Рязань, Россия
УДК 159.9 Психология
Статья подготовлена в рамках научных мероприятий Года педагога и наставника и посвящена 200-летию со дня рождения великого подвижника отечественного образования К. Д. Ушинского. При анализе его творческого наследия использованы аксиологический, антропологический, герменевтический методологические подходы, ретроспективный и конструктивно-генетический методы историко-педагогического исследования. Основными источниками для научного поиска стали педагогические сочинения К. Д. Ушинского, работы известных пе- дагогов, психологов, историков педагогики и психологии, чей научный интерес связан с изучением идей и опыта классика отечественной педагогики. Основной целью статьи явилось определение тех содержательных аспектов научных трудов К. Д. Ушинского, концептуальных идей, выводов, которые позволили бы характеризовать его не только в качестве великого педагога, но и великого психолога.
К. Д. Ушинский, великий педагог, великий психолог, педа- гогическая антропология, педагогическая психология, практическая психология
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии / под ред. Н. А. Логиновой. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. Т. 1 : Очерки психологии. История русской психологии. 412 с.
2. Асташова Н. А. Аксиологический потенциал наследия К. Д. Ушинского как условие подготовки современного учителя // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 2(30). С. 107-117.
3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : курс лекций. М. : Университет Российской академии образования, 2002. 208 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : учеб. пособие. М. : Университет Российской академии образования, 1998. 576 с.
5. Великий русский педагог К. Д. Ушинский / отв. ред. А. М. Александров. Ростов н/Д : Росиздат, 1945. 68 с.
6. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М. : Педагогика, 1974. 272 с.
7. Днепров Э. Д. Учебные книги К. Д. Ушинского - нравственная и педагогическая основа русской начальной школы // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета Российской академии образования. Вып. 5 : Педагогическая антропология и история образования. М. : Университет Российской академии образования, 2001. С. 95-159.
8. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2007. 232 с.
9. К. Д. Ушинский и русская школа: беседы о великом педагоге / под общ. ред. Е. Белозерцева. М. : Роман-газета, 1994. 192 с.
10. Мазилов В. А. К. Д. Ушинский как создатель парадигмы практической психологии: непонятный проект // Образовательная панорама. 2014. № 1(1). С. 48-60.
11. Меньшиков В. М. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в контексте модернизации российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 2(30). С. 97-103.
12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19 в. / отв. ред. А. И. Пискунов. М. : Педагогика, 1976. 600 с.
13. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М. : Педагогика, 1984. 272 с.
14. Романов А. А. Историк педагогики Б. М. Бим-Бад: 80 лет со дня рождения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 6(78). С. 46-51.
15. Романов А. А. Научная и просветительская деятельность Б. М. Бим-Бада (к 75-летию со дня рождения) // Педагогика. 2016. № 10. С. 105-111.
16. Романов А. А. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 1(33). С. 204-212.
17. Романов А. А. Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века. Избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. 528 с.
18. Романов А. А. Педология в России: судьба быть запрещенной постановлением власти // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2(38). С. 82-96.
19. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. Т. 5. 526 с.
20. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. Т. 6. 527 с.