ABOUT THE ASSISTANCE CONCEPT OF STATE BODIES AND THE PUBLIC IN WORK OF PENAL INSPECTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article explains the concept of assistance provided to Penal inspections of the Federal penitentiary service by the state bodies and the public. In the literature, assistance is usually considered as a form of interaction in the form of support to the main subject of activity. The assistance of law enforcement agencies to Penal inspections occurs in the form of interaction as they solve a common task of fighting against crime. However, in some cases, the assistance of law enforcement agencies to Penal inspections may be in the form of help in solving tasks. It will be mutual support, as it is beneficial to both subjects. Other state and local government bodies, which are not part of the law enforcement system, provide unilateral help to Penal inpections. However, in some cases, such assistance may have signs of mutual assistance (for example, in determining of objects for mandatory work by the local government). The subject of assistance to Penal inspections is the public, which is represented by communities of people in the form of individuals, public associations, and commercial organizations. These public entities provide assistance only in the form of help (provision of social and legal support, control over the behavior of convicts, respect for their rights, their employment). Their assistance in the form of interaction is excluded, as they are not associated with the implementation of common tasks in the field of fighting against crime. Currently, the assistance of the public in the activities of Penal inspections is not regulated by the law; the article proposes to fill this legal gap.

Keywords:
penal inspections, law enforcement agencies, state bodies, local government bodies, assistance, cooperation, execution of penalties unrelated to isolation from society
Text
Publication text (PDF): Read Download

Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусматривает оказание содействия общественных объединений в работе учреж- дений и органов, исполняющих наказания, а иные нормы - государственных органов (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ и др.). Определенный в ст. 8 УИК РФ принцип демокра- тизма предполагает участие в исправлении осужденных различных государственных и общественных институтов. В связи с этим особую актуальность представляет ис- пользование названных институтов в оказании содействия уголовно-исполнительным инспекциям (УИИ). При исследовании данного вопроса нас прежде всего интересует само понятие этого содействия, не получившего до сих пор определения в научной литературе, от которо- го может зависеть определение принципов, форм и способов содействия названных органов и организаций. В Толковом словаре русского языка термин «содействие» обозначен как «помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности» [2, с. 907]. Однако некоторые современные авторы считают содействие формой взаимодействия, способствующей взаимному со- хранению, развитию и функционированию двух и более сторон. Таким образом, содействие рассматривается как самостоятельная форма совмест- ной деятельности, связанная с оказанием помощи основному субъекту деятельности, либо как форма взаимодействия, когда оба субъекта выступают на равных основаниях. Рассмотрим эти две формы содействия применительно к деятельности УИИ. Анализ научной литературы, затрагивающей проблемы взаимодействия, позволя- ет сделать вывод о том, что большинство авторов понимают взаимодействие как со- вместную деятельность субъектов, направленную на достижение общих задач и целей. Типично в таком плане высказывается о взаимодействии А. Г. Упоров, определяя его как объективно необходимую, основанную на законе деятельность субъектов по до- стижению общих целей, выполнению стоящих перед взаимодействующими сторонами задач [6, с. 29]. Данное определение, по нашему мнению, соответствует такому виду содействия, как кооперация. Содействие в форме взаимодействия может осуществляться между государствен- ными органами, совместно участвующими в решении задач борьбы с преступностью. К таким органам относятся правоохранительные органы, в структуру которых входят УИИ. Они, как и иные правоохранительные органы, должны охранять законность, пра- вопорядок, защищать права и свободы граждан, что предопределяет их отнесение к системе этих органов. Перед ними стоит общая задача сдерживать преступность и иные правонарушения путем их предупреждения и пресечения. Так, в соответствии со ст. 1 УИК РФ одной из важнейших задач является предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Часть 3 ст. 1 Федерального зако- на от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» указывает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам. На- пример, участковому инспектору полиции указана конкретная сфера деятельности по выполнению задач, стоящих перед УИИ. Когда содействие происходит в форме взаимодействия, необходимо различать содействие и сотрудничество. Термины «содействие» и «сотрудничество» похожи по смыслу, однако «содействие» шире и не ограничено рамками сотрудничества. Дело в том, что сотрудничество - это совместная деятельность различных государ- ственных субъектов в процессе исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества, оформленное документально. Содействие и сотрудничество в узком смысле понимаются как виды привлечения субъектов к решению задач в борьбе с преступностью [5, с. 5]. Рассмотрим содействие как самостоятельную форму совместной деятельности, связанную с оказанием помощи основному субъекту. В. Ю. Панченко относит к призна- кам содействия направленность деятельности одного субъекта на поддержку другого. При этом как поддержка может быть обоюдовыгодной, так и получение пользы может быть односторонним при условии отсутствия вреда содействующему субъекту [4, с. 10]. Считаем, что содействие УИИ со стороны правоохранительных органов в смысле оказания им помощи является взаимопомощью, заключающейся в получении взаимной выгоды при решении общегосударственных задач. В свою очередь, оказание содействия со стороны общественности имеет скорее односторонний характер, то есть помощь в работе УИИ не является выполнением совместной задачи субъекта общественного содействия и инспекции и не носит характер взаимопомощи. Другие государственные органы, а также органы местного самоуправления, не входящие в систему правоохранительных органов, оказывают одностороннее со- действие УИИ по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и исправлению осужденных. Например, органы местного самоуправления опреде- ляют виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, оказывая таким образом помощь УИИ. Совместная деятельность государственных органов с УИИ возможна в двух фор- мах: в виде взаимодействия и содействия - помощи. Взаимодействие реализуется, когда совместная деятельность УИИ с представителями правоохранительных органов направлена на решение общей задачи - борьбу с преступностью и предупреждение правонарушений среди осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от обще- ства. Содействие возможно при реализации УИИ своих задач, связанных с исполнени- ем наказаний. В последнем случае содействие реализуется со стороны иных государ- ственных органов, а также органов местного самоуправления. Иначе говоря, содействие государственных органов и организаций УИИ возможно в форме «содействие - взаи- модействие», «содействие - помощь в исполнении задач УИИ». Выделим основные направления содействия государственных органов УИИ: 30 НАУЧНЫЙ ФОРУМ проверка по ведомственным базам данных государственных органов на предмет привлечения осужденных к административной и уголовной ответственности, наличия (отсутствия) исковой задолженности по приговору; направление в УИИ характеризующей и иной информации на осужденного, в том числе о нарушениях порядка и условий отбывания наказания; проверка по месту жительства, работы, учебы осужденного. Содействие УИИ в проведении воспитательной работы с осужденными оказывается в направлениях индивидуальных воспитательно-профилактических бесед, групповых воспитательно-профилактических мероприятий. Социальная помощь лицам, стоящим на учете в УИИ, предполагает оказание со- действия в трудоустройстве, восстановлении документов, социально-психологическом сопровождении и др. Таким образом, оказание содействия государственных органов в работе УИИ - это деятельность лиц, являющихся сотрудниками государственных органов, осуществляе- мая в пределах установленных государством должностных обязанностей, направлен- ная на совместное решение задач борьбы с преступностью и оказание помощи УИИ в сфере исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Помимо государственных органов субъектом содействия УИС является обществен- ность. Принято считать, что понятие «общественность» производно от понятия «обще- ство». В соответствии с Новым словарем русского языка Т. Ф. Ефремовой обществен- ность - это часть общества, принимающая активное участие в его жизни [1, с. 590]. Мы согласны с позицией А. А. Павлова, заключающейся в том, что общественностью является внешняя по отношению к уголовно-исполнительной системе общность людей (физические лица, организации, объединения), как независимая от государства, так и частично зависимая от него, но не имеющая властных полномочий в отношении учреж- дений и органов уголовно-исполнительной системы России [3, с. 57]. Нормами УИК РФ установлены правовые основы, которые закрепляют гарантии содействия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказа- ния. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ среди основных средств исправления осужденных указано общественное воздействие. Эта норма послужила основой для закрепления в после- дующих статьях УИК РФ возможности оказания содействия общественности в работе указанных подразделений. Необходимо отметить, что отдельные инициативные граж- дане, не являющиеся членами общественных объединений, оказывающие содействие УИИ, те же представители общественности. На наш взгляд, очевидна необходимость законодательного закрепления содействия отдельных граждан в работе УИИ и ука- занного содействия. Учитывая изложенное, мы приходим к выводу о том, что оказание содействия обще- ственности в работе УИИ - это деятельность на добровольных началах, осуществляе- мая как общественными объединениями, так и отдельными лицами, направленная на оказание помощи УИИ в достижении установленных уголовно-исполнительным законо- дательством целей и задач в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Что касается форм содействия общественности, то они частично совпадают с фор- мами содействия государственных органов. Например, совместная с сотрудниками УИИ проверка по месту жительства (работы) или учебы подопечных. Формы воспитательной работы также схожи, однако трудовое воспитание могут реализовать только представители администрации предприятий, на которых работают осужденные. Сдедует отме- тить такие формы содействия, как участие в обеспечении свободы совести, оказание правовой и социальной помощи осужденным. Основными формами содействия общественности являются: участие в контроле за соблюдением осужденными общественного порядка, за исполнением возложен- ных судом обязанностей и установленных ограничений (совместные проверки по ме- сту жительства, работы или учебы с представителями общественных объединений правоохранительной направленности); участие в проведении воспитательной рабо- ты с осужденными (нравственного воспитания в форме проведения индивидуальных бесед с участием родственников, друзей, представителей духовенства и иных лиц, авторитетных для осужденных); трудовое воспитание в форме контроля за соблю- дением трудовой дисциплины со стороны администрации предприятий и трудовых коллективов, где работают осужденные; оказание социально-правовой, медицинской и иной помощи осужденным со стороны общественных объединений социальной и медико-реабилитационной направленности; контроль за соблюдением прав челове- ка при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осу- жденного от общества (в форме проверок со стороны общественной наблюдательной комиссии) и пр. На основании изложенного выделим основные направления содействия обществен- ности в работе УИИ: социальная адаптация осужденных (оказание социально-правовой помощи, уча- стие в воспитательной работе с осужденными); контроль за соблюдением осужденными порядка и условий отбывания наказания и мер уголовно-правового характера (проведение совместных и индивидуальных ме- роприятий); контроль за соблюдением прав человека при исполнении наказаний и мер уголовно- правового характера со стороны общественных субъектов. Текущее реформирование УИС, неэффективная или малоэффективная работа раз- личных субъектов общественности не позволили законодателю более детально регла- ментировать вопросы содействия общественности в работе УИИ, определить основные субъекты содействия, закрепить формы и методы их деятельности. Федеральным за- коном от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» уделено преимущественное внимание содей- ствию в работе учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Между тем УИИ остались в стороне. Общественное содействие УИИ нуждается в дополнительной законодательной ре- гламентации и закреплении в межведомственных нормативных актах на федеральном и региональном уровнях, при этом очевидна необходимость исследования аспектов содействия на общетеоретическом и прикладном уровнях, изучения исторического и зарубежного опыта.
References

1. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. M., 2000. 1209 s

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. M., 2006. 944 s

3. Pavlov A. A. Uchastie obschestvennosti v deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy na sovremennom etape : dis. … kand. yurid. nauk. Vologda, 2009. 222 s

4. Panchenko V. Yu. Pravoprimenenie i yuridicheskoe sodeystvie realizacii prav i zakonnyh interesov // Vestnik Omskogo universiteta. 2014. № 3(40). S. 9-12

5. Sypachev A. Yu., Brazhnikov D. A., Algazin I. I. Pravovye, organizacionnye i takticheskie osnovy glasnogo sodeystviya podrazdeleniyam organov vnutrennih del. Tyumen', 2012. 68 s

6. Uporov A. G. Osobennosti vzaimodeystviya ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciy s podrazdeleniyami po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del pri ispolnenii uslovnogo osuzhdeniya lic nesovershennoletnego vozrasta // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2014. № 3(20). S. 24-32

Login or Create
* Forgot password?