MODERN PREVENTIVE MEASURES IN THE ACTIVITIES OF PENAL INSPECTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the preventive measures controlled by penal inspections: house arrest, prohibition of certain actions. The statistical information on execution of preventive measures in the form of house arrest is provided. Recommendations on carrying out preventive work with suspects (accused) are offered. According to the results of the study, it is concluded that: the main purpose of modern criminal and penal policy is to ensure the deterrence of crime by improving the efficiency of social and psychological work in places of detention; preparation of the individual for the post-adaptation period, as well as the formation of a positive attitude of convicts to employment and education; the creation of family relations; the development of law-abiding behavior. Such measures will help to improve the quality of social orientation of modern preventive activity controlled by penal inspections.

Keywords:
penal inspections, preventive measures, house arrest, prohibition of certain actions, crime prevention
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основной целью уголовной политики является обеспечение сдерживания преступ- ности, результаты которой напрямую зависят от законодательных норм, практики при- менения закона, назначения справедливого наказания и его исполнения [1, c. 294]. Уголовную политику не следует рассматривать без связи с уголовно-исполнитель- ной политикой, поскольку в некоторой части они являются следствием друг друга. Тре- бование о стабильности уголовной и уголовно-исполнительной политики, о снижении численности осужденных лиц, содержащихся в местах лишения свободы, реформировании и улучшении деятельности уголовно-исполнительной системы отражено в Концепции разви- тия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. С каждым последующим периодом изменения форм преступного поведения насе- ления страны, криминализации или декриминализации санкции статей уголовного за- конодательства, способа удовлетворения потребностей как групповых, так и индиви- дуальных ожиданий, качества обеспечения безопасности государства, эффективной борьбы с последствиями преступности переориентируются и основные направления уголовной политики государства. Как говорил Э. Дюркгейм, преступность - это нормальное явление потому, что обще- ство без преступности совершенно невозможно [2, с. 39]. Преступление выражается в совершении деяния, наносящего ущерб правам и свободе гражданина, законным инте- ресам организаций, безопасности собственности и государства в целом, что приводит к формулированию норм уголовного законодательства, определению особенностей их применения и исполнения. Некоторые представления о сути рассматриваемого явления можно получить, систематизировав мнение ряда исследователей в данной сфере. Со- гласимся с точкой зрения, что преступления совершаются во всех обществах всех ти- пов: не существует общества, не сталкивающегося с проблемой преступности, борьбой с нею, последствиями, вытекающими как после отбытого срока наказания осужденным, так и после истечения срока назначенной меры пресечения. Нельзя также исключать, что любая мера пресечения оказывает негативное влияние на подозреваемого (обви- няемого) еще до вынесения решения суда о назначении наказания. Теория и практика применения наказаний и мер пресечения определила классифи- кацию мер государственного принуждения. Традиционно она представлена двумя груп- пами: связанные с изоляцией (лишением свободы) личности; не связанные с изоляцией (лишением свободы) личности [3, с. 289]. В настоящее время с целью социальной направленности правоприменения органа- ми следствия (дознания) применяются новые меры пресечения, являющиеся альтер- нативными заключению под стражу, что является достаточно актуальным в современ- ных условиях. К таким мерам пресечения относятся: домашний арест (далее - арест) - введен в действие Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ; запрет опре- деленных действий (далее - запрет) - введен в действие Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ. Считаем, что к рассматриваемым мерам пресечения можно употребить формулировку «меры пресечения с частичной изоляцией», поскольку за- преты на передвижение с учетом времени суток и место исполнения меры пресечения являются обязательными. Исполнение рассматриваемых мер пресечения возложено на учреждения Феде- ральной службы исполнения наказаний. Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) как учреждения, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных от обще- ства, непосредственно осуществляют контроль за данной категорией подучетных лиц. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности примене- ния иной, более мягкой меры пресечения и заключается в возложении на подозревае- мого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу (ст. 105.1 УПК РФ). Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и пред- ставленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета опре- деленных действий может возложить следующие запреты: выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях; находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них; общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть Ин- тернет; управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транс- портных средств. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электрон- ные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или об- виняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в ка- честве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозре- ваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение (ч. 1 ст. 107 УПК РФ). Сегодня получила распространение идея использования инструмента уголовной политики не столько для охраны прав и свобод граждан, законных интересов органи- заций, правоохраняемых интересов государства или для предупреждения совершения преступлений, сколько для достижения целей социальной интеграции. Данное мнение подтверждается нормой ст. 43 УК РФ: «...наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости...». Считаем, что для поддержания доверия к государству, веры в справедливость применяемых мер уголовно-правового, уголовно-процессуаль- ного воздействия введенные в действие меры пресечения в виде залога и ареста при- званы отразить рассматриваемое направление уголовной политики в широком смысле. Подтверждением тому является статистика, свидетельствующая о том, что мера пресечения в виде ареста с каждым годом становится все более применимой в работе правоохранительных органов по определенным категориям преступлений. На конец от- четного периода на учете в УИИ лиц, находящихся под домашним арестом, состояло: 74 ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ в 2013 г. - 1822 чел., 2014 - 2730, 2015 - 4215, 2016 - 5642, в 2017 г. - 6753 чел. Наблюдается существенная тенденция возрастания численности лиц, состоявших на учете в УИИ с данной мерой пресечения с 2013 по 2017 год, на 73,01 % (или в 3,7 раза). О перспективах применения меры пресечения в виде запрета говорить еще доста- точно рано, так как с момента принятия вышеуказанного Федерального закона прошло чуть больше половины года. Практика назначения и исполнения меры пресечения только формируется. Сейчас идет один из этапов становления правоприменительной деятель- ности, который характеризуется возникающими проблемными вопросами, спорными ответами на них и внештатными ситуациями, которые требуют оперативного принятия решения. Для объективной оценки рассматриваемого вопроса весьма проблематично обратиться к имеющейся практике исполнения подобных мер пресечения, поскольку ранее в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации сходные вопросы не подвергались дискуссиям. Однако определенные положительные момен- ты пока исключать не стоит. Очевидно, что законодатель предпринял попытку оптими- зации имеющихся мер пресечения, которые не связаны с изоляцией подозреваемого (обвиняемого) лица от внешнего мира. Предполагается, что, минуя условия изоляции, которые являются основополага- ющими при мере пресечения в виде заключения под стражу, при аресте или запрете подозреваемый (обвиняемый) находится в привычных для себя условиях - месте про- живания, что обеспечивает социальную интеграцию, о которой мы говорили выше. По- добный подход обеспечивает неразрывную связь контролируемого лица с институтами семьи, образования, религии, частной собственности и другими, если это не противо- речит установленным запретам. Нельзя забывать, что присутствует и обратная сторона мер пресечения, альтерна- тивных заключению под стражу и другим, которые контролируются уголовно-исполни- тельными инспекциями. С учетом личности подозреваемого (обвиняемого), тяжести совершенного общественно опасного деяния не исключается возможность совер- шения им преступления в период исполнения меры пресечения. Так, разрешение на выход из места исполнения меры пресечения в установленное время, отраженное в постановлении суда об избрании ареста или запрета, может подтолкнуть обвиняемо- го (подозреваемого) к противоправным действиям. Возможен формальный подход к установлению личности преступника в момент принятия решения судом о назначении меры пресечения, сведение личных счетов подозреваемого (обвиняемого) с потерпев- шим, наличие алкогольной (наркотической) зависимости. При таких обстоятельствах риск совершения преступления контролируемым лицом может увеличиться в разы. С целью недопущения подобных ситуаций нельзя игнорировать проведение с данной категорией подучетных лиц дополнительной профилактической работы, одной из форм которой может выступать проведение психологом бесед, консультаций с обвиняемым (подозреваемым) в период исполнения меры пресечения в виде ареста или запрета. В связи с этим представляется, что ближайшей целью формулирования основных на- правлений современной уголовной и уголовно-исполнительной политики является раз- работка задач и подходов к сдерживанию преступности путем повышения эффектив- ности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и в период ис- полнения мер пресечения, при этом необходимо акцентировать внимание на подготовке личности к постадаптационному периоду. Предполагается формирование положитель- ного отношения к трудовой занятости и получению образования, созданию семейных отношений, развитию законопослушного поведения. Проведение подобных мероприятий может способствовать повышению качества социальной направленности современных мер пресечения, контролируемых уголовно-исполнительными инспекциями.
References

1. Zubkova V. I. K nekotorym voprosam realizacii Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii do 2020 goda // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 13(1-4). № 3. S. 294-298

2. Dyurkgeym E. Norma i patologiya // Sociologiya prestupnosti. Sovremennye burzhuaznye teorii : sb. st. : per. s angl. M., 1966. S. 39-44

Login or Create
* Forgot password?