FOREIGN EXPERIENCE OF WORKING WITH CONVICTS FOR THEIR FURTHER RE-SOCIALIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE UNITED STATES OF AMERICA AND CANADA LEGISLATION)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Recidivism damages society and the state. The persons, having repeated crimes, did not achieve the goal of correction while serving their sentences in places of detention for the first time. To improve the organization of crime prevention it is necessary, firstly, to study foreign practices and experience in the fight against recidivism, and secondly, to pay more attention to the identity of criminals, situations after their release, their behavior and needs.The article deals with the foreign experience of working with prisoners (on the example of the United States of America and Canada), aimed at their social adaptation and prevention of penitentiary crime. It is assumed that the study of foreign experience can be used in the development and improvement of domestic legislation, which will reduce the percentage of recidivism in Russia.A detailed description of the American program The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP) («Challenge to deprivation of liberty»). After using the program, the rate of recidivism among participants has decreased compared to those in the control group for which no preventive measures have been taken. The positive experience of Canada on reintegration of former convicts into society is considered. Based on the analysis of foreign legislation of the United States of America and Canada the following conclusions were made:in order to fight crime and reduce its recidivism it is necessary to adopt programs aimed at the resocialization of former convicts at the state and local level;developers of foreign programs strive to unite the efforts of all members of society, to implement the principles of humanism and a systematic approach;the study of foreign positive experience in the field of social adaptation of convicts can stimulate the search and development of new, non-standard prevention schemes aimed at Russian society, as well as contribute to the creation of a universal scheme for the prevention of recidivism.

Keywords:
recidivism, social adaptation, prisoners, crime prevention programmes, resocialization, crime prevention, state reintegration programmes, crime in the United States of America, crime in Canada, correction of convicts
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одной из основных целей уголовно-исполнительной политики является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы (Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федера- ции до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р). В настоящее время, несмотря на необходимое финансирование государством мероприятий по предупреждению рецидивной преступности, в России продолжает- ся рост этого негативного явления. Очевидно, что проблема заключается не в не- хватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная си- стема недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию по исправле- нию преступников и обеспечению их подготовки к дальнейшей нормальной жизни в обществе [3]. В условиях реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации боль- шой интерес может представлять зарубежный опыт работы с правонарушителями в плане их социальной адаптации и предупреждения рецидивной преступности [1]. Изучение иностранного опыта может привести к изменению российского законода- тельства в будущем, что позволит снизить процент рецидивной преступности в России за счет улучшения условий содержания, социальной работы с осужденными, получе- ния дополнительного образования, то есть будет способствовать реализации основной цели уголовной политики - исправлению осужденных и их дальнейшей ресоциализации (возвращению в общество полноценного гражданина) [2, с. 2]. Для США, удерживающих лидирующие позиции по количеству заключенных в мире, вопрос реинтеграции бывших заключенных в общество в настоящее время особенно актуален. В некоторых штатах действуют специальные организации, помогающие быв- шим заключенным найти работу, обучающие их различным полезным навыкам и обе- спечивающие им всестороннюю поддержку. 42 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Организация JUST of Dupage в штате Иллинойс или Exodus Transitional Community, находящаяся в Нью-Йорке, являются некоммерческими организациями, созданными по инициативе бывших заключенных, цель деятельности которых состоит в оказании различной помощи лицам, только что освободившимся из мест заключения, с целью их социальной адаптации и отказа от совершения повторного преступления, в том числе оказания духовной, материальной и информационной помощи. Деятельность данных организаций основана на волонтерском движении и финансируется за счет государ- ственных грантов, пожертвований, помощи церкви [6]. Организация JUST финансируется за счет средств правительственных грантов дан- ного округа, частных фондов, церквей, частных лиц и имеет офисы в окружных тюрьмах. Для осуществления своей деятельности организация JUST содержит штат из четырех сотрудников и более ста волонтеров [6]. На федеральном и местном уровнях в США реализуются программы предупреж- дения преступлений. Одной из них, показавшей достаточно высокий процент эффек- тивности в вопросе снижения уровня рецидивной преступности, является программа The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP) («Вызов лишению свободы»), ко- торая реализуется в США в отношении лиц, осужденных за ненасильственные пре- ступления и преступления против собственности [4]. Основная цель этой программы - изменение отношения заключенного к своему предназначению в обществе с целью снижения рецидивной преступности и затрат на тюремное заключение. Программа рассчитана на полтора года и прохождение трех этапов. На первом этапе участников программы помещают в своеобразный военный лагерь (bootcamp), в условия полной загруженности разнообразной деятельностью в течение 16 часов в день, где они жи- вут в соответствии со строгим расписанием. Этот график основан на сочетании по- стоянных физических нагрузок, строевой подготовки, посещения учебных занятий и психологической реабилитации. Мероприятия первого этапа включают в себя также работу, выполняемую вручную, развитие когнитивных навыков, отработку определен- ных навыков и умений, участие в программе восстановительного правосудия, терапию наркозависимости и планирование переходного периода. В зависимости от того, как заключенный справляется с нагрузками и подчиняется строгой дисциплине, он будет помещен в определенную рабочую группу. Следует отметить, что участник должен пройти медицинское обследование на предмет возможности участия в чрезмерных физических нагрузках. Вторая и третья фазы называются «общественные этапы». На втором этапе участники выходят из исправительного учреждения, но продолжают находиться под постоянным усиленным наблюдением - intensive supervised release (ISR). Участникам программы ока- зывается всесторонняя поддержка в поиске работы. На этой стадии осужденный дол- жен ежедневно поддерживать контакт лицом к лицу со своим куратором, иметь полную рабочую занятость, соблюдать комендантский час, проходить внеплановую проверку на употребление наркотиков и алкоголя, выполнять общественно значимые работы и в то же время продолжать участвовать в программе. Окончательный этап - третья фаза. На этом этапе осужденный находится также под усиленным наблюдением и выполняет свою работу в режиме полной занятости. Он продолжает трудиться на благо общества и участвовать в программе. Если участник прошел третий этап, считается, что он закончил участие в программе The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP). До конца своего срока теперь уже бывшие заклю- ченные находятся на свободе под наблюдением. Те осужденные, которым не удалось ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 43 пройти все три этапа программы, направляются снова в исправительное учреждение с увеличенным сроком. Немаловажным моментом является тот факт, что участие в программе имеет огра- ничения. Не могут участвовать в программе следующие лица: осужденные за преднамеренное убийство, убийство по неосторожности, сексу- альные преступления, разбой, похищения людей, ограбления, поджог и любые другие преступления, повлекшие смерть или причинение тяжких телесных повреждений; осужденные за побег из исправительного учреждения за последние пять лет; не получившие приговор суда; некоторые другие категории. К участию в программе допускаются лица: у которых не более 60 месяцев и не менее 13 месяцев до освобождения; отбывающие срок только за одно преступление и не имеющие других приговоров; отбывающие срок за очередное преступление, но отбывшие срок за это престу- пление ко времени начала второго этапа программы; в настоящее время не ожидающие приговора суда. Если все требования соблюдены, осужденный подает заявление на участие в про- грамме через своего куратора. По итогам участия в программе The Minnesota’s Challenge Incarceration Program в 2006 г. было проведено исследование и озвучена оценка результатов. Разработчиками про- граммы (Duweand Kerschner) были проведены сравнения уровня рецидива преступлений, совершенных участниками программы The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP), с уровнем рецидива контрольной группы. Изучались участники программы с октя- бря 1992 по июнь 2002 года независимо от того, завершили ли они все три этапа или нет. Было доказано, что рецидив уголовных преступлений снизился на 32 %. Срок до по- вторного ареста и возвращения в исправительное учреждение за совершение нового преступления был сокращен на 35 %. Участники программы CIP совершали меньше преступлений против личности по сравнению с участниками контрольной группы. Кроме того, благодаря участию в программе CIP и условно-досрочному освобожде- нию расходы на содержание одного заключенного были снижены на 4600 долларов ежегодно. С 1993 по 2002 год благодаря программе государство сэкономило 18,1 млн долларов [4]. В настоящее время Департамент исправительных учреждений Миннесоты разраба- тывает новые формы работы, способствующие изменению криминального поведения заключенных и сокращению рецидивной преступности. К одной из таких форм работы относятся «Основные практики исправления» (Core Correctional Practices) [7], на разра- ботку которых Департамент получил федеральный грант и которые, как они считают, позволят вести диалог с американскими законодателями и политиками по вопросу под- готовки заключенных к возвращению в общество. Эти практики основаны на сочетании методов, которые сотрудники исправительных учреждений могут использовать для эффективного взаимодействия с осужденными и управления их поведением, в частности методы моделирования антикриминального поведения, эффективного неодобрения поведения и использования своего авторитета, владения техникой беседы, направленной на повышение мотивации, техники решения проблем и др. Департамент исправительных учреждений Миннесоты постоянно сотрудничает с научно-исследовательским институтом Цинциннати, который помогает в теоретической разработке этих практик [7]. Целью этого проекта Департамент считает обучение свыше 500 сотрудников исправительных учреждений Миннесоты возможности использовать «Основные практики исправления» в своей работе. Одной из причин высокого уровня рецидивной преступности в США аналитики называют низкие шансы найти работу после освобождения. Кандидата на работу отклоняют, как только обнаруживают пункт о наличии судимости. Однако этот пункт в анкете не уточняет тип совершенного преступления и его степень тяжести. Некото- рые активисты тюремных реформ в США призывают потенциальных работодателей исключить этот пункт из анкеты для лучшей адаптации в обществе освобожденных из мест лишения свободы и снижения рецидива преступления в стране. «Должна быть создана такая система, при которой бывшие заключенные, обладающие вы- сокой профессиональной квалификацией, не будут автоматически терять возмож- ность найти работу» [8]. Американские сенаторы К. Букер и Р. Пол призывают к принятию в США так называ- емого Закона об искуплении вины с широкой двусторонней поддержкой (the REDEEM Actwith Broad Bipartisan Support) [8]. Главным положением этого законопроекта должно стать создание механизма, позволяющего «запечатывать», то есть скрывать информа- цию о совершенных лицом преступлениях [8]. Это позволило бы устранить барьеры, которые препятствуют квалифицированным людям получить стабильную работу, чтобы поддерживать себя, свои семьи и с помо- щью своих умений и энергии вносить вклад в развитие общества и экономики страны, а также помогло бы «миллионам американцев с криминальным прошлым найти работу и стать полезными, законопослушными членами общества» [8]. Подобная мера способ- ствовала бы более успешной адаптации освобожденных из исправительных учрежде- ний в условиях свободы. Кроме того, указанный законопроект предполагает запретить содержание в тюрьме лиц, совершивших ненасильственные преступления; не допускать рассмотрения уго- ловных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, судами для взрослых; не допускать разглашения информации о совершении ненасильственных преступлений лицами моложе 15 лет; постоянно работать над созданием всесторон- них программ для возвращения бывших осужденных в общество. Политики также лоб- бируют принятие закона - Акта о милосердии - о запрете на содержание подростков в одиночном заключении в федеральных тюрьмах [8]. Представители Сената предлагают вкладывать федеральные средства только в те программы, которые действительно эффективны. Некоторые компании, исправитель- ные учреждения, власти штатов подключились к инициативе, предлагая программы, способствующие адаптации бывших заключенных к жизни в обществе. Так, социально ориентированные сотрудники технологических компаний из Кремниевой долины за- пустили программу под названием «Код 7370» в ближайшей тюрьме Сан-Квентин, где осужденные имеют возможность получить образование и стать специалистами в об- ласти программирования после освобождения. В округе Монтгомери (штат Мериленд) открылся профессионально ориентированный и обучающий центр в тюрьме. В Федеральном исправительном учреждении Эль Рено в Оклахоме изолированным от общества предоставляется возможность получения высшего образования уровня колледжа и обучения какой-либо специальности [8]. Одной из стран, где принцип адаптации бывших осужденных к жизни в обществе реализуется на практике, является Канада. Исправительной службой Канады разработана целая система мер и программ для возвращения правонарушителей в обще- ство и снижения уровня рецидивной преступности. Стратегия Исправительной службы Канады включает в себя следующие элементы: как только приговор вынесен, процесс всесторонней оценки уровня риска, представляемого нарушителем, и его потребностей определяет уровень безопасности учреждения, в которое он должен быть помещен. Эта оценка используется, чтобы определить факторы, побудившие правонарушителя совершить преступление, риск, который он представляет, и его потребности в услови- ях исправительного учреждения. Чтобы получить наиболее точную оценку правонару- шителя, Исправительная служба Канады использует информацию от полиции, суда, членов семьи правонарушителя, его работодателей, психологов и иногда даже жертвы преступления [9]. На основании собранной и проанализированной информации Исправительная служба разрабатывает индивидуальный план по исправлению правонарушителя с участием в программах и посещением мероприятий по реабилитации. Целью этих программ явля- ется изменение отношения к жизни и преодоление проблем, приведших к тюремному заключению. Так, если лицо имело проблемы с наркотиками, его план по исправлению будет разработан таким образом, чтобы избавиться от наркотической зависимости. Если проблемой являлась склонность к насилию, предполагается исправление психологиче- ских особенностей и замена насильственного поведения положительными реакциями. Участие в этих программах для правонарушителя является обязательным, поскольку, как показали исследования, они помогают вернуть освобожденных из мест лишения свободы в общество в качестве законопослушных и полезных граждан. Такой план по исправлению регулярно пересматривается, чтобы оценить успехи и, если необходимо, рекомендовать какие-то изменения. Таким образом, главным направлением работы Исправительной службы Канады яв- ляется реинтеграция. Высокоразвитый, хорошо структурированный процесс условно- досрочного освобождения был разработан, чтобы осуществить переход осужденного от исправительной среды к нормальной жизни в обществе [9]. В целом рассмотренные формы и методы зарубежного опыта работы с заключенны- ми с целью их ресоциализации и реинтеграции в общество позволяют сделать вывод о том, что разработчики данных программ стремятся к объединению усилий всех членов общества, к реализации принципов гуманизма и системного подхода. Изучение зарубежного положительного опыта в области социальной адапта- ции заключенных может стимулировать поиск и разработку новых, нестандартных схем профилактики рецидивной преступности, ориентированных на российское общество. В настоящее время в Российской Федерации пока не принят федеральный закон «О социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и контроле над ними», необходимость в котором назрела уже давно [3].
References

1. Vorob'ev Yu. A. Nacional'nye osobennosti processa resocializacii osuzhdennyh v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Germanii na sovremennom etape // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2018. T. 26(1-4), № 3. S. 285-289

2. Gachava M. L. Gumanizaciya otbyvaniya nakazaniy kak osnovnoe uslovie obespecheniya pravovogo polozheniya osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2013. № 5. S. 2-4

3. Reshetnikova A. I., Vasil'eva T. V. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya social'noy adaptacii lic, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2016. № 2. S. 32-35

4. An Outcome Evaluation of the Challenge Incarceration Program - October 2006 (Minnesota DOC Study) 2017, viewed 11 November 2018, https://mn.gov/doc/assets/Challenge%20 Incarceration%20Program-Aug2017_tcm1089-308975.pdf

5. ‘Cory Booker, Rand Paul push to overhaul criminal justice system’ n. d., New Jersey Pol- itics, viewed 11 November 2018, https://www.nj.com/politics/index.ssf/2015/03/booker_and_ paul_re-introduce_legislation_to_overha.html

6. Just of Do Page n. d., viewed 11 November 2018, http://www.justofdupage.org/financial.html

7. Minnesota Department of Corrections 2017, viewed 11 November 2018, https://content. govdelivery.com/accounts/MNCORR/bulletins/16cfd41

8. Nicholson, L 2015, ‘Prison reforms attempt to tackle high recidivism rate, get former convicts hired’, Russia Today, viewed 11 November 2018. URL : https://www.rt.com/usa/312504-pris- on-reforms-recidivism-hiring

9. ‘Reintegration of Ex-Convicts into Canadian Society’ 2017, Schoolworkhelper, viewed 11 November 2018, https://schoolworkhelper.net/reintegration-of-ex-convicts-into-canadian-society

Login or Create
* Forgot password?