PSYCHOLOGICAL INSTABILIT Y AND CORRUPTION ORIENTATION OF PERSONALITY AS PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Psychological instability of the personality as an excessive exposure to the influence of negative factors of the surrounding reality and the corruption orientation of the individual as an orientation of self-realization outside the legal field are interrelated and are factors of national security of the modern Russian state. In the context of the implementation of an integrated approach to solving the problem of overcoming these socio-psychological ailments, special attention should be paid to the professional education of modern youth. Professional training at the stage of higher education has a significant resource for solving this problem, provided its optimization through the implementation of a number of methodological principles and optimization of psychological support of students.

Keywords:
psihologicheskaya neustoychivost' lichnosti, korrupcionnaya napravlennost' lichnosti, professional'naya podgotovka, professionalizm lichnosti, metodologicheskie principy professional'no-obrazovatel'noy deyatel'nosti
Text
Publication text (PDF): Read Download

Психологическая неустойчивость личности в современной действительности, ха- рактеризующейся повышенной турбулентностью социальных процессов, непредска- зуемостью и прямой угрозой жизни из-за пандемии, имеет тенденцию нарастания во всех слоях населения. При этом коррупционная направленность личности, относясь к социальным недугам, также имеет характер массовых проявлений. Масштабность кор- рупционной зараженности современного общества заставляет трактовать данный фено- мен как фактор национальной безопасности Российского государства. Необходимость комплексного решения названной проблемы требует задействования всех институтов общества. Институт образования обладает энергоемким ресурсом предотвращения по- явления психологической неустойчивости и коррупционной направленности личности. Особенное значение и наибольший потенциал данного ресурса раскрываются на этапе вузовского образования в онтологическом и онтогенетическом контекстах. Современ- ная система профессионально-образовательной деятельности обладает способностью предотвращения возникновения и развития коррупционной направленности личности за счет формирования психологической устойчивости на этапе вузовского становле- ния личности профессионала. Эмпирические исследования профессиональной среды гражданского общества, ведомственных силовых структур и осужденных, отбывающих наказания за преступления коррупционного характера [1], позволяют констатировать, что профессиональная неподготовленность специалистов (сотрудников), неспособность личности к самореализации в профессиональной деятельности рассматриваются в качестве пусковых механизмов названных социальных недугов. Важнейшим услови- ем оптимизации профессионального образования личности обучающихся, по нашему мнению, является реализованность методологических принципов развития, субъект- ности, деятельности, гуманизма, комплексного подхода. Продуктами психологического сопровождения вузовской профессиональной подготовки являются навыки использо- вания внутреннего ресурса личности при проживании затруднительных обстоятельств жизнедеятельности, навыки эффективного психофизиологического восстановления при возникновении непредвиденных сложных обстоятельств, навыки гигиены и под- держания психологического и физического здоровья, оптимизация саморазвития ког- нитивных процессов и опора на критичность мышления, духовно-нравственный статус личности, готовность к самопреобразовательной деятельности, навыки саморегуляции в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств, ориентированность личности на общечеловеческие ценности в поиске ресурсов преодоления объективных и субъек- тивных затруднений в контексте возникновения абсолютно новых социальных явлений, связанных с пандемией. Проблема психологической неустойчивости в настоящее время имеет ярко выражен- ный междисциплинарный характер, ее особенности рассматриваются психологами, пси- хофизиологами, медицинскими работниками, политологами, социологами, философами и представителями современного социально ориентированного искусства. Психологи- ческое содержание этого феномена раскрывается в особенностях сознания, отношения и поведения. Проявление психологической неустойчивости маркируется личностным обесцениванием ценности жизни, неспособностью находить и использовать внутрен- ние и внешние ресурсы для преодоления возникающих препятствий в удовлетворении потребностей, преобладанием перекладывания ответственности за персональное бла- гополучие на внешние инстанции, склонностью к катастрофизации при отсутствии пря- мой и однозначной угрозы жизни. На наш взгляд, широта проявления психологической неустойчивости не является доказательством ментальной особенности наших соотечественников. Корни этого социально-психологического недуга имеют историческое про- исхождение и связаны с общественно-экономическими преобразованиями общества, носившими характер потрясений, близкий по содержанию и времени осуществления к социальным катастрофам. Опасность психологической неустойчивости личности за- ключается в стирании границ персональной ответственности личности за свою жизнь и благополучие, в неспособности использования доступных ресурсов самозащиты, в отрицании необходимости выдерживать определенные психологические и психофизи- ологические нагрузки в изменяющихся условиях окружающей действительности. Это, в свою очередь, порождает вседозволенность и создает почву для жизни по принципу «так сложились обстоятельства». Коррупционная направленность личности представляет собой комплексное свойство личности, ядерным образованием которого является система потребностей достижения желаемого посредством использования (включая злоупотребление) служебного положе- ния, игнорируя законные интересы общества и государства в целях получения выгоды. Исследования теоретических сторон проблем психологической устойчивости и кор- рупционной направленности личности, а также эмпирические исследования привели нас к пониманию взаимосвязи этих негативных социальных явлений. Встает закономер- ный вопрос: что же делать с этими острейшими проблемами современного общества? Безусловно, превентивные меры и собственно борьба с этими социальными недугами должны иметь комплексный характер, в ней должны быть задействованы все институ- ты гражданского общества, начиная с семьи, включая образовательные государствен- ные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации, об- щественные организации, религиозные концессии. На наш взгляд, один из наиболее энергоемких ресурсов по профилактике и предупреждению развития рассматриваемых негативных социальных явлений - это профессиональное образование. В содержание такого профессионального образования входит понимание профессионализма лично- сти в качестве универсального механизма прикрепления отдельного человека к миру других людей через профессиональную деятельность посредством самореализации в ней, а не способа зарабатывания на жизнь и выполнения труда, лишенного ценностно- смыслового отношения, независимо от сферы деятельности. Первое от второго отли- чается высокой внутренней мотивированностью, ценностным отношением к труду и развитыми практическими навыками уже на начальных этапах осуществления профес- сиональной деятельности. Многолетние эмпирические исследования феноменов коррупции и психологической устойчивости сотрудников и обучающихся уголовно-исполнительной системы [1, 2] по- казали, что в большинстве случаев их пусковыми механизмами являются глубинные чувства неудовлетворенности личности, переживание собственной несостоятельности, нереализованность в карьерном росте. Достижение высокого уровня профессиональной компетентности (независимо от вида профессиональной сферы) снимает сложнейшее противоречие в общем контексте поиска смысла жизни: «Для кого и для чего жить, для себя или для других?». Важнейшим признаком такой профессиональной деятельности является отсутствие переживания «отчужденности» (К. Маркс, А. Н. Леонтьев) личности от результатов деятельности. Становясь мастером-профессионалом «со своим почер- ком», своим авторским стилем получения продукта деятельности, предназначенного для других, человек реализует свою уникальность. Его продукты труда становятся уз- наваемыми, востребованными другими людьми только потому, что он в них особенным образом отразил свою самобытность, свои способности. Каким должно быть профессиональное образование, чтобы обучающиеся были готовы к такому восприятию профессионального труда и самореализации в нем? Во многом ответ на этот вопрос был заложен в трудах выдающегося русского мыслите- ля и педагога К. Д. Ушинского, который говорил о необходимости психологизировать процесс обучения. Реализация этой далеко не новой идеи, на наш взгляд, происходит посредством соблюдения важнейших методологических принципов психологии в орга- низации образовательного процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы. Комплексный подход в отечественной психологии разработан Б. Г. Ананьевым, ори- ентировавшим проводимые исследования человека на интеграцию отдельных знаний о нем. Сквозь призму данного методологического подхода объясняется взаимодетер- минация всех основных модусов человеческой природы. Неучтенность или игнориро- вание модусной организации человеческой сущности (индивид - личность - субъект - индивидуальность - универсум) [3] всех участников образовательной среды, включая администрацию, профессорско-преподавательский состав и обучающихся, провоцирует учебную дезадаптацию и функцинальную незавершенность образовательной деятель- ности, основным результатом которых принято считать изменения во внутреннем мире обучающихся, их мотивации, навыках и компетенциях, волевой регуляции, рефлексив- ной оценке успехов и неудач выполняемой деятельности. Принцип развития в контексте педагогической деятельности требует учитывать осо- бенности прохождения субъектами образования закономерных этапов онтогенетиче- ского развития, зону развития (актуальная зона и зона ближайшего развития), объек- тивные (возрастные) и субъективные (степень разрешения закономерных противоречий предшествующих возрастов, степень «застревания» личности на предшествующих эта- пах онтогенетического развития), переломные моменты жизненного пути как кризисы и особенности их прохождения, сензитивность обучающихся. Деятельностный принцип в контексте проектирования образовательного простран- ства является методологическим инструментом, позволяющим предметно определять цели, связывая их с продуктами образовательного процесса, ориентируясь на соци- альный заказ общества и внутренние преобразования обучающихся как субъектов де- ятельности. Отечественная педагогика и психология позиционируют ключевую идею образовательной деятельности исходя из того, что она считается выполненной только в том случае, если изменения происходят в самом обучающемся, в развитии его моти- вации, эмоционально-волевой регуляции, когнитивной и ценностно-смысловой сферах личности. Реализация деятельностного принципа предотвращает учебную дезадапта- цию за счет ориентированности на оптимальное опредмечивание когнитивных потребностей обучающихся посредством подбора учебного материала, соответ- ствующего их уровню обученности и способности ассимилировать предлагае- мую информацию, развитию учебных действий, умений, навыков и компетенций, формированию навыков контроля и самоконтроля в учебно-профессиональной деятельности. Принцип субъектности предполагает целевую ориентированность образователь- ного процесса на развитие инициативности, активности и ответственности за дости- гаемые (недостигаемые) уровни обученности и саморазвития. Субъектность лично- сти раскрывается в восприятии собственного внутреннего опыта в качестве объекта преобразовательной деятельности, ответственности за результаты проработанности травматического опыта, отказ от принципа «меня не научили», в опознавании поведе- ния в сложных жизненных ситуациях по типу психологических защит, в готовности к полисубъектным отношениям в учебно-профессиональной среде. В контексте субъ- ектного принципа учебная деятельность выступает в качестве процесса оптимизации рассогласования Я-реального и Я-идеального, являющегося центральным элементом кризиса юности. Принцип гуманизма ориентирован на развитие навыков конструктивного со- трудничества, меж личностной эмпатии, самоидентификации как конгруэнтного самовосприятия, взаимоува жения, оптимального сочетания педагогического контроля и безоценочности в части, касающейся индивидуальных особенностей обучающихся. Прикладные аспекты психолого-педагогического понимания профессионально- образовательной деятельности требуют современных разработок по профессиогра- фированию, развитию индивидуальных траекторий становления профессионализма деятельности и личности. В данном контексте необходимо вести научно-прикладной поиск инвариантных и вариативных составляющих профессионализма в условиях динамических изменений социума, общественных институтов гражданского общества и современного рынка труда. Без этого невозможно решать сложнейшие вопросы моделирования профес- сиональной подготовленности и профессиональной компетентности специалистов на основных этапах профессионального становления, включая допрофессиональный уровень. Поскольку моделирование отражает процесс личностно-профессионального становления и направляется представлениями - образами будущего субъекта труда, оно должно отражать его желаемые свойства, отталкиваясь от реального, достигнутого уровня подготовленности в настоящем времени, включая алгоритм индивидуального развития и саморазвития. Учебно-воспитательный процесс профессионального образования в качестве важ- нейшего ресурса предотвращения психологической неустойчивости и коррупционной направленности личности обучающихся должен соответствовать ряду требований. К числу системообразующих требований относится содержательное наполнение пси- хологического сопровождения обучающихся не как внешней помощи и поддержки, а как развития их внутреннего потенциала: раскрытие внутреннего ресурса психофизиологического восстановления вместо от- каза от дополнительных трудностей и противоречий, являющихся источником развития; формирование навыков гигиены и поддержания психологического здоровья вме- сто использования сомнительных средств быстрого восстановления и употребления психостимуляторов; оптимизация развития когнитивных процессов вместо стремления к стабильности информационного обеспечения; развитие духовно-нравственных качеств личности, препятствующих потребитель- ской культуре; формирование готовности к самопреобразовательной деятельности и саморегу- ляции в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств вместо искусственного поддержания стабильности любой ценой; формирование устойчивой направленности личности на поиск ресурсов преодо- ления объективных и субъективных затруднений в пределах правового поля вместо правовой безответственности и правового авантюризма.
References

1. Gavrina E. E., Havanova I. S. Psihologicheskie osobennosti byvshih sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy, osuzhdennyh za korrupcionnye i obscheugolovnye prestupleniya // V mire nauchnyh otkrytiy. 2015. № 3.7(63). S. 3212-3224

2. Sochivko D. V., Simakova T. A. Teoriya i metodika issledovaniya individual'nogo pravosoznaniya i ego infantilizacii i kriminalizacii // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2015. № 2. S. 24-40

3. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoy antropologii. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti. M. : Shkola-Press, 1995. 384 s

Login or Create
* Forgot password?