ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стихийное и неконтролируемое распространение информации в сети Интернет создает предпосылки появления недостоверной и негативной информации о деятельности сотрудников органов внутренних дел и тем самым способствует снижению имиджа полицейского в глазах граждан. В статье проводится анализ наиболее действенных, с точки зрения восприятия, медийных источников, из которых граждане черпают информацию о деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предлагается вариант нивелирования воздействия негативной информации на общественное мнение за счет организационных и технических мероприятий, проводимых ведомственными службами по связям с общественностью.

Ключевые слова:
имидж сотрудника полиции, связи с общественностью, средства массовой информации, Интернет
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Имидж сотрудника органов внутренних дел (ОВД) на протяжении всей истории раз- вития данной государственной структуры постоянно менялся. Этому способствовало множество социальных и политических факторов. Менялись структура и роль самой организации в жизни общества. Однако на протяжении всего периода развития орга- нов внутренних дел поддержание доверия общества к сотрудникам полиции и других силовых ведомств было одним из приоритетных направлений развития государства. В современном российском обществе существует достаточно сложное, противоречивое отношение к полиции, которое характеризуется, с одной стороны, осознанием соци- альной значимости деятельности по охране правопорядка, а с другой - негативизмом и недоверием [3]. В рамках статьи проводится анализ наиболее действенных, с точки зрения восприятия, медийных источников, из которых граждане черпают информацию о деятельности сотрудников внутренних дел. Предлагается вариант нивелирования воздействия негативной информации на общественное мнение за счет организацион- ных и технических мероприятий, проводимых ведомственными службами по связям с общественностью. Для того чтобы понять, как у граждан формируется негативное отношение к сотруд- никам полиции, нужно проанализировать основные каналы получения информации в современном обществе и оценить уровень адекватного восприятия социумом органов внутренних дел. В данном контексте становится весьма актуальным изучение стерео- типов восприятия правоохранительных органов в обществе, выявление механизмов формирования этих стереотипов и разработка эффективных методов и алгоритмов противодействия распространению негативного отношения к сотрудникам полиции. Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании расширенной коллегии МВД России 15 марта 2016 г. отметил, что наиболее любимыми персонажами у народа остаются герои таких фильмов, как «Рожденная революцией», «Следствие ведут зна- токи», «Деревенский детектив», поскольку в них сочетаются высокий профессионализм и моральные качества, заслуживающие доверия (Вступительное слово Президента РФ на расширенном заседании коллегии МВД России, 15 марта 2016 г. URL : http://78. mvd.ru/upload/site79/document_ journal/3_2016_god.pdf). Однако если абстрагироваться от того, что это сказано главой государства и должно являться руководством для со- ответствующих служб по формированию облика современного сотрудника полиции, то это стереотип позитивной направленности, взятый из уже далекого советского перио- да деятельности органов внутренних дел. Действительно, в советский период дети уз- навали о том, кто такой милиционер и какова его основная роль в жизни общества, из известного произведения С. Михалкова «Дядя Степа». На протяжении всей жизни сте- реотип милиционера как представителя органа власти с высочайшим уровнем доверия поддерживался грамотной тоталитарной пропагандистской системой, которая прони- зывала как средства массовой информации, так и систему образования и воспитания личности советского гражданина. Советская система пропаганды даже не требовала существования каких-то специальных служб по связям с общественностью или со сред- ствами массовой информации (СМИ) для освещения положительной роли сотрудника милиции в жизни общества. Наличие информационного кордона с другими странами и отсутствие Интернета с его хаотичным распространением информации способствовало тому, что большая часть советского общества (за исключением каких-то криминальных структур и личностей) имела в своем сознании весьма положительный образ сотрудника органов внутренних дел. Имидж милиционера как отдельной личности и как профессии в целом был на высочайшем уровне. Что же происходит в современной России? Ответить на вопрос, как воспринимают сотрудника полиции в обществе, достаточно сложно, это требует серьезных исследо- ваний, и в рамках данной статьи этот вопрос не рассматривается. Гораздо важнее от- ветить на вопросы, из каких источников современный гражданин России формирует стереотип полицейского и как эффективно противодействовать снижению имиджа со- трудника полиции, если это происходит? Проблемой анализа сущности, а также причин, влияющих на воззрения социума на работу стражей порядка и путей укрепления авторитета полиции среди населения, в том числе во взаимодействии со средствами массовой информации, занимались Ю. Н. Ма- заев, В. И. Майоров и др. [1, 5, 6]. В их статьях прослеживаются попытки объяснить фор- мирование негативного общественного мнения о деятельности российской полиции; акцентируется внимание на большом потенциале массмедиа в способствовании опти- мизации социальных отношений между органами полиции и социумом [5]. Что же изменилось в каналах получения информации с советского периода? Прежде всего, на смену партийной прессе пришли коммерческие издания, что привело к появле- нию новых типов и видов изданий, в том числе бульварной, финансовой и другой прессы. Новым феноменом в развитии СМИ явился Интернет, который позволил многим газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории, вы- водя их за пределы только местных интересов. Все это способствует активизации вза- имодействия двух социальных систем (ОВД и СМИ), тем более что криминологическая тематика в целом сегодня является наиболее популярной и востребованной населени- ем. Средства массовой информации, в свою очередь, идут навстречу удовлетворению такого спроса. Однако, как это ни парадоксально, в результате влияния современных СМИ наблюдается целенаправленное формирование негативного имиджа сотрудни- ков полиции, что усложняет процесс его преодоления и изменения его модальности. Очевидно, этот обратный эффект создается за счет того, что в новостях и специальных программах наиболее часто фигурируют криминальная хроника, негативные явления, происходящие в нашем обществе, девиантное и противоправное поведение (громкие преступления, коррупционные скандалы, а также злоупотребление властью отдельны- ми сотрудниками правоохранительных органов, бесконечная череда ДТП, хамство при общении с сотрудниками ГИБДД и т. п.), что освещается в многочисленных программах. Однако распространению негативного отношения к сотрудникам полиции в сред- ствах массовой информации можно и нужно противодействовать. Для этого в структу- рах органов внутренних дел существуют пресс-службы. Взаимодействие пресс-службы МВД России и редакций СМИ основывается на Федеральном законе «О полиции», За- коне РФ «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об информации, информатизации и о защите информации», Федеральном законе «О персональных дан- ных», УПК РФ, ГК РФ и ряде подзаконных нормативных актов. В рамках данного взаимо- действия вполне возможно выработать четкую стратегию повышения имиджа сотруд- ника полиции и не допустить распространения фейковой или негативной информации. Гораздо сложнее с сетью Интернет. В различных социальных сетях и чатах любая информация, особенно негативная, распространяется мгновенно, и простое частное опровержение не способно нейтрализовать отрицательный пример поведения неко- торых сотрудников полиции. В вышеуказанном выступлении президент отметил, что недостойное поведение отдельных полицейских воспринимается населением крайне негативно и, в силу «переноса социальных стереотипов», имплицируется на весь образ МВД России и государственную власть в целом. Интернет является громадным ресурсом социальной информации и все более при- влекает внимание социологов. Кроме возможного целенаправленного манипулиро- вания общественным сознанием, в сетях Интернет происходит стихийное, абсолют- но нерегулируемое распространение информации, и прежде всего негативной, что обусловлено особенностями человеческой психики. Человек воспринимает информа- цию, поступающую из внешнего мира, исключительно индивидуально. При этом в условиях действия локальных и глобальных сетей система обмена идей подменяется хао- тичностью информационных потоков, преимущественно не рассчитанных на обратную связь. В формировании знаний и представлений о мире массовой аудитории все боль- шее место занимают средства массовой информации и коммуникации, а роль реципи- ента становится все более пассивной. Несмотря на то что каждый человек по-своему индивидуален, психика всех без исключения людей функционирует в соответствии с не- которыми общими законами существования, и частично на этих законах строятся такие науки, как психология, психоанализ, педагогика, социология, философия и прочие дис- циплины, в которых предмет и объект исследования замыкаются на фигуре человека. В своей книге «Заразительный» И. Бергер рассматривает статьи из онлайн- версии газеты New York Times, которыми пользователи делятся друг с другом [1]. Самое большое количество ссылок набирают статьи, вызывающие сильные позитивные или негативные эмоции. В своей книге «Эффект стрекозы» Дж. Аакер в качестве главных причин вирусного распространения информации называет эмоции и страсти. Кроме того, необходимо помнить, что обычно приятные моменты запоминаются в эйдетиче- ских образах, а негативные (травмирующие психику) - в конструктивных. Еще более это актуально для видеороликов, распространяемых в Интернете, поскольку информация, подкрепленная видеорядом, сильнее воздействует на человека, чем услышанная или напечатанная. Одним из самых популярных источников видеоконтента является Ин- тернет-платформа YouTube, которая за 14 лет существования стала популярнее многих центральных каналов. На рисунке 1 приведены две диаграммы, которые получены по данным исследований Epicstars (Youtube обогнал российские телеканалы по охвату. URL : https://ru.epicstars.com/youtube-telekanal). Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что для большей части активной прослойки общества YouTube с его стихийно распространяемым контентом является значительным источником информации. В связи с этим актуальна проблема противодействия распро- странению негативного отношения к сотрудникам полиции в современном мультимедий- ном пространстве. Эта задача должна быть возложена на ведомственные пресс-службы. 100 30 % 90 80 88 87 86 70 60 50 40 30 20 81 78 77 76 25 % 72 20 % 15 % 10 % 5 % 10 0 Google Yandex Vkontakte Yotube Mail.ru ɉɟɪɜɵɣ ɤɚɧɚɥ Ɋɨɫɫɢɹ 1 ɌɇɌ 0 % 12-17 18-24 25-34 35-44 33-54 55-56 ȼɨɡɪɚɫɬ, ɥɟɬ Аудитория медиаисточников, % Соотношение возрастных категорий YouTube, % Рис. 1. Степень популярность различных медиаисточников Такая возможность закреплена законодательно. Инструкцией об организации постоян- ного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, утвержденной прика- зом МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777, предусмотрено самостоятельное изучение мнения населения на районном уровне (муниципальные районы и городские округа) силами территориальных подразделений МВД России. Данным подразделениям необ- ходимо в своей деятельности использовать новейшие информационные технологии, методы и специальные инструменты влияния на формирование общественного мнения. Эти инструменты и технологии в части противодействия распространению негативной информации должны быть направлены прежде всего на мониторинг информационного пространства и прогнозирование ситуации с целью упреждения конфликтов или рас- пространения негативной информации. Мониторинг можно проводить с помощью стандартных поисковых систем или специ- ально разработанных программных продуктов. Цель мониторинга - поиск тематического видеоконтента. В общем виде методика противодействия распространению негативного отношения к сотрудникам полиции в сетях Интернет может быть представлена в виде блок-схемы (рис. 2.) Ɇɨɧɢɬɨɪɢɧɝ ɢɧɮɨɪɦɚɰɢɨɧɧɨɝɨ ɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɚ Ɋɚɧɠɢɪɨɜɚɧɢɟ ɨɬɨɛɪɚɧɧɨɝɨ ɜɢɞɟɤɨɧɬɟɧɬɚ ȼɪɟɦɟɧɧɚɹ ɢ ɝɟɨɝɪɚɮɢɱɟɫɤɚɹ ɩɪɢɜɹɡɤɚ ɨɬɨɛɪɚɧɧɨɝɨ ɤɨɧɬɟɧɬɚ ɗɤɫɩɟɪɬɧɚɹ ɨɰɟɧɤɚ ɧɚɢɛɨɥɟɟ ɩɨɩɭɥɹɪɧɵɯ «ɧɟɝɚɬɢɜɧɵɯ» ɜɢɞɟɨɪɨɥɢɤɨɜ Ɋɚɡɪɚɛɨɬɤɚ ɨɩɪɨɜɟɪɠɟɧɢɣ ɢɥɢ ɩɪɨɩɚɝɚɧɞɢɫɬɫɤɢɯ ɪɨɥɢɤɨɜ ɉɪɨɞɜɢɠɟɧɢɟ ɨɩɪɨɜɟɪɠɟɧɢɣ ɢɥɢ ɩɪɨɩɚɝɚɧɞɢɫɬɫɤɢɯ ɪɨɥɢɤɨɜ ɜ ɦɟɞɢɚɩɪɨɫɬɪɚɧɫɬɜɟ Рис. 2. Блок-схема противодействия распространению негативного отношения к сотрудникам полиции в сети Интернет Следующим этапом является ранжирование полученных видеороликов, определе- ние их эмоциональной окраски. Алгоритмы ранжирования могут быть разработаны на основе известных алгоритмов анализа брендов в маркетинге. В частности, должны быть проведены следующие мероприятия: экспресс-аудит присутствия негативной информации в социальных медиа; оценка репутации и рейтинга видеоролика на основании опубликованных отзывов; анализ восприятия ролика зрителями; исследование возможности вирусного распространения данного контента; экспертная оценка наиболее опасных видеороликов. Кроме того, возможна их географическая привязка. Автоматическое ранжирование может быть осуществлено путем анализа текстовых комментариев или названия виде- ороликов. Первые два этапа предлагаемой методики можно проводить с привлечением мощных вычислительных ресурсов профильных НИИ или других организаций [4]. При наличии географической привязки отсортированной информации возможна ее передача в региональные пресс-службы для экспертной оценки, принятия необходимых управ- ленческих решений и разработки эффективной пропагандистской стратегии. После ранжирования отобранного контента необходимо проведение экспертного оце- нивания наиболее популярных видеороликов с целью опровержения негативных фактов или создания пропагандистских видеоматериалов либо текстовых файлов. Для разра- ботки эффективных способов противодействия распространению негативного видео необходимо, прежде всего, понимание алгоритмов и методов продвижения видеокон- тента в YouTube (Как работает алгоритм YouTube? Изменения 2017 г. URL : https://network. bbtv.com/ru/kak-rabotaet-algoritm-youtube-2017; Ранжирование видеороликов в Google и YouTube: исследуем различия. URL : https://semantica.in/blog/ranzhirovanie-videorolikov- v-google-i-youtube-issleduem-razlichiya.html). Факты опровержения и пропагандистские материалы должны быть преподнесены зрителям YouTube как такие же любительские видеоролики, но с положительным настроем. Ссылки на них должны быть в коммента- риях к наиболее просматриваемым роликам. В этом случае видео, формирующее по- ложительный имидж сотрудников ОВД, будет распространяться вместе с негативным контентом и частично или полностью нивелировать его воздействие на общественное мнение. Для эффективного продвижения положительного видеоматериала необходим ана- лиз следующих факторов: как долго пользователи смотрят ролик; переходят ли они после просмотра вашего видео к просмотру другого видео (это положительный фак- тор); сколько раз уникальные пользователи посмотрели видео; сколько раз посетите- ли канала поделились роликом; каково число подписчиков канала; присутствуют ли ссылки на другие сайты. Ролик обязан соответствовать тематике, а информация в нем должна быть представлена ясно и доступно для пользователей. После того как видео готово, выбирается имя загружаемого файла, которое привлечет внимание аудитории. Прописываются теги, связанные с роликом. Один из наиболее удобных инструментов Keyword Tool.io. Тщательно продумывается полное описание ролика (желательно не менее 200 слов). Видео помещается в соответствующую категорию или прикрепляет- ся к негативному контенту в виде ссылки. Устанавливается релевантность контента. YouTube использует эту информацию, чтобы понять, к каким запросам подходит видео, и побуждает пользователя посмотреть ролик. Таким образом, осуществляя предложенные организационные и технические меро- приятия, возможно выявить факты распространения негативного отношения к сотруд- никам ОВД в сетях Интернет, а также нейтрализовать или снизить влияние негативно- го видеоконтента на формирование общественного мнения за счет своевременных и грамотных контрмер. Подводя итог, отметим, что современные коммуникативные технологии за счет не- контролируемости распространения информации могут достаточно быстро сформиро- вать в общественном сознании негативное отношение к правоохранительным органам. Про- фессор кафедры педагогики и психологии Уральского юридического института МВД России доктор философских наук В. Куликов выдвинул тезис о необходимости научно обосно- ванного подхода к совершенствованию методики изучения общественного мнения о деятельности полиции [4]. Он отметил, что в современных условиях органы внутренних дел должны не только осуществлять мониторинг общественного мнения, но и прово- дить более активную политику по созданию положительного имиджа сотрудника поли- ции в глазах населения, работать над управлением общественным мнением. В рамках статьи предложен вариант методики предотвращения распространения негативного видеоконтента в сетях Интернет. Данная методика учитывает стихийность и некон- тролированность распространения видеороликов негативного характера и позволяет нивелировать их воздействие на общественное сознание за счет адекватного распро- странения опровергающей или пропагандистской информации.
Список литературы

1. Бергер Й. Заразительный. Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными. М. : АСТ. Мани, Иванов и Фербер, 2014. 227 с

2. Беркут К. А. Создание положительного образа региональной полиции с помощью интернет-сайтов // Современные научные исследования и инновации. М., 2011. С. 154-158

3. Каданцева Н. П. Имидж сотрудников органов внутренних дел России: история и направления развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3. С. 183-186

4. Общественное мнение как критерий оценки деятельности полиции: вопросы формирования и измерения : круглый стол. URL : https://cyberleninka.ru/article/v/kruglyy-stol-obschestvennoe-mnenie-kak-kriteriy-deyatelnosti-politsii (дата обращения: 09.08.2018)

5. Мазаев Ю. Н. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 106-115

6. Майоров В. И., Дунаева О. Н. Формирование стратегических приоритетов имиджевой политики российской полиции в контексте повышения эффективности ее работы // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 144-151

7. Русаков А. Связи с общественностью в органах государственной власти : учеб. пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В., 2013. 224 с

8. Berger, J. 2014, Contagious. Psychology of word of mouth. How products and ideas become popular, AST, Mani, Ivanov and Ferber Publ., Moscow

9. Berkut, K. A. 2011, ‘Creating a positive image of the regional police with the help of Internet sites’, in Modern research and innovation, pp. 154-158, Moscow

10. Kadantseva, N. P. 2012, ‘Image of employees of Internal Affairs bodies of Russia: history and directions of development’, Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 3, pp. 183-186

11. Round table “Public opinion as a criterion for assessing police activity: issues of formation and measurement” n.d., viewed 19 August 2019, https://cyberleninka.ru/article/v/kruglyy-stol- obschestvennoe-mnenie-kak-kriteriy-deyatelnosti-politsii

12. Mazaev, Yu. N. 2004, ‘The role of the media in shaping public opinion about the police’, Sociological researches, iss. 2, pp. 106-115

13. Mayorov, V. I. & Dunaeva, O. N. 2017, ‘Formation of strategic priorities of image policy of the Russian police in the context of efficiency increase of its work’, Bulletin of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, iss. 2, pp. 144-151

14. Rusakov, A. 2013, Public relations in public authorities, Mihailova V. Publ., St. Petersburg

Войти или Создать
* Забыли пароль?