РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается содержательная сторона ресоциализирующего воздействия на осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Методологическая рефлексия процесса ресоциализации акцентирует внимание на процессах преобразования внутреннего мира личности осужденных, представляющего собой системную иерархию процессов, свойств и состояний личности. Это имеет принципиальное значение, поскольку в современной пенитенциарной практике можно наблюдать смещение активности в сторону улучшения условий содержания в связи с необходимостью соответствия европейским стандартам осуществления наказания в местах лишения свободы. Подобного рода практика при дефиците психологического сопровождения осужденных вызывает негативные результаты отбывания наказания, проявляющиеся в обогащении личности осужденного новыми социальными пороками, такими как иждивенчество, низкая социальная адаптивность в изменяющихся условиях гражданского социума, криминальная зараженность мотивационно-смысловой сферы личности. Исправление осужденных, преобразование их психологии, включающей в себя правосознание и его реализацию, в правопослушном поведении возможны только при условиях адекватного сочетания функций наказания и исправления. В этом контексте предлагается структурно-функциональная модель развития готовности личности к правомерному образу жизни, содержащая основные компоненты ресоциализации, касающиеся когнитивной, коммуникативной, социально-перцептивной, ценностно-смысловой, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности. В соответствии с моделью сформулированы задачи ресоциализации применительно к основным сферам жизнедеятельности осужденного после освобождения: материальное обеспечение жизни, взаимодействие с другими людьми, благоразумное поведение в сфере отдыха и развлечений.

Ключевые слова:
ресоциализация осужденных, готовность к правопослушному образу жизни, антикриминальная устойчивость личности осужденного, задачи исправительного процесса
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В международных стандартах, нашедших свою реализацию в отечественном уголовно- исполнительном законодательстве, в качестве одной из основных целей исполнения наказаний выступает ресоциализация осужденных. В. М. Поздняков, подчеркивая ком- плексный характер ресоциализирующего воздействия, выделяет в этом процессе кор- рекцию поведения, позитивное изменение внутренних установок и ценностных ориен- таций осужденных, приобщение их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных социально полезных граждан [1, с. 227.]. А. В. Пищелко указывает на необходимость формирования у осужденного в процес- се ресоциализации качеств личности, способствующих восстановлению нарушенных социальных связей и отношений, идентификации личности как субъекта собственной жизнедеятельности [2, 3]. Таким образом, содержание определения ресоциализации осужденных, выражаю- щее ее сущность, раскрывается в личностной готовности и способности осужденных вести правопослушный образ жизни. Ресоциализация предполагает исправительный результат, а именно устойчивую внутреннюю потребность и способность действовать правомерно при обеспечении личных потребностей и интересов во всех сферах жиз- недеятельности. Система методологических принципов является инструментарием, конструирующим процесс ресоциализирующего воздействия на осужденных. Встроенность методологической составляющей в пенитенциарную практику позво- ляет оптимально реализовать функции наказания, ориентируясь в первую очередь на внутренний мир личности, на приведение осужденного к раскаиванию, покаянию и исправлению. Внутренняя необходимость означает наличие желаний и стремлений действовать таким образом, что представляет собой целемотивационную составля- ющую готовности. Наряду с ней необходима и решимость проявлять волевые усилия для правомерного преодоления трудностей и деструктивных соблазнов, что выражает волевой компонент внутренней необходимости. Внутренняя возможность вести законо- послушный образ жизни выражается в наличии умений правомерно решать различные жизненные противоречия, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и выход из проблемных ситуаций. Кроме того, готовность к правомерному поведению и образу жизни зависит от об- щих способностей к социальной адаптации, которые позволяют адекватно условиям осуществлять необходимые для нормальной жизнедеятельности функции, налаживать взаимодействие с другими людьми, не провоцируя проблемных ситуаций, которые мо- гут привести к криминальному срыву. Готовность личности осужденного к правопослушному образу жизни включает в себя: подготовленность к правомерному поведению в основных сферах жизнедеятель- ности, выражающую стремление и умение вести себя правомерно, а также волевую решимость преодолевать трудности при правомерной реализации жизненных задач и проблем; антикриминальную устойчивость, выражающую решимость и умение противосто- ять внешним и внутренним криминогенным факторам; общие способности к нормальной социальной адаптации. Эта общая трактовка основных сторон указанной готовности нуждается в конкретиза- ции для практического использования в исправительном процессе. Такая конкретизация выражается в ответе на вопрос: какие свойства и качества необходимо формировать и изменять в личности осужденных для того, чтобы достичь указанной готовности? От- вет на него является исходным для определения конкретных задач исправительного процесса. Он может быть дан на основе системного подхода, который применительно к описанию личностных предпосылок к определенным видам деятельности или пове- дения представляет собой структурно-функциональные модели психических свойств. В соответствии с этим подходом готовность личности к правомерному образу жизни (и каждая из ее основных сторон) может быть представлена как система психических свойств личности, которые выступают существенными в детерминации правомерного поведения в различных сферах жизнедеятельности человека при решении определен- ных жизненных задач. Основываясь на системном понимании психологического механизма социального поведения и его личностных детерминантах, представим структурно-функциональную модель готовности личности к правомерному образу жизни, которая может выступать целеориентирующей основой исправительного процесса. Психологическая структура указанной готовности включает в себя следующие основные элементы: правомерные жизненные планы; ценностно-смысловые представления о правопослушном образе жизни; личностно-ценный Я-образ добропорядочного человека; притязания и потребности, основанные на правовых и моральных нормах; осознанность реальных правомерных возможностей удовлетворения потребно- стей; антиценности как личностные барьеры для противоправных или аморальных дей- ствий; моральные принципы, детерминирующие удовлетворение своих потребностей и интересов; социально-правовые ожидания, выражающие веру в успешную самореализацию; убежденность в неизбежности наказания в случае совершения противоправных деяний; профессиональные и социальные умения, лежащие в основе удовлетворения потребностей и выполнения социальных ролей. Важное значение имеет развитие адекватных представлений о самом себе: какой Я есть и, самое главное, каким мне надо быть. Потребностный Я-образ включает в себя, прежде всего, отражение своей ведущей жизненной роли. Лица с законопослуш- ной позицией проявляют положительную ролевую идентификацию «Я - семейный че- ловек», «Я - рабочий человек», «Я -законопослушный человек», в то время как лица криминальной направленности, как правило, идентифицируют себя с криминальной ролью: «Я - бродяга», «Я - порядочный арестант», «Я - вор», «Я - игрок». Потребостный Я-образ включает в себя осознание нескольких компонентов: должных черт характера (каким следует быть), форм и манер поведения (как надо поступать), внешнего облика (как надо выглядеть). Важно определить комплекс именно тех личностных ценностей, которые являются реальными для осужденного и адекватными его возрасту, уровню культурного развития, семейному и имущественному положению, и при этом они должны быть по возможности ассимилируемыми, то есть реально досягаемыми в процессе личностного преобразо- вания. В формировании ценностно-смысловой системы личности осужденного базовое значение имеет ценность жизни в условиях свободы. Казалось бы, эта ценность явля- ется естественной и личностно значимой для любого осужденного, однако существуют скрытые механизмы ее девальвации. Они выражаются в самооправдании, в принятии статуса преступника, в привыкании к местам лишения свободы, в отчуждении от нор- мальной социальной среды, в опасении неразрешимых проблем при жизни на свободе. Это дает основание утверждать, что осужденные не хотят лишения свободы, однако они не страшатся его и в то же время испытывают негативные ожидания в отношении жизни в условиях свободы. В силу этого воспитание ценностного отношения к жизни в условиях свободы является важной задачей в исправительном процессе. Наряду с формированием положительных ценностей не меньшее значение имеет и девальвация аморально-криминального образа жизни. Эту воспитательную задачу можно представить и как формирование комплекса антиценностей, к которым необхо- димо отнести: разгульный образ жизни, употребление наркотиков, компанию крими- нальных и аморальных лиц, жизнь в пьяном угаре, оставление без помощи своих детей и в конечном итоге осуждение и жизнь в условиях лишения или ограничения свободы. В качестве внутренних криминогенных факторов могут выступать побуждения или переживания, которые предрасполагают индивида к вредоносному, в том числе проти- воправному, поведению. В качестве таких внутренних факторов выступают: зависимость от наркотиков, потребность в употреблении алкоголя, патологическая пристрастность к азартным играм и развлечениям, последствиями чего могут являться криминальные срывы; переживания отрицательных эмоций, таких как гнев, ревность, обида, чувство уни- женности, которые порождают агрессивные и иные вредоносные побуждения; реактивная актуализация ранее присущих криминальных стереотипов и влечений, которые он сознает как нежелательные, но не всегда способен силой воли их сдержи- вать при состояниях, снижающих сознательно-волевой самоконтроль. Эти внутренние факторы представляют собой остаточные явления криминальных стереотипов и влечений. Подобные остаточные явления присущи и имевшимся у лю- дей зависимостям: наркотической, алкогольной, игровой и другим, даже несмотря на их терапию. Перечень этих внутренних криминогенных факторов определяет конкретные исправи- тельные задачи по формированию устойчивости к каждому их виду. Наряду с развитием волевой решимости сдерживать негативные побуждения необходимо и формирование умений соответствующей саморегуляции. Еще одна сторона готовности личности к правомерному образу жизни заключается в общих способностях к социальной адаптации, что означает снижение дезадаптационных личностных предпосылок, выражающихся в отрицательных чертах характера, в дефор- мациях личности, обусловленных психотравмирующими событиями и морально ущербными условиями жизни в среде осужденных, неразвитостью или утратой определенных социальных умений. Социальная адаптация определяется как способность человека к адекватному восприятию окружающей социальной действительности, к адекватным отношениям и общению с людьми; как способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха, к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; как способность к изменению поведения в соответствии с ситуациями и социальными ролями. Противоположное явление выражается в социальной дезадаптации, которая детерминирована определенными личностными свойствами и качествами. Повышение адаптационных способностей осужденных заключается в формировании стремлений и умений благоприятно решать жизненные задачи, не создавая трудностей и проблем себе и другим людям в силу отрицательных черт характера и склонностей. Такие адаптационные проблемы в большей мере касаются сферы взаимодействия с другими людьми и могут проявляться в повышенной конфликтности или неумении правильно общаться, чтобы решить жизненные задачи и проблемы. Они могут прояв- ляться в низкой самостоятельности, в склонности к негативной оценке других людей и событий, в отказе от цели при возникновении трудностей, в повышенном конформизме и внушаемости. Изложенное понимание готовности осужденного к законопослушному образу жизни как определенной психологической структуры позволяет достаточно четко определить задачи исправительной работы с осужденными, которые заключаются в формирова- нии и закреплении указанной совокупности психологических свойств. Рассмотрим эти задачи применительно к основным сферам жизнедеятельности осужденного после освобождения. Для формирования готовности к правомерному поведению в сфере материального обеспечения жизни необходимо решение следующих задач по обучению, воспитанию и оказанию социальной помощи осужденным: формирование правильных взглядов, отношений и ценностных ориентаций, опре- деляющих, с одной стороны, намерения трудовым путем обеспечивать свой матери- альный достаток и не совершать корыстные противоправные посягательства, с другой стороны, адекватный уровень материальных притязаний; привитие установок, препятствующих податливости провоцирующим влияниям и соблазнам незаконного завладения материальными благами, а также умений, необхо- димых для их реализации; профессиональное обучение, ориентированное на индивидуальные способности и реальную возможность трудоустройства по будущему месту жительства; приучение к систематическому труду и соблюдению трудовой дисциплины, кото- рое возможно только при осознании положительного личностного смысла трудовой деятельности в период отбывания наказания; правовое просвещение, касающееся государственной помощи в трудовой занято- сти, трудовых правоотношений, предпринимательской деятельности, правоотношений в сфере собственности, социального обеспечения и жилищных прав; психологическая подготовка к возможным материальным трудностям, включаю- щая в себя совместную проработку с осужденным вариантов решения этих проблем, поддержание уверенности в положительном будущем; формирование знаний и умений правильно планировать и использовать личный бюджет, обеспечивать свое питание и бытовое самообслуживание; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве освобождаемого. Воспитание готовности к правомерному поведению в сфере взаимодействия с дру- гими людьми предусматривает решение следующих задач просветительной, воспита- тельной и психокоррекционной работы с осужденными: укрепление ценностной значимости семьи и добропорядочных отношений с други- ми людьми, выработка толерантного отношения к людям, их поступкам, к проявлениям с их стороны недоверия; обучение основам правовых знаний, которые необходимы для юридически пра- вильной оценки ситуаций и правовых последствий различных вариантов собственного поведения, а также для понимания возможностей и способов правомерного решения проблем, возникающих при взаимодействии с другими людьми; формирование отрицательного отношения к насильственным действиям и прием- лемости правомерных и морально одобряемых способов взаимодействия с другими людьми в ситуациях столкновения личных интересов, в том числе приемлемости ухо- да от конфликта и отказа от взаимодействия с лицами, которые ведут противоправный или аморальный образ жизни; обучение основам этических и психологических знаний и формирование умений тактично и психологически рационально строить общение и отношения, вести себя в ситуациях столкновения или ущемления личных интересов; развитие способности контролировать свое эмоциональное состояние и поведе- ние в конфликтных ситуациях, а также противостоять подстрекательствам других лиц или провоцирующему поведению с их стороны; формирование умеренных статусных притязаний, благоразумной самодостаточ- ности, а также сглаживание психологических последствий отбытия наказания (чувств социальной отчужденности, стигматизированности). Для формирования готовности к благоразумному поведению в сфере отдыха и раз- влечений необходимо: воспитание умеренности в развлечениях и отрицательного отношения к разгуль- ному образу жизни; развитие представлений о положительных формах отдыха и установок на их ис- пользование; наркологическое просвещение и воспитание, а в необходимых случаях проведе- ние наркологической терапии для снижения (избавления) алкогольной, наркотической или токсической зависимости. Мы придерживаемся мнения А. И. Ушатикова и Б. Б. Казака, указавших на то, что ресо- циализирующее воздействие на осужденного, по сути, представляет собой восполнение его социальных недостатков (образование, кругозор, профессиональная подготовка), а также нейтрализацию негативного влияния последствий отбывания наказания [4, с. 464]. Таким образом, ресоциализация при условии адресной компенсирующей помощи и системного применения методологически обоснованных способов воздействия имеет возможность ее осуществления в условиях современной пенитенциарной системы де- мократического общества.
Список литературы

1. Преступление и наказание от А до Я (словарь по пенитенциарной психологии) / под общ. ред. Д. В. Сочивко. М. : МПСИ, 2009. 456 с

2. Пищелко А. В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных : монография. Домодедово : Респ. ин-т повышения квалификации работников МВД РФ, 1995. 88 с

3. Пищелко А. В. Основы пенитенциарной психологии и педагогики. М., 2002

4. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с

5. Sochivko, D. V. (ed.) 2009, Crime and punishment from «A» to «Z» (dictionary of penitentiary psychology), Moscow Psychology-Social Institute, Moscow

6. Pishchelko, A. V. 1995, Psychological and pedagogical bases of convicts’ personality resocialization, Republican Institute of advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo

7. Pishchelko, A. V. 2002, Fundamentals of penitentiary psychology and pedagogy, Moscow. Ushatikov, A. I. & Kazak, B. B. 2003, Penitentiary psychology, 2nd edn, Academy of the FPS of Russia, Ryazan

Войти или Создать
* Забыли пароль?