ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен спектр вопросов, связанных с организацией общеобразовательного обучения несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, охарактеризовано современное состояние и перспективы совершенствования психолого-педагогических условий такого обучения. Правильное функционирование образовательных систем, базирующееся на принципах гуманизации, демократизации и модернизационного поиска, является основой устойчивого развития современного общества. Общеобразовательное обучение занимает особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего. Образование лиц, находящихся в местах лишения свободы, благотворно влияет на них: способствует их более полной самореализации в тяжелой жизненной ситуации, помогает удовлетворению их законных интересов и потребностей, объективно ограниченных в условиях содержания под стражей, стимулирует правопослушное поведение, позитивное личностное развитие и устранение криминогенных детерминант. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого обучающегося, обучение их навыкам самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Социальная и личностная значимость образования для несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых постоянно возрастает, предполагает поиск и использование на всех его этапах организации новых эффективных технологий, работы с учебной информацией, электронными и телекоммуникационными средствами. При этом необходимы индивидуальный темп обучения, непрерывное (даже бесконтактное) общение, самоконтроль и контроль за ходом поэтапного обучения, качеством усвоения знаний и навыков, а также формированием заданных компетенций.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная система, несовершеннолетние осужденные, общеобразовательное обучение, психолого-педагогические условия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Образовательные системы и их эффективная работа в любом государстве высту- пают одним из главных условий устойчивого развития современного общества. В Рос- сии история образования дает ключ к пониманию всей отечественной истории, начи- ная с петровских преобразований [1, с. 3]. Общественный подъем в конце 1980-х годов вызвал к жизни мощное общественно-педагогическое движение, направленное на гу- манизацию и демократизацию образования [1, с. 249]. Смысл российской реформы образования 1992 г. виделся в решении сверхзадачи по смене прежней статичной, ре- продуктивной модели образования на модель новую, динамичную, где школа и образо- вание становятся развивающими и развивающимися, стимулирующими общественные изменения [10, с. 266]. Задуманные реформы не были осуществлены в полном объеме, что привело в начале ХХI столетия к снижению интеллектуального потенциала России [1, с. 253], появлению растущего слоя малообразованных и необразованных россиян, по существу выпавших из системы образования [1, с. 289]. Это, в свою очередь, созда- вало условия для проявлений девиантного, делинквентного, агрессивного поведения граждан, включая социальные группы несовершеннолетних разной направленности [10]. Стабилизировать ситуацию и наметить пути ее преодоления возможно только через создание системы качественного образования, способной стать реальным инструмен- том «погашения природных агрессивных побуждений человека: снижения издержек от структурной агрессии, вплетенной в социокультурную реальность; сдерживания де- структивной энергии, идущей от техносферизации планеты, нарастания искусственной составляющей человеческой жизнедеятельности. Каждый из нас должен быть крайне заинтересован в том, чтобы сделать образование не квази-, а аутентично качествен- ным. Важный шаг к этому - четко осознать, какие образы образования являются жизне- утверждающими, а какие - жизнеразрушающими» [5, с. 330]. Более того, образование сегодня рассматривается как пространство культурных смыслов, ориентированных на развитие всех людей, гармонизацию духовной жизни личности и межличностных отно- шений [12]. О необходимости модернизации современной школьной системы говорил на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 25 августа 2021 г. Президент страны В. В. Путин, обозначив задачу обеспечения качественного образования всем детям, вне зависимости от того, где они живут, учатся, от социально- го статуса их родителей (https://news.mail.ru/politics/47658657/?frommail=1&exp_id=828). Все затронутые идеи в той или иной степени касаются и организации образования в уголовно-исполнительной системе (УИС). На современном этапе система образо- вания УИС с разной степенью успешности решает поставленные перед ней задачи, в территориальных органах активно формируется система общеобразовательного обучения осужденных, обобщается региональный опыт образовательной деятель- ности, занимающей особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего. Накопленный в воспитательных колониях опыт подчеркива- ет продуктивность подхода к исправлению личности осужденных через обучение. В процессе обучения несовершеннолетние осужденные не только получают новые знания, но и вступают во взаимодействие с учителем и другими осужденными. В ре- зультате устанавливаются смысловые и эмоциональные контакты, служащие источ- ником формирования нравственной ответственности, благоприятной почвой для пе- реосмысления своего прошлого и сложившихся негативных жизненных установок [8, с. 207]. Например, в Новооскольской воспитательной колонии обращалось повышен- ное внимание на мотивацию учебной деятельности и ее организацию. Коллективная учебная деятельность предполагала создание такой системы отношений и общения, в основе которой лежало сотрудничество в учении, совместная работа в целях овладе- ния знаниями, культурой общения и взаимоотношений. Особое значение имела работа с активом заключенных, а также с сотрудниками колонии для того, чтобы помочь найти правильные подходы к воспитанникам, побудить всех к коллективной работе, сформи- ровать готовность к участию в такой работе, организовать исполнение и контроль кол- лективной учебной деятельности [2, с. 289]. Образование в колониях всегда рассматривалось и в качестве важнейшего сред- ства возможной адаптации в обществе, помогая понять ценность учения, горизонты интеллектуального уровня преподавателей, отношение окружающих к людям, стремя- щимся получить образование и стать лучше [4, с. 90-91]. Образовательный процесс благотворно влияет на лиц, находящихся в местах лишения свободы, способствует их более полной самореализации в тяжелой жизненной ситуации, помогает удовлетворе- нию их законных интересов и потребностей, ограниченных в условиях содержания под стражей, стимулирует правопослушное поведение, позитивное личностное развитие и устранение криминогенных детерминант. Общеобразовательное обучение занимает особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего [11]. В силу этого особенности его организации в исправительных учреждениях предполагают создание в них специальных организационно-педагогических условий взаимодействия с администрацией учреждений УИС и образовательными организациями, задействован- ными в этом процессе. Во исполнение требований законодательства, ведомственных нормативных документов Минюста России и Минпросвещения России в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (СИЗО, ПФРСИ), и воспитательных колониях (ВК) уголовно-исполнительной системы организу- ется получение несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными общего образования. По сведениям ФСИН России, на начало 2019/20 учебного года 1362 несовершенно- летних, содержащихся под стражей, приступили к обучению. По итогам учебного года начальное общее образование получили 13 чел., основное общее - 161, среднее общее - 145 чел. В целях обеспечения получения несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми общего образования в большинстве СИЗО и ПФРСИ их общеобразова- тельное обучение осуществляется в образовательных организациях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в очной, очно-заочной и заочной форме (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Администрациями СИЗО, в которых содержатся несовершеннолетние подозревае- мые и обвиняемые, заключаются договоры о предоставлении образовательных услуг несовершеннолетним. Учебные классы оборудуются необходимой мебелью, телевизо- рами, компьютерами. Составляются планы работ воспитательных отделов и образова- тельных организаций, в которые включено проведение совместных психолого-педаго- гических мероприятий с подростками. Так, в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области преподаватели учебно-консультационного пункта № 3 наряду с уроками по алгебре, литературе, русскому языку, английскому языку, биологии, истории, физике, химии, обществознанию, информатике, географии проводят мероприятия культурно- познавательного характера: лекции, беседы, диспуты, организуют праздничные кон- церты с участием студентов театрального училища, приглашают писателей. В рамках учебной программы среди несовершеннолетних также был проведен конкурс «Лучший ученик» (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). В ряде СИЗО в помещениях для проведения учебных занятий с несовершеннолет- ними подозреваемыми и обвиняемыми имеется возможность подключения компьютера к сети Интернет для организации дистанционного обучения. Наличие в учебных клас- сах компьютеров позволяет учителям школы организовать показ фильмов по произ- ведениям, включенным в школьную программу, проводить занятия с использованием презентаций. Однако в 36 СИЗО 23 территориальных органов ФСИН России несовер- шеннолетние обучаются только в форме самообразования. Обучающие материалы несовершеннолетним и выполненные ими задания учителям передаются через со- трудников воспитательных служб учреждений. Учителя школ посещают СИЗО для проведения консультационных занятий с обучающимися, итоговой и промежуточной аттестации несовершеннолетних. Периодичность посещения в разных регионах со- ставляет от 1 раза в неделю до 1-2 раз в учебное полугодие (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Получение общего образования несовершеннолетними осужденными, отбывающи- ми наказание в ВК, организовано в общеобразовательных организациях территориаль- ных органов ФСИН России (далее - общеобразовательная организация, ФКОУ СОШ, школа ВК). В начале 2019/20 учебного года в 23 общеобразовательных организациях территориальных органов ФСИН России приступили к обучению в соответствующих классах 1022 несовершеннолетних осужденных. По итогам учебного года начальное общее образование получили 6 чел., основное общее - 280, среднее общее - 191 чел., окончили вспомогательный (коррекционный) класс - 32 чел. 23 обучающихся прошли государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого воспитанника, обучение их навыкам самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех ви- дов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций ФСИН России. Для решения обозначенных задач педагоги школ использу- ют индивидуально-ориентированное обучение, информационные и коммуникационные, игровые, деятельностные, здоровьесберегающие технологии, методики социально- педагогического проектирования и др. Одним из способов повышения интереса к изучению предметов школьного кур- са является организация тематических предметных недель, которые способствуют развитию личностных качеств учащихся. В 2019/20 учебном году в школах УИС про- водились предметные недели по русскому языку и литературе, математике, истории, обществознанию, географии, биологии, иностранному языку, химии, физике и др. На- пример, в ФКОУ СОШ УФСИН России по Республике Дагестан классные руководители организовали проведение предметных вечеров по биологии, обществознанию, гео- графии, математике и русскому языку. ФКОУ СОШ УФСИН России по Архангельской области в рамках декады гуманитарных наук, посвященной 100-летию Ф. А. Абрамо- ва, проведены экскурсия, командная игра для старшеклассников, цикл радиопере- дач «Литературное Пинежье», тематическая выставка рисунков «Пинега - родина Ф. А. Абрамова». В рамках недели науки в ФКОУ СОШ УФСИН России по Тюменской области организован интеллектуальный марафон «Самый умный» (письмо ФСИН Рос- сии от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). В общеобразовательных организациях ФСИН России осуществляется обучение не- совершеннолетних и по дополнительным образовательным программам, направленное на формирование общей культуры, художественно-эстетическое и нравственное раз- витие осужденных, работают кружки, секции, студии, клубы по интересам. Так, ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Кемеровской области в рамках предпрофильной подготовки учащимся 9-го класса предлагает курс «Твоя профессиональная карьера», цель кото- рого помочь учащимся в самоопределении и самореализации. В ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской области организована работа «Поэтической студии», в кото- рой осужденные учатся самостоятельно создавать произведения. В ФКОУ СОШ УФСИН России по Тюменской области функционируют кружки «Квиллинг», «Выжигание по де- реву», «Киноклуб», «Редколлегия», «Увлекательный английский», «Футбол». Занятия с использованием современных технических средств обучения, например уникального портативного планетария Homestar с проекционными дисками северного полушария и эффектом падающих звезд, в астрономическом кружке «Звезды становятся ближе» ФКОУ СОШ УФСИН России по Брянской области позволяют учащимся активизиро- вать познавательную деятельность и систематизировать представления о Вселенной. В ФКОУ СОШ УФСИН России по Краснодарскому краю осуществляют работу школьные творческие объединения учащихся: «Театральное» и «Краеведческое». Кроме того, в течение учебного года учителями школы регулярно проводились мероприятия по тру- довому воспитанию обучающихся «Чистый класс», «Чистая школа», выпуску стенгазет о труде, пропаганде спорта и здорового образа жизни (письмо ФСИН России от 7 дека- бря 2020 г., исх-03-78380). Выявление и развитие творческих способностей несовершеннолетних осужден- ных является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы [6]. С этой целью в отдельных школах УИС созданы театральные студии. В преддверии Международного женского дня состоялся премьерный показ спектакля «Можайская история» театральной студии «Метаморфоза» ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области, созданной при поддержке благотворительного фонда «Забота». Театральная студия «Экспрессия» ФКОУ СОШ УФСИН России по Еврейской автономной области, финалист Всероссийского конкурса театральных студий учреждений УИС, в течение учебного года представила спектакли «Приключения Буратино», «Ревизор», «Крупный выигрыш», миниатюры из произведений «Поднятая целина», «Легенда о матерях», «Беги, мальчик, беги» (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). В рамках патриотического воспитания во всех школах УИС были организованы меро- приятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для учащих- ся ФКОУ СОШ УФСИН России по Брянской области организована выездная экскурсия- практикум «Вахта памяти» по местам боев Брянского фронта. В ФКОУ СОШ УФСИН Рос- сии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведена торжественно-траурная церемония, посвященная Дню полного снятия фашистской блокады с города Ленинграда «Мы память в сердце сохраним», организовано интерактивное литературно-музыкальное представление «Блокадный Ленинград» и открытие музея, посвященного героям обо- роны Ленинграда (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). В преддверии Дня Победы учащиеся ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской об- ласти присоединились к Всероссийской акции «Открытка ветерану». Они изготовили своими руками оригинальные и красочные открытки, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства: декупаж, оригами, аппликация, ассамбляж, напи- сали для ветеранов добрые слова и поздравления с праздником Победы. Все открытки были переданы ветеранам, проживающим в Можайском городском округе (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). В ФКОУ СОШ УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2019/20 учебном году стартовал совместный проект со спортивно-оздоровительным комплексом Колпинского района «Ижорец», в рамках которого организованы соревно- вания по волейболу и мини-футболу между учащимися школы и командой подростково- молодежного клуба «Z». Традиционным стало проведение спортивных соревнований по волейболу и баскетболу между сотрудниками ФКУ Камышинская ВК УФСИН России по Волгоградской области и обучающимися ФКОУ СОШ УФСИН России по Волгоградской области. В рамках проекта «Кросс нации» среди обучающихся 10-х классов был орга- низован «Осенний кросс», а в день Всероссийской акции «Родительское собрание» - спортивная эстафета между командами обучающихся. В ФКОУ СОШ УФСИН России по Брянской области были проведены спартакиада «Быстрее, выше, сильнее» и традици- онный весенний турнир по волейболу на приз директора школы (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Внеурочные занятия являются составной частью единого учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Широкий спектр инновационных технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в образовательной деятельности и обучении осужденных, отбы- вающих наказание в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы [7]. Для стимулирования учебной деятельности осужденных ФСИН России совместно с благотворительным фондом «Попечитель» ежегодно организует конкурс «Лучший учащийся школ воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы». Кроме того, учащиеся школ УИС принимают активное участие в научно-практических кон- ференциях, международных, всероссийских и региональных конкурсах и предметных олимпиадах. ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Иркутской области совместно с Ангарской ВК и общественными организациями реализует комплекс системных проектов Фонда президентских грантов, направленных на профилактику асоциальных качеств и фор- мирование положительных навыков у подростков, содержащихся в воспитательной колонии, а также детей группы социального риска. В рамках проекта «Не повторяй мой путь» воспитанники Ангарской ВК, принявшие нормы законопослушного поведения и вышедшие из-под влияния криминальной субкультуры, очно или онлайн отвечают на вопросы подростков группы риска из Иркутской области, Республики Бурятия, Крас- ноярского края и др. Кроме того, педагоги школы консультируют родителей (законных представителей) несовершеннолетних по вопросам семейных отношений. Специали- сты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают участие в семинарах по применению инновационных методик и технологий в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опас- ном положении (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Школа продолжает реализацию проекта «Наставники: не рядом, а вместе!». Волон- терами-наставниками несовершеннолетних осужденных стали известные в Иркутской области бизнесмены, руководители спортивных комплексов, Центра молодежного ин- новационного творчества, депутат Законодательного собрания Иркутской области, по- мощник депутата Государственной Думы Российской Федерации. В целях внедрения эффективных педагогических технологий на базе школы Ангарской ВК было проведено межрегиональное мероприятие «Региональная школа социального наставничества», в котором приняли участие специалисты органов и учреждений системы профилакти- ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из г. Москвы, Республики Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Проект «Мой первый дом. Старт в будущее» направлен на реабилитацию и социализацию воспитанников Ангарской ВК. С подростками, готовящимися к освобождению из учреждения, организована работа на базе оборудованной на средства Фонда президентских грантов «тренировочной квар- тиры», расположенной в реабилитационном центре Ангарской ВК. С воспитанниками работают тьюторы, учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники, пси- хологи, наставники. С января по июнь 2020 г. программу успешно прошли 7 воспитан- ников (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Материально-техническая оснащенность общеобразовательных организаций яв- ляется одним из объективных условий применения новых технологий в обучении. Ор- ганизация учебно-воспитательного процесса предполагает активное использование различных продуктов информационных технологий, с помощью которых транслируется учебная информация и контролируется ее усвоение. В связи с этим уделяется внима- ние оснащению помещений для проведения учебных занятий с несовершеннолетними обучающимися. Так, департаментом образования и науки Тюменской области приобре- тены и переданы СИЗО-1 компьютерная техника (4 ноутбука), мультимедийный проектор, школьный инвентарь на сумму 450 000 руб. для организации общеобразовательного обучения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреж- дении (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380). Общеобразовательное обучение является частью процесса социализации лич- ности несовершеннолетних правонарушителей и подразумевает передачу нако- пленного опыта, профессиональных умений и навыков, практических знаний под- росткам. В условиях ухудшения криминологического состава несовершеннолетних, поступающих в СИЗО, ПФРСИ и ВК, вопросы организации учебно-воспитательного процесса с ними, обеспечения эффективной деятельности школ ВК требуют посто- янного внимания со стороны руководства учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [3]. Дальнейшее разви- тие психолого-педагогических условий общеобразовательного обучения несовер- шеннолетних, содержащихся в учреждениях УИС, повышение его эффективности видятся в следующем. Необходим постоянный мониторинг возможностей образовательных организаций, а также регионов России в организации образовательного процесса в учреждениях, а также включение ФСИН России и ее территориальных органов в национальной проект «Образование в Российской Федерации» для решения проблем образовательной дея- тельности (информационно-техническое оснащение, учебно-методическое обеспече- ние, стимулирование образовательных организаций, сотрудничающих с УИС, и т. д.). Требуется совершенствование взаимодействия всех субъектов образования не- совершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых (образовательных ор- ганизаций, территориальных УФСИН России, родителей (законных представителей) с органами местной власти, расширение сфер этого взаимодействия. Более эффективное использование возможностей психологической службы, учи- телей, преподавателей, родственников, других источников информации о личности осу- жденного для повышения эффективности комплексной психолого-педагогической диа- гностики несовершеннолетних, оценки их потребности в обучении и готовности к нему. Проведение сотрудниками психологических лабораторий профессиональной работы с несовершеннолетними, имеющими отрицательную установку на получение общего образования в период пребывания в учреждениях УИС. Обязательное выстраивание системы коррекции ценностных представлений не- совершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых через создание усло- вий для использования в жизни полученного ими образования, а также стремления продолжить обучение и после трудоустройства. Применение системы поощрительных стимулов в отношении лиц, проявляющих повышенный интерес к обучению и достиг- ших в нем высоких результатов. Создание постоянно действующей системы информационной и разъяснительно- пропагандистской работы с несовершеннолетними осужденными о ценности, важно- сти, личностной и социальной значимости образования, о его позитивном влиянии на процесс отбывания наказания, сроки и условия освобождения от наказания, о более широких возможностях благополучного устройства жизни на свободе. Для этого в уч- реждениях УИС, где содержатся несовершеннолетние, необходимо использовать весь арсенал методов и средств: оборудование информационных стендов, групповой показ видеороликов с использованием кабельного телевидения, трансляцию радиопередач, проведение занятий, индивидуальных и групповых консультаций, тематических встреч с бывшими осужденными, учителями, преподавателями, творческой интеллигенцией, представителями различных институтов гражданского общества. Совместное решение с органами управления образования субъектов Российской Федерации вопроса организации получения общего образования несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в СИЗО и ПФРСИ, в очной форме с привлечением педагогических работников общеобразовательных учреждений, разъ- яснение порядка прохождения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена. Содействие администрации ВК в повышении несовершеннолетними осужденны- ми компьютерной грамотности, используя компьютерные обучающие программы, по- мощь учителей и других подготовленных осужденных (по принципу «равный помогает равному»), а также в завершении полного цикла обучения и получении документов об образовании. Подводя итог, можно говорить о возрастающей социальной и личностной значимо- сти образования для несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых, которая предполагает поиск и использование на всех этапах его организации новых эффективных технологий [3]. К их числу относятся электронное и дистанционное обу- чение, развитие навыков учения и самообучения, самостоятельного поиска и работы с учебной информацией, электронными и телекоммуникационными средствами.
Список литературы

1. Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М. : Наука, 2008. 359 с

2. Воспитание подростков с девиантным поведением: история, теория, опыт : учеб.- метод. пособие / под ред. А. А. Романова, С. А. Завражина. Рязань : РГУ имени С. А. Есенина, 2006. 342 с

3. Данилин Е. М., Давыдова Н. В. Образование - средство исправления несовершеннолетних осужденных // Право и образование. 2015. № 9. С. 68-73

4. Женские исправительные учреждения: время реформ : сб. материалов Всерос. семинара «Реформа системы через реформу сознания» руководителей женских исправительных и воспитательных колоний (Краснодар, 2-3 апр. 2001 г.). М. : Эсла, 2001. 128 с

5. Завражин С. А. Феноменология девиантного поведения (избранные труды). Владимир : ВГГУ, 2008. 348 с

6. Кузнецов М. И. Воспитательная работа с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах ФСИН России // Профилактика зависимостей. 2019. № 2(18). С. 128-132

7. Опыт работы с несовершеннолетними осужденными воспитательных колоний, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах : сб. материалов передового опыта / сост. В. Ю. Трофимов [и др.]. М. : НИИ ФСИН России, 2009. 120 с

8. Предупреждение девиантного поведения девочек подросткового возраста. Факты. Концепции. Проблемы : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Романова. Рязань : РГУ имени С. А. Есенина, 2005. 338 с

9. Романов А. А. Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века. Избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. 528 с

10. Романов А. А. Проблема девиантного поведения детей в переломные эпохи ХХ века // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. С. 266, 452-455

11. Тюгаева Н. А. Общее образование осужденных к лишению свободы: исправление в процессе обучения // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. С. 470-474

12. Sorokoumova, S. N., Romanov, A. A., Barkova, V. V., Stolbova, E. A. & Tsilitskiy, V. S. 2020, ‘Ideas of education in the space of cultural meanings’, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences - SCTMG 2020, vol. 92, pp. 2542-2546, doi: 10.15405/ epsbs.2020.10.05.336

Войти или Создать
* Забыли пароль?