Академия ФСИН России (начальник кафедры юридической психологии и педагогики)
Рязань, Россия
УДК 159.9 Психология
УДК 378.6 Специальные высшие учебные заведения
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что психологические механизмы рефлексивного освоения военно-профессиональной деятельности будущих офицеров изучены не так обширно по сравнению с другими специальностями, профессиями. На протяжении длительного времени рефлексивный компонент в вооруженных силах считался практически незначимым в силу специфики служебной деятельности и организации форм взаимоотношения между военнослужащими. На сегодняшний день высшая военная школа в рамках реформирования Вооруженных сил Российской Федерации находится в процессе обновления. В статье представлены результаты эмпирического исследования корреляционных связей между рефлексивностью курсантов и самоэффективностью. Чем выше рефлексивность, тем лучше развиты такие компоненты, как предметная самоэффективность, межличностная самоэффективность, общий уровень самоэффективности, мотивация профессиональной компетентности, настойчивость, самоорганизация, ориентация на настоящее, общий уровень организованности.
рефлексивность, самоэффективность, мотивация, настойчивость, самоорганизация, ориентация на настоящее, корреляция
1. Гришина А. В., Косцова М. В., Колесникова А. В. Специфика адаптации к воен- ной службе у военнослужащих срочной и контрактной службы // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов IV Междунар. симпоз. психологов (Рязань, 7-8 апр. 2022 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2022. Ч. I. С. 208-213.
2. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты раз- вития личности : пер. с англ. 13-е изд., доп. М. : Альпина Паблишер, 2018. 396 с.
3. Косцова М. В., Маненко Е. В. Особенности профессиональной деформации у военнослужащих по контракту в военной полиции Министерства обороны РФ // Человек в условиях социальных изменений : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 14 апр. 2022 г.). Уфа : Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, 2022. С. 154-157.
4. Косцова М. В. Психологические условия формирования профессиональной рефлексии у студентов, обучающихся по техническим специальностям // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 104-110.
5. Косцова М. В., Федорова С. А. Факторы психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих Росгвардии // Молодежь и системная модернизация страны : сб. науч. ст. 7-й Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых (Курск, 19-20 мая 2022 г.) / отв. ред. М. С. Разумов : в 5 т. Курск : Юго-Западный гос. ун-т, 2022. Т. 2. С. 152-154.