CRIMINOLOGICAL STUDY OF THE LEVEL OF CORRUPTION AMONG EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of a corruption crime study, the level of corruption and possible corruption risks that arise among employees of the penal system. The aim of the study was to study the possible corruption risks and the effectiveness of counteracting corruption in the activities of bodies and institutions of the penal system. The subject of the study was the objective and subjective characteristics of the current state of corruption in the implementation of assigned functions among employees of the penal system and their dynamics. The object of the study was identified units of territorial bodies, institutions directly subordinate to the Federal Penitentiary Service. As the main method of the study was a sociological survey among employees of the penitentiary system. The objectives of the study were: to assess the prevalence of corruption violations; to identify factors conducive to corruption; to identify factors that counter corruption; to assess the effectiveness and sufficiency of the legislative framework for counteracting corruption; to assess the effectiveness and sufficiency of measures taken by the management of the department and the relevant institution of the penal system to counteract corruption. On the basis of the conducted research it is established that the Russian legislation defines the basic principles of anticorruption, legal and organizational bases of corruption prevention and fight against it, minimizing and liquidating consequences of corruption offenses. Corruption is one of the main threats to the security of the country. Many scientists and officials speak about the spread of corruption, its existence in all spheres of society. Every year, a significant number of officials of the bodies and institutions of the penal correction system are held accountable for various mercenary crimes committed using their official position. So, if the share of bribery in the volume of all registered crime in the Russian Federation in recent years did not exceed 0.6 %, the share of bribery in the total number of all crimes committed only by employees of the penal system is 25 %. At the end of the study, it was concluded that the majority of the interviewed employees of the penal system have a negative attitude to the problem of corruption and believe that it should be counteracted. The main reason for corruption is that the activities of corrupt officials actually stay unpunished, there are no strict measures against corrupt officials.

Keywords:
corruption, anticorruption policy, corruption risks, bribery, corruption factors, corruption coverage, respondent
Text
Publication text (PDF): Read Download

Российское законодательство устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Существует мнение, что коррупция является одной из основных угроз безопасности страны. О распространении коррупции, существовании ее во всех сферах жизни обще- ства говорят многие ученые и должностные лица [1, с. 100; 4, с. 59]. Мы провели социологическое исследование среди сотрудников уголовно-ис- полнительной системы, осуществляющих различные функции. Всего в проведе- нии анкетирования приняли участие 11 348 сотрудников, из них: работники испра- вительных учреждений - 5470 чел. (48,2 %); работники следственных изоляторов - 2372 чел. (20,9 %); работники уголовно-исполнительных инспекций - 1237 чел. (10,9 %); работники исправительных центров - 68 чел. (0,6 %); работники аппаратов тер- риториальных органов ФСИН России - 1010 чел. (8,9 %); работники учреждений, непо- средственно подчиненных ФСИН России, - 1191 чел. (10,5 %). Образовательный уровень сотрудника УИС тесно связан с формированием его ценностных ориентаций, потребностей, интересов, мировоззрения, нравственным обликом. Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что опрошен- ные респонденты имеют среднее профессиональное образование (30,1 %); высшее образование - 64,1 %, среднее - 5,8 %. Из 100 % опрошенных - в основном мужчины (62,8 %) в возрасте до 40 лет (69,4 %), причем 80,9 % опрошенных постоянно проживает в городе, 61,8 % опрошенных состоят в браке. Наличие детей и лиц, находящихся на иждивении, играет важную роль в процессе исследования коррупционных рисков, но мы не будем рассматривать его как фактор, способствующий совершению коррупционных правонарушений, так как исследование показывает, что 55,9 % опрошенных имеют лиц на иждивении, а 44,1 % нет. 68,6 % опрошенных не имеют финансовых обязательств (алименты, кредиты и т. д.) в размере, превышающем 25 % от денежного довольствия, и, как следствие, 66,8 % опрошенных оценивают свое материальное положение удов- летворительно [2, с. 126]. Опрос показал, что почти 85,8 % не имеют отношения к сфере закупок для нужд УИС, что позволит нам говорить о том, что в большей мере следует исследовать так называ- емую бытовую, внутреннюю коррупцию, которая существует в уголовно-исполнительной системе, но не касается государственных контрактов и сфер государственных закупок (при этом 60,2 % опрошенных считают возможность коррупционных проявлений в сфе- ре закупок очень высокой). Анализ данных о стаже службы работников УИС позволяет выявить наиболее ха- рактерные причины и условия специально-криминологического характера, благопри- ятствующие коррупции. Результаты проведенного анкетирования показали, что стаж службы респондентов в уголовно-исполнительной системе составил до 1 года у 6,2 % опрошенных, от 1 до 5 лет - у 22,6 %, от 6 до 10 лет - у 32,0 %, более 11 лет - у 39,2 % опрошенных. Таким образом, большинство опрошенных респондентов (93,8 %) имеют стаж службы в УИС более 5 лет, то есть довольно продолжительный срок службы. Многочисленные научные исследования, проведенные в целях изучения корруп- ционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере исполнения уголовных наказаний, свидетельствуют о том, что криминогенно активными являются работники УИС, имеющие относительно непродолжительный стаж службы в замеща- емой должности, что и подтверждают результаты проведенного нами анкетирования. Социально-демографическая характеристика личности сотрудника уголовно-исполни- тельной системы, описанная выше, показывает, что объектом исследования стал сред- нестатистический тип личности работника ФСИН России. Изученные криминологические рекомендации, анализ эмпирического материала позволяет утверждать, что проводимое нами исследование даст верные результаты и поможет объективно оценить складываю- щиеся антикоррупционные риски в уголовно-исполнительной системе России [3, с. 100]. 71,0 % опрошенных считают проблему коррупции в УИС серьезной, причем указанный вывод основывается на сообщениях СМИ (48,7 %) и на служебной информации (35,3 %). По мнению респондентов, наиболее подвержены риску коррупции руководство уч- реждений - 39,0 %, работники отдела безопасности - 28,3 %; сотрудники оперативного отдела - 19,3 %. В среднем 20,0 % опрошенных осведомлены о фактах коррупции среди начальству- ющего состава УИС (рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав). Анализ анкет позволил выявить, что 65,7 % опрошенных под коррупцией понимают получение взятки, 55,0 % - дачу взятки, 47,2 % опрошенных - содействие в получении ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 327 (даче) взятки, 58,4 % опрошенных - использование служебного положения в личных целых. Исходя из изложенного следует сделать вывод о том, что под коррупцией боль- шинство сотрудников понимают взяточничество. Это подтверждается и результатом исследований, где 41,6 % респондентов в качестве наиболее распространенного кор- рупционного проявления называют взяточничество. Тем не менее 47,2 % опрошенных категорически отрицательно относятся к взяточничеству, а 35,4 % считают, что его не- обходимо избегать. Это подтверждается тем, что 76,8 % опрошенных сотрудников ни- когда не сталкивались с предложением дать взятку. Проведенное социологическое исследование подтверждает общепринятые данные о том, что основными причинами коррупции в УИС являются: безнаказанность корруп- ционеров, отсутствие жестких мер по отношению к коррупционерам (36,1 %); низкий уровень денежного довольствия (заработной платы) (34,9 %); моральная деградация, низкий образовательный и культурный уровень сотрудников УИС (23,8 %). Впервые в рамках исследования подобного рода в анкету были включены вопросы, раскрывающие возможные коррупционные риски в деятельности конкретных струк- турных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В результате обработки анкет мы выяснили, что факты коррупции (по мнению опро- шенных) встречаются в ходе исполнения непосредственных должностных обязан- ностей сотрудниками. В подтверждение приведем примеры: оперативный отдел - доставка на территорию СИЗО/ИУ запрещенных предметов (55,8 %); воспита- тельный отдел - предоставление характеризующих материалов на осужденных (73,6 %), отдел безопасности (режима) - доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещен- ных предметов (68,9 %), отдел специального учета - предоставление недостоверной справочной информации в отношении осужденных (58,9 %), отдел охраны - некаче- ственный досмотр лиц, проходящих на территорию СИЗО, ИУ (45,9 %), доставка на тер- риторию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (56,4 %), отдел тылового обеспечения - присвоение и растрата горюче-смазочных материалов, продовольствия и дру- гого имущества, принадлежащего учреж дениям и органам УИС (65,4 %), центр трудовой адаптации - доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (39,4 %), предоставление незаконных льгот и преимуществ заключенным (осужденным) (28,4 %), отдел кадров - прием на службу кандидата, не соответствующего требованиям (40,5 %), незаконное продвижение по службе (37,5%), финансово-экономический отдел - хищение денежных средств сотрудников, заключенных, осужденных (55,8 %), уголов- но-исполнительные инспекции - умышленное непривлечение к ответственности осу- жденных, совершивших правонарушения в период отбывания наказания (38,2 %), подго- товка материалов на освобождение от наказания за незаконное вознаграждение (31,6 %). Работники УИС осведомлены о коррупционной ситуации в УИС, но только 42,0 % опрошенных интересуются изменениями антикоррупционного законодательства. При выявлении наиболее распространенного коррупционного явления, 84,1 % респондентов ответили, что в их учреждении проявления коррупции отсутствуют, а 64,5 % - никогда не сталкивались с коррупционными проявлениями в своей жизни, 63,5 % - обязательно сообщат о фактах коррупционной деятельности сотрудников, с которыми они работают, 86,1 % опрошенных никогда не нарушат законодательство, даже если их попросят (прикажут) непосредственные руководители. 67,6 % опрошенных сотрудников сообщили бы о факте коррупционного правонару- шения, если стали бы его свидетелями. Причем 50,9 % опрошенных сообщили бы об этом руководству учреждения. 328 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 56,9 % опрошенных сотрудников считают, что если им предложат совершить действие (бездействие) в интересах какого-либо лица, противоречащее интересам службы, то они обязательно сообщать о данном факте непосредственному начальнику. В настоящее время активно апробируется способ сообщения о факте коррупцион- ного правонарушения посредством телефонов доверия, но только 32,3 % опрошенных считают эту работу эффективной. Исследование позволило определить факторы, способствующие снижению уровня коррупции в УИС: повышение уровня денежного довольствия - 75,5 %; неотвратимость и жесткость наказаний за коррупционные деяния - 56,9 %; систематическая разъясни- тельная работа с сотрудниками - 34,2 %. Мы выявили также причины, влияющие на повышение уровня коррупции среди со- трудников УИС: слабые морально-этические качества личности сотрудников - 59,8 %; низкий уровень доходов сотрудников - 45,3 %; слабая психологическая устойчивость личности сотрудников - 42,7 %. Основными причинами отказа сотрудника от дачи взятки являются: возможность решить вопрос законным способом - 37,9 %; опасение ответственности или провокации - 28,2 %. В настоящее время в СМИ и в обзорах ФСИН России появились данные о приеме на службу в УИС сотрудников посредством протекционизма и кронизма, но только 39,4 % опрошенных видят в этом коррупционную слстовляющую, а 43,8 % - оценивают данное явление как нормальное. Касаемо вопроса предоставления сотрудником УИС неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характе- ра, то 68,1 % опрошенных считают это явным правонарушением. При возникновении конфликта интересов половина опрошенных сотрудников (52,6 %) считают обязательным сообщать об этом руководству (29,7 % не станут сооб- щать, если смогут разрешить конфликт интересов законным путем). Таким образом, в ходе социологического исследования, проведенного среди со- трудников территориальных органов УИС, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, было изучено мнение 16 578 сотрудников о проблеме коррупции в УИС. Следует отметить, что заполнение анкеты вызвало ряд трудностей. Не на все вопросы анкеты были получены ответы, имелось определенное количество противоречивых ответов, что ставит под сомнение искренность отдельных респондентов. Можно сказать, что большинство опрошенных сотрудников негативно относятся к проблеме коррупции и считают, что с ней нужно бороться. Чаще сталкиваются с проблемой коррупции сотрудники, занимающие высокие долж- ности, - руководители учреждений, сотрудники отделов безопасности и оперативных подразделений. Основной причиной коррупции, по мнению опрошенных, является то, что деятель- ность коррупционеров фактически остается безнаказанной, отсутствуют жесткие меры по отношению к коррупционерам. Многие сотрудники отмечают низкий уровень денеж- ного довольствия в УИС. Среди методов борьбы с коррупцией сотрудники УИС выбрали как наиболее эф- фективные: повышение уровня денежного довольствия и обеспечение неотвратимости наказания. Таким образом, результаты проведенного исследования доказали, что о коррупции в настоящее время знают все. Подавляющее большинство сотрудников УИС понима- ют, что коррупция - это плохо. Сегодня разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы и другие мероприятия. На борьбу с коррупцией мо- билизуются все общественные структуры. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы коррупции в УИС остается весьма актуальным. На сегодняшний день проблема коррупции в УИС не решена и стоит остро вопрос коррумпированности отдельных сфер деятельности органов и учреждений УИС. Кроме того, мониторинг позволил выявить ряд устойчивых закономерностей, пре- пятствующих эффективному противодействию коррупции в УИС. К основным из них относятся: несовершенство организационной структуры противодействия коррупции; недостатки правового обеспечения деятельности оперативных, режимных и охранных подразделений; отсутствие надежных методик по оценке признаков и состояния кор- рупционной преступности, единой информационно-аналитической системы оператив- но-розыскного назначения по линии противодействия коррупции, комплексного подхода к противодействию рассматриваемого явления; существенные недостатки в выявле- нии и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в коррупции. Считаем, что во многом решение задач противодействия коррупции зависит от ско- ординированной работы всех звеньев УИС. Однако, учитывая, что коррупция в УИС по- рождена не только внутренними особенностями присущими этой службы, но и в боль- шей степени той ситуацией, которая сложилась в обществе, результативность борьбы с ней в первую очередь зависит от последовательности и твердости проведения госу- дарством антикоррупционной политики.
References

1. Grishin D. A. Processual'nye aspekty vzaimodeystviya pri rassledovanii prestupleniy // Zakon i pravo. 2017. № 12. S. 98-101

2. Nuzhdin A. A. Struktura takticheskih operaciy, provodimyh v celyah presecheniya prestupleniy s ispol'zovaniem telekommunikacionnyh sistem v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Zakon i pravo. 2016. № 10. S. 125-126

3. Peremolotova L. Yu. Analiz osobennostey lichnosti sotrudnikov UIS i ih mneniya o korrupcionnyh riskah, voznikayuschih pri realizacii vozlozhennyh dolzhnostnyh funkciy // Ugolovnoe sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki. 2018. № 1. S. 61-65

4. Rahmaev E. S., Parshkov A. V. Rezul'taty monitoringa realizacii kontrol'no-nadzornyh (v tom chisle razreshitel'nyh) funkciy rabotnikami ispravitel'nyh uchrezhdeniy i sledstvennyh izolyatorov, osuschestvlyayuschih rezhim i nadzor za povedeniem podozrevaemyh, obvinyaemyh, osuzhdennyh // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2018. № 5. S. 58-62

Login or Create
* Forgot password?