Publication text
(PDF):
Read
Download
В международных стандартах, нашедших свою реализацию в отечественном уголовно- исполнительном законодательстве, в качестве одной из основных целей исполнения наказаний выступает ресоциализация осужденных. В. М. Поздняков, подчеркивая ком- плексный характер ресоциализирующего воздействия, выделяет в этом процессе кор- рекцию поведения, позитивное изменение внутренних установок и ценностных ориен- таций осужденных, приобщение их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных социально полезных граждан [1, с. 227.]. А. В. Пищелко указывает на необходимость формирования у осужденного в процес- се ресоциализации качеств личности, способствующих восстановлению нарушенных социальных связей и отношений, идентификации личности как субъекта собственной жизнедеятельности [2, 3]. Таким образом, содержание определения ресоциализации осужденных, выражаю- щее ее сущность, раскрывается в личностной готовности и способности осужденных вести правопослушный образ жизни. Ресоциализация предполагает исправительный результат, а именно устойчивую внутреннюю потребность и способность действовать правомерно при обеспечении личных потребностей и интересов во всех сферах жиз- недеятельности. Система методологических принципов является инструментарием, конструирующим процесс ресоциализирующего воздействия на осужденных. Встроенность методологической составляющей в пенитенциарную практику позво- ляет оптимально реализовать функции наказания, ориентируясь в первую очередь на внутренний мир личности, на приведение осужденного к раскаиванию, покаянию и исправлению. Внутренняя необходимость означает наличие желаний и стремлений действовать таким образом, что представляет собой целемотивационную составля- ющую готовности. Наряду с ней необходима и решимость проявлять волевые усилия для правомерного преодоления трудностей и деструктивных соблазнов, что выражает волевой компонент внутренней необходимости. Внутренняя возможность вести законо- послушный образ жизни выражается в наличии умений правомерно решать различные жизненные противоречия, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и выход из проблемных ситуаций. Кроме того, готовность к правомерному поведению и образу жизни зависит от об- щих способностей к социальной адаптации, которые позволяют адекватно условиям осуществлять необходимые для нормальной жизнедеятельности функции, налаживать взаимодействие с другими людьми, не провоцируя проблемных ситуаций, которые мо- гут привести к криминальному срыву. Готовность личности осужденного к правопослушному образу жизни включает в себя: подготовленность к правомерному поведению в основных сферах жизнедеятель- ности, выражающую стремление и умение вести себя правомерно, а также волевую решимость преодолевать трудности при правомерной реализации жизненных задач и проблем; антикриминальную устойчивость, выражающую решимость и умение противосто- ять внешним и внутренним криминогенным факторам; общие способности к нормальной социальной адаптации. Эта общая трактовка основных сторон указанной готовности нуждается в конкретиза- ции для практического использования в исправительном процессе. Такая конкретизация выражается в ответе на вопрос: какие свойства и качества необходимо формировать и изменять в личности осужденных для того, чтобы достичь указанной готовности? От- вет на него является исходным для определения конкретных задач исправительного процесса. Он может быть дан на основе системного подхода, который применительно к описанию личностных предпосылок к определенным видам деятельности или пове- дения представляет собой структурно-функциональные модели психических свойств. В соответствии с этим подходом готовность личности к правомерному образу жизни (и каждая из ее основных сторон) может быть представлена как система психических свойств личности, которые выступают существенными в детерминации правомерного поведения в различных сферах жизнедеятельности человека при решении определен- ных жизненных задач. Основываясь на системном понимании психологического механизма социального поведения и его личностных детерминантах, представим структурно-функциональную модель готовности личности к правомерному образу жизни, которая может выступать целеориентирующей основой исправительного процесса. Психологическая структура указанной готовности включает в себя следующие основные элементы: правомерные жизненные планы; ценностно-смысловые представления о правопослушном образе жизни; личностно-ценный Я-образ добропорядочного человека; притязания и потребности, основанные на правовых и моральных нормах; осознанность реальных правомерных возможностей удовлетворения потребно- стей; антиценности как личностные барьеры для противоправных или аморальных дей- ствий; моральные принципы, детерминирующие удовлетворение своих потребностей и интересов; социально-правовые ожидания, выражающие веру в успешную самореализацию; убежденность в неизбежности наказания в случае совершения противоправных деяний; профессиональные и социальные умения, лежащие в основе удовлетворения потребностей и выполнения социальных ролей. Важное значение имеет развитие адекватных представлений о самом себе: какой Я есть и, самое главное, каким мне надо быть. Потребностный Я-образ включает в себя, прежде всего, отражение своей ведущей жизненной роли. Лица с законопослуш- ной позицией проявляют положительную ролевую идентификацию «Я - семейный че- ловек», «Я - рабочий человек», «Я -законопослушный человек», в то время как лица криминальной направленности, как правило, идентифицируют себя с криминальной ролью: «Я - бродяга», «Я - порядочный арестант», «Я - вор», «Я - игрок». Потребостный Я-образ включает в себя осознание нескольких компонентов: должных черт характера (каким следует быть), форм и манер поведения (как надо поступать), внешнего облика (как надо выглядеть). Важно определить комплекс именно тех личностных ценностей, которые являются реальными для осужденного и адекватными его возрасту, уровню культурного развития, семейному и имущественному положению, и при этом они должны быть по возможности ассимилируемыми, то есть реально досягаемыми в процессе личностного преобразо- вания. В формировании ценностно-смысловой системы личности осужденного базовое значение имеет ценность жизни в условиях свободы. Казалось бы, эта ценность явля- ется естественной и личностно значимой для любого осужденного, однако существуют скрытые механизмы ее девальвации. Они выражаются в самооправдании, в принятии статуса преступника, в привыкании к местам лишения свободы, в отчуждении от нор- мальной социальной среды, в опасении неразрешимых проблем при жизни на свободе. Это дает основание утверждать, что осужденные не хотят лишения свободы, однако они не страшатся его и в то же время испытывают негативные ожидания в отношении жизни в условиях свободы. В силу этого воспитание ценностного отношения к жизни в условиях свободы является важной задачей в исправительном процессе. Наряду с формированием положительных ценностей не меньшее значение имеет и девальвация аморально-криминального образа жизни. Эту воспитательную задачу можно представить и как формирование комплекса антиценностей, к которым необхо- димо отнести: разгульный образ жизни, употребление наркотиков, компанию крими- нальных и аморальных лиц, жизнь в пьяном угаре, оставление без помощи своих детей и в конечном итоге осуждение и жизнь в условиях лишения или ограничения свободы. В качестве внутренних криминогенных факторов могут выступать побуждения или переживания, которые предрасполагают индивида к вредоносному, в том числе проти- воправному, поведению. В качестве таких внутренних факторов выступают: зависимость от наркотиков, потребность в употреблении алкоголя, патологическая пристрастность к азартным играм и развлечениям, последствиями чего могут являться криминальные срывы; переживания отрицательных эмоций, таких как гнев, ревность, обида, чувство уни- женности, которые порождают агрессивные и иные вредоносные побуждения; реактивная актуализация ранее присущих криминальных стереотипов и влечений, которые он сознает как нежелательные, но не всегда способен силой воли их сдержи- вать при состояниях, снижающих сознательно-волевой самоконтроль. Эти внутренние факторы представляют собой остаточные явления криминальных стереотипов и влечений. Подобные остаточные явления присущи и имевшимся у лю- дей зависимостям: наркотической, алкогольной, игровой и другим, даже несмотря на их терапию. Перечень этих внутренних криминогенных факторов определяет конкретные исправи- тельные задачи по формированию устойчивости к каждому их виду. Наряду с развитием волевой решимости сдерживать негативные побуждения необходимо и формирование умений соответствующей саморегуляции. Еще одна сторона готовности личности к правомерному образу жизни заключается в общих способностях к социальной адаптации, что означает снижение дезадаптационных личностных предпосылок, выражающихся в отрицательных чертах характера, в дефор- мациях личности, обусловленных психотравмирующими событиями и морально ущербными условиями жизни в среде осужденных, неразвитостью или утратой определенных социальных умений. Социальная адаптация определяется как способность человека к адекватному восприятию окружающей социальной действительности, к адекватным отношениям и общению с людьми; как способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха, к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; как способность к изменению поведения в соответствии с ситуациями и социальными ролями. Противоположное явление выражается в социальной дезадаптации, которая детерминирована определенными личностными свойствами и качествами. Повышение адаптационных способностей осужденных заключается в формировании стремлений и умений благоприятно решать жизненные задачи, не создавая трудностей и проблем себе и другим людям в силу отрицательных черт характера и склонностей. Такие адаптационные проблемы в большей мере касаются сферы взаимодействия с другими людьми и могут проявляться в повышенной конфликтности или неумении правильно общаться, чтобы решить жизненные задачи и проблемы. Они могут прояв- ляться в низкой самостоятельности, в склонности к негативной оценке других людей и событий, в отказе от цели при возникновении трудностей, в повышенном конформизме и внушаемости. Изложенное понимание готовности осужденного к законопослушному образу жизни как определенной психологической структуры позволяет достаточно четко определить задачи исправительной работы с осужденными, которые заключаются в формирова- нии и закреплении указанной совокупности психологических свойств. Рассмотрим эти задачи применительно к основным сферам жизнедеятельности осужденного после освобождения. Для формирования готовности к правомерному поведению в сфере материального обеспечения жизни необходимо решение следующих задач по обучению, воспитанию и оказанию социальной помощи осужденным: формирование правильных взглядов, отношений и ценностных ориентаций, опре- деляющих, с одной стороны, намерения трудовым путем обеспечивать свой матери- альный достаток и не совершать корыстные противоправные посягательства, с другой стороны, адекватный уровень материальных притязаний; привитие установок, препятствующих податливости провоцирующим влияниям и соблазнам незаконного завладения материальными благами, а также умений, необхо- димых для их реализации; профессиональное обучение, ориентированное на индивидуальные способности и реальную возможность трудоустройства по будущему месту жительства; приучение к систематическому труду и соблюдению трудовой дисциплины, кото- рое возможно только при осознании положительного личностного смысла трудовой деятельности в период отбывания наказания; правовое просвещение, касающееся государственной помощи в трудовой занято- сти, трудовых правоотношений, предпринимательской деятельности, правоотношений в сфере собственности, социального обеспечения и жилищных прав; психологическая подготовка к возможным материальным трудностям, включаю- щая в себя совместную проработку с осужденным вариантов решения этих проблем, поддержание уверенности в положительном будущем; формирование знаний и умений правильно планировать и использовать личный бюджет, обеспечивать свое питание и бытовое самообслуживание; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве освобождаемого. Воспитание готовности к правомерному поведению в сфере взаимодействия с дру- гими людьми предусматривает решение следующих задач просветительной, воспита- тельной и психокоррекционной работы с осужденными: укрепление ценностной значимости семьи и добропорядочных отношений с други- ми людьми, выработка толерантного отношения к людям, их поступкам, к проявлениям с их стороны недоверия; обучение основам правовых знаний, которые необходимы для юридически пра- вильной оценки ситуаций и правовых последствий различных вариантов собственного поведения, а также для понимания возможностей и способов правомерного решения проблем, возникающих при взаимодействии с другими людьми; формирование отрицательного отношения к насильственным действиям и прием- лемости правомерных и морально одобряемых способов взаимодействия с другими людьми в ситуациях столкновения личных интересов, в том числе приемлемости ухо- да от конфликта и отказа от взаимодействия с лицами, которые ведут противоправный или аморальный образ жизни; обучение основам этических и психологических знаний и формирование умений тактично и психологически рационально строить общение и отношения, вести себя в ситуациях столкновения или ущемления личных интересов; развитие способности контролировать свое эмоциональное состояние и поведе- ние в конфликтных ситуациях, а также противостоять подстрекательствам других лиц или провоцирующему поведению с их стороны; формирование умеренных статусных притязаний, благоразумной самодостаточ- ности, а также сглаживание психологических последствий отбытия наказания (чувств социальной отчужденности, стигматизированности). Для формирования готовности к благоразумному поведению в сфере отдыха и раз- влечений необходимо: воспитание умеренности в развлечениях и отрицательного отношения к разгуль- ному образу жизни; развитие представлений о положительных формах отдыха и установок на их ис- пользование; наркологическое просвещение и воспитание, а в необходимых случаях проведе- ние наркологической терапии для снижения (избавления) алкогольной, наркотической или токсической зависимости. Мы придерживаемся мнения А. И. Ушатикова и Б. Б. Казака, указавших на то, что ресо- циализирующее воздействие на осужденного, по сути, представляет собой восполнение его социальных недостатков (образование, кругозор, профессиональная подготовка), а также нейтрализацию негативного влияния последствий отбывания наказания [4, с. 464]. Таким образом, ресоциализация при условии адресной компенсирующей помощи и системного применения методологически обоснованных способов воздействия имеет возможность ее осуществления в условиях современной пенитенциарной системы де- мократического общества.