SEPARATE DETENTION OF CONVICTS AS ONE OF THE PROMISING DIRECTIONS OF THE CONCEPT OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM DEVELOPMENT UNTIL 2030
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article focuses on the creation of conditions for the separate detention of certain categories of convicts in institutions of the penitentiary system and the improvement of the procedure for individual prevention of offenses in places of liberty deprivation. The article presents the current state of law enforcement activities of correctional institutions in Russia, where a standard model of conducting an experiment on the organization of supervision and correctional work with convicts is being implemented. A comprehensive analysis of the requirements implementation for the separate detention of convicts provided for in the Concept of the Russian penal development system until 2030 is being carried out. The study was carried out by means of a survey among convicts and employees of correctional colonies of general and strict regimes, on the territory of which a standard model of conducting an experiment on the organization of supervision and correctional work with convicts was introduced. The purpose of the study was to identify existing problems and determine the feasibility of such measures in other institutions of the Russian penal system. Within the framework of creating conditions for the separate detention of certain categories of convicts and improving the procedure for individual prevention of offenses, it is proposed to divide the convicts who are on the preventive record, held in sector "A" into three groups for separate detention from each other.

Keywords:
razdel'noe soderzhanie osuzhdennyh, profilakticheskiy uchet, tipovaya model' provedeniya eksperimenta po organizacii nadzora i vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi
Text
Publication text (PDF): Read Download

Уголовно-исполнительная система (УИС) находится на стадии своего активного реформирования, основные направления которого определены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция развития УИС до 2030 г.). В ней также закреплены цели совершенствования уголовной и уголовно-исполнительной политики, где одной из основополагающих является повышение эффективности УИС России, предусматривающей реформирование организации ее деятельности и оптимизацию системы исправительных учреждений (ИУ). Достижение указанной цели включает в себя определенный перечень задач, стоящих перед УИС России, где в качестве первоочередных - обеспечение безопасности УИС России и учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных. Их реализация предполагает определенный комплекс мероприятий: создание условий раздельного содержания отдельных категорий осужденных в учреждениях УИС; совершенствование порядка проведения индивидуальной профилактики правонарушений, включая постановку и конкретизацию категорий осужденных, находящихся на профилактическом учете. Следует отметить, что определенные меры реализации указанных целей были предприняты еще в 2017 г. Так, для профилактики нарушений установленного порядка отбывания наказания, предупреждения совершения преступлений, а также оказания дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных, в том числе стимулирования их правопослушного поведения, 3 марта 2017 г. ФСИН России был утвержден план первоочередных мероприятий по внедрению типовой модели проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными в ИУ УИС России [1, с. 320]. На основании указанного документа руководством УФСИН России по Мурманской, Астраханской, Владимирской и Алтайской областям были разработаны типовые модели проведения эксперимента, в соответствии с которыми был осуществлен ряд реорганизационных мероприятий в ИУ указанных территориальных органов, в результате чего руководством ФСИН России была разработана единая типовая модель проведения эксперимента. На основании распоряжения ФСИН России от 29 января 2018 г. № 31-р «О распространении положительного опыта организации надзора и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» даны указания о внедрении типовой модели проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными в каждом территориальном органе ФСИН России. С 1 февраля 2018 г. в эксперименте участвуют 82 исправительных колонии в 77 территориальных органах ФСИН России, из которых: исправительных колоний (ИК) строгого режима - 50, общего режима - 31, особого режима - 1 (ИК-3 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу). Эксперимент заключается в обеспечении активного профилактического воздействия на осужденных, являющихся нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в условиях изоляции их от основного количества осужденных и оценке эффективности внедрения новых методов организации службы. Организация дифференцированной профилактической и воспитательной работы с осужденными осуществляется посредством деления территории исправительной колонии на секторы, которые состоят из отрядов. Разделение территории ИУ проводится на сектора в зависимости от степени исправления осужденных, соблюдения порядка отбывания наказания и степени воспитательного воздействия, характера совершенного преступления, характеристик осужденного, отношения к труду, а также от постановки на профилактический учет: усиленного («А»), обычного («Б») и умеренного («В») контроля. Так, в секторе «А» отбывают наказание осужденные, систематически нарушающие режим содержания, осужденные за преступления террористической и экстремистской направленности, за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также состоящие на профилактическом учете. В соответствии с приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» на профилактическом учете состоят осужденные: 1) склонные к совершению побега; 2) лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности; 3) лица, оказывающие негативное влияние на других осужденных; 4) организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации; 5) склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; 6) признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; 7) склонные к совершению суицида и членовредительства; 8) организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; 9) склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; 10) изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию; 11) отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; 12) склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов; 13) склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность. В 2018 г. данный перечень был дополнен (приказ Минюста России от 2 ноября 2018 г. № 229) следующими категориями осужденных: склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности; склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи; склонные к захвату заложников; склонные к совершению поджогов. Следовательно, все перечисленные категории осужденных отбывают наказание в одном секторе «А». Сектор обычного контроля «Б» предназначен для осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях содержания, трудоустроенных на производстве учреждения, привлекаемых к труду, а также положительно характеризующихся осужденных. Содержание в указанном секторе осуществляется в общежитиях. В состав сектора умеренного контроля «В» включаются общежития с улучшенными коммунально-бытовыми условиями для содержания следующих категорий осужденных: - занятые на работах в жилой и производственной зонах; - переведенные в облегченные условия отбывания наказания, в том числе пользующиеся правом передвижения без конвоя; - трудоустроенные на производствах учреждения; - добросовестно относящиеся к труду; - недопускающие нарушения установленного порядка отбывания наказания; - положительно характеризующиеся; - осужденные старше 60 лет; - осужденные, имеющие инвалидность. Распределение осужденных в сектор «А», а также перевод их из сектора «А» в сектора «Б» и «В» осуществляется комиссией ИУ под председательством начальника учреждения с учетом мнений всех закрепленных за сектором сотрудников по направлениям деятельности, психологической характеристики, подготовленной сотрудником психологической лаборатории. В целях оценки эффективности указанной типовой модели и целесообразности ее внедрения в остальные учреждения УИС России в 2020 г. нами было проведено изучение существующих проблем, возникающих при реализации эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях УИС России. Исследование осуществлялось в УФСИН России по Владимирской, Мурманской, Амурской, Астраханской областям и по Алтайскому краю посредством анкетирования и интервьюирования с обеспечением сплошного и выборочного опроса осужденных и сотрудников исправительных колоний общего и строгого режимов, на территории которых внедрена типовая модель проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях УИС России. В опросе приняли участие 175 осужденных и 144 сотрудника ИК, преобладающая часть опрошенных респондентов - сотрудники и осужденные из исправительных колоний общего режима для впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы (табл. 1). Таблица 1 Категория респондентов Распределение по ИУ и видам режима, чел. ИК общего режима для впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы ИК общего режима для ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы ИК строгого режима для впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы ИК строгого режима для ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы Сотрудники 52 26 35 31 Осужденные 54 43 33 44 Объем выборки респондентов из числа сотрудников. В общем количестве опрошенных сотрудников отдела безопасности - 68 чел., или 47,2 %, отдела воспитательной работы - 42 чел., или 29,2 %, оперативного отдела - 8 чел., или 5,6 %, психологической лаборатории - 18 чел., или 12,5 %, социальных работников - 5 чел., или 3,5 %, других отделов и служб - 3 чел., или 2,1 %. Наибольшая часть опрошенных сотрудников (43,1 %) - это лица, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе от 7 до 10 лет (табл. 2). Таблица 2 Опыт работы Количество респондентов Процент Менее 3 лет 19 13,2 От 3 до 6 лет 42 29,2 От 7 до 10 лет 62 43,1 Более 10 лет 21 14,5 Итого 144 100 Объем выборки респондентов из числа осужденных. В общем количестве опрошенных осужденных, отбывающих наказание в секторе «А», - 45 чел., или 25,7 %, в секторе «Б» - 95 чел., или 54,3 %, в секторе «В» - 33 чел., или 18,9 %. Таким образом, более половины опрошенных осужденных (55 %) отбывают наказание в виде лишения свободы в секторе «Б», предусматриваемом исправительными колониями, на территории которых внедрена типовая модель проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы. Наибольшее количество опрошенных осужденных (46,3 %) отбывают наказание в виде лишения свободы впервые. Вторая по численности категория респондентов (21,1 %) - осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы четыре и более раза (табл. 3). Таблица 3 В настоящее время отбывают наказание в виде лишения свободы Количество респондентов Процент Впервые 81 46,3 Второй раз 30 17,1 Третий раз 27 15,4 Четвертый и более раз 37 21,1 Итого 144 100 Осужденные, время отбытого наказания у которых менее года (41,7 %) и от одного года до трех лет (33,1 %), содержатся в условиях разделения исправительного учреждения на секторы с момента назначения наказания и не способны дать объективную оценку преимуществ (недостатков) секторального содержания в сравнении с содержанием в различных условиях отбывания наказания (кроме лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы). Наиболее значимой для проводимого исследования выступает категория осужденных, уже отбывших наказание в виде лишения свободы сроком более трех лет (от 3 до 5, от 5 до 10, более 10 лет), общая численность которых составляет 45 человек, или 24,6 % опрошенных (табл. 4). Таблица 4 Время отбытого срока наказания в данном исправительном учреждении Количество респондентов Процент Менее 1 года 73 41,7 От 1 года до 3 лет 58 33,1 От 3 до 5 лет 18 10,3 От 5 до 10 лет 18 10,3 Более 10 лет 7 4,0 Преобладающая часть респондентов (36,5 %) - это лица, совершившие преступления против собственности; 28 % из числа осужденных отбывают наказание за преступления против здоровья населения и общественной нравственности; 13,1 % - совершили преступления против жизни и здоровья (табл. 5). Таблица 5 № п/п Вид преступления (статьи УК РФ) Количество респондентов Процент 1 Преступления против жизни и здоровья (ст. 105, 111, 119) 23 13,1 2 Преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 127) 1 0,6 3 Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131, 132, 135) 8 4,6 4 Преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 157) 1 0,6 5 Преступления против собственности (ст.158, 159, 161, 162, 165) 64 36,5 6 Преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169) 1 0,6 7 Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228) 49 28,0 8 Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 264) 4 2,3 9 Преступления против порядка управления (ст. 330) 1 0,6 10 Не указали 23 13,1 Как видно из таблицы 5, наибольшее количество респондентов (36,5 %) - это лица, осужденные за преступления против собственности. Исследовательская часть. В целях изучения динамики изменения основных показателей, характеризующих состояние деятельности вышеуказанных учреждений, нами осуществлялся их сравнительный анализ до и после разделения по секторам. Перед проведением исследования нами были заданы основные показатели, являющиеся отправными для понимания происходящих процессов в деятельности ИУ до и после внедрения типовой модели проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях УИС России. Основные показатели, характеризующие состояние деятельности ИК, на территории которых внедрена Типовая модель проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными (показатели в пп. 1, 2, 3, 8, 9 относятся к сотрудникам и не предназначены для опроса осужденных): 1) количество осужденных, признанных злостными нарушителями режима; 2) количество нарушений правил внутреннего распорядка, совершаемых осужденными; 3) количество правонарушений, совершаемых осужденными; 4) общий уровень конфликтности между осужденными; 5) общий уровень конфликтности между осужденными и сотрудниками; 6) общий уровень влияния криминальной субкультуры в условиях изоляции; 7) условия отбывания наказания; 8) проведение воспитательной работы с осужденными; 9) процесс исправления осужденных; 10) материально-бытовое обеспечение осужденных; 11) медико-санитарное обеспечение осужденных; 12) личное мнение сотрудников и осужденных к проводимым изменениям (целесообразность внедрения). Респондентам был задан вопрос о результатах, которые удалось достичь благодаря внедрению типовой модели проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными в деятельность ИУ УИС России, опираясь на указанные основные показатели. По результатам проведенного опроса среди сотрудников было выявлено сокращение численности осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (по мнению 50,0 % опрошенных респондентов); количества нарушений правил внутреннего распорядка, совершаемых осужденными (по мнению 51,4 % опрошенных респондентов), а также правонарушений, совершаемых осужденными (по мнению 59 % опрошенных респондентов). Снизился общий уровень конфликтности между осужденными (по мнению 61,8 % опрошенных респондентов) и между осужденными и сотрудниками (по мнению 61,8 % опрошенных респондентов). Менее выраженным стало влияние криминальной субкультуры (по мнению 63,9 % опрошенных респондентов), улучшились условия отбывания наказания (по мнению 59,7 % опрошенных респондентов), стало легче проводить воспитательную работу с осужденными (по мнению 50,0 % опрошенных респондентов). Не изменились показатели исправления осужденных (по мнению 47,9 % опрошенных респондентов), материальнобытового (по мнению 51,4 % опрошенных респондентов) и медико-санитарного (по мнению 52,8 % опрошенных респондентов) обеспечения осужденных. Вместе с тем в период проведения данного исследования неоднократно отмечалось, что в секторе «А» пп. 1-3 заданных показателей значительно возросли, другими словами, основное количество правонарушений и нарушений порядка отбывания наказания приходятся на данный сектор. В подтверждение указанных выводов приведем результаты анализа дисциплинарной практики, представленные управлением воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России и управлением режима и надзора ФСИН России (аналитическая справка о ходе реализации эксперимента по новым формам и методам организации надзора и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного распоряжением ФСИН России от 29 января 2018 г. № 31-р, представленная управлением режима и надзора ФСИН России от 21 декабря 2020 г. № 5-82403; сопроводительное письмо управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России от 18 декабря 2020 г. № 15-81941 с приложением ответа на запрос от 2 октября 2020 г. № 34-4708 о реализации в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России эксперимента по новым формам и методам организации надзора и воспитательной работы с осужденными, утвержденного распоряжением ФСИН России от 29 января 2018 г. № 31-р). Так, в I полугодии 2020 г. в секторах «А», «Б» и «В» выявлено 204 985 нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания, что на 17 % больше, чем в АППГ (169 400). При этом 59 %, или 121 763, допущено осужденными в секторе «А» (в среднем по УИС рост числа нарушений установленного порядка отбывания наказаний составил 0,3 %). Вследствие концентрации наибольшего количества сотрудников дежурных смен в период проведения основных режимных мероприятий и организации постоянного контроля за выполнением осужденными распорядка дня в сравнении с АППГ допущено значительное увеличение количества нарушений, связанных: с групповым неповиновением осужденных (с 0 до 2 случаев, или на 100 %), умышленной порчей казенного имущества (с 625 до 680, или на 8,8 %), повреждением средств видеонаблюдения, сигнализации и связи (с 112 до 177, или на 58 %), групповым употреблением спиртных напитков (с 1 до 3 или на 200 %), изготовлением спиртных напитков (с 18 до 21, или на 16,6 %), приближением к ограждению внутренней запретной зоны (с 3 до 14, или на 367 %), нарушением формы одежды (с 34 072 до 35 690, или на 4,8 %), передвижением по территории учреждения без сопровождения (с 7 283 до 7878, или на 8,2 %), причинением умышленного вреда своему здоровью (с 445 до 821, или на 84,5 %), употреблением нецензурных слов (с 5 293 до 5617, или на 6 %), угрозой жизни и здоровью сотрудников и иных лиц (с 18 до 19, или на 5,5 %), хранением аксессуаров к сотовым телефонам (с 174 до 353, или на 103 %), хранением спиртосодержащих напитков (с 43 л до 131,01 л, или на 204 %), что свидетельствует о недостаточной профилактической работе с осужденными и об отсутствии своевременной упреждающей информации о наличии у осужденных запрещенных предметов или намерении совершения ими противоправных действий. Несмотря на общее увеличение на 17 % количества нарушений УПОН отмечается уменьшение их количества в части: отказа (прекращения) от работы (с 341 до 303, или на 11,2 %), неповиновения законным требованиям сотрудников (с 1007 до 947, или на 6 %), употребления спиртных напитков (с 21 до 15, или 28,6 %), хранения сотовых телефонов (с 2836 до 832, или на 70,7 %) и хранения колюще-режущих предметов (с 117 до 95, или на 18,8 %), что может говорить о повышении сотрудниками контроля за выполнением осужденными своих обязанностей. К дисциплинарной ответственности привлечено 135 602 осужденных (АППГ - 118 810), из них: водворялись в ШИЗО - 33 909, или 25 % от всех привлеченных, переводились в ПКТ - 1708, или 1,3 %, и ЕПКТ - 323, или 0,2 %, объявлялись выговоры - 40 394, или 29,8 %, накладывались дисциплинарные штрафы - 656, или 0,5 %, проводились профилактические беседы с 46 099 осужденными, или 34 %. Злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания признано 1686 человек, или 3 % от всех осужденных. На основании приведенных данных нами был задан вопрос о возможности достижения целей уголовно-исполнительного законодательства с осужденными, отбывающими наказание в секторе «А». По мнению 71,5 % опрошенных сотрудников, исправление и предупреждение совершения новых преступлений осужденными, отбывающими наказание в секторе «А», возможны, более того, их изоляция от других категорий позволяет оказывать необходимое исправительное воздействие и проводить с ними комплексную и целостную воспитательную работу. Вместе с тем на невозможность исправления данной категории осужденных указали 28,5 % сотрудников, где 16,7 % в качестве основной причины отметили, что оказание необходимого воздействия на осужденных данного сектора не представляется возможным из-за широкого перечня категорий, содержащихся в нем. Менее 10 % опрошенных указали, что достижение указанных целей невозможно из-за их криминального опыта и (или) отрицательной направленности. Ввиду того что одним из направлений данного исследования явилось рассмотрение целесообразности внедрения типовой модели в остальных учреждениях УИС России, был задан вопрос о мнении сотрудников и осужденных относительно разрешения проблем раздельного содержания осужденных к лишению свободы в связи с переходом на содержание в секторах различных видов контроля. Приведем процентное соотношение указанных респондентами ответов (табл. 6). Таблица 6 Категория Переход на содержание в секторах различных видов контроля привел к разрешению проблем раздельного содержания осужденных, % Переход на содержание в секторах различных видов контроля не привел к разрешению проблем раздельного содержания осужденных, % Затруднились ответить, % Сотрудники 49,3 19,4 31,3 Осужденные 50,3 22,3 27,4 Как видно из таблицы, мнение сотрудников и осужденных о проблемах раздельного содержания осужденных к лишению свободы после внедрения типовой модели проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы совпадает - деление территории ИУ по секторам различных видов контроля привело к разрешению некоторых проблем раздельного содержания осужденных. Сдедует отметить, что до внедрения типовой модели осужденные, оказывающие отрицательное влияние на других лиц, содержались в общем отряде и их концентрация была минимальной. Это позволяло сдерживать деструктивное поведение осужденных в пределах одного отряда. Изоляция лиц отрицательной направленности в целом является положительным шагом на пути преодоления распространения криминальной субкультуры, однако содержание лиц, находящихся на профилактическом учете, по различным основаниям в пределах одного сектора нуждается в корректировке и доработке. При анализе данных о количестве осужденных, поставленных на профилактический учет, установлено, что в 2020 г. их количество снизилось на 8 % и составило 5487 чел. (АППГ - 5 959), общее количество осужденных, снятых с профилактического учета, уменьшилось на 10 % - с 2876 до 2606 чел. Возвращаясь к вопросу о мероприятиях, предусмотренных Концепцией развития УИС России до 2030 г., следует акцентировать внимание на содержании в секторе «А» отдельных категорий осужденных, в частности лиц, состоящих на профилактическом учете. Степень криминальной зараженности, основания и условия постановки на профилактический учет и другие факторы обусловливают необходимость отделения осужденных друг от друга. Важность такого разделения вызвана степенью негативного влияния одних осужденных на других. На наш взгляд, целесообразно разделение осужденных, предусмотренных для содержания в секторе «А», на три группы для отдельного содержания друг от друга. Группа 1: - организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации; - отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; - оказывающие негативное влияние на других осужденных; - склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; - организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; - склонные к совершению побега; - лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности; - склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов; - склонные к захвату заложников; - склонные к совершению поджогов. Группа 2: - склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; - признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; - склонные к совершению суицида и членовредительству; - склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность; - склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи. Группа 3: - изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию; - осужденные за преступления террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также склонные к совершению указанных преступлений. Первая группа осужденных обладает значительным криминальным и преступным опытом, приверженностью к тюремной субкультуре, проявляет лидерские качества, имеет склонность к совершению противоправных деяний, что выступает основаниями определения высокой степени общественной опасности таких лиц. Лица, входящие во вторую группу, в большей степени склонны к причинению вреда своему здоровью и нарушению установленных правил внутреннего распорядка, чем к оказанию отрицательного влияния на другие категории осужденных. Необходимость отдельного содержания первой и второй групп вызвана угрозой безопасности последним ввиду проявления менее выраженной степени агрессии по отношению к другим. Третья группа осужденных включает в себя лиц, осужденных за преступления террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также осужденных, изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию. Их изоляция является очевидным необходимым шагом на пути преодоления распространения экстремистской идеологии, в особенности религиозного насильственного экстремизма (радикальный экстремизм). Каждой из приведенных категорий необходимо особое исправительное воздействие, изолированное содержание позволит более качественно проводить профилактическую и воспитательную работу с ними, оказывать психологическую помощь, препятствовать преступному влиянию на другие группы осужденных, обеспечивая исправление и предупреждение совершения новых преступлений лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Для сотрудников откроются возможности проведения групповых занятий, так как работа с каждой группой лиц, поставленных на профилактический учет, требует специального группового и индивидуального психологического сопровождения. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что некоторые направления, предусмотренные Концепцией развития УИС России до 2030 г., уже применяются в практической деятельности ФСИН России в отдельных ИУ, в которых внедрена типовая модель проведения эксперимента по организации надзора и воспитательной работы с осужденными. В рамках проведенного исследования обоснована целесообразность ее внедрения в другие ИУ ФСИН России. Вместе с тем сравнительный анализ мнений сотрудников и осужденных, их анкетирование и интервьюирование позволили выявить проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности учреждений ФСИН России, на территории которых внедрена типовая модель, следовательно, ее отдельные направления требуют дальнейшей корректировки и доработки. В рамках создания условий раздельного содержания отдельных категорий осужденных в учреждениях УИС и совершенствования порядка проведения индивидуальной профилактики правонарушений, в частности, конкретизации категорий осужденных, находящихся на профилактическом учете, как значимых мероприятий, предусмотренных Концепцией развития УИС России до 2030 г., предлагается разделение осужденных, состоящих на профилактическом учете, содержащихся в секторе «А», на три группы для отдельного содержания друг от друга.
References

1. Strelkov D. O. O hode eksperimenta po organizacii nadzora i vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // III Mezhdunarodnyy penitenciarnyy forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiyskoy Federacii) : sb. tez. vystup. i dokl. uchastnikov (g. Ryazan', 21-23 noyab. 2017 g.) : v 8 t. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2017. T. 7

Login or Create
* Forgot password?