THE PROBLEM OF PROGNOSTIC DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURE OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The ar ticle deals with the problem of prognostic development of ped- agogical culture of teachers, substantiates the relevance of its study at the present stage of development of educational institutions of higher education of the Federal penitentiar y ser vice, which is due to the presence of a number of contradictions. The system of contradictions revealed by us formed the basis of the formulation of the sci- entific problem of research, goal setting, hypothesis, object and subject of research. Based on the hypothesis of the study, a set of theoretical, conceptual and methodo- logically sound theses on the stated topic is presented. In accordance with the prob- lem, purpose, object, subject and hypothesis of the study raises a number of problems requiring urgent resolution in the field of increase of level of pedagogical culture and competence of the persons carr ying out the training, education and development of students in educational institutions of Federal ser vice of execution of punishments, and persons ser ving sentences in places of deprivation of liber ty.

Keywords:
educational organization, teacher, pedagogical culture, prognostic de- velopment, professional activity, pedagogical model, higher education, psychological suppor t
Text
Text (PDF): Read Download

Педагогическая культура преподавателей в системе высшего образования выступает как сложный многоуровневый продукт взаимоотношений общества, культуры, техники и человека. Она представляет собой интегральную характеристику личности, отражает понимание значения профессиональной деятельности для собственных и общественных целей, разнообразные стороны и особенности прогностического развития, поведения и самого бытия человека [1, 2, 4]. Современность поставила перед системой высшего образования, в том числе во- енного образования силовых структур, важные проблемы, одной из которых является прогнозирование развития ее элементов и деятельности основных субъектов в изменя- ющемся образовательном и культурном пространстве (А. В. Барабанщиков, А. А. Бода- лев, А. А. Доркач, Г. А. Жаркова, В. Г. Зазыкин, Н. И. Калаков, Е. А. Климов, Т. В. Кирил- лова, Л. Г. Лаптев, И. А. Липский, В. Г. Михайловский, Н. Д. Никандров и др.). В связи с этим возрастают роль и значение прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования, представляющей собой совокупность идей, подходов, принципов, методов, технологий, прогностического развития личности в процессе достижений вершин профессионализма в различных условиях [5]. Анализ научных публикаций показал, что прогностическое развитие педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России не рассмат- ривалось, исследования условий его реализации на разных ступенях образования не проводились. Актуальность нашего исследования обусловливается также наличием противоречий: между требованиями общества к качеству образования, практике использования прогностических подходов, принципов, методов, технологий и средств и недостаточ- ной разработанностью теорий, концепций и методологий, направленных на развитие педагогической культуры преподавателей, а также мониторинга как индикатора такого развития в системе высшего образования; потенциальной возможностью системы высшего образования осуществлять про- гностическую подготовку обучаемых и неразработанностью учебников, пособий и ме- тодических комплексов и педагогических условий, обеспечивающих прогностическое развитие педагогической культуры личности с учетом опережающего содержания об- разования на разных его ступенях; современными требованиями теорий, концепций, методологии и практики фор- мирования общей и профессиональной культуры личности в условиях глобальной ин- форматизации общества и необходимостью использования в системе традиционных подходов новых эффективных прогностических подходов, принципов, методов, техно- логий и средств воздействия на педагогический состав и обучаемых, способствующих прогнозированию развития их педагогической культуры на всех ступенях профессио- нальной деятельности в системе образования; стремлением преподавателей реализовать свой интеллектуально-прогностиче- ский потенциал, способности, компетентность и отсутствием педагогической модели прогностического развития педагогической культуры на основе прогностического под- хода в системе высшего образования ФСИН России; используемыми традиционными технологиями развития педагогической культуры преподавателей и возможностями повышения их эффективности за счет наполнения содержания проектированием, моделированием педагогических задач, ситуаций, спо- собствующих прогностическому развитию профессионального мастерства и рефлексии личности при взаимодействии в культурно-образовательном пространстве, экстрапо- ляции ее дальнейшего развития. Актуальность данной крупной проблемы, неразработанность концепции и методо- логии прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России, а также потребность практики его реализации на всех ступенях образования создают условия для организации и проведения экспери- ментального исследования [3]. Выявленная совокупность противоречий позволила сформулировать научную про- блему исследования: каковы теоретические, концептуальные, методологические и тех- нологические основы проблемы реализации прогностических подходов, принципов, методов, средств к развитию педагогической культуры преподавателя в системе выс- шего образования ФСИН России, отвечающего современным потребностям общества. Цель нашего исследования: на основе историко-педагогического анализа и опыта проблемы прогностического развития педагогической культуры дать теоретическое, концептуальное, методологическое обоснование прогностического подхода, принципа, метода, технологии к развитию педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России; выявить тенденции, закономерности и обосновать прогностическую модель прогностического развития педагогической культуры препода- вателей, раскрыть сущностно-содержательную характеристику, роль и место в системе традиционных подходов к формированию педагогической культуры личности, выявить основные направления и педагогические условия его совершенствования в современ- ном образовательно-культурном пространстве. В качестве гипотезы нашего исследования служит предположение о том, что реали- зация теории, концепции и методологии прогностического подхода к развитию педаго- гической культуры преподавателей в системе образовательных организаций высшего образования ФСИН России будет способствовать: совершенствованию системы образовательных организаций в межкультурном пространстве; интеграции и развитию прогностических, духовно-нравственных, адаптационных, коммуникативных способностей и качеств творческой личности; развитию поэтапного достижения вершин профессионализма и педагогической культуры преподавателей. Объектом исследования является развитие педагогической культуры преподавателя в системе высшего образования ФСИН России. Предмет исследования: концепция прогностического развития педагогической куль- туры преподавателя и концептуально-методологические основы ее практической ре- ализации; прогностические подходы, принципы, методы и технологии к развитию пе- дагогической культуры преподавателя в системе высшего образования ФСИН России. Исходя из гипотезы исследования нами выдвигается совокупность теоретических, концептуально и методологически обоснованных тезисов: выявление основных проблем и противоречий, факторов, закономерностей, эта- пов и механизмов прогностического развития педагогической культуры преподавателя связано с эволюцией общества и организацией прогностического подхода, принципа, метода и технологии к развитию педагогической культуры преподавателя в образова- тельно-культурном пространстве; теоретико-концептуальное и методологическое обоснование проблемы реализа- ции прогностического подхода, принципа, метода и технологии к развитию педагогиче- ской культуры педагога связано с аргументированием и обоснованием необходимости его использования, выявлением его роли и места в системе традиционных подходов и определением сущности и содержания дефиниции «прогностический подход» в куль- турном и образовательном пространстве; проектирование педагогической модели прогностического развития педагогиче- ской культуры преподавателя на основе концепции и методологии прогнозирования отражает цель, задачи, специфику организации содержания и педагогической дея- тельности, возможности реализации прогностической технологии, критериальный и диагностический аппарат исследуемого процесса, разрабатываемый для оценки его результативности; в ходе опытно-экспериментального обоснования результатов исследования должны быть предложены методы педагогических измерений и показатели динамики процесса поэтапного развития педагогической культуры преподавателя на основе прогностиче- ского подхода и принципа, а также выявлены основные тенденции и педагогические условия его эффективности; для совершенствования прогностического развития педагогической культуры пре- подавателя на основе прогностического подхода и принципа необходимо определить основные тенденции и наиболее значимые направления его реализации на разных сту- пенях образования с учетом федеральных государственных стандартов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследова- ния предполагается решить следующие задачи: На основе проведенного историко-педагогического анализа проблемы станов- ления и развития педагогической культуры преподавателя в образовании определить факторы, закономерности, этапы, тенденции и обосновать влияние современных под- ходов, методов, технологий на развитие педагогической культуры личности в системе высшего образования ФСИН России. Раскрыть общие характеристики, ценности системы высшего образования и кон- цептуальные основы прогностического развития педагогической культуры преподава- телей ФСИН России. Обосновать специфику и структуру педагогической культуры, раскрыть сущностно- содержательную характеристику прогностического подхода как совокупности идей, принципов, методов и технологий развития педагогической культуры педагогов и выя- вить его роль и место в системе традиционных подходов, используемых в образовании ФСИН России. Разработать модель и программу прогностического развития педагогической куль- туры преподавателей на основе прогностического подхода и раскрыть условия ее эф- фективной реализации в системе высшего образования ФСИН России. Разработать модель диагностики и самодиагностики становления и развития пе- дагогической культуры преподавателя на основе прогностического подхода, обосно- вать использование математических методов педагогических измерений для оценки и прогнозирования их эффективности. Дать опытно-экспериментальное обоснование результативности процесса раз- вития педагогической культуры преподавателей с использованием прогностического подхода, модели и программы на разных ступенях образования и самообразования в системе ФСИН России. Выявить основные направления и педагогические условия эффективности ста- новления и развития педагогической культуры преподавателя на основе прогностиче- ского подхода. Разработать научно обоснованные методологические и методические рекомен- дации по эффективному развитию педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России. Интенсивные преобразования, происходящие в системе образования и культуры в обществе, ускоряемые возрастающим потоком данных, их обработкой и использовани- ем, привели к повышению эффективности педагогического труда, изменили характер высшего образования, повысили требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно- исполнительной системы, в том числе осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, вызвали необходимость прогно- стического развития и саморазвития профессорско-преподавательского состава на протяжении всей последующей жизни [6].
References

1. Shatohina L. V. K voprosu o formirovanii kommunikativnoy kul'tury kursantov Akademii FSIN Rossii // Nauchnoe obespechenie psihologo-pedagogicheskoy i social'noy raboty v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme : sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyaschennoy 25-letiyu so dnya obrazovaniya psihologicheskoy sluzhby ugolovno- ispolnitel'noy sistemy (Ryazan', 31 marta 2017 g.) / pod obsch. red. D. V. Sochivko. Ryazan', 2017. S. 381-388

2. Shatohina L. V., Shatohin D. D. Psihologo-pedagogicheskaya ocenka mezhlichnostnyh otnosheniy v uchebnyh kollektivah obrazovatel'nyh organizaciy FSIN Rossii s ispol'zovaniem metodov integral'noy diagnostiki // Global'nyy nauchnyy potencial. 2016. № 11(68). S. 12-14

3. Shatohina L. V. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii kak sredstvo optimizacii uchebno-vospitatel'noy raboty s kursantami obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya FSIN Rossii // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. 2017. № 10(185). S. 35-39

4. Romanov A. A., Sbitneva N. N., Shatohina L. V. Ideya integral'nosti v istorii pedagogicheskoy mysli // Pedagogicheskie podvizhniki v perelomnye epohi HH veka : izbr. nauch. st. i ocherki. Ryazan', 2017. S. 476-492

5. Shatohina L. V., Kalashnikova M. M. Mezhlichnostnye otnosheniya kursantov obrazovatel'nyh organizaciy FSIN Rossii v psihologicheskom izmerenii // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2017. № 2. S. 80-85

6. Kalashnikova M. M., Kalashnikova T. V. Teoreticheskie podhody k organizacii psihologicheskogo soprovozhdeniya nesovershennoletnih osuzhdennyh // Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya nakazaniy : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ryazan', 24-25 noyab. 2016 g.) : v 2 t. Ryazan', 2016. S. 810-813

Login or Create
* Forgot password?