Publication text
(PDF):
Read
Download
Имидж сотрудника органов внутренних дел (ОВД) на протяжении всей истории раз- вития данной государственной структуры постоянно менялся. Этому способствовало множество социальных и политических факторов. Менялись структура и роль самой организации в жизни общества. Однако на протяжении всего периода развития орга- нов внутренних дел поддержание доверия общества к сотрудникам полиции и других силовых ведомств было одним из приоритетных направлений развития государства. В современном российском обществе существует достаточно сложное, противоречивое отношение к полиции, которое характеризуется, с одной стороны, осознанием соци- альной значимости деятельности по охране правопорядка, а с другой - негативизмом и недоверием [3]. В рамках статьи проводится анализ наиболее действенных, с точки зрения восприятия, медийных источников, из которых граждане черпают информацию о деятельности сотрудников внутренних дел. Предлагается вариант нивелирования воздействия негативной информации на общественное мнение за счет организацион- ных и технических мероприятий, проводимых ведомственными службами по связям с общественностью. Для того чтобы понять, как у граждан формируется негативное отношение к сотруд- никам полиции, нужно проанализировать основные каналы получения информации в современном обществе и оценить уровень адекватного восприятия социумом органов внутренних дел. В данном контексте становится весьма актуальным изучение стерео- типов восприятия правоохранительных органов в обществе, выявление механизмов формирования этих стереотипов и разработка эффективных методов и алгоритмов противодействия распространению негативного отношения к сотрудникам полиции. Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании расширенной коллегии МВД России 15 марта 2016 г. отметил, что наиболее любимыми персонажами у народа остаются герои таких фильмов, как «Рожденная революцией», «Следствие ведут зна- токи», «Деревенский детектив», поскольку в них сочетаются высокий профессионализм и моральные качества, заслуживающие доверия (Вступительное слово Президента РФ на расширенном заседании коллегии МВД России, 15 марта 2016 г. URL : http://78. mvd.ru/upload/site79/document_ journal/3_2016_god.pdf). Однако если абстрагироваться от того, что это сказано главой государства и должно являться руководством для со- ответствующих служб по формированию облика современного сотрудника полиции, то это стереотип позитивной направленности, взятый из уже далекого советского перио- да деятельности органов внутренних дел. Действительно, в советский период дети уз- навали о том, кто такой милиционер и какова его основная роль в жизни общества, из известного произведения С. Михалкова «Дядя Степа». На протяжении всей жизни сте- реотип милиционера как представителя органа власти с высочайшим уровнем доверия поддерживался грамотной тоталитарной пропагандистской системой, которая прони- зывала как средства массовой информации, так и систему образования и воспитания личности советского гражданина. Советская система пропаганды даже не требовала существования каких-то специальных служб по связям с общественностью или со сред- ствами массовой информации (СМИ) для освещения положительной роли сотрудника милиции в жизни общества. Наличие информационного кордона с другими странами и отсутствие Интернета с его хаотичным распространением информации способствовало тому, что большая часть советского общества (за исключением каких-то криминальных структур и личностей) имела в своем сознании весьма положительный образ сотрудника органов внутренних дел. Имидж милиционера как отдельной личности и как профессии в целом был на высочайшем уровне. Что же происходит в современной России? Ответить на вопрос, как воспринимают сотрудника полиции в обществе, достаточно сложно, это требует серьезных исследо- ваний, и в рамках данной статьи этот вопрос не рассматривается. Гораздо важнее от- ветить на вопросы, из каких источников современный гражданин России формирует стереотип полицейского и как эффективно противодействовать снижению имиджа со- трудника полиции, если это происходит? Проблемой анализа сущности, а также причин, влияющих на воззрения социума на работу стражей порядка и путей укрепления авторитета полиции среди населения, в том числе во взаимодействии со средствами массовой информации, занимались Ю. Н. Ма- заев, В. И. Майоров и др. [1, 5, 6]. В их статьях прослеживаются попытки объяснить фор- мирование негативного общественного мнения о деятельности российской полиции; акцентируется внимание на большом потенциале массмедиа в способствовании опти- мизации социальных отношений между органами полиции и социумом [5]. Что же изменилось в каналах получения информации с советского периода? Прежде всего, на смену партийной прессе пришли коммерческие издания, что привело к появле- нию новых типов и видов изданий, в том числе бульварной, финансовой и другой прессы. Новым феноменом в развитии СМИ явился Интернет, который позволил многим газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории, вы- водя их за пределы только местных интересов. Все это способствует активизации вза- имодействия двух социальных систем (ОВД и СМИ), тем более что криминологическая тематика в целом сегодня является наиболее популярной и востребованной населени- ем. Средства массовой информации, в свою очередь, идут навстречу удовлетворению такого спроса. Однако, как это ни парадоксально, в результате влияния современных СМИ наблюдается целенаправленное формирование негативного имиджа сотрудни- ков полиции, что усложняет процесс его преодоления и изменения его модальности. Очевидно, этот обратный эффект создается за счет того, что в новостях и специальных программах наиболее часто фигурируют криминальная хроника, негативные явления, происходящие в нашем обществе, девиантное и противоправное поведение (громкие преступления, коррупционные скандалы, а также злоупотребление властью отдельны- ми сотрудниками правоохранительных органов, бесконечная череда ДТП, хамство при общении с сотрудниками ГИБДД и т. п.), что освещается в многочисленных программах. Однако распространению негативного отношения к сотрудникам полиции в сред- ствах массовой информации можно и нужно противодействовать. Для этого в структу- рах органов внутренних дел существуют пресс-службы. Взаимодействие пресс-службы МВД России и редакций СМИ основывается на Федеральном законе «О полиции», За- коне РФ «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об информации, информатизации и о защите информации», Федеральном законе «О персональных дан- ных», УПК РФ, ГК РФ и ряде подзаконных нормативных актов. В рамках данного взаимо- действия вполне возможно выработать четкую стратегию повышения имиджа сотруд- ника полиции и не допустить распространения фейковой или негативной информации. Гораздо сложнее с сетью Интернет. В различных социальных сетях и чатах любая информация, особенно негативная, распространяется мгновенно, и простое частное опровержение не способно нейтрализовать отрицательный пример поведения неко- торых сотрудников полиции. В вышеуказанном выступлении президент отметил, что недостойное поведение отдельных полицейских воспринимается населением крайне негативно и, в силу «переноса социальных стереотипов», имплицируется на весь образ МВД России и государственную власть в целом. Интернет является громадным ресурсом социальной информации и все более при- влекает внимание социологов. Кроме возможного целенаправленного манипулиро- вания общественным сознанием, в сетях Интернет происходит стихийное, абсолют- но нерегулируемое распространение информации, и прежде всего негативной, что обусловлено особенностями человеческой психики. Человек воспринимает информа- цию, поступающую из внешнего мира, исключительно индивидуально. При этом в условиях действия локальных и глобальных сетей система обмена идей подменяется хао- тичностью информационных потоков, преимущественно не рассчитанных на обратную связь. В формировании знаний и представлений о мире массовой аудитории все боль- шее место занимают средства массовой информации и коммуникации, а роль реципи- ента становится все более пассивной. Несмотря на то что каждый человек по-своему индивидуален, психика всех без исключения людей функционирует в соответствии с не- которыми общими законами существования, и частично на этих законах строятся такие науки, как психология, психоанализ, педагогика, социология, философия и прочие дис- циплины, в которых предмет и объект исследования замыкаются на фигуре человека. В своей книге «Заразительный» И. Бергер рассматривает статьи из онлайн- версии газеты New York Times, которыми пользователи делятся друг с другом [1]. Самое большое количество ссылок набирают статьи, вызывающие сильные позитивные или негативные эмоции. В своей книге «Эффект стрекозы» Дж. Аакер в качестве главных причин вирусного распространения информации называет эмоции и страсти. Кроме того, необходимо помнить, что обычно приятные моменты запоминаются в эйдетиче- ских образах, а негативные (травмирующие психику) - в конструктивных. Еще более это актуально для видеороликов, распространяемых в Интернете, поскольку информация, подкрепленная видеорядом, сильнее воздействует на человека, чем услышанная или напечатанная. Одним из самых популярных источников видеоконтента является Ин- тернет-платформа YouTube, которая за 14 лет существования стала популярнее многих центральных каналов. На рисунке 1 приведены две диаграммы, которые получены по данным исследований Epicstars (Youtube обогнал российские телеканалы по охвату. URL : https://ru.epicstars.com/youtube-telekanal). Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что для большей части активной прослойки общества YouTube с его стихийно распространяемым контентом является значительным источником информации. В связи с этим актуальна проблема противодействия распро- странению негативного отношения к сотрудникам полиции в современном мультимедий- ном пространстве. Эта задача должна быть возложена на ведомственные пресс-службы. 100 30 % 90 80 88 87 86 70 60 50 40 30 20 81 78 77 76 25 % 72 20 % 15 % 10 % 5 % 10 0 Google Yandex Vkontakte Yotube Mail.ru ɉɟɪɜɵɣ ɤɚɧɚɥ Ɋɨɫɫɢɹ 1 ɌɇɌ 0 % 12-17 18-24 25-34 35-44 33-54 55-56 ȼɨɡɪɚɫɬ, ɥɟɬ Аудитория медиаисточников, % Соотношение возрастных категорий YouTube, % Рис. 1. Степень популярность различных медиаисточников Такая возможность закреплена законодательно. Инструкцией об организации постоян- ного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, утвержденной прика- зом МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777, предусмотрено самостоятельное изучение мнения населения на районном уровне (муниципальные районы и городские округа) силами территориальных подразделений МВД России. Данным подразделениям необ- ходимо в своей деятельности использовать новейшие информационные технологии, методы и специальные инструменты влияния на формирование общественного мнения. Эти инструменты и технологии в части противодействия распространению негативной информации должны быть направлены прежде всего на мониторинг информационного пространства и прогнозирование ситуации с целью упреждения конфликтов или рас- пространения негативной информации. Мониторинг можно проводить с помощью стандартных поисковых систем или специ- ально разработанных программных продуктов. Цель мониторинга - поиск тематического видеоконтента. В общем виде методика противодействия распространению негативного отношения к сотрудникам полиции в сетях Интернет может быть представлена в виде блок-схемы (рис. 2.) Ɇɨɧɢɬɨɪɢɧɝ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɨɝɨ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɚ Ɋɚɧɠɢɪɨɜɚɧɢɟ ɨɬɨɛɪɚɧɧɨɝɨ ɜɢɞɟɤɨɧɬɟɧɬɚ ȼɪɟɦɟɧɧɚɹ ɢ ɝɟɨɝɪɚɮɢɱɟɫɤɚɹ ɩɪɢɜɹɡɤɚ ɨɬɨɛɪɚɧɧɨɝɨ ɤɨɧɬɟɧɬɚ ɗɤɫɩɟɪɬɧɚɹ ɨɰɟɧɤɚ ɧɚɢɛɨɥɟɟ ɩɨɩɭɥɹɪɧɵɯ «ɧɟɝɚɬɢɜɧɵɯ» ɜɢɞɟɨɪɨɥɢɤɨɜ Ɋɚɡɪɚɛɨɬɤɚ ɨɩɪɨɜɟɪɠɟɧɢɣ ɢɥɢ ɩɪɨɩɚɝɚɧɞɢɫɬɫɤɢɯ ɪɨɥɢɤɨɜ ɉɪɨɞɜɢɠɟɧɢɟ ɨɩɪɨɜɟɪɠɟɧɢɣ ɢɥɢ ɩɪɨɩɚɝɚɧɞɢɫɬɫɤɢɯ ɪɨɥɢɤɨɜ ɜ ɦɟɞɢɚɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟ Рис. 2. Блок-схема противодействия распространению негативного отношения к сотрудникам полиции в сети Интернет Следующим этапом является ранжирование полученных видеороликов, определе- ние их эмоциональной окраски. Алгоритмы ранжирования могут быть разработаны на основе известных алгоритмов анализа брендов в маркетинге. В частности, должны быть проведены следующие мероприятия: экспресс-аудит присутствия негативной информации в социальных медиа; оценка репутации и рейтинга видеоролика на основании опубликованных отзывов; анализ восприятия ролика зрителями; исследование возможности вирусного распространения данного контента; экспертная оценка наиболее опасных видеороликов. Кроме того, возможна их географическая привязка. Автоматическое ранжирование может быть осуществлено путем анализа текстовых комментариев или названия виде- ороликов. Первые два этапа предлагаемой методики можно проводить с привлечением мощных вычислительных ресурсов профильных НИИ или других организаций [4]. При наличии географической привязки отсортированной информации возможна ее передача в региональные пресс-службы для экспертной оценки, принятия необходимых управ- ленческих решений и разработки эффективной пропагандистской стратегии. После ранжирования отобранного контента необходимо проведение экспертного оце- нивания наиболее популярных видеороликов с целью опровержения негативных фактов или создания пропагандистских видеоматериалов либо текстовых файлов. Для разра- ботки эффективных способов противодействия распространению негативного видео необходимо, прежде всего, понимание алгоритмов и методов продвижения видеокон- тента в YouTube (Как работает алгоритм YouTube? Изменения 2017 г. URL : https://network. bbtv.com/ru/kak-rabotaet-algoritm-youtube-2017; Ранжирование видеороликов в Google и YouTube: исследуем различия. URL : https://semantica.in/blog/ranzhirovanie-videorolikov- v-google-i-youtube-issleduem-razlichiya.html). Факты опровержения и пропагандистские материалы должны быть преподнесены зрителям YouTube как такие же любительские видеоролики, но с положительным настроем. Ссылки на них должны быть в коммента- риях к наиболее просматриваемым роликам. В этом случае видео, формирующее по- ложительный имидж сотрудников ОВД, будет распространяться вместе с негативным контентом и частично или полностью нивелировать его воздействие на общественное мнение. Для эффективного продвижения положительного видеоматериала необходим ана- лиз следующих факторов: как долго пользователи смотрят ролик; переходят ли они после просмотра вашего видео к просмотру другого видео (это положительный фак- тор); сколько раз уникальные пользователи посмотрели видео; сколько раз посетите- ли канала поделились роликом; каково число подписчиков канала; присутствуют ли ссылки на другие сайты. Ролик обязан соответствовать тематике, а информация в нем должна быть представлена ясно и доступно для пользователей. После того как видео готово, выбирается имя загружаемого файла, которое привлечет внимание аудитории. Прописываются теги, связанные с роликом. Один из наиболее удобных инструментов Keyword Tool.io. Тщательно продумывается полное описание ролика (желательно не менее 200 слов). Видео помещается в соответствующую категорию или прикрепляет- ся к негативному контенту в виде ссылки. Устанавливается релевантность контента. YouTube использует эту информацию, чтобы понять, к каким запросам подходит видео, и побуждает пользователя посмотреть ролик. Таким образом, осуществляя предложенные организационные и технические меро- приятия, возможно выявить факты распространения негативного отношения к сотруд- никам ОВД в сетях Интернет, а также нейтрализовать или снизить влияние негативно- го видеоконтента на формирование общественного мнения за счет своевременных и грамотных контрмер. Подводя итог, отметим, что современные коммуникативные технологии за счет не- контролируемости распространения информации могут достаточно быстро сформиро- вать в общественном сознании негативное отношение к правоохранительным органам. Про- фессор кафедры педагогики и психологии Уральского юридического института МВД России доктор философских наук В. Куликов выдвинул тезис о необходимости научно обосно- ванного подхода к совершенствованию методики изучения общественного мнения о деятельности полиции [4]. Он отметил, что в современных условиях органы внутренних дел должны не только осуществлять мониторинг общественного мнения, но и прово- дить более активную политику по созданию положительного имиджа сотрудника поли- ции в глазах населения, работать над управлением общественным мнением. В рамках статьи предложен вариант методики предотвращения распространения негативного видеоконтента в сетях Интернет. Данная методика учитывает стихийность и некон- тролированность распространения видеороликов негативного характера и позволяет нивелировать их воздействие на общественное сознание за счет адекватного распро- странения опровергающей или пропагандистской информации.