LEGAL SELF-IDENTIFICATION OF A FOREIGNER TO THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the concept of legal self-identification of a foreigner. This is the process of perception of a foreign person as a subject of Russian law, which has legal properties that allow him to enter into legal relations and determine his own legal status. Legal self-identification of a foreign person is associated with assimilation of certain roles and behaviors recognized as legitimate within the new legal system.There are three stages of legal self-identification of foreign citizens: legal adaptation - the process of adaptation of a foreign citizen to a new legal system and getting legal information, legal knowledge that change his legal understanding and sense of justice; legal integration is an inclusion in the Russian legal environment, based on the formed legal consciousness, a high level of legal culture. It is a two-way process, the full course of which is possible only with the joint efforts of the foreigner and the host community;legal assimilation is a complete dissolution of a foreign citizen in the legal field of the receiving state, the destruction of any differences in legal status with the citizens of the receiving state.Analysis of legal regulation of the process of legal self-identification of a foreign person to the Russian legal system shows that the legal status of a foreign citizen builds its relationship with the Russian state at various stages: entry into the territory of the state, participation in legal relations on its territory, travel abroad, and obtaining Russian citizenship. It is stated that in the Russian Federation there are no state targeted programs aimed at the legal integration of foreign citizens. It negatively affects the effective implementation of foreign citizens’ rights and obligations, as he must identify himself in a new legal reality.

Keywords:
foreign person, migration, legal identity, personal identification, legal identifica- tion, legal self-identification, legal adaptation, legal integration, legal assimilation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Необходимость анализа особенностей правовой самоидентификации иностранного лица к российской правовой системе обусловлена формированием открытого геопо- литического пространства, закономерным результатом которого стала всесторонняя активизация миграционных потоков. Ежегодно тысячи иностранных граждан въезжают на территорию Российской Федерации на различных основаниях. По данным показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Фе- дерации, за январь - декабрь 2017 г. в Российскую Федерацию прибыло и поставлено на учет 118 606 соотечественников и членов их семей [1]. Для данной категории ино- странных лиц необходимость в правовой адаптации жизненно важна и необходима, в отличие от иных категорий иностранных лиц, которые находятся на территории Рос- сийской Федерации. Будучи не осведомленными относительно базовых положений российского законодательства и своего места в правовой системе государства, они фактически являются дезориентированными в условиях нового правового поля, что подчас приводит к неблагоприятным последствиям как для самого иммигранта, так и для принимающей стороны. Адаптационная политика в отношении иностранных лиц связана с общей социаль- ной политикой государства, которая является одним из главных векторов внутренней правовой политики государства, способной обеспечить воспроизведение человеческих ресурсов на фоне демографического кризиса, развивающегося в последние десятиле- тия в России. Категория «идентификация» рассматривается в психологии как особый полифункци- ональный многоуровневый механизм индивидуального развития личности, ее становле- ние, включающее в себя персонализацию и социализацию. Идентификация формируется на двух основных уровнях - бессознательном и сознательном, объект идентификации зависит как от внутренней позиции, так и таких факторов, как возраст, поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Одним из первых категорию «идентификация» стал использовать австрийский врач-психиатр З. Фрейд для обозначения специфического механизма самозащи- ты личности, оказавшейся вне пределов «зоны комфорта» [2, с. 47]. Современная психологическая наука выделяет следующие виды самоидентификации личности: гендерная, корпоративная, национальная, религиозная, этническая и др. Одной из самых востребованных в рамках правовых исследований является категория «пра- вовая самоидентификация», которая, пожалуй, меньше всех изучена в российской юридической науке. НАУЧНЫЙ ФОРУМ 35 Приходится констатировать отсутствие не только разработок в сфере правовой самоидентификации личности, но и стадий ее формирования, а также дефинитивной стороны вопроса. При этом ряд ученых (а с недавнего времени и законодатель) стали затрагивать и использовать данную категорию через призму составляющих ее элемен- тов. Особое внимание уделяется таким явлениям, как правовая идентичность, правовая интеграция и правовая адаптация личности. Отдельные научные положения, раскрывающие сущность правовой самоидентифи- кации личности, даются через синтезированную категорию правового и социального. Активно развивается учение о правовой идентичности и идентификации. Среди ав- торов, изучающих вопросы правовой идентичности и идентификации, можно назвать Е. В. Астапову, Ю. Ю. Ветютнева, Н. В. Исаеву, Г. М. Лановую, Е. В. Резникова, А. Г. Ха- бибулина, И. Л. Честнова. Е. В. Резников дает следующее определение правовой идентичности: «Это такое состояние человека, когда он не только является членом какой-либо социальной группы, но и придает этому факту достаточно высокую значимость, осознает его как принципиально важное качество собственной личности» [3, с. 14]. Г. М. Лановая под правовой идентификацией понимает «установление тождественности объекта с дру- гими правовыми объектами того же вида или рода» [4, с. 58], то есть косвенно видит в этом процесс. Мы считаем, что правовая идентификация - это многоуровневый процесс сопо- ставления индивида с различными явлениями правовой системы (в которой в данный момент он находится), отличными от его внутренних представлений. Ввиду отсут- ствия официально признанной дефиниции «правовая самоидентификация личности» предлагаем ее следующее определение: это процесс, направленный на отождествле- ние личности себя в качестве полноправного субъекта правовой системы, в рамках которой он функционирует в разнообразных правоотношениях. Хотя некоторые ав- торы рассматривают правовую самоидентификацию только как статичное явление - это лишь «установление собственной тождественности с другими субъектами, облада- ющими качественно определенным набором правовых свойств» [4, с. 58]. Что касается правовой самоидентификации иностранного гражданина, то в условиях нахождения в рамках правовой системы Российской Федерации под ней следует пони- мать процесс восприятия иностранным лицом себя в качестве субъекта российского права, обладающего правовыми свойствами, которые позволяют ему вступать в пра- вовые отношения и определять собственное правовое состояние. Важно отметить, что правовая самоидентификация по аналогии с личностной самоидентификацией связана с усвоением определенных ролей и моделей поведения, признаваемых правомерными в рамках новой для нее правовой системы. Правовая самоидентификация в условиях нового правового пространства - процесс, временные рамки которого зависят от личностных особенностей иностранного гражда- нина, уровня правовой культуры и наличия схожих черт национальных правовых систем государств гражданской принадлежности иностранного лица и принимающей стороны. По нашему мнению, следует выделять три стадии правовой самоидентификации ино- странных граждан: правовая адаптация, правовая интеграция и правовая ассимиляция личности. Данные стадии согласуются с положениями Концепции государственной ми- грационной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Пре- зидентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., в которой отмечается, что «важными элементами политики в сфере миграции являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, а также обеспечение социальной за- щищенности». Правовая адаптация иностранного лица в условиях российского правового поля является первичной стадией процесса правовой самоидентификации. Под правовой адаптацией иностранного гражданина следует понимать процесс его приспособления к новой для него правовой системе и получение им правовой информации, правовых знаний, которые меняют его правопонимание и правосознание. Впоследствии они долж- ны быть трансформированы, по мнению А. В. Саргаева, «в правовые убеждения, при- вычки правомерного поведения, а также готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения» [5, с. 136]. Адаптация - процесс в большей степени психологический, заключающийся в фор- мировании правосознания личности. Однако для полноценной жизни в обществе идеи правомерного поведения должны найти свое реальное воплощение, перейти из сферы должного в сферу сущего. Закономерным результатом сформированного представления о правомерном пове- дении, основах политико-культурных традиций принимающего общества, а также повы- шения уровня правовой культуры становится стремление лица влиться в сообщество для реализации своих прав, адресуемых национальным законодателем. Осознание принятых в социуме социально-правовых ролей - одна из предпосылок для отождест- вления себя в качестве одного из субъектов правовой системы. В том случае, если иностранный гражданин не только осознает базовые элементы правовой системы, но и стремится к активному взаимодействию с ними, следует говорить о качественно новом уровне правовой самоидентификации, то есть об интеграции гражданина ино- странного государства в российскую правовую систему. Это вторая ступень правовой самоидентификации. В социологической науке высказывается точка зрения, что «общественные науки применяют термин «социальная интеграция», под которым понимается процесс пре- вращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (людей, социальных групп (диаспор), государств) в единую, целостную систему, харак- теризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей и интересов» [6, с. 743]. Однако эта трактовка социальной интеграции не позво- ляет дать аналогичное толкование правовой интеграции иностранного гражданина. Причиной тому служит рассмотрение социальной интеграции как синтеза разрозненных политико-правовых явлений в цельную систему. Иностранный гражданин включается в существующее правовое поле, обладающее спецификой. Новая правовая система при этом не создается. Она лишь обогащается еще одним субъектом, функционирую- щим в ее рамках. С учетом изложенного наиболее оправданным представляется определение право- вой интеграции иностранного гражданина как инклюзии в российскую правовую среду, основанную на сформированном правосознании, высоком уровне правовой культуры. Правовая интеграция иностранного гражданина - это двусторонний процесс, пол- ноценное протекание которого возможно исключительно при условии совместных уси- лий иностранца и принимающего сообщества. В ряде западных стран способствова- ние интеграции мигрантов реализуется при помощи программно-целевого метода. Так, в Канаде существует федеральная программа адаптации и натурализации Immigrant settlement andadaption program (ISAP), предназначенная для содействия новоприбыв- шим иммигрантам. Правовая интеграция не является приоритетным направлением для ISAP, однако комплексная инклюзия в любое урегулированное нормами права обще- ство невозможна [7]. Относительно Российской Федерации приходится констатировать факт едва ли не полного отсутствия государственных целевых программ, направленных на правовую интеграцию иностранных граждан, да и вообще на какую-либо интеграцию таковых. Ис- ключением является Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Прези- дента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289), однако и она по факту не затрагивает вопросов, связанных с правовой интеграцией иностранных граждан. Дру- гим существенным недостатком действующей интеграционной политики является то, что ее положения носят характер рекомендаций. Это отличает ее от программ многих европейских стран, где участие в данных программах является обязательным для мно- гих категорий лиц, въезжающих в страну. При реализации государственных целевых программ, направленных на содействие правовой интеграции, важно учитывать, что различные категории иностранных граж- дан в разной степени нуждаются в интеграции. Если для одних лиц достаточно прове- дения только базовых адаптивных мероприятий, то для других - необходимо оказание содействия, направленного на интеграцию, в полном объеме. На основании этого мож- но сделать вывод о том, что миграционная политика любого государства должна стро- иться с учетом необходимости дифференциации по отношению к различным группам иностранцев (трудовые мигранты, иммигранты, репатрианты и др.) и базироваться на ясных и прозрачных процедурах, которые в Российской Федерации часто носят декла- ративный характер. Заключительной стадией процесса правовой самоидентификации иностранного гражданина в новой правовой системе является правовая ассимиляция - полное рас- творение иностранного гражданина в правовом поле принимающего государства, унич- тожение каких бы то ни было различий в правовом статусе с гражданами принимающего государства. Ассимилировать иностранного гражданина, считает В. В. Бубликов, «значит фактически отмести его культурную идентичность. Жесткую политику по ассимиляции иммигрантов, получившую название «плавильного тигля», в 1960 гг. проводили США. Ее основными постулатами являлись аккультурация (в том числе правовая) иммигран- тов на основе англо-протестантской культуры и принятия ими ценностей американской политической системы» [8, с. 40]. Использование методов правовой ассимиляции приемлемо для унитарных стран моноэтнического толка, население которых имеет общую к ульт уру, тра- диции, религиозные воззрения, что, как известно, является предпосылками на- ционального правообразования. Иностранный граж данин, имеющий намерение остаться на территории такого государства на длительный срок, находится в условиях единого историко -правового пространства, часто общепризнанной, хотя и официально не закрепленной идеологии. Функционируя в рамках единого общества, он с течением времени проходит описанные выше стадии: правовую адаптацию и правовую интеграцию. Закономерным шагом для него является дальнейшее ассимилирование в правовую среду. При этом происходит отречение от тех правовых норм, которым лицо подчинялось, находясь на территории госу- дарства граж данской принадлежности. Запрещенное становится дозволенным. 38 НАУЧНЫЙ ФОРУМ Типичным примером правовой ассимиляции является то, как легко иностранные граж дане ассимилируются в правовой системе Нидерландов, разрешающих то, что во многих странах влечет за собой возложение административной и уголов- ной ответственности. Во многих странах мира, в том числе в России, использование ассимиляцион- ной модели, на наш взгляд, не представляется возможным в связи с многонацио- нальностью и поликонфессиональностью населения. Отсутствие единых истори- ко-культурных традиций, традиций правового регулирования общественных от- ношений в различных регионах страны становится существенным препятствием для создания единого правового поля, в котором и может быть ассимилирован иностранный гражданин. Полная правовая ассимиляция сегодня невозможна и для граж дан России. Например, в соответствии с Федеральным законом «Об образо- вании» были установлены минимальные требования к школьной форме, которая должна соответствовать светскому характеру государства и принятым в обществе нормам делового стиля, что вызвало протест среди населения, исповедующего ислам. Правовые нормы вступили в противоречие с культурно-религиозными тра- дициями определенной части граж дан России. В связи с этим преж девременно говорить о возможности ассимиляции иностранных граж дан в единое правовое поле Российской Федерации. Самоидентификация иностранного гражданина в новом правовом пространстве - сложный процесс, требующий интеллектуальных и финансовых затрат со стороны как иностранного лица, так и принимающего его общества. Однако для гармоничного развития государства, укрепления его позиций на международной арене проведение процедур по самоидентификации необходимо, а значит, вопрос о реформировании го- сударственной миграционной политики остается открытым. В настоящее время в Российской Федерации сложился массив нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранного гражданина и его взаимоот- ношения с Российским государством на различных этапах: въезд на территорию государства, участие в правоотношениях на его территории, выезд за границу, по- лучение российского гражданства. Однако для полной реализации своих прав и обязанностей иностранный гражданин должен осознать себя в качестве специфи- ческого субъекта права, то есть идентифицировать себя в новой для себя право- вой реальности. При этом с иностранным лицом происходит правовая самоиден- тификация - процесс, заключающийся в таких стадиях, как интеграция, адаптация и ассимиляция, каждая из которых предполагает наличие определенного уровня правовых знаний и умений.
References

1. Svodka osnovnyh pokazateley deyatel'nosti po migracionnoy situacii v Rossiyskoy Federacii za yanvar' - dekabr' 2017 g. URL : https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya/item/12162186 (data obrascheniya: 02.07.2018)

2. Freyd Z. Psihologiya mass i analiz chelovecheskogo «Ya». M., 2013. 137 s

3. Reznikov E. V. Ponyatie pravovoy identichnosti // Pravo i sovremennye gosudarstva. 2014. № 1. S. 9-14

4. Lanovaya G. M. Pravovaya identifikaciya i pravovaya samoidentifikaciya: soderzhanie ponyatiy // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava. 2016. № 2. S. 57-60

5. Sargaev A. V. Pravovaya adaptaciya inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Federacii: problemy i mery po ih razresheniyu // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 14. S. 135-140

6. Sociologiya : enciklopediya / sost. A. A. Gricanov [i dr.]. Minsk, 2003. 1312 s

7. Immigracionnaya sluzhba Kanady. URL : http//www.canadaru.ca (data obrascheniya: 30.06.2018)

8. Bublikov V. V. Assimilyaciya ili mul'tikul'turalizm - opyt zarubezhnyh stran po integracii immigrantov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 315. S. 38-41

Login or Create
* Forgot password?