ПРОБЛЕМА ПРОГНОСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема прогностического развития педагогической культуры преподавателей, обосновывается актуальность ее изучения на современном этапе развития образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, которая обусловливается наличием целого ряда противоречий. Выявленная нами система противоречий легла в основу формулировки научной проблемы исследования, постановки цели, выдвижения гипотезы, выделения объекта и предмета исследования. Исходя из гипотезы исследования презентуется совокупность теоретических, концептуально и методологически обоснованных тезисов по заявленной теме. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования ставится ряд задач, требующих безотлагательного разрешения в области повышения уровня педагогической культуры и компетентности лиц, осуществляющих обучение, воспитание и развитие обучающихся в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Ключевые слова:
образовательная организация, преподаватель, педагогическая культура, прогностическое развитие, профессиональная деятельность, педагогическая модель, высшее образование, психологическое сопровождение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Педагогическая культура преподавателей в системе высшего образования выступает как сложный многоуровневый продукт взаимоотношений общества, культуры, техники и человека. Она представляет собой интегральную характеристику личности, отражает понимание значения профессиональной деятельности для собственных и общественных целей, разнообразные стороны и особенности прогностического развития, поведения и самого бытия человека [1, 2, 4]. Современность поставила перед системой высшего образования, в том числе во- енного образования силовых структур, важные проблемы, одной из которых является прогнозирование развития ее элементов и деятельности основных субъектов в изменя- ющемся образовательном и культурном пространстве (А. В. Барабанщиков, А. А. Бода- лев, А. А. Доркач, Г. А. Жаркова, В. Г. Зазыкин, Н. И. Калаков, Е. А. Климов, Т. В. Кирил- лова, Л. Г. Лаптев, И. А. Липский, В. Г. Михайловский, Н. Д. Никандров и др.). В связи с этим возрастают роль и значение прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования, представляющей собой совокупность идей, подходов, принципов, методов, технологий, прогностического развития личности в процессе достижений вершин профессионализма в различных условиях [5]. Анализ научных публикаций показал, что прогностическое развитие педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России не рассмат- ривалось, исследования условий его реализации на разных ступенях образования не проводились. Актуальность нашего исследования обусловливается также наличием противоречий: между требованиями общества к качеству образования, практике использования прогностических подходов, принципов, методов, технологий и средств и недостаточ- ной разработанностью теорий, концепций и методологий, направленных на развитие педагогической культуры преподавателей, а также мониторинга как индикатора такого развития в системе высшего образования; потенциальной возможностью системы высшего образования осуществлять про- гностическую подготовку обучаемых и неразработанностью учебников, пособий и ме- тодических комплексов и педагогических условий, обеспечивающих прогностическое развитие педагогической культуры личности с учетом опережающего содержания об- разования на разных его ступенях; современными требованиями теорий, концепций, методологии и практики фор- мирования общей и профессиональной культуры личности в условиях глобальной ин- форматизации общества и необходимостью использования в системе традиционных подходов новых эффективных прогностических подходов, принципов, методов, техно- логий и средств воздействия на педагогический состав и обучаемых, способствующих прогнозированию развития их педагогической культуры на всех ступенях профессио- нальной деятельности в системе образования; стремлением преподавателей реализовать свой интеллектуально-прогностиче- ский потенциал, способности, компетентность и отсутствием педагогической модели прогностического развития педагогической культуры на основе прогностического под- хода в системе высшего образования ФСИН России; используемыми традиционными технологиями развития педагогической культуры преподавателей и возможностями повышения их эффективности за счет наполнения содержания проектированием, моделированием педагогических задач, ситуаций, спо- собствующих прогностическому развитию профессионального мастерства и рефлексии личности при взаимодействии в культурно-образовательном пространстве, экстрапо- ляции ее дальнейшего развития. Актуальность данной крупной проблемы, неразработанность концепции и методо- логии прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России, а также потребность практики его реализации на всех ступенях образования создают условия для организации и проведения экспери- ментального исследования [3]. Выявленная совокупность противоречий позволила сформулировать научную про- блему исследования: каковы теоретические, концептуальные, методологические и тех- нологические основы проблемы реализации прогностических подходов, принципов, методов, средств к развитию педагогической культуры преподавателя в системе выс- шего образования ФСИН России, отвечающего современным потребностям общества. Цель нашего исследования: на основе историко-педагогического анализа и опыта проблемы прогностического развития педагогической культуры дать теоретическое, концептуальное, методологическое обоснование прогностического подхода, принципа, метода, технологии к развитию педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России; выявить тенденции, закономерности и обосновать прогностическую модель прогностического развития педагогической культуры препода- вателей, раскрыть сущностно-содержательную характеристику, роль и место в системе традиционных подходов к формированию педагогической культуры личности, выявить основные направления и педагогические условия его совершенствования в современ- ном образовательно-культурном пространстве. В качестве гипотезы нашего исследования служит предположение о том, что реали- зация теории, концепции и методологии прогностического подхода к развитию педаго- гической культуры преподавателей в системе образовательных организаций высшего образования ФСИН России будет способствовать: совершенствованию системы образовательных организаций в межкультурном пространстве; интеграции и развитию прогностических, духовно-нравственных, адаптационных, коммуникативных способностей и качеств творческой личности; развитию поэтапного достижения вершин профессионализма и педагогической культуры преподавателей. Объектом исследования является развитие педагогической культуры преподавателя в системе высшего образования ФСИН России. Предмет исследования: концепция прогностического развития педагогической куль- туры преподавателя и концептуально-методологические основы ее практической ре- ализации; прогностические подходы, принципы, методы и технологии к развитию пе- дагогической культуры преподавателя в системе высшего образования ФСИН России. Исходя из гипотезы исследования нами выдвигается совокупность теоретических, концептуально и методологически обоснованных тезисов: выявление основных проблем и противоречий, факторов, закономерностей, эта- пов и механизмов прогностического развития педагогической культуры преподавателя связано с эволюцией общества и организацией прогностического подхода, принципа, метода и технологии к развитию педагогической культуры преподавателя в образова- тельно-культурном пространстве; теоретико-концептуальное и методологическое обоснование проблемы реализа- ции прогностического подхода, принципа, метода и технологии к развитию педагогиче- ской культуры педагога связано с аргументированием и обоснованием необходимости его использования, выявлением его роли и места в системе традиционных подходов и определением сущности и содержания дефиниции «прогностический подход» в куль- турном и образовательном пространстве; проектирование педагогической модели прогностического развития педагогиче- ской культуры преподавателя на основе концепции и методологии прогнозирования отражает цель, задачи, специфику организации содержания и педагогической дея- тельности, возможности реализации прогностической технологии, критериальный и диагностический аппарат исследуемого процесса, разрабатываемый для оценки его результативности; в ходе опытно-экспериментального обоснования результатов исследования должны быть предложены методы педагогических измерений и показатели динамики процесса поэтапного развития педагогической культуры преподавателя на основе прогностиче- ского подхода и принципа, а также выявлены основные тенденции и педагогические условия его эффективности; для совершенствования прогностического развития педагогической культуры пре- подавателя на основе прогностического подхода и принципа необходимо определить основные тенденции и наиболее значимые направления его реализации на разных сту- пенях образования с учетом федеральных государственных стандартов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследова- ния предполагается решить следующие задачи: На основе проведенного историко-педагогического анализа проблемы станов- ления и развития педагогической культуры преподавателя в образовании определить факторы, закономерности, этапы, тенденции и обосновать влияние современных под- ходов, методов, технологий на развитие педагогической культуры личности в системе высшего образования ФСИН России. Раскрыть общие характеристики, ценности системы высшего образования и кон- цептуальные основы прогностического развития педагогической культуры преподава- телей ФСИН России. Обосновать специфику и структуру педагогической культуры, раскрыть сущностно- содержательную характеристику прогностического подхода как совокупности идей, принципов, методов и технологий развития педагогической культуры педагогов и выя- вить его роль и место в системе традиционных подходов, используемых в образовании ФСИН России. Разработать модель и программу прогностического развития педагогической куль- туры преподавателей на основе прогностического подхода и раскрыть условия ее эф- фективной реализации в системе высшего образования ФСИН России. Разработать модель диагностики и самодиагностики становления и развития пе- дагогической культуры преподавателя на основе прогностического подхода, обосно- вать использование математических методов педагогических измерений для оценки и прогнозирования их эффективности. Дать опытно-экспериментальное обоснование результативности процесса раз- вития педагогической культуры преподавателей с использованием прогностического подхода, модели и программы на разных ступенях образования и самообразования в системе ФСИН России. Выявить основные направления и педагогические условия эффективности ста- новления и развития педагогической культуры преподавателя на основе прогностиче- ского подхода. Разработать научно обоснованные методологические и методические рекомен- дации по эффективному развитию педагогической культуры преподавателей в системе высшего образования ФСИН России. Интенсивные преобразования, происходящие в системе образования и культуры в обществе, ускоряемые возрастающим потоком данных, их обработкой и использовани- ем, привели к повышению эффективности педагогического труда, изменили характер высшего образования, повысили требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно- исполнительной системы, в том числе осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, вызвали необходимость прогно- стического развития и саморазвития профессорско-преподавательского состава на протяжении всей последующей жизни [6].
Список литературы

1. Шатохина Л. В. К вопросу о формировании коммуникативной культуры курсантов Академии ФСИН России // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно- исполнительной системы (Рязань, 31 марта 2017 г.) / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2017. С. 381-388

2. Шатохина Л. В., Шатохин Д. Д. Психолого-педагогическая оценка межличностных отношений в учебных коллективах образовательных организаций ФСИН России с использованием методов интегральной диагностики // Глобальный научный потенциал. 2016. № 11(68). С. 12-14

3. Шатохина Л. В. Психолого-педагогические технологии как средство оптимизации учебно-воспитательной работы с курсантами образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 10(185). С. 35-39

4. Романов А. А., Сбитнева Н. Н., Шатохина Л. В. Идея интегральности в истории педагогической мысли // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века : избр. науч. ст. и очерки. Рязань, 2017. С. 476-492

5. Шатохина Л. В., Калашникова М. М. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 80-85

6. Калашникова М. М., Калашникова Т. В. Теоретические подходы к организации психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 т. Рязань, 2016. С. 810-813

Войти или Создать
* Забыли пароль?