REGULATORY ISSUES OF THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF OTHER MEASURES OF A CRIMINAL LAW NATURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues of fixing the rules on the procedure for applying other measures of a criminal legal nature in the Penal Code of the Russian Federation. The object of the study was the relations in the sphere of other measures implementation of a criminal-legal nature, the mechanism of which is regulated by disparate regulatory documents. The main tasks were to analyze the norms of criminal and penal legislation, as well as industry regulations in the field of application of other measures of a criminal legal nature. In the course of the study, the dialectical method was used as a general scientific method of cognition, methods of analysis and synthesis, as well as a comparative legal method. To support the conclusions, the author also turned to the study of foreign penal legislation in terms of the mechanism for implementing other measures of a criminal legal nature. As part of the study, the sentences of the courts of various instances were studied. The author formulated the norms of the Penal Code of the Russian Federation, dedicated to the mechanism of other measures implementation of a criminal legal nature.

Keywords:
mery medicinskogo haraktera, prinuditel'noe vospitatel'noe vozdeystvie, sudebnyy shtraf, konfiskaciya imuschestva, realizaciya prinuditel'nyh mer
Text
Text (PDF): Read Download

Введение Иные меры уголовно-правового характера выступают одним из орудий воздействия государства на лиц, совершивших преступления, но по отдельным причинам не под- лежащих осуждению и назначению наказания либо нуждающихся ввиду объективных обстоятельств в применении к ним наряду с наказанием дополнительных мер. Перечень иных мер уголовно-правового характера исчерпывающим образом приведен в разд. VI Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Однако Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) не содержит ни одной статьи, посвященной механизму реализации иных мер уголовно-правового характера. Такая позиция аргу- ментирована бланкетностью норм разд. VI УК РФ и объемной сферой регулирования, включающей в себя различные по своему характеру способы государственного воздей- ствия. Вместе с тем в документе, который позиционируется как «живое уголовное право», должны быть предусмотрены все механизмы уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, в целях удобства применения уголовно-правовых норм, единообразия правоприменительной практики и исключения возможности двусмыслен- ного толкования норм отраслевого законодательства во взаимосвязи с нормами УК РФ. Изучению вопросов уголовно-правового воздействия в виде иных мер уголовно-правового характера посвятили свои работы О. А. Адоевская, М. В. Бавсун, Е. В. Рогова, В. М. Сте- пашин, Ф. Р. Сундуров. Проблема, подлежащая рассмотрению в рамках исследования, - разрозненность норм о механизме реализации отдельных мер уголовно-правового ха- рактера и подход к их формулировке в ряде случаев без учета особенностей уголов- ного и уголовно-исполнительного законодательства в отсутствие взаимосвязи с ними. Цель исследования заключается в объединении разрозненных норм о механизмах реализации иных мер уголовно-правового характера в специальном разделе УИК РФ. Задачи исследования состоят в анализе норм отраслевого законодательстве, посвя- щенных механизму реализации иных мер уголовно-правового характера; сравнительно- правовом анализе норм отечественного и зарубежного уголовного и уголовно- исполнительного законодательства в рассматриваемой сфере; формулировании тре- буемого раздела УИК РФ, объединяющего в себе нормы о механизме реализации иных мер уголовно-правового характера. Методы В ходе исследования использовался диалектический метод как метод общенаучного познания. С его помощью была уяснена суть иных мер уголовно-правового характера, способов их реализации. Сравнительно-правовой метод использовался для получения представления об эффективности системы уголовных и уголовно-исполнительных норм в части реализации иных мер уголовно-правового характера в зарубежных государствах и для оценки возможности распространить на российское законодательство в данной сфере выявленный положительный опыт. Метод анализа использовался для детально- го изучения сути каждой меры, подходов к ее восприятию правоприменителем и зако- нодателем, изучения ее сквозь призму отраслевого законодательства. Метод синтеза позволил получить общую концепцию уголовно-исполнительного института иных мер уголовно-правового характера. Результаты В ходе исследования была получена положительная оценка возможности закрепле- ния в отдельном разделе УИК РФ норм о механизме реализации иных мер уголовно- правового характера. Предложена формулировка норм в первоначальном виде, требу- ющая обсуждения в рамках научной дискуссии. Обсуждение Справедливо мнение О. М. Осадчей, отмечающей, что возникают сомнения отно- сительно юридического основания применения каких-либо мер уголовно-правового характера к лицу, фактически освобожденному от уголовной ответственности [1, с. 3]. Статья 90 УК РФ предусматривает четыре виды таких мер: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государ- ственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Статья 91 УК РФ вкратце раскрывает содержание представленных мер. Поскольку УИК РФ не предусматривает соответствующего раздела, обратимся к иным нормативным доку- ментам. Следуя букве закона, такая мера государственного воздействия, как помеще- ние несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закры- того типа, предусмотренная в ч. 2 ст. 87 УК РФ, осталась вне рамок как наказания, так и принудительных мер воспитательного воздействия. Однако ч. 2 ст. 92 УК РФ прямо указывает на то, что такая мера применяется как принудительная мера воспитательного воздействия. Анализируя нормы в их единстве, мы приходим к выводу о том, что зако- нодатель таким образом все же выделяет эту пятую меру в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, хотя и не включает ее в общий перечень. Такое исключение, на наш взгляд, обусловлено тем, что данная мера применяется не сама по себе в качестве альтернативной, а лишь в случае освобождения от наказания при необходимости существенных ограничений для несовершеннолетнего. Кроме того, ст. 90 УК РФ предусматривает все же такие меры, которые применяются в случае осво- бождения от уголовной ответственности за преступления только небольшой или средней тяжести, а помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа возможно и при совершении тяжкого преступления. Аргументация законодателя понятна, однако полагаем, подобная мера могла найти отражение в отдельной части ст. 90 УК РФ. Предупреждение. Предупреждение носит публичный характер и объявляется не- совершеннолетнему судьей в зале судебного заседания. Процессуальный порядок решения вопроса о применении к несовершеннолетнему любой принудительной меры воспитательного воздействия регламентирован ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). В соответствии с положениями данной ста- тьи следователь или дознаватель при наличии условий, перечисленных в ч. 1 ст. 90 УК РФ, выносит постановление о прекращении уголовного дела и возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры вос- питательного воздействия. Суд, рассматривая уголовное дело с заявленным ходатай- ством, принимает решение. В случае применения соответствующей меры суд вправе возложить контроль за ее исполнением на специализированное учреждение для несо- вершеннолетних. Решение суда направляется в подразделение по делам несовершен- нолетних органа внутренних дел, сотрудник которого ставит несовершеннолетнего на профилактический учет. Далее работа по реализации принудительной меры воспита- тельного воздействия осуществляется в рамках профилактического учета на основании ведомственного нормативного акта - приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с Инструкцией в рамках контроля за исполнением принудительных мер воспитательно- го воздействия сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ОВД России проводят следующую работу: в течение пяти дней с момента получения соответствующих материалов из суда заводят учетно-профилактическую карточку или учетно-профилактическое дело; проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями, законными представи- телями, опекунами, попечителями; собирают установочную информацию на несовершеннолетнего, обследуют его жилищно-бытовые условия; проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, в частности беседуют с ними и изучают характеризующие материалы. Таким образом, в механизме реализации предупреждения как принудительной меры воспитательного воздействия задействованы суд, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и родители, законные представители, опекуны или попе- чители несовершеннолетнего. По сути своей данная мера применяется единожды, а не системно, но предполагает последующую постановку на профилактический учет, в рамках которого будут проводиться профилактические беседы и посещение по месту жительства. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированно- го государственного органа. Данная мера также применяется по решению суда. Матери- алы направляются в подразделение по делам несовершеннолетних. В соответствии с ч. 2 ст. 91 УК РФ родители или лица, их заменяющие, либо администрация специализирован- ного учреждения должны оказывать на несовершеннолетнего воспитательное воздей- ствие. Способы оказания воспитательного воздействия не нашли отражения в норматив- ных документах. Со стороны подразделений по делам несовершеннолетних данная мера выражается в проведении бесед, посещении по месту жительства, возможно, в привле- чении к участию в мероприятиях культурно-просветительного, образовательного и воспи- тательного содержания. Под специализированными государственными органами в п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ понимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего осо- бенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»). Полно- мочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав регламентирова- ны Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В частности, п. 5 ч. 2 ст. 11 предусматривает применение комиссиями мер воздействия на несовер- шеннолетних. В рамках надзора за несовершеннолетним комиссии наделены правом проводить разъяснительную работу, оказывать помощь в устройстве несовершеннолет- них, нуждающихся в помощи государства, проводить социальную реабилитацию. Как видим, надзор за несовершеннолетними в данном случае осуществляется в основном в рамках разъяснительной работы, профилактических бесед. Что касается родителей и лиц, их заменяющих, то перечень мероприятий, которые они могут проводить, не ограничен ничем, кроме социально-нравственных принципов построения семьи, взаи- моотношений в ней. Вместе с тем в педагогике выделяют формы воспитательной ра- боты, которых родители могут придерживаться и, возможно, которые стоит закрепить нормативно для того, чтобы родители и лица, их заменяющие, понимали, что именно им делать в ситуации передачи под их надзор несовершеннолетнего. К таким формам относятся беседа, наблюдение, реагирование на нарушения с применением наказания, использование поощрений за положительные результаты и достижения, вовлечение в занятия по интересам, моделирование проблемных ситуаций, использование критики, обучение конкретным социальным навыкам и воспитание успехом [2]. Возложение обязанности загладить причиненный вред. Эта мера применяется су- дом только в случае, если несовершеннолетний имеет источник дохода, иначе примене- ние данной меры бессмысленно. Интересно в данном случае соотношение с наказанием 94 ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ в виде штрафа, который за несовершеннолетнего могут выплатить родители при усло- вии, что они согласны на это. Полагаем, в подобной ситуации исключается достижение целей наказания и нарушается принцип вины. Разумеется, родители в соответствии с семейным законодательством и морально-нравственными нормами должны заботиться о своем ребенке и оказывать ему помощь. Вместе с тем в данном случае ребенок до- стиг предусмотренного законом возраста уголовной ответственности и признан судом способным нести ответственность и наказание за совершенное деяние самостоятель- но. Так в чем же смысл штрафа, если оплачивать его будет невиновное лицо? Надо полагать, что в воспитательном воздействии. Однако даже назначение меры воспита- тельного воздействия в виде наложения обязанности загладить причиненный вред не предполагает ее исполнение родителями виновного. Итак, решение о применении такой меры принимается судом с учетом наличия дохода у несовершеннолетнего. Контроль за исполнением возложенной обязанности осуществляется специализированным го- сударственным органом - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с. ч. 4 ст. 90 УК РФ комиссия может вынести представление об отмене данной меры и о направлении материалов в суд для решения вопроса об уголовной от- ветственности. Вместе с тем нигде не нашел отражения механизм заглаживания вреда. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершен- нолетнего. Часть 4 ст. 91 УК РФ конкретизирует, какие именно запреты и требования могут устанавливаться и предъявляться несовершеннолетнему. Вместе с тем законо- датель оговорился, что данный перечень открыт и по усмотрению суда могут быть уста- новлены иные запреты и ограничения. Контроль за исполнением данных ограничений и соблюдением запретов также возложен на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данная мера не вызывает вопросов, поскольку реализуется подростком самостоятельно под контролем родителей и вышеуказанной комиссии. Отменена она может быть в случае систематического ее невыполнения в соответствии с ч. 4 ст. 90 УК РФ. Понятие систематичности не нашло отражения в уголовном законе, но раскры- вается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации: «…неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия, которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением под- ростка» (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»). Вопрос состоит лишь в том, что не всегда все фактические нарушения избранной меры могут быть надлежащим образом зафиксированы, а прежде всего, выявлены. Подводя промежуточный итог относительно принудительных мер воспитательного воздействия, можно заключить, что уголовно-правовая норма, закрепляющая их пе- речень, нуждается в корректировке, а разрозненные нормы, касающиеся реализации данных мер, требуют консолидации в УИК РФ, поскольку именно данный нормативный акт предполагает регламентацию реализации уголовно-правовых норм, нашедших от- ражение в решениях правоприменительных органов и предусматривающих деятель- ность, связанную с приведением в исполнение не только избранного наказания, но и других уголовно-правовых мер. Принудительные меры медицинского характера. В соответствии со ст. 99 УК РФ принудительные меры медицинского характера различаются в зависимости от типа и условий избранного лечения: на принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных ус- ловиях; принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатриче- скую помощь в стационарных условиях, общего типа; принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатриче- скую помощь в стационарных условиях, специализированного типа; принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатри- ческую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением. Порядок исполнения данных мер частично регламентирован в различных норматив- ных документах. Так, принципы применения принудительных мер медицинского характе- ра отражены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на основании которого осуществляется оказание медицинской помощи. Кроме того, ст. 13 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» посвящена принудительным мерам медицинского характера, однако особенностей механизма их реализации не раскрывает. Статья 18 УИК РФ регламентирует порядок применения мер медицинского характе- ра, но только к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Порядок же применения принудительных мер ме- дицинского характера к лицам, освобожденным судом от наказания или не подлежащим уголовной ответственности в силу невменяемости, устанавливается общими положе- ниями, закрепленными в Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Данный документ определяет недобровольный порядок помещения в организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. В Федеральном законе от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатри- ческих больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» подробно регламентированы особенности деятельности сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы по обеспечению охраны указанных учреждений. Кро- ме того, порядок оказания медицинской помощи (в том числе психиатрической) лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, определен в соответствующем совместном приказе Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Таким образом, механизм реализации принудительных мер медицинского характера заключен в разрозненных нормах документов различного уровня. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных усло- виях. Может быть назначено как лицам, ограниченно вменяемым, так и невменяемым, но не представляющим опасности для себя и общества. Медицинское учреждение, где лицо будет проходить соответствующее наблюдение и лечение, определяется Министер- ством здравоохранения субъекта Российской Федерации. Наряду с вышеперечисленны- ми документами очень важным в плане организации оказания психиатрической помощи соответствующим лицам является приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 566н «Об утверждении порядка ока- зания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» (далее - приказ № 566н). Пункт 11 приложения к данному приказу содержит перечень ме- дицинских организаций, которые оказывают психиатрическую помощь. Среди таковых назван кабинет активного диспансерного наблюдения и принудительного лечения. Функции кабинета определены в приложении 7 к указанному приказу. Кроме того, приложения 8, 9 содержат квалификационные требования к сотрудникам кабинета, штатную численность и требования к оснащению кабинета. Контроль за исполнением указанной меры возлагается на органы здравоохранения. В данном случае контролирующим органом будет выступать администрация соответ- ствующей медицинской организации, где лицо проходит амбулаторное лечение. Лицо при этом проживает по месту жительства. И лишь в случае ухудшения психического состояния лица лечащий врач вправе инициировать освидетельствование, на основе результатов которого администрация медицинской организации ходатайствует перед судом об изменении принудительной меры медицинского характера на иную, предпо- лагающую стационарное лечение. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатри- ческую помощь в стационарных условиях, общего типа. Приказ № 566н не разделя- ет стационары на виды, называя их общим термином «психиатрическая больница». Разделение психиатрических стационаров на виды в соответствии с классификацией, приведенной в ст. 99 УК РФ, в отраслевых нормативных документах не проводится. Удивительно то, что приложение № 28 к приказу № 566н, регламентируя организацию деятельности психиатрических больниц и определяя их внутреннюю структуру, указыва- ет, что в психиатрических больницах имеются отделения для принудительного лечения (в соответствии с предусмотренными законодательством видами принудительных мер медицинского характера), то есть, по сути, приказ снова отсылает нас к УК РФ. Анали- зируя нормы уголовного законодательства и законодательства в области здравоохра- нения, можно сделать вывод о том, что медицинская организация, оказывающая пси- хиатрическую помощь, общего типа - это самая обычная психиатрическая больница, где проходят лечение как лица, совершившие противоправные деяния, так и обычные граждане, страдающие психическими расстройствами. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатриче- скую помощь в стационарных условиях, специализированного типа. В данном случае место, куда направляется лицо, подлежащее лечению, не изменяется. Это все та же психиатрическая больница, однако отделение психиатрической больницы уже другое, и отличается оно от стационара общего типа лишь тем, что для лиц, проходящих ле- чение, устанавливается ряд ограничений. Исходя из отсутствия конкретных ограниче- ний в изученных нами нормативных документах, приходим к выводу о том, что таковые устанавливаются внутренними организационными документами соответствующей ме- дицинской организации. К числу таких ограничений могут быть отнесены: частичное ограничение на устное общение и переписку с близкими людьми, огра- ничение на посещение; полный и круглосуточный контроль за медицинским персоналом пациента; частичное ограничение на перемещение по территории частной психиатрической клиники; применение в лечении специальных методов лечения для более выраженного эффекта. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатри- ческую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсив- ным наблюдением. Определение психиатрического стационара в общем уголовно- правовом смысле предложено в Федеральном законе от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ: учреждение здравоохранения, предназначенное для проведения по решению суда при- нудительного лечения лиц, совершивших деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости, лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее не- возможным назначение или исполнение наказания, если они по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют посто- янного интенсивного наблюдения. Определение интенсивного наблюдения предложено в этом же Федеральном законе: усиленное наблюдение за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, осущест- вляемое медицинским персоналом при содействии сотрудников подразделения охра- ны психиатрического стационара, в том числе с использованием технических средств. Таким образом, уголовно-исполнительная составляющая принудительных мер ме- дицинского характера состоит в наличии, отсутствии либо степени интенсивности при- меняемых к лицам, совершившим противоправные деяния, мер контроля в ходе прину- дительного лечения. Полагаем, во избежание путаницы в нормах, регламентирующих порядок реализации принудительных мер медицинского характера, а также в целях их упорядочения и облегчения для восприятия правоприменителем следует объединить основные положения в УИК РФ, не ограничиваясь в нем лишь принудительными мера- ми медицинского характера, применяемыми к осужденным. Менее сложно, чем с предыдущими видами иных мер уголовно-правового характе- ра, решается вопрос о порядке исполнения конфискации имущества. Данный вопрос урегулирован одним нормативным актом - Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Имущество, подлежащее конфискации, определено в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества определен в ст. 104 Федерального закона «Об исполнительном производстве», причем достаточно подробно, в связи с чем дополнительная правовая регламентация не требуется. Вместе с тем с целью унификации подхода к исполнению всех уголовно-правовых норм считаем необходимым внести соответствующую блан- кетную норму в УИК РФ. Аналогичным образом, на наш взгляд, следует решить вопрос о регламентации механизма исполнения судебного штрафа, поскольку последний нашел отражение в ст. 103.1 УК РФ. Выводы Подводя итог, попытаемся отразить собственное видение норм УК РФ и УИК РФ, касающихся проблемных вопросов регламентации механизма реализации иных мер уголовно-правового характера. Возвращаясь к вопросу о содержании принудительных мер воспитательного воздей- ствия и включении в их состав помещения несовершеннолетнего в специализирован- ное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предлагаем дополнить ст. 90 УК РФ частью 21 следующего содержания: «21. К несовершеннолетнему, совершившему преступление средней тяжести или тяжкое преступление и освобожденному от наказания, может быть применена принуди- тельная мера воспитательного воздействия в виде помещения в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.». С целью упрощения процедуры определения порядка исполнения иных мер уголовно- правового характера предлагаем законодателю рассмотреть возможность внесения изменений в УИК РФ, дополнив его разделом IX «Исполнение иных мер уголовно- правового характера» в следующей редакции: «Раздел IX. Исполнение иных мер уголовно-правового характера Глава 25. Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия Статья 191. Порядок исполнения предупреждения Предупреждение выносится судом в зале судебных заседаний. Несовершеннолет- нему разъясняется общественная опасность и вред совершенного им деяния, послед- ствия совершения преступлений. Судом могут быть даны рекомендации, касающиеся поведения несовершеннолетнего, в целях формирования у него активной гражданской позиции и уважения к закону. Предупреждение влечет за собой постановку несовершеннолетнего на профи- лактический учет в органе исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего. Статья 192. Порядок исполнения передачи под надзор родителей или лиц, их за- меняющих, либо специализированного государственного органа Несовершеннолетний, к которому применена мера в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, проживает совместно с указанными лицами, не- укоснительно выполняя их законные требования к поведению несовершеннолетнего, соблюдению им распорядка дня, ведению законопослушного образа жизни. К мерам воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовер- шеннолетнему, относятся профилактические беседы, наблюдение за поведением несо- вершеннолетнего и его корректировка по результатам наблюдения, совместное прове- дение досуга, направленное на формирование у несовершеннолетнего активной граж- данской позиции, законопослушного поведения, здорового образа жизни, общественно полезных целей своей деятельности, уважения к обществу и общественным ценностям. Несовершеннолетний, к которому применена мера в виде передачи под надзор специализированного государственного органа, проживает по месту жительства, неу- коснительно выполняя законные требования указанного органа к поведению несовер- шеннолетнего, соблюдению им распорядка дня, ведению законопослушного образа жизни. Обязанности специализированного государственного органа по осуществлению надзора за несовершеннолетним регламентируются федеральным законодательством. Статья 193. Порядок исполнения обязанности загладить причиненный вред Несовершеннолетний обязан загладить причиненный вред в максимально короткий срок со дня вступления решения суда в законную силу. Срок определяется с учетом характера причиненного вреда, имущественного положения несовершеннолетнего, на- личия объективной возможности исполнения данной меры. Статья 194. Порядок исполнения ограничения досуга и установления особых тре- бований к поведению несовершеннолетнего Ограничение досуга и соблюдение требований к поведению осуществляется несовер- шеннолетним самостоятельно под наблюдением родителей или лиц, их заменяющих. Статья 195. Контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия Контроль за несовершеннолетним в рамках профилактического учета как послед- ствия принудительной меры воспитательного воздействия в виде предупреждения осу- ществляется ответственным сотрудником соответствующего подразделения органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и регламентируется ведомственными нормативными актами. Контроль за исполнением принудительной меры воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возлагается на соот- ветствующее подразделение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и регламентируется ведомственными нормативными актами. Специализированным государственным органом, на который может быть возло- жена обязанность по надзору за несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющая свою деятельность в соот- ветствии с федеральным законодательством. Контроль за исполнением принудительной меры воспитательного воздействия в виде возложения обязанности загладить причиненнный вред осуществляется специа- лизированным государственным органом - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Контроль за соблюдением возложенных ограничений по проведению досуга и требований к поведению несовершеннолетнего осуществляется специализированным государственным органом - комиссией по делам несовершеннолетних. Глава 26. Исполнение принудительных мер медицинского характера Статья 196. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера, применяемых к лицам, осужденным за совершение преступления и отбывающим наказание в испра- вительных учреждениях, регламентирован статьей 18 настоящего Кодекса. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера, применяемых к лицам, освобожденным судом от наказания или не подлежащим уголовной ответствен- ности в силу невменяемости, определяется федеральным законодательством в сфере оказания психиатрической помощи гражданам. Вид медицинской организации, в которую будет направлено лицо, определяется органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. С целью обеспечения безопасности при реализации принудительной меры меди- цинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, ока- зывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением органом исполнительной власти в сфере исполнения наказаний в соответствии с федеральным законодательством осуществляется охрана соответствующей медицинской организации. Статья 197. Контроль за исполнением принудительных мер медицинского харак- тера Контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера осущест- вляется органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Контроль за надлежащим обеспечением возможности применения принудитель- ных мер медицинского характера в исправительных учреждениях осуществляется ад- министрацией соответствующего исправительного учреждения. Глава 27. Исполнение конфискации имущества и судебного штрафа Статья 198. Порядок исполнения конфискации имущества и судебного штрафа Конфискация имущества осуществляется в соответствии с федеральным законо- дательством органами принудительного исполнения. Судебный штраф оплачивается лицом, освобожденным от уголовной ответствен- ности, самостоятельно в установленные законодательством об исполнительном про- изводстве сроки. Статья 199. Контроль за исполнением конфискации имущества Контроль за исполнением конфискации имущества и оплатой судебного штрафа осуществляется органами принудительного производства». Предложенный проект раздела, на наш взгляд, позволит сориентировать правопри- менителя по нормативным актам, к которым ему следует обратиться, тем самым упро- стит правоприменительную деятельность. Кроме того, отдельные положения указанного проекта раздела восполнят отдельные пробелы в законодательстве.
References

1. Osadchaya O. M. Prinuditel'nye mery vospitatel'nogo vozdeystviya v Ugolovnom kodekse Rossiyskoy Federacii sredi sposobov gosudarstvennogo reagirovaniya na prestupleniya nesovershennoletnih // Koncept. 2015. № 3. S. 1-8

2. Mikaelyan A. A. Organizaciya individual'noy vospitatel'noy raboty. URL : https:// urok.1sept.ru/articles/413989 (data obrascheniya: 03.11.2020)

Login or Create
* Forgot password?