ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СЛУЖБ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемные аспекты и особенности института гражданско-правовой ответственности сотрудников пенитенциарных служб с точки зрения международного права при применении ими физической силы, специальных средств и оружия. Анализируется механизм правового регулирования данного института с учетом трех правовых уровней: международного, государственного и ведомственного. Определены связи и взаимозависимости этих уровней, в том числе в аспекте деликтных обязательств. Констатируется межотраслевой характер названного института, в том числе в российском законодательстве. Подчеркивается отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации специальных норм, регламентирующих отношения, которые могут возникнуть между сотрудниками уголовно-исполнительной системы как специальными субъектами и лицами, содержащимися в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, а равно иными лицами при исполнении сотрудниками уголовно-исполнительной системы должностных обязанностей с учетом специфики функционирования исправительных учреждений.

Ключевые слова:
гражданско-правовая ответственность, международное право, уголовно-исполнительная система, применение физической силы, специальных средств и оружия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Основные права и свободы человека считаются высшими ценностями в любом со- временном прогрессивном правовом поле, вне зависимости от ветви права: романо- германской (европейское континентальное право), англосаксонской (общее право), му- сульманской или социалистической. Несмотря на то что осужденные и лица, содержащиеся под стражей, являются специ- альным субъектом права и ограничены в ряде прав и свобод (право на свободу пере- движения, право на труд и пр.), факт их содержания в пенитенциарных учреждениях не отменяет эти права полностью: ограничения обусловлены необходимостью обеспе- чения режима в учреждениях, а также исправительным характером самого института исполнения наказаний. За соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, следят не только национальные правоохранительные и контролирующие органы, общественные организации и правозащитники: создано и успешно функционирует множество наднацио нальных институтов, включающих в свой состав представителей стран, объединенных принимаемыми ими международными договорами и соглашениями о взаимодействии. Международные организации, правовые акты которых подписываются представи- телями их государств-членов и ратифицируются (принимаются) в правовом поле этих государств, под своей эгидой создают контролирующие инстанции, осуществляющие мониторинг хода реализации принимаемых международных правовых актов, а также принимающие и рассматривающие жалобы (иски) граждан этих стран при возможном нарушении их гражданами соответствующих международных норм. Исходя из содержания принимаемых международных нормативных актов и интере- сов своих граждан, государства, принявшие соответствующие международные норма- тивные акты, приводят национальное действующее законодательство в соответствие с принятыми международными положениями. В целях интеграции норм национальных правовых актов в практическую деятельность, например, учреждений и органов пени- тенциарных служб, разрабатываются новые (или изменяются либо дорабатываются имеющиеся) ведомственные нормативные документы, регулирующие данное направ- ление деятельности. Таким образом, права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, фактически охраняются тремя рубежами: международным, национальным, ведомственным. Несмотря на такую многоуровневую правовую защиту, практика показывает, что го- сударственные и ведомственные нормативные документы различных стран разнятся между собой и часто носят коллизионный характер относительно принятых этим госу- дарством международных правовых актов. Кроме того, в любой стране при достаточно глубоком рассмотрении можно зафиксировать факты нарушений прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в условиях их нахождения в пенитенциарных учреждениях. Особую опасность в таких случаях представляют нарушения, связанные с применением сотрудниками пенитенциарных служб физической силы, специальных средств и ору- жия, поскольку данные деяния носят повышенную общественную опасность не только в части деликтных обязательств, но и в части жизни и здоровья граждан. Спецификой гражданско-правовой защиты осужденными и лицами, содержащими- ся под стражей, своих прав в случаях неправомерного применения в отношении их со- трудниками пенитенциарных служб физической силы, специальных средств и оружия является специфика содержания в пенитенциарных учреждениях, так как осужденные в силу своего статуса имеют зависимое и в ряде случаев подчиненное положение отно- сительно сотрудников. Вот почему в случаях, когда сотрудники пенитенциарных служб применяют физическую силу, специальные средства или оружие в качестве средств совершения правонарушений, осужденные и лица, содержащиеся под стражей, фак- тически могут иметь меньше возможностей обратиться в государственные и междуна- родные надзирающие органы для защиты своих прав и фиксации причиненного ущерба гражданско-правового характера. Вместе с тем следует отметить, что обратной стороной такого положения часто является злоупотребление осужденными и лицами, содержа- щимися под стражей, своими правами на подачу безосновательных и клеветнических жалоб в отношении сотрудников пенитенциарных служб, в том числе в международные судебные органы. Говоря о защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нельзя забывать и о правах сотрудников пенитенциарных служб, которые при определенном желании и упорстве осужденных (лиц, содержащихся под стражей) могут быть не только опорочены или оклеветаны жалобой, подкрепленной сфальси- фицированными доказательствами, либо иным способом, но и подвергнуты угрозе собственной жизни и здоровью при возникновении конфликтной ситуации, вызванной правонарушением со стороны осужденных (лиц, содержащихся под стражей), повлек- шим за собой обязанность сотрудников применить физическую силу, специальные средства или оружие в соответствии с требованиями закона (ст. 86 УИК РФ). В связи с этим необходимо раскрыть правовой смысл основных положений наднационально- го законодательства в вопросах гражданско-правовой ответственности сотрудников пенитенциарных служб за неправомерное применение физической силы, специаль- ных средств и оружия. С точки зрения международного права фундамент правомерного применения физи- ческой силы, специальных средств и оружия сотрудниками пенитенциарных учреждений при исполнении служебных обязанностей составляют: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (пр. 33, 34, 54); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ст. 3); Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Рекомендация R (82) 17 Комитета министров странам-участницам относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками; Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил (ст. 39, 40, 63.1, 63.2, 63.3). Говоря о международном регулировании рассматриваемого аспекта, следует от- метить, что к критериям правомерности применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками пенитенциарных служб также относится недопустимость совершения действий, квалифицируемых как пытки или жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. С юридической точ- ки зрения совершение сотрудниками пенитенциарных служб перечисленных действий в рамках профессиональных обязанностей будет соответствовать положениям ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., а также положениям Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин- ство видов обращения и наказания. Все перечисленные международные правовые акты имеют прямой или косвенной целью обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан от произвола и нарушения действующего законодательства со стороны сотрудников пенитенциарных служб, обеспечивающих соответствующие функции по поддержанию правопорядка и уполномоченных в определенных (строго регламентированных) случаях на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Отметим, что за широким пластом наднациональных правовых документов, огражда- ющих права и законные интересы осужденных и лиц, содержащихся под стражей, теря- ется практическая составляющая, в особенности касающаяся причинения указанным лицам ущерба гражданско-правового характера. Это объясняется тем, что при причи- нении сотрудниками пенитенциарных служб физической силы, специальных средств и оружия вред гражданско-правового характера представляется менее значимым отно- сительно вреда, который может быть причинен жизни и здоровью. В данном аспекте основной объект правовой охраны международных организаций (защита жизни и здоровья человека) действительно имеет первоочередное значение. При этом следует отметить, что формулировки международных правовых актов носят широкий характер, позволяющий в ряде случаев расширять объект их защиты до мо- ральных и материальных ценностей. Кроме того, отсутствие или низкий уровень нацио- нального законодательства и работающей судебной практики по рассматриваемой проблеме в аспекте гражданских правоотношений усиливает актуальность вопроса защиты осужденными и лицами, содержащимися под стражей, своих гражданских прав в условиях содержания в учреждениях пенитенциарных служб. Таким образом, в целях обеспечения соблюдения международных нормативных актов порядок наступления гражданско-правовой ответственности сотрудников пени- тенциарных служб за вред, причиненный при неправомерном причинении физической силы, специальных средств и оружия, должен быть достаточно подробно раскрыт в на- циональных правовых актах и ведомственных приказах, инструкциях и пр. Например, Российская Федерация реализует в своих нормативных правовых актах положения от- меченных выше международных документов. Принимаемые в РФ положения в части ре- ализации наднациональных норм не противоречат, прежде всего, статьям Конституции РФ, в соответствии с которыми обеспечивается защита прав человека на территории РФ. Кроме того, согласно ст. 1, 2 Конституции РФ Российская Федерация - правовое го- сударство, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В России реализуется принцип верховенства права: действующим в государстве правовым нормам обязаны подчиняться все без исключе- ния государственные органы, общественные объединения, граждане и должностные лица, к числу которых относятся и сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). По состоянию на 5 марта 2018 г. к основным федеральным и ведомственным норма- тивным документам Российской Федерации, регламентирующим основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно- исполнительной системы (УИС) России, относятся: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст. 86); Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 28-31.4); Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 43-47); - Федеральный закон «Об оружии» (ст. 1, 2, 4, 6-8, 10, 11, 19, 22, 24, 27); нормативно-правовые акты Минюста России и ФСИН России, в том числе для слу- жебного пользования. Окончательные указания относительно порядка несения службы, в том числе при- менения физической силы, специальных средств и оружия, даются сотрудникам учреж- дений ФСИН России на инструктажах перед заступлением на службу, а также во время проведения учебных и инструктивных занятий с личным составом подразделения. На таких занятиях лицам рядового и младшего начальствующего состава разъясняются особенности применения действующих нормативных документов в аспекте специфики прохождения службы и оперативной обстановки в учреждении, в частности на подкон- трольном им участке. Возможность проведения таких разъяснительных мероприятий, без сомнения, оказывает влияние на повышение уровня правомерности при примене- нии мер безопасности сотрудниками ФСИН России. Для уяснения порядка обеспечения защиты осужденными и лицами, содержащимися под стражей, своих гражданских прав представляется необходимым рассмотреть юридический (гражданско-правовой) аспект данного вопроса в разрезе национального законодательства. Гражданско-правовая сторона рассматриваемой проблемы квалифицируется как специальный деликт, при этом не имеет непосредственного отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации, то есть сотрудники ФСИН России не выделены в ка- честве специального субъекта деяния. Вопрос о необходимости такой конкретизации сотрудников отдельной специфической службы на уровне федерального гражданского законодательства остается открытым, тем не менее имеется достаточно большое коли- чество предпосылок для конкретизации составов правонарушений и ответственности за их совершение сотрудниками УИС в связи со спецификой их деятельности. Определение размера ущерба при причинении вреда сотрудниками УИС России при применении мер безопасности будет осуществляться в общем порядке (ст. 1099-1101 ГК РФ), а проблема утери осужденными (лицами, содержащимися под стражей) трудо- способности при повреждении здоровья в результате неправомерного применения со- трудником ФСИН России физической силы, специальных средств и оружия (либо иных подручных средств) охватывается ст. 1085-1087 ГК РФ. Следует также отметить, что при применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники ФСИН России причиняют пострадавшим лицам не только физи- ческий, но и моральный вред, ответственность за причинение которого определяется § 4 гл. 59 ГК РФ (компенсация морального вреда). Изложенное обусловливает необходимость изучить данный вопрос и каждый из его аспектов более глубоко, соотнести формулировки правовой регламентации меж- дународных, государственных и ведомственных правовых актов в рассматриваемом аспекте, а также изучить опыт зарубежных стран с точки зрения гражданско-правовой ответственности сотрудников пенитенциарных служб за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия. Такая работа будет способствовать созданию теоретической основы для дальнейшей работы по совершенствованию дей- ствующего российского федерального (гражданского и уголовного) и ведомственного законодательства, а также международных правовых актов и в целом создаст допол- нительные предпосылки к гуманизации процесса исполнения уголовного наказания.
Войти или Создать
* Забыли пароль?