FEATURES OF THE SUBJECT OF CRIMES CONTAINING ADMINISTRATIVE PREJUDICE IN THE CURRENT CRIMINAL LAW OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the theoretical aspects of the legal regulation of a special subject of crimes containing administrative prejudice in the current criminal law, analyzes the existing scientific approaches to the problem under consideration, proposes: the concept of the subject of crimes containing administrative prejudice; addition to the existing in the science of criminal law classification of special subjects of criminal acts; interpretation of the mechanism of re-criminalization of acts with signs of administrative misconduct, which is based on the appearance of the re act, the legal characteristics of malice; the justification of changes to the current wording of article 264.1 of the Criminal code of the Russian Federation.

Keywords:
criminal law, crime, offense, special subject, social danger, administrative pre- clusion, legislative techniques, administrative offense
Text
Publication text (PDF): Read Download

Имеющаяся тенденция к ежегодному расширению в действующем уголовном зако- не России перечня статей, содержащих административную преюдицию, положившая свое начало с изменений редакции ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции), внесенных Федеральным законом от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ, определяет актуальность научной разработки данного правового института. Действующий УК РФ включает в себя 10 статей (ст. 116.1, 151.1, 157, 158.1, 171.4, 212.1, 215.4, 264.1, 284.1, 314.1), юридическая конструкция которых содержит админи- стративную преюдицию, под которой в уголовном праве принято понимать установле- ние уголовной ответственности за деяния, содержащие признаки административного проступка, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию [1, с. 3]. Анализ диспозиций приведенных выше статей позволяет выделить субъекта преступ- ного посягательства в качестве ключевого элемента юридической конструкции состава преступления, содержащего административную преюдицию. Согласно ст. 19 УК РФ общим субъектом преступления является вменяемое физи- ческое лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста, установлен- ного кодексом. Наряду с общим субъектом преступления в науке уголовном праве также имеет- ся понятие специального субъекта преступления, который, по мнению А. В. Галахова [3, с. 38-42], В. И. Сергеева [8, с. 68-72], О. Н. Румянцева [6, с. 139-141] и др., обладает одним либо несколькими дополнительными признаками на момент совершения престу- пления, которые определяют возможность его привлечения к уголовной ответственно- сти по конкретной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Нельзя не согласиться с Ю. В. Тарасовой в том, что наличие признаков специаль- ного субъекта свидетельствует о более высокой степени опасности деяния [9, с. 10]. Таким образом, состав преступления, содержащего административную преюдицию, пре- дусматривает наличие специального субъекта, обладающего дополнительными признака- ми, которые лежат в основе криминализации деяния, отграничивая его от административ- ного проступка. Определение данных признаков имеет ключевое значение для правильной юридической квалификации деяний, имеющих признаки административных проступков. Теоретическая аргументация признаков специального субъекта преступлений, со- держащих административную преюдицию, лежит в основе их нормативной регламента- ции, определяя юридическую конструкцию соответствующих уголовно-правовых норм. В свою очередь, юридическая конструкция уголовно-правовой нормы часто определяет эффективность ее реализации правоприменителем. Так, к числу проблемных вопро- сов реализации института административной преюдиции можно отнести правовую си- туацию, при которой виновный последовательно совершает три деяния с признаками административных проступков, причем на момент совершения последнего срок, в те- чение которого он считается подвергнутым административному наказанию, за первое уже истек, а за повторное виновный привлечен к уголовной ответственности путем применения административной преюдиции и имеет непогашенную судимость. Соглас- но действующему уголовному закону в данном случае за третье деяние, содержащее признаки административного проступка, виновный подлежит административной ответ- ственности, поскольку на момент его совершения он не является лицом, подвергнутым административному наказанию, а соответственно и специальным субъектом преступле- ния, содержащего административную преюдицию. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовые последствия админи- стративного наказания имеют приоритет перед правовыми последствиями уголовного наказания в части криминализации следующего за ним деяния с признаками админи- стративного проступка. Данный вывод требует научного осмысления и оценки. Основанием криминализации повторно совершенного деяния с признаками адми- нистративного проступка выступает появление в нем юридической характеристики злостности, определяющей наличие общественной опасности в личности субъекта повторного деяния. Злостность образуется вследствие повторности совершения про- тивоправных действий лицом, подвергнутым административному наказанию, а в каче- стве общественно опасной личности выступает лицо, подвергнутое административно- му наказанию. Срок, в течение которого физическое лицо является носителем данной юридической характеристики, определяется в ст. 4.6 КоАП РФ и составляет не менее 1 года с момента исполнения административного наказания. Преступления, содержащие административную преюдицию, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 15 УК РФ относятся к категории небольшой тяжести (ст. 116.1, 151.1, 157, 158.1, 171.4, 264.1, 314.1 УК РФ) либо средней тяжести (ст. 212.1, 215.4, 284.1 УК РФ), следовательно, срок погашения судимости по ним составляет 2 года с момента отбытия наказания по преступлениям небольшой тяжести и соответственно 6 лет по преступлениям средней тяжести, что регламентируется в ч. 3 ст. 86 УК РФ. Если исходить из положения о том, что непогашенная судимость лица, осужденно- го за совершение преступления, содержащего административную преюдицию, равно как и подвержение лица административному наказанию, образует признак злостности в повторном деянии с признаками административного проступка, то временной про- межуток, в течение которого устанавливается уголовная ответственность за деяние с признаками административного проступка, увеличивается на срок более чем 2 года либо более 6 лет соответственно, в зависимости от категории преступлений, вида на- значенного уголовного наказания и порядка его отбытия, сроков предварительного рас- следования и судебного рассмотрения дела, а также других обстоятельств. Находим данное положение не отвечающим требованию принципа справедливости (ст. 6 УК РФ), поскольку повторное совершение противоправного деяния спустя 2 года, а тем более 6 лет после совершения первого не может свидетельствовать об общественной опасно- сти личности, характеризующейся ее злостностью, выступающей в качестве основания для криминализации повторного деяния с признаками административного проступка. Таким образом, повторное деяние с признаками административного проступка может считаться злостным лишь при его совершении в период, в течение которого лицо счита- ется подвергнутым административному наказанию за совершение административного проступка, аналогичного, тождественного либо однородного административному проступ- ку, признаки которого содержатся в повторно совершенном деянии. Увеличение данного временного промежутка с включением в него срока судимости, на наш взгляд, является необоснованным расширением сферы применения уголовного закона. Вместе с тем ст. 264.1 УК РФ содержит положение об установлении уголовной от- ветственности за деяние с признаками административного проступка, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ. Данное положение устанавливает криминообразующее зна- чение судимости при совершении повторного деяния с признаками административно- го проступка. Из анализа данной статьи следует, что лицо, осужденное по ч. 6 ст. 264 УК РФ к 9 годам лишения свободы (согласно верхнему пределу санкции данной право- вой нормы), будет считаться судимым в течение 6 лет с момента отбытия им наказания. В данном случае период, когда лицо считается общественно опасной личностью, может составлять до 15 лет, во время которых совершение им деяния с признаками админи- стративного проступка относится законодателем к числу преступных. Таким образом, субъектом преступления, содержащего административную преюди- цию, является вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения престу- пления возраста, установленного УК РФ, подвергнутое административному наказанию. В науке уголовного права имеются различные классификации специальных субъектов. К числу первых можно отнести классификацию, предложенную в 1968 г. Н. С. Лейкиной, Н. П. Грабовской, подразделявшую специальных субъектов на следующие группы, по критериям: 1) государственно-правовое положение лица; 2) профессиональное поло- жение; 3) должностное положение, особые качества выполняемой работы; 4) демогра- фические признаки [4, с. 35-105]. Позднее, в 1977 г., Р. О. Орымбаевым данная классификация была изменена в части исключения профессионального положения как критерия образования группы специальных субъектов и выделения вместо нее группы, объединившей специальных субъ- ектов по признакам, характеризующим лицо, занимавшееся в прошлом антисоциальной деятельностью, а также наличию повторности преступления [5, с. 200]. В последующем классификация специальных субъектов значительно усложнилась. Так, в 1999 г. Г. Н. Борзенков выделял три основные группы, характеризующие: 1) со- циальную роль и правовое положение субъекта; 2) физические свойства лица, совер- шившего преступление; 3) взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Обозначенные в качестве основных группы Г. Н. Борзенков разделяет на подгруппы, объединяющие специальных субъектов преступлений по следующим характеристикам: гражданство; должностное положение лица; отношение к военной службе; участие в судебном про- цессе; отбытие наказания, арест либо предварительное заключение; судимость; воз- раст; пол; состояние здоровья и трудоспособности; родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами; служебные и иные отношения [2, с. 284]. К числу наиболее полных и объективных классификаций специальных субъектов в теории уголовного права на современном этапе, на наш взгляд, можно отнести класси- фикацию С. А. Семенова, который предлагает выделить 7 групп специальных субъектов: 1) по физическим свойствам; 2) родственным отношениям; 3) должностному положе- нию; 4) наличию ответственности за соблюдение правил безопасности; 5) гражданству; участию в судебном процессе; 7) отношению к воинской службе [7, с. 16]. Наличие в действующем уголовном законе статей, содержащих административную преюдицию, делает возможным дополнение имеющихся в науке уголовного права клас- сификаций специальных субъектов новой группой - лица, подвергнутые администра- тивному наказанию. Таким образом, можно прийти к следующим выводам: Субъектом преступления, содержащего административную преюдицию, явля- ется вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступле- ния возраста, установленного настоящим УК РФ, подвергнутое административному наказанию. Имеющаяся в науке уголовного права классификация специальных субъектов преступлений может быть дополнена новой группой - лица, подвергнутые администра- тивному наказанию. Необходимо внести изменения в диспозицию ст. 264.1 УК РФ путем исключения из нее положений о правовых последствиях судимости за преступления, предусмотренные ч. 2, 4, 6 ст. 264, ст. 264.4 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Неоднократное управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. Примечание. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транс- портным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается совер- шенным неоднократно, если совершено лицом, подвергнутым административному на- казанию за совершение административного проступка, предусмотренного частями 1, 3 статьи 12.8 настоящего Кодекса или статьей 12.26 настоящего Кодекса».
References

1. Bahrah D. N. Administrativnaya otvetstvennost' grazhdan v SSSR : ucheb. posobie. Sverdlovsk, 1989. 204 s

2. Borzenkov G. N. Special'nyy sub'ekt prestupleniya // Kurs ugolovnogo prava : v 5 t. / pod red. N. F. Kuznecovoy, I. M. Tyazhkovoy. M., 1999. T. 1. 624 s

3. Galahov A. V. Voprosy kvalifikacii prestupleniy i ego tolkovanie v sudebnoy praktike // Rossiyskaya yusticiya. 2008. № 2. S. 38-42

4. Leykina N. S., Grabovskaya N. P. Sub'ekt prestupleniya // Kurs sovetskogo ugolovnogo prava. Chast' Obschaya. M., 1968. 418 s

5. Orymbaev R. O. Special'nyy sub'ekt prestupleniya. Alma-Ata, 1977. 152 s

6. Rumyancev O. N. Ponyatiya i kvalificiruyuschie priznaki sub'ekta prestupleniya, predusmotrennogo st. 315 UK RF // Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki. 2007. № 1. S. 139-141

7. Semenov S. A. Special'nyy sub'ekt prestupleniya v ugolovnom prave : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 1999. 24 s

8. Sergeev V. I. Sub'ekt i sub'ektivnaya storona nalogovogo prestupleniya // Pravo i ekonomika. 2001. № 2. S. 68-72

9. Tarasova Yu. V. Special'nyy sub'ekt prestupleniya i ego znachenie v ugolovnom prave : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2001. 31 s

Login or Create
* Forgot password?