Publication text
(PDF):
Read
Download
Образ жизни - это понятие социологии, он представляет собой целостную структуру, «сотканную» из элементов материальной и духовной жизни общества [1, с. 193]. Образ жизни позволяет глубоко и всесторонне характеризовать поведение, интересы, потреб- ности, ценностные ориентации человека, его устремления и жизненные цели. Все ука- занные элементы входят в структуру образа жизни, составляющую его основу. Однако в силу различных обстоятельств благополучный образ жизни может изменяться (де- формироваться) и превращаться в неблагополучный - антиобщественный образ жизни. Известно, что образ жизни человека определяется условиями жизнедеятельности, в которых он существует. В свою очередь, его поведение зависит от образа жизни. Отсю- да следует, что какие бы меры ни принимались для изменения негативного поведения правонарушителя, успех не будет достигнут до тех пор, пока не будут изменены условия его жизнедеятельности. Именно условия окружающей среды деформируют образ жизни. Таким образом, вследствие негативного воздействия среды в благополучном образе жизни появляется другой - неблагополучный, антиобщественный образ жизни. Нужно сказать, что эти два образа жизни существуют как сообщающиеся сосуды, содержание которых зависит от особенностей окружающей среды. Российские криминологи имеют дело лишь с антиобщественным поведением, в со- став которого входит преступление как негативное деяние и преступность как антиоб- щественное явление. Однако такой узкий диапазон интересов криминологии искажает реальность бытия. Почему-то понятия «образ жизни», «антиобщественный образ жизни» в криминологии отсутствуют, что затрудняет выявление реальных причин преступного поведения и организацию профилактической деятельности. Опыт свидетельствует о том, что стойкий эффект в преодолении негативных явлений дает не борьба, а замена этих негативных деяний позитивными интересами, доставляющими человеку удоволь- ствие. У несовершеннолетних большой интерес проявляется к спорту, творчеству, са- модеятельности, туризму, автоделу и т. д. Следует отметить, что антиобщественный образ жизни человека - это часть обще- принятого образа жизни, которая под влиянием негативных факторов среды получает определенную деформацию, и человек вынужден вести антиобщественный образ жизни, совершать преступления. Антиобщественный образ жизни имеет три части: а) сферы образа жизни; б) содержание образа жизни; в) структура образа жизни. А. Деформированные сферы образа жизни - это общепринятые сферы жизнеде- ятельности, типичные для исторически конкретных взаимоотношений, фиксирующих особенности общения, поведения и склада мышления людей в трудовой, семейно- бытовой, досуговой и других сферах. Деформация в них произошла в результате нега- тивных влияний условий среды. Б. Деформированное содержание образа жизни - это выражение содержания в двух аспектах (объективном и субъективном). С позиций объективного рассматриваются де- формированные способы совместной деятельности, общественная связь людей, опре- деляющая характер их общения и поведения; с позиций субъективного аспекта содер- жание - это негативные цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации. Все это изменение происходит в негативных условиях среды. В. Деформированная структура образа жизни - выступает как целостная структура, «сотканная» из элементов материальной и духовной жизни общества. Все элементы общепринятого образа жизни (А, Б, В) под влиянием негативного воз- действия среды деформируются и превращаются в антиобщественный образ жизни. Од- нако это указано с позиций общего понятия образа жизни общества, а с позиций образа жизни личности - это некий синтез, воплощение диалектического единства социально- типического и неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека [1, с. 193]. Все элементы его образа жизни или часть из них в негативной сре- де деформируются и принимают антиобщественный характер. Антиобщественный образ жизни можно классифицировать и по степени деформации: мало деформированный, деформированный, значительно деформированный, сильно деформированный. Касаясь вопроса деформации, профессор Г. А. Аванесов указы- вает на то, что социальная деформация формируется тогда, когда в общественном развитии перевешивают негативные отношения, в том числе криминального свойства [2, с. 7]. Следовательно, деформация начинается с негативных отношений, включающих в себя нравственные нормы, которые затем переходят в нормы криминального характе- ра. В дальнейшем деформация «сопровождается возрастающей динамикой нарушения норм уголовного права, изменяется образ жизни людей, когда указанные нормы просто игнорируются членами общества, оно уже бессильно остановить надвигающиеся все новые и новые криминальные угрозы [2, с. 7]. Таким образом, в основе классификации различных типов образа жизни лежат глав- ные человеческие ценности. Однако при классификации антиобщественного образа жизни следует учитывать степень деформации образа жизни в связи с отчуждением от тех или иных ценностей и нарушением норм, регулирующих общественные отноше- ния, а также в связи с определенной степенью изоляции и соответствующей утратой тех или иных жизненных благ, восполнение которых происходит путем совершения преступлений. Категория «антиобщественный образ жизни» имеет три уровня: общесоциальный, особенный и индивидуальный. Она, во-первых, характеризуется соотношением об- щественно полезных видов деятельности с антиобщественными (чем более в образе жизни будут преобладать антиобщественные виды деятельности, тем сильнее он бу- дет деформирован), во-вторых, зависит от способа приобретения материальных благ, направленности основных затрат материальных средств. Необходимо также отметить, что особое место в образе жизни занимают характер проведения свободного времени, структура и направленность основных досуговых занятий, выбор друзей и ценностные ориентации группы неформального общения. Антиобщественный образ жизни включает в себя и некоторые образования психо- логического характера. Так, на первых этапах деформации аморальный образ жизни нередко связан с моралепатией, под которой понимаются различные виды моральной дезадаптации личности, нередко приводящие к нарушениям социальных норм и откло- нениям в поведении, особенно у молодежи. Профессор Ю. М. Антонян подчеркивает, что «моралепатия не включает в себя отклонения и поступки, возложение юридических санкций, а, следовательно, охватывает лишь непротивоправное, хотя и безнравствен- ное поведение. Для криминологии она представляет значительный интерес, поскольку такое неведение может в дальнейшем перейти в противоправное» [3, с. 27]. Таким об- разом, моралепатия является одним из показателей начальной стадии отклонений в образе жизни личности, которая сигнализирует о его неблагополучии. В характеристике антиобщественного образа жизни, на наш взгляд, следует исходить из общепринятых понятий, содержание которых определяется тремя основными элементами: уровнем жизни, то есть наличием и комфортабельностью жилья, величиной зара- ботной платы, наличием других материальных ценностей (машина, видеотехника, дача и т. д.). Иными словами, уровень жизни свидетельствует о возможности удовлетворе- ния потребностей; качеством жизни, то есть насколько качественно и полно удовлетворяются мате- риальные и духовные потребности; стилем жизни, в котором находят выражение устоявшиеся привычки, умения и навыки, то есть стереотипы привычного поведения в соответствующих жизненных си- туациях, проявляющиеся в различных сферах образа жизни. Известно, что поведение человека зависит от его образа жизни, следовательно, анти- общественное поведение является результатом его антиобщественного образа жизни. А с чем связано появление любого образа жизни? Аристотель писал: «Люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда» [4, с. 389]. Именно нужда деформирует образ жизни личности, превращает его в антиобщественный. Образ жизни каждого че- ловека должен соответствовать нормам, привычкам и требованиям общества, в кото- ром живет этот человек. Даже находясь в другой стране, он должен знать и соблюдать традиции, присущие этому этносу, народу, с которым его свела судьба. Обычно, когда возникают какие-нибудь жизненные трудности, говорят - такова судь- ба. Это не всегда истина. В данном случае имеет место не судьба, а, как говорил Ари- стотель, нужда, потребность в чем-то или в ком-то, а это связано с образом жизни че- ловека. Стоит избавиться от нужды, удовлетворить свою потребность, и все встает на свои места. В силу этого не надо драматизировать сложившуюся ситуацию, ссылаясь на «горькую судьбу». В таких случаях нужно активно действовать, подключая духов- но-волевую сферу. Понятия духовно-волевой сферы нет в криминологии, но она есть и большую роль играет в антиобществологии - науке, в которой указано, что под воздействием негатив- ных факторов среды образ жизни может деформироваться, превращаться в неблагопо- лучный, антиобщественный. Антиобществология появилась в начале лихих 90-х годов XX века, в то сложное время, когда «рухнул» социализм, его социальная политика и, естественно, сам социалистический образ жизни общества. В советское время господствовал социалистический образ жизни, поэтому было за- прещено говорить и писать о любом ином образе жизни, тем более антиобщественном. За инакомыслие следовали жесткие санкции. Именно тогда потребности, которые неред- ко трудно было удовлетворить правомерными способами, вынуждали некоторых людей использовать неправомерные, антиобщественные формы, способствующие появлению антиобщественного образа жизни. Известно, что природа не терпит пустоты - там, где уменьшается социальная сфера, появляется криминальная. Эта закономерность про- является в любой сфере образа жизни человека, а сам образ жизни деформируется и становится антиобщественным. Отечественная криминология не включает в состав предметов своего изучения категорию образа жизни, в том числе антиобщественного. Вследствие этого мы были вынуждены основать новую науку - антиобществологию, в которой предметом изучения является антиобщественный образ жизни. Возникают во- просы: «Что за наука антиобществология? Где и когда она возникла?» Антиобществология - это наука, изучающая проблемы антиобщественного образа жизни и вопросы преодоления антиобщественных явлений в разных сферах жизнедея- тельности, типах деформированного образа жизни, одним из которых является антиоб- щественный. Предметом антиобществологии является антиобщественный образ жизни (АОЖ). Антиобщественный образ жизни как предмет антиобществологии значительно шире, чем предмет криминологии - преступность. Отечественная криминология изу- чает преступление, преступное поведение, причины преступности, формы и методы борьбы с ней, а антиобществология - антиобщественный образ жизни, типы деформи- рованного образа жизни, причины их деформации и особенности их проявления, пути преодоления негативных явлений. У криминологии и антиобществологии одинаковая цель - борьба с антиобществен- ными явлениями, но масштабы разные: у криминологии - преступления и иные крими- нальные явления, а у антиобществологии - преодоление как криминальных, так и дру- гих антисоциальных явлений. Все социальные явления, связанные с образом жизни, изучает социология. Антиобществология интегрирует знания криминологии, психологии, социологии и ряда других наук, пытаясь с их помощью объяснить появление и суще- ствование негативных явлений. У этих наук и задачи разные: у криминологии - снизить уровень преступности, у антиобществологии - восстановить общественное спокойствие и благополучие граждан. Антиобществология в определенной мере возникла в результате исследования на тему «Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива престу- плении несовершеннолетних», когда предупреждение АОЖ было объявлено новым направлением в борьбе с преступностью [5]. Следует отметить, что криминология и антиобществология - это науки не соперницы, а союзницы - обе ведут борьбу с негативными явлениями разной степени общественной опасности и в разных сферах жизнедеятельности: криминология - в уголовно-правовой, антиобществология - в социальной сфере. В уголовно-правовой системе основой являют- ся правоохранительные органы, в социальной - система социального контроля. Послед- няя уже давно используется в зарубежных странах, в России она находится в зачаточном состоянии, да и в отечественной криминологии это понятие отсутствует. Можно объяснить тотальный характер преступности в нашем обществе в некоторой степени этим обсто- ятельством. Следует обратить внимание на особенности понятия антиобщественного образа жизни, его отличия от понятия преступности, которые заключаются в следующем: Понятия преступности и антиобщественного образа жизни трудно сравнивать: если понятие преступности указано в литературе, то понятия «антиобщественный об- раз жизни» нет ни в социологии, ни в криминологии, отсутствует оно и в энциклопеди- ческих словарях. Самое главное отличие: преступление - это негативное деяние, совершившийся акт, а АОЖ - это негативный процесс, продолжающийся неопределенный период. Если преступление имеет определенную степень общественной опасности, зави- сящую от тяжести совершенного преступления, то АОЖ - неопределенную, но завися- щую от типа его деформации. Если преступность возникает в результате появления антиобщественного образа жизни, являющегося его причиной, то АОЖ не порождается, а появляется под влиянием негативной среды, он деформируется и превращается из благополучного в неблагопо- лучный, в том числе антиобщественный. Если преступление нередко имеет открытый характер, то АОЖ часто маскируется под благополучный образ жизни, его общественная опасность повышается из-за такого «коварства». Антиобщественный образ жизни может проявляться в менее общественно опасных формах, чем преступность: лесть, сплетни, клевета, обман, ссоры, скандалы, интриги, но в соответствующих ситуациях они перерастают в преступные деяния, поэтому сво- евременно нужно принимать меры противодействия АОЖ. Проявляется закономерность: чем большее время благополучный образ жизни «находится» в неблагоприятных условиях (среде), тем быстрее он превращается в не- благополучный - антиобщественный образ жизни. Кроме особенностей антиобщественного образа жизни, были выявлены его основ- ные признаки: Паразитизм - приобретение жизненных благ и ценностей за счет других лиц. Стремление к самоутверждению любым путем, вплоть до преступных посяга- тельств. Приобщение к криминальной субкультуре: жаргон, клички, татуировки, стиль по- ведения и т. д. Приобщение к привычкам негативного характера: пьянство, наркотизм, скверно- словие, наглость, неуважение, дерзость и т. п. Игры в карты «под интерес», стремление к обогащению и быстрому избавлению от него. Стремление к участию в антиобщественных группах. Грубость и высокомерие в отношениях с окружающими. Пренебрежение к женскому полу. Что касается преступного образа жизни, то он, кроме указанных признаков, отлича- ется самой высокой степенью общественной опасности, противоправностью, особенно тогда, когда создаются преступные сообщества (организованная и профессиональная преступность), террористические и иные антиобщественные группировки. Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних обычно связан с неблагопо- лучными условиями их жизни в семье, школе и ближайшем окружении. Воздействие негативных условий среды нередко превращает трудного подростка в правонаруши- теля, а затем в преступника. Специалисты отмечают: «Трудных подростков не бывает, есть трудные взрослые». Преступление представляет собой конечный результат антиобщественного форми- рования. Этот путь у подростка начинается с нарушения некоторых нравственных норм, можно сказать, что подросток начинает вести антиобщественный образ жизни. Извест- ный русский ученый Д. А. Дриль, изучая причины преступности несовершеннолетних, писал: «Преступлениями не дебютируют или, по меньшей мере, почти никогда. Обычно начинают с дурных и безнравственных действий» [6, с. 93]. Опыт работы с трудными подростками, состоящими на учете в органах внутренних дел, свидетельствует о том, что подросток, попавший в антисоциальную компанию, через некоторое время становится дезорганизатором в классе, грубит, перестает слушаться учителей и родителей. И наоборот, включение такого трудного подростка в здоровый коллектив, особенно в спортивную секцию, в которой культивируются интересные и ценные для здоровья виды деятельности, позволяет ему через некоторое время осво- бодиться от «груза» антисоциальных качеств, способствует процессу социализации, восстановлению благополучного образа жизни. Через спортивную деятельность можно не только воспитывать ценные качества характера, но и активно изменять образ жизни правонарушителя. Подросток ориентирует свое поведение и образ жизни на ту среду, которая его окружает и одобряет. Определенный интерес представляет процесс превращения благополучного образа жизни в неблагополучный, антиобщественный. У подростков он выражается в сквернословии, грубости, мелком воровстве в школьных раздевалках. С такими негативными проявлениями уже нужно бороться, не давая возможности утвердиться вредным при- вычкам. Однако часто малозначительные деяния остаются без внимания родителей, учителей, друзей. Такое поведение окружающих называется попустительством и способ- ствует еще большей деформации личности, и аморальный образ жизни превращается в асоциальный, затем в предкриминальный и т. д. По этому поводу профессор И. И. Кар- пец пишет, что истоки антиобщественного поведения преступника вообще и рецидива в частности следует искать в начале жизненного пути, там, где начиналось его форми- рование как личности, как социального существа [7, с. 243]. Не встречая препятствий, пройдя все этапы деформационного процесса, впитав в себя большой «заряд» нега- тивных свойств, образ жизни достигает высшей степени деформации и превращается из криминального в преступный, становится достоянием уголовно-правовой системы. При изучении деформации образа жизни несовершеннолетних следует обратить внимание на такое важное обстоятельство: ликвидировать антиобщественный образ жизни с его негативными проявлениями можно, заменив его интересными делами и занятиями (спорт, техническое творчество и т. д.), способными возбудить у подростков значительно больший интерес, чем антиобщественные деяния. Иначе они могут вновь заняться прежней негативной деятельностью. Необходимо знать, что «детские души, как окопы: не займем мы, займут другие». Это правило нужно помнить каждому педаго- гу (тренеру), работающему с подростками и молодежью, ведущими антиобщественный образ жизни. Следует находить и использовать такие виды деятельности, которые изме- нили бы интересы и потребности, стали бы увлечениями в сфере свободного времени. В целях улучшения борьбы с негативными явлениями в каждом регионе (районе) следовало бы вновь создать общественные пункты охраны порядка, которые будут про- тиводействовать негативным явлениям совместно с системой социального контроля по месту жительства граждан, в которую включить силы и средства преодоления анти- общественного образа жизни. Существует проблема АОЖ и в научном отношении, так как учебные заведения юридического профиля обучают студентов и курсантов по курсу криминологии - науки о преступности. Подготовка специалистов, не имеющих представ- ления об антиобщественном образе жизни, его особенностях и причинах появления, потребует, на наш взгляд, введения новой науки - антиобществологии, в которой пред- метом изучения должен стать антиобщественный образ жизни и иные антиобществен- ные явления, которые криминология не включает в сферу своих научных интересов и предметов. Для решения многочисленных проблем необходимо создать департамент преодоления антиобщественного образа жизни, предусмотрев в нем службы предупреж- дения деформации сфер образа жизни, службы выявления и преодоления деформи- рованных типов АОЖ в соответствии с возрастом, степенью общественной опасности, интересами, потребностями и т. д. Главное - способствовать благополучию в каждой сфере образа жизни человека. Именно на основе такой деятельности в прошлые годы была построена воспитательно- профилактическая работа курсантов Высшей школы МВД СССР с трудными подростка- ми, которая имела ошеломляющий успех: преступность в регионе, где были шефами кур- санты, за два года снизилась в три раза. Следует отметить, что высокая эффективность этой работы была достигнута благодаря удивительным организаторским способностям педагога, организатора работы по месту жительства А. А. Лебедевой. В. И. Игнатенко, возглавлявший работу с подростками, состоящими на учете в правоохранительных орга- нах, после выступления на заседании российской криминологической ассоциации, был включен в советской состав делегации криминологов на VI Международный конгресс криминологов социалистических стран, состоявшийся в Москве в 1986 г. [8]. Подводя итоги концепции «антиобщественный образ жизни», следует обратить вни- мание на ряд важных выводов, которые до сих пор не отражались в отечественной кри- минологической науке. Категория образа жизни и понятие антиобщественного образа жизни должны найти свое место в отечественной криминологии. Это позволит ей встать в один ряд с зару- бежной криминологией, где указанные элементы и понятия уже давно используются в криминологических исследованиях и обучении студентов. В отечественной криминологии следует дать авторскую классификацию антиоб- щественного образа жизни, указать особенности каждого этапа деформированного образа жизни и его основные признаки. Следует дать понятия антиобщественного образа жизни и деформированного об- раза жизни, причин деформации образа жизни человека. Необходимо дать и обосновать понятие науки антиобществологии и ее отличие от криминологии. Указать и обосновать значительно большую общественную опасность антиобще- ственного образа жизни по сравнению с преступностью. Отечественным криминологам нужно уделять внимание не только криминальной сфере, но и социальной, недостатки которой плодят преступность - речь идет об улучшении системы социального контроля во всех сферах жизнедеятельности и отраслях народного хозяйства. Уголовно-правовую систему следует усилить системой социального контроля, каждый социальный институт страны наделить функциями социального контроля.