PROBLEMS OF LEGAL CERTAINTY IN THE LEGAL REGULATION OF CORRECTIONAL WORK AS ONE OF THE MEANS OF CONVICTS’ CORRECTION IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The legal regulation of correctional work with convicts is analyzed in the article. The article is devoted to the problems related to the legislative features of fixing the provisions of the Penal Code of the Russian Federation, which provide for general rules on the implementation of correctional work with convicts in general, and individual rules that provide for the use of correctional work in the execution of various types of punishments. As a result of the analysis, the author comes to the following conclusions. Doctrinal analysis of the law governing the legislative and correctional work with prisoners has shown that these rules apply in the penal legislation and does not form a single mechanism of correctional impact on convicts. This is influenced by the lack of uniform normative principles, forms, methods of correctional work and the specification of subjects of correctional influence. The presence of systemic contradictions in the normative regulation of correctional work with convicts makes the norms of penal legislation less effective.

Keywords:
convicts, correction, educational work, forms and methods of correctional work, criminal penalties, legal regulation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Действие норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)предполагает единообразие применения средств исправления осужденных на всей территории страны. Системное применение в отношении различных категорий осужденных идентичных средств исправления, предусмотренных российским уголовно-исполнительным законодательством, будет способствовать максимальному эффекту от процесса исполнения уголовного наказания - исправлению осужденных. Законодательное установление единой системы правового регулирования средств исправления в зависимости от вида уголовного наказания позволит слаженно и качественно осуществлять учреждениями и органами УИС России исправительное воздействие и реализовывать уголовно-исполнительную политику на высоком уровне. Вместе с тем изучение нормативно-правового содержания положений отдельных статей УИК РФ, регламентирующих такое средство исправления осужденных, как воспитательная работа, показывает наличие пробелов в правовом регулировании и отсутствие его единства и дифференциации. Самостоятельно нормативное определение воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует. В связи с этим обратимся к нормативной и научной дефиниции терминов «воспитание» и «воспитательная работа». В п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 7 мая 2013 г. № 99-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ) содержится следующее понятие воспитания: «Воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Согласно Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (утверждена Минюстом России 20 апреля 2000 г.) воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, направленных на преодоление личностных деформаций осужденных, способствующих их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, законопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. А. Н. Сиряков рассматривает воспитательную работу в широком смысле - это комплекс социально-экономических, организационно-правовых, производственно-хозяйственных, бытовых и идеологических мер, направленных на обеспечение цели исправления и предупреждения совершения осужденными новых преступлений, и в узком - комплекс индивидуальных, групповых и массовых мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на выработку у осужденных убеждения в добросовестном отношении ко всем средствам исправления; формирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития [2, с. 8-9]. По мнению И. Б. Ускачевой, воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер по нравственному, правовому, физическому и иному воспитанию осужденных, обеспечивающих их исправление и способствующих законопослушному поведению, успешной социальной адаптации после отбывания наказания [3, с. 22]. Как видим, отсутствие нормативного определения воспитательной работы влечет за собой неоднообразное восприятие, оценку и интерпретацию этого направления деятельности со стороны научного сообщества и практических сотрудников. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является определение средств исправления осужденных. Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеческому труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Положения ст. 9 УИК РФ не предусматривают никаких общих особенностей законодательного регулирования средств исправления осужденных. Следует отметить, что при назначении и исполнении уголовных наказаний учитывается дифференциация и индивидуализация уголовных наказаний. При этом дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний является одним из принципов уголовно-исполнительного законодательства, характеризуется справедливым исполнением уголовного наказания с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). Данный принцип содержит в себе изначально элементы воспитательного воздействия на осужденного и предполагает их использование при индивидуализации исполнения наказаний в сочетании с принципами рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ). В гл. 4 «Исполнение наказания в виде обязательных работ» УИК РФ отсутствует норма, закрепляющая положение об организации воспитательной работы с осужденными при данном виде уголовного наказания. В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, не входит обязанность по осуществлению воспитательной работы с осужденными. Администрация наделяется контрольной и учетной функцией (ст. 28 УИК РФ). Некоторые элементы воспитательной работы с этой категорией осужденных все же прослеживаются в отдельных нормах гл. 4 УИК РФ. В частности, в ч. 3 ст. 25 «Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ» УИК РФ указывается, что уголовноисполнительные инспекции разъясняют порядок и условия отбывания наказания осужденным; в ч. 1 ст. 29 «Ответственность осужденных к обязательным работам» - что за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положения гл. 5 «Исполнение наказания в виде штрафа» УИК РФ ввиду особенностей реализации данного вида наказания не предусматривают какие-либо специально установленные формы и методы осуществления воспитательной работы с осужденными к этому виду уголовного наказания. Отдельный воспитательный элемент содержится в ст. 32 «Злостное уклонение от уплаты штрафа» УИК РФ, предусматривающей меры воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа. Глава 6 «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» УИК РФ не предусматривает самостоятельной нормы, посвященной организационным вопросам регулирования воспитательной работы с осужденными этой категории. В положениях ч. 3 ст. 33 «Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» УИК РФ устанавливается обязанность уголовно-исполнительных инспекциий по организации проведения с осужденными воспитательной работы. В то же время в статье уточняется вид, форма, порядок, периодичность и способы осуществления данного вида деятельности уголовно-исполнительными инспекциями. Нормативно не установлено, какое именно должностное лицо из числа сотрудников уголовно-исполнительной инспекции будет осуществлять воспитательную работу с осужденными, либо этот вид деятельности касается всех сотрудников уголовноисполнительной инспекции без исключения. Глава 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» УИК РФ содержит ст. 39 «порядок исполнения наказания в виде исправительных работ», предусматривающую схожую по своему предназначению обязанность уголовно-исполнительных инспекций в сфере осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам. При этом законодатель акцентирует внимание на непосредственном проведении воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных инспекций, в то же время корреспондирует обязанности по оказанию содействия уголовно-исполнительным инспекциям в проведении воспитательной работы организациям, в которых работают осужденные к исправительным работам (ч. 1 ст. 43 «Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам» УИК РФ). Положения ч. 1 ст. 43 УИК РФ не конкретизируют формы и способы осуществления содействия администрацией организаций уголовно-исполнительной инспекции в части проведения воспитательной работы с осужденными. Содержание ч. 6 ст. 47.1 «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы» УИК РФ предусматривает положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности. Возможность использования их помощи уголовно-исполнительными инспекциями в проведении воспитательной работы при исполнении иных видов наказаний не закреплена в тексте закона. Некоторые элементы, связанные с осуществлением воспитательной работы в деятельности уголовно-исполнительной инспекции, предусмотрены ст. 54 «Обязанности уголовно-исполнительной инспекции», ст. 57 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы», ст. 58 «Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания», ст. 59 «Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы» УИК РФ. В частности, содержание обозначенных нами статей предполагает законодательный порядок применения мер поощрения и взыскания в отношении осужденных. Отдельно обратим внимание на то обстоятельство, что законодатель впервые в тексте закона при нормативном регулировании воспитательной работы использует формулировку - уголовно-исполнительная инспекция проводит с осужденными воспитательную работу в срезе прямых обязанностей уголовно-исполнительной инспекции (ч. 1 ст. 54 «Обязанности уголовно-исполнительной инспекции» УИК РФ). В ранее рассмотренных нами главах уголовно-исполнительного законодательства законодатель не оговаривает включение прямой обязанности - проведение воспитательной работы с осужденными. В формулировках названий статей УИК РФ не предусматривается установление непосредственных обязанностей управомоченного органа по исполнению соответствующего наказания, например ч. 3 ст. 25 «Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ», ч. 3 ст. 33 «Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», ч. 3 ст. 39 «Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ». Используя грамматическое толкование содержания обозначенных нами норм, мы можем предположить, что их смысловая нагрузка предполагает установление прямой обязанности уголовно-исполнительной инспекции по осуществлению воспитательной работы с осужденными. Глава 8.1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ» УИК РФ содержит систему взаимосвязанных норм, посвященных нормативному регулированию воспитательной работы при исполнении наказания в виде принудительных работ. В ч. 1 ст. 60.11 «Обязанности администрации исправительного центра» УИК РФ предусматривается обязанность исправительного центра по проведению с осужденными воспитательной работы. При этом законодатель конкретизирует данную обязанность посредством нормативного установления отдельных императивно-отсылочных норм в положении ст. 60.12 «Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам» УИК РФ. В ч. 1 ст. 60.12 УИК РФ содержится уточняющее положение, согласно которому администрации исправительного центра устанавливается непосредственная прямая обязанность по проведению воспитательной работы с осужденными. В положениях ч. 2 ст. 60.12 УИК РФ законодатель акцентирует внимание на активном непосредственном участии осужденных к принудительным работам в проводимых исправительным центром воспитательных мероприятиях. Личное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера, их индивидуальное осознание исправительного процесса учитывается при применении мер дисциплинарного характера и мер поощрения со стороны исправительного центра, предусмотренных положениями ст. 60.13 и 60.14 УИК РФ. В ч. 3 ст. 60.12 УИК РФ законодатель обращает особое внимание правоприменителя на необходимость проведения воспитательной работы с осужденными к принудительным работам с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенного ими преступления. Данное положение имеет предопределяющее значение для правоприменительной практики, поскольку законодательно отражает в себе прерогативу использования индивидуального подхода в дисциплинарной практике осужденных с учетом различных характеристик личности осужденного. При этом законодатель рассматривает каждого осужденного в качестве сформировавшейся личности, способной самостоятельно осознавать свое поведение. Каждый осужденный как личность имеет качественные индивидуальные характеристики, отражающие уровень воспитания, интеллект, характер, отношение к близким родственникам, нравственным ценностям и морали и др. Комплексное действие обозначенных нами личностных характеристик непосредственно влияет на процесс перевоспитания и исправления осужденных. Кроме этого, должностные лица обязаны принимать во внимание обстоятельства преступления, совершенного осужденным на свободе, для определения его отношения к потерпевшему, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Статья 60.16 «Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к принудительным работам» предусматривает алгоритм действий должностных лиц по применению воспитательных мер к осужденным с учетом положений ст. 60.13 и 60.14 УИК РФ. Следует отметить, что должностные лица при применении мер взыскания к осужденным обязаны учитывать частично дублирующие положения ч. 3 ст. 60.12 УИК РФ, в частности, совершенное преступление, личность осужденного и его поведение до осуждения. Тем самым законодатель обращает внимание правоприменителя на неукоснительное соблюдение принципа гуманизма (ст. 8 УИК РФ) в процессе применения мер взыскания к осужденным к принудительным работам. Глава 10 «Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста» УИК РФ содержит ст. 71 «Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту», в рамках которой предусмотрены условия применения должностными лицами мер воспитательного характера (ч. 1, 2). Положение ч. 3 ст. 71 УИК РФ содержит указание на порядок применения мер поощрения и взыскания по аналогии со ст. 114 и 117 УИК РФ, регулирующими порядок применения мер воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы. Наказание в виде лишения свободы является наиболее действенным среди всей системы уголовных наказаний в отношении осужденных. В связи с этим законодатель нормативно закрепил более подробную систему правовых норм, направленную на регулирование вопросов осуществления воспитательной работы, и объединил их в самостоятельную гл. 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» УИК РФ. По нашему мнению, воспитательное воздействие на осужденных юридически представляет собой систему норм, устанавливающих правовой механизм реализации воспитательного воздействия на осужденных в процессе осуществления воспитательной работы в местах лишения свободы. В отличие от других видов уголовных наказаний законодатель в ч. 1 ст. 109 «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы» УИК РФ закрепляет понятийную характеристику воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, которая направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. В ч. 1 ст. 110 «Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы» УИК РФ законодательно обозначены различные виды воспитательной работы, которые могут проводиться с осужденными к лишению свободы - нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее их исправлению. Неслучайно законодатель оставил перечень видов воспитательной работы открытым, для того чтобы субъекты уголовно-исполнительных правоотношений при взаимодействии с институтами гражданского общества могли совместными усилиями вырабатывать новые формы и методы воспитательного воздействия для достижения наиболее эффективного результата от процесса наказания - исправления осужденных. Содержание гл. 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» УИК РФ включает в себя нормы, регламентирующие перечень мер поощрений и взысканий, порядок их применения, перечень должностных лиц, обладающих правом их применения (ст. 113-115, 117, 119 УИК РФ). Положения ст. 116 «Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» предусматривают перечень нарушений порядка отбывания наказания, меры взыскания, применяемые к данной категории осужденных с учетом положений пп. «в», «г», «д», «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ, и юридическое основание вынесения решения начальником исправительного учреждения. Элементы воспитательного воздействия содержатся в гл. 16 «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов» УИК РФ. Так, ч. 1 ст. 120 «Исправительные колонии общего режима» УИК РФ содержит основание, учитывающее положительное поведение осужденного (отсутствие взыскания в виде водворения в карцер) при зачете времени нахождения в следственном изоляторе для перемещения его в обычные условия исправительной колонии общего режима. Аналогичные основания воспитательного характера предусматриваются положениями ч. 1 ст. 122 «Исправительные колонии строгого режима» и ч. 1 ст. 124 «Исправительные колонии особого режима» УИК РФ при нахождении осужденных в обычных условиях. Кроме того, воспитательные элементы предусматриваются ч. 5 ст. 127 УИК РФ при изменении условий отбывания наказаний злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и п. «г» ч. 1 ст. 128 УИК РФ при направлении осужденных из колоний общего и строгого режимов для дальнейшего отбывания наказания в колонии-поселения. Смешение элементов воспитательного воздействия без выделения самостоятельного направления по организации воспитательной работы предусмотрено положениями гл. 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях» УИК РФ. Так, мера дополнительного воспитательного стимулирования, связанная с зачетом времени пребывания в следственном изоляторе, засчитывается в срок нахождения осужденного в обычных условиях в воспитательной колонии при условии отсутствия у него нарушений установленного порядка содержания (ч. 2 ст. 132 «Воспитательные колонии» УИК РФ). Элементы воспитательного воздействия устанавливаются законодателем в качестве обязательного требования при изменении осужденными условий отбывания наказаний: - лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе переводятся в обычные условия отбывания наказания (ч. 3 ст. 132 УИК РФ); - при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные (ч. 4 ст. 132 УИК РФ). Возраст несовершеннолетних осужденных, особенности психолого-педагогического воздействия учитываются законодателем при применении к ним мер поощрения с учетом хорошего поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, активного участия в воспитательных мероприятиях (ст. 134 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях», ст. 135 «Особенности применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях» УИК РФ). Законодатель дифференцированно установил круг должностных лиц, имеющих право применять меры поощрения и взыскания к осужденным (ст. 138 «Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным» УИК РФ), а также определил порядок организации учебно-воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными (ст. 141 «Организация учебно-воспитательного процесса» УИК РФ). Особенностью мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных является законодательное закрепление возможности участия общественных объединений в работе воспитательных колоний (ст. 142 «Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний» УИК РФ). Содержание гл. 20 «Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части» УИК РФ предусматривает комплекс мер, направленных на реализацию воспитательного воздействия осужденных военнослужащих. В ст. 165 «Воспитательная работа с осужденными военнослужащими» УИК РФ законодатель определил особенности организации воспитательной работы с данной категорией осужденных и предоставил право участвовать в воспитательной работе органов местного самоуправления и общественных объединений. Безусловно, заслуга действующего УИК РФ состоит в подробной регламентации воспитательного воздействия при исполнении наказания в виде лишения свободы. Возможно, законодатель специально в этом установил своеобразный ориентир в практике регулирования воспитательной работы при исполнении иных видов уголовных наказаний. Этот вопрос еще остается до конца не решенным, но положительные шаги уже предпринимаются. Так, коллектив авторов проекта нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ч. 2 ст. 24 «Воспитательная работа с осужденными» предлагает нормативно закрепить единую понятийную характеристику института воспитательной работы с более расширенным установлением основных направлений воспитательной работы с осужденными - нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание [1, с. 98]. Вместе с тем анализ норм права, регулирующих воспитательную работу с осужденными при исполнении различных видов уголовных наказаний, показал, что в действующем УИК РФ нарушен системный подход к установлению единообразного механизма воспитательного воздействия на осужденных. Законодатель не определил единые принципы, формы, методы воспитательной работы, не конкретизировал субъектов воспитательного воздействия для всех видов уголовных наказаний, то есть в уголовно-исполнительном законодательстве не выстроена полностью единообразная (унификационная) модель организации воспитательной работы с осужденными. Наличие системных противоречий в нормативном регулировании воспитательной работы с осужденными делает нормы уголовно-исполнительного законодательства менее эффективными. Нарушение нормативного системообразования в регулировании института воспитательной работы с осужденными способствует возникновению негативных правовых рисков в деятельности должностных лиц при применении мер воспитательного воздействия.
References

1. Obschaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiyskoy Federacii: itogi i obosnovaniya teoreticheskogo modelirovaniya / pod red. V. I. Seliverstova. M. : Yurisprudenciya, 2017. 328 s

2. Siryakov A. N. Organizacionno-pravovye voprosy vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi k lisheniyu svobody: istoricheskie aspekty i sovremennost' : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Tambov : Tambovskiy gosudarstvennyy universitet imeni G. R. Derzhavina, 2007. 25 s @@Siryakov, A. N. 2007, Organizational and legal issues of correctional work with persons sentenced to imprisonment: historical aspects and modernity: PhD thesis (Law), Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov.

3. Uskacheva I. B. Pravovoe regulirovanie social'noy i vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi v mestah lisheniya svobody : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M. : NII FSIN Rossii, 1995. 25 s @@Uskacheva I. B. 1995, Legal regulation of social and correctional work with convicts in places of liberty deprivation: PhD thesis (Law), Research Institute of the FPS of Russia, Moscow.

Login or Create
* Forgot password?