Text (PDF):
Read
Download
Педагогическая культура преподавателей в системе высшего образования выступает как сложный многоуровневый продукт взаимоотношений общества, культуры, техники и человека. Она представляет собой интегральную характеристику личности, отражает понимание значения профессиональной деятельности для собственных и общественных целей, разнообразные стороны и особенности прогностического развития, поведения и самого бытия человека [1, 2, 4]. Современность поставила перед системой высшего образования, в том числе во- енного образования силовых структур, важные проблемы, одной из которых является прогнозирование развития ее элементов и деятельности основных субъектов в изменя- ющемся образовательном и культурном пространстве (А. В. Барабанщиков, А. А. Бода- лев, А. А. Доркач, Г. А. Жаркова, В. Г. Зазыкин, Н. И. Калаков, Е. А. Климов, Т. В. Кирил- лова, Л. Г. Лаптев, И. А. Липский, В. Г. Михайловский, Н. Д. Никандров и др.). В связи с этим возрастают роль и значение прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования, представляющей собой совокупность идей, подходов, принципов, методов, технологий, прогностического развития личности в процессе достижений вершин профессионализма в различных условиях [5]. Анализ научных публикаций показал, что прогностическое развитие педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России не рассмат- ривалось, исследования условий его реализации на разных ступенях образования не проводились. Актуальность нашего исследования обусловливается также наличием противоречий: между требованиями общества к качеству образования, практике использования прогностических подходов, принципов, методов, технологий и средств и недостаточ- ной разработанностью теорий, концепций и методологий, направленных на развитие педагогической культуры преподавателей, а также мониторинга как индикатора такого развития в системе высшего образования; потенциальной возможностью системы высшего образования осуществлять про- гностическую подготовку обучаемых и неразработанностью учебников, пособий и ме- тодических комплексов и педагогических условий, обеспечивающих прогностическое развитие педагогической культуры личности с учетом опережающего содержания об- разования на разных его ступенях; современными требованиями теорий, концепций, методологии и практики фор- мирования общей и профессиональной культуры личности в условиях глобальной ин- форматизации общества и необходимостью использования в системе традиционных подходов новых эффективных прогностических подходов, принципов, методов, техно- логий и средств воздействия на педагогический состав и обучаемых, способствующих прогнозированию развития их педагогической культуры на всех ступенях профессио- нальной деятельности в системе образования; стремлением преподавателей реализовать свой интеллектуально-прогностиче- ский потенциал, способности, компетентность и отсутствием педагогической модели прогностического развития педагогической культуры на основе прогностического под- хода в системе высшего образования ФСИН России; используемыми традиционными технологиями развития педагогической культуры преподавателей и возможностями повышения их эффективности за счет наполнения содержания проектированием, моделированием педагогических задач, ситуаций, спо- собствующих прогностическому развитию профессионального мастерства и рефлексии личности при взаимодействии в культурно-образовательном пространстве, экстрапо- ляции ее дальнейшего развития. Актуальность данной крупной проблемы, неразработанность концепции и методо- логии прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России, а также потребность практики его реализации на всех ступенях образования создают условия для организации и проведения экспери- ментального исследования [3]. Выявленная совокупность противоречий позволила сформулировать научную про- блему исследования: каковы теоретические, концептуальные, методологические и тех- нологические основы проблемы реализации прогностических подходов, принципов, методов, средств к развитию педагогической культуры преподавателя в системе выс- шего образования ФСИН России, отвечающего современным потребностям общества. Цель нашего исследования: на основе историко-педагогического анализа и опыта проблемы прогностического развития педагогической культуры дать теоретическое, концептуальное, методологическое обоснование прогностического подхода, принципа, метода, технологии к развитию педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России; выявить тенденции, закономерности и обосновать прогностическую модель прогностического развития педагогической культуры препода- вателей, раскрыть сущностно-содержательную характеристику, роль и место в системе традиционных подходов к формированию педагогической культуры личности, выявить основные направления и педагогические условия его совершенствования в современ- ном образовательно-культурном пространстве. В качестве гипотезы нашего исследования служит предположение о том, что реали- зация теории, концепции и методологии прогностического подхода к развитию педаго- гической культуры преподавателей в системе образовательных организаций высшего образования ФСИН России будет способствовать: совершенствованию системы образовательных организаций в межкультурном пространстве; интеграции и развитию прогностических, духовно-нравственных, адаптационных, коммуникативных способностей и качеств творческой личности; развитию поэтапного достижения вершин профессионализма и педагогической культуры преподавателей. Объектом исследования является развитие педагогической культуры преподавателя в системе высшего образования ФСИН России. Предмет исследования: концепция прогностического развития педагогической куль- туры преподавателя и концептуально-методологические основы ее практической ре- ализации; прогностические подходы, принципы, методы и технологии к развитию пе- дагогической культуры преподавателя в системе высшего образования ФСИН России. Исходя из гипотезы исследования нами выдвигается совокупность теоретических, концептуально и методологически обоснованных тезисов: выявление основных проблем и противоречий, факторов, закономерностей, эта- пов и механизмов прогностического развития педагогической культуры преподавателя связано с эволюцией общества и организацией прогностического подхода, принципа, метода и технологии к развитию педагогической культуры преподавателя в образова- тельно-культурном пространстве; теоретико-концептуальное и методологическое обоснование проблемы реализа- ции прогностического подхода, принципа, метода и технологии к развитию педагогиче- ской культуры педагога связано с аргументированием и обоснованием необходимости его использования, выявлением его роли и места в системе традиционных подходов и определением сущности и содержания дефиниции «прогностический подход» в куль- турном и образовательном пространстве; проектирование педагогической модели прогностического развития педагогиче- ской культуры преподавателя на основе концепции и методологии прогнозирования отражает цель, задачи, специфику организации содержания и педагогической дея- тельности, возможности реализации прогностической технологии, критериальный и диагностический аппарат исследуемого процесса, разрабатываемый для оценки его результативности; в ходе опытно-экспериментального обоснования результатов исследования должны быть предложены методы педагогических измерений и показатели динамики процесса поэтапного развития педагогической культуры преподавателя на основе прогностиче- ского подхода и принципа, а также выявлены основные тенденции и педагогические условия его эффективности; для совершенствования прогностического развития педагогической культуры пре- подавателя на основе прогностического подхода и принципа необходимо определить основные тенденции и наиболее значимые направления его реализации на разных сту- пенях образования с учетом федеральных государственных стандартов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследова- ния предполагается решить следующие задачи: На основе проведенного историко-педагогического анализа проблемы станов- ления и развития педагогической культуры преподавателя в образовании определить факторы, закономерности, этапы, тенденции и обосновать влияние современных под- ходов, методов, технологий на развитие педагогической культуры личности в системе высшего образования ФСИН России. Раскрыть общие характеристики, ценности системы высшего образования и кон- цептуальные основы прогностического развития педагогической культуры преподава- телей ФСИН России. Обосновать специфику и структуру педагогической культуры, раскрыть сущностно- содержательную характеристику прогностического подхода как совокупности идей, принципов, методов и технологий развития педагогической культуры педагогов и выя- вить его роль и место в системе традиционных подходов, используемых в образовании ФСИН России. Разработать модель и программу прогностического развития педагогической куль- туры преподавателей на основе прогностического подхода и раскрыть условия ее эф- фективной реализации в системе высшего образования ФСИН России. Разработать модель диагностики и самодиагностики становления и развития пе- дагогической культуры преподавателя на основе прогностического подхода, обосно- вать использование математических методов педагогических измерений для оценки и прогнозирования их эффективности. Дать опытно-экспериментальное обоснование результативности процесса раз- вития педагогической культуры преподавателей с использованием прогностического подхода, модели и программы на разных ступенях образования и самообразования в системе ФСИН России. Выявить основные направления и педагогические условия эффективности ста- новления и развития педагогической культуры преподавателя на основе прогностиче- ского подхода. Разработать научно обоснованные методологические и методические рекомен- дации по эффективному развитию педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России. Интенсивные преобразования, происходящие в системе образования и культуры в обществе, ускоряемые возрастающим потоком данных, их обработкой и использовани- ем, привели к повышению эффективности педагогического труда, изменили характер высшего образования, повысили требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно- исполнительной системы, в том числе осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, вызвали необходимость прогно- стического развития и саморазвития профессорско-преподавательского состава на протяжении всей последующей жизни [6].