OPERATIONAL-SEARCH CONTROL OVER CONVICTS TO PUNISHMENT WITHOUT IMPRISONMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The trend towards humanization of criminal policy has led to a greater use of sanctions with non-custodial measure of punishment. It significantly increased the burden on penal institutions and required the development of forms of social and legal supervision and control of convicts. Modern statistics show that the existing practice of such control is not ef- fective enough. This situation has developed as a result of a set of factors: the destroyed system of prevention that developed in soviet times, the weak resource base of units that carry out punishment without isolation from society, the fragmentation of the subjects’ actions of the law enforcement system, gaps in legal regulation, etc. Meanwhile, the quality of supervision affects the state of the regime of execution and serving of punishment, and is the main element of its provision and a condition for the application of means of convicts’ correction. Despite the existence of regulations on the need to monitor these categories of convicts by the police or joint actions with penal inspections, this form of execution of criminal punishment is not used enough. Measures of this control are not able to detect and prevent illegal intentions of persons registered in penal inspections. It is obvious that such control should be filled with other measures that can more effectively address the issues of regime compliance by convicts, sentenced to measures without isolation from society, and preventing recidivism. In particular, it is proposed to introduce the operational-search component as a set of measures (official and unofficial), permitted by the Federal law «Operational-search activity». In addition, it is advisable to pro-vide penal inspections with the right to carry out operational investigative activities in general or to give limited operational investigative functions to certain categories of their employees.

Keywords:
criminal policy, the Penal system, operational-search activity, control over convicts, punishment without isolation from society
Text
Text (PDF): Read Download

При выработке уголовной политики приходится учитывать исторический опыт разви- тия государства, состояние духовного потенциала общества, материальные ресурсы и другие факторы. Она должна принимать во внимание не только существующие реалии, но и прогностические оценки возможного результата принимаемых по ее реализации решений. В любом случае необходимо, чтобы она, с одной стороны, соответствова- ла криминологической реальности (анализ выявленных и прогнозируемых тенденций преступности, ее структуры, новых видов, контингента преступников и т. п.), с другой - учитывала имеющиеся тенденции результативности правоприменительной практики: насколько она обеспечивает реализацию уголовной ответственности для лиц, совер- шивших преступления, насколько реально достигается общее и специальное предупре- ждение, особенно рецидива. В этих условиях и встает вопрос о направлении уголовной политики: усиление либеральных или карательных (репрессивных) начал? Усиление карательных (репрессивных) начал в борьбе с преступностью позволяет улучшить криминологическую ситуацию, но лишь на время, так как те, кто отбывал ли- шение свободы, через определенное время освобождаются и при отсутствии должной социальной поддержки и надзора вновь становятся на преступный путь, нередко ре- крутируя в свои ряды новых лиц. В силу этого такая политика целесообразна лишь как временная, например в 1990-е гг. XX в., когда преступность расцвела, особенно ее тяж- кие и особо тяжкие проявления. Однако в начале XXI в. стало понятно, что необходимы иные подходы. Если судить по тенденциям развития законодательства, в этот период был избран либеральный путь и гуманизация исполнения наказаний. Такой подход в полной мере не соответствовал состоянию криминальной ситуации, но позволял рас- считывать, что сокращение применения лишения свободы может привести к позитив- ным тенденциям в уровне и структуре преступности. Учитывалось, что эффективная уголовная политика, объективно оценивая состо- яние преступности, в векторах своего развития должна быть направлена на будущие позитивные изменения, и не только кратковременного характера. Была осуществлена значительная декриминализация преступных деяний (в 2003 и 2008 гг.), произошли из- менения в практике применения наказаний. Все это позволило существенно сократить численность «тюремного» населения. В то же время более широкое использование санкций с мерами наказания без лише- ния свободы увеличило нагрузку на учреждения исполнения наказаний и потребовало развития мер по исполнению наказаний, форм социально-правового надзора и контроля за осужденными. Можно констатировать, что существующая практика такого контроля недостаточно результативна, о чем свидетельствует статистика. Так, условно осужденные составляют 64 % из числа состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, из них 38 % ранее привлекались к уголовной ответственности, из которых 26 % - за тяжкие и особо тяжкие преступления, 44 - за преступления корыстной мотивации (кражи, грабежи, разбои), 20 % - за преступления, связанные с наркотиками. Последние две категории относятся к группе потенциально рецидивно опасных. Не случаен тот факт, что каждый четвертый из них в 2014 г. вновь совершил преступление и привлечен к уголовной ответственности. В определенном смысле данное положение сложилось в результате совокупности таких факторов, как разрушенная система профилактики, сложившаяся в советское время, слабая ресурсная база подразделений, исполняющих наказания без изоляции от общества, разрозненность действий субъектов правоохранительной системы, нали- чие пробелов в правовом регулировании и др. Следует принимать во внимание, что согласно Концепции развития уголовно-испол- нительной системы Российской Федерации до 2020 г. к 2020 г. предлагается увеличение общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от обще- ства, на 200 тыс. чел. за счет применения условного осуждения, ограничения свободы и других видов наказаний, условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Структура данных категорий осужденных вряд ли будет существенно улучшаться. Среди них по-прежнему будет значительная часть осужденных, характеризующихся достаточно высокой степенью вероятности рецидива. Существенными компонентами позитивных изменений, как представляется, могут быть следующие меры: развитие институтов исполнения наказаний без лишения свободы, укрепление уч- реждений, исполняющих такие наказания, повышение их правового статуса, уровня профессионализма сотрудников; обогащение форм и видов надзора, контроля за осужденными без лишения свободы в сочетании с мерами социальной поддержки. Это в полной мере соответствует рекомендациям международно-правовых актов. Так, в Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными лицами (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) в числе основных принципов указан надзор, цель которого способствовать хорошему поведению и адаптации к со- циальной жизни этих правонарушителей, а также вести наблюдение за их поведением. В соответствии с рекомендациями Минимальных стандартных правил ООН в отно- шении мер, не связанных с лишением свободы (Токийские правила, 1990 г.), после вы- несения приговора на стадии исполнения таких мер должен осуществляться надзор за осужденным и режим обращения. «Цель надзора состоит в том, чтобы сократить реци- дивы правонарушений и содействовать включению такого правонарушителя в жизнь общества, которое свело бы к минимуму вероятность повторного совершения престу- плений». Надзор должен сочетаться с другими мерами воспитательного воздействия и социальной поддержки. Качество надзора влияет на состояние режима исполнения и отбывания наказания, является основным элементом его обеспечения и условием применения средств ис- правления к осужденным. Однако, хотя надзор как форма контроля за осужденными неоднократно упоминается в УИК РФ, его законодательное определение как в данном нормативном акте, так и в других источниках российского уголовно-исполнительного права отсутствует (например, в Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества от 25 июня 2009 г.). Несмотря на наличие нормативных установлений о необходимости контроля за ука- занными категориями осужденных со стороны органов полиции или совместных дей- ствиях (приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению соверше- ния лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений») с уголовно-исполнительными инспекциями, данная форма исполнения уголовного наказания используется недостаточно или по своей сути меры такого контроля не способны своевременно выявлять и предупреждать противоправные намерения лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Очевидно, что такой контроль должен быть наполнен и другими мерами, способны- ми более результативно решать вопросы соблюдения режима отбывания наказания лицами, осужденными к мерам без лишения свободы, и предупреждения рецидива с их стороны. В частности, предлагается ввести в надзор за ними оперативно-розыскную компоненту как комплекс мер гласного и негласного характера, разрешенных Феде- ральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Следует отметить, что указанный Закон не содержит понятия «оперативно-розыскной контроль» (им можно было бы дополнить Закон), но его допустимость вытекает из цели, задач, сущности оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность выступает как единый процесс, в котором со- ставными частями являются действия, мероприятия, различающиеся по целям, субъ- ектам, объектам и правовому регулированию их проведения. Это обусловливает их специфику, организацию, методику и тактику, формы осуществления. В оперативно- розыскной науке принято выделять четыре формы проведения действий и мероприятий, предусмотренных законом: оперативный поиск, оперативно-розыскное предупреждение преступлений, оперативная проверка (разработка) и оперативно-розыскное предупре- ждение предварительного расследования. По нашему мнению, к самостоятельной форме оперативно-розыскной деятельности следует отнести и оперативно-розыскное обеспечение исполнения и отбытия наказа- ния по следующим соображениям. Во-первых, оперативно-розыскная информация обеспечивает соблюдение установ- ленного порядка отбывания наказания (режим). В УИК РФ представлено понятие режима применительно к местам лишения свободы (ст. 82), но режим существует в исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Он устанавливается в приговоре суда (определенные обременения) и регламентирован в исполнении ведомственными нор- мативными актами, в частности указанной Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Во-вторых, для достижения целей режима, указанных в ст. 82 УИК РФ, оперативные подразделения решают следующие задачи: обеспечение постоянного надзора за осужденными, исполнение возложенных на них обязанностей; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся и совершае- мых преступлений и нарушений режима; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег, а также укло- няющихся от отбывания наказания (ст. 18.1 УИК РФ); содействие в выявлении и раскрытии преступлений прошлых лет, совершенных осужденными. В-третьих, основным объектом оперативно-розыскного наблюдения являются осу- жденные, в отношении которых приговор вступил в законную силу и которые соответ- ственно ограничены в своих конституционных правах. В-четвертых, оперативно-розыскная деятельность в системе исполнения и отбытия наказания осуществляется специальным субъектом - оперативными подразделениями ФСИН России (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), перечень которых устанавливается ведомственным нормативным актом. Уголовно- исполнительные инспекции таким правом не наделены. В соответствии с указанной ранее Концепцией должны быть сформированы каче- ственно новые учреждения, способные результативно исполнять наказания, не свя- занные с лишением свободы, которые были бы способны системно осуществлять ме- роприятия воспитательного характера, социальной помощи и полноценного контроля за поведением и образом жизни осужденных, предупреждая возможности совершения ими новых преступлений. Функционирование таких структур потребует создания си- стемы оперативно-розыскного сопровождения исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Оно должно быть составной частью социально- правового контроля. Целесообразно нормативно предоставить уголовно-исполнительным инспекциям право осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом или на- деления ограниченными оперативно-розыскными функциями отдельных категорий их сотрудников. Конечно, в оперативно-розыскном контроле нуждаются не все категории осужденных, поставленных на учет в уголовно-исполнительных инспекциях. Приори- тетно оперативно-розыскным контролем должны охватываться осужденные рецидивоо- пасных групп, а также другие осужденные, если есть основания полагать о возможности совершения ими новых преступлений. Очевидно, что при положительном решении данной проблемы потребуется четкое нормативно-правовое и методическое обеспечение взаимодействия с территориаль- ными органами внутренних дел и с другими субъектами, наделенными правом осущест- вления оперативно-розыскной деятельности. При дальнейшем развитии уголовно-исполнительного законодательства, в частности при разработке нового УИК РФ, потребность в котором назрела, вопросы организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделени- ями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы следовало бы вынести в самостоятельный раздел (или главу). Возможности оперативно-розыскной деятельности в процессе исполнения наказа- ний достаточно разносторонни. При ее грамотной организации практические результаты способствуют реальному исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений, раскрытию ранее не выявленных преступлений, своевременному обнаружению криминальных намерений, их предупреждению и пресечению. Предла- гаемое решение придаст законченность содержанию рассматриваемой формы опера- тивно-розыскной деятельности - оперативно-розыскного обеспечения исполнения и отбывания уголовного наказания.
Login or Create
* Forgot password?