ADAPTATION OF CONVICTS TO THE CONDITIONS OF SERVING THEIR SENTENCES: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The ongoing state policy in the sphere of activity of the penal system has allowed: firstly, to more actively apply a new type of punishment, alternative to imprisonment - forced labor; secondly, to reduce the number of persons held in the bodies and institutions of the penal system; thirdly, to update the scientific problems of adaptation and resocialization of convicts; fourthly, to intensify the creation of conditions for persons serving sentences not related to isolation from society, as well as those not related to detention, for successful adaptation in society after release; fifthly, to justify the need to create a system of resocialization and social adaptation. The article considers the results of theoretical and practical research on one of the aspects of the identified issues: socio-pedagogical adaptation of convicts to the conditions of serving sentences. Of all the variety of scientific research methods, special attention is paid to the following: analysis and synthesis of information obtained from scientific sources; study of practice and constructive use of personal experience; expert assessment; focus group; content analysis; conversation; survey. The author's appeal to the scientific construct of convicts’ adaptation to the conditions of serving sentences is justified by the challenges facing the penal system and the increased urgency of the problem of adaptation of convicts during the period of serving sentences and successful resocialization in society after release. What is new in the article is the interpretation of the concept of "adaptation" from the standpoint of pedagogical psychology. The purpose of the article is to present the information obtained during the research and tested during the discussion, as well as to assist cadets, adjuncts and practitioners in their cognitive and research activities.

Keywords:
adaptaciya, prisposablivanie, perceptivno-refleksivnyy process, ispravlennost', readaptaciya, adaptirovannost'
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Адаптация, являясь одной из ключевых составляющих научного решения многогранной проблемы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС), всегда была и остается актуальной для практики оптимального функционирования лично- сти осужденных в условиях отбывания наказания. Применение в исследованиях конструкта (от лат. constructio - построение; в философии - целостная отдельная сущность реального мира, в психологии - целостное отделение от других психологических сущностей) адапта- ции, понимаемого как сложный сознательно активный процесс, вызывающий изменения в нравственной сфере личности, открывает возможности для решения многих вопросов: работы с персоналом и обеспечения безопасности; совершенствования перцептивно- рефлексивного процесса; исправления осужденного; реадаптации; ресоциализации. Несоблюдение уголовно-правовых норм, пробелы в воспитании, снижение нрав- ственной устойчивости генофонда нации, несовершенство механизма адаптации лично- сти в социуме являются предпосылками складывающейся тенденции к формированию асоциальных личностей, в том числе лиц, совершивших преступления и отбывающих на- казания. Уместно напомнить, что задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной систе- мой, требуют достижения основных целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, оказание осужденным помощи в социальной адаптации, реадаптации и ресоциализации в постпенитенциарный период. Актуальность проблемы исследования усиливается тем, что основные направления психолого-педагогического воздействия на лиц с делинквентным (от лат. delinquens - правонарушитель, субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявле- ниях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведением и на осужден- ных, отбывающих наказания, определены на государственном уровне. Так, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года определено, что целями Концепции являются: исправление осужденных; совершенство- вание воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными. Для до- стижения названных целей предусмотрено: создание условий для успешной адаптации в социуме после освобождения осужденных от наказаний; развитие научного потенци- ала уголовно-исполнительной системы; развитие компетенций сотрудников органов и учреждений УИС; проведение научных исследований; формирование системы ресоци- ализации и социальной адаптации. Поскольку научным замыслом данной публикации является оказание помощи адъюн- ктам, аспирантам, студентам, курсантам, практическим работникам в повышении уров- ня научно-исследовательской деятельности, рассмотрим предъявляемые к ней общие требования. Цель научного исследования состоит в выявлении объективных законо- мерностей, специфики (особенностей), условий, качеств, доминант (от лат. dominante - господствующий), а также во внедрении результатов в практику. Наиболее плодот- ворные исследования, дающие ценные результаты, сочетают теоретический анализ изучаемых явлений с обобщением личного опыта исследователя с учетом передового опыта. Сформулируем главные требования к научному исследованию на конкретном психолого-педагогическом исследовании по теме «Адаптация осужденных к условиям отбывания наказаний: психолого-педагогический аспект». Цель исследования - выявить социально-психолого-педагогическую составляющую конструкта адаптации осужденных к условиям отбывания наказаний; действие меха- низмов, адаптирующих осужденных, и их влияние на исправление. Гипотеза исследования построена с учетом требований к ее структуре по схеме «если…, то…, так как…» и сформулирована в виде предположения - если попытаться осуществить функциональную связь между системой психолого-педагогических воз- действий и конечным результатом усвоения этих воздействий (уровень нравственного изменения личности), то это позволит создать существенную внутреннюю связь явлений (адаптации и исправления), так как они представляют собой важное средство педагоги- ческой превенции (предупреждения совершения новых преступлений) и обеспечивают высокие уровни адаптированности и исправленности. Приведенный пример построения гипотезы раскрывает ее описательную («если…»), объяснительную («то…») и прогности- ческую функции в педагогическом исследовании и объясняет существо взаимодействия частей предмета исследования. Объект исследования - конструкт адаптации как многогранный, многоаспектный процесс, вызывающий изменения в структуре и поведении личности. Предмет исследования - адаптация как позитивный активно осуществляемый перцептивно-рефлексивный процесс, вызывающий изменения в нравственной сфере личности. Задачи исследования: разработать понятийный аппарат исследования; раскрыть сущность процесса адаптации осужденных к условиям отбывания на- казаний; исследовать влияние различных факторов на процесс адаптации; выявить и обосновать пути повышения результативности процесса адаптации и успешности исправления. Методология исследования: общефилософской методологической основой иссле- дования являются диалектический подход и общенаучный принцип диалектической преемственности (конструктивное применение ранее полученных научных результатов). Методы исследования: анализ и синтез; беседа; опрос (устный и письменный); контент-анализ; наблюдение; научный анализ практического опыта и большого (более сорока лет) личного опыта работы непосредственно с осужденными, слушателями, кур- сантами, студентами, адъюнктами, аспирантами; экспертный опрос (метод экспертных оценок, рейтинг); фокус-группы. Экспертный метод и метод фокус-группы имеют много общего, но это разные мето- ды исследования. Приоритетными в данном исследовании были именно эти методы, рассмотрим их подробнее. Экспертный метод имеет определенную ограниченность, поскольку есть опасность субъективизма, но учет мнения экспертов не новость в на- уке, он всегда помогал и помогает совершенствовать исследуемый процесс. В силу этого количественное выражение мнений лишь придает выводам большую стройность и законченность, а при значительном количестве экспертов нивелирует субъективные различия в оценке. Метод фокус-группы, или фокусированное интервью, был предложен Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл в 1946 г. Представители научных школ по-разному трактовали особенности этого метода, но устойчивыми остаются некоторые подходы и принципы, которые были нами использованы: вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте; взаимодействие участников; осуществление всего хода обсуждения профессионалом-модератором; проведение заседаний фокус-групп по заранее разработанному сценарию, основ- ное назначение которого - фокусирование проблемы и одновременно предоставление возможности спонтанным высказываниям. Нельзя не отметить еще одну особенность фокус-группы. В отличие от других мето- дов исследования они предназначены для выявления спектра мнений по обсуждаемой проблеме, поиска объяснения поведения людей в тех или иных ситуациях. Фокус-группы не ориентированы на выработку рекомендаций. Не существует общепринятых критери- ев определения размера идеальной фокус-группы. Оптимальным вариантом считается 8-10 человек. Увеличение численности группы затрудняет ход обсуждения, и дискуссия превращается в заседание в форме вопросов и ответов между модератором и членами группы. Участие менее 8 человек также малопродуктивно, что подтверждает практика. Ключевой фигурой в фокус-групповом заседании является модератор (буквальный перевод этого слова: регулирующий, умеряющий). Изучение публикаций по данному методу свидетельствует о том, что были попытки найти адекватное русское понятие, например, «председатель», «ведущий», но они не закрепились, поскольку не отражают специфику деятельности. В фокус-группе модератор не должен выступать в роли «на- чальника», руководителя дискуссии, но быть тем, кто способствует ее ходу, балансируя между активным участием и пассивным наблюдателем [1-3]. Результаты исследования и их обсуждение Проблематика адаптации имеет глобальное значение, так как человеческая жизне- деятельность без знания теоретических и практических основ конструкта адаптации (целостная отдельная сущность мира) немыслима. В процессе специального разви- тия человек сталкивается с постоянно изменяющимися обстоятельствами. Это тре- бует выработки все новых и новых способов поведения, приходится отказываться от сложившихся понятий, ломать старые установки и приобретать новые. Иными слова- ми, возникает потребность в приспособлении, так как «привычное обычное поведение невозможно или малоэффективно» (И. А. Милославова). Интенсификация перемен и постоянное усложнение окружающей среды выдвигают на первый план способность человека к адаптации (адаптационные способности). Естественно, проблема адапта- ции человека к новым условиям вызывает неизменный интерес у исследователей в различных областях науки. Термин «адаптация» возник в биологической науке в середине ХIХ века для обозначе- ния приспособления живого организма (в том числе человеческого) к условиям существо- вания. Этот термин стал употребляться в медицинской литературе, обозначать изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действу- ющим раздражителям. В медицине есть понятие «общий адаптационный синдром» - генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям. Автором это- го понятия является канадский биолог и врач Г. Селье (1907-1982). Он утверждал, что способность к приспособлению является, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни, возможно, что существует даже определенный параллелизм между жизненно- стью и способностью к адаптации у каждого животного, у каждого человека [4, с. 39]. Как утверждает медицина, в зависимости от обстоятельств адаптационный синдром может быть или полезным, или вредным для организма. Медицина, биология, физиология давно и особенно широко используют понятие «адаптация», для них оно имеет вполне определенный смысл. В психологической литературе термин «адаптация» применяется для обозначения всякого приспособления живого организма к условиям существования. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта [5, с. 66-67]. Таким образом, в арсенал различных наук категория «адаптация» вошла как инстру- мент познания процессов взаимодействия организма и окружающих его условий (сре- ды). Каждая наука, используя понятие «адаптация» применительно к своим проблемам, наполняет его определенным содержанием. В зависимости от аспекта изучения про- цесса взаимодействия организма и среды понятие «адаптация» выражает различные стороны механизма приспособления. Термин «адаптация» все более широко применяется при изучении социальных, психолого-педагогических процессов. Адаптация для каждого человека начинается с адаптивной ситуации, которая характеризуется переходом личности из одной соци- альной среды в другую, чем-либо для нее новую. Адаптивные ситуации возникают на протяжении всей человеческой жизни, в самых различных сферах: поступление в обра- зовательную организацию, начало трудового пути, перемена места жительства, служ- ба в армии, лишение свободы за совершенное преступление и т. п. Ярким примером является пребывание осужденного в исправительном учреждении. В новых условиях начинается адаптивный процесс. Рассмотрим его содержание и влияние на исправле- ние личности подробно. Осужденный, переживая сложную адаптивную ситуацию, начинает испытывать адаптивную потребность изменить свое поведение, представления, привычки в связи с но- выми условиями его жизнедеятельности. Начинается этот процесс с периода нахождения осужденного в карантине исправительного учреждения и продолжается до освобождения от наказания, а далее (постпенитенциарный период) начинается процесс реадаптации и ресоциализации (повторные процессы адаптации и социализации). Таким образом, не- обходимо изучение личности и составление психолого-педагогической характеристики осужденного, по которой прослеживается динамика процесса адаптации к условиям от- бывания наказания и результативность влияния его на исправление осужденного. За основу исследования была взята концепция Н. А. Стручкова и В. Ф. Пирожкова о социальной адаптации осужденных к условиям отбывания наказания в исправительно- трудовой колонии [6]. Принимая во внимание многоплановость явления социальной адаптации осужденных, конкретизируя названную концепцию, можно выделить ее психолого-педагогический аспект - позитивная адаптация осужденных как условие их исправления. Результаты исследования позволили: выявить следующие виды адаптации: позитивную, когда осужденный всесторонне и глубоко адаптируется к положительным условиям среды; негативную (антисоциальную), когда осужденный свыкается с условиями лишения свободы и считает их обычными; псевдоадаптацию, когда осужденный знает, как вести себя, но внутренне в своем со- знании не признает этого, отвергает систему ценностей данной среды, придерживаясь своей прежней позиции; дезадаптацию, когда осужденный не адаптируется к условиям отбывания наказания; сделать вывод о том, что некоторые осужденные после освобождения совершают новые преступления не только потому, что они не исправились, но и потому, что испра- вившийся осужденный не сумел с самого начала жизни на свободе реадаптироваться к новым условиям. Это другая, не менее важная проблема [7]; проверить на практике: утверждение зарубежных ученых о том, что выделяют два социально-психологических типа адаптации: а) конформный, приспособляющийся тип, или аутопластический, - autoplastike (autos - сам, plastike - пластика); б) неконформный, приспосабливаемый тип, или аллопластический, - alloplastike (allo - другой, plastike - пластика); утверждение отечественного психолога В. И. Селиванова о выделении че- тырех форм социально-психологической адаптации: а) пассивная позиция внешней согласованности своих действий с другими; б) активная позиция, когда личность стре- мится понять людей и завоевать доверие коллектива, чтобы затем, в соответствии со своими устремлениями, влиять на других; в) осторожная установка на «изучение» людей и обстановки; г) простое приспособление, заискивание перед более сильными с целью добиться их покровительства [8]. Учитывая степень интенсивности и эмоциональности протекания процесса адаптации, можно отметить, что типология может быть и несколь- ко иной. Об этом свидетельствуют исследования Е. А. Климова [9], Б. М. Теплова [10], Т. Шибутани [11] и др. Исходя из этого именно названные выше конкретные типы (виды) и формы социально-психологической адаптации присущи осужденным, на что было об- ращено внимание практических работников при обсуждении результатов исследования; на заседании фокус-группы, в состав которой входили психологи и адъюнкты, выявить спектр мнений по содержанию термина «адаптация осужденных к условиям отбывания наказания». Многие практические работники, да и подчас некоторые уче- ные, возражают против самого термина «адаптация» на том основании, что он будто бы означает пассивные приспособления человека к определенным условиям среды, что сам термин «приспособление» неуместен, так как он якобы выражает пассивное «подлаживание» человека к той или иной среде, а не активный процесс воздействия на различные факторы окружающей среды. С этим возражением нельзя полностью согла- ситься, хотя буквальный перевод слова «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Однако сущность самого процесса адаптации не сводится к простому приспособлению (подлаживанию). В задачу статьи входит анализ процесса психолого-педагогического аспекта адап- тации к условиям отбывания наказаний. Этот процесс, рассматриваемый на уровне со- циальных систем, не может быть отождествлен с простым приспособлением, поскольку последнее связано с активностью со стороны осужденного. Более того, это сложный противоречивый процесс. Исследование доказало гипотезу о том, что если осужденный интенсивно и сознательно адаптируется, то фактически он сам участвует в процессе своего исправления, становится помощником сотрудника-воспитателя в этом деле. Адаптация осужденных - целостное изменение личности, возникающее в процессе уравновешивания отношений между осужденным и новой средой (жизнь в условиях полного или частичного лишения свободы). Сознание при этом является регулятором и выполняет доминирующую роль в перцептивно-рефлексивном адаптационном процессе; установить, что адаптивная потребность проявляется в сложной объектно- субъектной форме, то есть в форме приспособления и приспосабливания [12]. Взяв за основу результаты исследования И. А Милославовой, мы представили психолого- педагогические механизмы проявления адаптивной потребности осужденных в следую- щих формах: объектной - приспособление осужденного к условиям отбывания наказания в результате воздействия на него сотрудников - воспитателей, начиная с карантинного отделения; субъектной - приспосабливание осужденных к условиям отбывания наказа- ний в результате воздействия на него воспитательных мероприятий; промежуточной - приспособление с элементами приспосабливания и приспосабливание с элементами приспособления. Механизмы первой формы - конформные реакции, подражание; вто- рой - заражение, внушение, убеждение; промежуточной - те же, что и для первых двух. Такой подход к структурированию адаптивной потребности осужденного как способ разрешения адаптивной ситуации является условным, с целью наблюдения и анализа. С позиции физиологии это утверждение означает перестройку внутреннего динамиче- ского стереотипа. И. П. Павлов доказал, что условия жизни, среда есть внешний стерео- тип, который создает систему постоянно действующих, повторяющихся однообразных раздражителей, формирующих в коре головного мозга человека устойчивый внутренний стереотип. По мнению И. П. Павлова, динамический стереотип не может быть посто- янным и неизменным, потому что составляющие его нервные связи носят временный характер [13]. Таким образом, чем существеннее отличается один внешний стереотип от другого, то есть одни условия жизни, в которых находится человек, от других, в ко- торые он попадает, тем сильнее должен измениться и внутренний стереотип, должны ломаться старые привычки и заменяться новыми. В силу этого широта, глубина, объем, темп адаптации у каждого осужденного разные; сделать вывод о том, что, если обстановка значительно отличается от прежнего образа жизни человека и если новые требования противоречат сложившимся времен- ным нервным связям, вступают в действие, по выражению И. П. Павлова, законы ис- правления, то есть корригирования или отмены старых качеств. Смена образа жизни видоизменяет склонности, стремления, потребности, способствует подавлению отрица- тельных привычек. Человек вступает в полосу наивысшей психологической напряжен- ности и кризисных ситуаций, в период «нарушения старого динамического стереотипа и трудностей установки нового» (И. П. Павлов). «Перепад» (разница) объективных условий, требований, трудностей, происходящий при смене условий жизни на свободе на условия лишения свободы, вызывает необходи- мость и в психологических перестройках. Они не совершаются мгновенно и без всяких последствий и особенно сильно сказываются в первые шесть месяцев жизни в колонии (новая адаптивная ситуация). Этот начальный период адаптации «можно характеризо- вать как ориентировочную реакцию на новую обстановку» [14]. При обсуждении резуль- татов исследования было отмечено: важно не пропустить этот ответственный период первой стадии развития адаптации и педагогически целесообразно использовать его, так как в это время осужденный в новых условиях мобилизует силы, набирается уве- ренности и готовности изменить свой нравственный облик, самоутвердиться. В силу этого от сотрудников-воспитателей требуется глубокий анализ, педагогический такт в разрешении адаптивной ситуации, помощь осужденным в преодолении внутренних конфликтов, возникающих у них при ломке и коррекции старого динамического сте- реотипа. Когда осужденный начинает активно участвовать в общественной жизни отряда, колонии, трудиться, учиться, заниматься спортом, происходит некоторая перестройка психологической деятельности, как бы сбалансирование ее с новыми объективными требованиями. Начинается вторая стадия - неустойчивого приспособления, или пред- адаптационная. Если осужденный хорошо усвоил задачи, условия, правила внутрен- него распорядка дня исправительного учреждения, не утратил трудовые, учебные, по- знавательные, социальные навыки, то происходит активизация выработанных ранее связей и структур, и тогда адаптация личности протекает сравнительно легко. В против- ном случае осужденному приходится что-то ломать в себе, переделывать, экстренно «вырабатывать» новые связи, знания, умения, навыки, качества, а это для него новые препятствия и немалые, как следствие, процесс адаптации затрудняется. Посредством наблюдения в процессе исследования установлено: 1) индивидуальная величина перехода от жизни на свободе к жизни в условиях отбывания наказания для каждого осужденного зависит от состояния морально-психологической и практической готовности, в котором он находится; 2) чем выше уровень готовности, чем выше предел возможностей осужденного, тем меньше сказываются на его жизнестойкости трудности перцептивного и рефлексивно-адаптационного процессов, тем решительнее, активнее и успешнее чувствует себя осужденный в новых условиях; 3) осужденный стремится встать на путь исправления. Таким образом, выделение стадий (этапов) адаптации осужденных к условиям отбы- вания наказаний имеет большое значение при разработке организационно-педагогиче- ских мер, направленных на повышение степени адаптированности и исправленности осужденного, что обусловливается особенностями его объективно-субъективных ка- честв. Адаптацию, а именно психолого-педагогическую ее составляющую, как процесс принято оценивать по следующим признакам: диапазон адаптации - установление взаимоотношений, отвечающих требованиям закона и морали, с осужденными и персоналом. Узкий диапазон взаимоотношения с членами референтной группы, бригады, звена, спортивной секции, кружка и др. Широкий диапазон - взаимоотношения в отряде, школе, клубе, библиотеке, профессиональном училище и др., причем осужденный в любом случае адаптируется к одним влияниям и не адаптируется к другим; направленность адаптации - то, к чему стремится осужденный. Она может быть положительной (полезной) и вредной. Например, осужденный-учащийся адаптируется к одному учителю (прилежно занимается математикой, потому что нравится учитель) и не адаптируется к другому; переключаемость адаптации - способность осужденного переадаптироваться к различным видам труда; темп адаптации - скорость перехода осужденного от одной стадии адаптации к другой; период адаптации - время, которое требуется осужденному для вживания в но- вые условия жизнедеятельности; устойчивость адаптации достигается в результате формирования и воспитания (самовоспитания) морально-психологических качеств, ценностных личностных устано- вок, развития чувства стыда, совести и др., а самое главное - способности реадаптации и ресоциализации в постпенитенциарный период. Выводы Проведенное исследование убеждает в том, что адаптация осужденных к усло- виям отбывания наказания является процессом скорее всего свободно-сознательно обусловленным и определенным образом внутренне мотивированным (человек не мо- жет достаточно хорошо отождествиться с кем-то или с чем-то против своей воли), в то время как просто приспособиться к чему-то можно только под определенным натиском или при неизбежности. Осужденный адаптируется в большинстве случаев активно (творческая адаптация), иными словами, процесс называется приспосабливанием, а формируемые при этом взаимовлияемые качества личности называются адаптирован- ностью и исправленностью. В то же время простое приспособление может происходить и пассивно (пассивная адаптация), человек может быть приспособлен под нажимом. Рассматривая только одну сторону процесса адаптации - неизбежность приспо- сабливаться под определенным нажимом, конечно, нельзя выйти из рамок биологиче- ской адаптации, и тогда понятие «адаптация» невозможно успешно использовать для анализа общественных систем. Наряду с объективными законами, действующими, по образному выражению К. Маркса, с «железной необходимостью» [15, с. 6], на процесс адаптации осужденных к условиям отбывания наказания существенное влияние ока- зывает субъективный фактор. Процесс адаптации будет тем успешнее, чем полнее и глубже он познан субъектом, то есть в конечном итоге этот процесс является созна- тельным и даже регулируемым. Учитывая результаты данного исследования и достижения других ученых по про- блемам ресоциализации и социальной адаптации осужденных [16], отметим, что отбы- вание наказания связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют реадап- тацию и ресоциализацию в постпенитенциарный период. Это обусловлено усвоением элементов криминальной субкультуры, ослаблением общественно полезных связей, неумением принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, насто- роженным отношением со стороны окружающих. В силу этого они сложнее включаются в процесс социальной адаптации, медленнее преодолевают инерцию преступной дея- тельности. Принятие предлагаемой публикации и конструктивное использование поло- жительной практики способствуют успешной подготовке осужденных к освобождению. Категория «адаптация» является всенаучной, но при этом фактически всегда на- ходится вне поля того или иного исследования. Это часто приводит к произвольному толкованию ее смысла. Потребности психологической и педагогической наук, а так- же практики диктуют необходимость научного переосмысления понятия адаптации и тесно связанных с ним понятий «социализация», «реадаптация», «ресоциализация», «дезадаптация». Не уяснив сущности названных категорий, нельзя выработать эффективные методи- ческие и практические рекомендации, направленные на решение задач, поставленных перед уголовно-исполнительной системой.
References

1. Belonavskiy S. A. Metod fokus-grupp : ucheb. posobie. M. : Magistr, 2001. 272 s

2. Mel'nikova O. T. Fokus-gruppy: metody, metodologiya, modelirovanie : ucheb. posobie. M. : Aspekt Press, 2007. 320 s

3. Tyugaeva N. A. Metody obucheniya i psihologo-pedagogicheskoy tehnologii: suschnost', tendencii razvitiya // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2019. T. 27 (1-4), № 3. S. 366-379

4. Sel'e G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome. M. : Medgiz, 1960. 254 s

5. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Prosveschenie, 1969. 659 s

6. Struchkov N. A., Pirozhkov V. F. Social'naya adaptaciya osuzhdennyh // K novoy zhizni. 1970. № 3

7. Shmarov I. V. Preduprezhdenie prestupleniy sredi osvobozhdennyh ot nakazaniya. M. : Yurid. lit. 1974. 136 s

8. Selivanov V. I. Vzaimootnoshenie v malyh gruppah i volevaya aktivnost' lichnosti // Materialy III Vsesoyuznogo s'ezda obschestva psihologov. M., 1968. T. 3. Vyp. 1

9. Klimov E. A. Tipologicheskie razlichiya v adaptacii k ekstremal'nym usloviyam diagnosticheskogo eksperimenta // Uchenye zapiski Permskogo pedinstituta. 1967. T. 48. Vyp. 4

10. Teplov B. M. Problemy individual'nyh razlichiy. M. : Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1961. 536 s

11. Shibutani T. Social'naya psihologiya. M. : Progress, 1969. 534 s

12. Miloslavova I. A. Adaptivnaya situaciya i adaptivnaya potrebnost' v sfere «lichnost' - social'naya sreda» : materialy I Vsesoyuz. konf. Tbilisi, 1974

13. Pavlov I. P. Polnoe sobranie sochineniy : v 6 t. 2-e izd. M. ; L. : AN SSSR, 1951. T. 2

14. Myagchenkov S. V. Problemy perevospitaniya rabotayuschey molodezhi s otkloneniyami v nravstvennom razvitii : dis. … kand. ped. nauk. M., 1973

15. Marks K., Engel's F. Polnoe sobranie sochineniy. 2-e izd. M. : Gospolitizdat, 1954. T. 23

16. Minster M. V. Nekotorye usloviya, sposobstvuyuschie soversheniyu recidiva prestupleniy lic zhenskogo pola // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2019. T. 27 (1-4), № 3. S. 343-351

Login or Create
* Forgot password?