ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SYSTEM OF ADMINISTRATIVE COERCION MEASURES APPLIED BY OFFICIALS OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM: THEORETICAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with issues related to the formation of the author's idea of material (administrative penalties) administrative and coercive measures that constitute the central element of the legal category of administrative responsibility. On the basis of various doctrinal approaches to the perception of the phenomenon of legal responsibility, which allow us to consider it as: state coercion, expressed in law; the legal reaction of society to protect public interests punishment; the implementation of the sanction of a legal norm; the obligation to undergo deprivation; the obligation of compulsory execution; conviction; legal attitude - the author of the article comes to the conclusion that the legal responsibility realized in the activities of employees of the penal enforcement system, It is, firstly, an element of the system of state coercion, secondly, a complex institution of law, and thirdly, a continuing legal relationship of a protective type that arises in connection with and about the commission of a penitentiary tort. Analyzing administrative responsibility as an independent type of legal responsibility, the author argues that administrative responsibility is the basic institution of administrative and tort legislation regulating homogeneous public relations in the field of the appointment and execution of administrative penalties and other forms of negative coercive influence on the offender provided for by law; a personified form of the legal negative reaction of the state to an administrative offense; a special continuing legal relationship of a protective type, caused by an administrative offense committed, characterized by the application and execution of administrative coercion measures provided for by law in a special administrative procedure against the offender and expressed in a consistent dynamic change in the legal status of the offender.

Keywords:
administrativnoe prinuzhdenie, administrativnaya otvetstvennost', administrativnoe nakazanie, ugolovno-ispolnitel'naya sistema
Text
Publication text (PDF): Read Download

Самостоятельную группу мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе (УИС) составляют меры, предусмотренные законодательством об административной ответственности. К их числу следует относить административные наказания, а также принудительные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Основным элементом, объединяющим материальные (административные наказания) и процессуальные (меры административно-процессуального обеспечения) административно-принудительные меры, является социальноправовая категория административной ответственности. Как справедливо отмечает Н. В. Макарейко, рассмотрение юридической ответственности как качественной разновидности государственного принуждения позволяет глубже проникнуть в сущность механизма правоохраны, уяснить роль и значение применяемых мер государственного принуждения, предвидеть и своевременно диагностировать возникающие сбои и выработать рекомендации по их предупреждению и устранению [1, с. 401]. Научные разработки, посвященные проблеме административной ответственности, на методологическом уровне становились предметом самостоятельных монографических научных исследований российских ученых-административистов [2, 3], отдельные аспекты института административной ответственности и его реализации в различных сферах общественной жизни нашли свое отражение в трудах большого количества авторов [4, 5, 6]. Что касается деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, то исследование административной ответственности хотя и оставалось за рамками самостоятельного научного осмысления, отдельные ее аспекты, связанные с организацией производства по делам об административных правонарушениях в УИС, были рассмотрены в диссертациях В. А. Поникарова [7], Н. А. Мельниковой [8], А. В. Каляшина [9]. Остановимся на анализе доктринальных подходов к юридической ответственности. Традиционно в научной литературе феномен юридической ответственности связывают именно с государственным принуждением. Так, С. С. Алексеев рассматривает ответственность как государственное принуждение, выраженное в праве, она (ответственность) выступает как внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства и наличии у него «вещественных» орудий власти и направленное на внешне безусловное (непреклонное) утверждение государственной воли» [10, с. 106]. По мнению Ж. И. Овсепяна, именно институт юридической ответственности является итоговым, венчающим всю систему государственного принуждения, выполняя функцию гаранта эффективности иных институтов государственного принуждения [11, с. 204]. И. С. Самощенко, М. Х. Фарукшин также трактуют юридическую ответственность как государственное принуждение к исполнению требований права, содержащее осуждение деяний правонарушителя государством и обществом [12, с. 6]. Иной подход к восприятию феномена юридической ответственности предлагает П. П. Серков, рассматривая последнюю как «особую правовую реакцию общества по защите публичных интересов, оформленную совокупностью материальных и процессуальных норм, в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий (как вариант - в целях приведения правонарушителя в состояние претерпевания неблагоприятных последствий)» [13, с. 49]. В представленном определении автор связывает юридическую ответственность с негативной общественной (не государственной) реакцией на нарушение установленных правил и норм, что объясняется широкой трактовкой юридической ответственности, включающей в себя как публично-правовые (уголовная, административно-правовая), так и частноправовые (гражданско-правовая, дисциплинарная) начала. Н. В. Макарейко на основе анализа идей и взглядов различных авторов выделил следующие категории, характеризующие юридическую ответственность как: наказание; реализацию санкции; обязанность претерпеть лишения; обязанность принудительного исполнения; обязанность дать отчет; осуждение; правовое отношение [1, с. 400-409]. Подобное разнообразие мнений ученых различных отраслей научных знаний основано на личном (субъективном) восприятии каждого автора такого социально-правового явления, как юридическая ответственность, основанном прежде всего на избранной им методологии проведения соответствующего научного исследования, его конечной цели и решаемых задачах. На основании изложенного предлагаем следующее определение юридической ответственности, реализуемой в деятельности сотрудников УИС. Юридическая ответственность, реализуемая в деятельности сотрудников УИС, представляет собой: - элемент системы государственного принуждения, отражающий негативную правовую реакцию государства в лице компетентных должностных лиц ФСИН России на противоправное поведение соответствующего субъекта (осужденного, лица, содержащегося под стражей, либо гражданина, организации) в форме применения в отношении его определенной карательной меры (меры взыскания); - комплексный институт права, состоящий из совокупности правовых норм различной отраслевой принадлежности, регламентирующих однородные по своей правовой природе и содержанию отношения в сфере выявления правонарушения (пенитенциарного деликта, то есть правонарушения, совершенного осужденным (подозреваемым, обвиняемым) в период отбывания уголовного наказания (содержания под стражей), а равно правонарушения, посягающего на нормальное функционирование учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, нарушающего режим публичной безопасности данных учреждений), назначения и исполнения в отношении правонарушителя соответствующего наказания и(или) иного нормативно установленного неблагоприятного воздействия; - возникающее в связи и по поводу совершения пенитенциарного деликта длящееся правовое отношение охранительного типа, характеризующееся взаимообусловленными на различных этапах (стадиях) развития правами и обязанностями его участников, направленное на причинение негативных последствий правонарушителю в форме наказания (санкции) и(или) иного неблагоприятного принудительного воздействия. Переходя к рассмотрению административной ответственности как самостоятельного отраслевого вида ответственности юридической, необходимо отметить неоднородность суждений относительно ее сущности и форм проявления. В административно-правовой доктрине разработке понятийного аппарата административной ответственности уделено достаточное внимание, что отчасти обусловлено отсутствием легального определения правовой категории административной ответственности. Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением И. В. Тимошенко, что одним из недостатков понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности, требующим своего устранения, является отсутствие в КоАП РФ нормативно закрепленного определения понятия «административная ответственность», что не только обедняет само его содержание, но и лишает стержневой направленности многие его нормы [14, с. 11-12]. В связи с этим мы полностью поддерживаем идею о необходимости включения в структуру нового Кодекса об административной ответственности данной правовой конструкции. Рассмотрим различные научные подходы к пониманию и смысловому содержанию административной ответственности. В науке административного и административно-процессуального права разрабатывается такое направление, как административная деликтология, стержневым элементом которой являются административно-деликтное право и административная ответственность. Ряд современных ученых-административистов справедливо связывают будущее развитие административной деликтологии с криминологическими учениями о средствах и методах, характере, структуре административной деликтности, мерах предупреждения и профилактики административных правонарушений и т. п. [15, 16]. По их мнению, предметом административной деликтологии должны стать такие элементы, как административно-деликтное законодательство, учения о структуре и динамике административных правонарушений, личности правонарушителя, профилактике административных правонарушений. Другие авторы на базе теории административной деликтологии обосновывают возможность и необходимость введения в научный оборот понятия административно-наказательной политики - государственной концепции по созданию эффективного механизма противодействия административным правонарушениям путем формирования действенного административно-деликтного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации административно-правовых мер, направленных на предупреждение административных деликтов [17, с. 7-8]. Данные доктринальные подходы, безусловно, отражают потребности современного государства и общества и должны и могут быть реализованы и развиты в дальнейшем в форме частных административно-правовых теорий. Что касается административно-деликтного законодательства и административноделиктного права, то следует согласиться с мнением А. П. Шергина о том, что нормы об административной ответственности имеют свой самостоятельный предмет правового регулирования и их совокупность образует самостоятельную отрасль права - административно-деликтное право, система которого состоит из общей части, определяющей задачи, общие положения, принципы, и особенной, объединяющей нормы об административной ответственности за отдельные виды правонарушений. Основными институтами являются административное правонарушение и административное наказание, в соответствии с которыми сформированы нормы Особенной части КоАП РФ, включающие в себя диспозицию и санкцию [18, с. 179-180]. Подобную точку зрения высказывает В. Е. Севрюгин, по мнению которого административно-деликтное право представляет собой занимающую в системе российского права относительно самостоятельное место и имеющую свой предмет и метод правового регулирования общественных отношений совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения некриминального характера главным образом в сфере деятельности исполнительной власти [19, с. 32]. На самостоятельность административно-деликтного права указывает также О. С. Рогачева, предлагающая рассматривать его в качестве обособленной совокупности правовых норм, определяющих, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляющих основания и условия административной ответственности, устанавливающих административные наказания, меры предупреждения и профилактики административных правонарушений, регулирующих возникающие в связи с совершением правонарушения административно-деликтные процессуальные правоотношения и деятельность судей, уполномоченных органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях, исполнению постановлений о наложении административных наказаний [20, с. 10-11]. Анализируя современное российское законодательство об административной ответственности, Ю. И. Попугаев отмечает, что в настоящее время имеются все предпосылки для систематизации отдельных отраслевых законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, в едином федеральном кодифицированном акте и введении в научный оборот и правоприменительную практику универсального термина - «административноделиктное законодательство» [21, с. 18]. А. В. Кирин, напротив, представляет административно-деликтное право в качестве предметно единого подотраслевого комплекса материальных и процессуальных норм в составе следующих профильных правовых институтов: института административных правонарушений (деликтов); института административной ответственности (мер наказаний); института субъектов административной юрисдикции; института производства по делам об административных правонарушениях; института исполнения решений по делам об административных правонарушениях [22, с. 12]. По нашему мнению, в современных правовых реалиях с учетом наличия самостоятельного двухуровневого административно-деликтного законодательства, представленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством субъектов Российской Федерации об административной ответственности, отличного от предмета административного права предмета и метода правового регулирования, особого процессуального порядка привлечения к административной ответственности, а также качественного доктринального обоснования, административно-деликтное право необходимо рассматривать в качестве самостоятельной публично-правовой отрасли российской системы права, монопольно регламентирующей виды, основания, условия и порядок вынесения (назначения), применения и исполнения отдельной категории мер административного принуждения - административных наказаний и принудительных мер административно-процессуального обеспечения. Центральным звеном административно-деликтного права является институт административной ответственности. Фактическое отождествление административной ответственности и административного наказания можно встретить в работах многих авторов. Например, Б. В. Россинский под административной ответственностью понимает вид юридической ответственности, выражающийся в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение [23, с. 1-2]. А. Ю. Якимов указывает, что административная ответственность проявляется в виде административных наказаний, установленных за совершение противоправных деяний, именуемых административными правонарушениями [24, с. 327]. Административным наказаниям в системе мер административного принуждения, закрепленных в законодательстве об административной ответственности, отводится особое место, так как они выступают в качестве самостоятельной (обладающей специфическими признаками, уникальным предметным содержанием и системностью) группы мер административного принуждения и одновременно являются завершающей стадией развития отраслевого правоотношения административного принуждения в отношении индивидуально определенного субъекта права, совершившего деяние, обладающее признаками административного правонарушения. Именно административное наказание является основной (но не единственной) правовой формой выражения административной ответственности. В связи с этим хотелось бы согласиться с мнением А. В. Буткова, предлагающего рассматривать административное наказание в качестве установленной государством меры административной ответственности с включением в ст. 3.1 КоАП РФ данной правовой категории [25, с. 8-9]. Характеризуя категорию «административное наказание», А. И. Каплунов также определяет ее как меру административной ответственности, установленную санкцией правовой нормы за совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, состоящую в предусмотренных КоАП РФ лишениях или ограничениях прав и свобод этих лиц, которые применяются уполномоченными органами государства в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону, предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [26, с. 425-431]. Следует отметить, что в административно-правовой доктрине административные наказания рассматриваются именно в качестве установленных административно-деликтным законодательством мер административной ответственности, выраженных в форме конкретных правовых ограничений личного, финансового и имущественного характера, применяемых к физическому лицу либо организации. Характеристику отличительных признаков административных наказаний приводят в своих работах многие ученые-административисты, выделяющие в качестве таковых: - основание применения административного наказания - совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; - административное наказание - один из видов карательных санкций. Следует согласиться с мнением ученых, указывающих на проблему относительной бессистемности в сфере законодательного закрепления административно-правовых санкций в действующем КоАП РФ. Так, М. С. Студеникина вполне справедливо отмечает, что в отличие от УК РФ, в котором все наказания за преступления расположены в определенной последовательности - от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов наказаний нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных наказаний в их соотношении между собой [27, с. 321]. А. В. Литвиненко, анализируя труды Н. Г. Салищевой, указывает также на то, что сегодня задача законодателя состоит в том, чтобы, установив конкретные санкции за совершение административных правонарушений, предоставить возможность субъекту административной юрисдикции индивидуализировать назначение административного наказания в каждом конкретном случае, то есть применить именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом способствовала бы решению задач, перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ [28, с. 50]. В качестве приоритетной задачи совершенствования законодательства об административных правонарушениях как стержневого элемента государственной административно-деликтной политики выступает задача по формированию принципиально новой, научно обоснованной взаимообусловленной с уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством и иными правовыми институтами и нормами, регламентирующими применение соответствующих мер государственного принуждения, единой системы административных наказаний, порядка их назначения и исполнения, которая должна и может быть решена в процессе нормотворческой деятельности по подготовке и утверждению нового законодательства об административной ответственности. Для административного наказания характерно сочетание целей наказания и воспитания нарушителя [29, с. 12]. Применение административного наказания осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. Целями административного наказания являются: предупреждение правонарушений самим правонарушителем и предупреждение правонарушений другими лицами. Административное наказание применяется к правонарушителю только после установления компетентным органом всех элементов состава совершенного административного правонарушения, в том числе вины в содеянном [30, с. 7]. Все из перечисленных отличительных признаков административного наказания в полном объеме применимы при характеристике административных наказаний, реализуемых (назначаемых) должностными лицами уголовноисполнительной системы в процессе исполнения уголовных наказаний и обеспечения публичной безопасности УИС. В целом мы разделяем подход к отождествлению административной ответственности и административного наказания, однако трудно согласиться с тем, что единственной формой реализации административной ответственности остается административное наказание. Такие установленные в законодательстве об административных правонарушениях институты, как административная ответственность несовершеннолетних, лиц с особым административно-правовым статусом, а также институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, содержат и иные формы негативного воздействия на правонарушителя, не относящиеся к системе административных наказаний, в том числе объявление устного замечания, применение мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Более широкую трактовку административной ответственности предлагает В. А. Юсупов, который исходит из понимания административной ответственности как регламентированной нормами и правоприменительными актами системы общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности [31, с. 112]. По мнению А. С. Дугенца, административная ответственность представляет собой сложный социально-правовой феномен, исследование которого позволяет выделить ее следующие характеристики: является отражением потребности гражданского общества в защите социально значимых интересов от административных правонарушений; представляет собой юридическое выражение административной политики государства; является одним из основных средств противодействия административной деликтности; в содержательном плане состоит в установлении и применении мер административного наказания за противоправные деяния; реализуется в форме демократического административно-юрисдикционного процесса [2, с. 8-9]. Интересной с научной точки зрения выглядит позиция П. П. Серкова, представляющего административную ответственность в качестве комплексного правового механизма реагирования государства на проявление административной противоправности, содержащего материально-правовые основания и процессуальный порядок производства по делам об административных правонарушениях [32, с. 12]. На комплексный характер правового института административной ответственности указывает в своих работах и Е. В. Сенатова, по мнению которой институт административной ответственности в целом - институт административного права, вместе с тем определенные части (субинституты) этого института, касающиеся, например, административной ответственности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией, являются «пограничными» комплексными институтами административного и соответственно уголовно-исполнительного права [33, с. 20]. Принципиально иной подход к рассмотрению административной ответственности представил И. В. Максимов, определив ее в качестве возникающего в связи с совершением лицом административного правонарушения особого состояния ограничения его прав и свобод, обусловленного административным преследованием и административным наказанием такого лица [34, с. 203]. По мнению В. В. Денисенко административную ответственность следует рассматривать в двух плоскостях: как ответственность физических и юридических лиц перед государством, как ответственность государственной или местной администрации (ее должностных лиц) перед физическими и юридическими лицами [35, с. 16-17]. Однако трудно однозначно согласиться с тем, что ответственность государственной или местной администрации можно рассматривать в качестве именно административной (предусмотренной административно-деликтным законодательством) ответственности, так как конкретные формы реализации ответственности подобного рода закреплены в большинстве своем в административно-служебном законодательстве и выражаются в качестве дисциплинарных взысканий к должностному лицу государственной или местной администрации. А. Г. Гришаков, Е. А. Федяев связывают административную ответственность с негативной реакцией государства на совершение административного правонарушения и реализацией административно-правовых санкций в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия (административного принуждения) [36, с. 16]. Из представленного определения остается не совсем ясным, что авторы вкладывают в понятие «административно-правовые санкции» и какие именно меры государственного воздействия составляют конкретную форму реализации административной ответственности. А. Н. Жданова рассматривает административную ответственность в качестве формы реагирования государства (в лице судей, уполномоченных органов и (или) должностных лиц) на факт противоправного поведения, выражающейся в реализации судьей, компетентным органом (должностным лицом) предоставленных законом прав при наличии поводов и оснований к возбуждению дела об административном правонарушении истребовать объяснение от лица, в отношении которого ведется производство по делу, на основе собранных доказательств подвергнуть противоправное деяние и данную личность официальной оценке, в случае установления оснований ответственности назначить виновному административное наказание и исполнить его [37, с. 7]. Разнообразие трактовок рассматриваемого понятия не является, на наш взгляд, чем-то удивительным, требующим серьезной научной дискуссии и глубоких споров, так как приведенные авторские дефиниции лишь свидетельствуют о различных подходах к изучению данного явления, позволяющих раскрыть его отдельные составные части: меры ответственности, санкции, правоотношения. На основе обобщения приведенных авторских дефиниций хотелось бы предложить следующие определения административной ответственности: - базовый институт административно-деликтного законодательства, регламентирующий однородные общественные отношения в сфере назначения и исполнения административных наказаний и иных предусмотренных законодательством форм негативного принудительного воздействия на правонарушителя; - персонифицированная форма правовой негативной реакции государства на административное правонарушение, выраженная в виде конкретных принудительных мер административного воздействия (административное наказание, мера административнопроцессуального обеспечения), порождающая формирование и развитие особого административно-правового состояния ограничения прав и свобод правонарушителя; - особое длящееся правоотношение охранительного типа, обусловленное совершенным административным правонарушением, характеризующееся применением и исполнением в отношении правонарушителя в особом административно-процессуальном порядке предусмотренных законодательством мер административного принуждения и выражающееся в последовательном динамическом изменении правового положения правонарушителя (лицо, в отношении которого применена мера административнопроцессуального обеспечения; лицо, в отношении которого составлен административный протокол; лицо, подвергнутое административному наказанию либо иной форме негативного принудительного воздействия).
References

1. Makareyko N. V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie v mehanizme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti: teoreticheskie i prikladnye problemy : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2005. 716 s

2. Dugenec A. S. Administrativnaya otvetstvennost' v rossiyskom prave : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2005. 357 s

3. Serkov P. P. Administrativnaya otvetstvennost' (problemy i puti sovershenstvovaniya) : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2010. 351 c

4. Dzyuba O. N. Administrativnaya otvetstvennost' za narusheniya zakonodatel'stva o vyborah i referendume : dis. … kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2004. 224 s

5. Sokolov A. Yu. Administrativnaya otvetstvennost' za narusheniya antimonopol'nogo zakonodatel'stva : dis. … kand. yurid. nauk. Saratov, 2004. 213 s

6. Slobodchuk S. V. Administrativnaya otvetstvennost' za pravonarusheniya, svyazannye s narkotikami : dis. … kand. yurid. nauk. Belgorod, 2005. 235 s

7. Ponikarov V. A. Teoretiko-prikladnye osnovy organizacii i osuschestvleniya administrativno-yurisdikcionnoy deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Rossiyskoy Federacii : dis. … d-ra yurid. nauk. Ryazan', 2009. 505 s

8. Mel'nikova N. A. Administrativnaya deyatel'nost' uchrezhdeniy Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011. 270 s

9. Kalyashin A. V. Administrativno-pravovoy status sotrudnika ugolovnoispolnitel'noy sistemy : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. 26 s

10. Alekseev S. S. Social'naya cennost' prava v sovetskom obschestve. M., 1971. 221 s

11. Ovsepyan Zh. I. Yuridicheskaya otvetstvennost' i gosudarstvennoe prinuzhdenie (obscheteoreticheskoe i konstitucionno-pravovoe issledovanie). Rostov n/D : Everest, 2005. 276 s

12. Samoschenko I. S., Farukshin M. H. Suschnost' yuridicheskoy otvetstvennosti v sovetskom obschestve. M., 1974. 44 s

13. Serkov P. P. O ponyatii yuridicheskoy otvetstvennosti // Zhurnal rossiyskogo prava. 2010. № 8. S. 42-49

14. Timoshenko I. V. Ponyatiynyy apparat zakonodatel'stva ob administrativnoy otvetstvennosti: sostoyanie i napravleniya razvitiya : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Rostov n/D, 2006. 396 s

15. Deryuga A. N. Konceptual'no-prikladnye osnovy razvitiya administrativnoy deliktologii : dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2012. 479 s

16. Myshlyaev N. P. Teoreticheskie i prikladnye osnovy administrativnoy deliktologii : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2004. 46 s

17. Nagornov D. S. Administrativnye nakazaniya v administrativno-yurisdikcionnoy deyatel'nosti organov vnutrennih del : dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 2010. 160 s

18. Shergin A. P. Razmyshleniya ob administrativno-deliktnom prave // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2017. № 5(78). S. 175-182

19. Sevryugin V. E. Teoreticheskie problemy administrativnogo prostupka : avtoref. … dis. d-ra yurid. nauk. M., 1994. 39 s

20. Rogacheva O. S. Effektivnost' norm administrativno-deliktnogo prava : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Voronezh, 2012. 50 s

21. Popugaev Yu. I. Teoretiko-prikladnye problemy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah : dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2020. 390 s

22. Kirin A. V. Teoriya administrativno-deliktnogo prava : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2012. 58 s

23. Rossinskiy B. V. Administrativnaya otvetstvennost' : kurs lekciy. M., 2004. 435 s

24. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federacii / otv. red. N. Yu. Hamaneva. M., 2004. 553 s

25. Butkov A. V. Problemy primeneniya organami vnutrennih del administrativnyh nakazaniy : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. 183 c

26. Kaplunov A. I. Administrativnoe prinuzhdenie, primenyaemoe organami vnutrennih del (sistemno-pravovoy analiz) : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2005. 498 s

27. Kommentariy k Kodeksu Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (postateynyy) / pod obsch. red. N. G. Salischevoy. M. : Prospekt, 2009. 663 s

28. Litvinenko A. V. Analiz vzglyadov professora Salischevoy N. G. na razvitie instituta administrativnyh nakazaniy i pravil ih naznacheniya // Administrativnoe pravo i process. 2014. № 9. S. 50-56

29. Shergin A. P. Administrativnye vzyskaniya i ih primenenie organami vnutrennih del. M. : VNII MVD SSSR, 1974. 96 s

30. Bondar' E. O., Gromosevich O. R. Administrativnoe nakazanie v Rossiyskoy Federacii: voprosy sistematizacii // Aktual'nye problemy administrativnogo prava i processa. 2019. № 1. S. 7-9

31. Yusupov V. A. Teoriya administrativnogo prava. M., 1985. 160 s

32. Serkov P. P. Administrativnaya otvetstvennost' (problemy i puti sovershenstvovaniya) : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2010. 351 s

33. Senatova E. V. Mehanizm transformacii norm administrativnogo prava v ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve // Administrativnoe pravo i process. 2016. № 4. S. 17-20

34. Maksimov I. V. Administrativnye nakazaniya: ponyatie, pravovoe soderzhanie i ih sistema : monografiya. Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 2003. 203 s

35. Denisenko V. V. Teoriya administrativno-deliktnyh otnosheniy : dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 2002. 394 s

36. Grishakov A. G., Fedyaev E. A. Osobennosti primeneniya mer administrativnoy otvetstvennosti organami vnutrennih del : ucheb.-metod. posobie. Barnaul : Barnaul. yurid. in-t MVD Rossii, 2013. 60 s

37. Zhdanova A. N. Individualizaciya administrativnoy otvetstvennosti grazhdan : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2010. 23 s

Login or Create
* Forgot password?