THE PRACTICE OF CONSIDERING THE RECEPTION AND REGISTRATION OF CRIMES REPORTS IN THE ACTIVITIES OF DUTY SHIFTS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to a comprehensive study of problematic issues relating to the order of reception and registration of crimes reports by employees of duty shifts, in particular the duty of the correctional institution. The object of the study is the procedural actions for the reception and registration of crimes reports. In case of preparation and commission of crimes by a convict, the priority task of employees of a shift is reception and registration of primary information about crimes. This procedural activity has a significant role in the criminal process, since the success of further investigation and decision-making in the criminal case depends on immediate reception of information about the crime, as well as the correctness of filling in registration documentation.The aim of the research is to study the procedure of reception and registration of crimes reports by employees of the duty shift in correctional institutions in order to prevent or minimize the number of unregistered crimes in Penal system of Russia. Legal actions of employees of duty shifts is a necessary condition for effective counteraction of crime, as well as guaranteed ensuring the constitutional rights of citizens to justice and implementation of criminal proceedings.

Keywords:
security, duty shift, correctional institution, the book of crimes reports registration, condemned, law and order, reception and registration of crimes reports, penal system, registration documentation
Text
Исправительные учреждения (ИУ) являются сложными в оперативном отношении режимными объектами, призваннымм решать специальные задачи в уголовно-испол- нительной системе (УИС) России. Одной из наиболее важных среди них в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является задача по обеспечению право- порядка и безопасности в исправительных учреждениях. Основным структурным подразделением в ИУ, непосредственно выполняющим ука- занную задачу, выступает дежурная смена, которая призвана обеспечивать постоянное и круглосуточное осуществление надзора за осужденными, а также предотвращать со- вершение с их стороны преступлений. Руководство в организации работы дежурной смены возлагается на дежурного по- мощника начальника учреждения, он же является начальником дежурной смены. Де- журный по учреждению непосредственно подчиняется начальнику учреждения и его заместителям, а во время их отсутствия полностью несет ответственность за поддер- жание в исправительном учреждении режима отбывания наказания, установленного Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295. В последнее время резко обострилась оперативная обстановка в исправительных учреждениях. В местах лишения свободы, где содержатся лица с высоким уровнем общественной опасности, все чаще проявляется возросшая агрессивность и актив- ность преступного мира, а также имеют место быть и факты совершения преступлений со стороны осужденных. В связи с этим Т. А. Сулейманов считает, что «проводимые сегодня экономические реформы в стране существенно увеличили финансовые воз- можности элиты криминального мира, вследствие чего возросла активность лидеров преступной среды, пытающихся координировать противоправные действия осужден- ных и воздействовать на оперативную обстановку в исправительных учреждениях» [1, с. 127]. По этому поводу высказывался и профессор Н. Г. Шурухнов, который подчеркивал, что «преступность в ИУ изменилась не только по форме, но и по содержанию». Совер- шаемые осужденными противоправные деяния стали более латентными и избиратель- ными, повысилась общественная опасность преступлений, а также возрос «професси- онализм» их совершения [2, с. 66]. Однако С. Д. Аверкин акцентирует внимание на том, что при надлежащем осущест- влении ведомственного надзора и контроля за поведением осужденных в исправитель- ных учреждениях факт совершения либо подготовки с их стороны преступлений будет быстро обнаруживаться администрацией учреждения, а в первую очередь сотрудни- ками дежурных смен [3, с. 119]. Согласно ведомственной статистике Федеральной службы исполнения наказаний (от- чет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, по форме ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 61 № 2-УИС за 2015 г. - 8 месяцев 2018 г.), на территории учреждений и органов УИС в 2015 г. зарегистрировано 935 преступлений; 2016 - 955; 2017 - 971, за восемь месяцев 2018 г. - 602. Детальный анализ статистики состояния преступности в УИС России позволяет сформулировать вывод о том, что в исправительных учреждениях осуществляется значительный объем уголовно-процессуальной деятельности, которая реализуется в основном на стадии возбуждения уголовного дела. По мнению О. А. Малышевой, одним из способов положительного воздействия на сложившуюся неблагоприятную обстановку в исправительных учреждениях является повышение эффективности уголовно-процессуальной деятельности, связанной прежде всего с приемом и регистрацией сообщений о преступлениях [4, с. 47]. В свою очередь, Е. Р. Пудаков отмечает, что рост числа преступлений, совершае- мых на территории ИУ, является основанием для проведения научных исследований по вопросам процедуры возбуждения уголовного дела [5, с. 3]. С точки зрения Б. Я. Гаврилова, уголовно-процессуальная деятельность УИС высту- пает составной частью уголовно-исполнительной политики. Ученый в большей степени акцентирует свое внимание на первоначальном этапе уголовного судопроизводства, где неурегулированность указанного вида процессуальной деятельности затрудняет весь процесс расследования, не позволяя при этом сотрудникам УИС оперативно реагиро- вать на преступления, совершаемые осужденными [6, с. 63-64]. В. В. Медведева считает, что предупреждение преступлений в исправительных учреж- дениях связано с выявлением проблем на начальном институте уголовного процесса, в котором в большей степени ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации приема и регистрации информации о преступном деянии, а также еди- нообразия дальнейшего проведения [7, с. 3]. В случаях совершения осужденными преступлений на территории ИУ первоочеред- ной задачей сотрудников дежурной смены является прием и фиксация первичной ин- формации о преступном деянии. Данная процессуальная деятельность играет значимую роль, поскольку от незамедлительного приема информации о преступлении, а также правильности заполнения и ведения учетно-регистрационной документации зависит весь успех дальнейшего расследования и принятия процессуального решения [8, с. 3]. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях в УИС России регулируется: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) (ст. 144); приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»; приказом Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее - Инструкция). По мнению А. М. Саутиева, «сегодня ситуация по правовому регулированию приема и регистрации сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях осложнена двухступенчатым механизмом. С одной стороны - это УПК РФ, с другой - ведомствен- ный подзаконный акт, в котором прослеживается наличие неурегулированных вопросов и ряд несоответствий» [9, с. 4]. Согласно п. 5 Инструкции любой сотрудник исправительного учреждения при обна- ружении признаков преступления обязан незамедлительно принять меры неотложного реагирования, о чем немедленно сообщить дежурному по учреждению. Данный доклад производится по телефону либо при помощи другого вида служебной связи в исправи- 62 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ тельном учреждении с целью дальнейшего оповещения начальника учреждения или лица, его замещающего. После получения сообщения о преступлении дежурным по учреждению принимают- ся меры по регистрации и незамедлительной проверке информации о преступлении, в том числе дается указание всем сотрудникам из числа дежурной смены по усилению надзора за поведением осужденных и обстановкой в ИУ в целом. Под приемом сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях понима- ется деятельность должностных лиц уголовно-исполнительной системы по получению необходимой первичной информации о преступлении, а также по ее последующей пе- редаче для регистрации в Книгу регистрации сообщений о преступлениях. В соответствии с п. 2 Инструкции все лица от рядового до начальствующего состава ИУ обязаны без каких-либо ограничений и противоречий принимать любую информа- цию о преступлениях. На указанные обстоятельства обращает внимание А. А. Крымов: «В целом эффек- тивность системы борьбы с преступностью обеспечивается за счет того, что прием со- общений о преступлениях осуществляется независимо от времени совершения престу- пления, формы и полноты сообщаемых сотруднику сведений, а также территориальной, предметной и иной подследственности» [10, с. 135]. Каждый сотрудник УИС обязан принять от осужденного заявление о преступлении. Данное положение подразумевает обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. При этом дежурный по ИУ обязан зарегистри- ровать любое сообщение и заявление о преступлении. Прием информации о престу- плениях в ИУ осуществляется круглосуточно. Сообщения о преступлениях в исправительных учреждениях принимаются дежурными помощниками начальника колонии (ДПНК), дежурными помощниками начальника тюрьмы (ДПНТ), дежурными помощниками начальника больницы (ДПНБ) (или их заместителями), поскольку они постоянно несут службу на территории исправительного учреждения. В рабочее время сообщения о преступлениях допускается принимать сотрудникам, специально уполномоченным на осуществление данных функций. Как показывает ана- лиз практического материала, обычно такими сотрудниками являются личный состав оперативных подразделений, которые, по сравнению с другими работниками ИУ, обла- дают наиболее углубленными правовыми познаниями при проведении первоначальных действий неотложного реагирования, а также имеют надлежащую подготовку в области уголовного судопроизводства. Под регистрацией сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях по- нимается деятельность должностного лица уголовно-исполнительной системы, в част- ности дежурного по учреждению, по присвоению каждому поступившему сообщению порядкового номера, а также по его последующей фиксации путем занесения краткой и доступной информации в Книгу регистрации сообщений о преступлениях. Регистрация информации о преступлениях производится незамедлительно в дежур- ной части исправительного учреждения. Термин «незамедлительно» означает, что со- общение должно быть немедленно передано для регистрации сразу после получения его должностным лицом ИУ. Однако законодатель предусматривает, что при наличии определенных причин сообщение о преступлении может быть передано дежурному ИУ для регистрации по различным каналам связи. Такими объективными причинами явля- ются: значительная отдаленность от места регистрации, стихийные бедствия, непогода и другие обстоятельства. ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 63 В соответствии с п. 13 Инструкции сообщения, заявления о преступлениях фиксиру- ются в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСП) и Журнале регистрации информации о происшествиях (ЖРИП). По мнению И. В. Яковенко, наличие двух учетно-регистрационных документов во ФСИН России, в отличие от других правоохранительных ведомств (МВД России, ФСБ Рос- сии и др.), можно объяснить спецификой деятельности учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, где, помимо сообщений о преступлениях, имеют место факты нарушения установленного порядка режима отбывания наказания, выраженные в несо- блюдении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [11, с. 13-15]. Анализ пенитенциарной практики показывает, что в большинстве случаев первоначально поступающая информация о преступлении заносится дежурным по учреждению в Журнал регистрации информации о происшествиях, после чего она, как правило, проверяется опера- тивным сотрудником на наличие в информации должных признаков состава преступления. По результатам проведенной проверки информация подлежит перерегистрации в Книге ре- гистрации сообщений о преступлениях. Однако отметим тот факт, что информация, содержа- щая в себе явные признаки состава преступления, регистрируется незамедлительно в КРСП. Дежурный помощник начальника учреждения, получая рапорт о признаках престу- пления, совершенного осужденным, обязан внимательно изучить данное сообщение, убедиться в фиксации всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях лица признаков одного или нескольких преступных деяний, предусмотренных Уголов- ным кодексом Российской Федерации, и только после этого зарегистрировать данное сообщение о преступлении в учетно-регистрационном документе. При необходимости дежурный по учреждению вправе лично потребовать и получить дополнительную ин- формацию о преступлении путем опроса сотрудника, сообщившего о преступлении, а также лица, предположительно виновного в его совершении. В соответствии с п. 14 Инструкции заполнение Книги регистрации сообщений о пре- ступлениях производится в дежурной части только дежурными по учреждениям (ДПНК, ДПНБ, ДПНТ). Иные должностные лица ИУ неполномочны вносить записи в КРСП. Форма заполнения Книги регистрации сообщений о преступлениях является единой для всех учреждений и органов УИС России. Она должна заполняться разборчивым почерком, записи в ней необходимо делать без сокращений и помарок, желательно использовать печатные буквы. Записи по каждой информации о преступлении должны содержать краткие и вместе с тем полные сведения о том, что и когда произошло; кто и в какой форме заявил о происшедшем; какие поручения даны по порядку рассмотре- ния; какие меры приняты для проверки; кто участвовал в рассмотрении; какое решение, когда и кем принято. Данная информация должна быть максимально достоверной, от- ражать все возможные факты и признаки состава преступного деяния. Исправления и подчистки не допускаются, а ошибочные записи аккуратно зачеркиваются и заверяются подписью дежурного по учреждению. По окончании КРСП передается из дежурной части в подразделение делопроизвод- ства (секретариат) для последующего хранения. Персональная ответственность за нару- шение правил ведения КРСП, а также неполноту регистрации поступившей информации о преступлениях возлагается на дежурного и начальника учреждения УИС. Однако, как считает И. Л. Бедняков, в первую очередь это касается дежурного помощника началь- ника учреждения, который должен обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему незамедлительно зафиксировать факт преступления и принять по нему меры быстрого реагирования [12, с. 29]. 64 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ При приеме-сдаче смены дежурный по учреждению составляет рапорт на имя на- чальника ИУ, в котором отражает основные результаты несения службы, а также, если имеется, информацию о совершенном преступлении и других происшествиях. После этого начальник учреждения принимает решение о передаче данной информации на рассмотрение оперативному сотруднику ИУ для проведения предварительной проверки в соответствии с установленным УПК РФ сроком (ч. 1 ст. 144). Дальнейшая работа сотрудников следственных подразделений по расследованию преступлений во многом будет зависеть от правильности зарегистрированной дежур- ным по учреждению всей информации о преступлении. Процедура регистрации сообщений о преступлениях является важным элементом стадии возбуждения уголовного дела, поскольку именно на данном этапе сотрудника- ми исправительных учреждений в силу различных объективных и субъективных причин допускается наибольшее количество различного рода нарушений учетно-регистраци- онной дисциплины. На данный факт обращает свое внимание А. С. Шаталов, отмечая, что в испра- вительных учреждениях регистрируются лишь преступления с повышенной степе- нью общественной опасности, которые скрыть весьма проблематично. Остальным, менее тяжким деяниям внимание не уделяется вообще, поскольку «по количеству зарегистрированных преступлений оценивается качество работы сотрудников ис- правительных учреждений, а это вынуждает данных должностных лиц идти на воз- можные способы укрывательства преступных проявлений в местах изоляции осу- жденных» [13, с. 89]. Таким образом, процедура регистрации сообщений о преступлениях сотрудниками дежурной смены исправительных учреждений предусмотрена в целях недопущения либо минимизации числа незарегистрированных и неучтенных преступлений в уголовно- исполнительной системе России. По мнению С. П. Брылякова, регистрация всех без исключения фактов наруше- ния уголовного законодательства, совершенных осужденными в исправительных уч- реждениях, позволяет сотрудникам этих учреждений должным образом реагировать на преступные деяния, то есть принимать сообщения о преступлениях, регистриро- вать их, а также производить по ним доследственную проверку (ст. 144 УПК РФ), а в случаях необходимости производить неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) [14, с. 4]. Мы считаем, что любое укрывательство преступных деяний от регистрации сотруд- никами УИС наносит серьезный вред нормальной деятельности исправительных уч- реждений, поскольку сокрытие преступлений подстрекает осужденных на совершение новых преступлений. Следует отметить, что специфика процедуры приема и регистрации сообщений о преступлениях в ИУ охватывает как процессуальные, так и служебные полномочия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, ведомственных нор- мативных правовых актов. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что прием и регистрация сооб- щений о преступлениях в ИУ дежурной сменой является важным элементом стадии возбуж- дения уголовного дела в уголовном процессе, а от того, насколько правильно организована должная работа на данном этапе уголовного судопроизводства, зависит быстрое раскрытие преступлений и обеспечение неотвратимости наказания для виновных лиц.
References

1. Suleymanov T. A. Struktura i soderzhanie ugolovno-processual'noy deyatel'nosti v UIS // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2014. № 2(85). S. 125-128

2. Shuruhnov N. G., Shuruhnov V. A. Osobennosti protivopravnoy deyatel'nosti lic, ranee sovershavshih prestupleniya i otbyvayuschih nakazanie v uchrezhdeniyah ugolovno- ispolnitel'noy sistemy // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2010. № 4(71). S. 66-69

3. Averkin S. D. Rol' rezhimnyh meropriyatiy v processe vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // III Mezhdunarodnyy penitenciarnyy forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiyskoy Federacii) : v 8 t. : sb. tez. vystup. i dokl. uchastnikov (Ryazan', 21-23 noyab. 2017 g.). Ryazan', 2017. T. 2. S. 119-121

4. Malysheva O. A. Osobennosti priema i registracii soobscheniy o prestupleniyah v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2013. № 1(25). S. 47-49

5. Pudakov E. R. Ugolovno-processual'naya deyatel'nost' organov i uchrezhdeniy ugolovno- ispolnitel'noy sistemy Rossii : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Vladimir, 2008. 21 s

6. Gavrilov B. Ya. Ugolovno-processual'naya deyatel'nost' organov i uchrezhdeniy FSIN Rossii kak odna iz sostavlyayuschih ugolovno-ispolnitel'noy politiki // Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya ugolovnyh nakazaniy : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ryazan', 24-25 noyab. 2016 g.). Ryazan', 2016. S. 63-69

7. Medvedeva V. V. Ugolovno-processual'nyy poryadok prinyatiya, rassmotreniya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy i organah vnutrennih del soobscheniy o prestupleniyah : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Vladimir, 2011. 26 s

8. Krymov A. A., Sautiev A. M. Priem, rassmotrenie zayavleniy i soobscheniy o prestupleniyah i proisshestviyah v uchrezhdeniyah, ispolnyayuschih nakazaniya : prakt. rek. Ryazan', 2018. 20 s

9. Sautiev A. M. Priem, registraciya i rassmotrenie zayavleniy i soobscheniy o prestupleniyah i proisshestviyah v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah FSIN Rossii (sravnitel'no-pravovoe issledovanie na osnove zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii i stran SNG) : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2017. 25 s

10. Krymov A. A. Ugolovno-processual'naya deyatel'nost' organov i uchrezhdeniy ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii : monografiya. M., 2017. 464 s

11. Yakovenko I. V. Osobennosti razrabotki i realizacii v prakticheskoy deyatel'nosti FSIN Rossii Instrukcii o prieme, registracii i proverke v uchrezhdeniyah i organah ugolovno- ispolnitel'noy sistemy soobscheniy o prestupleniyah i proisshestviyah // Osobennosti ugolovno-processual'noy deyatel'nosti v organah i uchrezhdeniyah FSIN Rossii : sb. mate- rialov Mezhdunar. nauch.-prakt. seminara (Vologda, 1 iyunya 2007 g.). Vologda, 2008. S. 11-16

12. Bednyakov I. L. Problemy registracii i proverki soobscheniy o prestupleniyah i proisshestviyah v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Kriminalisticheskoe i processual'noe obespechenie rassledovaniya prestupleniy v ugolovno-ispolnitel'noy sistemy : sb. ma- terialov mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (Vladimir, 1 marta 2017 g.). Vladimir, 2017. S. 28-32

13. Shatalov A. S. Doznanie v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Rossii: problemy, tendencii, perspektivy // Mezhdunarodnyy penitenciarnyy forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (k 20-letiyu prinyatiya Konstitucii Rossiyskoy Federacii) : sb. tez. vystup. uchastnikov (Ryazan', 5-6 dek. 2013 g.). Ryazan', 2013. S. 87-93

14. Brylyakov S. P. Ustanovlenie osnovaniy dlya vozbuzhdeniya ugolovnogo dela o prestupleniyah, sovershaemyh v mestah lisheniya svobody : ucheb.-prakt. posobie. Novokuzneck, 2009. 64 s

Login or Create
* Forgot password?