УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
В статье рассматриваются реализуемые новации в преподавании дисциплины «Финансы» и освещается опыт применения практико-ориентированного, интеграционно-деятельного подхода к преподаванию дисциплины, ранее относимой к теоретическим. Цель внедрения новаций заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, практических интегральных навыков и умений в финансовой сфере, воспитании у молодых граждан страны неравно-душного отношения к формированию и расходованию централизованных государственных фондов и личных денежных средств. Методологическую базу разработки и материализации новшеств составили теоретические поиски преподавателей-исследователей и авторский опыт применения традиционных и современных инновационных технологий обучения. В статье обрисовываются порядок и организация образовательного процесса по финансовой дисциплине и порядок формирования в ней профессиональных навыков и умений посредством различных форм проведения занятий и педагогических новаций. Опора на методы сравнительного анализа имеющихся учебно-методических разработок в сфере преподавания и синтеза выводов исследователей, их систематизация и обобщение позволили разработать эффективную инновационную педагогическую технологию коллективного обучения в виде открытого междисциплинарного корпоративного семинара-дискуссии. В статье раскрыта методика проведения семинара-дискуссии и обоснована значимость традиционных педагогических приемов внедрения прогрессивных образовательных коммуникаций с оперативной обратной связью. Подчеркивается, что вовлечение обучающихся в процесс самообучения и взаимообучения повышает их заинтересованность в выработке интегральных навыков в целом по направлению подготовки. В результате было выявлено, что для обеспечения качества образования необходимо при проведении учебных занятий в аудитории сочетать работу в ней с обучением в электронной информационно-образовательной среде.
образовательный процесс, новации в педагогических техно- логиях, профессиональные компетенции, эффективность новаций в образовании
1. Мельников В. Д. Особенности преподавания теоретических финансовых дисциплин. URL: http://www.allbest.ru/.рdf (дата обращения: 14.03.2021).
2. Кирсеев П. И., Носов А. Л. Проблемы преподавания экономических дисциплин в сфере высшего образования // Концепт. 2016. № 28. С. 24-26.
3. Энтов Р. М. Проблемы преподавания финансовых дисциплин в российских высших учебных заведениях. URL: http://www.ecsocman.hse.ru/data/764/688/1219/015.Ent0v. pdf (дата обращения: 14.03.2021).
4. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании // Инновации, поиски и исследования. 2012. № 9.
5. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. 2011. № 6. С. 111-114.
6. Капранова Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. № 7. С. 36-41.
7. Колесник Л. М. Инновационные педагогические технологии (краткий обзор) : метод. пособие. Краснодар, 2015. 27 с.
8. Томина Н. М. Традиционные и современные инновационные педагогические технологии // Переход к образовательной деятельности в качестве образовательной организации высшего образования : сб. материалов I учеб.-метод. сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава Университета ФСИН России (Санкт-Петербург, 20-22 нояб. 2020 г.). СПб. : Университет ФСИН России, 2020. С. 5-11.
9. Янкова Е. В., Синева Н. Л. Кейс-метод как форма оценочного средства в процессе подготовки универсальных бакалавров в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 313-317.
10. Лаврентьева Л. А., Яшкова Е. В., Якунина А. А. Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин // Государственный советник. 2019. № 4. С. 63-66.
11. Томина Н. М. Финансы и кредит : практикум. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. Ч. 2. 211 с.
12. Томина Н. М. Финансы и кредит : учеб.-практ. пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2021. Ч. 3 : Финансы домашних хозяйств. 67 с.
13. Давыдочкина С. В., Маскина М. С. Опыт организации занятий с обучающимися Академии ФСИН России с применением технологии полного усвоения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 6(217). С. 18-23. DOI:https://doi.org/10.51522/2307-0382-2020-217-6-18-23.