CRITERIA AND INDICATORS OF LAW ENFORCEMENT PERSONNEL LEVEL OF READINESS TO ACT IN CRISIS SITUATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the topical problem of identifying the optimal criteria of law enforcement personnel readiness to work in crisis situations. Analysis of previous studies showed that in the development of criteria for assessing any quality it is advisable to identify those that objectively reflect the characteristics inherent in the studied quality. With regard to the process of formation of skills and qualities necessary for action in a complex operational environment, it is advisable to consider the concept of “criterion” as an element of monitoring the effectiveness of skills and qualities formation. The functioning units experience of various domestic and foreign government law enforcement agencies gives the right to assert that to assess the level of personnel readiness in law enforcement agencies for action in crisis situations there are several generalizing criteria: motivational, activity-based and effective. In the rank of the components of the criteria are the evaluation indicators that contribute to a more objective assessment of a particular direction of students’ activity from the variety of factors of professional readiness to act in crisis situations Using indicators, it is much easier to determine its final level. The experiment revealed the indicators, a characteristic feature of which (unlike traditional ones used in departmental educational organizations) is not an assessment of the acquired knowledge, skills and abilities, but the determination of ability level of law enforcement workers to effectively perform their duties in crisis situations.The identified criteria and indicators for assessing the readiness of law enforcement personnel to act in crisis situations were successfully tested during tactical and special exercises. The scientific approach to the development of the criteria and indicators presented in the article, their approbation during training activities, tactical and special exercises, conducted within the framework of official training, allowed giving an objective and comprehensive assessment of the special skills and qualities formed by employees. It also allows determining the system of organizational and pedagogical measures that can significantly increase the level of personnel readiness in law enforcement agencies to work in crisis situations.

Keywords:
law enforcement agencies, personnel, crisis situations, evaluation criteria and their indicators, professional activities, service training
Text
Publication text (PDF): Read Download

Авторское исследование по подбору и диагностике оценочных критериев уровня го- товности персонала правоохранительных органов к действиям в сложной оперативной обстановке, являющееся весьма актуальным на современном этапе развития отече- ственной правовой культуры, условно можно разделить на три периода: анализ разнообразия научных подходов к пониманию сущности критериев и пока- зателей оценки развития профессионально значимых качеств; осмысление научных изысканий, относящихся к проблемам организации профес- сионального образования сотрудников правоохранительных органов; определение критериев и показателей уровня готовности личного состава к дей- ствиям в сложной оперативной обстановке и их классификация. Анализ отдельных психолого-педагогических исследований показал, что при выработке критериев оценки качеств (явлений) следует в первую очередь выявлять те из них, которые объективно отражают признаки, присущие изучаемому качеству (явлению). Применительно к процессу формирования навыков и качеств, необходимых для действий в сложной опе- ративной обстановке, целесообразно, на наш взгляд, понятие «критерий» рассматривать элементом контроля эффективности их (навыков, качеств) сформированности, а содержа- ние самого критерия раскрывать исходя из учета совокупности всех его показателей. Это позволит, кроме всего прочего, оценить интенсивность исследуемого процесса. С научной точки зрения интересным выглядит разнообразие исследовательских ме- тодов, применяемых при определении тех или иных критериев оценки сформированно- сти различного рода знаний, умений, навыков, качеств. Некоторые ученые за главный критерий принимают результативность деятельности [1, с. 63-65], другие - качество исполнения определенных заданий [2, с. 3], третьи - степень усвоения необходимых умений, навыков, качеств [3, с. 32-37]. Изучение многообразия подходов к выработке критериев оценки профессиональной деятельности и личный служебный опыт позволили автору констатировать, что подго- товку к действиям в кризисных ситуациях в большей степени эффективно оценивать по конкретным поступкам (делам), и, следовательно, данный критерий целесообразно принять за интегральный. Однако для детализации оценки, наряду с выделением об- щего (интегрального) критерия, требуется его дифференциация. При этом самое при- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 89 стальное внимание следует обратить на то, чтобы критерии могли учитывать специфику (вид, особенности, характер) профессиональной деятельности сотрудников правоох- ранительных органов, а также являлись достоверными, удобными в применении и со- гласованными с общим критерием. С целью определения оптимальных критериев и показателей оценки готовности персонала к деятельности в кризисных ситуациях был осуществлен констатирую- щий эксперимент. В процессе его проведения учитывались мнения руководителей групп служебной подготовки привлекаемых практических органов и подразделений. В результате было выявлено, что более всего для оценки уровня профессиональной готовности персонала пригодны следующие характеристики: личностный интерес к приобретению специальных навыков и качеств; добросовестность в выполнении служебного долга; осознание значимости приобретенных функций для деятельно- сти в кризисных ситуациях. Анализ научных источников и практики функционирования подразделений различных отечественных и зарубежных государственных силовых ведомств дает право утвер- ждать, что для оценки уровня готовности личного состава правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях возможно применение нескольких обобщающих критериев. Считаем, что для сравнения вполне уместно в качестве примера привести критерии оценки эффективности профессионального обучения, апробированные аме- риканским исследователем Киркиатриком: реакция обучаемых на само обучение (осознают ли они его как необходимость, мотивированы ли они для получения специальных знаний и навыков); результативное поведение обучаемых (то, что они усвоили знания и навыки, со- всем не значит, что они будут ими применены); эффективное использование результатов специальной подготовки. Анализ апробации в ходе экспериментальной работы множества критериев, в том числе использовавшихся Киркиатриком, мнения начальствующего, профессорско- преподавательского состава и обучаемого персонала позволили определить оптималь- ные критерии оценки готовности сотрудников правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях: мотивационный, деятельностный, результативный. Констатирующий эксперимент показал, что выявленные критерии являются ба- зовыми для дифференцирования их на отдельные составляющие (компоненты, характеристики, признаки, факторы), с помощью которых можно оценить сформи- рованные у обучаемых навыки и качества более эффективно. В ранге таких состав- ляющих выступают оценочные показатели, так как они, являясь компонентом крите- рия, помогают объективно оценить конкретное направление (сторону, проявление) деятельности обучаемого из всего многообразия профессиональной готовности к действиям в кризисных ситуациях, и тогда, основываясь на показателе, гораздо удобнее определить ее итоговый уровень. Опытно-экспериментальная работа способствовала определению именно таких показателей, которые помогли в наивысшей степени объективно оценивать уровень профессиональной готовности персонала. При этом следует подчеркнуть, что харак- терной особенностью данных показателей, в отличие от традиционных, применяемых в ведомственных образовательных организациях, является не оценка приобретенных знаний, умений и навыков, а определение уровня (низкий, средний, высокий) способ- ности сотрудников правоохранительных органов эффективно выполнять свои функци- ональные обязанности в кризисных ситуациях (табл. 1). 90 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Таблица 1 Критерии и показатели готовности сотрудников к действиям в кризисных ситуациях Критерии Показатели Мотивационный выраженность профессионально значимых целей; положительная мотивация в профессиональной подготовке и служеб- ной деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию Деятельностный качество и результативность обучения; профессиональная направленность поведения; эффективность целостной профессиональной подготовки Результативный качество выполнения служебных задач, связанных с профессиональ- ной деятельностью в кризисных ситуациях; активность в изучении вопросов, перспективных задач, выходящих за рамки учебной программы; итоговый уровень готовности Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили способность отобра- женных в таблице критериев и показателей профессиональной готовности объективно оценивать сформированные у личного состава правоохранительных органов специаль- ные навыки и качества, необходимые для деятельности в кризисных ситуациях. Тем не менее для определения уровня готовности конкретного сотрудника только качественных характеристик критериев, к которым относятся показатели, бывает не всегда достаточно. Нужны, как правило, и количественные оценки показателей. Для их определения на всех этапах опытно-экспериментальной работы по каждому из пред- ставленных выше показателей на основании трехбалльной шкалы осуществлялись замеры уровня сформированности навыков и качеств: 3 балла - показатель ярко выражен и в служебной деятельности проявляется регулярно; 2 балла - показатель выражен заметно, однако проявляется при решении служеб- ных задач непостоянно (от случая к случаю); 1 балл - показатель выражен ограниченно и проявляется в служебной деятельно- сти крайне редко (слабо). По выставленным сотруднику оценкам подсчитывался средний балл индивидуального уровня сформированности специальных навыков и качеств, затем (на основе среднего балла) выводилось среднее арифметическое значение в контрольных и эксперименталь- ных группах (М). Опуская описание используемых математических формул и методов, в качестве резюме представим полученные результаты эксперимента: контрольная группа № 1 - М = 2,11; контрольная группа № 2 - М = 2,24; экспериментальная группа № 1 - М = 2,91; экспериментальная группа № 2 - М = 2,87. Полученные количественные оценки сформированности специальных навыков и качеств у сотрудников правоохранительных органов для их действий в кризисных ситуациях показа- ли верность нашего подхода к повышению эффективности служебной подготовки личного состава. Контроль достоверности данных, осуществленный при помощи доверительного интервала для пятипроцентного уровня значимости, подтвердил, что отличия в цифровых показателях контрольных и экспериментальных групп не являются случайными. В целом ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 91 же работа, проведенная по установлению количественных величин, во взаимодействии с дифференцированным использованием разнообразных способов анализа способствова- ла определению уровней развития показателей и критериев оценки готовности персонала правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях. Например, уровень выраженности показателей мотивационного критерия определялся с помощью анализа ответов сотрудников на теоретических занятиях, посредством опросов ру- ководителей занятий и индивидуальных бесед с обучаемыми. Развитие показателей деятель- ностного критерия определялось на основании анализа журналов успеваемости, зачетных ведомостей, дневников наблюдений, отчетов о проведении служебных командировок, а также с помощью личных наблюдений, экспертных оценок руководителей подразделений, обобще- ния независимых характеристик. Уровень показателей результативного критерия оценивался, как правило, по отзывам на сотрудников из правоохранительных органов и подразделений, по документам, отражающим результаты, достигнутые выпускниками ведомственных вузов за первые два года службы, на основании анализа материалов аттестационных комиссий. В ходе сопоставления полученных цифровых данных с качественно-количественны- ми показателями уровней готовности персонала к профессиональной деятельности в кризисных ситуациях выявлялись сотрудники, обладающие разным уровнем готовно- сти, что вполне естественно. По сопоставленным показателям их (сотрудников) можно дифференцировать на три группы: с низким уровнем готовности к действиям в кризис- ных ситуациях (1,0-1,5 балла), средним (1,6-2,5 балла) и высоким (2,6-3,0 балла). Рас- смотрим каждый из данных уровней. Низкий уровень готовности личного состава характеризуется слабо выраженными показателями по всем критериям. У таких сотрудников нет ни желания, ни психологи- ческой готовности к деятельности в сложных условиях, связанных с риском для жизни и здоровья, недостаточно сформированы навыки для успешного их применения в про- фессиональной деятельности. Персонал, имеющий средний уровень, обладает заметной выраженностью пока- зателей представленных критериев. Деятельность данных сотрудников является осоз- нанной, но практическая реализация ее осуществляется неуверенно, по принципу «как бы чего не вышло». Личный состав с высоким уровнем готовности к действиям в кризисных ситуациях обладает ярко выраженными, развитыми показателями всех без исключения критери- ев. Выполнение такими сотрудниками своих функциональных обязанностей в сложных условиях происходит «на автоматизме», действия их подкреплены высокой степенью психологической готовности, максимальным уровнем приобретенных в процессе под- готовки специальных навыков и стремлением отыскать оптимальные решения возник- ших служебных задач. Примененные автором критерии оценки готовности персонала правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях прошли успешную апробацию и при прове- дении тактико-специальных учений. Оценивая деятельность игровых коллективов все по той же трехуровневой шкале, мы использовали несколько иные, чем при выставле- нии индивидуальной оценки, показатели: автономность (умение выполнять задачу самостоятельно, в отрыве от главных сил (других подразделений), используя исключительно внутриколлективные знания, навыки и качества); взаимодействие (согласованность в достижении конечной цели, взаимопомощь, взаимозаменяемость); 92 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК инициативность (способность к разумной инициативе, наличие неподдельного ин- тереса к игровым ситуациям); результативность (проявление эффективной деятельности, неприятие пассивно- сти, достижение оптимального результата). Эксперимент, проведенный в ходе тактико-специальных учений, показал живучесть и эффективность применяемой методики оценки действий обучаемых. Полагаем, что апробированные показатели целесообразно применять не только посредникам на уче- ниях, но и руководителям практических занятий, ролевых игр, групповых упражнений. Исследование эффективности оценочных критериев и показателей готовности лич- ного состава правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях способ- ствовало определению интегральной тенденции для всего процесса профессиональной подготовки сотрудников, а именно: опережающее развитие показателей деятельностного и результативного критериев по отношению к показателям мотивационного критерия. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, тремя условиями: а) целенаправленной эффективной педагогической деятельностью, осуществляемой руководителями занятий (учений) на протяжении всего эксперимента; б) ростом самосознания обучаемых в необходимости достижения предложенных руководителями промежуточных и конечных целей учебных занятий; в) более зрелой оценкой профессиональной деятельности в сложных условиях опе- ративной обстановки как руководителями занятий, так и личным составом обучаемого подразделения. Зафиксированное нами недостаточно активное развитие составляющих мировоззрен- ческого критерия связано с тем, что его показатели объективно предполагают для этого более длительный временной отрезок, выходящий за рамки проведенного исследования. Научный подход к разработке представленных в статье критериев и показателей, их апробация в ходе учебных занятий и тактико-специальных учений, проводимых в рамках служебной подготовки, позволили дать объективную и всеобъемлющую оценку специ- альным навыкам и качествам, сформировавшимся у сотрудников, а также определить четкую систему организационных и педагогических мер, повышающих уровень готовности личного состава правоохранительных структур для деятельности в кризисных ситуациях. В заключение необходимо отметить, что руководителям практических органов и подразделений правоохранительных структур (ведомств) при организации служебной подготовки подчиненного личного состава следует учитывать тот факт, что уровень го- товности отдельного сотрудника к действиям в кризисных ситуациях не является ста- тичным показателем. При грамотном подходе к организации процесса обучения этот показатель обладает положительной динамикой, что убедительно подтверждается ре- зультатами опытно-экспериментальной работы (табл. 2). Таблица 2 Результаты опытно-экспериментальной работы Годы проведения замеров Уровни готовности личного состава к действиям в кризисных ситуациях, % Низкий Средний Высокий 2016 27,8 65,4 6,8 2017 25,6 66,9 7,5 2018 23,7 67,6 8,7 Эксперимент показал, что подобное и более значимое повышение цифровых (как, впрочем, и качественных) значений показателей готовности может быть достигнуто, например, путем использования в процессе специальной подготовки к действиям в кризисных ситуациях активных способов проведения учебных занятий (упражнений), способствующих усилению их целевой практической направленности, а также модели- рования служебных ситуаций, специфичных для профессиональной деятельности того или иного правоохранительного органа (подразделения). Авторские предложения позволят более объективно оценивать приобретенные со- трудниками правоохранительных органов специальные навыки и качества, значимые для профессиональной деятельности личного состава и подразделений в кризисных ситуациях, а также ликвидировать имеющиеся упущения в практике исполнения функ- циональных обязанностей и решения служебных задач, оптимизировать организаци- онно-педагогические компоненты процесса служебной подготовки персонала. Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о том, что наибо- лее характерными признаками для оценки уровня готовности сотрудников правоохра- нительных органов к действиям в кризисных ситуациях является наличие у персона- ла: а) заинтересованности к процессу формирования специальных навыков и качеств; б) добросовестного отношения к выполнению служебного долга; в) осознания значи- мости приобретаемых навыков и формируемых качеств. Из разнообразия имеющихся критериев более успешными для оценки готовности личного состава к действиям в кризисных ситуациях являются мировоззренческий, деятельностный и результативный. Отличительной чертой выявленных частных составляющих критериев (их показате- лей) служит не только банальная возможность оценки специальных знаний, умений и навыков персонала, но и определение уровня их сформированности, а также наличия способности у отдельного сотрудника и коллектива для успешного выполнения служеб- ных задач в реальной обстановке. Кроме того, апробированные в опытно-эксперимен- тальной работе оценочные показатели позволяют с достаточной степенью объективно- сти оценить личностные качества сотрудника, необходимые ему для профессиональной деятельности в условиях кризисных ситуаций.
References

1. Endal'cev B. V., Nesterov A. A. Rabotosposobnost' voennosluzhaschih i puti ee povysheniya sredstvami fizicheskoy podgotovki. L., 1986. 115 s

2. Dem'yanenko Yu. K., Meerson A. M. Faktornyy analiz issledovaniya vzaimosvyazi mezhdu fizicheskoy podgotovlennost'yu i professional'nymi navykami // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1969. № 7. S. 2-5

3. Brayent Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte. M., 1978. 160 s

Login or Create
* Forgot password?