EVOLUTIONARY FORMATION AND DEVELOPMENT OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF SPECIAL PURPOSE UNITS OF INSTITUTIONS AND BODIES FUNCTIONING IN THE FIELD OF EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article defines the stages of formation and development of law enforcement activities of special purpose prison units. Taking into account the new conditions that have arisen as a result of the administrative reform in the field of public administration in the penitentiary system of Russia, the applied law enforcement activities of the special purpose units staff are considered. As a result of a comprehensive interdisciplinary study, the types of law enforcement activities of special purpose units that perform functions in the field of execution of criminal penalties are identified. The hypothesis of the study is based on the fact that the implementation of the types of law enforcement activities of the considered units is impossible without the disclosure of the evolutionary development of the penal system special purpose units. Thus, the relevance of the article is determined by the identification and analysis of previously unexplored foundations in the field of law enforcement officers of special purpose units of the penitentiary system.

Keywords:
penitentiary institutions and authorities, law enforcement, prison unit of the special forces, the functions of the execution of sentences
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время в научной литературе по правовой тематике проблемы, связанные с содержанием эволюционного становления и развития правоохранительной деятель- ности пенитенциарных подразделений специального назначения (спецназ), остаются предметом научной дискуссии и до сих пор не нашли своего окончательного разреше- ния. Быстрота нормативных преобразований в правоохранительной сфере, обуслов- ленная проведением административной реформы, со временем снижает актуальность и потенциальную значимость имеющихся научных результатов. Во все времена тюремные подразделения специального (особого) назначения созда- вались для обеспечения безопасности физических лиц и тюремных объектов, пресе- чения беспорядков, борьбы с различными тюремными преступными группировками, проведения розыскных мероприятий и др. Правоохранительная деятельность подразделений специального назначения уч- реждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка на объектах пенитен- циарной системы России. Изучение данной деятельности в различных эволюционных аспектах всегда при- влекало внимание ученых в области права. Между тем фактически не подвергались анализу классификационные элементы правоохранительной деятельности сотрудни- ков подразделений специального назначения ФСИН России. До сих пор в арьергарде остаются и вопросы совершенствования отбора в кандидаты подразделений специ- ального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполне- ния уголовных наказаний. В связи с недостаточной разработанностью теоретических аспектов, связанных с комплектованием подразделений спецназа учреждений и ор- ганов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, требуется решение ряда вопросов, касающихся специфики службы в спецназе в рамках конкретных эволюционно-исторических этапов. Вследствие этого в статье впервые исследуются основы эволюционного развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения. Кроме того, предлагается классификация правоохранитель- ной деятельности с учетом конкретного исторического этапа развития тюремного спецна- за; определяются конкретные виды правоохранительной деятельности, отнесенные к компетенции рассматриваемой категории лиц; формулируются научные аспекты, на- правленные на совершенствование реализации правоохранительной деятельности сотрудниками подразделения специального назначения уголовно-исполнительной си- стемы (УИС). Некоторые репрезентативные исследования, зафиксированные в статье, являются первыми научными исследованиями в анализируемой сфере деятельности. Таким образом, все изложенное выше обусловливает актуальность темы научной статьи. Объектом исследования выступает эволюционно-историческое содержание право- охранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний Предметом исследования являются исторические, правовые, организационно- управленческие аспекты, связанные с правоохранительной деятельности сотрудников пенитенциарных подразделений специального назначения. Методологическую и теоретическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод. При определении этапов становления и развития правоохрани- тельной деятельности тюремных подразделений специального назначения применялся метод историко-сравнительного анализа. Использованные методы индукции, дедукции способствовали получению большинства сформулированных выводов при разработке научной классификации видов правоохранительной деятельности, связанной с тема- тикой исследования. Для рассмотрения перспектив реализации правоохранительной деятельности подразделений спецназа были использованы методы сравнительно- правового и структурно-системного анализа, конкретно-прикладного познания. Пере- численные методы позволили установить периоды развития и становления особых тюремных подразделений. В ходе анализа эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, опрос сотрудников, который способство- вал выявлению отдельных проблем, связанных с практикой реализации правоохрани- тельной деятельности подразделений специального назначения. Обоснованность, репрезентативность и достоверность результатов исследования подтверждаются анкетированием около 120 сотрудников подразделений специального назначения Республики Башкирия, Московской и Рязанской областей. Указанные ре- гионы были выбраны исходя из большого количества расположенных в них исправи- тельных учреждений. Перейдем к исследованию эволюционных этапов формирования и развития право- охранительной деятельности подразделений специального назначения. 1-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности остроговых, темничных (тюремных) подразделений специального назначения Древней Руси. Отечественная история правоохранительной деятельности тюремного спецна- за берет начало с Русской Правды. Подтверждение этому можно найти в работах Н. М. Карамзина и других ученых [1]. Правоохранительная деятельность в Древней Руси осуществлялась в соответствии с княжескими указами и составляемыми на их основе различными уставными письмен- ными документами (конкретными уставами). Устав Ярослава Мудрого «О церковных судах» - церковный нормативный (на тот период) документ именно государственного генезиса (происхождения), регулировав- ший основные церковно-государственные (правовые) отношения, отнесенные к пра- воохранительным функциям. Он являлся одним из основных письменных источников русского права, закрепляющих основы правоохранительной деятельности, в том числе в тюремной системе. Основы правоохранительной деятельности остроговых (тюремных) дружинников (про- тотипы современных сотрудников уголовно-исполнительной системы) были закреплены в различных судебных, главным образом княжеских, грамотах и интернациональных договорах, в которых излагались некоторые виды правоохранительной деятельности, а также меры принуждения и правила их применения. Например, к видам правоохрани- тельной деятельности относились: 1) охрана территории острога (тюрьмы); 2) сыскное занятие; 3) пытки (они были легитимированы и рассматривались в виде правоохрани- тельной функции, связанной с получением доказательств по соответствующему конкрет- ному делу, обстоятельству, происшествию). В качестве меры принуждения тюремные стражники имели право на кандальное задержание правонарушителя. Древнерусское право не предусматривало четкого определения правоохранительной деятельности, в том числе в остроговой, темничной (тюремной) службе, а также матери- ального и процессуального статуса остроговых, темничных (тюремных) подразделений. Правоохранительная деятельность остроговых, темничных подразделений осо- бого назначения выполнялась военно-дружинными формированиями. Дружинники состояли в специальных военизированных формированиях и разделялись на воинов и стражников. Проведенный нами анализ научной литературы позволил прийти к выводу о том, что непосредственно в остроговых, темничных (тюремных) учреждениях правоохранитель- ную деятельность осуществляли дружинники особого (своеобразного) предназначения стражники, надсмотрщики, палачи [2]. По характеру выполняемых функций именно этих лиц следует отнести к сотрудни- кам остроговых подразделений особого назначения (не каждый сможет взять на себя функции палача (недельника) или надсмотрщика за осужденными). Так, стражники на- делялись специализированным правом охранять внешние периметры остроговой (тю- ремной) территории. Надсмотрщики надзирали за внутренней составляющей, а также непосредственно за осужденными, палачи - исполняли санкции. Согласно Русской Правде существовали следующие виды правоохранительной де- ятельности: охрана остроговых объектов; надзор и охрана осужденных; физические пытки (они были официально юридически разрешены); задержание правонарушителей; применение холодного оружия. Во времена действия Русской Правды возник и такой вид правоохранительной де- ятельности, как осуществление сыскного занятия, результаты которого являлись до- казательством по делу. Помимо этого, в соответствии с Судебником 1550 г. вторичное применение пыток, устанавливаемых в отношении правонарушителей, совершивших государственные преступления, рассматривалось в виде законного метода, относяще- гося к правоохранительной деятельности. С изменением положений Русской Правды перечень видов правоохранительной дея- тельности остроговых, темничных (тюремных) подразделений специального назначения пополнился сыскными мероприятиями (наблюдение, тотальный обыск, задержание с поличным, арест под стражу), которые осуществлялись сыскными людьми (они выпол- няли сыскные функции и проводили допросы). Реформы, реализованные Иваном Грозным (1535-1584) в отношении учреждений и органов государственного управления, привели к созданию специально-войскового формирования - опричнины. Этот орган представлял собой что-то среднее между по- лицией и внутренними войсками. Сам опричник имел особый (специальный) статус, по функциональному назначению чем-то похожий на современный статус сотрудника под- разделения специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. В этот период появились новые виды правоохранительной деятельности тюремно- опричных служб специализированного назначения: сыскные мероприятия (слежка, доносительство, лжесвидетельство, задержание с поличным, арест под стражу); обеспечение безопасности и охраны тюремных объектов; применение изощренных наказаний; осуществление личной охраны; поисковые мероприятия в случае побега преступника. 2-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной де- ятельности тюремных подразделений специального назначения в Российской империи. Объединение земель привело к созданию Российского государства и возникновению собственной карательной системы в результате проведения административно-поли- цейской реформы. Главным документом, регулирующим правоохранительную деятель- ность подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, в период правления Петра I стало Соборное уложение (1649 г.), в соответствии с которым также устанавливались виды правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения. В этот период отмечаются негативные стороны осуществления правоохранитель- ной деятельности. Например, узаконение применения беспощадных пыток к осужден- ным, нарушившим тюремные правила (например, битье кнутом, выдергивание ногтей из пальцев). Тогда же возникли следующие виды правоохранительной деятельности тюремных служб особого назначения: несение службы в карауле; обеспечение пожарной безопасности тюремных объектов; осуществление личной охраны («корволант») администрации тюрем; розыскные мероприятия в случае побега [3]. В результате проведения судебной реформы 1864 г. были определены новые направ- ления деятельности (функции) тюремной стражи. Так, в рамках рассматриваемого эво- люционного периода существовали такие виды правоохранительной деятельности, как: присмотр за правильным размещением узников при конвоировании; надзор за исправностью тюрем; конвоирование острожников в тюремные больницы; сыскная деятельность; осуществление обыска у арестантов; применение физической силы. Кроме того, на тюремные подразделения специального назначения Российской импе- рии, помимо функций по конвоированию, возлагались охрана и безопасность тюремных учреждений, а также надзор за соблюдением арестантами распорядка дня. Начало XX в. характеризуется резким ростом преступности в тюрьмах. Ввиду отсут- ствия специальных подразделений по борьбе с массовыми беспорядками, групповыми побегами для их ликвидации выделялись подразделения резервных крепостных войск и флотские команды. Они стали прообразом современного тюремного спецназа. Ими выполнялись функции, связанные с пресечением массовых беспорядков, групповыми побегами, применением огнестрельного оружия. 3-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения в период Времен- ного правительства Российской империи. Тюремную деятельность этого времени можно охарактеризовать как центристскую, поскольку она строилась, прежде всего, на принципах прежнего режима, без каких-ли- бо колебаний вправо и влево [4]. В деятельности тюремных подразделений специаль- ного назначения четко прослеживалась тенденция преемственности. Главное тюрем- ное управление находилось в составе Минюста. Тюремная система России, как и вся страна в целом, переживала глубокий кризис, вызванный Февральской революцией и падением монархии. Дезорганизация пенитенциарной системы России из-за вмешательства различных общественных учреждений привела к повсеместной волне захвата тюрем. Для пре- дотвращения преступлений были созданы особые подразделения тюремных надзирателей, а также отряды милиции Временного правительства, которые по выполнению своих функций были схожи с современным спецназом. Названные подразделения осуществляли следующие виды правоохранительной деятельности: пресечение хулиганских действий; пресечение захвата тюрем; розыск преступников (осужденных), совершивших побег из тюремных учреждений; вооруженное отражение нападения на тюремные учреждения; пресечение проникновения в тюремные учреждения запрещенных предметов. 4-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных подразделений специального назначения в советское время. В начале этого периода вся власть была сосредоточена в рамках Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Данный орган контролировал адми- нистративно-управленческую деятельность Совета народных комиссаров (СНК). После прихода советской власти ей были подчинены вопросы отправления правосу- дия с установлением диктатуры пролетариата и передачей власти на местах Советам, отмены частной собственности, а также передачи законодательной, исполнительно- распорядительной и контрольной функции. На этапе становления советской власти в связи с отменой царских законов и уло- жений правовое регулирование тюремных подразделений специального назначения фактически отсутствовало. Начало рассматриваемого исторического периода также ознаменовалось становлением и развитием мест лишения свободы с последующей юридической ликвидацией царских тюрем. К основным нормативным актам, регулировавшим общий процесс правоохранитель- ной деятельности пенитенциарных подразделений специального назначения (включая надзирателей и сотрудников конвойной службы), относились: Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 30 ноября 1918 г. «О Народном Суде РСФСР (положение)»; постановление НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)»; Устав службы военизированной охраны ИТЛК НКВД СССР, введенный приказом НКВД СССР от 20 января 1943 г. № 57. Перечисленные нормативные акты стали специфической юридической базой, в ко- торой фиксировались виды правоохранительной деятельности (например, обеспечение безопасности осужденных и персонала, применение оружия, физической силы), в том числе для подразделений специального назначения, например служб конвоя. Несмотря на доскональную юридическую регламентацию должностных обязанностей надзирателя по корпусу, постового надзирателя, а также конвоира, в случае совершения осужденными побегов, групповых неповиновений и иных правонарушений их действия, как правило, носили самопроизвольный характер в связи с отсутствием необходимой правовой и тактико-специальной подготовки. Причинами тому были непрестижность тюремной службы, низкий уровень денежного довольствия и материально-бытового обеспечения работников мест лишения свободы, что создавало немалые трудности с их комплектованием. В 1930-е гг. отсутствовали специализированные учебные заведения, готовящие специалистов для быстрорастущей пенитенциарной системы СССР. По состоянию на 1938 г. в стране действовала лишь Харьковская школа, осуществлявшая подготовку сотрудников оперативно-чекистских отделов исправительно-трудовых колоний и лаге- рей. Кроме того, в Москве функционировала Высшая школа НКВД СССР, выпускники которой направлялись на работу в пенитенциарную систему. В целях реализации на практике основ правоохранительной деятельности слушатели вышеуказанной школы изучали всего две основные учебные дисциплины: «Административная работа», «Ос- новы агентурной, оперативной работы». О таких дисциплинах, как «Уголовное право», «Криминология», «Психология», «Пе- дагогика», «Экономика», «Управление», «Тактико-специальная подготовка», в учебных планах не было даже упоминания. В архивных материалах, юридической литературе, характеризующей деятельность пенитенциарной системы, не встречаются сведения о массовых беспорядках и неповиновениях осужденных с участием больших групп в годы массовых репрессий. На наш взгляд, даже в случае их возникновения ситуация в стране того времени была такова, что они были бы подавлены в самом начале. В 1970-х гг. стала пересматриваться ведомственная нормативная база, появились новые виды правоохранительной деятельности - административный надзор за осу- жденными, обеспечение безопасности персонала. В этот период к сотрудникам под- разделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, следовало бы отнести лиц, состоящих на должностях служебно-войсковых (военизированных) подразделений, конвойных служб. На данные службы возлагалось обеспечение безопасности осужденных и персонала (то есть выполнение функций специального назначения). Правоохранительная дея- тельность по обеспечению безопасности, с точки зрения науки управления, длительное время была разделена (за исключением тюрем, следственных изоляторов и воспита- тельных колоний) на две постоянно конкурирующие части, подчиняющиеся различным органам: одна - администрации исправительных учреждений, вторая - командованию подразделения внутренних войск МВД СССР. Это создавало проблемы во взаимодей- ствии частей и служб в ходе решения служебно-боевых задач по обеспечению безо- пасности персонала (или осужденных), пресечению одиночных и групповых нарушений режима отбывания наказания и преступлений, осуществлению розыска и задержания бежавших осужденных, их конвоирования. Перечисленные виды правоохранительной деятельности осуществляли служебно- войсковые и конвойные подразделения МВД СССР. Последовавшее в дальнейшем объединение указанной деятельности, передача ее в ведение одного субъекта управ- ления - передовое действие на пути совершенствования управления отечественной уголовно-исполнительной системой. Происходящие во второй половине 1980-х гг. изменения во всех сферах жизни стра- ны не могли не сказаться и на деятельности УИС. Симптомы возрождения среди осу- жденных воровской идеологии и оживления традиций преступного мира приобрели широкие масштабы и привели к существенному росту среди осужденных к лишению свободы коллективных неповиновений, массовых беспорядков, захватов заложников. Только в 1989 г. было совершено несколько захватов заложников из числа сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов. Зарегистрировано немало случаев действий, посягающих на установленный порядок управления мест лишения свободы, а также множество эпизодов хулиганских действий. В этот период встал вопрос о коренной перестройке всей системы исполнения уголов- ных наказаний, одними из главных направлений которой явились совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, поиск новых нетрадиционных подходов к осу- ществлению всего уголовно-исполнительного процесса, организационных структур этой деятельности, финансового и материально-технического обеспечения. К началу 1990-х гг. обстановка в учреждениях УИС резко обострилась. Возросла агрессивность осужденных, наметилась устойчивая тенденция к росту открытого про- тивостояния администрации, выразившаяся в массовых беспорядках, неповиновении осужденных законным требованиям сотрудников учреждений, исполняющих наказа- ния, увеличилось число нападений на персонал и захватов его в качестве заложников. Предпринимаемые администрацией исправительных учреждений и конвойными подразделениями внутренних войск МВД СССР меры не приносили желаемых резуль- татов, оперативная обстановка в учреждениях УИС продолжала оставаться сложной, что требовало экстремальных упреждающих мер. Общественники в то время активно заговорили о гуманизме в отношении осужден- ных, которые истолковали это по-своему, тут же стали диктовать свои условия: отка- зывались выходить на работу, учиняли погромы и бунты, захватывали заложников. В связи с этим нужна была реальная сила, которая противостояла бы большой массе разнузданных уголовников. С целью обеспечения профессионального предотвращения и пресечения групповых противоправных действий осужденных и лиц, заключенных под стражу, приказом МВД СССР от 13 ноября 1990 г. № 421 «О создании отрядов специального назначения» в уголовно-исполнительной системе были созданы подразделения специального назна- чения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Главными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам вновь созданного подразделения, стали: отличная профессионально-физическая подготовка (бег, отжимание, подтягивание); виртуозное владение табельным и другим (специальным) вооружением (включая стрельбу по-македонски); владение приемами борьбы самбо, боксом, карате; умение управлять автотранспортом и бронетехникой; высокая физиологическая выносливость; устойчивые моральные и психологические качества. Исходя из предъявляемых требований кандидатом на службу в спецназ уголовно- исполнительной системы мог стать не каждый желающий, а только прошедший жесткий кон- курсный отбор. Ядро отряда в основном составляли лучшие армейские офицеры, специали- сты высокого класса: взрывники, связисты, снайперы, бойцы штурмовых отрядов, разведчики. Комплектование подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, осуществлялось по контракту лицами, уволенными из рядов Вооруженных сил России (в то время про- исходило сокращение армии и флота), имеющими хорошую спортивную подготовку и боевую выучку. Предпочтение отдавали тем, кто проходил службу в ВДВ, морской пе- хоте, спецназе ГРУ, обладателям краповых беретов, офицерам с опытом пребывания в горячих точках. После собеседования и тестов кандидаты сдавали физическую подготовку, а также проходили «обкатку» (рукопашный бой с двумя или тремя противниками). Даже если соискатель проигрывал рукопашный бой, ценились прежде всего бойцовские качества, стойкость, мужество, отвага, способность действовать в экстремальных ситуациях, не пасовать перед противником. 5-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности подразделений специального назначения в Российской Федерации. К октябрю 1992 г. в России было организовано 69 отрядов специального назначения со штатной численностью 1735 человек. Вновь образованные структуры положительно повлияли на оздоровление оперативной и режимной обстановки в местах отбывания наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала. Основными видами правоохранительной деятельности стали: предотвращение и пресечение преступлений в пенитенциарных учреждениях; - участие в обеспечении правопорядка и безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; осуществление безопасности осужденных, лиц, заключенных под стражу, персо- нала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы. К концу 1993 г. отряды специального назначения, выполняющие функции в сфере исполнения уголовных наказаний, были созданы и функционировали во всех субъек- тах России, за исключением Чеченской Республики. В целях быстрого и качественного комплектования подразделений специального назначения МВД России (тогда юриди- чески тюремный спецназ входил в состав данного министерства) в указанный период было выделено множество штатных единиц. Личный состав отрядов специального на- значения пенитенциарной системы активно участвовал в операциях по борьбе с пре- ступностью, проводимых территориальными органами внутренних дел, в том числе по пресечению террористической и криминальной деятельности незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе (по сути, вели боевые действия против бандитских организаций). Исходя из такого научного критерия, как организация стратегии и тактики пресечения правонарушений, появились новейшие виды правоохранительной деятельности под- разделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, а именно: наведение установленного (законного) правопорядка в период чрезвычайного по- ложения (стратегия); борьба с незаконными вооруженными формированиями (тактика). Выполнение поставленных задач нередко проходило в обстановке реальной опас- ности с риском для жизни, что требовало от личного состава отрядов специального назначения пенитенциарной системы смелости, ловкости, мужества, отваги, высокой профессиональной выучки, отличного владения приемами рукопашного боя, специаль- ными средствами и табельным оружием. Подразделения спецназа реализовывали также специфические виды правоохрани- тельной деятельности (в их основу положен научный критерий - характер содержания задач), такие как: борьба с преступными проявлениями в местах лишения свободы; проведение специальных мероприятий, связанных с освобождением заложников; обезвреживание вооруженных преступников. В настоящее время на пенитенциарный спецназ возлагается еще и собирание кон- кретных доказательств по административным и уголовным делам [5]. Это позволило в некоторой степени стабилизировать оперативно-розыскную обстановку в отечествен- ных исправительных учреждениях, добиться существенного сокращения количества совершаемых осужденными правонарушений и преступлений, обеспечив тем самым установленный законом порядок по исполнению уголовных наказаний. Обсуждение (анализ) результатов исследования, связанного с отбором кандидатов. Опрос проводился в 5 регионах субъектов Российской Федерации, в нем участво- вали около 120 спецназовцев, включая конвойные службы. По их мнению, отбор новых сотрудников в подразделения специального назначения учреждений и органов, выпол- няющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, должен осуществляться по следующим основаниям: наличие высшего образования - 90 % (45 % полагают, что оно должно быть пси- хологическим, 33 - юридическим, 12 % - военным); хорошие физические данные (52 % считают, что важна сила, 36 - выносливость, 12 % - скорость); служебно-боевые навыки (70 % отметили необходимость владения приемами ру- копашного боя, 20 - специальными средствами; 10 % - огнестрельным оружием). В числе дополнительных параметров выделяется служба в армии (45 %). Кроме того, при опросе около 65 % практических работников заявили, что следует изменить законо- дательство в части, регламентирующей применение мер (специальных средств, оружия) принуждения. Многие отметили, что необходим отдельный (специальный) нормативный акт, устанавливающий порядок применения сил и средств (например, при проведении специальных операций). На вопрос анкеты: «Нужно ли закреплять в законодательстве отдельно статью, которая разрешала бы применять оружие исключительно сотрудни- ками подразделений специального (особого) назначения?» - ответы распределились следующим образом: нет - 90 %, да - 10 %. Таким образом, в ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты: выявлено, что эволюция становления и развития правоохранительной деятель- ности подразделений тюремного спецназа тесно связана с формированием пенитен- циарной системы нашего государства; в зависимости от общественно-эволюционной и правовой формации классифици- рованы периоды эволюционно-правового становления и развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения; ввиду отсутствия в царской России, а также в СССР в чистом виде специальных подразделений зафиксированы подразделения особого назначения (в зависимости от эволюционной эпохи: стражники, корволанты и гренадеры, подразделения резервных крепостных войск и флотские команды, отряды милиции Временного правительства; служебно-войсковые (военизированные) подразделения и др.). разработаны предложения, направленные на совершенствование отбора канди- датов в отряды специального назначения.
References

1. Karamzin N. M. Istoriya gosudarstva Rossiyskogo. M., 1991. 833 s

2. Galkin-Vraskoy M. N. Izuchenie tyuremnogo voprosa. SPb., 1868. 189 s

3. Luchinskiy N. F. Osnovy tyuremnogo nakazaniya. SPb., 1904. 180 s

4. Pechnikov A. P. Organizacionno-pravovye osnovy upravleniya tyuremnymi uchrezhdeniyami v Rossiyskom gosudarstve (1649 - oktyabr' 1917 g.) : monografiya. M., 2012. 305 s

5. Soderzhanie dokazyvaniya po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v pravoohranitel'noy deyatel'nosti sotrudnikov podrazdeleniy special'nogo naznacheniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy / V. A. Ponikarov [i dr.] // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2018. T. 27(1-4), № 4. S. 446-454

Login or Create
* Forgot password?