THE RELATIONSHIP OF THE TYPE OF FAMILY RELATIONS WITH THE DEVELOPMENT OF THE COMPETENCE OF SELF-REGULATION OF DEVIANT ADOLESCENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of a study of the development of self- regulation competence and the type of family relationships in adolescents with deviant and normative behavior. 113 families took part in the study, including 55 prosperous families with adolescents of normative behavior and 58 dysfunctional families with adolescents of deviant behavior under the patronage control of the Municipal Budgetary Institution City Prevention Center "Teenager", Izhevsk. It was revealed that the levels of development of self-regulation and its regulatory processes in adolescents with deviant behavior are qualitatively different from their normally developing peers. It is shown that family relationships affect the level of development of self-regulation competence in deviant adolescents and can become a prerequisite for the formation of specific regulatory features of conscious self-regulation, which will act as resources for achieving / not achieving educational, personal goals, self-activity, socialization and success in various activities. A significant multidirectional relationship was found between the type of family relationships and the development of self-regulation competence in deviant and normative adolescents. The data obtained can be used when working with deviant adolescents and their families in educational organizations and social services.

Keywords:
the process of self-regulation, competence of self-regulation, adolescents with deviant behavior, family relationships
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Многочисленные проблемы современной семьи являются достаточно болезненными и привлекают внимание специалистов различных сфер науки: психологов, педагогов, социологов. Значение отношений в семье для развития и становления личности трудно переоценить. Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, на примере ее членов обучается формам отношений и способам поведения в различных жизнен- ных ситуациях, которые сохраняются затем на протяжении всей жизни. Современная жизнь предъявляет к подростку требования по усвоению большого объема учебного

 

материала, осознанию цели обучения, трансляции самостоятельного действия, уме- нию эффективно распоряжаться собственным временем, что существенно увеличива- ет нагрузку на его психические, личностные, физиологические сферы. Как показывает опыт, адаптация к этим условиям может быть различной, в том числе патологической, что может вызвать возникновение нарушения развития [3, 4, 5].

На таком фоне поведение подростков приобретает крайние формы: прогрессирую- щая отчужденность и повышенная тревожность, цинизм, жестокость, прогулы в школе, уход из дома, неадекватное поведение, связанное с различными рисками, плохая успе- ваемость. Нарушения в регуляторной сфере отражают любые изменения в психиче- ском развитии несовершеннолетнего в общении, взаимодействии, деятельности. Эти особенности девиантных подростков тесно связаны и с развитием искаженной системы саморегуляции (В. В. Николаева, Ю. А. Клейберг, В. Т. Кондрашенко, Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов, О. В. Лишин, М. Э. Паатова, А. М. Печенюк, В. Г. Степа- нов, Е. О. Седова, Д. И. Фельдштейн и др.). Нарушения в формировании саморегуляции мешают ребенку с сохранным интеллектом овладеть учебной деятельностью и нередко приводят к социальной дезадаптации, повышению тревожности, выраженной склонно- сти к риску, аддиктивному поведению (Е. И. Манапова, Т. В. Сборцева, Е. О. Седова,

  1. Е. Реlсо, Е. Т. Reed-Victor, Т. Gardner, L. Сгоскеtt, R. Baumeister и др.).

    Проблема формирования процесса саморегуляции в подростковом возрасте обуслов- лена тремя сферами его личностной активности – деятельность, общение и личност- ный рост [1, 2]. В работах В. И. Моросановой, Т. Г. Фоминых, И. Ю. Цыганова, И. В. Бе- лашевой осознанная саморегуляция определяется как психологическая компетен- ция, проявляющаяся в самостоятельном и ответственном выдвижении цели, в управ- лении и достижении этой цели [1, 2]. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами собран и обобщен материал, позволивший произвести уточнение поня- тия «компетенция саморегуляции», которая понимается нами как способность личности осознанно управлять своей активностью в практической деятельности в изменяющихся условиях и обеспечивать ей положительный результат, успешность и уверенность во взаимодействии с окружающей действительностью [2]. Компетенция саморегуляции – это операционально-результативная основа практического опыта, обусловленная лич- ностными особенностями и обеспечивающая положительный результат деятельности (поведения).

    В психологической науке и практике описывается опыт изучения процесса саморегу- ляции у детей и подростков в разных аспектах [1, 5–7]. Однако исследованию компетен- ции саморегуляции у девиантных подростков в психолого-педагогических исследовани- ях не уделяется достаточного внимания, не используется ее психолого-педагогический потенциал. Отсутствуют исследования, посвященные влиянию типов семейного вос- питания на ее развитие и реализацию в разнообразной деятельности. Необходимость таких исследований очевидна с нескольких позиций. Во-первых, это возраст, когда значимыми потребностями становятся коммуникация и взаимодействие с окружающим миром. Во-вторых, решение задач самопознания – «Кто Я?», «Зачем Я?», «Кем быть в этом мире?». В-третьих, от качества взаимодействия с другими зависит психическое развитие, успешность деятельности в целом и отношение к себе. В то же время под- ростковый возраст является благоприятным периодом и для развития компетенции саморегуляции, основными предпосылками и необходимым условием формирования которой являются повышенное внимание к своему внутреннему миру, усложнение по-

     

    требностно-мотивационной сферы, переосмысление личностных ценностей, воспита- ние силы воли.

    На развитие адекватных и неадекватных паттернов поведения влияют типы семей- ной организации [8, 9]. По мнению ученых, тип семейной организации с ребенком в се- мье должен коррелировать с возрастными задачами, которые требуют обучения детей определенным компетенциям, обусловленным психическим развитием. Типы негар- моничного патологизирующего воспитания позволяют установить причины непсихоти- ческих патологических нарушений поведения и отклонений личности в подростковом возрасте, формирования нервно-психических расстройств личности, а также возник- новение непсихотических психогенных нарушений поведения. В данном контексте осо- бый интерес представляет исследование связи между типами семейной организации и развитием компетенции саморегуляции у девиантных подростков и подростков с нор- мативным поведением.

    Гипотеза исследования – на уровень развития компетенции саморегуляции у девиант- ных подростков и подростков с нормативным поведением влияют семейные взаимоот- ношения. Они могут стать предпосылкой формирования специфических регуляторных особенностей осознанной саморегуляции у подростков, которые будут выступать в ка- честве ресурсов достижения/недостижения учебных, личных целей, проявления соб- ственной активности, социализации и успешности в разнообразных видах деятельности.

    Цель исследования – изучение связи компетенции саморегуляции поведения и типа семейной организации у девиантных и нормативных подростков. В ходе исследовании решались следующие задачи:

    • анализ уровня развития саморегуляции у подростков с девиантным и норматив- ным поведением;

    • установление особенностей семейных взаимоотношений в благополучных и не- благополучных семьях;

    • выявление связи типа семейной организации с развитием компетенции саморегу- ляции поведения у девиантных и нормативных подростков.

      Организация и методы исследования

      В исследовании приняли участие 113 семей, из них 55 благополучных семей с подрост- ками нормативного поведения и 58 неблагополучных семей с подростками девиантного поведения, находящимися под патронатным контролем муниципального бюджетного учреждения Городской центр профилактики «Подросток». На основе анализа бесед с

      «экспертами» – социальными педагогами, психологами образовательных организаций, которые наблюдали девиантных подростков в течение нескольких лет в различных жиз- ненных ситуациях и оценивали их отношение к учебе и окружающим, стало ясно, что у этих детей трудности в освоении учебного материала отмечались еще в младшем школьном возрасте, но отклонений в интеллектуальном развитии у них не было. Однако дети-девианты имели ослабленное здоровье, которое объяснялось двумя причинами и/или их сочетанием: плохим уходом, присмотром и отягощенностью наследственными заболеваниями близких родственников. У детей-девиантов отмечались повышенная возбудимость, агрессивность, конфликтность, проявления жестокости в школе и дома, в то же время они демонстрировали высокую тревожность и неуверенность в себе, обидчивость, услужливость, ябедничество [6].

      Анализ типов неблагополучия в семьях девиантных подростков показал следу- ющую иерархию (по нисходящей): конфликтная – 28, алкогольная – 21, асоциально-

       

      аморальная – 15, с психически больными родителями – 13, криминальная – 7 семей (в некоторых семьях эти типы сочетались). Как правило, проблемы, с которыми стал- киваются эти семьи, касались различных сторон жизни (социальной, правовой, мате- риальной, медицинской, психологической, педагогической и др.) и обычно возникали одновременно, поскольку были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подростки с нормативным поведением, участвующие в исследовании, не состояли на учете ни в одном субъекте профилактики, посещали образовательное учреждение, соблюдали дисциплину.

      В исследовании использовались следующие диагностические методики:

    • опросник «Стиль саморегуляции поведения» для оценки уровня развития осознан- ной саморегуляции произвольной активности у подростков с отклонениями в поведении и нормативных подростков [10];

    • опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (далее – АСВ), позволяющий выя- вить особенности семейного воспитания при исследовании этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонений личности подростков. Опросник предназначен для выявления различных видов патологизирующего семейного воспи- тания1, общим для которых является эмоциональное отвержение различной степени и вида [7, 11].

Статистическая обработка данных проводилась с помощью критерия Манна-Уитни

  1. корреляционного анализа Пирсона (r).

    Результаты исследования

    В таблице 1 представлены результаты исследования общего уровня развития са- морегуляции и ее регуляторных процессов у подростков с нормативным и девиантным поведением с помощью критерия Манна-Уитни (U).

     

    Таблица 1

     

    Развитие общего уровня саморегуляции и ее регуляторных процессов у подростков с нормативным и девиантным поведением

     

     

    Регуляторные шкалы

    Результаты исследования, % (чел.)

    Нормативное поведение (n = 55 респондентов)

    Девиантное поведение (n = 58 респондентов)

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Планирование

    47,3 (26)

    43,6 (24)

    9,1 (5)

    11,4 (7)

    45,7 (26)

    42,9 (25)

    Моделирование

    32,7 (18)

    60 (33)

    7,3 (4)

    2,1 (1)

    42,9 (25)

    55 (32)

    Программирование

    32,7 (18)

    52,7 (29)

    14,5 (8)

    2,9 (2)

    45,7 (27)

    51,4 (29)

    Оценивание результатов

    30,9 (17)

    67,2 (37)

    1,8 (1)

    5,7 (3)

    54,3 (31)

    40 (24)

    Гибкость

    52,7 (29)

    43,6 (24)

    3,6 (2)

    8,6 (5)

    42,9 (25)

    48,6 (28)

    Самостоятельность

    52,7 (29)

    29,1 (16)

    18,2 (10)

    37,1 (22)

    45,7 (27)

    17,1 (9)

    Общий уровень саморегуляции

    40 (22)

    57,9 (32)

    2,1 (1)

    9,3 (6)

    20 (11)

    70,7 41)

     

    image

    1 Патологизирующее семейное воспитание – это система осознанных и неосознаваемых вос- питательных действий взрослых, вследствие которых создаются условия для хронической фру- страции подростка и искажений его личностного и физического роста, приводящих в отдельных случаях к формированию либо нервно-психических, либо психосоматических расстройств [11].

     

    Анализируя полученные результаты, можно увидеть, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции девиантных подростков имеют в основном низкий и средний уровни развития. Подростки с нормативным поведением в подавляющем боль- шинстве имеют высокий и реже средний уровень развития саморегуляции.

    Результаты исследования семейных взаимоотношений в нормативных и неблагопо- лучных семьях представлены в таблице 2 и на рисунке.

    Таблица 2

     

    Показатели семейных взаимоотношений в неблагополучных и благополучных семьях

     

     

    Показатель

    Среднее значение

     

    U-критерий

     

    P

    Неблагополучная семья (n = 58)

    Благополучная семья (n = 55)

    Гиперпротекция (Г+)

    4,96

    4,32

    1562,500

    0,098

    Гипопротекция (Г–)

    5,93

    3,61

    979,500

    0,0001

    Потворствование (У+)

    4,82

    4,61

    1842,0

    0,826

    Игнорирование потребностей подростка (У–)

     

    2,18

     

    0,90

     

    1078,5

     

    0,0001

    Чрезмерность требований / обязанностей (Т+)

     

    2,05

     

    1,76

     

    1714,5

     

    0,376

    Недостаточность обязан- ностей подростка(Т–)

     

    2,74

     

    1,78

     

    1271,5

     

    0,002

    Чрезмерность требований- запретов [доминирование] (З+)

     

    2,48

     

    1,64

     

    1276,5

     

    0,002

    Недостаточность требований- запретов к ребенку (З–)

     

    3,12

     

    2,13

     

    1066,5

     

    0,0001

    Чрезмерность санкций [жестокий стиль воспитания] (С+)

     

    2,12

     

    1,75

     

    1616,5

     

    0,162

    Минимальность санкций (С–)

    3,24

    3,36

    1746,5

    0,466

    Неустойчивость стиля воспитания (Н)

    2,77

    2,30

    1551,0

    0,083

    Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)

     

    3,5

     

    2,83

     

    1497,5

     

    0,046

    Предпочтение в подростке дет- ских качеств (ПДК)

     

    1,84

     

    1,21

     

    1482,5

     

    0,036

    Воспитательная неуверенность родителей (ВН)

     

    3,03

     

    2,66

     

    1635,0

     

    0,197

    Фобия утраты ребенка (ФУ)

    3,25

    2,41

    1439,5

    0,022

    Неразвитость родительских чувств (НРЧ)

     

    3,58

     

    2,12

     

    1322,0

     

    0,004

    Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК)

     

    2,34

     

    1,43

     

    1285,0

     

    0,002

    Вынесение конфликта между су- пругами в сферу воспитания (ВК)

     

    1,27

     

    0,56

     

    1305,0

     

    0,001

    Предпочтение мужских качеств (ПМК)

     

    2,77

     

    2,15

     

    14,75,5

     

    0,032

    Предпочтение женских качеств (ПЖК)

     

    1,20

     

    0,73

     

    1538,0

     

    0,057

     

    image

    13

     

    12

     

    11

     

    10

     

    9

     

    8

     

    7

     

    6

     

    5

     

    4

     

    3

     

    2

     

    1

     

    0 1 2 3 4 5 6 7

     

    image

    image

    Благополучная семья Неблагополучная семья

     

    Рис. Показатели взаимоотношений в семьях девиантных и нормативных подростков. Условные обозначения: 1 – гипопротекция: 2 – игнорирование потребностей подростка; 3 – недостаточность обязанностей подростка; 4 – чрезмерность требований-запретов (доминирование); 5 – недостаточность требований-запретов к ребенку;

    6 – расширение сферы родительских чувств; 7 – предпочтение в подростке детских качеств; 8 – фобия утраты ребенка; 9 – неразвитость родительских чувств; 10 – проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; 11 – вынесение конфликта между супругами

    в сферу воспитания; 12 – предпочтение мужских качеств; 13 – предпочтение женских качеств

     

    На рисунке обозначены только те шкалы опросника, по которым имеются достовер- ные различия между семьями обеих групп респондентов (от р ≤ 0,05 до р ≤ 0,001). По всем статистически отличающимся шкалам показатели девиантных подростков имеют значения ниже, чем у нормативных подростков. Результаты, полученные по опроснику АСВ, свидетельствуют о том, что в благополучных и неблагополучных семьях отмеча- ются особенности семейного воспитания различной направленности.

    В семьях девиантных подростков преобладает тип негармоничного семейного вос- питания (сочетание шкал «Г–, У–, Т–, З+–, С+–»), характеризующийся выраженным эмо- циональным отвержением и/или гипопротекцией (гипоопекой): проявляется в жестоком обращении с ребенком, плохой переносимости его общества, нежелании иметь с ним дело или, в лучшем случае, поверхностном интересе к его делам (шкала НРЧ). В резуль- тате отрицательный микроклимат в семье обусловливает возникновение у подростков отчужденности, грубости, неприязни, стремления «все делать назло», вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для проявления демонстративного неповиновения взрослым, агрессивности и разрушительных действий.

    Родительские чувства (шкала РРЧ) в семьях девиантных подростков часто проявля- ются в искаженной форме: уборке в комнате без его присутствия и без разрешения, ос- матривании карманов, нижнего белья, обвинении ребенка в грубой форме, что он мало

     

    или совсем не помогает матери и т. д. С одной стороны, родители не присматривают за ребенком, он предоставлен сам себе, с другой – ему говорят, «что он еще маленький решать…», «его это не касается…», игнорируются его взрослеющие потребности в са- мостоятельности и т. д. (шкала ПДК). Такая двойственная позиция мешает подростку обрести доступ к внутренним ресурсам, которые помогли бы найти самостоятельный адекватный выход из сложных жизненных ситуаций, и ему трудно принимать ответ- ственность за собственные поступки.

    Шкалы «предпочтение мужских качеств» (ПМК) и «предпочтение женских качеств» (ПЖК) характеризуют отношение к ребенку в зависимости от его пола. При предпочте- нии женских (мужских) качеств в поведении родителей наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка другого пола, что несомненно вызывает у подростка чувство тре- вожности и неполноценности, ненужности в своей семье.

    Несмотря на то что часть родителей девиантных детей демонстрируют страх его по- терять (шкала ФУ), этот страх скорее связан с боязнью потери источника материальных доходов: материнского капитала, ежемесячных денежных пособий и льгот, благотвори- тельных подарков и т. д. Родители девиантов открыто проявляют недовольство воспита- тельными методами друг друга (шкала ВК). При этом каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в «воспитательных» спорах. Они пытают- ся бороться с ленью, агрессивностью, курением и выпивкой подростка. При этом сами продолжают курить, выпивать, употреблять ненормативную лексику и т. д. (шкала ПНК).

    Для выявления связи между особенностями развития компетенции саморегуляции у подростков с девиантным и нормативным поведением с типом семейной организации проводился корреляционный анализ данных, полученных по опросникам «Анализ се- мейных взаимоотношений» и «Стиль саморегуляции поведения». Полученные резуль- таты были объединены в корреляционные плеяды. Наибольшие отличия между нор- мативными и девиантными подростками наблюдались во взаимосвязях регуляторных характеристик «гибкость», «программирование» и «самостоятельность». Несмотря на то что коэффициенты корреляции имеют среднюю и слабую силу из-за разбивки мас- сива семей по шкалам опросника, их высокая достоверность позволяет провести обо- снованный анализ результатов.

    Шкала «гибкость» у нормативных подростков положительно связана со шкалой детско-родительских отношений «гиперпротекция» (r = 0,27, p ≤ 0,05): чем выше гипер- протекция, чем более гибкая регуляция поведения. У девиантных подростков шкала

    «гибкость» отрицательно связана со шкалами детско-родительских отношений «мини- мальность санкций» (r = – 0,355, p ≤ 0,01), «воспитательная неуверенность родителей» (r = – 0,265, p ≤ 0,05), «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» (r = – 0,315, p ≤ 0,05): чем больше санкций по отношению к ребенку, чем больше воспи- тательная неуверенность родителей, чем больше конфликтов между членами семьи, тем меньше гибкость регулятивного поведения подростка, тем ниже компетенция са- морегуляции поведения.

    Шкала «программирование» у подростков с нормативным поведением отрицатель- но связана со шкалами детско-родительских отношений «потворствование» (r = – 0,33, p ≤ 0,05), «чрезмерность требований-запретов (доминирование)» (r = – 0,28, p ≤ 0,05): чем меньше чрезмерных требований и запретов при одновременном потворствовании в исполнении всех желаний ребенка, тем выше способность к программированию и тем выше саморегуляция его поведения.

     

    У девиантных подростков шкала «программирование» отрицательно связана со шка- лами детско-родительских отношений «чрезмерность требований-запретов (доминиро- вание)» (r = – 0,263, p ≤ 0,05), «предпочтение в подростке детских качеств» (r = – 0,300, p ≤ 0, 05), «предпочтение мужских качеств» (r = – 0,323, p ≤ 0,05): чем больше требова- ний-запретов, чем больше желание родителей считать подростка маленьким ребенком, чем выше неосознаваемое неприятие ребенка женского пола, тем ниже способность подростка к программированию и регуляции своего поведения.

    Выявленная отрицательная связь шкалы «самостоятельность» со шкалой «чрезмер-

    ность санкций» (r = – 0,269, p ≤ 0,05) свидетельствует о том, что чрезмерные санкции (жестокий стиль воспитания) отрицательно влияют на развитие компетенции саморе- гуляции подростка и снижают самостоятельное регулирование его поведения и психи- ческих состояний в различных ситуациях жизнедеятельности.

    Выводы

    1. Сформированность компетенции саморегуляции у подростков с девиантным пове- дением качественно отличается от таковой у их нормально развивающихся сверстни- ков: регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции девиантных подростков имеют в основном низкий и средний уровни развития.

    2. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что в благопо- лучных и неблагополучных семьях отмечаются особенности семейного воспитания различной направленности. В семьях девиантных подростков выявлен тип негармони- ческого семейного воспитания, который в своей основе имеет выраженность эмоцио- нального отвержения и/или гипопротекцию (гипоопеку); преобладает выраженность черт воспитательного характера через жестокое обращение и эмоциональное отвержение. В благополучных семьях преобладает тип воспитания, который может быть обозначен как доминирующая гиперпротекция.

    3. Выявлена значимая связь между типом семейных взаимоотношений и развитием компетенции саморегуляции у девиантных и нормативных подростков. Наибольшие отличия между нормативными и девиантными подростками наблюдались во взаимо- связях таких компонентов детско-родительских взаимоотношений, как гиперпротек- ция, минимальность санкций, воспитательная неуверенность родителей, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, потворствование, чрезмерность тре- бований-запретов (доминирование), предпочтение в подростке детских качеств, пред- почтение мужских качеств, и регуляторных характеристик «гибкость», «программиро- вание» и «самостоятельность».

    4. Семейные взаимоотношения могут стать предпосылкой формирования специфи- ческих регуляторных особенностей осознанной саморегуляции у подростков, которые будут выступать в качестве ресурсов достижения/недостижения учебных, личных це- лей, проявления собственной активности, социализации и успешности в разнообраз- ных видах деятельности.

    5. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы психологами, преподавателями и социальными работниками в работе с девиантными подростками и их семьями при разработке коррекционных, реабилитационных, адаптационных про- грамм в образовательных организациях и социальных службах.

References

1. Morosanova, V. I., Fomina, T. G. & Cyganov, I. Ju. 2017, Conscious self-regulation and attitude to learning in achieving educational goals, Nestor- Histor y, Moscow, St. Petersburg.

2. Gaponova, S. A. & Devet'jarova, I. N. 2014, ‘Psychological components of self-regulation competence in deviant adolescents’, Izvestija RAO, iss. 2, pp. 124-134.

3. Zejgarnik, B. V., Holmogorova, A. B. & Mazur, E. S. 1989, ‘Self-regulation in norm and pathology’, Psychological Journal, vol. 10, iss. 2, pp. 121-132.

4. Ganishina, I. S. 2006, Dysfunctional family and deviant behavior of minors: textbook, Moscow Psychological and Social Institute, MODEK, Moscow, Voronezh.

5. Mislavskij, Ju. A. 1991, Self-regulation and personal activity in adolescence, Pedagogy, Moscow.

6. Gaponova, S. A. & Devet'jarova, I. N. 2020, ‘Correction of deviant behavior of adolescents in extracurricular activities’, Man: crime and punishment, vol. 28(1-4), iss. 3, pp. 462-473.

7. Ul'enkova, U. V. & Kisova, V. V. 2001, ‘Experimental study of the formation of self-regulation in the structure of general learning ability in six-year-old children with mental retardation’, Defectology, iss. 1, pp. 26-33.

8. Perebejnosov, V. L., Jurtaeva, Ju. O. & Starodubec, O. D. 2019, ‘The relationship of deviant behavior of adolescents and upbringing in an unfavorable family’, A young scientist, iss. 21(259), pp. 310-311.

9. Rycareva, T. V. 2018, Individual psychological characteristics of adolescents with different types of deviant behavior and their relationship with the value orientations of parents: PhD thesis (Psychology), Moscow.

10. Morosanova, V. I. & Bondarenko, I. N. 2015, Diagnostics of human self-regulation, Cogito Center, Moscow.

11. Jejdemiller, Je. G. 1996, Methods of family diagnostics and psychotherapy: methodical manual, Folium, Moscow, St. Petersburg.

Login or Create
* Forgot password?