PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR THE USE OF STEP- BY-STEP CORRECTIONAL PROGRAMS IN WORKING WITH DRUG ADDICTS IN THE PENITENTIARY SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the prospects of helping drug-addicted adolescents with the help of step-by-step correction technologies. The pedagogical conditions for the formation of drug addiction in adolescents, as well as the pedagogical and psychological possibilities of its compensation through the use of step-by-step programs for the correction of addiction and appropriate behavior are analyzed. As pedagogical prerequisites for the use of step-by- step correctional programs in working with drug addicts in educational colonies, a relatively low workload and the possibility of overcoming psychological barriers typical for adult convicts are considered first of all. The purpose of the study is to substantiate the use of step-by-step technologies in working with drug-addicted adolescents. The research method is theoretical analysis. Analysis of the results of the study showed that along with traditional algorithms for working with drug addicts, there are technologies that involve the transition to the next stage of work based on the achievements of the previous ones. The significance of the approach justified in the article is to expand the capabilities of teachers and psychologists, as well as medical professionals in the formation of a more stable remission in drug addicts. Mastering algorithms for applying step-by-step correctional programs is an important contribution of specialists working with drug-addicted adolescents to their own professional development.

Keywords:
narkomaniya, narkozavisimye podrostki, poshagovye programmy, psihologo-pedagogicheskaya korrekciya, addikcii
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Особую остроту проблема наркомании приобретает в контексте детской и подростковой наркомании. Так же как и преступность, наркомания имеет тенденцию к омоложению. Преступность и наркомания - два негативных социальных явления, питающих друг друга и создающих наибольшую сложность в проведении психолого-педагогической работы с несовершеннолетними. Наркотическая зависимость воспитанников является одной из наиболее сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться воспитателям и психологам воспитательных колоний. В силу этого сотрудникам воспитательных колоний важно совершенствовать свое мастерство работы с наркозависимыми осужденными. Только установка на профессиональное саморазвитие и стремление к постоянному освоению все новых методов дает возможность сотруднику достигать высоких результатов в деятельности [1-3]. Организация и методы исследования Педагогические предпосылки использования пошаговых коррекционных программ в работе с подростками-наркоманами в пенитенциарной системе изучены при помощи метода теоретического анализа работ, посвященных: личностным особенностям несовершеннолетних; факторам, механизмам, этапам и проявлениям приобщения несовершеннолетних к наркотикам и формирования у них наркотической зависимости; особенностям условий отбывания наказания в воспитательных колониях, а также опыта работы с несовершеннолетними наркоманами и опыта использования пошаговых коррекционноых программ. Результаты исследования Несмотря на не вполне благоприятные для проведения психокоррекционных мероприятий типичные педагогические условия в исправительных учреждениях России [4], воспитательные колонии отличаются в плане педагогических условий в лучшую сторону, так как нагрузка на воспитателей и психологов является сравнительно небольшой, позволяет индивидуализировать работу и реализовывать многоступенчатые программы, требующие значительных временных затрат, реализовать которые в учреждениях для взрослых объективно не представляется возможным. Кроме того, в общении с несовершеннолетними осужденными легче преодолеваются типичные для взрослых осужденных психологические барьеры [5]. С учетом этого все большее внимание привлекают сложные зарубежные программы, рассчитанные на длительную временную перспективу и взаимодействие с подопечными. Психологические особенности несовершеннолетних наркоманов, в том числе содержащихся в местах лишения свободы, изучены достаточно хорошо [6-10]. Механизм попадания подростка в зависимость от наркотика сложен, он проходит несколько стадий: социальную, психическую и физическую. Нередко внутренним условием желания принять наркотик является эмоциональная опустошенность, стремление отрешиться от гнетущей действительности, раскрасить свою жизнь, получить мощные положительные эмоции, выйти из состояния пассивности, апатии и бездействия. Подросток получает опыт кайфа, который в обычной жизни ему недоступен даже в результате значительных усилий. Затем формируется привычка. Зона комфорта начинает включать в себя и сам прием наркотика. Постепенно формируется прочная зависимость. Дети и подростки особенно подвержены быстрому привыканию к психическим активным веществам (ПАВ), и неважно, в каком возрасте находится подросток: ученик ли он общеобразовательной школы, студент колледжа или вуза. В любой самой благополучной семье существует опасность того, что подросток может не устоять перед соблазном попробовать запретный плод. Динамика развития наркомании предполагает вытеснение обычных потребностей тягой к наркотику. Потребность в веществах, изменяющих психическое состояние, становится доминирующим, основным смыслообразующим мотивом деятельности, утрачиваются ранее имевшиеся интересы. У наркомана вырабатывается своеобразный уклад жизни (он вынужден скрывать от окружающих свое пристрастие к наркотикам, пытается поддерживать отношения с обществом и одновременно принимает меры по ограждению себя от общественного воздействия) и особая манера общения с проявлением таких особенностей поведения, как скрытость, ложь и зависть к физически здоровым людям. Устанавливаются полезные связи с другими потребителями наркотических средств. У подростка появляются странные друзья, необъяснимо сильно влияющие на него. Сближение происходит по территориальному, возрастному признаку, а также по виду и способу употребляемых наркотиков. Формируются группы, связанные с представителями наркобизнеса. Такие группы могут быть использованы для совершения преступлений. Отношения с близкими сначала становятся формальными, затем манипулятивными. Нарастает отчуждение, враждебность. Отчасти это связано с резкими изменениями в характере наркомана (перепады настроения, эгоизм, себялюбие, равнодушие и даже ненависть к родственникам). С одной стороны, у наркомана пропадает интерес к учебной и трудовой деятельности и потребности в ней, с другой - при абстиненции они не в состоянии заниматься трудом или учебой. Наркоманы начинают совершать преступления в основном с целью получения средств на приобретение наркотиков. В связи с перестройкой мотивационной сферы и абсолютизации в ней наркотиков теряются понятия о моральных нормах. Наркоманы способствуют распространению целого ряда социально значимых болезней. Обсуждение Знание психологических особенностей личности наркомана является методической базой для разработки программ по их лечению и реабилитации. Течение наркомании характеризуется наличием периодов обострения и ремиссии, которые при правильном лечении могут быть продолжительными, иногда пожизненными. Зависимый человек может вернуться к жизни и до ее конца находиться в состоянии ремиссии только при условии - никогда не возвращаться к употреблению наркотиков. В лечении наркозависимости можно выделить осознание необходимости лечения, устранение физической зависимости - детоксикацию и реабилитацию - избавление от психической зависимости. Сложность лечения наркомании заключается в том, что эта проблема не столько медицинская, сколько психологическая, а в случае с несовершеннолетними - психолого-педагогическая. После снятия у больного состояния абстиненции, болезненных «ломок» необходимо восстановление организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Эта фаза лечения самая сложная, так как, образно говоря, «наркотик умеет ждать». Без умелой коррекции личности наркомана он рано или поздно возвращается к наркотику. Реабилитация, то есть восстановление личности наркомана, получившего медикаментозное лечение, требует профессиональной помощи в плане восстановления нормальных механизмов функционирования его психики и личности в целом. Традиционные используемые в практике методы для снижения тяги к наркотиками, такие как устрашение вредными последствиями употребления наркотиков, как показало наше исследование, малоэффективны. Согласно данным проведенного нами исследования, среди наркозависимых несовершеннолетних преступников, проживающих в Московской области, в 86 % случаев респонденты были осведомлены о вредном воздействии наркотических средств. При этом менее половины опрошенных не осознавали психологических механизмов своего приобщения к наркотикам. Динамика преступности указывает на рост числа преступлений, связанных с наркотиками, и их агрессивность, причем снижаются возрастные границы лиц, преступивших закон. Несовершеннолетние, содержащиеся в настоящее время в следственных изоляторах России, главным образом лица, совершившие преступления против личности: грабеж, убийства, изнасилования и др. Лишение свободы для некоторых из них лишь временное избавление от неразрешимой проблемы, возможность прийти в себя, осознать последствия наркомании при участии специалистов, которое предполагает формирование новых взглядов, убеждений и навыков, учитывающих как общепринятые социальные нормы, так и естественные ограничения этих людей, связанные с их зависимостью. Даже если появляется желание изменить образ жизни, бывает некому подсказать, как это лучше сделать, вокруг лишь осуждение и отсутствие реальной помощи. Подросткам трудно самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации. Вот тогда и возникает необходимость квалифицированной помощи и умелой руки специалиста, который может вывести или хотя бы направить подростка на правильный путь. В местах содержания под стражей этой умелой рукой для наркозависимых несовершеннолетних являются психологи и педагоги. Иногда совместно с администрацией учреждений работу среди несовершеннолетних преступников ведут общественные организации, в том числе волонтеры - люди, сумевшие побороть зависимость и стремящиеся донести до других свой опыт борьбы с зависимостью. Они живой пример тому, что наркоманию можно остановить, а опыт наркозависимости не означает конец жизни. Пребывание на ограниченной территории, однообразие повседневной жизни являются хорошим мотиватором контакта воспитателей с подростками в их совместной работе с зависимостью. Изучение и подготовка несовершеннолетних осужденных к участию в реабилитационных программах, отбор их будущих участников проводится психологами и воспитателями учреждения. Психодиагностика предполагает изучение состояния эмоциональной и мотивационной сферы индивидуальных особенностей личности. Она позволяет прогнозировать успешность работы с наркотической зависимостью, является «пропуском» в группу и обеспечивает эффективность дальнейшей работы, поскольку в ряде случаев нарушения психики уже достигают уровня, когда программы, базирующиеся на использовании собственных психических ресурсов реабилитируемых, уже неэффективны. В отношении тех наркозависимых, которые еще имеют ресурсы для разрешения своей проблемы, важно двигаться поэтапно, применять пошаговые алгоритмы работы, предполагающие: 1) знание траектории и ключевых точек прохождения программы; 2) активное управление движением реабилитируемых от точки к точке; 3) контроль за результатами продвижения на основе известных критериев; 4) продвижение к следующему этапу лишь по достижении целей предыдущего. Пошаговые алгоритмы реабилитации могут применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе. Эффективным является разработанный В. М. Поздняковым субъектно-соучаствующий подход, предполагающий активное включение самих подростков в процесс реабилитации, их сознательное сотрудничество. В исправительных учреждениях чаще практикуются групповые формы. Эффект обычно рассчитан на целенаправленное использование групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений, возникающих между участниками группы, а также возможность недирективно войти во взаимодействие с несовершеннолетними, учитывая, что внутренняя потребность, мотив к новому поведению могут вызреть в самом человеке только в атмосфере доверия между участниками группы. Оказание помощи в любом случае включает в себя получение добровольного согласия, формирование активного, исследовательского и творческого отношения человека к себе и своей проблеме, доверительное отношение к педагогу, психологу или волонтеру. Обычно это становится возможным при обеспечении психологической безопасности осужденного и достижении комфорта при взаимодействии с субъектами психолого-педагогического процесса. При этих условиях даже несовершеннолетние осужденные, не идентифицированные как наркоманы и отрицающие факты употребления, изъявляют желание участвовать в работе. Групповые программы работы с наркозависимыми включают в себя следующие цели: - информирование (участники стремятся разъяснить несовершеннолетним слушателям понятия наркомании, познакомить с основными принципами программы); - личное общение; - переработка прошлого негативного опыта и болевых тем; - проигрывание конфликтных ситуаций, провоцирующих потребление ПАВ; - работа над проблемой осознания риска и возможности помощи; - формирование веры в итоговый успех работы (особенно на примере бывших пациентов-волонтеров, прошедших курс реабилитации и не употребляющих наркотики несколько лет). Таким образом, могут использоваться свидетельства людей, имеющих опыт зависимости и выздоровления. Участие гражданских лиц помогает создать атмосферу доверия, стремления передать свои истинные переживания и отношения к проблеме, к устранению психологических барьеров, ведет к доверительным отношениям, открытости. Известно, что естественные реакции закрытости и защита присутствуют в любой рабочей группе, особенно среди наркоманов с деструктивным жизненным опытом. В описываемых группах работу осложняет низкий уровень психологической культуры подростков (недостаток информации о значимости работы над собой и ее опыта), сниженная мотивация к изменениям. Почти все осужденные, присутствующие в группе, в начале занятий играют роль наблюдателей (пришли посмотреть, послушать), поэтому главное - это терпеливо завоевывать доверие участников, строя отношения, учитывая необходимость индивидуального самовыражения, проявления личностных качеств и инициативы каждого. Последующие встречи проходят, как правило, уже более содержательно, важно лишь обозначить правила эффективной работы группы: не перебивать, говорить о себе, иметь право не высказываться и др. Важнейшим итогом ознакомительных встреч являются два объединенных сообщения: 1) наркомания - это очень серьезно; настоящая пожизненная болезнь и катастрофа; не может быть безопасных игр с наркотиками; тюрьма - совсем не худший результат на пути употребления наркотиков. Для начинающих, «пробующих» наркоманов это ценное предупреждение; 2) даже при наличии тяжелых последствий остается возможность частичного выздоровления, и здесь также присутствует простое наглядное свидетельство: вот - наркоман и вот - трезвый и нормальный человек. Следующий этап работы - ознакомление осужденных с основными шагами программы - часто вызывает недоразумение, звучащее примерно так: «Как можно вылечиться путем одних разговоров? Почему недостаточно врачебной и медикаментозной помощи?» В таком случае необходимо «развернуть» эти вопросы к самим вопрошавшим и одновременно сообщить новое видение человека и человеческой жизни, говорить о наркомании как поражении человеческой личности, выражающейся в неспособности держать себя в собственных руках. При этом раскрываются понятия выздоровления, ремиссии, помощи, обсуждается пережитое, срывы и опыт побед над собой. Следующий этап - разговор о конкретных проблемах. В группе обсуждаются и отыгрываются эмоциональные ситуации. Без этого невозможно добиться каких-либо самых незначительных позитивных личностных изменений. Участники предлагают свои болевые темы для обсуждения в группе. Группа помогает увидеть проблему, сформулировать ее, самим найти выход. Особо эффективны периоды работы, когда каждый говорит, слушает, старается быть понятым, сочувствует и соучаствует, работает принцип «равный равному». В итоге участники группы могут увидеть в своем осуждении жизненный шанс, отметить позитивные стороны заключения под стражу: «Если бы не тюрьма, не знаю, что бы со мной уже было». Участники выходят на обсуждение и обмен жизненными стратегиями и тактиками, позволяющими избегать употребления наркотиков и вести трезвый образ жизни. Анализируют основные трудности на этом пути и способы их преодоления. Мотивируют друг друга, создают друг для друга круг постоянной социальной и эмоциональной поддержки в стремлении к трезвому образу жизни. При привлечении к работе с осужденными наркоманами волонтеров с воли возникают и побочные эффекты, известен пример работы в исправительных учреждениях Московской области волонтеров общественной организации «Зебры и К°». Общение с подростками в неволе заставило еще раз переосмыслить их собственные проблемы и ценность свободы. Они впервые увидели в помощи другим положительные стороны своего опыта и были вдохновлены. Подобная работа была интересна и полезна обеим сторонам. Во многом схожи особенности пошаговых психолого-педагогических программ, применяемых в индивидуальной работе. Каждый педагог знает о необходимости иметь план индивидуальной работы. Для его составления большое значение имеет первая беседа с клиентом. Важна реалистичность плана, поскольку многие из добросовестных педагогов и психологов разочаровываются, когда их клиенты-наркоманы не оправдывают ожидания. Они дают клятвенные обещания, рассказывают душещипательные истории, всячески оправдываются и снова берутся за старое. В начале индивидуальной работы несовершеннолетние осужденные наркоманы пребывают в замешательстве, очень возбуждены и не имеют представления о том, как общаться с социальными работниками и психологами. В силу этого план помощи является не только средством, позволяющим погрузиться в проблемы подростков, но и инструментом взаимодействия с ними, их мотивации. Должны быть учтены все проблемные области, требующие корректирования. Это означает, что каждая область, в которой есть одна или более проблем, должна быть включена в план. Употребление наркотиков подростком может вызывать беспокойство у специалистов, но самому несовершеннолетнему это может быть безразлично. Он может быть очень обеспокоен неприятными побочными эффектами. В этом случае необходим выход на наркоманию как на ключевую проблему. Выяснение приоритетов несовершеннолетних возможно только путем беседы по всем областям с составлением их списка. Необходимо также создать непринужденную атмосферу, располагающую к откровенному разговору, дать им понять, что успех будет возможен только при условии полного сотрудничества. Эта первая часть плана помощи является решающей для работы с данной категорией лиц. Так закладывается фундамент рабочих взаимоотношений. Это подразумевает, что не даются обещания, которые не могут быть выполнены, подросток получает ваше доверие и всегда имеет путь к отступлению. Если в результате первой беседы вы узнали слишком мало о проблемных областях и при следующей встрече он дает вам больше информации и способен вернуться к тем вопросам, которые обсуждались во время предыдущего интервью, вы многого достигли. Не нужно торопиться. Необходимо убедиться, что разработки проблемных областей полностью завершены и четко определены приоритеты. Когда обе стороны удовлетворены таким списком и желают продолжать совместную работу, вы готовы совершить следующий шаг. Общие цели должны быть сформулированы в каждой области, требующей корректирования. В дальнейшем эти цели должны быть конкретные, измеримые, приемлемые, реальные и относящиеся к определенному периоду. Когда список проблемных областей составлен и согласован, обе стороны должны сделать выбор относительно целей. Чего вы хотите достичь или что вы хотели бы изменить? Важно применить все психолого-педагогические навыки для того, чтобы помочь несовершеннолетнему самому сформулировать цели, которых он желает достичь, например: «Я хочу восстановить отношения с родителями». Формулирование этого утверждения им самим делает его более ответственным при достижении цели. Напротив, если педагог утверждает, что очень важно восстановить отношения с родителями, можно встретить сопротивление, и осужденный будет пытаться отыскать всяческие предлоги, чтобы не пытаться это сделать. Это первый шаг. Для осужденного, так же как и для его родителей, трудно восстановить контакт после всех неприятностей. Причиной этому может быть недоверие, и совсем необязательно родители примут извинения. Нет необходимости ожидать, что это произойдет в короткий промежуток времени, поэтому специалист должен разбить данную задачу на несколько отдельных: приемлемых и реалистичных. Когда сформулированы области, требующие корректировки, а также цели, воспитатель и воспитанник исследуют способы, которые могут привести к активному взаимодействию. Этот этап также называется этапом планирования. Тот факт, что процесс консультации идет по этапам, дает несовершеннолетнему осужденному возможность осмыслить процесс в целом, не ожидая сиюминутных результатов. Важно работать над установлением хорошего рабочего взаимодействия. Например, осужденный берет ответственность за приглашение своих родителей на свидание, он обещает написать письмо завтра, а общение с ними будет проходить через месяц. Это задача конкретная (приглашение родителей), измеримая (написание письма завтра и встреча через месяц), приемлемая (клиент расскажет родителям о наркотиках вместе с воспитателем), реальная (он хочет восстановить контакт и получает помощь), выполнимая по времени (осужденному достаточно времени как на написание письма, так и на моральную подготовку к признанию). Осужденный может самостоятельно проверить эти пункты и, возможно, вовремя их исправить, если он боится или в чем-либо неуверен. Это только пример для получения четкого обзора необходимых шагов, которые должны сделать несовершеннолетние осужденные для самостоятельного продвижения к успеху. Во время планирования важно, чтобы воспитанники осознали, что всему свое время, что каждый шаг нужно делать вовремя. Воспитатели не должны возлагать всю ответственность на себя, поскольку они лишь носители функций, облегчающих выполнение задачи воспитанникам, проясняющие в случае каких-либо затруднений ситуацию и помогающие им делать приемлемые и реальные шаги для достижения цели. Пошаговое планирование небольших задач будет являться мотивацией для подростков к дальнейшему продвижению. Если все, что они задумают и пообещают, будет исполнено, они почувствуют уверенность в себе и собственных силах. Четвертым этапом является претворение в жизнь планирования. Шаг за шагом это будет осуществляться совместно тем способом и в той области, в какой будет нужно. Воспитанник увидит собственную способность изменять свою жизнь в нужном направлении. Этот опыт даст ему сил, чтобы двигаться дальше к своим целям. Каждый воспитатель сталкивается с ситуациями, когда воспитанники будут давать обещания, но не выполнять их. Для нуждающегося человека трудно самостоятельно предпринимать какое-то действие. Для него заманчиво переложить ответственность на других. На данном этапе важно разъяснить, что конкретное действие означает для воспитанника и для воспитателя или психолога. Не нужно ему говорить, что он не замотивирован, поскольку не исполнил обещание. Чтобы воспитанник с вниманием анализировал, что ему надо сделать, специалист должен проверять и контролировать свои действия. Оценивание составляет важную часть всего процесса. Необходимо выяснить: что было хорошо, а что нет; где имели место позитивные изменения и где существовали препятствия для этого. Вклад и ошибки обоих участников реабилитации исследуются ими в деталях. Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом. Они могут иметь вид «контрактов», поскольку воспитанник может подписать необходимые соглашения и договоренности. Чем больше ответственности он будет брать на себя, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет увеличить его мотивацию и закрепиться на пути пошагового достижения ремиссии, реабилитации, а также выбранных жизненных целей. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что такие педагогические условия ВК, как изолированность наркозависимых от наркотиков, возможность собрать группу из лиц, страдающих аналогичным недугом, постоянное наблюдение и изучение подростков-наркоманов, наличие времени на проведение длительных программ, возрастные особенности, способствующие преодолению барьеров, распространенных у взрослых осужденных, делают целесообразным использование как индивидуальных, так и групповых пошаговых программ реабилитации подростков-наркоманов. Перспективы исследования К основным перспективам исследований по обсуждаемому направлению относятся конкретизация пошагового принципа в конкретных программах и эмпирическая проверка их эффективности в воспитательных колониях, на основании чего может быть оценена эффективность конкретной программы, а также выявлены особенности применения при создании подобных программ пошагового принципа.
References

1. Ischenko G. A., Soshkin A. V. Prakticheskie aspekty professional'nogo masterstva pri podgotovke buduschih specialistov // Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2019. № 1(23). S. 40-44

2. Lesovik I. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del kak vazhneyshee uslovie povysheniya effektivnosti ih professional'noy deyatel'nosti // Vestn. Voronezh. in-ta MVD Rossii. 2010. № 4. S. 172-175

3. Boldina M. A. Formirovanie professional'noy kompetentnosti specialista kak upravlyaemyy process stanovleniya ego professionalizma // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2011. № 1-2. S. 317-321

4. Gorbunov V. A. Osobennosti i zakonomernosti pedagogicheskogo processa v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2006. № 1(43). S. 56-60

5. Fedorova E. M. Treningi dlya nachal'nikov otryadov, ili kak izbezhat' psihologicheskih bar'erov v rabote s osuzhdennymi // Prestuplenie i nakazanie. 2014. № 2. S. 32-34

6. Ganishina I. S., Kirilova T. V. Psihologiya addiktivnogo povedeniya osuzhdennyh : monografiya. Ul'yanovsk : Zebra, 2018. 169 s

7. Ganishina I. S., Zharkih A. A. Psihologicheskie osobennosti narkozavisimyh osuzhdennyh // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2014. № 4. S. 75-84

8. Rerke V. I. K voprosu o roli motivacionno-potrebnostnoy sfery lichnosti podrostkov s narkozavisimym povedeniem // Sibirskiy medicinskiy zhurnal. 2005. T. 55, № 6. S. 65-67

9. Vincent, G. M., Cope, L. M., King, J., Nyalakanti, P. & Kiehl, K. A. 2018, ‘Callous-unemotional traits modulate brain drug craving response in high-risk young offenders’, Abnorm Child Psychol, iss. 46(5), pp. 993-1009

10. Yockey, A. R., King, K. A. & Vidourek, R. A. 2019, ‘Family factors and parental correlates to adolescent conduct disorder’, Journal of Family Studies

Login or Create
* Forgot password?