RETURNING TO THE ISSUE OF COUNTERACTING RECIDIVISM OF FOREIGN CITIZENS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is based on the results of the research work “Legislative measures aimed at counteracting recidivism of illegal migrants” (paragraph 9.5.2 of the research plan of the Scientific Research Institute of the FPS of Russia for 2017). The initiator of the specified research work was organized by the Directorate for execution of sentences and special asset of the Federal Penitentiary Service of Russia. The initiator of the research work was tasked to formulate scientificallybased proposals to improve the current legislation aimed at counteracting the recidivism of illegal migrants. In the course of the work the author’s team analyzed the Federal laws and Regulations governing the issues related to the problem of recidivism of foreign citizens. The main international legal acts, separate decisions of the Supreme courts of the Russian Federation and international courts on the issues related to the research topic are considered. The main problems reducing efficiency of fight against recidivism of illegal migrants, and also the criminal legislation of some foreign countries containing regulations on application to foreign citizens (including illegal migrants) of special types of punishments are defined and systematized. Questionnaires have been developed and a sociological survey of convicted foreign citizens and stateless persons serving sentences in correctional institutions of the penitentiary system of the Russian Federation (including those who were illegally in the territory of the Russian Federation before the crime was committed) has been conducted. A criminological portrait of a foreign citizen sentenced to imprisonment and a stateless person illegally staying in the territory of the Russian Federation, whose recidivism of crimes has been recognized by the court, has been drawn up. Proposals for legislative problems solution of efficiency increasing of counteraction of recidivism of irregular migrants were prepared. In preparing the proposals, the materials of the Scientific Research Institute of the FPS of Russia conducted in 2016 were used to improve the legislation governing the expulsion of foreign citizens, who have served a sentence of imprisonment for intentional crimes, from the Russian Federation.

Keywords:
foreign citizens, migrants, convicts, recidivism, counteraction, proposals
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 2018 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - иностранные граждане) на территории России совершено более 38,6 тыс. преступлений, из которых 34,3 тыс. (88,9 %) преступлений совершены гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР (далее - СНГ) (сайт МВД России : https://мвд.рф/reports/item/16053092). Вэтом же году в исправительных учреждениях (ИУ) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось более 28,1 тыс. иностранных граждан, из которых 91,4 % - это граждане СНГ (статистические данные получены из форм отчетности ФСИН России «УИС-8» и «ФСИН-1» за 2018 г.). Проведенный анализ показал, что большая часть (63,48 %) осужденных иностранных граждан, находившихся в 2018 г. в ИУ, отбывали наказание за особо тяжкие преступле- ния, немногим менее трети (29,65 %) - за тяжкие преступления, менее десятой части (6,44 %) - за преступления небольшой и средней тяжести и менее 1 % - за неосторож- ные преступления (табл. 1). Проведенное Научно-исследовательским институтом Федеральной службы испол- нения наказаний (далее - институт) исследование, в котором приняли участие практи- ческие работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и осужденные иностранные граждане, у которых судом признано наличие рецидива преступлений (далее - осужденные иностранные граждане), показало сле- дующее [1]. Таблица 1 Сведения о численности и составе осужденных иностранных граждан, отбывавших наказание в виде лишения свободы в ИУ в 2018 г. Категории преступлений Всего Мужчины Женщины Особо тяжкие преступления 17 876 16 255 1621 Тяжкие преступления 8350 7378 972 Преступления средней тяжести 1568 1207 361 Умышленные преступления небольшой тяжести 246 166 80 Неосторожные преступления 121 115 6 НАУЧНЫЙ ФОРУМ 297 Таблица 2 Распределение по возрасту осужденных иностранных граждан, % 19-21 год 22-25 лет 26-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 и более лет 0,86 3,78 10,95 38,80 31,27 12,89 1,45 Исходя из результатов социологического опроса среди осужденных иностранных граждан преобладают граждане Украины (20,88 %), Таджикистана (16,80 %), Узбекистана (15,17 %), Азербайджана (11,75 %), доля которых в сумме превышает половину всех осу- жденных иностранных граждан (64,60 %). Затем следуют граждане Беларуси (7,34 %), Армении (7,01 %), Казахстана (6,53 %), Молдовы (5,06 %), Грузии (4,89 %), Кыргызстана (3,26 %) и Туркменистана (1,31 %) [1, с. 8]. На вопрос об отношении к религии почти половина (48,87 %) осужденных иностран- ных граждан причислила себя к православию, более трети (33,37 %) - к исламу, менее 3 % - к иному вероисповеданию (христианам иной конфессии, буддистам, кришнаитам и т. д.), к атеистам - более 15 % [1, с. 11]. Повышенной криминальной активностью среди рассматриваемой категории осу- жденных обладают мужчины в возрасте от 30 до 49 лет (70 % от числа опрошенных осужденных иностранцев), из них наиболее склонными к совершению преступлений являются лица в возрасте 30-39 лет (38,80 %) (табл. 2). Изучение криминального прошлого осужденных иностранных граждан показало, что более трети (36 % и 33 % соответственно) на момент осуждения уже имели судимость за совершение преступлений средней тяжести и тяжкие преступления, двое из десяти (21,14 %) - за преступление небольшой тяжести и каждый десятый (9,5 %) - за особо тяж- кое преступление. Более того, каждый десятый (10 %) осужденный иностранный гражда- нин признан судом опасным рецидивистом, 4 % - особо опасным, почти каждый второй (43,26 %) - условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы [1, с. 12-13]. Среди осужденных иностранных граждан значительная часть (29,67 %) отбывает наказание за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко- тиков, более 40 % - за кражи, грабежи и разбои, остальная часть - за преступления против личности, в том числе убийства (18,7 %), изнасилования и другие преступле- ния (11,57 %) [1, с. 14]. Большинство (77,46 %) осужденных иностранных граждан совершили повторные преступления без помощи других лиц, в соучастии - 22,54 %, в которых выступили в качестве исполнителя - 9,73 %, организатора - 5,30 %, пособника - 10,2 % и подстре- кателя - 1,4 % [1, с. 16]. Вызывает тревогу то обстоятельство, что более половины (55,58 %) осужденных ино- странных граждан привлекались в Российской Федерации к уголовной ответственности три и более раза, но большинство из них (77,6 %) не имели на родине криминального опыта [1, с. 16]. Интересно, что почти половина осужденных иностранных граждан привлекались на территории Российской Федерации к административной ответственности, но лишь ме- нее чем к 8 % из них применялось административное выдворение за пределы страны. По нашему мнению, данное обстоятельство свидетельствует о некоторых недостатках в работе подразделений в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений и преступлений. 298 НАУЧНЫЙ ФОРУМ Исходя из данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Феде- рации (http://www.cdep.ru) более 13 % преступлений совершается в состоянии алкоголь- ного и 0,86 % наркотического и иного опьянения. Данный показатель среди осужден- ных иностранных граждан в разы превышает приведенные выше цифры. В частности, рассматриваемой категорией осужденных 60 % преступлений совершено в состоянии алкогольного и 22,87 % наркотического и иного опьянения [1, с. 17]. По мнению криминологов, без выявления мотивов преступного поведения виновного невозможно реально достичь целей уголовного наказания. Проведенное институтом со- циологическое исследование показало, что более половины (50,80 %) осужденных ино- странных граждан совершили преступления по корыстным мотивам (добыча средств на существование, алкоголь и наркотики), 12,8 - по эгоистическим мотивам (поднять свой «авторитет» у «земляков» и ближайшего окружения), 9,8 - желания получить «острые ощущения» и 32,9 % - по иным мотивам. Почти треть (27,86 %) из них имеет непогашен- ные иски, связанные с возмещением ущерба (вреда), причиненного преступлением на сумму от 13,4 до 169,3 тыс. руб. [2, с. 13-14]. Большинство (88,1 %) осужденных иностранных граждан, принявших участие в ис- следовании, считают себя виновными в совершенном преступлении, 12,3 % - признают вину частично, 10,6 % - не признают вину. Раскаиваются в совершенном преступлении и сочувствуют потерпевшим от преступных действий 66,5 % и 30,7 %, не раскаивают- ся и относятся безразлично к потерпевшим от преступления - 9,2 % и 35,7 % [2, с. 30]. Исходя из представленных результатов можно сделать вывод о морально-нравствен- ной деградации значительной части осужденных иностранных граждан. Продолжительность изоляции от общества у большинства (каждый второй) осужден- ных иностранных граждан составляет свыше 5 лет, у каждого четвертого превышает 10 лет, что подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования существу- ющего института административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан в страны их гражданства. Исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений является основной целью уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Лакмусовой бумажкой, позволяющей оценить эффективность психологической, соци- альной, воспитательной и иной проводимой с осужденными работы, является постпени- тенциарный рецидив (его рост либо сокращение), а в отношении иностранных граждан - свидетельствует еще и о действенности института административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ) криминально активных граждан за- рубежных стран. Исследование показало, что 26,82 % осужденных иностранных граждан, приняв- ших участие в исследовании, вновь преступили уголовный закон в течение года после отбытия предыдущего наказания, от 1 до 2 лет - 31,89 %, от 2 до 5 лет - 27,19, от 5 до 10 лет - 11 и более 10 лет - 3,09 % [1, с. 18-19]. Продолжает оставаться актуальной и проблема заболеваемости осужденных ино- странных граждан опасными для окружающих инфекционными заболеваниями (ту- беркулез, ВИЧ-инфекция, гепатиты и т. д.). Например, в 2018 г. в специализирован- ных лечебно-исправительных учреждениях для больных туберкулезом находилось 664 (в 2011 г. - 1287) иностранных гражданина (лечение которых обошлось бюджету в сотни тысяч рублей) [3, с. 84]. В 2012 г. зарегистрирован 291 случай первичного выяв- ления ВИЧ-инфекции у осужденных иностранных граждан (в 2018 г. подобных случаев не зарегистрировано) [3, с. 85]. Стоимость годового курса лечения антиретровирусными препаратами одного больного ВИЧ-инфекцией достигает 65-150 тыс. рублей [5]. После освобождения из мест лишения свободы выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации аннули- руется и иностранные граждане, не соблюдающие сроки пребывания или проживания в Российской Федерации, подлежат депортации (ст. 7, 9, 31 Федерального закона «О пра- вовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Согласно проце- дуре, определенной ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принятие органами исполнительной власти решения о нежелательности их пребыва- ния на территории страны является формальным. Таким образом, возникает насущная необходимость дополнения положений УК РФ новыми нормами, предусматривающими принудительное выдворение за пределы страны иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации, в качестве основного по престу- плениям небольшой и средней тяжести и дополнительного по тяжким и особо тяжким преступлениям [6, с. 268]. В частности, нуждается в дополнении гл. 4, ст. 44, гл. 9 УК РФ положением о том, что совершение иностранным гражданином и лицом без граждан- ства на территории Российской Федерации умышленного преступления является ос- нованием для назначения наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Принятие предлагаемых изменений положительно сказалось бы на состоянии пре- ступности в стране, сокращении числа резонансных преступлений, в том числе терро- ристической направленности, а также экономии бюджетных средств, затрачиваемых на расследование уголовных дел, судебное разбирательство, исполнение уголовного наказания, помогло бы разгрузить следственные изоляторы в крупных городах.
References

1. Gir'ko S. I., Pervozvanskiy V. B., Strogovich Yu. N. Zakonodatel'nye mery, napravlennye na protivodeystvie recidivnoy prestupnosti nezakonnyh migrantov : analiticheskiy material s predlozheniyami. M., 2017. 58 s

2. Pervozvanskiy V. B., Strogovich Yu. N. Harakteristika osuzhdennyh inostrannyh grazhdan : analiticheskiy material. M., 2017. 38 s

3. Drozdova E. A., Kudryashov O. V. Problemy preduprezhdeniya recidivnoy prestupnosti sredi osuzhdennyh inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. 2018. № 2. S. 84-86

4. Bogorodskaya E. M. V Moskve znachitel'no sokratilas' smertnost' ot tuberkuleza // Trud.ru. 2014. URL : http://www.trud.ru/article/04-04-2014/1310390_v_moskve_znachitelno_ sokratilas_smertnost_ot_tuberkuleza.html (data obrascheniya: 06.05.2019)

5. Nevinnaya I. Pacienty prosyat farmkompanii snizit' ceny na lekarstva ot VICh i SPID // Rossiyskaya gazeta. 2014. 8 maya. URL : http://www.rg.ru/2014/05/08/lekarstvo-site- anons.html (data obrascheniya: 06.05.2019)

6. Pervozvanskiy V. B., Strogovich Yu. N. Vydvorenie za predely Rossiyskoy Federacii kak al'ternativa lisheniyu svobody // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. 2018. № 3. S. 296-298

Login or Create
* Forgot password?