ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье определяются этапы становления и развития правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения. С учетом новых условий, возникших вследствие проведения административной реформы в сфере государственного управления в пенитенциарной системе России, рассматривается прикладная правоохранительная деятельность сотрудников подразделений специального назначения.В результате проведения комплексного междисциплинарного исследования выявляются виды правоохранительной деятельности подразделений специального назначения, реализующих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Гипотеза исследования базируется на том, что реализация видов правоохранительной деятельности рассматриваемых подразделений невозможна без раскрытия эволюционного развития подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы. Таким образом, актуальность статьи определяется выявлением и анализом ранее не исследованных основ в сфере правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения пенитенциарной системы.

Ключевые слова:
пенитенциарные учреждения и органы, правоохранительная деятельность, подразделения тюремного спецназа, функции, исполнение наказаний
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время в научной литературе по правовой тематике проблемы, связанные с содержанием эволюционного становления и развития правоохранительной деятель- ности пенитенциарных подразделений специального назначения (спецназ), остаются предметом научной дискуссии и до сих пор не нашли своего окончательного разреше- ния. Быстрота нормативных преобразований в правоохранительной сфере, обуслов- ленная проведением административной реформы, со временем снижает актуальность и потенциальную значимость имеющихся научных результатов. Во все времена тюремные подразделения специального (особого) назначения созда- вались для обеспечения безопасности физических лиц и тюремных объектов, пресе- чения беспорядков, борьбы с различными тюремными преступными группировками, проведения розыскных мероприятий и др. Правоохранительная деятельность подразделений специального назначения уч- реждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка на объектах пенитен- циарной системы России. Изучение данной деятельности в различных эволюционных аспектах всегда при- влекало внимание ученых в области права. Между тем фактически не подвергались анализу классификационные элементы правоохранительной деятельности сотрудни- ков подразделений специального назначения ФСИН России. До сих пор в арьергарде остаются и вопросы совершенствования отбора в кандидаты подразделений специ- ального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполне- ния уголовных наказаний. В связи с недостаточной разработанностью теоретических аспектов, связанных с комплектованием подразделений спецназа учреждений и ор- ганов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, требуется решение ряда вопросов, касающихся специфики службы в спецназе в рамках конкретных эволюционно-исторических этапов. Вследствие этого в статье впервые исследуются основы эволюционного развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения. Кроме того, предлагается классификация правоохранитель- ной деятельности с учетом конкретного исторического этапа развития тюремного спецна- за; определяются конкретные виды правоохранительной деятельности, отнесенные к компетенции рассматриваемой категории лиц; формулируются научные аспекты, на- правленные на совершенствование реализации правоохранительной деятельности сотрудниками подразделения специального назначения уголовно-исполнительной си- стемы (УИС). Некоторые репрезентативные исследования, зафиксированные в статье, являются первыми научными исследованиями в анализируемой сфере деятельности. Таким образом, все изложенное выше обусловливает актуальность темы научной статьи. Объектом исследования выступает эволюционно-историческое содержание право- охранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний Предметом исследования являются исторические, правовые, организационно- управленческие аспекты, связанные с правоохранительной деятельности сотрудников пенитенциарных подразделений специального назначения. Методологическую и теоретическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод. При определении этапов становления и развития правоохрани- тельной деятельности тюремных подразделений специального назначения применялся метод историко-сравнительного анализа. Использованные методы индукции, дедукции способствовали получению большинства сформулированных выводов при разработке научной классификации видов правоохранительной деятельности, связанной с тема- тикой исследования. Для рассмотрения перспектив реализации правоохранительной деятельности подразделений спецназа были использованы методы сравнительно- правового и структурно-системного анализа, конкретно-прикладного познания. Пере- численные методы позволили установить периоды развития и становления особых тюремных подразделений. В ходе анализа эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, опрос сотрудников, который способство- вал выявлению отдельных проблем, связанных с практикой реализации правоохрани- тельной деятельности подразделений специального назначения. Обоснованность, репрезентативность и достоверность результатов исследования подтверждаются анкетированием около 120 сотрудников подразделений специального назначения Республики Башкирия, Московской и Рязанской областей. Указанные ре- гионы были выбраны исходя из большого количества расположенных в них исправи- тельных учреждений. Перейдем к исследованию эволюционных этапов формирования и развития право- охранительной деятельности подразделений специального назначения. 1-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности остроговых, темничных (тюремных) подразделений специального назначения Древней Руси. Отечественная история правоохранительной деятельности тюремного спецна- за берет начало с Русской Правды. Подтверждение этому можно найти в работах Н. М. Карамзина и других ученых [1]. Правоохранительная деятельность в Древней Руси осуществлялась в соответствии с княжескими указами и составляемыми на их основе различными уставными письмен- ными документами (конкретными уставами). Устав Ярослава Мудрого «О церковных судах» - церковный нормативный (на тот период) документ именно государственного генезиса (происхождения), регулировав- ший основные церковно-государственные (правовые) отношения, отнесенные к пра- воохранительным функциям. Он являлся одним из основных письменных источников русского права, закрепляющих основы правоохранительной деятельности, в том числе в тюремной системе. Основы правоохранительной деятельности остроговых (тюремных) дружинников (про- тотипы современных сотрудников уголовно-исполнительной системы) были закреплены в различных судебных, главным образом княжеских, грамотах и интернациональных договорах, в которых излагались некоторые виды правоохранительной деятельности, а также меры принуждения и правила их применения. Например, к видам правоохрани- тельной деятельности относились: 1) охрана территории острога (тюрьмы); 2) сыскное занятие; 3) пытки (они были легитимированы и рассматривались в виде правоохрани- тельной функции, связанной с получением доказательств по соответствующему конкрет- ному делу, обстоятельству, происшествию). В качестве меры принуждения тюремные стражники имели право на кандальное задержание правонарушителя. Древнерусское право не предусматривало четкого определения правоохранительной деятельности, в том числе в остроговой, темничной (тюремной) службе, а также матери- ального и процессуального статуса остроговых, темничных (тюремных) подразделений. Правоохранительная деятельность остроговых, темничных подразделений осо- бого назначения выполнялась военно-дружинными формированиями. Дружинники состояли в специальных военизированных формированиях и разделялись на воинов и стражников. Проведенный нами анализ научной литературы позволил прийти к выводу о том, что непосредственно в остроговых, темничных (тюремных) учреждениях правоохранитель- ную деятельность осуществляли дружинники особого (своеобразного) предназначения стражники, надсмотрщики, палачи [2]. По характеру выполняемых функций именно этих лиц следует отнести к сотрудни- кам остроговых подразделений особого назначения (не каждый сможет взять на себя функции палача (недельника) или надсмотрщика за осужденными). Так, стражники на- делялись специализированным правом охранять внешние периметры остроговой (тю- ремной) территории. Надсмотрщики надзирали за внутренней составляющей, а также непосредственно за осужденными, палачи - исполняли санкции. Согласно Русской Правде существовали следующие виды правоохранительной де- ятельности: охрана остроговых объектов; надзор и охрана осужденных; физические пытки (они были официально юридически разрешены); задержание правонарушителей; применение холодного оружия. Во времена действия Русской Правды возник и такой вид правоохранительной де- ятельности, как осуществление сыскного занятия, результаты которого являлись до- казательством по делу. Помимо этого, в соответствии с Судебником 1550 г. вторичное применение пыток, устанавливаемых в отношении правонарушителей, совершивших государственные преступления, рассматривалось в виде законного метода, относяще- гося к правоохранительной деятельности. С изменением положений Русской Правды перечень видов правоохранительной дея- тельности остроговых, темничных (тюремных) подразделений специального назначения пополнился сыскными мероприятиями (наблюдение, тотальный обыск, задержание с поличным, арест под стражу), которые осуществлялись сыскными людьми (они выпол- няли сыскные функции и проводили допросы). Реформы, реализованные Иваном Грозным (1535-1584) в отношении учреждений и органов государственного управления, привели к созданию специально-войскового формирования - опричнины. Этот орган представлял собой что-то среднее между по- лицией и внутренними войсками. Сам опричник имел особый (специальный) статус, по функциональному назначению чем-то похожий на современный статус сотрудника под- разделения специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. В этот период появились новые виды правоохранительной деятельности тюремно- опричных служб специализированного назначения: сыскные мероприятия (слежка, доносительство, лжесвидетельство, задержание с поличным, арест под стражу); обеспечение безопасности и охраны тюремных объектов; применение изощренных наказаний; осуществление личной охраны; поисковые мероприятия в случае побега преступника. 2-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной де- ятельности тюремных подразделений специального назначения в Российской империи. Объединение земель привело к созданию Российского государства и возникновению собственной карательной системы в результате проведения административно-поли- цейской реформы. Главным документом, регулирующим правоохранительную деятель- ность подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, в период правления Петра I стало Соборное уложение (1649 г.), в соответствии с которым также устанавливались виды правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения. В этот период отмечаются негативные стороны осуществления правоохранитель- ной деятельности. Например, узаконение применения беспощадных пыток к осужден- ным, нарушившим тюремные правила (например, битье кнутом, выдергивание ногтей из пальцев). Тогда же возникли следующие виды правоохранительной деятельности тюремных служб особого назначения: несение службы в карауле; обеспечение пожарной безопасности тюремных объектов; осуществление личной охраны («корволант») администрации тюрем; розыскные мероприятия в случае побега [3]. В результате проведения судебной реформы 1864 г. были определены новые направ- ления деятельности (функции) тюремной стражи. Так, в рамках рассматриваемого эво- люционного периода существовали такие виды правоохранительной деятельности, как: присмотр за правильным размещением узников при конвоировании; надзор за исправностью тюрем; конвоирование острожников в тюремные больницы; сыскная деятельность; осуществление обыска у арестантов; применение физической силы. Кроме того, на тюремные подразделения специального назначения Российской импе- рии, помимо функций по конвоированию, возлагались охрана и безопасность тюремных учреждений, а также надзор за соблюдением арестантами распорядка дня. Начало XX в. характеризуется резким ростом преступности в тюрьмах. Ввиду отсут- ствия специальных подразделений по борьбе с массовыми беспорядками, групповыми побегами для их ликвидации выделялись подразделения резервных крепостных войск и флотские команды. Они стали прообразом современного тюремного спецназа. Ими выполнялись функции, связанные с пресечением массовых беспорядков, групповыми побегами, применением огнестрельного оружия. 3-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения в период Времен- ного правительства Российской империи. Тюремную деятельность этого времени можно охарактеризовать как центристскую, поскольку она строилась, прежде всего, на принципах прежнего режима, без каких-ли- бо колебаний вправо и влево [4]. В деятельности тюремных подразделений специаль- ного назначения четко прослеживалась тенденция преемственности. Главное тюрем- ное управление находилось в составе Минюста. Тюремная система России, как и вся страна в целом, переживала глубокий кризис, вызванный Февральской революцией и падением монархии. Дезорганизация пенитенциарной системы России из-за вмешательства различных общественных учреждений привела к повсеместной волне захвата тюрем. Для пре- дотвращения преступлений были созданы особые подразделения тюремных надзирателей, а также отряды милиции Временного правительства, которые по выполнению своих функций были схожи с современным спецназом. Названные подразделения осуществляли следующие виды правоохранительной деятельности: пресечение хулиганских действий; пресечение захвата тюрем; розыск преступников (осужденных), совершивших побег из тюремных учреждений; вооруженное отражение нападения на тюремные учреждения; пресечение проникновения в тюремные учреждения запрещенных предметов. 4-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных подразделений специального назначения в советское время. В начале этого периода вся власть была сосредоточена в рамках Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Данный орган контролировал адми- нистративно-управленческую деятельность Совета народных комиссаров (СНК). После прихода советской власти ей были подчинены вопросы отправления правосу- дия с установлением диктатуры пролетариата и передачей власти на местах Советам, отмены частной собственности, а также передачи законодательной, исполнительно- распорядительной и контрольной функции. На этапе становления советской власти в связи с отменой царских законов и уло- жений правовое регулирование тюремных подразделений специального назначения фактически отсутствовало. Начало рассматриваемого исторического периода также ознаменовалось становлением и развитием мест лишения свободы с последующей юридической ликвидацией царских тюрем. К основным нормативным актам, регулировавшим общий процесс правоохранитель- ной деятельности пенитенциарных подразделений специального назначения (включая надзирателей и сотрудников конвойной службы), относились: Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 30 ноября 1918 г. «О Народном Суде РСФСР (положение)»; постановление НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)»; Устав службы военизированной охраны ИТЛК НКВД СССР, введенный приказом НКВД СССР от 20 января 1943 г. № 57. Перечисленные нормативные акты стали специфической юридической базой, в ко- торой фиксировались виды правоохранительной деятельности (например, обеспечение безопасности осужденных и персонала, применение оружия, физической силы), в том числе для подразделений специального назначения, например служб конвоя. Несмотря на доскональную юридическую регламентацию должностных обязанностей надзирателя по корпусу, постового надзирателя, а также конвоира, в случае совершения осужденными побегов, групповых неповиновений и иных правонарушений их действия, как правило, носили самопроизвольный характер в связи с отсутствием необходимой правовой и тактико-специальной подготовки. Причинами тому были непрестижность тюремной службы, низкий уровень денежного довольствия и материально-бытового обеспечения работников мест лишения свободы, что создавало немалые трудности с их комплектованием. В 1930-е гг. отсутствовали специализированные учебные заведения, готовящие специалистов для быстрорастущей пенитенциарной системы СССР. По состоянию на 1938 г. в стране действовала лишь Харьковская школа, осуществлявшая подготовку сотрудников оперативно-чекистских отделов исправительно-трудовых колоний и лаге- рей. Кроме того, в Москве функционировала Высшая школа НКВД СССР, выпускники которой направлялись на работу в пенитенциарную систему. В целях реализации на практике основ правоохранительной деятельности слушатели вышеуказанной школы изучали всего две основные учебные дисциплины: «Административная работа», «Ос- новы агентурной, оперативной работы». О таких дисциплинах, как «Уголовное право», «Криминология», «Психология», «Пе- дагогика», «Экономика», «Управление», «Тактико-специальная подготовка», в учебных планах не было даже упоминания. В архивных материалах, юридической литературе, характеризующей деятельность пенитенциарной системы, не встречаются сведения о массовых беспорядках и неповиновениях осужденных с участием больших групп в годы массовых репрессий. На наш взгляд, даже в случае их возникновения ситуация в стране того времени была такова, что они были бы подавлены в самом начале. В 1970-х гг. стала пересматриваться ведомственная нормативная база, появились новые виды правоохранительной деятельности - административный надзор за осу- жденными, обеспечение безопасности персонала. В этот период к сотрудникам под- разделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, следовало бы отнести лиц, состоящих на должностях служебно-войсковых (военизированных) подразделений, конвойных служб. На данные службы возлагалось обеспечение безопасности осужденных и персонала (то есть выполнение функций специального назначения). Правоохранительная дея- тельность по обеспечению безопасности, с точки зрения науки управления, длительное время была разделена (за исключением тюрем, следственных изоляторов и воспита- тельных колоний) на две постоянно конкурирующие части, подчиняющиеся различным органам: одна - администрации исправительных учреждений, вторая - командованию подразделения внутренних войск МВД СССР. Это создавало проблемы во взаимодей- ствии частей и служб в ходе решения служебно-боевых задач по обеспечению безо- пасности персонала (или осужденных), пресечению одиночных и групповых нарушений режима отбывания наказания и преступлений, осуществлению розыска и задержания бежавших осужденных, их конвоирования. Перечисленные виды правоохранительной деятельности осуществляли служебно- войсковые и конвойные подразделения МВД СССР. Последовавшее в дальнейшем объединение указанной деятельности, передача ее в ведение одного субъекта управ- ления - передовое действие на пути совершенствования управления отечественной уголовно-исполнительной системой. Происходящие во второй половине 1980-х гг. изменения во всех сферах жизни стра- ны не могли не сказаться и на деятельности УИС. Симптомы возрождения среди осу- жденных воровской идеологии и оживления традиций преступного мира приобрели широкие масштабы и привели к существенному росту среди осужденных к лишению свободы коллективных неповиновений, массовых беспорядков, захватов заложников. Только в 1989 г. было совершено несколько захватов заложников из числа сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов. Зарегистрировано немало случаев действий, посягающих на установленный порядок управления мест лишения свободы, а также множество эпизодов хулиганских действий. В этот период встал вопрос о коренной перестройке всей системы исполнения уголов- ных наказаний, одними из главных направлений которой явились совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, поиск новых нетрадиционных подходов к осу- ществлению всего уголовно-исполнительного процесса, организационных структур этой деятельности, финансового и материально-технического обеспечения. К началу 1990-х гг. обстановка в учреждениях УИС резко обострилась. Возросла агрессивность осужденных, наметилась устойчивая тенденция к росту открытого про- тивостояния администрации, выразившаяся в массовых беспорядках, неповиновении осужденных законным требованиям сотрудников учреждений, исполняющих наказа- ния, увеличилось число нападений на персонал и захватов его в качестве заложников. Предпринимаемые администрацией исправительных учреждений и конвойными подразделениями внутренних войск МВД СССР меры не приносили желаемых резуль- татов, оперативная обстановка в учреждениях УИС продолжала оставаться сложной, что требовало экстремальных упреждающих мер. Общественники в то время активно заговорили о гуманизме в отношении осужден- ных, которые истолковали это по-своему, тут же стали диктовать свои условия: отка- зывались выходить на работу, учиняли погромы и бунты, захватывали заложников. В связи с этим нужна была реальная сила, которая противостояла бы большой массе разнузданных уголовников. С целью обеспечения профессионального предотвращения и пресечения групповых противоправных действий осужденных и лиц, заключенных под стражу, приказом МВД СССР от 13 ноября 1990 г. № 421 «О создании отрядов специального назначения» в уголовно-исполнительной системе были созданы подразделения специального назна- чения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Главными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам вновь созданного подразделения, стали: отличная профессионально-физическая подготовка (бег, отжимание, подтягивание); виртуозное владение табельным и другим (специальным) вооружением (включая стрельбу по-македонски); владение приемами борьбы самбо, боксом, карате; умение управлять автотранспортом и бронетехникой; высокая физиологическая выносливость; устойчивые моральные и психологические качества. Исходя из предъявляемых требований кандидатом на службу в спецназ уголовно- исполнительной системы мог стать не каждый желающий, а только прошедший жесткий кон- курсный отбор. Ядро отряда в основном составляли лучшие армейские офицеры, специали- сты высокого класса: взрывники, связисты, снайперы, бойцы штурмовых отрядов, разведчики. Комплектование подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, осуществлялось по контракту лицами, уволенными из рядов Вооруженных сил России (в то время про- исходило сокращение армии и флота), имеющими хорошую спортивную подготовку и боевую выучку. Предпочтение отдавали тем, кто проходил службу в ВДВ, морской пе- хоте, спецназе ГРУ, обладателям краповых беретов, офицерам с опытом пребывания в горячих точках. После собеседования и тестов кандидаты сдавали физическую подготовку, а также проходили «обкатку» (рукопашный бой с двумя или тремя противниками). Даже если соискатель проигрывал рукопашный бой, ценились прежде всего бойцовские качества, стойкость, мужество, отвага, способность действовать в экстремальных ситуациях, не пасовать перед противником. 5-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности подразделений специального назначения в Российской Федерации. К октябрю 1992 г. в России было организовано 69 отрядов специального назначения со штатной численностью 1735 человек. Вновь образованные структуры положительно повлияли на оздоровление оперативной и режимной обстановки в местах отбывания наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала. Основными видами правоохранительной деятельности стали: предотвращение и пресечение преступлений в пенитенциарных учреждениях; - участие в обеспечении правопорядка и безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; осуществление безопасности осужденных, лиц, заключенных под стражу, персо- нала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы. К концу 1993 г. отряды специального назначения, выполняющие функции в сфере исполнения уголовных наказаний, были созданы и функционировали во всех субъек- тах России, за исключением Чеченской Республики. В целях быстрого и качественного комплектования подразделений специального назначения МВД России (тогда юриди- чески тюремный спецназ входил в состав данного министерства) в указанный период было выделено множество штатных единиц. Личный состав отрядов специального на- значения пенитенциарной системы активно участвовал в операциях по борьбе с пре- ступностью, проводимых территориальными органами внутренних дел, в том числе по пресечению террористической и криминальной деятельности незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе (по сути, вели боевые действия против бандитских организаций). Исходя из такого научного критерия, как организация стратегии и тактики пресечения правонарушений, появились новейшие виды правоохранительной деятельности под- разделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, а именно: наведение установленного (законного) правопорядка в период чрезвычайного по- ложения (стратегия); борьба с незаконными вооруженными формированиями (тактика). Выполнение поставленных задач нередко проходило в обстановке реальной опас- ности с риском для жизни, что требовало от личного состава отрядов специального назначения пенитенциарной системы смелости, ловкости, мужества, отваги, высокой профессиональной выучки, отличного владения приемами рукопашного боя, специаль- ными средствами и табельным оружием. Подразделения спецназа реализовывали также специфические виды правоохрани- тельной деятельности (в их основу положен научный критерий - характер содержания задач), такие как: борьба с преступными проявлениями в местах лишения свободы; проведение специальных мероприятий, связанных с освобождением заложников; обезвреживание вооруженных преступников. В настоящее время на пенитенциарный спецназ возлагается еще и собирание кон- кретных доказательств по административным и уголовным делам [5]. Это позволило в некоторой степени стабилизировать оперативно-розыскную обстановку в отечествен- ных исправительных учреждениях, добиться существенного сокращения количества совершаемых осужденными правонарушений и преступлений, обеспечив тем самым установленный законом порядок по исполнению уголовных наказаний. Обсуждение (анализ) результатов исследования, связанного с отбором кандидатов. Опрос проводился в 5 регионах субъектов Российской Федерации, в нем участво- вали около 120 спецназовцев, включая конвойные службы. По их мнению, отбор новых сотрудников в подразделения специального назначения учреждений и органов, выпол- няющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, должен осуществляться по следующим основаниям: наличие высшего образования - 90 % (45 % полагают, что оно должно быть пси- хологическим, 33 - юридическим, 12 % - военным); хорошие физические данные (52 % считают, что важна сила, 36 - выносливость, 12 % - скорость); служебно-боевые навыки (70 % отметили необходимость владения приемами ру- копашного боя, 20 - специальными средствами; 10 % - огнестрельным оружием). В числе дополнительных параметров выделяется служба в армии (45 %). Кроме того, при опросе около 65 % практических работников заявили, что следует изменить законо- дательство в части, регламентирующей применение мер (специальных средств, оружия) принуждения. Многие отметили, что необходим отдельный (специальный) нормативный акт, устанавливающий порядок применения сил и средств (например, при проведении специальных операций). На вопрос анкеты: «Нужно ли закреплять в законодательстве отдельно статью, которая разрешала бы применять оружие исключительно сотрудни- ками подразделений специального (особого) назначения?» - ответы распределились следующим образом: нет - 90 %, да - 10 %. Таким образом, в ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты: выявлено, что эволюция становления и развития правоохранительной деятель- ности подразделений тюремного спецназа тесно связана с формированием пенитен- циарной системы нашего государства; в зависимости от общественно-эволюционной и правовой формации классифици- рованы периоды эволюционно-правового становления и развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения; ввиду отсутствия в царской России, а также в СССР в чистом виде специальных подразделений зафиксированы подразделения особого назначения (в зависимости от эволюционной эпохи: стражники, корволанты и гренадеры, подразделения резервных крепостных войск и флотские команды, отряды милиции Временного правительства; служебно-войсковые (военизированные) подразделения и др.). разработаны предложения, направленные на совершенствование отбора канди- датов в отряды специального назначения.
Список литературы

1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. 833 с

2. Галкин-Враской М. Н. Изучение тюремного вопроса. СПб., 1868. 189 с

3. Лучинский Н. Ф. Основы тюремного наказания. СПб., 1904. 180 с

4. Печников А. П. Организационно-правовые основы управления тюремными учреждениями в Российском государстве (1649 - октябрь 1917 г.) : монография. М., 2012. 305 с

5. Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний / В. А. Поникаров [и др.] // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 27(1-4), № 4. С. 446-454

Войти или Создать
* Забыли пароль?