О ПОНЯТИИ СОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье разъясняется понятие содействия, оказываемого уголовно-исполнительным инспекциям Федеральной службы исполнения наказаний, со стороны государственных органов и общественности. В литературе содействие обычно рассматривается как форма взаимодействия или в виде оказания помощи основному субъекту деятельности. Содействие правоохранительных органов уголовно-исполнительным инспекциям происходит в виде взаимодействия, так как они решают единую задачу - борются с преступностью. Однако в некоторых случаях содействие правоохранительных органов уголовно-исполнительным инспекциям может осуществляться в форме оказания им помощи в решении задач, стоящих перед последними. Это будет взаимопомощь, так как она выгодна обоим субъектам. Другие государственные органы и органы местного самоуправления, не входящие в систему правоохранительных органов, оказывают одностороннее содействие уголовно-исполнительным инспекциям в виде помощи. Однако в некоторых случаях такое содействие может обладать признаками взаимопомощи (например, при определении органами местного самоуправления объектов обязательных работ). Субъектом содействия уголовно-исполнительным инспекциям является общественность, которую представляют внешние по отношению к уголовно-исполнительным инспекциям общности людей в виде физических лиц, общественных объединений, коммерческих организаций. Указанные общественные субъекты оказывают содействие только в форме содействия-помощи (оказание социально-правовой помощи в контроле за поведением осужденных, соблюдении их прав, в трудоустройстве). Их содействие в форме взаимодействия исключается, так как они не связаны с выполнением единых задач в области борьбы с преступностью. В настоящее время содействие общественности в деятельности уголовно-исполнительным инспекциям не урегулировано нормами права, в статье предлагается восполнить этот правовой пробел.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительные инспекции, правоохранительные органы, государственные органы, органы местного самоуправления, содействие, взаимодействие, оказание помощи, исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусматривает оказание содействия общественных объединений в работе учреж- дений и органов, исполняющих наказания, а иные нормы - государственных органов (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ и др.). Определенный в ст. 8 УИК РФ принцип демокра- тизма предполагает участие в исправлении осужденных различных государственных и общественных институтов. В связи с этим особую актуальность представляет ис- пользование названных институтов в оказании содействия уголовно-исполнительным инспекциям (УИИ). При исследовании данного вопроса нас прежде всего интересует само понятие этого содействия, не получившего до сих пор определения в научной литературе, от которо- го может зависеть определение принципов, форм и способов содействия названных органов и организаций. В Толковом словаре русского языка термин «содействие» обозначен как «помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности» [2, с. 907]. Однако некоторые современные авторы считают содействие формой взаимодействия, способствующей взаимному со- хранению, развитию и функционированию двух и более сторон. Таким образом, содействие рассматривается как самостоятельная форма совмест- ной деятельности, связанная с оказанием помощи основному субъекту деятельности, либо как форма взаимодействия, когда оба субъекта выступают на равных основаниях. Рассмотрим эти две формы содействия применительно к деятельности УИИ. Анализ научной литературы, затрагивающей проблемы взаимодействия, позволя- ет сделать вывод о том, что большинство авторов понимают взаимодействие как со- вместную деятельность субъектов, направленную на достижение общих задач и целей. Типично в таком плане высказывается о взаимодействии А. Г. Упоров, определяя его как объективно необходимую, основанную на законе деятельность субъектов по до- стижению общих целей, выполнению стоящих перед взаимодействующими сторонами задач [6, с. 29]. Данное определение, по нашему мнению, соответствует такому виду содействия, как кооперация. Содействие в форме взаимодействия может осуществляться между государствен- ными органами, совместно участвующими в решении задач борьбы с преступностью. К таким органам относятся правоохранительные органы, в структуру которых входят УИИ. Они, как и иные правоохранительные органы, должны охранять законность, пра- вопорядок, защищать права и свободы граждан, что предопределяет их отнесение к системе этих органов. Перед ними стоит общая задача сдерживать преступность и иные правонарушения путем их предупреждения и пресечения. Так, в соответствии со ст. 1 УИК РФ одной из важнейших задач является предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Часть 3 ст. 1 Федерального зако- на от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» указывает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам. На- пример, участковому инспектору полиции указана конкретная сфера деятельности по выполнению задач, стоящих перед УИИ. Когда содействие происходит в форме взаимодействия, необходимо различать содействие и сотрудничество. Термины «содействие» и «сотрудничество» похожи по смыслу, однако «содействие» шире и не ограничено рамками сотрудничества. Дело в том, что сотрудничество - это совместная деятельность различных государ- ственных субъектов в процессе исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества, оформленное документально. Содействие и сотрудничество в узком смысле понимаются как виды привлечения субъектов к решению задач в борьбе с преступностью [5, с. 5]. Рассмотрим содействие как самостоятельную форму совместной деятельности, связанную с оказанием помощи основному субъекту. В. Ю. Панченко относит к призна- кам содействия направленность деятельности одного субъекта на поддержку другого. При этом как поддержка может быть обоюдовыгодной, так и получение пользы может быть односторонним при условии отсутствия вреда содействующему субъекту [4, с. 10]. Считаем, что содействие УИИ со стороны правоохранительных органов в смысле оказания им помощи является взаимопомощью, заключающейся в получении взаимной выгоды при решении общегосударственных задач. В свою очередь, оказание содействия со стороны общественности имеет скорее односторонний характер, то есть помощь в работе УИИ не является выполнением совместной задачи субъекта общественного содействия и инспекции и не носит характер взаимопомощи. Другие государственные органы, а также органы местного самоуправления, не входящие в систему правоохранительных органов, оказывают одностороннее со- действие УИИ по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и исправлению осужденных. Например, органы местного самоуправления опреде- ляют виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, оказывая таким образом помощь УИИ. Совместная деятельность государственных органов с УИИ возможна в двух фор- мах: в виде взаимодействия и содействия - помощи. Взаимодействие реализуется, когда совместная деятельность УИИ с представителями правоохранительных органов направлена на решение общей задачи - борьбу с преступностью и предупреждение правонарушений среди осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от обще- ства. Содействие возможно при реализации УИИ своих задач, связанных с исполнени- ем наказаний. В последнем случае содействие реализуется со стороны иных государ- ственных органов, а также органов местного самоуправления. Иначе говоря, содействие государственных органов и организаций УИИ возможно в форме «содействие - взаи- модействие», «содействие - помощь в исполнении задач УИИ». Выделим основные направления содействия государственных органов УИИ: 30 НАУЧНЫЙ ФОРУМ проверка по ведомственным базам данных государственных органов на предмет привлечения осужденных к административной и уголовной ответственности, наличия (отсутствия) исковой задолженности по приговору; направление в УИИ характеризующей и иной информации на осужденного, в том числе о нарушениях порядка и условий отбывания наказания; проверка по месту жительства, работы, учебы осужденного. Содействие УИИ в проведении воспитательной работы с осужденными оказывается в направлениях индивидуальных воспитательно-профилактических бесед, групповых воспитательно-профилактических мероприятий. Социальная помощь лицам, стоящим на учете в УИИ, предполагает оказание со- действия в трудоустройстве, восстановлении документов, социально-психологическом сопровождении и др. Таким образом, оказание содействия государственных органов в работе УИИ - это деятельность лиц, являющихся сотрудниками государственных органов, осуществляе- мая в пределах установленных государством должностных обязанностей, направлен- ная на совместное решение задач борьбы с преступностью и оказание помощи УИИ в сфере исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Помимо государственных органов субъектом содействия УИС является обществен- ность. Принято считать, что понятие «общественность» производно от понятия «обще- ство». В соответствии с Новым словарем русского языка Т. Ф. Ефремовой обществен- ность - это часть общества, принимающая активное участие в его жизни [1, с. 590]. Мы согласны с позицией А. А. Павлова, заключающейся в том, что общественностью является внешняя по отношению к уголовно-исполнительной системе общность людей (физические лица, организации, объединения), как независимая от государства, так и частично зависимая от него, но не имеющая властных полномочий в отношении учреж- дений и органов уголовно-исполнительной системы России [3, с. 57]. Нормами УИК РФ установлены правовые основы, которые закрепляют гарантии содействия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказа- ния. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ среди основных средств исправления осужденных указано общественное воздействие. Эта норма послужила основой для закрепления в после- дующих статьях УИК РФ возможности оказания содействия общественности в работе указанных подразделений. Необходимо отметить, что отдельные инициативные граж- дане, не являющиеся членами общественных объединений, оказывающие содействие УИИ, те же представители общественности. На наш взгляд, очевидна необходимость законодательного закрепления содействия отдельных граждан в работе УИИ и ука- занного содействия. Учитывая изложенное, мы приходим к выводу о том, что оказание содействия обще- ственности в работе УИИ - это деятельность на добровольных началах, осуществляе- мая как общественными объединениями, так и отдельными лицами, направленная на оказание помощи УИИ в достижении установленных уголовно-исполнительным законо- дательством целей и задач в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Что касается форм содействия общественности, то они частично совпадают с фор- мами содействия государственных органов. Например, совместная с сотрудниками УИИ проверка по месту жительства (работы) или учебы подопечных. Формы воспитательной работы также схожи, однако трудовое воспитание могут реализовать только представители администрации предприятий, на которых работают осужденные. Сдедует отме- тить такие формы содействия, как участие в обеспечении свободы совести, оказание правовой и социальной помощи осужденным. Основными формами содействия общественности являются: участие в контроле за соблюдением осужденными общественного порядка, за исполнением возложен- ных судом обязанностей и установленных ограничений (совместные проверки по ме- сту жительства, работы или учебы с представителями общественных объединений правоохранительной направленности); участие в проведении воспитательной рабо- ты с осужденными (нравственного воспитания в форме проведения индивидуальных бесед с участием родственников, друзей, представителей духовенства и иных лиц, авторитетных для осужденных); трудовое воспитание в форме контроля за соблю- дением трудовой дисциплины со стороны администрации предприятий и трудовых коллективов, где работают осужденные; оказание социально-правовой, медицинской и иной помощи осужденным со стороны общественных объединений социальной и медико-реабилитационной направленности; контроль за соблюдением прав челове- ка при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осу- жденного от общества (в форме проверок со стороны общественной наблюдательной комиссии) и пр. На основании изложенного выделим основные направления содействия обществен- ности в работе УИИ: социальная адаптация осужденных (оказание социально-правовой помощи, уча- стие в воспитательной работе с осужденными); контроль за соблюдением осужденными порядка и условий отбывания наказания и мер уголовно-правового характера (проведение совместных и индивидуальных ме- роприятий); контроль за соблюдением прав человека при исполнении наказаний и мер уголовно- правового характера со стороны общественных субъектов. Текущее реформирование УИС, неэффективная или малоэффективная работа раз- личных субъектов общественности не позволили законодателю более детально регла- ментировать вопросы содействия общественности в работе УИИ, определить основные субъекты содействия, закрепить формы и методы их деятельности. Федеральным за- коном от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» уделено преимущественное внимание содей- ствию в работе учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Между тем УИИ остались в стороне. Общественное содействие УИИ нуждается в дополнительной законодательной ре- гламентации и закреплении в межведомственных нормативных актах на федеральном и региональном уровнях, при этом очевидна необходимость исследования аспектов содействия на общетеоретическом и прикладном уровнях, изучения исторического и зарубежного опыта.
Список литературы

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000. 1209 с

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. 944 с

3. Павлов А. А. Участие общественности в деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе : дис. … канд. юрид. наук. Вологда, 2009. 222 с

4. Панченко В. Ю. Правоприменение и юридическое содействие реализации прав и законных интересов // Вестник Омского университета. 2014. № 3(40). С. 9-12

5. Сыпачев А. Ю., Бражников Д. А., Алгазин И. И. Правовые, организационные и тактические основы гласного содействия подразделениям органов внутренних дел. Тюмень, 2012. 68 с

6. Упоров А. Г. Особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3(20). С. 24-32

Войти или Создать
* Забыли пароль?