятельности проявляется регулярно; 2 балла - показатель выражен заметно, однако проявляется при решении служеб- ных задач непостоянно (от случая к случаю); 1 балл - показатель выражен ограниченно и проявляется в служебной деятельно- сти крайне редко (слабо). По выставленным сотруднику оценкам подсчитывался средний балл индивидуального уровня сформированности специальных навыков и качеств, затем (на основе среднего балла) выводилось среднее арифметическое значение в контрольных и эксперименталь- ных группах (М). Опуская описание используемых математических формул и методов, в качестве резюме представим полученные результаты эксперимента: контрольная группа № 1 - М = 2,11; контрольная группа № 2 - М = 2,24; экспериментальная группа № 1 - М = 2,91; экспериментальная группа № 2 - М = 2,87. Полученные количественные оценки сформированности специальных навыков и качеств у сотрудников правоохранительных органов для их действий в кризисных ситуациях показа- ли верность нашего подхода к повышению эффективности служебной подготовки личного состава. Контроль достоверности данных, осуществленный при помощи доверительного интервала для пятипроцентного уровня значимости, подтвердил, что отличия в цифровых показателях контрольных и экспериментальных групп не являются случайными. В целом ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 91 же работа, проведенная по установлению количественных величин, во взаимодействии с дифференцированным использованием разнообразных способов анализа способствова- ла определению уровней развития показателей и критериев оценки готовности персонала правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях. Например, уровень выраженности показателей мотивационного критерия определялся с помощью анализа ответов сотрудников на теоретических занятиях, посредством опросов ру- ководителей занятий и индивидуальных бесед с обучаемыми. Развитие показателей деятель- ностного критерия определялось на основании анализа журналов успеваемости, зачетных ведомостей, дневников наблюдений, отчетов о проведении служебных командировок, а также с помощью личных наблюдений, экспертных оценок руководителей подразделений, обобще- ния независимых характеристик. Уровень показателей результативного критерия оценивался, как правило, по отзывам на сотрудников из правоохранительных органов и подразделений, по документам, отражающим результаты, достигнутые выпускниками ведомственных вузов за первые два года службы, на основании анализа материалов аттестационных комиссий. В ходе сопоставления полученных цифровых данных с качественно-количественны- ми показателями уровней готовности персонала к профессиональной деятельности в кризисных ситуациях выявлялись сотрудники, обладающие разным уровнем готовно- сти, что вполне естественно. По сопоставленным показателям их (сотрудников) можно дифференцировать на три группы: с низким уровнем готовности к действиям в кризис- ных ситуациях (1,0-1,5 балла), средним (1,6-2,5 балла) и высоким (2,6-3,0 балла). Рас- смотрим каждый из данных уровней. Низкий уровень готовности личного состава характеризуется слабо выраженными показателями по всем критериям. У таких сотрудников нет ни желания, ни психологи- ческой готовности к деятельности в сложных условиях, связанных с риском для жизни и здоровья, недостаточно сформированы навыки для успешного их применения в про- фессиональной деятельности. Персонал, имеющий средний уровень, обладает заметной выраженностью пока- зателей представленных критериев. Деятельность данных сотрудников является осоз- нанной, но практическая реализация ее осуществляется неуверенно, по принципу «как бы чего не вышло». Личный состав с высоким уровнем готовности к действиям в кризисных ситуациях обладает ярко выраженными, развитыми показателями всех без исключения критери- ев. Выполнение такими сотрудниками своих функциональных обязанностей в сложных условиях происходит «на автоматизме», действия их подкреплены высокой степенью психологической готовности, максимальным уровнем приобретенных в процессе под- готовки специальных навыков и стремлением отыскать оптимальные решения возник- ших служебных задач. Примененные автором критерии оценки готовности персонала правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях прошли успешную апробацию и при прове- дении тактико-специальных учений. Оценивая деятельность игровых коллективов все по той же трехуровневой шкале, мы использовали несколько иные, чем при выставле- нии индивидуальной оценки, показатели: автономность (умение выполнять задачу самостоятельно, в отрыве от главных сил (других подразделений), используя исключительно внутриколлективные знания, навыки и качества); взаимодействие (согласованность в достижении конечной цели, взаимопомощь, взаимозаменяемость); 92 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК инициативность (способность к разумной инициативе, наличие неподдельного ин- тереса к игровым ситуациям); результативность (проявление эффективной деятельности, неприятие пассивно- сти, достижение оптимального результата). Эксперимент, проведенный в ходе тактико-специальных учений, показал живучесть и эффективность применяемой методики оценки действий обучаемых. Полагаем, что апробированные показатели целесообразно применять не только посредникам на уче- ниях, но и руководителям практических занятий, ролевых игр, групповых упражнений. Исследование эффективности оценочных критериев и показателей готовности лич- ного состава правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях способ- ствовало определению интегральной тенденции для всего процесса профессиональной подготовки сотрудников, а именно: опережающее развитие показателей деятельностного и результативного критериев по отношению к показателям мотивационного критерия. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, тремя условиями: а) целенаправленной эффективной педагогической деятельностью, осуществляемой руководителями занятий (учений) на протяжении всего эксперимента; б) ростом самосознания обучаемых в необходимости достижения предложенных руководителями промежуточных и конечных целей учебных занятий; в) более зрелой оценкой профессиональной деятельности в сложных условиях опе- ративной обстановки как руководителями занятий, так и личным составом обучаемого подразделения. Зафиксированное нами недостаточно активное развитие составляющих мировоззрен- ческого критерия связано с тем, что его показатели объективно предполагают для этого более длительный временной отрезок, выходящий за рамки проведенного исследования. Научный подход к разработке представленных в статье критериев и показателей, их апробация в ходе учебных занятий и тактико-специальных учений, проводимых в рамках служебной подготовки, позволили дать объективную и всеобъемлющую оценку специ- альным навыкам и качествам, сформировавшимся у сотрудников, а также определить четкую систему организационных и педагогических мер, повышающих уровень готовности личного состава правоохранительных структур для деятельности в кризисных ситуациях. В заключение необходимо отметить, что руководителям практических органов и подразделений правоохранительных структур (ведомств) при организации служебной подготовки подчиненного личного состава следует учитывать тот факт, что уровень го- товности отдельного сотрудника к действиям в кризисных ситуациях не является ста- тичным показателем. При грамотном подходе к организации процесса обучения этот показатель обладает положительной динамикой, что убедительно подтверждается ре- зультатами опытно-экспериментальной работы (табл. 2). Таблица 2 Результаты опытно-экспериментальной работы Годы проведения замеров Уровни готовности личного состава к действиям в кризисных ситуациях, % Низкий Средний Высокий 2016 27,8 65,4 6,8 2017 25,6 66,9 7,5 2018 23,7 67,6 8,7 Эксперимент показал, что подобное и более значимое повышение цифровых (как, впрочем, и качественных) значений показателей готовности может быть достигнуто, например, путем использования в процессе специальной подготовки к действиям в кризисных ситуациях активных способов проведения учебных занятий (упражнений), способствующих усилению их целевой практической направленности, а также модели- рования служебных ситуаций, специфичных для профессиональной деятельности того или иного правоохранительного органа (подразделения). Авторские предложения позволят более объективно оценивать приобретенные со- трудниками правоохранительных органов специальные навыки и качества, значимые для профессиональной деятельности личного состава и подразделений в кризисных ситуациях, а также ликвидировать имеющиеся упущения в практике исполнения функ- циональных обязанностей и решения служебных задач, оптимизировать организаци- онно-педагогические компоненты процесса служебной подготовки персонала. Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о том, что наибо- лее характерными признаками для оценки уровня готовности сотрудников правоохра- нительных органов к действиям в кризисных ситуациях является наличие у персона- ла: а) заинтересованности к процессу формирования специальных навыков и качеств; б) добросовестного отношения к выполнению служебного долга; в) осознания значи- мости приобретаемых навыков и формируемых качеств. Из разнообразия имеющихся критериев более успешными для оценки готовности личного состава к действиям в кризисных ситуациях являются мировоззренческий, деятельностный и результативный. Отличительной чертой выявленных частных составляющих критериев (их показате- лей) служит не только банальная возможность оценки специальных знаний, умений и навыков персонала, но и определение уровня их сформированности, а также наличия способности у отдельного сотрудника и коллектива для успешного выполнения служеб- ных задач в реальной обстановке. Кроме того, апробированные в опытно-эксперимен- тальной работе оценочные показатели позволяют с достаточной степенью объективно- сти оценить личностные качества сотрудника, необходимые ему для профессиональной деятельности в условиях кризисных ситуаций.
Список литературы

1. Ендальцев Б. В., Нестеров А. А. Работоспособность военнослужащих и пути ее повышения средствами физической подготовки. Л., 1986. 115 с

2. Демьяненко Ю. К., Меерсон А. М. Факторный анализ исследования взаимосвязи между физической подготовленностью и профессиональными навыками // Теория и практика физической культуры. 1969. № 7. С. 2-5

3. Брайент Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. 160 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?