TEMPORARY SPACE OF THE PERSON: TIME PERSPECTIVE OF JUVENILE CONVICTS WITHOUT DEPRIVATION OF LIBERTY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to a comprehensive study of problematic issues relating to the phenomenon of “time perspective” on the example of juvenile convicts withoutdeprivation of liberty. The purpose of the article is to clarify the content of the concept of “time perspective” on the basis of the analysis of various theories and the definition of the leading time perspective in this group of convicts. The temporal perspective is a reflection of the attitudes, beliefs and values of the individual associated with time. There is a certain connection between the components of the personal organization of human time and its behavior. The study of this concept reveals the contradiction of psychological knowledge and psychological science of value between the humanistic and objective and scientistic characteristics of the psyche and personality, as well as methods of their research. There was a need for a more objective and deep study of the structure of the organization and the measurement of time. Time of the person and the way of its organization must meet socially necessary requirements, useless or wrong waste of time becomes a source of emotional distress. The time perspective is the foundation of the valuemotivational sphere of personality and is interconnected with the anticipatory reflection and processes of anticipation. There are six time zones: two relate to the past, two - to the present and two - to the future. Each person looks at the world through the glasses of his time perspective. Research, conducted in line with this paradigm, is aimed at identifying and studying the phenomenon of the time perspective of the personality of juvenile convicts without deprivation of liberty. The data obtained in the study are necessary for the regulatation of adolescents’ attitude to the prevailing time perspective. Competent work of specialists in this direction can have a positive impact on the prevention of illegal behavior of juvenile convicts without imprisonment. The results can also be used to develop a psychocorrectional program aimed at resocializing this group of convicts and focusing on the future by working with the past, present and ideas about the future. By changing the attitude of juvenile convicts without isolation from society to time, we can save them from tedious thoughts, burdensome actions and help them find more constructive ways of life.

Keywords:
anticipation, temporal space of personality, temporal perspective, time, theories of temporal perspective, anticipatory reflection, forecasting, juvenile convicts
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современном мире особое внимание уделяется изучению психологических фе- номенов, связанных с отношением человека ко времени. Рассуждая о времени, мы обычно соотносим его с понятием «жизнь». Отсюда появляется феномен жизненного времени, под которым мы понимаем протяженность человеческого существования, из- меряемую количеством лет, месяцев, дней, часов, минут и секунд, отведенных чело- веку для реализации своих задач и целей [1, с. 79]. Временное пространство личности является звеном самосознания человека, представленного в виде прошлого, насто- ящего и будущего на каждом отрезке жизненного пути. Мотивируя или обесценивая деятельность, оно помогает объективно оценивать себя и адекватно реагировать на свой индивидуальный путь. Образы прошлого, настоящего и будущего взаимосвязаны и могут изменять интерпретацию друг друга и отношение личности к происходившим, происходящим и предстоящим событиям, являющимся основными компонентами кар- тины жизненного пути человека. Наиболее важные вопросы, касающиеся категорий времени в психологии, связаны с временными представлениями личности, способами организации времени, возмож- ностью коррекции отношения ко времени жизни. Умение представлять себя во време- ни помогает человеку анализировать и давать оценку событиям прошлого, извлекая из них необходимый опыт, раскрывать смысл настоящего, строить планы на будущее в соответствии с прошлым и настоящим. Если данное соотношение вызывает отрица- тельные эмоции, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых. От отношения человека к своим прошлому, настоящему и будущему зависит его самоот- ношение, а следовательно, и жизненные установки и мировоззрение. Умение адек- ватно соотносить свои действия с прошлым опытом, используя его в настоящем и для планирования будущего, является перспективной позицией для развития полно- ценной личности. Данная позиция дает возможность понять ценность человеческой жизни во всех временах. Каждому человеку присуща довольно стабильная индивидуальная тенденция ак- центировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное предубеждение, то есть одни более ориентированы на будущее, вторые - на настоящее, третьи - на прошлое. Следовательно, мы можем говорить о том, что че- ловеческая деятельность обусловлена не только прошлым, но и представлениями будущем, так называемом опережающем отражении. Представления о будущем влияют на поведение человека в настоящем. Все временные отрезки являются пси- хологически сконструированными состояниями. Будущее вмещает в себя наши на- дежды, ожидания, страхи, и оно является основой для наших успехов в повседнев- ном потоке времени. Ориентированные на будущее люди рассматривают прошлое в качестве хранилища ошибок, которые возможно исправить, и достижений, кото- рыми возможно гордиться. В этом хранилище нет места для мимолетных импуль- сов и желаний настоящего. Ожидания и идеалы будущего в определенной степени предопределяют происходящее в настоящем. Человеческий мозг может заглянуть в будущее для предсказания результатов поведения, а также способен вернуться в прошлое, чтобы извлечь приобретенный ранее опыт. Труды, посвященные изучению психологического времени, раскрывают много тер- минов, описывающих в определенной степени представления человека о времени сво- ей жизни. Наиболее распространенным в различных теориях временной организации жизненного пути является понятие «перспектива», раскрывающее широту видения, протяженность и динамику представлений человеком своей жизни. Краткий обзор понятия Вопрос о временной перспективе личности, являясь маргинальным, рассматриватся в различных отраслях психологии: возрастной (Л. И. Божович, H. H. Толстых), социаль- ной (А. К. Болотова, К. Левин, К. Муздыбаев), педагогической (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубро- вина), клинической (H. H. Брагина, B. C. Хомик, К. Ясперс) и др. Представления о преоб- ладании одного из времен или временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В. Н. Дружинин), в связи с особенностями личности (Ф. Зим- бардо, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, A. B. Серый), его жизненными программами и биографическими кризисами (К. А. Абульханова-Славская, P. A. Ахмерова). На сегод- няшний день феномен «временная перспектива» рассматривается в учетом проблем психологической безопасности личности (Т. М. Краснянская, А. С. Ковдра, В. Г. Тылец) и изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, определяясь как источник самоопределения и нахождения жизненного смысла и компонент личностной регуляции жизненного пути [2]. Впервые понятие временной перспективы использовал в своей статье Л. К. Франк в 1939 г. в рамках описания жизненного пространства личности [3]. Далее исследования феномена «временная перспектива» в процессе становления личности осуществля- лись во многих психологических школах и направлениях. В настоящее время существу- ет множество подходов к изучению роли и значимости влияния времени на личность. В одних внимание акцентируется на доминировании определенной временной ориента- ции, в других - на эмоциональной валентности прошлого или будущего, в третьих - на непрерывности между прошлым, настоящим и будущим и т. д. По мнению Г. Эленберга, искажение чувства времени ведет к искажению смысла жиз- ни [4, c. 201]. Э. Эриксон в своей книге «Детство и общество» указывал на то, что пси- хосоциальный кризис человека возникает из-за «диффузного» переживания времени, при котором он не может нормально ориентироваться в жизни, адекватно воспринимать настоящее, осознавать прошлое и думать о будущем [5]. Согласно утверждению С. Л. Рубинштейна, «всякая временная локализация требу- ет умения оперировать временной схемой или «системой координат», выходящей за пределы переживания» [6, с. 81-83]. К. Левин определял временную перспективу как «целостность видения человеком своего психологического будущего и психологического прошлого в данное время», под- черкивая, что поведение и психическое состояние человека нередко зависит от его на- дежд и воспоминаний, чем от текущей ситуации «здесь и теперь» [7]. В своих трудах Ж. Нюттен рассматривал временную перспективу как мотивационное образование, акцентируя внимание на будущем, которое представляло потребностно- мотивационную сферу личности [8]. По его мнению, во временную перспективу включены намерения, задачи, планы, цели личности, представляющие ее потребности и мотивы и учитывающие временной порядок ожидаемых событий. Временная перспектива за- дается локализированными во времени объектами, которые играют роль детерминант, регулирующих поведение. Т. Коттл связывал будущее во временной перспективе со способностью соотносить свои действия со сравнительно отдаленными будущими событиями и действовать в настоящем [9]. В свою очередь, К. А. Абульханова-Славская уделяла особое внимание изучению отношения человека ко времени. Она определяла время как цикл нашей жизни, ее дли- тельность, ритм, периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. По ее мнению, существует связь между организацией времени личности и личностью, а временная перспектива - это когнитивная способность прогнозировать будущее и це- лостная готовность к нему в настоящем [10, с. 283]. Ф. Зимбардо определяет временную перспективу как фундамент, на котором базиру- ются другие процессы, например, постановка целей, достижение, рисковое поведение, поиск новых ощущений, различные зависимости, переживание вины, и обозначает аспекты отношения к временным зонам. Отношение к прошлому может быть как положительным (прошлые опыт и времена видятся приятными, через розовые очки), так и негативным (оно видится неприятным и вызывающим отвращение). Автор также выделяет два аспекта отношения к настоящему: гедонистический - когда ценится наслаждение настоящим мо- ментом, без сожаления о дальнейших последствиях поведения и совершенных поступков и фаталистический - когда люди подчиняются судьбе, считая изменения невозможными. По отношению к будущему применяется только один аспект - общая ориентация на бу- дущее, характеризующаяся определенными целями и планами, а также деятельностью, направленной на их осуществление. Временная перспектива рассматривается, с одной стороны, как ситуационно-детерминированный, а с другой - как относительно стабиль- ный процесс, то есть как черта личности. Более выраженная концентрация на одном из времен определяется культурными, образовательными, религиозными факторами, при- надлежностью к социальному классу и др. Временная перспектива - это способ деления жизни на временные зоны, являющийся существенным компонентом образа Я человека. Различают шесть временных зон: две относятся к прошлому, две - к настоящему и две - к будущему. Каждый человек смотрит на мир сквозь очки своей временной перспективы. Однако не у многих людей выражена только одна временная перспектива, обычно это совокупность временных перспектив, показывающая отношение человека ко времени. Временная перспектива, являясь часто неосознанным отношением человека ко времени, объединяя длительный поток существования в различные категории времени, способ- ствует структурированию жизни и придает ей смысл. Осознать то, что называют смыслом жизни, нельзя независимо от чувства переживаемого времени, так как именно ощущение времени жизни говорит о наличии смысла в ней. Способность структурировать временные аспекты субъективной реальности указывает на целостность самой личности. По мнению Ф. Зимбардо и Дж. Бойда, существует гибкая временная перспектива, которая позволяет выбирать подходящую временную ориентацию для каждой кон- кретной ситуации. Ее профилем является: высокий уровень временной перспективы «Позитивное прошлое»; умеренно высокий уровень временной перспективы «Будущее», умеренно высокий уровень временной перспективы «Гедонистическое настоящее»; низ- кий уровень временной перспективы «Негативное прошлое»; низкий уровень временной перспективы «Фаталистическое настоящее» [11]. Таким образом, на основе анализа литературы выявлено, что, несмотря на имею- щиеся различия в методологии исследования данного понятия, позиции многих авто- ров сходятся в понимании прошлого, настоящего и будущего как структурного целого. Временная перспектива должна рассматриваться в качестве обобщенного видения человеком событий собственной жизни, представления их в определенной временной последовательности и изучаться в совокупности когнитивного, эмоционального и ре- гулятивного компонентов. При рассмотрении параметров изучения временной перспективы выделяют вре- менные рамки различных периодов жизни и отношение к ним человека, структуру и содержание временных представлений и взаимосвязи между периодами жизни и про- исходящими в них событиями. Методики и результаты В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на уголовно- исполнительные инспекции (УИИ) ФСИН России в пределах своей компетенции возло- жены функции по контролю за поведением несовершеннолетних осужденных и прове- дению с ними индивидуально-профилактической работы. Согласно действующим ведомственным нормативно-правовым актам при постановке несовершеннолетних осужденных без лишения свободы на профилактический учет в УИИ психологи должны проводить диагностические обследования, охватывающие 100 % подростков. Методический инструментарий, применяемый ими в работе по обследо- ванию данной категории лиц, жестко не регламентирован. При выборе необходимого психологического инструментария для осуществления инспекторами УИИ не только количественного, но и качественного обследования данных лиц необходимо учиты- вать поведенческие основы рассматриваемого возраста. Для несовершеннолетних осужденных наиболее характерны такие явления, как психологическая ломка переход- ного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, повы- шенная конфликтность, особенно в отношениях с взрослыми, родителями, учителями, импульсивность, изменение всей системы отношений к обществу. Будущее для них похоже на прошлое, и другой жизни они не предвидят. Теряются два временных состояния: настоящее и будущее. Несовершеннолетний живет в основном только прошлым из-за отрицательной силы глобальной психологической травмы, которая охватывает всю личность. Проведенное нами исследование посвящено проблеме психологических особенно- стей временной перспективы у несовершеннолетних осужденных без лишения свобо- ды. Его актуальность обусловлена очевидной зависимостью условий времени, в кото- ром живет человек, от построения модели собственного будущего и необходимостью оказания психологической помощи в выстраивании жизнедеятельности с учетом свой- ственных ему личностных особенностей восприятия времени, поскольку временная перспектива оказывает огромное влияние на развитие личности, ее жизненные прио- ритеты и деятельность. При проведении экспериментального исследования самосознания личности, находя- щейся в условиях пространственно-временной депривации среди условно осужденных лиц, в аспекте диагностики временной перспективы и смысложизненных ориентаций. Нами использовались данные предварительно проведенного комплексного иссле- дования, направленного на изучение особенностей временной перспективы, при помощи опросника Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI) и теста Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (далее - тест СЖО), а также матери- алы, полученные в ходе биографического опроса репрезентативной выборки несовер- шеннолетних осужденных, состоящих на учете в Люберецком межмуниципальном фи- лиале ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области в период с января по май 2018 г. На этапе экспериментально-психологического исследования выборку составили 25 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания уголовно-правового харак- тера без лишения свободы. Участие было предложено исключительно на добровольной основе, дополнительные способы мотивирования испытуемых не применялись. Исследо- вание временной перспективы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы было построено на предположении, что если группа людей живет в одной временной перспективе, то можно выделить общие индивидуально-психологические особенности их личности, изучить их взгляды на жизнь и скорректировать их поведение и агармо- ничное отношение к обществу и себе. Таким образом, правильно развитая временная перспектива может служить триггером правопослушного поведения (ресоциализации) несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. Опросник для изучения временной перспективы личности был разработан Ф. Зим- бардо совместно с А. Гонзалесом в 1997 г. Данная методика направлена на диагности- ку системы отношений личности ко времени, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам. Изначально авторы выделяли семь временных факторов, ко- личество которых при дальнейшем статистическом анализе было сокращено до пяти. Оригинальная версия опросника состоит из 56 вопросов, ответы распределяются по 5-балльной шкале Ликкерта. Опросник отражает пять шкал: фактор восприятия негативного прошлого, выражающий степень неприятия соб- ственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований; фактор восприятия позитивного прошлого, определяющий степень принятия соб- ственного прошлого; фактор восприятия гедонистического настоящего; при этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель - наслаждение; фактор восприятия фаталистического настоящего, где настоящее видится незави- симым от воли личности, изначально предопределенным, а личность - подчиненным судьбе; степень ориентации на будущее выражает наличие у личности целей и планов на будущее. Грамотное формирование временной перспективы и адекватного отношения че- ловека ко всем временным зонам способствует поддержанию психологической безо- пасности личности. Деятельность в этом направлении должна предусматривать повы- шенную осмысленность жизни, которая позволит воспринимать жизнь полноценно, во всей насыщенности и полноте, а также выстраивать перспективы, совершенствовать рефлексивные качества, которые будут способствовать осознанию собственного вклада в происходящие жизненные события. Необходимо воспитывать качества, повышаю- щие способность к управлению собственной жизнью и усиливающие ответственность за принимаемые решения и их последствия на каждом жизненном этапе - в прошлом, настоящем и будущем. Анализ эмпирических данных, направленных на изучение временной перспективы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, свидетельствует о том, что большая часть выборки (44 %) относится к фактору восприятия негативного прошлого (рис.). ɒɤɚɥɵ ɜɪɟɦɟɧɧɨɣ ɩɟɪɫɩɟɤɬɢɜɵ 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 ɇɟɝɚɬɢɜɧɨɟ ɉɨɡɢɬɢɜɧɨɟ Ƚɟɞɨɧɢɫɬɢɱɟɫɤɨɟ Ɏɚɬɚɥɢɫɬɢɱɟɫɤɨɟ Ȼɭɞɭɳɟɟ ɩɪɨɲɥɨɟ ɩɪɨɲɥɨɟ ɧɚɫɬɨɹɳɟɟ ɧɚɫɬɨɹɳɟɟ Рис. Сравнительный анализ данных по шкалам методики Ф. Зимбардо «Временная перспектива» Для данной категории лиц характерно пессимистическое отношение к своему про- шлому или неприятие его. Предполагается наличие психологической травмы, сожале- ний. Такое отношение ко времени может быть из-за реальных неприятных или травма- тических событий и негативной реконструкции положительных событий. Большинство из опрошенных воспитывались в детских домах или в неполноценных семьях. На во- прос анкеты о взаимоотношениях в семье они либо подчеркивали имеющийся вариант «нейтральные взаимоотношения» - безразличие друг к другу, либо отмечали, что вза- имоотношения являются конфликтными. Среди своих вариантов ответа назывались «тяжелые», ставился прочерк или данный вопрос оставался без ответа. С каждым из детей была проведена беседа, изучены их личные дела, опрошены сотрудники инспек- ции, непосредственно взаимодействующие с этой категорией осужденных. Учитывая полученные данные, отметим, что несовершеннолетние осужденные без лишения сво- боды часто теряют самообладание, не способны контролировать импульсивные реак- ции, склонны к обиде, тревоге, депрессии, подозрительности и раздражительности. В ходе беседы с подростками об их отношении к назначенному им судом альтер- нативному лишению свободы было установлено, что они не воспринимают условное осуждение как уголовное наказание и не понимают тяжесть содеянного поступка. Их поведение остается агрессивным и развязным, они плохо подчиняются дисциплине, продолжают нарушать общественные нормы, совершая административные правона- рушения или повторные преступления, повышая тем самым уровень рецидивной пре- ступности. С большинством из осужденных работа затруднена из-за их безответствен- ности, незаинтересованности в общении и беседах. Значительная часть несовершеннолетних с данной временной перспективой при- влекались по ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). У 24 % опро- шенных преобладает фактор гедонистического настоящего, которое предполагает ори- ентацию на удовольствие, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях. Часто люди с данной наиболее выраженной временной перспективой действуют под влиянием ситуации, надеясь на лучшее и не задумываясь о возможных последствиях. Анализ личных дел и опрос сотрудников показали, что многие из них являлись воспитанниками детских домов либо воспитывались в неполноценных или неблагополучных семьях. В основном это осужденные, привлекавшиеся к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228, ч. 2 ст. 158 или ч. 3 ст. 158 УК РФ. Результаты по шкалам факторов фаталистического настоящего и позитивного про- шлого составили по 12 % на каждую из шкал. Фаталистическое настоящее характери- зуется беспомощным и безнадежным отношением к будущему и жизни. Данный фактор отражает отсутствие сфокусированной временной перспективы. Люди с выраженным фактором убеждены, что будущее предопределено и на него нельзя повлиять индиви- дуальными действиями. Фактор положительного прошлого отражает теплое и сенти- ментальное отношение к прошлому. Данные осужденные более уверены в себе и умеют извлекать лучшее из трудных жизненных ситуаций. У оставшихся 3 % более выраженным является фактор ориентации на будущее. Опрос сотрудников и анализ личных дел данной категории осужденных показали, что воспитывались они в полных семьях, взаимоотношения в семье были удовлетвори- тельными или хорошими. В основном несовершеннолетние попали под дурное влияние сверстников и совершили уголовное преступление. В целом они не склонны к риску и имеют свои планы на жизнь: планируют закончить обучение и задумываются о профес- сиональной карьере. Временная перспектива условно осужденных, находясь в искаженном состоянии, построена таким образом, что они оценивают события прошлого и настоящего как от- рицательные. Испытуемые не смогли переосмыслить свой прошлый опыт и найти в нем положительные моменты, поэтому и настоящее рисуется им в тусклых красках. Это еще раз свидетельствует о том, что настоящее не переживается ими как следствие прошлого и они не осознают того, что все временные отрезки неразрывно связаны между собой, следовательно, они не видят целостной свою жизнь. Это означает, что подростки ори- ентированы на один временной отрезок (негативное прошлое) и неверное восприятие своей жизни. Тест СЖО - это адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика. В основе данного теста - теория стремления человека к смыслу и логотерапии В. Франкла, цель - эмпирическая валидизация ряда представ- лений из указанной теории. Тест СЖО включает в себя 20 пар утверждений, противоположных по значению, которые отражают представления о факторах осмысленности жизни личности. В рас- сматриваемой методике жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлет- ворении, получаемом при их достижении, и уверенности в собственной способности их перед собой ставить, добиваясь положительных результатов. Значимым является умение грамотно соотнести цели с будущим, эмоциональную насыщенность с настоя- щим, удовлетворение с прошлым (достигнутый результат). По данным, полученным в результате проведения теста СЖО, осмысленность жизни у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы находится на низком уровне. Это подтверждается их неоднозначным отношением к разным промежуткам жизни - прошлому, настоящему и будущему. Шкала «Цели в жизни», характеризующая наличие или отсутствие целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, показывает, что несовершеннолетние осужденные не ставят перед собой высокие цели и не готовы к поворотным событиям, которые, возможно, произойдут в будущем. Они не задумываются о новых планах на жизнь и не ждут от нее перспективного будущего. Эмоциональная насыщенность и интерес к жизни у них находятся на среднем уров- не развития. Интерпретация данной шкалы отражает теорию о том, что единственный смысл жизни заключается в том, чтобы жить. Подростки процесс своей жизни воспри- нимают как неинтересный, эмоционально не насыщенный и не наполненный смыслом. Шкала «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», отража- ющая оценку пройденного отрезка жизни и ощущения продуктивности и осмысленности ее прожитой части, находится также на низком уровне развития. Это свидетельствует о неудовлетворенности своим прошлым, которое, по их мнению, не придает никакого смысла настоящему или будущему. Шкалы «Локус контроля - Я», раскрывающая пред- ставления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представ- лениями, и «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» показывают, что боль- шинство несовершеннолетних осужденных убеждены в самостоятельном принятии решений, воплощая их в реальность любыми способами, включая противоправные. Они уверены, что могут самостоятельно контролировать события, не хотят зависеть от влияния взрослых или подчиняться чужому мнению. Результаты, полученные в ходе исследования с помощью методики СЖО, свиде- тельствуют о неудовлетворенности несовершеннолетних без лишения свободы своей настоящей и прошлой жизнью и отсутствии надежды на лучшее будущее. Все это под- тверждает то, что подростки не могут адекватно оценивать свою временную перспек- тиву и дают однобокую оценку своей жизни, лишенной, по их мнению, положительных моментов в прошлом и настоящем. Локусы контроля испытуемых находятся на среднем уровне по отношению к другим показателям. Испытуемые уверены, что сами контролируют свою жизнь, свобода выбо- ра для них не является чем-то иллюзорным, однако они не придают особого значения построению планов на будущее. Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что основной задачей, стоящей перед сотрудниками УИИ при работе с несовершенно- летними осужденными без лишения свободы, является проведение профилактической и коррекционной работы с учетом доминирующих временных перспектив. Психологи должны научиться определять и корректировать временную перспективу, имеющую огромное значение в жизни несовершеннолетних. Необходим комплексный подход, на- правленный на совместный анализ прошлых событий, негативно влияющих на психику данной группы осужденных. Общая направленность коррекции временной перспекти- вы заключается в приведении человека в соответствие с объективным временем и его особенностями. Изменив отношение несовершеннолетних осужденных без лишения свободы ко времени, можно избавить их от утомительных мыслей, обременительных действий и помочь им найти более конструктивные жизненные пути, а также своевре- менно выявить и устранить причины и условия, способствующие противоправному пове- дению подростков. Психологам необходимо грамотно раскрывать успехи и положительные моменты их прошлой и настоящей жизни, тем самым помогая осознавать причины всех их проблем, возможно, переосмысливать ценности и менять смысложизненные ориентации, что положительным образом отразится на образе жизни, целеполагании и временной перспективе личности несовершеннолетних осужденных. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, не являются исчерпы- вающими по данному вопросу. Необходима дальнейшая углубленная работа в изуча- емом направлении.
References

1. Volotkevich O. V. Vremya kak artefakt anticipacii // Novaya nauka i formirovanie kul'tury znaniy sovremennogo cheloveka : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. meropriyatiy Obschestva nauki i tvorchestva (g. Kazan', yanv. 2018 g.) / pod obsch. red. S. V. Kuz'mina. Kazan', 2018. S. 79-84

2. Vlasenko A. I. Vremennaya perspektiva kak podstruktura samosoznaniya deprivirovannoy lichnosti // Molodoy uchenyy. 2014. № 8. S. 921-924

3. Frank, L. K. 1939, ‘Time perspective’, J. of Philosophy, vol. 4, pp. 293-312

4. Elenberg G. Klinicheskoe vvedenie v psihiatricheskuyu fenomenologiyu i ekzistencial'nyy analiz // Ekzistencial'naya psihologiya. Ekzistenciya / per. s angl. M. Zanadvorova, Yu. Ovchinnikova. M., 2001. S. 201-237

5. Erikson G. Erik. Detstvo i obschestvo. SPb., 1996. 592 s

6. Agressiya kak forma adaptivnoy psihologicheskoy zaschity u zhenschin s izbytochnoy massoy tela / A. B. Rotov [i dr.] // Sibirskiy vestnik psihiatrii i narkologii. 1999. № 1. S. 81-83

7. Levin K. Opredelenie ponyatiya «pole v dannyy moment» // Hrestomatiya po istorii psihologii. M., 1980. S. 131-145

8. Nyutten Zh. Motivaciya, deystvie i perspektiva buduschego / pod red. D. A. Leont'eva. M., 2004. 608 s

9. Cottle, T. J. & Klineberg S. L. 1974, The Present of Things Future: Exploration of Time in Human Experience, NY

10. Abul'hanova K. A., Berezina T. N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. SPb., 2001. 304 s

11. Zimbardo F., Boyd Dzh. Paradoks vremeni: novaya psihologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn'. SPb., 2010. 352 s

12. Dyadchenko E. A., Pozdnyakov V. M. Psihologicheskoe prognozirovanie recidivnyh prestupleniy nesovershennoletnih, osuzhdennyh bez lisheniya svobody : monografiya. Samara, 2014. 231s

Login or Create
* Forgot password?