THE CURRENT STATE OF THE PENAL SYSTEM FUNCTIONING
Abstract and keywords
Abstract (English):
In modern conditions, the penal system of Russia is going through a difficult process of reform, the prerequisites and the course of which are set by two strategic, conceptuallyreflected target achievements: 1) humanization of the penal system in the parameters of constitutional norms, taking into account international standards and democratization of the Russian society and the state; 2) increasing the efficiency of the penal system in the context of its social and special functions. On the one hand, the democratization of the state and society is changing the content of the functions, specific tasks, forms and methods of work of law enforcement agencies, including the penal system and its constituent bodies and institutions. In general, in the modern dynamically developing system of legal relations and values, the law enforcement service is no longer regarded as a power institution with unlimited repressive potential. On the contrary, it is the guarantor of the social and psychological comfort of citizens, as the meaning of law enforcement activity is to help a person to restore the violated right, including situations where it is violated by the state itself, by all permissible forces and means. On the other hand, there are new forms and sources of threats to personal, public and state security, including in connection with the functioning and development of the penal system. With the help of comparative and legal, structural and functional, regulatory and logical methods, and the method of interpretation of legal norms the article considers the current state of the penal system, identifies some starting points to understand the basics of its organization and functioning. In the course of studying and summarizing the special literature, the problems in this area are identified and the recommendations, aimed at improving the regulatory legal framework and practice, are proposed. The conclusions on the modernization of the penal system can be essential to ensure its safety in modern conditions of functioning.

Keywords:
The Federal penitentiary service, the humanization of the penal system, the staff of penitentiary institutions, the special contingent, convicts, the security of the penal system
Text
Publication text (PDF): Read Download

Характеризуя уголовно-исполнительную систему (УИС) современной России, прежде всего, с опорой на концептуальные правовые документы (Концепция развития уголовно- исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года), акты законодательства (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федера- ции от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудитель- ного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного со- держания»; Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314), специальную юридическую литературу, следует обозначить отправные точки к пониманию основ ее организации и функционирования. Во-первых, УИС занимает важное место в государственном механизме, осущест- вляя пенитенциарную деятельность, сопряженную с реализацией мер государственного принуждения и необходимую для поддержания и обеспечения порядка, в параметрах, установленных государством правовых форм, при помощи специфических юридических и организационных средств и методов. В целом она относится к системе правоохрани- тельных органов [1, с. 159-176]. Во-вторых, УИС является социальным институтом, играющим особую роль в систе- ме социального контроля, выступает важнейшим компонентом системы социальной организации в целом [2, с. 42]. Важно отметить, что УИС выполняет паритетно со специ- альными функциями исправительных учреждений социальные функции: карательную, превентивную, ресоциализирующую и реабилитационную. В свою очередь, социаль- ный характер указанных функций определяется их направленностью, социально диф- ференцированным подходом к осужденным, отношением общества к осужденным и отбывшим наказание [3, с. 10, 11]. В-третьих, УИС обладает существенной спецификой, производной от своего пред- назначения, выполняемых функций и задач, условий функционирования, коррелирую- щей с характером и объектами пенитенциарного воздействия и проявляющейся в ее внутренней организации, правилах уголовно-исполнительной деятельности, ее специ- ализации, коммуникативных, инфраструктурных и иных компонентах [4, с. 77]. Следует согласиться с суждением, согласно которому современная УИС имеет четкую и стро- гую иерархию, относительно закрытый характер, при этом взаимодействует с другими структурными компонентами государственного механизма, социальными институтами в строго регламентированных правовых формах [3, с. 10]. Изучение законодательных и подзаконных нормативно-правовых предписаний и доктринальных разработок позво- ляет вести речь об отнесении к составу современной УИС России: Федеральной службы исполнения наказаний, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации (головной орган управления) [5, с. 13-18]), ее террито- риальных органов; учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний; других организаций, деятельность которых обеспечивает функционирование дан- ной системы. Следует согласиться с высказанным в специальной литературе мнением о том, что пенитенциарные учреждения занимают в УИС особое место, поскольку именно они непосредственно обеспечивают достижение ее целевых установок и решение задач [4, с. 79]. Кроме того, сама УИС может рассматриваться в разрезе горизонтального и вертикального ее строения: в первом случае речь идет об УИС в ее узком понимании, отождествлении с органами и учреждениями, непосредственно исполняющими раз- личные уголовные наказания; во втором случае имеется в виду структура управления указанными органами и учреждениями со стороны ФСИН России и ее территориальных органов [6, с. 19]. Вместе с тем в специальной литературе не без оснований отмечает- ся значимость правового упорядочения в части легального определения понятия уго- ловно-исполнительной системы, поскольку нередко в юридической литературе данная система, федеральный орган управления ею и органы, учреждения, которые непосред- ственно исполняют наказания, рассматриваются как синонимы [7, с. 2]. В-четвертых, УИС, как и любой системный объект, имеющий социально-правовое измерение и отражение, необходимо рассматривать с учетом имеющихся взаимосвязей с другими социально-правовыми системными объектами, а также в динамике развития, во взаимосвязи с движением и изменениями социума, государства, а также в корреля- ции с интеграционными процессами общемирового и регионального характера. Это, в свою очередь, означает, что УИС, оказывая определенное влияние на общество и го- сударство, сама испытывает на себе влияние происходящих в обществе и государстве процессов, адаптируется к ним. При этом обозначенная специфика рассматриваемой системы предполагает особенности ее реформирования и адаптации к новым полити- ко-правовым и социально-экономическим реалиям, необходимость особенно взвешен- ного, прагматичного и одновременно учитывающего гуманитарные идеи и ценности по- требности поступательного развития России подхода. Очевидно также, что налаживание конструктивного взаимодействия между УИС и позитивными компонентами социаль- ной организации, формирование и практическое использование социально-правового механизма в связи с этим является необходимым условием оптимизации современной уголовно-исполнительной системы [8, с. 35-38]. Изучение специальной литературы [9, с. 19-21], отражающей предпосылки и ход современного реформирования УИС России, позволяет нам, с известной долей обоб- щения, указать на две основные взаимосвязанные целевые установки обозначенного процесса: 1) гуманизация УИС с учетом международных стандартов и демократизации российского общества и государства; 2) повышение эффективности УИС в контексте выполнения ею социальных и специальных функций. Соответственно современное состояние УИС России следует рассматривать сквозь призму данных целевых установок, совокупность факторов, обусловивших их постановку, а также оказывающих влияние на процесс достижения обозначенных целевых установок и решение связанных с эти- ми установками задач. Гуманизация уголовно-исполнительной системы с учетом международных стан- дартов и демократизации российского общества и государства. Следует обратить внимание на определенный исторический опыт формирования и практики осуществле- ния гуманных начал исполнения уголовных наказаний в отечественной пенитенциарной системе, подключения общества к этой проблеме [10, с. 30-32]. Уже в 1980-х гг. в русле перестроечных реформ были проведены отдельные мероприятия по демократизации и гуманизации советской пенитенциарной системы [4, с. 65]. Идея гуманизации уголовно- исполнительной системы, в частности, таких ее составляющих, как правовая защищен- ность осужденных, социальная адаптация лиц, отбывших наказание, необходимость их комплексного решения была озвучена в Концепции реформирования уголовно- исполнительной системы (одобрена коллегией МВД СССР в 1990 г.). В дальнейшем дан- ная идея была конкретизирована в положениях законодательных и подзаконных норма- тивно-правовых актов Российского государства [11, с. 19], концептуально оформлена в Конституции РФ, последовательно проведена в правовых позициях высших судебных инстанций, например, в решении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. Жилищного кодек- са РСФСР. Важную роль в утверждении данной идеи и ее осуществления сыграл инте- грационный фактор: вступление России в Совет Европы [12, с. 4] и связанное с этим про- цессом признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека [13, с. 210-230], подписание международно-правовых актов в сфере прав человека и стандартов обра- щения с заключенными, принятие в связи с этим мер по имплементации международно- правовых обязательств в национальной правовой системе и, в частности, в рамках уго- ловно-исполнительной системы. Не останавливаясь на содержании международных правовых актов, касающихся пенитенциарной системы, отметим их важное значение для гуманизации уголовно-исполнительной сферы, признание этого факта на концеп- туальном, законодательном и доктринальном уровнях, осуществление комплекса мер (не только законодательного (имеется в виду принятие Уголовно-исполнительного ко- декса Российской Федерации 1997 г., в определенной степени учитывающего между- народно-правовые обязательства России, а также других законодательных актов, в частности Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г., Уголовно-процессуаль- ного кодекса Российской Федерации 2001 г., Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах прину- дительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», вносимые в указанные и другие законодательные акты коррективы), но и организационно-правового характера) в этой части [14, с. 2-4]. В специальной литера- туре в целом позитивно оценивается современное состояние нормативных положений уголовно-исполнительного законодательства России на предмет соответствия между- народным стандартам [15, с. 4-9]. Отметим, что сам факт перевода уголовно-испол- нительной системы из ведомства МВД России в подведомственность Минюста России (указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министер- ства юстиции Российской Федерации»), постепенное снижение в России численности контингента лиц, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества (для сравнения можно привести следующие данные: если в 2002 г. количество осужден- ных в местах лишения свободы составляло 877 393 чел., то в 2015 г. - 656 618 чел.) [16, с. 176-183], и параллельное расширение альтернативных форм пенитенциарного воздействия [17, с. 5-8], правовое упорядочение в части государственного контроля и надзора, общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений [18, с. 14-15] также свидетельствуют о пользе гуманизации рассматриваемой системы на современном этапе ее развития. Таким образом, следует признать объективный и значимый характер гуманизации сферы исполнения наказания, необходимость продолжения последовательных зако- нодательных и организационно-правовых мер в данном направлении с учетом наци- ональных интересов и международно-правовых обязательств России [19, с. 222-226]. Вместе с тем, очевидно, речь не идет о мифологизации проблемы соблюдения прав осужденных, принимая во внимание установленные государством определенные и в некоторых случаях довольно строгие ограничения и запреты [20, с. 64-66]. Среди це- лей их установления - охрана и защита безопасности отдельных людей, социальных коллективов, общества и государства в целом. Показательно, что современные ис- следователи рассматривают гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий их прав и законных интересов, как фактор, способный привести в итоге к сокращению рецидива преступлений [5, с. 16]. На наш взгляд, в контексте проблемы гуманизации УИС и одновременно значимости обеспечения безопасности личности следует рассматривать ситуацию с профилактикой и лечением опасных заболеваний осужденных и отбывающих наказание в пенитенциар- ных учреждениях (сведения о социально значимых заболеваниях у лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и некоторых показателях деятельности медицинской службы (отчеты ФСИН России в период с 2009 по 2014 год. Форма 1-МЕД (ежемесячная) утверждена приказом ФСИН России от 27 февраля 2007 г. № 98). В целом недопустимо отождествлять демократические преобразования, в частно- сти связанные с демократизацией управления, гуманизацией мест лишения свободы, со вседозволенностью. Между тем такое восприятие имеет место среди континген- та осужденных, о чем косвенно говорят статистические данные. Например, согласно сведениям ФСИН России, за период с 2010 по 2014 год отмечалось увеличение чис- ла нарушений осужденными порядка и условий отбывания наказания в расчете на 1000 человек: если в 2010 г. таковых было 806,37, то в 2014 г. - 1112,68 (увеличение на 38 %). На 13,3 % увеличилось количество злостных нарушений осужденными порядка и условий отбывания наказания в расчете на 1000 человек (с 32,58 в 2010 г. до 36,91 в 2014 г.) [22, с. 10-12], чему, по всей видимости, в определенной степени способствует (наряду с другими факторами, включающими в себя как специфические для пенитен- циарных учреждений условия, так и неблагоприятные, деструктивные условия внешней для уголовно-исполнительной системы социальной среды) неготовность персонала уголовно-исполнительной системы к работе в новых условиях. Повышение эффективности уголовно-исполнительной системы в контексте выполнения ею социальных и специальных функций. В современных условиях уголовно-исполнительная система рассматривается не с позиций карательного инстру- мента (хотя понятно, что карательная функция неизменно присутствует в процессе ее функционирования), а в первую очередь с точки зрения выполнения ею превентивной, ресоциализирующей и реабилитационной функций. Принимая во внимание широкий спектр задач, возлагаемых на компоненты рассматриваемой системы (прежде всего пенитенциарные учреждения), справедливо высказанное в специальной литературе суждение о том, что задачи исправительных учреждений (и в целом уголовно-исполни- тельной системы) хотя и в значительной мере совпадают с целями наказания, но вместе с тем шире последних [4, с. 85-86]. В современных условиях уголовно-исполнительная система в процессе функциони- рования сталкивается с рядом проблем, формирование и обострение которых вызва- но различными факторами [22, с. 132]. При этом одна часть из них обусловлена самой пенитенциарной системой (специфика контингента осужденных, и особенно рецидиви- стов, роль криминальной и тюремной субкультуры [23, с. 72-79], объективные трудности осуществления эффективного контроля в целях обеспечения режимных требований соответствующего учреждения и предупреждения нарушений и др.), а другая - корре- лирует с явлениями и процессами социально-экономического, культурно-идеологиче- ского, политико-правового и организационного характера и проявляется в просчетах уголовной и уголовно-исполнительной политики [24, с. 43-45] в целом и недостатках функционирования уголовно-исполнительной системы в частности. Изучение и обобще- ние доктринальных источников и эмпирического материала позволяет с определенной долей условности выделить следующие основные группы факторов, коррелирующих с неблагоприятными процессами и явлениями социального характера и негативно вли- яющих на функционирование УИС в современных условиях. Омоложение и ухудшение криминологических характеристик контингента осу- жденных и отбывающих наказания. В специальной литературе [25, с. 47-53] приво- дятся данные, согласно которым среди осужденных и отбывающих наказание увеличи- вается удельный вес лиц молодежного возраста (лица до 25 лет составляют до 30,7 %), более половины всех осужденных отбывают наказание за насильственные преступления. Как следствие - ухудшаются криминогенные характеристики контингента, растет пенитен- циарная преступность (в первую очередь насильственная). Серьезные опасения вызывает преступность несовершеннолетних, в том числе повышение ее организованности, высокий удельный вес в ней насильственных преступлений, усиление позиций криминальной и тю- ремной субкультуры в контингенте несовершеннолетних осужденных [26, с. 13-15]. Кроме того, как отмечают исследователи [27, с. 96], за несколько лет количество осу- жденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло 80 % общей численности осужденных к лишению свободы; более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание второй раз и более; увеличилось число осужденных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями, наркоманов, склонных к различным формам деструктивно- го поведения - агрессии, конфликтам, членовредительству, суициду, непредсказуемым действиям, нападениям на сотрудников, других осужденных. При этом существенно по- высилась активность криминальных лидеров, пытающихся координировать противоправ- ные действия осужденных (значительная часть которых связана с организованной пре- ступностью), в том числе в части дезорганизации исправительных учреждений, а также в связи с посягательствами на работников уголовно-исполнительной системы. Не оста- навливаясь на этом аспекте, отметим, что в нейтрализации обозначенной группы факто- ров исправительным учреждениям придается важное значение, при этом параллельно должны формироваться и реализовываться меры по предупреждению преступности, ее ограничению и разрушению преступного мира (его традиций, влияния на общество, ма- териальной базы организованной преступности [28, с. 218-291]). Проблема организации социально полезной занятости осужденных и отбы- вающих наказания в исправительных учреждениях. Общественно полезный труд выступает одним из средств исправительного воздействия, кроме того, это - спо- соб вовлечения осужденного в социально значимые отношения, способствующие его морально-психологической и трудовой ресоциализации [29, с. 16-19]. Вопрос привлечения осужденных к оплачиваемому труду достаточно сложный, так как для успешного функционирования производства необходимо регулярно обеспечивать его заказами, а также оперативно закупать сырье и материалы, стабильно выплачивать заработную плату, повышать профессиональную подготовку осужденных. По мнению ряда исследователей, в настоящее время в пенитенциарной системе Российской Фе- дерации имеются объективные причины и факторы, связанные с проблемами трудовой занятости осужденных и сдерживающие развитие производства [30, с. 122-128]. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года концептуально обозначен комплекс мер, направленных на оптимизацию УИС в этой части. При этом раздел Концепции, посвященный труду и профессиональному обучению и образованию осужденных в местах лишения свободы, был переработан с учетом замечаний авторитетных ученых. Как полагает профессор В. И. Селиверстов, ряд изменений и дополнений Концепции направлен на обеспечение гарантий трудовых прав осужденных к лишению свободы, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе право на отдых, включая предоставление ежедневного от- дыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; на оплату труда не ниже установленного минимального размера; на увеличение раз- мера заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного [32, с. 188-204]. Нормы труда, по обоснованному мнению ученого, должны быть приве- дены в соответствие с типовыми отраслевыми нормами. Однако отдельные положения рассматриваемого документа (например, повышение экономической эффективности труда осужденных) выглядят декларативно (а в опреде- ленной части также спорно с этической точки зрения) и не без оснований подвергаются критике в юридической литературе [32, с. 29-32]. Кроме того, пенитенциарные учреждения столкнулись с проблемами общеобразова- тельного и профессионального обучения осужденных (во многих исправительных учреж- дениях происходит закрытие школ и профессиональных училищ); серьезные трудности имеются в организации трудовой занятости несовершеннолетних осужденных; на неу- довлетворительном уровне находится воспитательная работа с осужденными [33, с. 19]. Препятствия на пути назначения и исполнения наказаний, не связанных с изо- ляцией от общества. Проблема альтернативных мер уголовно-правового воздействия имеет особую значимость, в том числе в плане предупреждения новых преступле- ний, ресоциализации лиц, совершивших преступления впервые и небольшой тяжести [34, с. 109-115]. Показательно, что в настоящее время сама система уголовных наказа- ний выстроена по принципу от менее суровых к более строгим формам уголовно-пра- вового воздействия. Как полагают некоторые исследователи, в этом подходе УК РФ (в отличие от УК РСФСР) просматривается предпочтение видам наказания, не связанным с изоляцией от общества: штрафу, обязательным работам, исправительным работам, принудительным работам, ограничению свободы [35, с. 95-106]. Хотя данное выска- зывание и небесспорно [36, с. 20], в целом нельзя отрицать, что практика применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширяется: в 81 федеральном казенном учреждении «Уголовно-исполнительная инспекция» и в 2407 их филиалах состоят на учете 437 918 осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от обще- ства, и 3167 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом [37, с. 3-6]. Вместе с тем в специальной литературе обращается внимание на то, что уголовно- исполнительным инспекциям ФСИН России приходится контролировать исполнение наказаний все более рецидивоопасного контингента (в свою очередь, повторные пра- вонарушения и преступления со стороны лиц, отбывающих наказание без изоляции от общества, являются тревожным показателем и одновременно криминогенным факто- ром [38, с. 3-6]). По мнению отдельных авторов, сложившийся в стране институт ис- полнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества (так называемый институт альтернативных наказаний), переживает системный кризис, имеющий прежде всего организационную и ресурсную природу [39, с. 46-48]. Следует также обратить внимание на то, что сама уголовно-исполнительная система России переживает непростой и коррелирующий с движением российского общества и государства, интеграцией и международным сотрудничеством в рассматриваемой сфере процесс трансформации организационных основ и функционирования, в свою очередь, проявляющийся в перепрофилировании системы пенитенциарных учреж- дений [40, с. 52-54], поэтапной демилитаризации уголовно-исполнительной системы [41, с. 1225-1233], установлении новых требований к ее кадровому обеспечению [42, с. 1-12], и других обстоятельствах, нуждающихся в дополнительной проработке (с подключением научной составляющей) во взаимосвязи с требованием обеспе- чения безопасности рассматриваемой системы в современных условиях. Мы в полной мере разделяем высказанное в специальной литературе суждение о том, что государство должно иметь адекватную обществу пенитенциарную систему [4, с. 112], и полагаем, что инновационные преобразования, обусловленные динами- кой развития российского общества и государства, интеграционными процессами, не отрицают учета (в разумной степени, принимая во внимание преемственность развития государства и права, тип отечественной правовой системы) собственного позитивного опыта [5, с. 15]. Обобщение изложенного в статье приводит к следующим выводам. Уголовно-исполнительная система занимает важное место в государственном ме- ханизме, осуществляет в параметрах, установленных государством правовых форм, при помощи специфических юридических и организационных средств и методов пенитенци- арную деятельность, сопряженную с реализацией мер государственного принуждения и необходимую для поддержания и обеспечения порядка (правового, политического, социального), является социальным институтом, играющим особую роль в системе со- циального контроля, тем самым выступая важнейшим компонентом системы социаль- ной организации (общества) в целом. В связи с этим УИС, испытывая на себе влияние социума и происходящих в нем и в государстве изменений, в свою очередь, оказывает влияние на социум, государство, его граждан. Предпосылки и ход современного реформирования УИС России заданы двумя основными взаимосвязанными целевыми установками обозначенного процесса: гу- манизацией уголовно-исполнительной системы с учетом международных стандартов и демократизации российского общества и государства, повышением эффективности УИС в контексте выполнения ею социальных и специальных функций. Соответственно современное состояние УИС следует рассматривать сквозь призму данных целевых установок, совокупность факторов, обусловивших их постановку, а также оказывающих влияние на процесс достижения обозначенных целевых установок и решение связан- ных с этими установками задач. В современных условиях УИС, входящие в нее исправительные учреждения (иные ее компоненты) в процессе функционирования сталкиваются с рядом про- блем, формирование и обострение которых обусловлено факторами, одна часть из которых заключена в самой пенитенциарной системе (специфика континген- та осужденных, и особенно рецидивистов, роль криминальной и тюремной суб- культуры, объективные трудности осуществления эффективного контроля в целях обеспечения режимных требований соответствующего учреждения и предупреж- дения нарушений, в том числе преступных, со стороны осужденных и др.), а другая - коррелирует с явлениями и процессами социально-экономического, культурно- идеологического, политико-правового и организационного характера и проявляется в просчетах уголовной и уголовно-исполнительной политики в целом и недостатках функ- ционирования УИС в частности. К основным факторам, коррелирующим с неблагоприятными процессами и явления- ми социального характера и негативно влияющим на функционирование УИС в совре- менных условиях, следует отнести: омоложение и ухудшение криминологических характеристик контингента осу- жденных и отбывающих наказания (в первую очередь связанные с изоляцией от общества); проблему организации социально полезной занятости осужденных и отбывающих наказания в исправительных учреждениях и мер по их ресоциализации; препятствия на пути назначения и исполнения наказаний, не связанных с изоля- цией от общества.
References

1. Elinskiy A. V. Konstitucionnoe izmerenie ugolovnogo prava // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2012. № 3. S. 159-176

2. Andreev N. A. Sociologiya ispolneniya ugolovnyh nakazaniy. M., 2001. 137 s

3. Lelyuh V. F. Rossiyskaya ugolovno-ispolnitel'naya sistema: social'nye problemy reformirovaniya : avtoref. dis. … d-ra sociol. nauk. Kemerovo, 2006. 40 s

4. Smirnov L. B. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossii: teoreticheskie, pravovye i organizacionnye osnovy : monografiya. SPb., 2007. 228 s

5. Bomberger I. I. Reformirovanie i stanovlenie rossiyskoy penitenciarnoy sistemy // Konceptual'nye napravleniya reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'- noy sistemy : materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf., 13 avg. 2012 g. / pod obsch. red. P. I. Ostapenko. Vladimir, 2012. S. 13-19

6. Utkin V. A. Problemy ugolovno-ispolnitel'nogo prava : ucheb.-metod. kompleks dlya magistratury. Tomsk, 2017. 120 s

7. Borsuchenko S. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: ponyatie i soderzhanie // EZh- Yurist. 2016. № 41

8. Bagreeva E. G. Instituty grazhdanskogo obschestva i ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossii: ot konfrontacii k sotrudnichestvu // Rossiyskiy sledovatel'. 2012. № 22. S. 35-38

9. Shamsunov S. H., Loseva S. N. Mesto i rol' mezhdunarodnyh standartov v sisteme ispolneniya nakazaniy Rossii // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 1. S. 19-21

10. Alekseev V. I. O sootnoshenii karatel'nogo, filantropicheskogo, ispravitel'nogo vozdeystviya na osuzhdennyh v kontekste strategii penitenciarnoy politiki (1879-1917 gg.) // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 4. S. 30-32

11. Tkachevskiy Yu. M. Novoe v ugolovno-ispolnitel'nom prave. Zakon «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayuschih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody» ot 21 iyulya 1993 g. // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11. Pravo. 1995. № 1. S. 19

12. Bykov A. V. Znachenie zarubezhnogo opyta dlya sovershenstvovaniya deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2015. № 3-4. S. 28-34

13. Zimnenko B. L. Mezhdunarodnoe pravo i pravovaya sistema Rossiyskoy Federacii. Obschaya chast' : kurs lekciy. M., 2010. 416 s

14. Gachava M. L. Gumanizaciya otbyvaniya nakazaniy kak osnovnoe uslovie obespecheniya pravovogo polozheniya osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2013. № 5. S. 2-4

15. Grishko A. Ya. Ugolovno-ispolnitel'nyy zakon: deklaracii i realii, neobhodimost' v obnovlenii // Ombudsmen. 2014. № 2. S. 4-9

16. Gorban' D. V. Progressivnaya sistema ispolneniya i otbyvaniya ispravitel'nyh rabot // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2016. № 4. S. 176-183

17. Utkin V. A. O perspektivah probacii v Rossii // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 4. S. 5-8

18. Borsuchenko S., Kosihin D., Anosov M. Kurs na gumanizaciyu tyuremnoy sistemy // EZh-Yurist. 2012. № 18. S. 14-15

19. Petrov A. M. Ugolovno-ispolnitel'naya politika kak vyrazhenie nacional'nyh gosudarstvennyh interesov Rossii // Ugolovnaya i ugolovno-ispolnitel'naya politika na sovremennom etape razvitiya obschestva i gosudarstva: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Vladimir, 29-30 noyab. 2012 g.). Vladimir, 2013. S. 222-226

20. Golovkin R. B. Nekotorye problemy osuschestvleniya ugolovnoy i ugolovno-ispolnitel'noy politiki v sovremennoy Rossii // Ugolovnaya i ugolovno-ispolnitel'naya politika na sovremennom etape razvitiya obschestva i gosudarstva: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Vladimir, 29-30 noyab. 2012 g.). Vladimir, 2013. S. 64-66

21. Nikitin A. M. Penitenciarnoe kriminal'noe nasilie: sovremennye problemy profilaktiki // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 2. S. 10-12

22. Petrov S. M. Gosudarstvennoe upravlenie ugolovno-ispolnitel'noy sistemoy i puti ee reformirovaniya : monografiya. Domodedovo, 1995. 191 s

23. Antonyan Yu. M., Vereschagin V. A., Kalmanov G. B. Tyuremnaya subkul'tura i neytralizaciya ee negativnyh proyavleniy // Gosudarstvo i pravo. 1996. № 10. S. 72-79

24. Alekseev A. I., Ovchinskiy V. S., Pobegaylo E. F. Rossiyskaya ugolovnaya politika: preodolenie krizisa. M., 2006. 144 s

25. Mironov R. G., Minasov S. G. OVD i UISvsisteme pravoohranitel'nyh organov po obespecheniyu nacional'noy bezopasnosti v sfere pravoporyadka // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2005. № 6. S. 47-53

26. Smirnov A. M. Ugolovno-ispolnitel'naya harakteristika nesovershennoletnih, osuzhdennyh k lisheniyu svobody za prestupleniya protiv polovoy neprikosnovennosti i polovoy svobody lichnosti // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 6. S. 13-15

27. Scherbakov A. V. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty dezorganizacii deyatel'nosti uchrezhdeniy, obespechivayuschih izolyaciyu ot obschestva : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. 174 s

28. Shalahin I. V. Teoriya i metodologiya izucheniya i ogranicheniya (preduprezhdeniya) prestupnosti, obespecheniya kriminologicheskoy bezopasnosti lichnosti. M., 2011. 300 s

29. Loseva S. N., Garnik S. V. Organizaciya truda osuzhdennyh v usloviyah reformirovaniya UIS // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 3. S. 16-19

30. Hohrin S. A. Preduprezhdenie penitenciarnoy prestupnosti: problemy i puti resheniya // Zhurnal rossiyskogo prava. 2016. № 3. S. 122-128

31. Seliverstov V. I. Ugolovnaya i ugolovno-ispolnitel'naya politika v sfere ispolneniya lisheniya svobody: novacii 2015 goda // Lex russica. 2016. № 9. S. 188-204

32. Golovko L. V. Penitenciarnaya politika, gumanizm i ekonomika // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2011. № 5. S. 29-32

33. Smirnova I. N. Metodologicheskie, organizacionnye i pravovye osnovy deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy v sfere ispolneniya nakazaniy, ne svyazannyh s izolyaciey osuzhdennyh ot obschestva : avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. Pskov, 2010. 44 s

34. Vedernikova O. N., Geynce O. V. Vliyanie praktiki naznacheniya ugolovnogo nakazaniya na sostoyanie recidivnoy prestupnosti: regional'nyy aspekt // Ugolovnoe pravo. 2016. № 2. S. 109-115

35. Gravina A. A. Tendencii razvitiya ugolovnogo zakonodatel'stva na sovremennom etape // Zhurnal rossiyskogo prava. 2016. № 11. S. 95-106

36. Kudryavcev A. V. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' kak sredstvo snizheniya kriminogennosti ugolovno-ispolnitel'nyh pravootnosheniy // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2013. № 5. S. 20-23

37. Goryainov K. K., Ivan'kov I. A. Operativno-rozysknoe obespechenie ispolneniya nakazaniya i ego celi // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 2. S. 3-6

38. Degtyareva O. L. Obschegosudarstvennye osobennosti rosta i snizheniya urovnya povtornoy prestupnosti sredi lic, osuzhdennyh k nakazaniyam i meram ugolovno-pravovogo haraktera, ne svyazannym s izolyaciey osuzhdennyh ot obschestva, v obschey strukture prestupleniy, sovershaemyh na territorii strany // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2015. № 1. S. 3-6

39. Plyuscheva E. L. Teoretiko-pravovye aspekty kontrolya za osuzhdennymi bez izolyacii ot obschestva // Rossiyskiy sledovatel'. 2015. № 13. S. 46-48

40. Grekov M. L. K voprosu o neobhodimosti postepennogo perehoda ot koloniy k tyur'mam // Rossiyskiy sledovatel'. 2012. № 23. S. 52-54

41. Kalyashin A. V. K voprosu demilitarizacii ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 12. S. 1225-1233

42. Ostapenko P. I. Prioritetnye napravleniya kadrovogo obespecheniya ugolovno- ispolnitel'noy sistemy // Nauchnyy zhurnal KubGAU. 2012. № 80(06). S. 1-12

Login or Create
* Forgot password?