ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Регламентация труда на научной основе представляется важнейшим средством повышения эффективности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В настоящее время в практике управления учреждениями и органами Федеральной службы исполнения наказаний используются следующие виды регламентов: 1) регламенты, закрепляющие организационные структуры управления (примерные и типовые структуры, расчеты штатной численности); 2) документация, регламентирующая кадровое обеспечение (штатные расписания, документы кадрового учета и др.); 3) регламенты, относящиеся к методам организации управления (устав исправительного учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях и др.). В значительно меньшей степени представлены регламенты, закрепляющие функции и технологии управления и их информационное обеспечение, что снижает результативность деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний. Формированию эффективной системы регламентирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы будет способствовать использование следующих видов регламентов:регламенты, закрепляющие функции управления, предназначенные для повышения эффективности разделения и кооперации служебной деятельности персонала, их взаимодействия (схемы функциональных взаимосвязей структурных подразделений учреждения (органа), функциональные матрицы разделения служебных обязанностей в структурных подразделениях учреждения (органа) - позволят четко определить, разграничить и упорядочить служебные полномочия подразделений, должностных лиц и сотрудников, определить иерархию полномочий, облегчить контроль и координацию деятельности персонала, не допустить неоправданного дублирования функций;регламенты, определяющие процессы и технологии управления (сводная карта процедуры, структура трудоемкости процедуры, оперограмма процесса, органограмма процесса, документограмма процесса, логико-информационная схема) - позволят четко определить алгоритм выполнения широкого спектра задач и функций, стоящих перед учреждениями и органами, упорядочить и конкретизировать деятельность подразделений, должностных лиц, сотрудников и их взаимодействие, определить и закрепить время выполнения конкретных служебных задач и функций; регламенты, устанавливающие информационное обеспечение управления (схемы информационных потоков, схемы документооборота), - позволят определить рациональные связи между источниками и потребителями информации, пути ее циркулирования, а также определить исчерпывающий перечень входных и выходных документов, необходимых для решения различных служебных задач.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная система, работа с кадрами, персонал уголовно-исполнительной системы, регламентация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время повышение уровня управляемости любой организацией на- ходится в зависимости от наличия регламентирующей документации по управлению персоналом. Разработка регламентов управленческой деятельности достаточно полно освещается в ряде научных изданий, где приводятся различные классификации регла- ментов и варианты их документального оформления, обосновывается необходимость и условия их применения [1, 2, 3]. Обоснованно считается, что регламентация является основным средством организации трудовой деятельности персонала, с помощью кото- рого обеспечивается достижение необходимых результатов. Несмотря на то что эффективная регламентация служебной деятельности пер- сонала является важной составной частью организации управления уголовно- исполнительной системы (УИС) и необходимым условием достижения ее стратегиче- ских целей, теоретические основы регламентации служебной деятельности работников УИС разработаны недостаточно подробно, а в ее практической реализации в подраз- делениях имеются определенные проблемы. В ходе инспектирования и контрольных проверок территориальных органов и обра- зовательных организаций ФСИН России, проведенных в 2014-2017 гг., установлено, что в целом организация их служебной деятельности позволяет достаточно эффективно осуществлять возложенные на них задачи. Однако в отдельных сферах деятельности УИС имеются упущения и нерешенные проблемы, основные причины которых связаны со слабым контролем со стороны территориальных органов за деятельностью учреж- дений, с низким уровнем их взаимодействия, некачественным проведением проверок работы учреждений, отсутствием схем и электронных сетей информационного обеспе- чения. Указанные недостатки приводят к увеличению числа сотрудников, уволенных по отрицательным основаниям, в связи с нарушением условий контракта и по собственно- му желанию; снижению уровня служебной и исполнительской дисциплины. Основными причинами нарушений являются личная недисциплинированность и неорганизованность сотрудников, что свидетельствует о недостатках в регламентации их деятельности. Многие из них могут быть устранены с прмощью мероприятий по совершенствованию регламентации служебной деятельности персонала (информационный обзор ФСИН России от 5 апреля 2016 г. № исх-02-18617; информационный обзор управления кадров ФСИН России от 19 июня 2017 г. № исх-7-38835). Представляется, что регламентация служебной деятельности на научной основе является важным инструментом повышения качества оперативно-служебной деятель- ности различных категорий сотрудников УИС. Проведенный анализ регламентирования служебной деятельности сотрудников УИС показал, что в практике управления учреждениями и органами ФСИН России наиболее широко распространены следующие виды регламентов. Регламенты, закрепляющие организационные структуры управления (например, типовые структуры и штатные расписания уголовно-исполнительной инспекции и ис- правительных центров, утвержденные приказами ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24 и от 11 августа 2016 г. № 641, примерные структуры и расчеты штатной числен- ности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов УИС, утвержденные приказом ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154). Документация, регламентирующая кадровое обеспечение учреждения (органа) УИС - штатные расписания, документы кадрового учета и т. п. Регламенты, относящиеся к методам организации управления, - устав испра- вительного учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников УИС, положения о структурных подразделениях, инструкции (положения) по видам деятельности (например, положение об аттестации, положение о кадровом резерве) и др. Вместе с тем в значительно меньшей степени представлены регламенты, закрепля- ющие функции управления, определяющие технологии управления и их информацион- ное обеспечение, что вызывает ряд проблем в организации эффективного служебного взаимодействия между структурными подразделениями и персоналом учреждения (ор- гана) УИС, снижает результативность и повышает трудоемкость решения служебных вопросов. Например, вследствие нечеткого закрепления полномочий должностных лиц по выработке и согласованию управленческих решений часто существенно увеличива- ется время на их реализацию. Представляется, что формированию эффективной системы регламентирования служебной деятельности сотрудников УИС будет способствовать разработка и исполь- зование в практике управления учреждениями и органами ФСИН России следующих видов регламентов, целесообразность применения которых находит теоретическое и практическое обоснование: закрепляющие функции управления; определяющие процессы и технологии управления; устанавливающие информационное обеспечение управления. Рассмотрим содержание и назначение перечисленных регламентов предметно. Важ- ное значение в сфере регламентирования служебной деятельности персонала УИС име- ет ее четкое функционально-иерархическое разделение. Для повышения эффективно- сти разделения и кооперации служебной деятельности персонала УИС рекомендуется использовать два вида регламентов: схемы функциональных взаимосвязей структурных подразделений учреждения (органа) УИС и функциональные матрицы разделения служебных обязанностей в структурных подразделениях учреждения (органа) УИС. Эти ре- гламенты представляют собой детализацию таких управленческих документов, широко используемых в практике управления УИС, как положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников. Однако в отличие от последних предлагаемые регламенты позволят не только более четко определить задачи и функции структурных подразделений учреждения (органа) УИС, должностные обязанности персонала, но и упорядочить их взаимодействие, а также регламентировать и закрепить степень уча- стия структурных подразделений и должностных лиц в выполнении различных функций, возложенных на учреждение (орган) УИС, реализация которых предполагает служебное взаимодействие нескольких структурных подразделений и должностных лиц. Кроме того, предложенные регламенты в отличие от положений о структурных под- разделениях и должностных инструкций работников обладают свойством наглядности и позволяют увидеть функциональную структуру решения широкого спектра служебных вопросов, что значительно повышает их эффективность. Их применение позволит четко определить и разграничить служебные полномочия должностных лиц и сотрудников, определить иерархию полномочий, облегчить контроль и координацию деятельности персонала, не допустить неоправданного дублирования функций и т. п. Схема функциональных взаимосвязей структурных подразделений учреждения (органа) УИС предназначена для закрепления конкретных функций, возложенных на учреждение (орган) УИС, за конкретными структурными подразделениями и должност- ными лицами (руководителями). Этот документ также позволяет регламентировать их полномочия и обязанности в выполнении этих функций. Функциональная матрица разделения служебных обязанностей в структурных под- разделениях учреждения (органа) УИС предназначена для закрепления за сотрудни- ками одного структурного подразделения конкретных функций, возложенных на это подразделение. Этот документ позволяет регламентировать полномочия и обязанно- сти сотрудников в выполнении этих функций, а также функциональные взаимосвязи персонала внутри структурного подразделения. Таким образом, данный регламент по назначению во многом аналогичен схеме функциональных взаимосвязей, отличаясь от последнего уровнем детализации. Регламенты, относящиеся к процессу и технологии управления, наиболее подробно обоснованы и широко представлены в специальной литературе [1, 2, 3]. Применение в практике управления УИС данной группы регламентов позволит четко определить ал- горитм выполнения широкого спектра задач и функций, стоящих перед учреждениями и органами УИС, упорядочить и конкретизировать деятельность структурных подраз- делений, должностных лиц, сотрудников и их взаимодействие, определить и закрепить время выполнения конкретных служебных задач и функций, а также наглядно (пошагово) увидеть технологию выполнения различных процессов, что в конечном счете сможет снизить их трудоемкость. Следует также обратить внимание на то, что аналогов при- менения подобных регламентов в настоящее время в практике управления УИС нет. С учетом изложенного в практике управления учреждениями и органами ФСИН Рос- сии предлагается использование следующих видов регламентов, относящихся к про- цессу и технологии управления. Сводная карта процедур, предусматривающая детализацию отдельных процедур (функций) управления. В УИС данный регламент может применяться для детализации периодичности осуществления конкретных служебных функций, трудоемкости их вы- полнения и закрепления их за конкретным сотрудником. Структура трудоемкости процедур (операций), предназначенная для определения трудоемкости выполнения отдельных функций (операций), необходимых для реализа- ции конкретной процедуры, и общей трудоемкости процедуры. В УИС данный регламент может применяться для определения общего бюджета времени выполнения различ- ных служебных задач, детализации трудоемкости осуществления отдельных функций. В первую очередь речь может идти о реализации типовых, часто повторяемых процедур (например, подготовка кадрового резерва, статистических отчетов). Это может способ- ствовать снижению трудоемкости решения типовых служебных задач. Оперограмма процесса - один из самых распространенных регламентов управлен- ческого труда, представляет собой документ, устанавливающий последовательность выполнения операций (функций) по определенной процедуре с указанием конкретных исполнителей, затрат времени на выполнение каждой операции и используемых тех- нических средств. В УИС данный регламент может применяться для определения по- следовательности и трудоемкости выполнения операций (функций), необходимых для решения определенной служебной задачи, а также уточнения требуемого для этого взаимодействия. Органограмма - графическая модель распределения управленческих функций в организации (структурном подразделении). В УИС органограмма процесса может ис- пользоваться для распределения полномочий между структурными подразделениями учреждения (органа) УИС, должностными лицами (руководителями) и отдельными ис- полнителями в процессе решения определенной служебной задачи. Документограмма процесса (маршрутная схема документа) - регламент, устанав- ливающий маршрут подготовки и прохождения определенного документа внутри орга- низации с указанием сроков (продолжительности) и характера выполняемой работы по составлению этого документа. Документограмма процесса позволяет проследить логическую последовательность и связь этапов работы над конкретным документом, выявить случаи дублирования функций, совместить и унифицировать документы, не- сущие однородную информацию. В УИС она может использоваться для распределения ответственности между структурными подразделениями учреждения (органа), долж- ностными лицами (руководителями) и отдельными исполнителями в процессе подго- товки служебной документации и полномочий по ее согласованию. Применение этого регламента позволит существенно повысить эффективность работы по документирова- нию управленческих решений, подготовке различных отчетов, информация по которым предоставляется различными структурными подразделениями. Логико-информационная схема - позволяет установить сроки выполнения опе- рации (функции), исполнителей, входящую и выходящую информацию по каждой опе- рации (функции), а также взаимосвязь между отдельными операциями (функциями). Применение в практике управления УИС данного регламента повысит эффективность совместной служебной деятельности сотрудников как одного, так и различных струк- турных подразделений учреждения (органа) УИС. В специальной научной и методической литературе по упорядочению информаци- онного обеспечения систем управления приводятся разные варианты и формы регла- ментирования этой деятельности. Считается, что важнейшими регламентами этого вида являются схемы информационных потоков и схемы документооборота, устанавливаю- щие рациональные связи между источниками и потребителями информации и пути ее циркулирования, а также определяющие перечень входных и выходных документов, источники их поступления и т. д. В УИС регламенты информационного обеспечения управления могут с успехом при- меняться для повышения эффективности деятельности как отдельных структурных подразделений, так и учреждения (органа) УИС в целом. В схеме информационных потоков для обозначения структурных подразделений и информационных данных, поступающих от источников к приемникам информации, ис- пользуются заранее установленные условные обозначения (индексы). Схема документооборота позволяет установить перечень входных и выходных доку- ментов, необходимых для решения конкретной задачи, источники поступления входных документов и адресаты выходных документов, а также периодичность составления и предоставления документов. При подготовке схем документооборота необходимо учитывать основной принцип организации документооборота (движения документов) - прохождение документом ми- нимального числа инстанций (прямоточность), который может быть обеспечен оптималь- ным разделением труда между конкретными исполнителями и должностными лицами (руководителями). Для определения рациональных маршрутов движения документов целесообразно использовать оперограммы процессов. Комплексное применение в практике управления учреждениями и органами ФСИН России обоснованных видов регламентов позволит повысить уровень управляемости и эффективность служебной деятельности сотрудников.
Список литературы

1. Веснин Е. В. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика : учебник. М., 2015. 688 с

2. Кибанов А. Я., Мамед-Заде Г. А., Родкина Т. А. Управление персоналом. Регламентация труда : учебник. М., 2003. 480 с

3. Кибанов А. Я., Родкина Т. А. Типовые формы регламентов управленческой деятельности // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2009. № 7. С. 29-36

Войти или Создать
* Забыли пароль?