PROBLEMS OF THE APPLICATION OF CRIMINAL PENALTIES ASSOCIATED WITH EMPLOYMENT IN RELATION TO PERSONS WHO HAVE REACHED RETIREMENT AGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the potential of the criminal law in terms of the application of punishments, the punitive content of which forms forced labor, to persons of retirement age convicted of crimes. The authors define the concept of “a person who has reached retirement age”, analyze the current legislation and practice of its application, as well as statistics on the commission of crimes and the punishability of persons in this category. The conclusion is made about the tendency of the growth of convicts who have reached retirement age, as well as a high proportion of the use of punishment in the form of imprisonment (both real and conditional), including for the commission of crimes of small and medium gravity. Taking into account the humanistic orientation of the punitive policy towards the elderly, the legislatively limited possibilities of individualizing the punishment of this category of subjects of responsibility, as well as the peculiarities of their psychophysiological status, the authors formulate a number of proposals to amend the criminal law regarding the application of compulsory, correctional and forced labor for persons who have reached retirement age. It is also proposed to consider the achievement of retirement age as a basis that prevents the appointment of compulsory work and significantly restricts the appointment of correctional and forced labor. The appointment of the latter is possible with the consent of the convicted person who has reached retirement age. According to the authors, such an approach will increase the effectiveness of punitive practices against convicts of retirement age.

Keywords:
convicted person of retirement age, compulsory labor, correctional labor, forced labor, sentencing, postponement of serving a sentence
Text
Publication text (PDF): Read Download

Поводом к написанию статьи послужило постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 7 ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) в связи с жалобой гражданина В. Н. Егорова от 24 февраля 2022 г. Оспариваемая осужденным норма предусматривает запрет на применение принуди- тельных работ к женщинам, достигшим 55-летнего возраста, и к мужчинам, достигшим 60-летнего возраста. Это положение уголовного закона имеет, по мнению заявителя, дискриминационный характер, поскольку лишает лиц, отбывших не менее половины назначенного судом срока наказания в виде лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления и достигших указанного возраста, права на замену неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами (ст. 80 УК РФ). Конституционный Суд РФ встал на сторону осужденного, допустив «до установления соответствующего законодательного регулирования» такую возможность в отношении осужденных мужчин, достигших 60-летнего возраста, если лицо «отвечает всем иным необходимым для замены наказания нормативным условиям и отсутствует возможность применить в рамках действующего правового регулирования иные способы смягчения наказания, а состояние его здоровья, в том числе с учетом перспектив его динамики на срок возможного отбывания данного вида наказания, позволяет выполнять трудовую функцию при привлечении к принудительным работам»1. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что необходимость соблюдения дифференцированного подхода к определению видов наказаний, оснований и условий их отбывания, освобождению от уголовной ответственности и наказания, а также замене одного наказания другим, в том числе с учетом возрастных критериев, не выходит за пределы законодательно установленной дискреции, но вместе с тем «…не может приводить к различиям в правах осужденных, относящихся к одной категории..»2 исключительно по такому критерию, как достижение определенного возраста.

Это решение в очередной раз поднимает вопрос о применении наказаний, которые предусматривают использование труда осужденных (кроме принудительных работ, это и обязательные работы, и исправительные работы, а также лишение свободы3, где труд выступает в качестве одного из средств исправления) в отношении лиц, достигших пенсионного возраста, поскольку именно с этого момента лицо не только приобретает право на страховую пенсию по старости, но и утрачивает обязанность трудиться в со- ответствии с трудовым и уголовно-исполнительным законодательством.

В рамках статьи авторы акцентируют свое внимание на потенциале уголовного зако- на в части наказуемости лиц пенсионного возраста, преступивших уголовно-правовой запрет, а именно на вопросах применения наказаний, карательное содержание которых образует принудительный труд. Напомним, что действующий УК РФ содержит нормы, устанавливающие особенности уголовной ответственности субъектов, достигших (не достигших) определенного возраста. Прежде всего речь идет о несовершеннолетних, когда законодатель, учитывая молодой возраст, особенности интеллектуально-волево- го и эмоционального развития, уровня социализации подростков и прочие обстоятель- ства, характеризующие особенности их личности, предусматривает ограничения (либо

 

image

1 См.: URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision587758.pdf (дата обращения: 22.02.2023).

  1. См.: Там же.

  2. Вопрос о труде осужденных к лишению свободы авторы оставляют за пределами своего

внимания. Предметом рассмотрения являются лишь те виды основных наказаний, в которых труд является сущностным элементом карательного воздействия.

 

запреты) при применении тех или иных видов наказаний. Что же касается лиц старшего возраста, то в этом направлении протекционизм со стороны законодателя менее заме- тен, хотя и имеет место. В частности, речь идет о запретах назначения принудитель- ных работ в отношении женщин, достигших 55-летнего возраста, и мужчин, достигших 60-летнего возраста (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ), пожизненного лишения свободы и смертной казни мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возрас- та (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ). Упоминание о лицах пожилого возраста встречается и в нормах Особенной части УК РФ, но уже как об особых потерпевших: 1) напрямую лишь в одном случае – ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» (речь идет о лице, ко- торое находится в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишено возможности принять меры к самосохранению по старости); 2) при использовании такой категории, как «беспомощное состояние лица»1 в качестве квалифицирующего признака ряда преступлений против личности; 3) криминализирован необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение с работы лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста (ст. 144.1 УК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство также устанав- ливает некоторые особенности отбывания наказания для лиц, достигших пенсионного возраста2. Таким образом, в контексте содержания этих норм основанием дифферен- циации ответственности выступают либо юридическая нетрудоспособность субъектов (достижение установленного законом пенсионного возраста), либо сугубо гуманисти- ческие соображения.

Кого же следует относить к лицам пенсионного возраста для целей уголовного закона? Специальных разъяснений относительно понимания данного вида субъ- ектов уголовной ответственности и их возрастных пределов УК РФ не содержит. Анализ действующего отраслевого нормативного регулирования позволяет одно- значно определить, что к лицам, достигшим пенсионного возраста, относятся лица, которые имеют право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ3. Из этого следует, что категория «лицо пенси- онного возраста» – межотраслевая и специфики уголовно-правового содержания не имеет. Этот термин даже не используется в уголовном законе но, повторимся, имеет значение при решении вопросов об ответственности лиц, достигших опре- деленного, установленного законом возраста, который до некоторого времени со- ответствовал пенсионному. В связи с этим уместно напомнить, что до 2018 г. тру- довая пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам – по достижении 55 лет4. Именно достижение данного возрастного по-

 

image

1 См., напр.: п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1

«О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», п. 5 постановления Пленума Вер- ховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях про- тив половой неприкосновенности и половой свободы личности».

  1. Например, на лицевой счет осужденных, находящихся в исправительных учреждениях,

    зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет – не менее 50 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ).

  2. См.: О страховых пенсиях : федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ //

СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 22.02.2023).

4 См.: О страховых пенсиях : федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ...

 

рога и обозначено в действующем УК РФ как основание, препятствующее назначе- нию некоторых видов наказаний. Однако Федеральным законом от 3 октября 2018 г.

№ 350-ФЗ1 пенсионный возраст был повышен до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, причем повышение пенсионного возраста предполагается не одномоментно, а поэтапно: длительность переходного периода составит 10 лет – с 2019 по 2028 год.

Таким образом, становится очевидным, что положения УК РФ, ограничивающие воз- можности правоприменителя в части назначения наказаний, сопряженных с привлече- нием осужденного к труду, лицам пожилого возраста требуют корректировки. Опреде- ленные предложения в этом направлении уже сделаны. В частности, в августе 2021 г. группа депутатов внесла в Государственную Думу Российской Федерации законопро- ект «О внесении изменений и дополнений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», в котором предложено повысить границы возрастного ценза для назначе- ния наказания в виде принудительных работ до установленных Федеральным законом

«О страховых пенсиях», то есть до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин2. По нашему мнению, изменения в этой части положений статьи 53.1 УК РФ, безусловно, необходимы. Однако считаем, что в УК РФ следует отказаться от точного установления пенсионного воз- раста как основания неприменения определенных видов наказаний, заменив во всех слу- чаях соответствующие формулировки уголовного закона указанием на «лицо, достигшее установленного пенсионным законодательством возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости». Бланкетный характер данной нормы, по нашему мнению, обеспечит ее стабильность в условиях меняющегося отраслевого законодательства.

Важность и необходимость формирования особых подходов в рамках так называемой карательной политики государства в отношении лиц старшего поколения, совершающих уголовно наказуемые деяния, подтверждается и данными статистики. Они свидетель- ствуют о том, что доля лиц, достигших пенсионного возраста, в структуре населения страны достаточно высока и составляет в среднем 30 % (табл.).

Таблица

 

Число лиц пенсионного возраста в структуре населения страны*

 

 

Показатель

Год

2017

2018

2019

2020

2021

Все население

146 804

146 880

146 781

146 749

146 171

в том числе в возрасте, лет: 55–59

 

11 155

 

11 049

 

10 811

 

10 443

 

9857

60–64

17 247

17 720

18 206

10 106

10 300

65–69

13 230

13 506

13 797

8339

8469

70 и более

11 155

11 049

10 811

14 361

14 686

% лиц пенсионного возраста от общей числен- ности населения страны

 

28

 

36

 

36,5

 

30

 

30

 

* Источник: Федеральная служба государственной статистики. Численность и состав насе- ления. Распределение населения по возрастным группам. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 20.07.2022).

 

image

1 См.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43614 (дата обращения: 22.02.2023).

2 См.: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1239188-7 (дата обращения: 22.02.2023).

 

Примечательно, что доля лиц старше 70 лет в демографической структуре населения в последнее время увеличивается и составляет 10 %, причем число лиц, достигших воз- раста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, осуждаемых за совершение преступле- ний, в последние годы обнаруживает тенденцию к увеличению и, по данным судебной статистики, в 2021 г. эта цифра составила уже 3 % от общего количества осужденных1.

Анализ видовой характеристики преступлений, совершаемых лицами, достигшими пенсионного возраста, показывает, что мужчины, достигшие к моменту вынесения судом приговора 60-летнего возраста, чаще всего осуждаются за совершение преступлений против жизни и здоровья (в 2021 г. их число составило 26 %), на втором месте – престу- пления против собственности (23 % за тот же период), на третьем – преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (в 2021 г. – 16 %). Что же касается женщин в возрасте 55 лет и старше, то наиболее распространенными преступлениями среди них являются преступления против собственности (39 %), далее идут преступле- ния против жизни и здоровья (16 %) и преступления против порядка управления (15 %). Что касается иных преступлений, то случаи их совершения пенсионерами единичны или вовсе не встречаются2.

Эти же данные, но в разрезе категорий совершаемых преступлений свидетельствуют о том, что и мужчинами (54,6 %), и женщинами (49,4 %) рассматриваемой возрастной категории чаще всего совершаются преступления небольшой тяжести. За соверше- ние преступлений средней тяжести и тяжких преступлений мужчины осуждаются при- мерно одинаково: 20 % случаев – это осуждение за преступления средней тяжести и 19,3 % – за тяжкие. Количество осужденных женщин за совершение преступлений средней тяжести составляет примерно 13 %, в то время как доля тяжких преступле- ний значительно выше – 33 %. Количество особо тяжких преступлений, совершаемых лицами обоего пола, относительно стабильно и составляет примерно 6 % у мужчин и 4 % у женщин3. Получается, что примерно 80 % осужденных, достигших пенсионного возраста, осуждаются за преступления небольшой и средней тяжести. В связи с этим возникает вопрос о наказуемости данной категории субъектов уголовной ответствен- ности. Можно предложить, следуя основным началам и принципам уголовного права, что в отношении их должны применяться преимущественно виды наказаний, не связан- ные с изоляцией от общества. Статистика, к сожалению, этот тезис подтверждает лишь частично4. Анализ официально опубликованных данных показывает, что если видовая характеристика совершаемых пенсионерами обоего пола преступлений примерно оди- накова, то наказания, назначаемые мужчинам и женщинам, признанным виновными в совершении преступлений, все же отличаются. В частности, у мужчин превалируют штраф, обязательные работы и лишение свободы (реальное), которые имеют прак- тически одинаковую частотность назначения – по 19 %, далее идет ограничение сво-

 

image

1 См.: Форма № 11 «Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления». Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. URL: http://cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 22.02.2023).

  1. См.: Там же.

    Отметим, что если общее количество осужденных в 2020 г. составило 530 998 чел., то в 2021 г. их численность несколько возросла и составила уже 565 317 чел. Немного возросло и число осужденных, достигших пенсионного возраста.

  2. См.: Форма № 11 «Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления». Данные

судебной статистики.

4 См.: Там же.

 

боды – около 12 %. Крайне незначительно применение исправительных работ – в 2 % случаев (как реально, так и условно). Отдельно следует сказать про условное лишение свободы, которое составляет примерно 1/3, или 27 % (при этом заметна тенденция к ежегодному увеличению)1.

Несколько иная ситуация складывается в отношении женщин: значительное их количество (примерно каждая третья-четвертая женщина) осуждается к штрафу – 37 %. Далее идут такие виды наказания, как лишение свободы (10 %), обязатель- ные работы (8 %) и ограничение свободы (6 %). Исправительные работы (реально и условно) назначаются женщинам, равно как и мужчинам, нечасто. Число женщин, осуждаемых условно к лишению свободы так же возросло в 2021 г. и составило примерно 30 %2.

Что касается такого вида наказания, как лишение права занимать определен- ные должности или заниматься определенной деятельностью, то, как показывает статистика, случаи его назначения в качестве основного вида наказания вообще единичны.

Таким образом, складывается следующая ситуация: 1) практически 50 % лиц, при- знанных виновными в совершении преступлений и достигших пенсионного возраста, осуждаются к лишению свободы (реально или условно); 2) 80 % из числа осужденных пенсионеров наказываются за совершение преступлений небольшой или средней тяже- сти. В связи с этим полагаем, что правоприменительная практика в части наказуемости лиц, достигших пенсионного возраста, нуждается в некоторой корректировке. Прежде всего речь идет об изменении соотношения в практике назначения лишения свободы и наказаний, не связанных с лишением свободы, альтернативных ему. Обратим внима- ние на то, что существенное место в системе наказаний законодатель отводит испра- вительно-трудовому воздействию: три из десяти наказаний, назначение которых в соот- ветствии с действующим законодательством возможно в качестве основных, напрямую сопряжены с выполнением трудовых функций – обязательные работы, исправительные работы и принудительные работы.

Вместе с тем напомним, что возможности лиц пенсионного возраста по реа- лизации своих трудовых функций могут быть ограничены как социально-эконо- мическими (например, уровень безработицы в стране, стагнация производства), так и физическими и (или) физиологическими причинами (возраст, состояние здоровья и т. п.)3.

image

1 См.: Там же.

  1. См.: Форма № 11 «Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления». Данные

    судебной статистики.

  2. В качестве примера можно сослаться на исследование, проведенное еще в 2018 г. крупней-

шим в России рекрутинговой компанией Head Hunter в связи с принятием законопроекта о повы- шении возраста выхода на пенсию по старости и показавшее невысокую привлекательность лиц старшего поколения для работодателей: URL: https://hhcdn.ru/file/16676154.pdf?from=artcle_501501 (дата обращения: 22.02.2023).

 

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право на труд1, но и допускает применение принудительного труда в рамках исполнения уголовных нака- заний. Очевидно, что при назначении всех обозначенных выше видов наказаний на осужденных распространяются нормы как уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, так и нормы законодательства РФ о труде: принципиальное разли- чие состоит лишь в том, что трудовое законодательство позитивно, оно основывается на том, что лицо имеет право на труд, а в нормах иных отраслей права – обязанность трудиться, поскольку труд является частью карательного содержания того или иного вида наказания. Однако даже в этом случае, правда только в отношении пенсионе- ров, осужденных к лишению свободы, законодатель допускает исключение. Так, в ч. 2 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Привле- чение к труду осужденных к лишению свободы» четко определено, что «осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации… привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде …». Это означает, что обязанность трудиться как средство исправительно-предупреди- тельного воздействия на осужденного не является абсолютной, законодатель допу- скает в отношении определенной категории лиц ее трансформацию, хотя и весьма ограниченную, в право на труд: лицо имеет право изъявить желание работать или отказаться от этого, но, будучи привлеченным к труду, уже обязано соблюдать сопут- ствующие ему правила.

Исходя из системного анализа действующего законодательства и руководствуясь гуманитарными соображениями предлагаем:

  1. исключить лиц, достигших пенсионного возраста, имеющих право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством РФ, из числа субъектов, которым может быть назначено наказание в виде обязательных работ, изложив ч. 4 ст. 49 УК РФ, в следующей редакции: «Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, достигшим пенсионного воз- раста и имеющим право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву». До- полнительным аргументом в пользу данного решения можно считать имеющийся опыт законодательного регулирования данного вида наказания в странах ближнего зару-

    image

    1 Это право пенсионеры используют весьма активно. Так, доля работающих пенсионеров в среднем составляет 20 % от общего их числа: 9315 из 46 198 чел. в 2020 г. и 8891 из 45 637 чел. в 2021 г. Незначительное снижение работающих пенсионеров (на 1 % уменьшилась численность пенсионеров по старости от общего числа пенсионеров и на 0,7 % сократилась численность ра- ботающих пенсионеров от общего числа пенсионеров, состоящих на учете ПФ РФ), по нашему мнению, можно объяснить уже начавшейся реформой по увеличению пенсионного возраста, а также негативными последствиями пандемии COVID-19 (лица пожилого возраста относятся к числу наиболее уязвимых категорий населения, в отношении их действовало наибольшее ко- личество ограничений).

     

    бежья1. Анализ уголовного законодательства этих стран показывает, что абсолютное большинство из них устанавливают запрет на назначение общественных работ (в на- шем случае обязательных) лицам, достигшим пенсионного возраста: уголовные кодек- сы Азербайджана, Армении, Беларуси, Таджикистана, Грузии, Узбекистана, Украины, Киргизии, Латвии, Казахстана2;

  2. дополнить ст. 50 УК РФ ч. 6: «Исправительные работы применяются к лицу, до- стигшему пенсионного возраста и имеющему право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ, имеющему на момент постановления приговора основное место работы. Лицу, достигшему пенсионного воз- раста и имеющему право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ, не имеющему на момент постановления приговора основного места работы, исправительные работы могут быть назначены по его желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде».

    Закрепление права осужденных пенсионного возраста выбирать, трудиться или нет, на наш взгляд, – это не просто шаг в сторону гуманизации уголовного законодательства. Такое решение целесообразно и не нарушает карательную сущность наказания, посколь- ку способствует достижению его цели – исправлению осужденного. Дополнительным, но весьма существенным аргументом является и тот факт, что эта идея находит поддержку в правоприменительной практике. Интерес в этом плане представляет кассационное определение от 28 апреля 2022 г. № 77-1036/2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции, вынесенное по жалобе осужденного С. Г. – неработающего пенсионера по старости (61 год), который оспаривал законность и обоснованность его осуждения к исправительным работам сроком на 1 год 9 месяцев с удержанием из заработной платы 10 % в доход государства за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Кассационный суд указал на то, что, хотя осужденный и не имеет противопоказаний для отбывания данного вида наказания, установленных ч. 5 ст. 50 УК РФ, наказание в виде исправительных работ предполагает привлечение осужденного к труду, поэ- тому необходимо выяснить «трудоспособность лица, наличие или отсутствие у него основного места работы, места постоянного жительства и иные свидетельствующие о возможности исполнения этого вида наказания обстоятельства, в том числе ука- занные в ч. 5 ст. 50 УК РФ»3. Что касается назначения исправительных работ лицам пенсионного возраста, то свою позицию по существу вопроса суд сформулировал следующим образом: «Требования трудового законодательства Российской Феде- рации в системной связи с положениями уголовного закона не исключают возмож- ность назначения лицам, достигшим пенсионного возраста, обязанности трудиться в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, однако при этом не может не учитываться то, что достижение определенного возраста по общему прави-

     

    image

    1 Опыт именно этих стран нам интересен единой базой уголовно-правового регулирования в прошлом, поскольку речь идет о республиках бывшего СССР – в настоящее время самостоя- тельных государствах, построивших уголовное законодательство с учетом опыта как советского прошлого, так и собственных представлений, сформированных в том числе под влиянием евро- пейского законодательства.

    1. Лишь по УК Молдовы не предусмотрено никаких ограничений для назначения данного вида

      наказания лицам пенсионного возраста. В уголовных же законах Эстонии и Туркменистана обя- зательные (общественные) работы не предусмотрены.

    2. См.: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ003&n=58314#0Rca

    pDTvmVQwERg8 (дата обращения: 22.02.2023).

     

    лу характеризует способность лица выполнять конкретную трудовую функцию, в том числе связанную со значительными физическими усилиями, притом что привлечение осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-ис- полнительной системы, является характерной чертой исправительных работ как вида наказания, а по сложившейся практике труд в рамках исправительных работ может предполагать несение лицом физической нагрузки, в том числе тяжелой. Предоста- вить же лицу, отбывающему данное наказание, более легкую работу в соответствии с его состоянием здоровья не всегда возможно. Это создает угрозу прекращения при- влечения осужденного к труду и, по существу, ведет к обессмысливанию назначения ему исправительных работ»1;

    исключить из ч. 7 ст. 53.1 УК РФ указание на женщин, достигших пятидесятипяти- летнего возраста, мужчин, достигших шестидесятилетнего возраста, как лиц, которым принудительные работы не назначаются. Учитывая, что принудительные работы явля- ются альтернативой лишению свободы, а труд в рамках лишения свободы относится к числу обязательных средств исправления осужденных, полагаем возможным приме- нение данного вида наказания и к лицам, достигшим пенсионного возраста, но по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Именно это правило «работает» при привлечении к труду осужденных к лишению свободы пен- сионеров (ч. 2 ст. 103 УИК РФ);

  3. дополнить ст. 53.1 УК РФ ч. 8 следующего содержания: «Лицу, достигшему пенси- онного возраста и имеющему право на получение страховой пенсии по старости в со- ответствии с пенсионным законодательством РФ, принудительные работы назначаются по его желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде». Уместно в связи с этим подчеркнуть, что практика назначения наказания, сопряженного с привлечением к труду, при наличии согласия осужденного известна и законодатель- ству зарубежных стран. Например, УК Франции, Голландии, Швеции предусматривают возможность назначения общественных работ только если осужденный не возражает (выражает на то свое согласие): «Наказание в виде работы в общественных интере- сах не может быть назначено подсудимому, который от этого отказывается» (ст. 131-8 УК Франции)2.

Предлагаемые законодательные изменения, позволят, на наш взгляд, повысить эф- фективность наказаний, сопряженных с привлечением к труду, в отношении лиц, достиг- ших пенсионного возраста. Принимая во внимание, что возможности индивидуализации наказания лицам пенсионного возраста по сравнению с иными категориями взрослых осужденных ограничены, а также психофизиологические особенности данной категории субъектов, значимость сохранения для них привычной социальной микросреды, есте- ственно, с учетом ее позитивного содержания, считаем возможным расширить сферу применения такого уголовно-правового института, как отсрочка отбывания наказания3

 

image

1 См.: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ003&n=58314#0Rca pDTvmVQwERg8 (дата обращения: 22.02.2023).

  1. См.: Российский правовой портал. Библиотека Пашкова. URL: https://constitutions.ru/?p=25017

    (дата обращения: 22.02.2023).

  2. Отсрочка лицам пожилого (пенсионного) возраста в максимальной степени может способ-

ствовать достижению предупредительной цели уголовной ответственности, реализации прин- ципа гуманизма в отношении данной категории осужденных прежде всего за счет расширения возможностей индивидуализации их ответственности.

556

ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ

 

image

 

и дополнить Уголовный кодекс РФ ст. 82.2 «Отсрочка отбывания наказания лицам, до- стигшим пенсионного возраста», которую изложить в следующей редакции:

«1. Осужденному к исправительным работам, принудительным работам или ли- шению свободы, достигшему пенсионного возраста к моменту вынесения судом приговора за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые, суд может отсрочить реальное отбыва- ние наказания на срок, равный сроку назначенного наказания, отбывание которого было отсрочено.

  1. По истечении срока, равного сроку наказания, отбывание которого было отсро- чено, суд освобождает осужденного, указанного в части первой настоящей статьи, от отбывания наказания.

  2. Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, указанный в части пер- вой настоящей статьи, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 настоящего Кодекса».

References

1. Vishnevskaja, T. I. 2021, ‘Features of the correctional process of elderly convicts’, Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 1, pp. 124-128.

2. Lapshin, V. F. 2021, ‘Forced labor as a type of “non-systemic” criminal punishment’, Journal of Russian Law, iss. 5, pp. 55-67.

3. Sajadjan, S. G. 2014, ‘On the possibility of granting a delay in serving a sentence to elderly convicts’, Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University, iss. 2(2), pp. 105-109.

Login or Create
* Forgot password?