Publication text
(PDF):
Read
Download
Наркомания - это заболевание, но заболевание с социальной точки зрения особен- ное. Оно нередко детерминирует совершение больными наркоманией преступлений и иных правонарушений. С криминологической точки зрения оно является причиной про- тивоправного поведения, которое обусловливается необходимостью добычи средств для приобретения наркотиков неправомерными способами. Никакие другие соматиче- ские заболевания такое поведение не вызывают. Изложенное определяет специфику лечения таких лиц, их медицинской и социальной реабилитации. В статье речь пойдет о применении к таким лицам средств административно- правового и уголовно-исполнительного характера. Они заключаются в наложении на лицо определенных обязанностей, подлежащих безусловному исполнению. Неиспол- нение последних влечет за собой определенные последствия дисциплинарного, ад- министративного характера. Действующее законодательство в сфере обязательного лечения больных наркоманией предусматривает правовые средства его обеспечения. В числе первых - отнесение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения сво- боды, уклоняющихся от обязательного лечения, к злостным нарушителям отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ); в числе вторых - административная ответственность за уклонение от лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реа- билитации (ст. 6.9.1 КоАП РФ). Данные меры носят наказательный характер. За осужденными к лишению свободы, уклоняющимися от обязательного лечения и признанными на основании этого злост- ными нарушителями отбывания наказания, может быть установлен административный надзор (хотя он не предусматривает наложение на такое лицо обязанности пройти ле- чение от наркомании после отбытия наказания). Лица, обязанные проходить лечение в наркологических учреждениях органов здравоохранения и уклоняющиеся от его про- хождения, привлекаются к административному штрафу или административному аресту. Однако в отношении указанных лиц отсутствуют средства, непосредственно понужда- ющие их проходить обязательное лечение. Если в отношении осужденных оно еще как-то исполняется, то в отношении лиц, обязанных проходить такое лечение в учреждениях органов здравоохранения, этого сказать нельзя. На осужденного к лишению свободы в определенной мере оказывает влияние сам режим принудительной изоляции, особен- ности условий содержания в лечебных исправительных учреждениях (приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»). Этого нельзя сказать о наркологических учреждениях органов здравоохранения. Законодательство не предусматривает помещение боль- ных наркоманией, в том числе освобожденных из мест лишения свободы, в данное уч- реждение в обязательном порядке. Добровольное обращение таких лиц, несмотря на рекомендации администрации исправительных учреждений и наркологических учреж- дений органов здравоохранения, не обеспечивает всеобщего их охвата. Так, по данным нашего исследования, из числа осужденных, в отношении которых были направлены медицинские документы в наркологические учреждения органов здравоохранения, толь- ко 67,0 % приступили к лечению, проходят противонаркоманийное лечение 50,3 % лиц. Низкий уровень закрепляющего противонаркоманийного лечения во многом лежит в основе рецидива преступлений и иных правонарушений. Данный фактор обусловливает необходимость организации лечения в принудительном порядке. Принуждение в отли- чие от обязательности предусматривает применение конкретных средств воздействия [1, с. 312], заставляющих лицо проходить такое лечение. Это может быть достигнуто путем принудительной изоляции таких лиц в отделениях наркологических диспансеров со специальным режимом на определенный срок. На законодательном уровне должно быть закреплено понятие обязательного лече- ния. К сожалению, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определение обязательного лечения отсутству- ет, хотя оно активно используется в административном и уголовно-исполнительном за- конодательстве. Отсутствие определения данного вида лечения ведет к различному его толкованию в научной литературе [2, 3], возникновению трудностей в организации обязательного лечения, социальной и медицинской реабилитации. Кроме того, это ме- шает определить правовую природу обязательного лечения. Законодательство по-разному устанавливает основания применения обязательного лечения: вследствие решения судьи (суда) - в отношении лиц, обязанных пройти лече- ние от наркомании в наркологических учреждениях (ст. 6.9 КоАП РФ); лиц, осужденных условно (ч. 5 ст. 73 УК РФ); осужденных к наказаниям без лишения свободы (ст. 721 УК РФ); вследствие решения медицинской комиссии - к осужденным к принудительным рабо- там, аресту, лишению свободы (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). В отличие от обязательного, принудительное лечение должно применяться к больным наркоманией, не только уклоняющимся от обязательного лечения, но и систематиче- ски совершающим правонарушения, отличающиеся рецидивоопасностью. Применение принудительного лечения к ним будет являться мерой медицинского характера, а также мерой, направленной на профилактику преступлений и иных правонарушений. Данная цель принудительного лечения отмечалась в научной литературе и ранее [4, c. 220-225]. Именно такой подход к пониманию сущностной стороны принудительного лечения боль- ных наркоманией позволяет утверждать, что его применение по указанным основаниям ни в коей мере не противоречит международным и национальным нормам права. Так, Всеобщая декларация прав человека предусматривает применение ограничений в це- лях обеспечения общественного порядка (ст. 29). В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 17) говорится, что при осуществлении прав и свобод человека и гражданина не должны нарушаться права и свободы других лиц. Правомерность применения принудительных мер подтверждается и многолетней практикой отдельных зарубежных стран. Речь, в частности, идет о Республике Беларусь и Республике Казахстан. В Беларуси на протяжении десятилетий существуют лечеб- но-трудовые профилактории, куда направляются лица, больные наркоманией, совер- шившие административные правонарушения и дважды в течение года подвергнутые административному наказанию. Лечение в данных учреждениях осуществляется в при- нудительном порядке. Богатый опыт противодействия наркотизму и его рецидивной составляющей имеет место в Республике Казахстан. Уголовный кодекс Республики Казахстан (УК РК) предусматривает применение к лицам, совершившим уголовное пра- вонарушение и признанным нуждающимся в лечении от наркомании, принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 91 УК РК). Обращает на себя внимание то, что законодатель Казахстана, так же как и законода- тель Беларуси, в качестве одной из целей применения данных мер определяет преду- преждение рецидива преступлений лиц, больных наркоманией (ст. 92 УК РК, ст. 100 УК РБ). В отличие от российского законодательства, в случае если во время отбывания наказания в виде лишения свободы будет установлено, что осужденный страдает нарко- манией, администрация исправительного учреждения направляет в суд представление о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Нельзя не отметить системный подход к правовому регулированию предупреждения преступлений лиц, больных наркоманией, в том числе лиц, ранее уже их совершавших. Так, Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 г. № 2184 определяет: порядок при- знания лица больным наркоманией; основания принудительного стационарного лечения и др. Значимой уголовно-правовой мерой, направленной прежде всего на предупрежде- ние рецидива преступлений лиц, больных наркоманией, является норма ст. 427 УК РК, предусматривающая ответственность за уклонение их от применения к ним принуди- тельных мер медицинского характера. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до одного года. На подзаконном нормативном правовом уровне в Республике Казахстан урегулиро- ваны вопросы порядка признания лица больным наркоманией и токсикоманией, учета, наблюдения и лечения указанных лиц. В частности, согласно Правилам учета, наблю- дения и лечения лиц, признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикома- нией, больные, освобожденные из исправительных учреждений, где к ним применялись меры принудительного характера, взятые под диспансерное наблюдение, включаются в первую группу. Частота осмотров в данной группе составляет в среднем не реже од- ного раза в три месяца. По аналогии с законодательством указанных республик представляется необходимым принятие в Российской Федерации закона, регламентирующего основания и порядок организации лечения лиц, больных наркоманией, отбывающих наказания, не связан- ные с лишением свободы, (или) которым наказание отсрочено в порядке ст. 82.1 УК РФ. Одновременно требуют законодательного закрепления порядок и сроки организации профилактического наблюдения, применяемого в отношении указанной группы лиц по- сле отбытия наказания и окончания срока лечения, в том числе установления сроков профилактического наблюдения за лицами, отбывавшими наказание и проходившими лечение в условиях исправительных учреждений. В связи с этим полагаем необходимым дополнить положения Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ понятием «про- филактическое наблюдение», под которым следует понимать регулярный контроль со стороны медицинских работников за состоянием лица, больного наркоманией, его пси- хическим и физическим здоровьем, включая обследование на дому и на производстве. Для усиления контроля за прохождением больным наркоманией обязательного ле- чения, назначенного судом лицу, освобожденному из мест лишения свободы, мог бы применяться административный надзор. В действующей редакции закон об администра- тивном надзоре не предусматривает в качестве обязанности прохождение обязатель- ного лечения в наркологических учреждениях органов здравоохранения. Отсутствие такой нормы снижает и роль полиции в деле обеспечения надзора за выполнением освобожденным из мест лишения свободы указанной обязанности, предупреждения рецидива преступлений и иных правонарушений.