ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ С ЦЕЛЬЮ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рецидивная преступность наносит ущерб обществу и государству. Лица, совершившие повторные преступления, не достигли цели исправления во время отбывания наказания в местах лишения свободы в первый раз. Для совершенствования организации профилактики преступлений необходимо, во-первых, изучать зарубежную практику и опыт борьбы с повторной преступностью, во-вторых, больше внимания уделять личности преступников, сложившейся ситуации после освобождения, их поведению и потребностям.В статье рассматривается зарубежный опыт работы с заключенными (на примере Соединенных Штатов Америки и Канады), направленной на их социальную адаптацию и предупреждение пенитенциарной преступности. Предполагается, что изучение иностранного опыта может быть использовано при разработке и совершенствовании отечественного законодательства, что позволит снизить процент рецидивной преступности в России.Дается подробное описание американской программы The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP) («Вызов лишению свободы»). В результате ее проведения снизились показатели рецидивной преступности участников программы по сравнению с участниками контрольной группы, в отношении которых профилактические меры не проводились. Рассматривается положительный опыт Канады по реинтеграции бывших осужденных в общество. На основании проведенного анализа зарубежного законодательства Соединенных Штатов Америки и Канады делаются следующие выводы:с целью борьбы с преступностью и снижения рецидива преступлений необходимо на государственном и местном уровне принимать программы, направленные на ресоциализацию осужденных, освободившихся из мест заключения;разработчики зарубежных программ стремятся к объединению усилий всех членов общества, реализации принципов гуманизма и системного подхода;изучение зарубежного положительного опыта в области социальной адаптации заключенных может стимулировать поиск и разработку новых, нестандартных схем профилактики, ориентированных на российское общество, а также способствовать созданию универсальной схемы работы предупреждения рецидивной преступности.

Ключевые слова:
рецидивная преступность, социальная адаптация, заключенные, программы предупреждения преступлений, ресоциализация, профилактика преступности, государственные программы реинтеграции, преступность в Соединенных Штатах Америки, преступность в Канаде, исправление осужденных
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одной из основных целей уголовно-исполнительной политики является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы (Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федера- ции до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р). В настоящее время, несмотря на необходимое финансирование государством мероприятий по предупреждению рецидивной преступности, в России продолжает- ся рост этого негативного явления. Очевидно, что проблема заключается не в не- хватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная си- стема недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию по исправле- нию преступников и обеспечению их подготовки к дальнейшей нормальной жизни в обществе [3]. В условиях реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации боль- шой интерес может представлять зарубежный опыт работы с правонарушителями в плане их социальной адаптации и предупреждения рецидивной преступности [1]. Изучение иностранного опыта может привести к изменению российского законода- тельства в будущем, что позволит снизить процент рецидивной преступности в России за счет улучшения условий содержания, социальной работы с осужденными, получе- ния дополнительного образования, то есть будет способствовать реализации основной цели уголовной политики - исправлению осужденных и их дальнейшей ресоциализации (возвращению в общество полноценного гражданина) [2, с. 2]. Для США, удерживающих лидирующие позиции по количеству заключенных в мире, вопрос реинтеграции бывших заключенных в общество в настоящее время особенно актуален. В некоторых штатах действуют специальные организации, помогающие быв- шим заключенным найти работу, обучающие их различным полезным навыкам и обе- спечивающие им всестороннюю поддержку. 42 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Организация JUST of Dupage в штате Иллинойс или Exodus Transitional Community, находящаяся в Нью-Йорке, являются некоммерческими организациями, созданными по инициативе бывших заключенных, цель деятельности которых состоит в оказании различной помощи лицам, только что освободившимся из мест заключения, с целью их социальной адаптации и отказа от совершения повторного преступления, в том числе оказания духовной, материальной и информационной помощи. Деятельность данных организаций основана на волонтерском движении и финансируется за счет государ- ственных грантов, пожертвований, помощи церкви [6]. Организация JUST финансируется за счет средств правительственных грантов дан- ного округа, частных фондов, церквей, частных лиц и имеет офисы в окружных тюрьмах. Для осуществления своей деятельности организация JUST содержит штат из четырех сотрудников и более ста волонтеров [6]. На федеральном и местном уровнях в США реализуются программы предупреж- дения преступлений. Одной из них, показавшей достаточно высокий процент эффек- тивности в вопросе снижения уровня рецидивной преступности, является программа The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP) («Вызов лишению свободы»), ко- торая реализуется в США в отношении лиц, осужденных за ненасильственные пре- ступления и преступления против собственности [4]. Основная цель этой программы - изменение отношения заключенного к своему предназначению в обществе с целью снижения рецидивной преступности и затрат на тюремное заключение. Программа рассчитана на полтора года и прохождение трех этапов. На первом этапе участников программы помещают в своеобразный военный лагерь (bootcamp), в условия полной загруженности разнообразной деятельностью в течение 16 часов в день, где они жи- вут в соответствии со строгим расписанием. Этот график основан на сочетании по- стоянных физических нагрузок, строевой подготовки, посещения учебных занятий и психологической реабилитации. Мероприятия первого этапа включают в себя также работу, выполняемую вручную, развитие когнитивных навыков, отработку определен- ных навыков и умений, участие в программе восстановительного правосудия, терапию наркозависимости и планирование переходного периода. В зависимости от того, как заключенный справляется с нагрузками и подчиняется строгой дисциплине, он будет помещен в определенную рабочую группу. Следует отметить, что участник должен пройти медицинское обследование на предмет возможности участия в чрезмерных физических нагрузках. Вторая и третья фазы называются «общественные этапы». На втором этапе участники выходят из исправительного учреждения, но продолжают находиться под постоянным усиленным наблюдением - intensive supervised release (ISR). Участникам программы ока- зывается всесторонняя поддержка в поиске работы. На этой стадии осужденный дол- жен ежедневно поддерживать контакт лицом к лицу со своим куратором, иметь полную рабочую занятость, соблюдать комендантский час, проходить внеплановую проверку на употребление наркотиков и алкоголя, выполнять общественно значимые работы и в то же время продолжать участвовать в программе. Окончательный этап - третья фаза. На этом этапе осужденный находится также под усиленным наблюдением и выполняет свою работу в режиме полной занятости. Он продолжает трудиться на благо общества и участвовать в программе. Если участник прошел третий этап, считается, что он закончил участие в программе The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP). До конца своего срока теперь уже бывшие заклю- ченные находятся на свободе под наблюдением. Те осужденные, которым не удалось ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 43 пройти все три этапа программы, направляются снова в исправительное учреждение с увеличенным сроком. Немаловажным моментом является тот факт, что участие в программе имеет огра- ничения. Не могут участвовать в программе следующие лица: осужденные за преднамеренное убийство, убийство по неосторожности, сексу- альные преступления, разбой, похищения людей, ограбления, поджог и любые другие преступления, повлекшие смерть или причинение тяжких телесных повреждений; осужденные за побег из исправительного учреждения за последние пять лет; не получившие приговор суда; некоторые другие категории. К участию в программе допускаются лица: у которых не более 60 месяцев и не менее 13 месяцев до освобождения; отбывающие срок только за одно преступление и не имеющие других приговоров; отбывающие срок за очередное преступление, но отбывшие срок за это престу- пление ко времени начала второго этапа программы; в настоящее время не ожидающие приговора суда. Если все требования соблюдены, осужденный подает заявление на участие в про- грамме через своего куратора. По итогам участия в программе The Minnesota’s Challenge Incarceration Program в 2006 г. было проведено исследование и озвучена оценка результатов. Разработчиками про- граммы (Duweand Kerschner) были проведены сравнения уровня рецидива преступлений, совершенных участниками программы The Minnesota’s Challenge Incarceration Program (CIP), с уровнем рецидива контрольной группы. Изучались участники программы с октя- бря 1992 по июнь 2002 года независимо от того, завершили ли они все три этапа или нет. Было доказано, что рецидив уголовных преступлений снизился на 32 %. Срок до по- вторного ареста и возвращения в исправительное учреждение за совершение нового преступления был сокращен на 35 %. Участники программы CIP совершали меньше преступлений против личности по сравнению с участниками контрольной группы. Кроме того, благодаря участию в программе CIP и условно-досрочному освобожде- нию расходы на содержание одного заключенного были снижены на 4600 долларов ежегодно. С 1993 по 2002 год благодаря программе государство сэкономило 18,1 млн долларов [4]. В настоящее время Департамент исправительных учреждений Миннесоты разраба- тывает новые формы работы, способствующие изменению криминального поведения заключенных и сокращению рецидивной преступности. К одной из таких форм работы относятся «Основные практики исправления» (Core Correctional Practices) [7], на разра- ботку которых Департамент получил федеральный грант и которые, как они считают, позволят вести диалог с американскими законодателями и политиками по вопросу под- готовки заключенных к возвращению в общество. Эти практики основаны на сочетании методов, которые сотрудники исправительных учреждений могут использовать для эффективного взаимодействия с осужденными и управления их поведением, в частности методы моделирования антикриминального поведения, эффективного неодобрения поведения и использования своего авторитета, владения техникой беседы, направленной на повышение мотивации, техники решения проблем и др. Департамент исправительных учреждений Миннесоты постоянно сотрудничает с научно-исследовательским институтом Цинциннати, который помогает в теоретической разработке этих практик [7]. Целью этого проекта Департамент считает обучение свыше 500 сотрудников исправительных учреждений Миннесоты возможности использовать «Основные практики исправления» в своей работе. Одной из причин высокого уровня рецидивной преступности в США аналитики называют низкие шансы найти работу после освобождения. Кандидата на работу отклоняют, как только обнаруживают пункт о наличии судимости. Однако этот пункт в анкете не уточняет тип совершенного преступления и его степень тяжести. Некото- рые активисты тюремных реформ в США призывают потенциальных работодателей исключить этот пункт из анкеты для лучшей адаптации в обществе освобожденных из мест лишения свободы и снижения рецидива преступления в стране. «Должна быть создана такая система, при которой бывшие заключенные, обладающие вы- сокой профессиональной квалификацией, не будут автоматически терять возмож- ность найти работу» [8]. Американские сенаторы К. Букер и Р. Пол призывают к принятию в США так называ- емого Закона об искуплении вины с широкой двусторонней поддержкой (the REDEEM Actwith Broad Bipartisan Support) [8]. Главным положением этого законопроекта должно стать создание механизма, позволяющего «запечатывать», то есть скрывать информа- цию о совершенных лицом преступлениях [8]. Это позволило бы устранить барьеры, которые препятствуют квалифицированным людям получить стабильную работу, чтобы поддерживать себя, свои семьи и с помо- щью своих умений и энергии вносить вклад в развитие общества и экономики страны, а также помогло бы «миллионам американцев с криминальным прошлым найти работу и стать полезными, законопослушными членами общества» [8]. Подобная мера способ- ствовала бы более успешной адаптации освобожденных из исправительных учрежде- ний в условиях свободы. Кроме того, указанный законопроект предполагает запретить содержание в тюрьме лиц, совершивших ненасильственные преступления; не допускать рассмотрения уго- ловных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, судами для взрослых; не допускать разглашения информации о совершении ненасильственных преступлений лицами моложе 15 лет; постоянно работать над созданием всесторон- них программ для возвращения бывших осужденных в общество. Политики также лоб- бируют принятие закона - Акта о милосердии - о запрете на содержание подростков в одиночном заключении в федеральных тюрьмах [8]. Представители Сената предлагают вкладывать федеральные средства только в те программы, которые действительно эффективны. Некоторые компании, исправитель- ные учреждения, власти штатов подключились к инициативе, предлагая программы, способствующие адаптации бывших заключенных к жизни в обществе. Так, социально ориентированные сотрудники технологических компаний из Кремниевой долины за- пустили программу под названием «Код 7370» в ближайшей тюрьме Сан-Квентин, где осужденные имеют возможность получить образование и стать специалистами в об- ласти программирования после освобождения. В округе Монтгомери (штат Мериленд) открылся профессионально ориентированный и обучающий центр в тюрьме. В Федеральном исправительном учреждении Эль Рено в Оклахоме изолированным от общества предоставляется возможность получения высшего образования уровня колледжа и обучения какой-либо специальности [8]. Одной из стран, где принцип адаптации бывших осужденных к жизни в обществе реализуется на практике, является Канада. Исправительной службой Канады разработана целая система мер и программ для возвращения правонарушителей в обще- ство и снижения уровня рецидивной преступности. Стратегия Исправительной службы Канады включает в себя следующие элементы: как только приговор вынесен, процесс всесторонней оценки уровня риска, представляемого нарушителем, и его потребностей определяет уровень безопасности учреждения, в которое он должен быть помещен. Эта оценка используется, чтобы определить факторы, побудившие правонарушителя совершить преступление, риск, который он представляет, и его потребности в услови- ях исправительного учреждения. Чтобы получить наиболее точную оценку правонару- шителя, Исправительная служба Канады использует информацию от полиции, суда, членов семьи правонарушителя, его работодателей, психологов и иногда даже жертвы преступления [9]. На основании собранной и проанализированной информации Исправительная служба разрабатывает индивидуальный план по исправлению правонарушителя с участием в программах и посещением мероприятий по реабилитации. Целью этих программ явля- ется изменение отношения к жизни и преодоление проблем, приведших к тюремному заключению. Так, если лицо имело проблемы с наркотиками, его план по исправлению будет разработан таким образом, чтобы избавиться от наркотической зависимости. Если проблемой являлась склонность к насилию, предполагается исправление психологиче- ских особенностей и замена насильственного поведения положительными реакциями. Участие в этих программах для правонарушителя является обязательным, поскольку, как показали исследования, они помогают вернуть освобожденных из мест лишения свободы в общество в качестве законопослушных и полезных граждан. Такой план по исправлению регулярно пересматривается, чтобы оценить успехи и, если необходимо, рекомендовать какие-то изменения. Таким образом, главным направлением работы Исправительной службы Канады яв- ляется реинтеграция. Высокоразвитый, хорошо структурированный процесс условно- досрочного освобождения был разработан, чтобы осуществить переход осужденного от исправительной среды к нормальной жизни в обществе [9]. В целом рассмотренные формы и методы зарубежного опыта работы с заключенны- ми с целью их ресоциализации и реинтеграции в общество позволяют сделать вывод о том, что разработчики данных программ стремятся к объединению усилий всех членов общества, к реализации принципов гуманизма и системного подхода. Изучение зарубежного положительного опыта в области социальной адапта- ции заключенных может стимулировать поиск и разработку новых, нестандартных схем профилактики рецидивной преступности, ориентированных на российское общество. В настоящее время в Российской Федерации пока не принят федеральный закон «О социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и контроле над ними», необходимость в котором назрела уже давно [3].
Список литературы

1. Воробьев Ю. А. Национальные особенности процесса ресоциализации осужденных в уголовно-исполнительной системе Германии на современном этапе // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26(1-4), № 3. С. 285-289

2. Гачава М. Л. Гуманизация отбывания наказаний как основное условие обеспечения правового положения осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 5. С. 2-4

3. Решетникова А. И., Васильева Т. В. Проблемы законодательного регулирования социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 2. С. 32-35

4. An Outcome Evaluation of the Challenge Incarceration Program - October 2006 (Minnesota DOC Study) 2017, viewed 11 November 2018, https://mn.gov/doc/assets/Challenge%20 Incarceration%20Program-Aug2017_tcm1089-308975.pdf

5. ‘Cory Booker, Rand Paul push to overhaul criminal justice system’ n. d., New Jersey Pol- itics, viewed 11 November 2018, https://www.nj.com/politics/index.ssf/2015/03/booker_and_ paul_re-introduce_legislation_to_overha.html

6. Just of Do Page n. d., viewed 11 November 2018, http://www.justofdupage.org/financial.html

7. Minnesota Department of Corrections 2017, viewed 11 November 2018, https://content. govdelivery.com/accounts/MNCORR/bulletins/16cfd41

8. Nicholson, L 2015, ‘Prison reforms attempt to tackle high recidivism rate, get former convicts hired’, Russia Today, viewed 11 November 2018. URL : https://www.rt.com/usa/312504-pris- on-reforms-recidivism-hiring

9. ‘Reintegration of Ex-Convicts into Canadian Society’ 2017, Schoolworkhelper, viewed 11 November 2018, https://schoolworkhelper.net/reintegration-of-ex-convicts-into-canadian-society

Войти или Создать
* Забыли пароль?