ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ПРЕЮДИЦИЮ, В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются теоретические аспекты правовой регламентации специального субъекта преступлений, содержащих административную преюдицию в действующем уголовном законе, проводится анализ имеющихся научных подходов к рассматриваемой проблеме, предлагаются: понятие субъекта преступлений, содержащих административную преюдицию; дополнение к имеющейся в науке уголовного права классификации специальных субъектов преступных деяний; интерпретация механизма криминализации повторного деяния с признаками административного проступка, основу которого составляет появление в повторном деянии юридической характеристики злостности; обоснование изменений в действующую редакцию статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова:
уголовный закон, преступление, состав преступления, специальный субъект, общественная опасность, административная преюдиция, законодательная техника, административное правонарушение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Имеющаяся тенденция к ежегодному расширению в действующем уголовном зако- не России перечня статей, содержащих административную преюдицию, положившая свое начало с изменений редакции ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции), внесенных Федеральным законом от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ, определяет актуальность научной разработки данного правового института. Действующий УК РФ включает в себя 10 статей (ст. 116.1, 151.1, 157, 158.1, 171.4, 212.1, 215.4, 264.1, 284.1, 314.1), юридическая конструкция которых содержит админи- стративную преюдицию, под которой в уголовном праве принято понимать установле- ние уголовной ответственности за деяния, содержащие признаки административного проступка, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию [1, с. 3]. Анализ диспозиций приведенных выше статей позволяет выделить субъекта преступ- ного посягательства в качестве ключевого элемента юридической конструкции состава преступления, содержащего административную преюдицию. Согласно ст. 19 УК РФ общим субъектом преступления является вменяемое физи- ческое лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста, установлен- ного кодексом. Наряду с общим субъектом преступления в науке уголовном праве также имеет- ся понятие специального субъекта преступления, который, по мнению А. В. Галахова [3, с. 38-42], В. И. Сергеева [8, с. 68-72], О. Н. Румянцева [6, с. 139-141] и др., обладает одним либо несколькими дополнительными признаками на момент совершения престу- пления, которые определяют возможность его привлечения к уголовной ответственно- сти по конкретной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Нельзя не согласиться с Ю. В. Тарасовой в том, что наличие признаков специаль- ного субъекта свидетельствует о более высокой степени опасности деяния [9, с. 10]. Таким образом, состав преступления, содержащего административную преюдицию, пре- дусматривает наличие специального субъекта, обладающего дополнительными признака- ми, которые лежат в основе криминализации деяния, отграничивая его от административ- ного проступка. Определение данных признаков имеет ключевое значение для правильной юридической квалификации деяний, имеющих признаки административных проступков. Теоретическая аргументация признаков специального субъекта преступлений, со- держащих административную преюдицию, лежит в основе их нормативной регламента- ции, определяя юридическую конструкцию соответствующих уголовно-правовых норм. В свою очередь, юридическая конструкция уголовно-правовой нормы часто определяет эффективность ее реализации правоприменителем. Так, к числу проблемных вопро- сов реализации института административной преюдиции можно отнести правовую си- туацию, при которой виновный последовательно совершает три деяния с признаками административных проступков, причем на момент совершения последнего срок, в те- чение которого он считается подвергнутым административному наказанию, за первое уже истек, а за повторное виновный привлечен к уголовной ответственности путем применения административной преюдиции и имеет непогашенную судимость. Соглас- но действующему уголовному закону в данном случае за третье деяние, содержащее признаки административного проступка, виновный подлежит административной ответ- ственности, поскольку на момент его совершения он не является лицом, подвергнутым административному наказанию, а соответственно и специальным субъектом преступле- ния, содержащего административную преюдицию. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовые последствия админи- стративного наказания имеют приоритет перед правовыми последствиями уголовного наказания в части криминализации следующего за ним деяния с признаками админи- стративного проступка. Данный вывод требует научного осмысления и оценки. Основанием криминализации повторно совершенного деяния с признаками адми- нистративного проступка выступает появление в нем юридической характеристики злостности, определяющей наличие общественной опасности в личности субъекта повторного деяния. Злостность образуется вследствие повторности совершения про- тивоправных действий лицом, подвергнутым административному наказанию, а в каче- стве общественно опасной личности выступает лицо, подвергнутое административно- му наказанию. Срок, в течение которого физическое лицо является носителем данной юридической характеристики, определяется в ст. 4.6 КоАП РФ и составляет не менее 1 года с момента исполнения административного наказания. Преступления, содержащие административную преюдицию, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 15 УК РФ относятся к категории небольшой тяжести (ст. 116.1, 151.1, 157, 158.1, 171.4, 264.1, 314.1 УК РФ) либо средней тяжести (ст. 212.1, 215.4, 284.1 УК РФ), следовательно, срок погашения судимости по ним составляет 2 года с момента отбытия наказания по преступлениям небольшой тяжести и соответственно 6 лет по преступлениям средней тяжести, что регламентируется в ч. 3 ст. 86 УК РФ. Если исходить из положения о том, что непогашенная судимость лица, осужденно- го за совершение преступления, содержащего административную преюдицию, равно как и подвержение лица административному наказанию, образует признак злостности в повторном деянии с признаками административного проступка, то временной про- межуток, в течение которого устанавливается уголовная ответственность за деяние с признаками административного проступка, увеличивается на срок более чем 2 года либо более 6 лет соответственно, в зависимости от категории преступлений, вида на- значенного уголовного наказания и порядка его отбытия, сроков предварительного рас- следования и судебного рассмотрения дела, а также других обстоятельств. Находим данное положение не отвечающим требованию принципа справедливости (ст. 6 УК РФ), поскольку повторное совершение противоправного деяния спустя 2 года, а тем более 6 лет после совершения первого не может свидетельствовать об общественной опасно- сти личности, характеризующейся ее злостностью, выступающей в качестве основания для криминализации повторного деяния с признаками административного проступка. Таким образом, повторное деяние с признаками административного проступка может считаться злостным лишь при его совершении в период, в течение которого лицо счита- ется подвергнутым административному наказанию за совершение административного проступка, аналогичного, тождественного либо однородного административному проступ- ку, признаки которого содержатся в повторно совершенном деянии. Увеличение данного временного промежутка с включением в него срока судимости, на наш взгляд, является необоснованным расширением сферы применения уголовного закона. Вместе с тем ст. 264.1 УК РФ содержит положение об установлении уголовной от- ветственности за деяние с признаками административного проступка, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ. Данное положение устанавливает криминообразующее зна- чение судимости при совершении повторного деяния с признаками административно- го проступка. Из анализа данной статьи следует, что лицо, осужденное по ч. 6 ст. 264 УК РФ к 9 годам лишения свободы (согласно верхнему пределу санкции данной право- вой нормы), будет считаться судимым в течение 6 лет с момента отбытия им наказания. В данном случае период, когда лицо считается общественно опасной личностью, может составлять до 15 лет, во время которых совершение им деяния с признаками админи- стративного проступка относится законодателем к числу преступных. Таким образом, субъектом преступления, содержащего административную преюди- цию, является вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения престу- пления возраста, установленного УК РФ, подвергнутое административному наказанию. В науке уголовного права имеются различные классификации специальных субъектов. К числу первых можно отнести классификацию, предложенную в 1968 г. Н. С. Лейкиной, Н. П. Грабовской, подразделявшую специальных субъектов на следующие группы, по критериям: 1) государственно-правовое положение лица; 2) профессиональное поло- жение; 3) должностное положение, особые качества выполняемой работы; 4) демогра- фические признаки [4, с. 35-105]. Позднее, в 1977 г., Р. О. Орымбаевым данная классификация была изменена в части исключения профессионального положения как критерия образования группы специальных субъектов и выделения вместо нее группы, объединившей специальных субъ- ектов по признакам, характеризующим лицо, занимавшееся в прошлом антисоциальной деятельностью, а также наличию повторности преступления [5, с. 200]. В последующем классификация специальных субъектов значительно усложнилась. Так, в 1999 г. Г. Н. Борзенков выделял три основные группы, характеризующие: 1) со- циальную роль и правовое положение субъекта; 2) физические свойства лица, совер- шившего преступление; 3) взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Обозначенные в качестве основных группы Г. Н. Борзенков разделяет на подгруппы, объединяющие специальных субъектов преступлений по следующим характеристикам: гражданство; должностное положение лица; отношение к военной службе; участие в судебном про- цессе; отбытие наказания, арест либо предварительное заключение; судимость; воз- раст; пол; состояние здоровья и трудоспособности; родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами; служебные и иные отношения [2, с. 284]. К числу наиболее полных и объективных классификаций специальных субъектов в теории уголовного права на современном этапе, на наш взгляд, можно отнести класси- фикацию С. А. Семенова, который предлагает выделить 7 групп специальных субъектов: 1) по физическим свойствам; 2) родственным отношениям; 3) должностному положе- нию; 4) наличию ответственности за соблюдение правил безопасности; 5) гражданству; участию в судебном процессе; 7) отношению к воинской службе [7, с. 16]. Наличие в действующем уголовном законе статей, содержащих административную преюдицию, делает возможным дополнение имеющихся в науке уголовного права клас- сификаций специальных субъектов новой группой - лица, подвергнутые администра- тивному наказанию. Таким образом, можно прийти к следующим выводам: Субъектом преступления, содержащего административную преюдицию, явля- ется вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступле- ния возраста, установленного настоящим УК РФ, подвергнутое административному наказанию. Имеющаяся в науке уголовного права классификация специальных субъектов преступлений может быть дополнена новой группой - лица, подвергнутые администра- тивному наказанию. Необходимо внести изменения в диспозицию ст. 264.1 УК РФ путем исключения из нее положений о правовых последствиях судимости за преступления, предусмотренные ч. 2, 4, 6 ст. 264, ст. 264.4 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Неоднократное управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. Примечание. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транс- портным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается совер- шенным неоднократно, если совершено лицом, подвергнутым административному на- казанию за совершение административного проступка, предусмотренного частями 1, 3 статьи 12.8 настоящего Кодекса или статьей 12.26 настоящего Кодекса».
Список литературы

1. Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР : учеб. пособие. Свердловск, 1989. 204 с

2. Борзенков Г. Н. Специальный субъект преступления // Курс уголовного права : в 5 т. / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 1999. Т. 1. 624 с

3. Галахов А. В. Вопросы квалификации преступлений и его толкование в судебной практике // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 38-42

4. Лейкина Н. С., Грабовская Н. П. Субъект преступления // Курс советского уголовного права. Часть Общая. М., 1968. 418 с

5. Орымбаев Р. О. Специальный субъект преступления. Алма-Ата, 1977. 152 с

6. Румянцев О. Н. Понятия и квалифицирующие признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 1. С. 139-141

7. Семенов С. А. Специальный субъект преступления в уголовном праве : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. 24 с

8. Сергеев В. И. Субъект и субъективная сторона налогового преступления // Право и экономика. 2001. № 2. С. 68-72

9. Тарасова Ю. В. Специальный субъект преступления и его значение в уголовном праве : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 31 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?