Text (PDF):
Read
Download
Одной из главных функций уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), а также других учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, является контроль за поведением осужденных, в том числе страдающих различными видами заболеваний, который, в свою очередь, является одним из средств воздействия на них [1, с. 396-400; 2, с. 140-142]. Осуществление контрольных функций должно способствовать исправлению осужденных и ориентировать их на недопущение совершения новых преступлений, что позволит достичь цели уголовно-исполнительно- го законодательства Российской Федерации [ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)]. В юридической литературе есть мнение, что контроль способствует созданию ор- ганизационных условий, ограничивающих возможность совершения осужденным пре- ступлений и благоприятствующих применению воспитательных средств [3, с. 42-60], исполнению возложенных приговором суда обязанностей [4, с. 83], а также дисципли- нированию осужденных [5, с. 131-132]. С теоретической точки зрения воздействие со стороны учреждений и органов, испол- няющих наказания, должно зависеть от личности осужденного [6, с. 41-53; 7, с. 76-81]. При этом в юридической литературе выделяются такие формы контроля, как постановка осужденного на учет, проверка по учетам органов внутренних дел, посещение по месту жительства, профилактические беседы не только с осужденным, но и с его родствен- никами и иными лицами, посещение по месту работы и др. [8, с. 37-51]. При изучении проблем, связанных с осуществлением контроля за поведением осу- жденных к наказаниям без изоляции от общества, следует обратить внимание на такой важный вопрос, как определение субъекта контроля. Согласно ст. 16 УИК РФ основным субъектом контроля являются УИИ, которые ис- полняют наказания в виде лишения права занимать определенные должности или за- ниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы. Такое наказание, как штраф, исполняется судебными приставами- исполнителями, а лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - судом, вынесшим приговор. Вместе с тем анализ норм Особенной части УИК РФ позволяет также выделить еще несколько субъектов контроля - сотрудники органов внутренних дел, представители общественности, организации, в которых работают, в частности, осужденные к обязательным или исправительным рабо- там, органы местного самоуправления и т. п. В то же время работники этих организаций и предприятий, в отличие от сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, специ- альными познаниями в сфере обращения с осужденными не обладают и, как следствие, надлежащих воспитательных, в том числе исправительных, мер воздействия в их отно- шении не осуществляют, что уже ставит под сомнение эффективность их деятельности. Наиболее важные полномочия УИИ по исполнению наказаний, не связанных с изо- ляцией от общества, в основном закреплены в УИК РФ и приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Однако в них лишь в общих чертах регламентируется деятельность УИИ и никак не конкретизируются меры в области контроля за поведением осужденных. В силу этого возникает достаточно боль- шое число неясностей, связанных с осуществлением контрольных функций в отноше- нии осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, тем более в отношении лиц, имеющих тяжелые заболевания, так как исполнение и отбыва- ние наказаний такой категорией осужденных осложняется ввиду состояния здоровья. Рассматривая органы здравоохранения, в которых в том числе проходят лечение осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, можно констатиро- вать, что они ввиду отсутствия данных о судимостях у своих осужденных-пациентов и уголовно-исполнительных функций контроль за состоянием их здоровья с точки зрения исполнения уголовных наказаний фактически не осуществляют (да и цели у таких органов совсем другие). Сотрудники УИИ, в свою очередь, имея на учете значительное число осужденных, которых в целом трудноосуществимо проконтролировать, не всегда обладая необхо- димыми данными о наличии или отсутствии заболеваний, тем более не ориентированы на активное взаимодействие с органами здравоохранения. В связи с этим на практике контрольные полномочия ими иногда осуществляются формально, в том числе вне за- висимости от состояния здоровья осужденных. В определенной степени это обуслов- лено большой нагрузкой на сотрудников УИИ, а также иными проблемами технического, организационного и иного характера. Рассматривая исполнение наказания в виде исправительных работ, следует отме- тить, что в соответствии с УИК РФ УИИ ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия отбывания наказания, контролируют соблюдение условий отбывания наказа- ния осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых они работают, с участием сотрудников полиции контролируют поведение осужденных, обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ и пр. В свою очередь, администрация организации, в которой работает осужденный, обяза- на правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять их, контролировать поведение осужденного на производстве, уведом- лять УИИ о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания и т. д. Основные контрольные полномочия в отношении осужденных к исправительным ра- ботам выполняют администрации организаций, в которых работают осужденные. В то же время УИИ должна осуществлять проверки осужденных как по месту жительства, так и в общественных местах, а также по информационным базам органов внутренних дел. Вместе с тем в ходе исполнения исправительных работ УИИ обладают рядом кон- трольных полномочий в отношении организаций, в которых работают осужденные, в том числе страдающие различными видами заболеваний, составляя соответствующие акты. Так, УИИ проверяют расчет отбытого и неотбытого срока наказания; правильность и сво- евременность удержаний из заработной платы осужденных и перечисление удержанных сумм в соответствующий бюджет, информацию о причинах невыхода осужденных на работу, нарушениях, допущенных осужденными, примененных к ним администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременности уведомления об этом инспекции и т. п. Данные о состоянии здоровья осужденных остаются вне надлежащего внимания сотрудников инспекций. В определенных случаях (например, при трудоустройстве осужденного до постановки на учет) инспекция согласовывает с органом местного самоуправления организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. В то же время не всегда админи- страции организаций и предприятий готовы принимать на работу осужденных, особенно имеющих заболевания. Имеют место случаи, когда осужденный сам устраивается на работу до постановки на учет инспекции и не сообщает об этом администрации орга- низации. В свою очередь, администрации предприятий и организаций, когда узнают о факте осуждения своего работника, предлагают ему уволиться, чтобы не вступать в от- ношения с лицами, преступившими закон, а также чтобы не оформлять дополнительную документацию и не осуществлять уголовно-исполнительные функции по контролю за такой категорией граждан, тем более если они страдают какими-либо заболеваниями. Если осужденный к исправительным работам трудится в организации и допускает нарушение порядка и условий отбывания наказания, то в функции администрации вхо- дит уведомление об этом УИИ для принятия к нему соответствующих мер. За наруше- ние порядка и условий отбывания наказания осужденного к исправительным работам могут обязать являться в инспекцию для регистрации до двух раз в месяц, а в случае его неявки - принять решение о его приводе и доставлении органами внутренних дел. В итоге большая часть контрольных полномочий УИИ ориентирована не на самого осужденного, а на взаимодействие с другими органами и организациями. В частности, при исполнении наказания в виде исправительных работ фактически функции непосред- ственного контроля за выполнением осужденным работ возлагаются на администрацию организации, где работает осужденный. Состояние здоровья осужденного, особенно страдающего различными заболеваниями, на этом этапе надлежаще не учитывается и должного ему внимания не уделяется. При этом на законодательном уровне не закре- плены такие необходимые вопросы в части осуществления контрольных полномочий сотрудниками инспекций, как основания и порядок проверки осужденного на работе, дома или в организации здравоохранения, возможность опроса и проведения иных действий с должностными лицами других государственных органов и негосударствен- ных организаций, с родственниками осужденного или проживающих с ним лицами и пр. На практике имеют место случаи отсутствия подтверждающих документов о посе- щении осужденных по месту жительства или в других местах сотрудниками инспекций. Подавляющее большинство документов составляется формально, без выяснения ин- дивидуальных особенностей осужденных, что важно в случае наличия у них тяжелых болезней. Иногда такие документы оформляются при их личной явке в помещение ин- спекции. Такая же ситуация и с рапортами участковых уполномоченных отделов полиции. Часто такие рапорты отсутствуют, а если и имеются в делах, то большинство из них составляются формально и индивидуальной информации не содержат. Кроме того, материалы личных дел осужденных свидетельствуют о том, что обычно не выясняются причины и количество посещений осужденными тех или иных врачей или органов и учреждений здравоохранения. В тех случаях, когда такие сведения упо- минаются, все ограничивается пояснениями самих осужденных без дополнительных уточнений у медицинских специалистов и работодателя. Похожие проблемы в области осуществления контроля возникают и при исполнении обязательных работ. Однако при отбывании данного вида наказания возникают и дополнительные сложности, связанные с тем, что эти бесплатные общественно полезные работы выполняются осужденными после основной работы или учебы, в связи с чем контроль со стороны УИИ еще более затруднен. При исполнении обязательных работ УИИ осуществляют следующие функции: со- гласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Из указанного следует, что не все основные полномочия ориентированы на контроль в отношении самого осужденного. В то же время на администрацию организаций возлагается контроль за выполнением осужденными к обязательным работам определенных для них работ, уведомление УИИ о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания нака- зания. Отработанное осужденным время учитывается в табеле, который впоследствии направляется в УИИ. В этом случае основные контролирующие функции возложены на администрацию организации, в которой осужденные отбывают наказания, а инспекции только уведомляются по конкретным вопросам. Вместе с тем в уголовно-исполнительном законодательстве не определена ни периодичность таких уведомлений, ни ответствен- ность администрации организации за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. В итоге вопросы контроля за работой осужденных к обязательным работам указан- ными организациями также часто осуществляются формально, а сведения о нарушении ими порядка и условий отбывания наказаний своевременно не передаются в инспек- ции. В личных делах осужденных к обязательным работам иногда могут отсутствовать материалы о ненадлежащем исполнении осужденными своих трудовых обязанностей, что, в свою очередь, говорит о нежелании оформлять организациями дополнительную документацию. Анализ личных дел осужденных также свидетельствует о том, что и при исполнении обязательных работ сотрудники УИИ при посещении дома и места работы осужденных в целом формально составляют соответствующие материалы (рапорты, акты и пр.). Ситуация по фактически бесконтрольному поведению осужденных, в том числе стра- дающих различными видами заболеваний, имеет место и при исполнении других нака- заний, не связанных с изоляцией от общества: ограничения свободы и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, в отношении осужденных к ограничению свободы УИИ привлекает осужденного к отбыванию наказания, ведет учет срока отбытого наказания, проводит с ним беседы и воспитательные мероприятия, контролирует порядок отбывания наказания и исполне- ние осужденным своих обязанностей, ведет учет осужденных, осуществляет контроль за ними, применяет меры поощрения и т. п. При исполнении ограничения свободы УИИ обладает, в отличие от других наказаний, не связанных с изоляцией от общества, наибольшим объемом контрольных полномочий, когда основное внимание уделяется самому осужденному. В то же время ввиду незна- чительности объема правоограничений у осужденных к ограничению свободы реали- зация контрольных полномочий сотрудниками инспекций также не всегда эффективна и нередко формальна. Это нивелируется применением технических средств надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы [9, с. 47-49; 10, с. 202-208]. Как и при других наказаниях, не связанных с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободы сведения о состоянии здоровья осужденных сотрудниками инспекций не выяс- няются, за исключением случаев применения технических средств надзора и контроля. Однако при этом устанавливается не наличие каких-либо заболеваний у осужденного, а отсутствие оснований для применения к нему контрольных устройств. В заключение отметим, что для более эффективного достижения целей уголовно- исполнительного законодательства необходимо совершенствование организационно- правовых аспектов контроля за поведением осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, в том числе страдающих различными видами за- болеваний.