Text (PDF):
Read
Download
В современном мире особое внимание уделяется изучению психологических фе- номенов, связанных с отношением человека ко времени. Рассуждая о времени, мы обычно соотносим его с понятием «жизнь». Отсюда появляется феномен жизненного времени, под которым мы понимаем протяженность человеческого существования, из- меряемую количеством лет, месяцев, дней, часов, минут и секунд, отведенных чело- веку для реализации своих задач и целей [1, с. 79]. Временное пространство личности является звеном самосознания человека, представленного в виде прошлого, насто- ящего и будущего на каждом отрезке жизненного пути. Мотивируя или обесценивая деятельность, оно помогает объективно оценивать себя и адекватно реагировать на свой индивидуальный путь. Образы прошлого, настоящего и будущего взаимосвязаны и могут изменять интерпретацию друг друга и отношение личности к происходившим, происходящим и предстоящим событиям, являющимся основными компонентами кар- тины жизненного пути человека. Наиболее важные вопросы, касающиеся категорий времени в психологии, связаны с временными представлениями личности, способами организации времени, возмож- ностью коррекции отношения ко времени жизни. Умение представлять себя во време- ни помогает человеку анализировать и давать оценку событиям прошлого, извлекая из них необходимый опыт, раскрывать смысл настоящего, строить планы на будущее в соответствии с прошлым и настоящим. Если данное соотношение вызывает отрица- тельные эмоции, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых. От отношения человека к своим прошлому, настоящему и будущему зависит его самоот- ношение, а следовательно, и жизненные установки и мировоззрение. Умение адек- ватно соотносить свои действия с прошлым опытом, используя его в настоящем и для планирования будущего, является перспективной позицией для развития полно- ценной личности. Данная позиция дает возможность понять ценность человеческой жизни во всех временах. Каждому человеку присуща довольно стабильная индивидуальная тенденция ак- центировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное предубеждение, то есть одни более ориентированы на будущее, вторые - на настоящее, третьи - на прошлое. Следовательно, мы можем говорить о том, что че- ловеческая деятельность обусловлена не только прошлым, но и представлениями будущем, так называемом опережающем отражении. Представления о будущем влияют на поведение человека в настоящем. Все временные отрезки являются пси- хологически сконструированными состояниями. Будущее вмещает в себя наши на- дежды, ожидания, страхи, и оно является основой для наших успехов в повседнев- ном потоке времени. Ориентированные на будущее люди рассматривают прошлое в качестве хранилища ошибок, которые возможно исправить, и достижений, кото- рыми возможно гордиться. В этом хранилище нет места для мимолетных импуль- сов и желаний настоящего. Ожидания и идеалы будущего в определенной степени предопределяют происходящее в настоящем. Человеческий мозг может заглянуть в будущее для предсказания результатов поведения, а также способен вернуться в прошлое, чтобы извлечь приобретенный ранее опыт. Труды, посвященные изучению психологического времени, раскрывают много тер- минов, описывающих в определенной степени представления человека о времени сво- ей жизни. Наиболее распространенным в различных теориях временной организации жизненного пути является понятие «перспектива», раскрывающее широту видения, протяженность и динамику представлений человеком своей жизни. Краткий обзор понятия Вопрос о временной перспективе личности, являясь маргинальным, рассматриватся в различных отраслях психологии: возрастной (Л. И. Божович, H. H. Толстых), социаль- ной (А. К. Болотова, К. Левин, К. Муздыбаев), педагогической (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубро- вина), клинической (H. H. Брагина, B. C. Хомик, К. Ясперс) и др. Представления о преоб- ладании одного из времен или временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В. Н. Дружинин), в связи с особенностями личности (Ф. Зим- бардо, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, A. B. Серый), его жизненными программами и биографическими кризисами (К. А. Абульханова-Славская, P. A. Ахмерова). На сегод- няшний день феномен «временная перспектива» рассматривается в учетом проблем психологической безопасности личности (Т. М. Краснянская, А. С. Ковдра, В. Г. Тылец) и изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, определяясь как источник самоопределения и нахождения жизненного смысла и компонент личностной регуляции жизненного пути [2]. Впервые понятие временной перспективы использовал в своей статье Л. К. Франк в 1939 г. в рамках описания жизненного пространства личности [3]. Далее исследования феномена «временная перспектива» в процессе становления личности осуществля- лись во многих психологических школах и направлениях. В настоящее время существу- ет множество подходов к изучению роли и значимости влияния времени на личность. В одних внимание акцентируется на доминировании определенной временной ориента- ции, в других - на эмоциональной валентности прошлого или будущего, в третьих - на непрерывности между прошлым, настоящим и будущим и т. д. По мнению Г. Эленберга, искажение чувства времени ведет к искажению смысла жиз- ни [4, c. 201]. Э. Эриксон в своей книге «Детство и общество» указывал на то, что пси- хосоциальный кризис человека возникает из-за «диффузного» переживания времени, при котором он не может нормально ориентироваться в жизни, адекватно воспринимать настоящее, осознавать прошлое и думать о будущем [5]. Согласно утверждению С. Л. Рубинштейна, «всякая временная локализация требу- ет умения оперировать временной схемой или «системой координат», выходящей за пределы переживания» [6, с. 81-83]. К. Левин определял временную перспективу как «целостность видения человеком своего психологического будущего и психологического прошлого в данное время», под- черкивая, что поведение и психическое состояние человека нередко зависит от его на- дежд и воспоминаний, чем от текущей ситуации «здесь и теперь» [7]. В своих трудах Ж. Нюттен рассматривал временную перспективу как мотивационное образование, акцентируя внимание на будущем, которое представляло потребностно- мотивационную сферу личности [8]. По его мнению, во временную перспективу включены намерения, задачи, планы, цели личности, представляющие ее потребности и мотивы и учитывающие временной порядок ожидаемых событий. Временная перспектива за- дается локализированными во времени объектами, которые играют роль детерминант, регулирующих поведение. Т. Коттл связывал будущее во временной перспективе со способностью соотносить свои действия со сравнительно отдаленными будущими событиями и действовать в настоящем [9]. В свою очередь, К. А. Абульханова-Славская уделяла особое внимание изучению отношения человека ко времени. Она определяла время как цикл нашей жизни, ее дли- тельность, ритм, периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. По ее мнению, существует связь между организацией времени личности и личностью, а временная перспектива - это когнитивная способность прогнозировать будущее и це- лостная готовность к нему в настоящем [10, с. 283]. Ф. Зимбардо определяет временную перспективу как фундамент, на котором базиру- ются другие процессы, например, постановка целей, достижение, рисковое поведение, поиск новых ощущений, различные зависимости, переживание вины, и обозначает аспекты отношения к временным зонам. Отношение к прошлому может быть как положительным (прошлые опыт и времена видятся приятными, через розовые очки), так и негативным (оно видится неприятным и вызывающим отвращение). Автор также выделяет два аспекта отношения к настоящему: гедонистический - когда ценится наслаждение настоящим мо- ментом, без сожаления о дальнейших последствиях поведения и совершенных поступков и фаталистический - когда люди подчиняются судьбе, считая изменения невозможными. По отношению к будущему применяется только один аспект - общая ориентация на бу- дущее, характеризующаяся определенными целями и планами, а также деятельностью, направленной на их осуществление. Временная перспектива рассматривается, с одной стороны, как ситуационно-детерминированный, а с другой - как относительно стабиль- ный процесс, то есть как черта личности. Более выраженная концентрация на одном из времен определяется культурными, образовательными, религиозными факторами, при- надлежностью к социальному классу и др. Временная перспектива - это способ деления жизни на временные зоны, являющийся существенным компонентом образа Я человека. Различают шесть временных зон: две относятся к прошлому, две - к настоящему и две - к будущему. Каждый человек смотрит на мир сквозь очки своей временной перспективы. Однако не у многих людей выражена только одна временная перспектива, обычно это совокупность временных перспектив, показывающая отношение человека ко времени. Временная перспектива, являясь часто неосознанным отношением человека ко времени, объединяя длительный поток существования в различные категории времени, способ- ствует структурированию жизни и придает ей смысл. Осознать то, что называют смыслом жизни, нельзя независимо от чувства переживаемого времени, так как именно ощущение времени жизни говорит о наличии смысла в ней. Способность структурировать временные аспекты субъективной реальности указывает на целостность самой личности. По мнению Ф. Зимбардо и Дж. Бойда, существует гибкая временная перспектива, которая позволяет выбирать подходящую временную ориентацию для каждой кон- кретной ситуации. Ее профилем является: высокий уровень временной перспективы «Позитивное прошлое»; умеренно высокий уровень временной перспективы «Будущее», умеренно высокий уровень временной перспективы «Гедонистическое настоящее»; низ- кий уровень временной перспективы «Негативное прошлое»; низкий уровень временной перспективы «Фаталистическое настоящее» [11]. Таким образом, на основе анализа литературы выявлено, что, несмотря на имею- щиеся различия в методологии исследования данного понятия, позиции многих авто- ров сходятся в понимании прошлого, настоящего и будущего как структурного целого. Временная перспектива должна рассматриваться в качестве обобщенного видения человеком событий собственной жизни, представления их в определенной временной последовательности и изучаться в совокупности когнитивного, эмоционального и ре- гулятивного компонентов. При рассмотрении параметров изучения временной перспективы выделяют вре- менные рамки различных периодов жизни и отношение к ним человека, структуру и содержание временных представлений и взаимосвязи между периодами жизни и про- исходящими в них событиями. Методики и результаты В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на уголовно- исполнительные инспекции (УИИ) ФСИН России в пределах своей компетенции возло- жены функции по контролю за поведением несовершеннолетних осужденных и прове- дению с ними индивидуально-профилактической работы. Согласно действующим ведомственным нормативно-правовым актам при постановке несовершеннолетних осужденных без лишения свободы на профилактический учет в УИИ психологи должны проводить диагностические обследования, охватывающие 100 % подростков. Методический инструментарий, применяемый ими в работе по обследо- ванию данной категории лиц, жестко не регламентирован. При выборе необходимого психологического инструментария для осуществления инспекторами УИИ не только количественного, но и качественного обследования данных лиц необходимо учиты- вать поведенческие основы рассматриваемого возраста. Для несовершеннолетних осужденных наиболее характерны такие явления, как психологическая ломка переход- ного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, повы- шенная конфликтность, особенно в отношениях с взрослыми, родителями, учителями, импульсивность, изменение всей системы отношений к обществу. Будущее для них похоже на прошлое, и другой жизни они не предвидят. Теряются два временных состояния: настоящее и будущее. Несовершеннолетний живет в основном только прошлым из-за отрицательной силы глобальной психологической травмы, которая охватывает всю личность. Проведенное нами исследование посвящено проблеме психологических особенно- стей временной перспективы у несовершеннолетних осужденных без лишения свобо- ды. Его актуальность обусловлена очевидной зависимостью условий времени, в кото- ром живет человек, от построения модели собственного будущего и необходимостью оказания психологической помощи в выстраивании жизнедеятельности с учетом свой- ственных ему личностных особенностей восприятия времени, поскольку временная перспектива оказывает огромное влияние на развитие личности, ее жизненные прио- ритеты и деятельность. При проведении экспериментального исследования самосознания личности, находя- щейся в условиях пространственно-временной депривации среди условно осужденных лиц, в аспекте диагностики временной перспективы и смысложизненных ориентаций. Нами использовались данные предварительно проведенного комплексного иссле- дования, направленного на изучение особенностей временной перспективы, при помощи опросника Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI) и теста Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (далее - тест СЖО), а также матери- алы, полученные в ходе биографического опроса репрезентативной выборки несовер- шеннолетних осужденных, состоящих на учете в Люберецком межмуниципальном фи- лиале ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области в период с января по май 2018 г. На этапе экспериментально-психологического исследования выборку составили 25 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания уголовно-правового харак- тера без лишения свободы. Участие было предложено исключительно на добровольной основе, дополнительные способы мотивирования испытуемых не применялись. Исследо- вание временной перспективы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы было построено на предположении, что если группа людей живет в одной временной перспективе, то можно выделить общие индивидуально-психологические особенности их личности, изучить их взгляды на жизнь и скорректировать их поведение и агармо- ничное отношение к обществу и себе. Таким образом, правильно развитая временная перспектива может служить триггером правопослушного поведения (ресоциализации) несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. Опросник для изучения временной перспективы личности был разработан Ф. Зим- бардо совместно с А. Гонзалесом в 1997 г. Данная методика направлена на диагности- ку системы отношений личности ко времени, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам. Изначально авторы выделяли семь временных факторов, ко- личество которых при дальнейшем статистическом анализе было сокращено до пяти. Оригинальная версия опросника состоит из 56 вопросов, ответы распределяются по 5-балльной шкале Ликкерта. Опросник отражает пять шкал: фактор восприятия негативного прошлого, выражающий степень неприятия соб- ственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований; фактор восприятия позитивного прошлого, определяющий степень принятия соб- ственного прошлого; фактор восприятия гедонистического настоящего; при этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель - наслаждение; фактор восприятия фаталистического настоящего, где настоящее видится незави- симым от воли личности, изначально предопределенным, а личность - подчиненным судьбе; степень ориентации на будущее выражает наличие у личности целей и планов на будущее. Грамотное формирование временной перспективы и адекватного отношения че- ловека ко всем временным зонам способствует поддержанию психологической безо- пасности личности. Деятельность в этом направлении должна предусматривать повы- шенную осмысленность жизни, которая позволит воспринимать жизнь полноценно, во всей насыщенности и полноте, а также выстраивать перспективы, совершенствовать рефлексивные качества, которые будут способствовать осознанию собственного вклада в происходящие жизненные события. Необходимо воспитывать качества, повышаю- щие способность к управлению собственной жизнью и усиливающие ответственность за принимаемые решения и их последствия на каждом жизненном этапе - в прошлом, настоящем и будущем. Анализ эмпирических данных, направленных на изучение временной перспективы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, свидетельствует о том, что большая часть выборки (44 %) относится к фактору восприятия негативного прошлого (рис.). ɒɤɚɥɵ ɜɪɟɦɟɧɧɨɣ ɩɟɪɫɩɟɤɬɢɜɵ 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 ɇɟɝɚɬɢɜɧɨɟ ɉɨɡɢɬɢɜɧɨɟ Ƚɟɞɨɧɢɫɬɢɱɟɫɤɨɟ Ɏɚɬɚɥɢɫɬɢɱɟɫɤɨɟ Ȼɭɞɭɳɟɟ ɩɪɨɲɥɨɟ ɩɪɨɲɥɨɟ ɧɚɫɬɨɹɳɟɟ ɧɚɫɬɨɹɳɟɟ Рис. Сравнительный анализ данных по шкалам методики Ф. Зимбардо «Временная перспектива» Для данной категории лиц характерно пессимистическое отношение к своему про- шлому или неприятие его. Предполагается наличие психологической травмы, сожале- ний. Такое отношение ко времени может быть из-за реальных неприятных или травма- тических событий и негативной реконструкции положительных событий. Большинство из опрошенных воспитывались в детских домах или в неполноценных семьях. На во- прос анкеты о взаимоотношениях в семье они либо подчеркивали имеющийся вариант «нейтральные взаимоотношения» - безразличие друг к другу, либо отмечали, что вза- имоотношения являются конфликтными. Среди своих вариантов ответа назывались «тяжелые», ставился прочерк или данный вопрос оставался без ответа. С каждым из детей была проведена беседа, изучены их личные дела, опрошены сотрудники инспек- ции, непосредственно взаимодействующие с этой категорией осужденных. Учитывая полученные данные, отметим, что несовершеннолетние осужденные без лишения сво- боды часто теряют самообладание, не способны контролировать импульсивные реак- ции, склонны к обиде, тревоге, депрессии, подозрительности и раздражительности. В ходе беседы с подростками об их отношении к назначенному им судом альтер- нативному лишению свободы было установлено, что они не воспринимают условное осуждение как уголовное наказание и не понимают тяжесть содеянного поступка. Их поведение остается агрессивным и развязным, они плохо подчиняются дисциплине, продолжают нарушать общественные нормы, совершая административные правона- рушения или повторные преступления, повышая тем самым уровень рецидивной пре- ступности. С большинством из осужденных работа затруднена из-за их безответствен- ности, незаинтересованности в общении и беседах. Значительная часть несовершеннолетних с данной временной перспективой при- влекались по ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). У 24 % опро- шенных преобладает фактор гедонистического настоящего, которое предполагает ори- ентацию на удовольствие, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях. Часто люди с данной наиболее выраженной временной перспективой действуют под влиянием ситуации, надеясь на лучшее и не задумываясь о возможных последствиях. Анализ личных дел и опрос сотрудников показали, что многие из них являлись воспитанниками детских домов либо воспитывались в неполноценных или неблагополучных семьях. В основном это осужденные, привлекавшиеся к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228, ч. 2 ст. 158 или ч. 3 ст. 158 УК РФ. Результаты по шкалам факторов фаталистического настоящего и позитивного про- шлого составили по 12 % на каждую из шкал. Фаталистическое настоящее характери- зуется беспомощным и безнадежным отношением к будущему и жизни. Данный фактор отражает отсутствие сфокусированной временной перспективы. Люди с выраженным фактором убеждены, что будущее предопределено и на него нельзя повлиять индиви- дуальными действиями. Фактор положительного прошлого отражает теплое и сенти- ментальное отношение к прошлому. Данные осужденные более уверены в себе и умеют извлекать лучшее из трудных жизненных ситуаций. У оставшихся 3 % более выраженным является фактор ориентации на будущее. Опрос сотрудников и анализ личных дел данной категории осужденных показали, что воспитывались они в полных семьях, взаимоотношения в семье были удовлетвори- тельными или хорошими. В основном несовершеннолетние попали под дурное влияние сверстников и совершили уголовное преступление. В целом они не склонны к риску и имеют свои планы на жизнь: планируют закончить обучение и задумываются о профес- сиональной карьере. Временная перспектива условно осужденных, находясь в искаженном состоянии, построена таким образом, что они оценивают события прошлого и настоящего как от- рицательные. Испытуемые не смогли переосмыслить свой прошлый опыт и найти в нем положительные моменты, поэтому и настоящее рисуется им в тусклых красках. Это еще раз свидетельствует о том, что настоящее не переживается ими как следствие прошлого и они не осознают того, что все временные отрезки неразрывно связаны между собой, следовательно, они не видят целостной свою жизнь. Это означает, что подростки ори- ентированы на один временной отрезок (негативное прошлое) и неверное восприятие своей жизни. Тест СЖО - это адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика. В основе данного теста - теория стремления человека к смыслу и логотерапии В. Франкла, цель - эмпирическая валидизация ряда представ- лений из указанной теории. Тест СЖО включает в себя 20 пар утверждений, противоположных по значению, которые отражают представления о факторах осмысленности жизни личности. В рас- сматриваемой методике жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлет- ворении, получаемом при их достижении, и уверенности в собственной способности их перед собой ставить, добиваясь положительных результатов. Значимым является умение грамотно соотнести цели с будущим, эмоциональную насыщенность с настоя- щим, удовлетворение с прошлым (достигнутый результат). По данным, полученным в результате проведения теста СЖО, осмысленность жизни у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы находится на низком уровне. Это подтверждается их неоднозначным отношением к разным промежуткам жизни - прошлому, настоящему и будущему. Шкала «Цели в жизни», характеризующая наличие или отсутствие целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, показывает, что несовершеннолетние осужденные не ставят перед собой высокие цели и не готовы к поворотным событиям, которые, возможно, произойдут в будущем. Они не задумываются о новых планах на жизнь и не ждут от нее перспективного будущего. Эмоциональная насыщенность и интерес к жизни у них находятся на среднем уров- не развития. Интерпретация данной шкалы отражает теорию о том, что единственный смысл жизни заключается в том, чтобы жить. Подростки процесс своей жизни воспри- нимают как неинтересный, эмоционально не насыщенный и не наполненный смыслом. Шкала «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», отража- ющая оценку пройденного отрезка жизни и ощущения продуктивности и осмысленности ее прожитой части, находится также на низком уровне развития. Это свидетельствует о неудовлетворенности своим прошлым, которое, по их мнению, не придает никакого смысла настоящему или будущему. Шкалы «Локус контроля - Я», раскрывающая пред- ставления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представ- лениями, и «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» показывают, что боль- шинство несовершеннолетних осужденных убеждены в самостоятельном принятии решений, воплощая их в реальность любыми способами, включая противоправные. Они уверены, что могут самостоятельно контролировать события, не хотят зависеть от влияния взрослых или подчиняться чужому мнению. Результаты, полученные в ходе исследования с помощью методики СЖО, свиде- тельствуют о неудовлетворенности несовершеннолетних без лишения свободы своей настоящей и прошлой жизнью и отсутствии надежды на лучшее будущее. Все это под- тверждает то, что подростки не могут адекватно оценивать свою временную перспек- тиву и дают однобокую оценку своей жизни, лишенной, по их мнению, положительных моментов в прошлом и настоящем. Локусы контроля испытуемых находятся на среднем уровне по отношению к другим показателям. Испытуемые уверены, что сами контролируют свою жизнь, свобода выбо- ра для них не является чем-то иллюзорным, однако они не придают особого значения построению планов на будущее. Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что основной задачей, стоящей перед сотрудниками УИИ при работе с несовершенно- летними осужденными без лишения свободы, является проведение профилактической и коррекционной работы с учетом доминирующих временных перспектив. Психологи должны научиться определять и корректировать временную перспективу, имеющую огромное значение в жизни несовершеннолетних. Необходим комплексный подход, на- правленный на совместный анализ прошлых событий, негативно влияющих на психику данной группы осужденных. Общая направленность коррекции временной перспекти- вы заключается в приведении человека в соответствие с объективным временем и его особенностями. Изменив отношение несовершеннолетних осужденных без лишения свободы ко времени, можно избавить их от утомительных мыслей, обременительных действий и помочь им найти более конструктивные жизненные пути, а также своевре- менно выявить и устранить причины и условия, способствующие противоправному пове- дению подростков. Психологам необходимо грамотно раскрывать успехи и положительные моменты их прошлой и настоящей жизни, тем самым помогая осознавать причины всех их проблем, возможно, переосмысливать ценности и менять смысложизненные ориентации, что положительным образом отразится на образе жизни, целеполагании и временной перспективе личности несовершеннолетних осужденных. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, не являются исчерпы- вающими по данному вопросу. Необходима дальнейшая углубленная работа в изуча- емом направлении.