FEATURES OF CIVIL LIABILITY OF PRISON OFFICERS FOR THE UNLAWFUL USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS AND WEAPONS FROM THE POINT OF VIEW OF INTERNATIONAL LAW
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problematic aspects and features of the institution of civil liability of prison officers from the point of view of international law in the use of physical force, special means and weapons. The mechanism of legal regulation of this institution is analyzed taking into account three legal levels: international, state and departmental. The relationships and interdependencies of these levels, including in the aspect of tort obligations, are deter-mined. Focusing on the problems of civil liability, the author notes the inter-sectoral nature of the named institution, including the Russian legislation. The article emphasizes the absence in the Civil code of the Russian Federation of special rules governing the relations that may arise between employees of the Penal correction system as special subjects, and persons held in institutions of the Federal penitentiary service, as well as other persons in the performance of employees of the penitentiary system of official duties, taking into account the specifics of the functioning of correctional institutions.

Keywords:
civil liability, international law, Penal system, use of physical force, special means and weapons
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основные права и свободы человека считаются высшими ценностями в любом со- временном прогрессивном правовом поле, вне зависимости от ветви права: романо- германской (европейское континентальное право), англосаксонской (общее право), му- сульманской или социалистической. Несмотря на то что осужденные и лица, содержащиеся под стражей, являются специ- альным субъектом права и ограничены в ряде прав и свобод (право на свободу пере- движения, право на труд и пр.), факт их содержания в пенитенциарных учреждениях не отменяет эти права полностью: ограничения обусловлены необходимостью обеспе- чения режима в учреждениях, а также исправительным характером самого института исполнения наказаний. За соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, следят не только национальные правоохранительные и контролирующие органы, общественные организации и правозащитники: создано и успешно функционирует множество наднацио нальных институтов, включающих в свой состав представителей стран, объединенных принимаемыми ими международными договорами и соглашениями о взаимодействии. Международные организации, правовые акты которых подписываются представи- телями их государств-членов и ратифицируются (принимаются) в правовом поле этих государств, под своей эгидой создают контролирующие инстанции, осуществляющие мониторинг хода реализации принимаемых международных правовых актов, а также принимающие и рассматривающие жалобы (иски) граждан этих стран при возможном нарушении их гражданами соответствующих международных норм. Исходя из содержания принимаемых международных нормативных актов и интере- сов своих граждан, государства, принявшие соответствующие международные норма- тивные акты, приводят национальное действующее законодательство в соответствие с принятыми международными положениями. В целях интеграции норм национальных правовых актов в практическую деятельность, например, учреждений и органов пени- тенциарных служб, разрабатываются новые (или изменяются либо дорабатываются имеющиеся) ведомственные нормативные документы, регулирующие данное направ- ление деятельности. Таким образом, права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, фактически охраняются тремя рубежами: международным, национальным, ведомственным. Несмотря на такую многоуровневую правовую защиту, практика показывает, что го- сударственные и ведомственные нормативные документы различных стран разнятся между собой и часто носят коллизионный характер относительно принятых этим госу- дарством международных правовых актов. Кроме того, в любой стране при достаточно глубоком рассмотрении можно зафиксировать факты нарушений прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в условиях их нахождения в пенитенциарных учреждениях. Особую опасность в таких случаях представляют нарушения, связанные с применением сотрудниками пенитенциарных служб физической силы, специальных средств и ору- жия, поскольку данные деяния носят повышенную общественную опасность не только в части деликтных обязательств, но и в части жизни и здоровья граждан. Спецификой гражданско-правовой защиты осужденными и лицами, содержащими- ся под стражей, своих прав в случаях неправомерного применения в отношении их со- трудниками пенитенциарных служб физической силы, специальных средств и оружия является специфика содержания в пенитенциарных учреждениях, так как осужденные в силу своего статуса имеют зависимое и в ряде случаев подчиненное положение отно- сительно сотрудников. Вот почему в случаях, когда сотрудники пенитенциарных служб применяют физическую силу, специальные средства или оружие в качестве средств совершения правонарушений, осужденные и лица, содержащиеся под стражей, фак- тически могут иметь меньше возможностей обратиться в государственные и междуна- родные надзирающие органы для защиты своих прав и фиксации причиненного ущерба гражданско-правового характера. Вместе с тем следует отметить, что обратной стороной такого положения часто является злоупотребление осужденными и лицами, содержа- щимися под стражей, своими правами на подачу безосновательных и клеветнических жалоб в отношении сотрудников пенитенциарных служб, в том числе в международные судебные органы. Говоря о защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нельзя забывать и о правах сотрудников пенитенциарных служб, которые при определенном желании и упорстве осужденных (лиц, содержащихся под стражей) могут быть не только опорочены или оклеветаны жалобой, подкрепленной сфальси- фицированными доказательствами, либо иным способом, но и подвергнуты угрозе собственной жизни и здоровью при возникновении конфликтной ситуации, вызванной правонарушением со стороны осужденных (лиц, содержащихся под стражей), повлек- шим за собой обязанность сотрудников применить физическую силу, специальные средства или оружие в соответствии с требованиями закона (ст. 86 УИК РФ). В связи с этим необходимо раскрыть правовой смысл основных положений наднационально- го законодательства в вопросах гражданско-правовой ответственности сотрудников пенитенциарных служб за неправомерное применение физической силы, специаль- ных средств и оружия. С точки зрения международного права фундамент правомерного применения физи- ческой силы, специальных средств и оружия сотрудниками пенитенциарных учреждений при исполнении служебных обязанностей составляют: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (пр. 33, 34, 54); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ст. 3); Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Рекомендация R (82) 17 Комитета министров странам-участницам относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками; Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил (ст. 39, 40, 63.1, 63.2, 63.3). Говоря о международном регулировании рассматриваемого аспекта, следует от- метить, что к критериям правомерности применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками пенитенциарных служб также относится недопустимость совершения действий, квалифицируемых как пытки или жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. С юридической точ- ки зрения совершение сотрудниками пенитенциарных служб перечисленных действий в рамках профессиональных обязанностей будет соответствовать положениям ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., а также положениям Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин- ство видов обращения и наказания. Все перечисленные международные правовые акты имеют прямой или косвенной целью обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан от произвола и нарушения действующего законодательства со стороны сотрудников пенитенциарных служб, обеспечивающих соответствующие функции по поддержанию правопорядка и уполномоченных в определенных (строго регламентированных) случаях на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Отметим, что за широким пластом наднациональных правовых документов, огражда- ющих права и законные интересы осужденных и лиц, содержащихся под стражей, теря- ется практическая составляющая, в особенности касающаяся причинения указанным лицам ущерба гражданско-правового характера. Это объясняется тем, что при причи- нении сотрудниками пенитенциарных служб физической силы, специальных средств и оружия вред гражданско-правового характера представляется менее значимым отно- сительно вреда, который может быть причинен жизни и здоровью. В данном аспекте основной объект правовой охраны международных организаций (защита жизни и здоровья человека) действительно имеет первоочередное значение. При этом следует отметить, что формулировки международных правовых актов носят широкий характер, позволяющий в ряде случаев расширять объект их защиты до мо- ральных и материальных ценностей. Кроме того, отсутствие или низкий уровень нацио- нального законодательства и работающей судебной практики по рассматриваемой проблеме в аспекте гражданских правоотношений усиливает актуальность вопроса защиты осужденными и лицами, содержащимися под стражей, своих гражданских прав в условиях содержания в учреждениях пенитенциарных служб. Таким образом, в целях обеспечения соблюдения международных нормативных актов порядок наступления гражданско-правовой ответственности сотрудников пени- тенциарных служб за вред, причиненный при неправомерном причинении физической силы, специальных средств и оружия, должен быть достаточно подробно раскрыт в на- циональных правовых актах и ведомственных приказах, инструкциях и пр. Например, Российская Федерация реализует в своих нормативных правовых актах положения от- меченных выше международных документов. Принимаемые в РФ положения в части ре- ализации наднациональных норм не противоречат, прежде всего, статьям Конституции РФ, в соответствии с которыми обеспечивается защита прав человека на территории РФ. Кроме того, согласно ст. 1, 2 Конституции РФ Российская Федерация - правовое го- сударство, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В России реализуется принцип верховенства права: действующим в государстве правовым нормам обязаны подчиняться все без исключе- ния государственные органы, общественные объединения, граждане и должностные лица, к числу которых относятся и сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). По состоянию на 5 марта 2018 г. к основным федеральным и ведомственным норма- тивным документам Российской Федерации, регламентирующим основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно- исполнительной системы (УИС) России, относятся: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст. 86); Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 28-31.4); Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 43-47); - Федеральный закон «Об оружии» (ст. 1, 2, 4, 6-8, 10, 11, 19, 22, 24, 27); нормативно-правовые акты Минюста России и ФСИН России, в том числе для слу- жебного пользования. Окончательные указания относительно порядка несения службы, в том числе при- менения физической силы, специальных средств и оружия, даются сотрудникам учреж- дений ФСИН России на инструктажах перед заступлением на службу, а также во время проведения учебных и инструктивных занятий с личным составом подразделения. На таких занятиях лицам рядового и младшего начальствующего состава разъясняются особенности применения действующих нормативных документов в аспекте специфики прохождения службы и оперативной обстановки в учреждении, в частности на подкон- трольном им участке. Возможность проведения таких разъяснительных мероприятий, без сомнения, оказывает влияние на повышение уровня правомерности при примене- нии мер безопасности сотрудниками ФСИН России. Для уяснения порядка обеспечения защиты осужденными и лицами, содержащимися под стражей, своих гражданских прав представляется необходимым рассмотреть юридический (гражданско-правовой) аспект данного вопроса в разрезе национального законодательства. Гражданско-правовая сторона рассматриваемой проблемы квалифицируется как специальный деликт, при этом не имеет непосредственного отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации, то есть сотрудники ФСИН России не выделены в ка- честве специального субъекта деяния. Вопрос о необходимости такой конкретизации сотрудников отдельной специфической службы на уровне федерального гражданского законодательства остается открытым, тем не менее имеется достаточно большое коли- чество предпосылок для конкретизации составов правонарушений и ответственности за их совершение сотрудниками УИС в связи со спецификой их деятельности. Определение размера ущерба при причинении вреда сотрудниками УИС России при применении мер безопасности будет осуществляться в общем порядке (ст. 1099-1101 ГК РФ), а проблема утери осужденными (лицами, содержащимися под стражей) трудо- способности при повреждении здоровья в результате неправомерного применения со- трудником ФСИН России физической силы, специальных средств и оружия (либо иных подручных средств) охватывается ст. 1085-1087 ГК РФ. Следует также отметить, что при применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники ФСИН России причиняют пострадавшим лицам не только физи- ческий, но и моральный вред, ответственность за причинение которого определяется § 4 гл. 59 ГК РФ (компенсация морального вреда). Изложенное обусловливает необходимость изучить данный вопрос и каждый из его аспектов более глубоко, соотнести формулировки правовой регламентации меж- дународных, государственных и ведомственных правовых актов в рассматриваемом аспекте, а также изучить опыт зарубежных стран с точки зрения гражданско-правовой ответственности сотрудников пенитенциарных служб за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия. Такая работа будет способствовать созданию теоретической основы для дальнейшей работы по совершенствованию дей- ствующего российского федерального (гражданского и уголовного) и ведомственного законодательства, а также международных правовых актов и в целом создаст допол- нительные предпосылки к гуманизации процесса исполнения уголовного наказания.
Login or Create
* Forgot password?