PEDAGOGICAL FEATURES OF THE RE-SOCIALIZATION OF JUVENILE CONVICTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents some theoretical aspects of the problem of re-socialization of juvenile convicts. The main pedagogical features of the re-socialization of minors who have committed socially dangerous acts include: teaching forms and skills of organizing and spending leisure time, free time, building moral relationships with others, leading a healthy lifestyle; involvement in activities aimed at self-affirmation, the development of horizons, knowledge about a person, the meaning of life, society, critical attitude to negative phenomena, the ability to have and defend their opinion; involvement in school education for basic general education, creating conditions for obtaining a full secondary education, taking measures to ensure the receipt of in educational colonies by minors of vocational education; involvement, if possible, to participate in the production process on the terms of paid labor. The authors propose a correctional program for the resocialization of minors aimed at instilling in adolescents the skills of non-aggressive solutions to conflict and difficult life situations arising in their lives, the development of horizons, the meaning of life, a critical attitude to negative phenomena, the ability to defend their opinion.

Keywords:
nesovershennoletniy pravonarushitel', vospitatel'naya koloniya, podrostki-devianty, resocializaciya, obschenie, social'naya integraciya
Text
Publication text (PDF): Read Download

Общероссийская тенденция последнего десятилетия свидетельствует о снижении преступности среди несовершеннолетних и, как следствие, о значительном уменьшении числа несовершеннолетних в местах лишения свободы. По сравнению с 2009 г. (5970 чел.) в воспитательных колониях в 2020 г. отбывало наказание почти в 6 раз меньше несовершеннолетних - 1155 чел. (Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL : https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK). Столь резкое снижение показателей зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, объясняется рядом причин, среди которых можно выделить декриминализацию ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) в отношении несовершеннолетних, а также планомерную первичную профилактическую работу с несовершеннолетними в общеобразовательных учреждениях. Однако, несмотря на столь резкое снижение показателей зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, наметилась тенденция роста числа особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, что свидетельствует о сохранении высокой степени опасности преступности данной категории лиц. Диагностика социальных проблем осужденных в воспитательных колониях (ВК) показывает, что значительная часть среди них (60 % и выше) не учились и не работали до осуждения. Еще большая часть (70 % и выше) совершали преступления в составе групп и до 30 %, а иногда и выше - в соучастии со взрослыми лицами и в смешанных группах. Свыше 40 % - до ареста употребляли на постоянной основе наркотики, а свыше 90 % - имели практику употребления алкоголя [1, с. 75]. При поступлении в ВК среди несовершеннолетних осужденных обнаруживаются личности, имеющие различные заболевания, в том числе хронические, токсикоманы, ВИЧ-инфицированные, состоящие на учете по поводу заболевания туберкулезом, гепатитом, подростки, которых необходимо по объективным показателям ставить на психопатический учет, а также имеющие опыт совершения аутоагрессии и попыток суицида, и т. д. Следует также отметить, что попадание подростков за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в места лишения свободы в основном происходит после наступления 14-летнего возраста, то есть в тот период, когда у большей их части начинается стадия завершения социализации. Важным в ВК является выбор пути, по которому в дальнейшем будет строить свою жизнь каждый подросток: либо он совместно с педагогическим коллективом сотрудников будет организовывать свою дальнейшую жизнедеятельность в соответствии с правилами, принятыми в обществе, либо подчинится нормам криминальной субкультуры. К основным педагогическим особенностям ресоциализации несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, относятся: - вовлечение в обучение в школах для получения основного общего образования; - создание условий для получения полного среднего образования; - поиск и реализация возможностей для вовлечения лиц, получивших полное среднее образование, в обучение в колледжи и вузы заочным либо дистанционным образом; - принятие мер для обеспечения получения в ВК несовершеннолетними профессионального образования, чтобы при освобождении каждый (каждая) воспитанник(ца) имел(а) специальность, востребованную на рынке труда в современных экономических условиях России; - привлечение, по возможности, к участию в производственном процессе на условиях оплачиваемого труда в связи с необходимостью трудовой адаптации; - обучение формам и навыкам организации и проведения свободного времени, построения нравственных отношений с окружающими, ведения здорового образа жизни: приобщение к изучению и усвоению нравственных норм, проведение мероприятий, направленных на ознакомление с произведениями искусства и культуры, определение поручений и ответственности по уходу за животными, рыбами, птицами, имеющимися в живых уголках отрядов, и т. д.; - привлечение к участию в проведении мероприятий, направленных на самоутверждение, расширение кругозора, знаний о человеке, смысле жизни, об обществе, формирование критического отношения к негативным явлениям, обучению умению иметь и отстаивать свое мнение; - сохранение, создание и поддержание в позитивных аспектах социально полезных связей, необходимых в будущем несовершеннолетним для успешного завершения социализации, ресоциализации и социальной адаптации в обществе; - привлечение государственных, неправительственных организаций и религиозных конфессий к участию в проведении социально-педагогических мероприятий; - апробирование нового направления ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних и осужденных молодежного возраста в специально созданных условиях организации жизнедеятельности за пределами охраняемых объектов (но под контролем, надзором и управлением данными процессами со стороны персонала ВК) в реабилитационном центре или специально построенной реабилитационной деревне. С точки зрения видовой принадлежности ресоциализации несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, можно говорить о следующих особенностях. 1. Оказание содействия в выявлении и анализе проблем, затрудняющих их социальную интеграцию. 2. Планирование мероприятий, направленных на оказание помощи конкретному несовершеннолетнему в социальной интеграции (характер, объем, формы, способы, их уточнение по ходу работы). 3. Индивидуальная работа с несовершеннолетними (активизация потребностей в социальной интеграции, продолжение общего и профессионального обучения и т. п.). 4. Трудовая адаптация, нацеленная на получение устойчивой мотивации к участию в трудовой деятельности и приобретению себе источника существования, позволяющего совершить полный внутренний отказ от ведения криминального образа жизни. 5. Правовое, информационное и социальное обслуживание несовершеннолетних (правовое просвещение, юридические консультации; предоставление информации о возможной работе, учебе; помощь в расширении и налаживании социально полезных связей, оформлении необходимых документов и т. п.). Установление необходимых контактов с родителями (лицами, их заменяющими) и подготовка их к проведению позитивной социально-патронажной деятельности с несовершеннолетними, вернувшимися из мест лишения свободы, впитавшими в себя определенные нормы и навыки пребывания в условиях криминальной субкультуры. 6. Координация деятельности и информационное обеспечение различных субъектов (государственных структур, общественных, религиозных, других организаций), участвующих в социальной интеграции и способных включать освободившихся из ВК в родную культуру, содействующую формированию у них механизмов внутреннего контроля, к которым относятся: идеалы, честь, совесть, достоинство, порядочность и т. п. 7. Повышение профессионального уровня и уровня компетентности субъектов ресоциализации и социальной работы с несовершеннолетними. 8. Взаимодействие с общественными и религиозными организациями, цель деятельности которых состоит в том, чтобы оказывать содействие в ресоциализации несовершеннолетним, освободившимся из ВК. Таким образом, социально-педагогическая деятельность по ресоциализации несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, содействует искоренению дезадаптаций в поведении подростков, успешному завершению социализации лиц, отбывающих наказание в этих учреждениях, а также усвоению ими новых норм, необходимых для профессиональной ориентации и вступления в правопослушное русло взрослой жизни. Анализ исследований специалистов, занимающихся изучением несовершеннолетних осужденных (Н. А. Харина, И. А. Горьковская, А. И. Ушатиков, В. Л. Цветков, Д. Е. Дикопольцев, Л. В. Царькова, А. В. Датий, И. С. Ганишина, А. Ю. Нестеров, В. М. Литвишков и др.), позволил систематизировать данные об особенностях их личности, изучение которых может способствовать повышению эффективности программ ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Во-первых, подростковый возраст характеризуется рядом противоречивых особенностей, обусловленных расхождением между оценкой окружающих, собственным поведением, общественными требованиями. В сочетании с воспитанием в неблагополучной семье или педагогической запущенностью это способствует формированию у подростков отрицательных мотивов поведения, качеств характера, что обусловливает вступление несовершеннолетнего на асоциальный путь. Во-вторых, у большинства несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, ярко выражено негативное чувство в адрес собственного Я, которое проявляется в отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности к другим, неустойчивой самооценке, повышенных страхах и тревожности, мнительности, низком уровне самоконтроля. В большинстве случаев правонарушителями становятся подростки, которые сами когда-то были подвергнуты агрессии и насилию (на улице, в семье, в учебном заведении), поэтому несовершеннолетние, над которыми ранее было совершено насилие, чаще остальных склонны к решению проблемы путем применения агрессии и грубой силы [2, с. 243]. В связи с этим в сопровождении таких подростков особенно важно создавать благоприятную и доверительную обстановку, проявлять поддержку, внимание и заинтересованность во время педагогического процесса. В-третьих, личность и поведение большинства несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, характеризуются бедностью ценностных ориентаций, узостью, примитивизмом и неустойчивостью потребностей и интересов. Для таких подростков свойственны повышенная внушаемость, интеллектуальная неразвитость, стремление подражать авторитетам, раздражительность, эмоциональная грубость, импульсивность, озлобленные отношения с окружающими и сотрудниками учреждения. В-четвертых, многие несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные сожалеют о случившемся, однако больше о том, что оказались наказанными за содеянное. Первичными мотивами для них становится подражание криминальной романтике (нанесение самодельных татуировок, самопорезов, создание блатных стихов, песен, карикатур на сотрудников и др.). У них появляются сверхценные идеи, которые определяют их поступки и характеризуются протестом, подражанием поведению более авторитетных лиц, что способствует подмене нравственных понятий и социальных ценностей. Несовершеннолетние подозреваемые, осужденные за преступления насильственного характера, находящиеся в местах лишения свободы, не считают свои преступления тяжкими, не испытывают чувство вины, нарушают режимные требования, максимально противодействуя персоналу учреждения и воспитательному воздействию, поэтому при попадании подростка в места заключения первостепенной задачей сотрудников учреждения является профилактика криминальной субкультуры и формирование конструктивных ценностей, жизненных приоритетов и целей. Однако далеко не каждое воздействие со стороны сотрудников может оказывать позитивное влияние. Основные проблемы психолого-педагогического процесса связаны с недостаточной выраженностью или отсутствием у сотрудников УИС навыков общения, культуры речи, эффективной организации межличностного взаимодействия, умений психологического и воспитательного воздействия в соответствии с психолого-индивидуальными особенностями несовершеннолетнего. Для реализации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, сотрудники учреждений УИС, непосредственно оказывающие воздействие на личность и поведение данных подростков, должны: - обладать высоким уровнем профессионализма; - понимать значение и миссию выбранной профессии; - быть самостоятельным в решении профессиональных проблем; - уметь адекватно и объективно оценивать других людей; - обладать развитой культурой речи, четко и конкретно излагать свои мысли, строить конструктивное общение вне зависимости от эмоциональных оценок; - уметь устанавливать контакт с несовершеннолетними и создавать доверительное межличностное взаимодействие; - быть выдержанным и эмоционально устойчивым; - уметь сотрудничать и взаимодействовать с сотрудниками других служб; - прогнозировать ситуацию и своевременно предотвращать возникновение негативных последствий; - самокритично оценивать свои действия; - максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки. Каждому сотруднику УИС необходимо быть по отношению к несовершеннолетним осужденным объективным и непредвзятым, исключить осуждение и неприязнь. По мнению Дж. Дугласа, прежде чем понять мотивы совершения преступления или психологические особенности человека, преступившего закон, важно понять, что привело его к такому поступку, в каких условиях он вырос, в какой семье воспитывался, с чем и с кем приходилось сталкиваться на своем жизненном пути, что или кто способствовал развитию делинквентного поведения, поэтому перед работой с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы, необходимо проанализировать и осознать спектр детерминант преступной жизни таких подростков и только потом начинать оказывать на них психолого-педагогическое воздействие. По мнению И. И. Купцова и Т. В. Пивоваровой, личностное развитие и изменение возможно в том случае, если несовершеннолетние видят конкретные примеры из жизни, воплощающие в себе нравственность. По их мнению, таким нравственным идеалом в первую очередь выступают сотрудники УИС, которые должны быть образцом для подражания, служить эталоном поведения, добросовестности, образованности в сознании несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы [3, с. 175]. Таким образом, подготовленность сотрудников УИС в сфере конкретных знаний об особенностях личности спецконтингента, с которым связана служебная деятельность, влияет на становление специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи в сложной ситуации, поэтому информацию о психологических особенностях личности несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, необходимо предоставлять сотрудникам в процессе обучения в учебных заведениях, в ходе служебной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования для успешного педагогического сопровождения лиц, находящихся в учреждениях УИС. Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются коррекционные педагогические программы, в которых обучение социальным навыкам осуществляется через игру, проигрывание и переживание ситуации, а не через заучивание «правильных ответов». При этом необходимо помнить, что игра - это средство, которое изначально входило в арсенал педагогов и только потом его взяли на вооружение психологи. Основным принципом построения коррекционной педагогической программы является учет особенностей подростков: - данный период является «пиком» эмоционального развития психики подростка; - в этом возрастном периоде помимо когнитивных и простых коммуникативных психологических установок бурно развивается коммуникативная компетентность, а также гедонистические установки. Основными психологическими пространствами, в которых пребывает подрастающая личность, являются семья, школа, улица (двор) и телевидение, видео, компьютерные игры. Коррекционная программа состоит из 10 занятий: 9 основных и 1 итогового, ознакомление с которыми занимает 18-20 школьных уроков по 40 мин. Занятие 1. Знакомство. Занятие 2. Критика. Навыки критического мышления. Занятие 3. Умение принимать решения. Занятие 4. Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликтов путем совместного решения. Занятие 5. ТВ, видео, компьютерные игры. Занятие 6. Стресс в жизни человека. Занятие 7. Правильное и неправильное использование лекарственных средств. Занятие 8. Умение сказать «нет». Занятие 9. Говоря наркотикам «нет», ты говоришь здоровью «да». Занятие 10. Итоговое занятие. Психологическая игра «Два в одном». Каждое занятие направлено на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и вместе с тем на формирование у них социальных неагрессивных навыков поведения. Проведение каждого занятия предполагает определенную последовательность: сначала у учащихся необходимо сформировать представление о предмете или явлении, затем выработать соответствующее отношение к нему и далее освоить адекватные способы поведения в данной ситуации. Структура занятия: - вводная часть, в которой выявляются имеющийся опыт и жизненные знания подростков (применяются такие психологические упражнения, как «мозговой штурм», а также стимульные аудио- и видеоматериалы, фрагменты литературных произведений); - основная часть направлена на формирование новых представлений (используются ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы); - заключительная часть включает в себя отработку личной стратегии поведения (здесь применяются различные способы решения проблемных ситуаций, происходит осмысление полученного опыта, рефлексия). Цикл занятий заканчивается спаренным уроком-игрой, который имеет своей целью подведение итогов. Коррекционная программа предполагает непрерывное длительное обучение с кратностью проведения не чаще одного занятия в неделю и не реже одного в две недели. Главной целью должна стать привычка к неагрессивному поведению у подростков не из-за формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов. Известно, что источником формирования убеждения является яркое переживание (чем младше ребенок, получивший такой эмоциональный опыт, тем более устойчивыми становятся его убеждения, основанные на этом опыте), поэтому при передаче информации необходимо использовать те методические средства, которые позволяют наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу подростка. Это объясняет тот факт, что в методику включены психологические упражнения и игры, творческие этюды и самотестирование. Таким образом, коррекционная программа ресоциализации несовершеннолетних направлена, главным образом, на привитие подросткам навыков неагрессивного решения возникающих в их жизни конфликтных и трудных жизненных ситуаций, на расширение кругозора, знаний о смысле жизни, формирование критического отношения к негативным явлениям, выработку умения иметь и отстаивать свое мнение.
References

1. Anan'ev O. G., Scherbakov G. V. Resocializaciya i social'naya adaptaciya lic, osvobozhdaemyh iz IU : ucheb. posobie. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2010. 176 s

2. Ganishina I. S. Formirovanie deviantnogo, addiktivnogo i delinkventnogo povedeniya nesovershennoletnih v usloviyah zhizni v neblagopoluchnoy sem'e // Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya : sb. materialov Vseros. simpoz. psihologov / pod obsch. red. D. V. Sochivko. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2019. S. 241-250

3. Kupcov I. I., Pivovarova T. V. Osobennosti poznavatel'nyh interesov i predstavleniy ob idealah nesovershennoletnih osuzhdennyh zhenskogo pola // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2012. № 1. S. 172-177

Login or Create
* Forgot password?