ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ, СТРАДАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы осуществления контроля за поведением осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, в том числе в отношении лиц, страдающих различными видами заболеваний. Акцентируется внимание на том, какая организация (уголовно-исполнительная инспекция, органы внутренних дел, хозяйствующий субъект, в котором работают осужденные, и пр.) представляет собой основу для соответствующего исправительного и контролирующего воздействия в отношении осужденных с описанием конкретных контролирующих полномочий каждого органа. Изучаются наиболее часто встречающиеся проблемы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с администрациями организаций, в которых отбывают наказание осужденные к исправительным и обязательным работам, а также с органами внутренних дел. Приводятся примеры из практики.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительные инспекции, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, контроль за исполнением и отбыванием наказания, осужденные, страдающие различными видами заболеваний
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одной из главных функций уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), а также других учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, является контроль за поведением осужденных, в том числе страдающих различными видами заболеваний, который, в свою очередь, является одним из средств воздействия на них [1, с. 396-400; 2, с. 140-142]. Осуществление контрольных функций должно способствовать исправлению осужденных и ориентировать их на недопущение совершения новых преступлений, что позволит достичь цели уголовно-исполнительно- го законодательства Российской Федерации [ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)]. В юридической литературе есть мнение, что контроль способствует созданию ор- ганизационных условий, ограничивающих возможность совершения осужденным пре- ступлений и благоприятствующих применению воспитательных средств [3, с. 42-60], исполнению возложенных приговором суда обязанностей [4, с. 83], а также дисципли- нированию осужденных [5, с. 131-132]. С теоретической точки зрения воздействие со стороны учреждений и органов, испол- няющих наказания, должно зависеть от личности осужденного [6, с. 41-53; 7, с. 76-81]. При этом в юридической литературе выделяются такие формы контроля, как постановка осужденного на учет, проверка по учетам органов внутренних дел, посещение по месту жительства, профилактические беседы не только с осужденным, но и с его родствен- никами и иными лицами, посещение по месту работы и др. [8, с. 37-51]. При изучении проблем, связанных с осуществлением контроля за поведением осу- жденных к наказаниям без изоляции от общества, следует обратить внимание на такой важный вопрос, как определение субъекта контроля. Согласно ст. 16 УИК РФ основным субъектом контроля являются УИИ, которые ис- полняют наказания в виде лишения права занимать определенные должности или за- ниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы. Такое наказание, как штраф, исполняется судебными приставами- исполнителями, а лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - судом, вынесшим приговор. Вместе с тем анализ норм Особенной части УИК РФ позволяет также выделить еще несколько субъектов контроля - сотрудники органов внутренних дел, представители общественности, организации, в которых работают, в частности, осужденные к обязательным или исправительным рабо- там, органы местного самоуправления и т. п. В то же время работники этих организаций и предприятий, в отличие от сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, специ- альными познаниями в сфере обращения с осужденными не обладают и, как следствие, надлежащих воспитательных, в том числе исправительных, мер воздействия в их отно- шении не осуществляют, что уже ставит под сомнение эффективность их деятельности. Наиболее важные полномочия УИИ по исполнению наказаний, не связанных с изо- ляцией от общества, в основном закреплены в УИК РФ и приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Однако в них лишь в общих чертах регламентируется деятельность УИИ и никак не конкретизируются меры в области контроля за поведением осужденных. В силу этого возникает достаточно боль- шое число неясностей, связанных с осуществлением контрольных функций в отноше- нии осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, тем более в отношении лиц, имеющих тяжелые заболевания, так как исполнение и отбыва- ние наказаний такой категорией осужденных осложняется ввиду состояния здоровья. Рассматривая органы здравоохранения, в которых в том числе проходят лечение осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, можно констатиро- вать, что они ввиду отсутствия данных о судимостях у своих осужденных-пациентов и уголовно-исполнительных функций контроль за состоянием их здоровья с точки зрения исполнения уголовных наказаний фактически не осуществляют (да и цели у таких органов совсем другие). Сотрудники УИИ, в свою очередь, имея на учете значительное число осужденных, которых в целом трудноосуществимо проконтролировать, не всегда обладая необхо- димыми данными о наличии или отсутствии заболеваний, тем более не ориентированы на активное взаимодействие с органами здравоохранения. В связи с этим на практике контрольные полномочия ими иногда осуществляются формально, в том числе вне за- висимости от состояния здоровья осужденных. В определенной степени это обуслов- лено большой нагрузкой на сотрудников УИИ, а также иными проблемами технического, организационного и иного характера. Рассматривая исполнение наказания в виде исправительных работ, следует отме- тить, что в соответствии с УИК РФ УИИ ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия отбывания наказания, контролируют соблюдение условий отбывания наказа- ния осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых они работают, с участием сотрудников полиции контролируют поведение осужденных, обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ и пр. В свою очередь, администрация организации, в которой работает осужденный, обяза- на правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять их, контролировать поведение осужденного на производстве, уведом- лять УИИ о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания и т. д. Основные контрольные полномочия в отношении осужденных к исправительным ра- ботам выполняют администрации организаций, в которых работают осужденные. В то же время УИИ должна осуществлять проверки осужденных как по месту жительства, так и в общественных местах, а также по информационным базам органов внутренних дел. Вместе с тем в ходе исполнения исправительных работ УИИ обладают рядом кон- трольных полномочий в отношении организаций, в которых работают осужденные, в том числе страдающие различными видами заболеваний, составляя соответствующие акты. Так, УИИ проверяют расчет отбытого и неотбытого срока наказания; правильность и сво- евременность удержаний из заработной платы осужденных и перечисление удержанных сумм в соответствующий бюджет, информацию о причинах невыхода осужденных на работу, нарушениях, допущенных осужденными, примененных к ним администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременности уведомления об этом инспекции и т. п. Данные о состоянии здоровья осужденных остаются вне надлежащего внимания сотрудников инспекций. В определенных случаях (например, при трудоустройстве осужденного до постановки на учет) инспекция согласовывает с органом местного самоуправления организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. В то же время не всегда админи- страции организаций и предприятий готовы принимать на работу осужденных, особенно имеющих заболевания. Имеют место случаи, когда осужденный сам устраивается на работу до постановки на учет инспекции и не сообщает об этом администрации орга- низации. В свою очередь, администрации предприятий и организаций, когда узнают о факте осуждения своего работника, предлагают ему уволиться, чтобы не вступать в от- ношения с лицами, преступившими закон, а также чтобы не оформлять дополнительную документацию и не осуществлять уголовно-исполнительные функции по контролю за такой категорией граждан, тем более если они страдают какими-либо заболеваниями. Если осужденный к исправительным работам трудится в организации и допускает нарушение порядка и условий отбывания наказания, то в функции администрации вхо- дит уведомление об этом УИИ для принятия к нему соответствующих мер. За наруше- ние порядка и условий отбывания наказания осужденного к исправительным работам могут обязать являться в инспекцию для регистрации до двух раз в месяц, а в случае его неявки - принять решение о его приводе и доставлении органами внутренних дел. В итоге большая часть контрольных полномочий УИИ ориентирована не на самого осужденного, а на взаимодействие с другими органами и организациями. В частности, при исполнении наказания в виде исправительных работ фактически функции непосред- ственного контроля за выполнением осужденным работ возлагаются на администрацию организации, где работает осужденный. Состояние здоровья осужденного, особенно страдающего различными заболеваниями, на этом этапе надлежаще не учитывается и должного ему внимания не уделяется. При этом на законодательном уровне не закре- плены такие необходимые вопросы в части осуществления контрольных полномочий сотрудниками инспекций, как основания и порядок проверки осужденного на работе, дома или в организации здравоохранения, возможность опроса и проведения иных действий с должностными лицами других государственных органов и негосударствен- ных организаций, с родственниками осужденного или проживающих с ним лицами и пр. На практике имеют место случаи отсутствия подтверждающих документов о посе- щении осужденных по месту жительства или в других местах сотрудниками инспекций. Подавляющее большинство документов составляется формально, без выяснения ин- дивидуальных особенностей осужденных, что важно в случае наличия у них тяжелых болезней. Иногда такие документы оформляются при их личной явке в помещение ин- спекции. Такая же ситуация и с рапортами участковых уполномоченных отделов полиции. Часто такие рапорты отсутствуют, а если и имеются в делах, то большинство из них составляются формально и индивидуальной информации не содержат. Кроме того, материалы личных дел осужденных свидетельствуют о том, что обычно не выясняются причины и количество посещений осужденными тех или иных врачей или органов и учреждений здравоохранения. В тех случаях, когда такие сведения упо- минаются, все ограничивается пояснениями самих осужденных без дополнительных уточнений у медицинских специалистов и работодателя. Похожие проблемы в области осуществления контроля возникают и при исполнении обязательных работ. Однако при отбывании данного вида наказания возникают и дополнительные сложности, связанные с тем, что эти бесплатные общественно полезные работы выполняются осужденными после основной работы или учебы, в связи с чем контроль со стороны УИИ еще более затруднен. При исполнении обязательных работ УИИ осуществляют следующие функции: со- гласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Из указанного следует, что не все основные полномочия ориентированы на контроль в отношении самого осужденного. В то же время на администрацию организаций возлагается контроль за выполнением осужденными к обязательным работам определенных для них работ, уведомление УИИ о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания нака- зания. Отработанное осужденным время учитывается в табеле, который впоследствии направляется в УИИ. В этом случае основные контролирующие функции возложены на администрацию организации, в которой осужденные отбывают наказания, а инспекции только уведомляются по конкретным вопросам. Вместе с тем в уголовно-исполнительном законодательстве не определена ни периодичность таких уведомлений, ни ответствен- ность администрации организации за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. В итоге вопросы контроля за работой осужденных к обязательным работам указан- ными организациями также часто осуществляются формально, а сведения о нарушении ими порядка и условий отбывания наказаний своевременно не передаются в инспек- ции. В личных делах осужденных к обязательным работам иногда могут отсутствовать материалы о ненадлежащем исполнении осужденными своих трудовых обязанностей, что, в свою очередь, говорит о нежелании оформлять организациями дополнительную документацию. Анализ личных дел осужденных также свидетельствует о том, что и при исполнении обязательных работ сотрудники УИИ при посещении дома и места работы осужденных в целом формально составляют соответствующие материалы (рапорты, акты и пр.). Ситуация по фактически бесконтрольному поведению осужденных, в том числе стра- дающих различными видами заболеваний, имеет место и при исполнении других нака- заний, не связанных с изоляцией от общества: ограничения свободы и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, в отношении осужденных к ограничению свободы УИИ привлекает осужденного к отбыванию наказания, ведет учет срока отбытого наказания, проводит с ним беседы и воспитательные мероприятия, контролирует порядок отбывания наказания и исполне- ние осужденным своих обязанностей, ведет учет осужденных, осуществляет контроль за ними, применяет меры поощрения и т. п. При исполнении ограничения свободы УИИ обладает, в отличие от других наказаний, не связанных с изоляцией от общества, наибольшим объемом контрольных полномочий, когда основное внимание уделяется самому осужденному. В то же время ввиду незна- чительности объема правоограничений у осужденных к ограничению свободы реали- зация контрольных полномочий сотрудниками инспекций также не всегда эффективна и нередко формальна. Это нивелируется применением технических средств надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы [9, с. 47-49; 10, с. 202-208]. Как и при других наказаниях, не связанных с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободы сведения о состоянии здоровья осужденных сотрудниками инспекций не выяс- няются, за исключением случаев применения технических средств надзора и контроля. Однако при этом устанавливается не наличие каких-либо заболеваний у осужденного, а отсутствие оснований для применения к нему контрольных устройств. В заключение отметим, что для более эффективного достижения целей уголовно- исполнительного законодательства необходимо совершенствование организационно- правовых аспектов контроля за поведением осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, в том числе страдающих различными видами за- болеваний.
Список литературы

1. Горяинов К. К. Оперативно-розыскной контроль за осужденными к наказаниям без лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26(1-4), № 4. С. 396-400. @@ Goryainov, K. K. 2018, ‘Operational and investigative control over persons sentenced to punishment without deprivation of liberty’, Man: crime and punishment, vol. 26(1-4), iss. 4, pp. 396-400.

2. Колбасова Е. В. Проблема контроля и надзора за осужденными к ограничению свободы, отбывающими наказание по месту пребывания // 20 лет Уголовному кодексу Российской Федерации: итоги, проблемы, перспективы : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / отв. ред. Л. Ю. Ларина. Рязань, 2016. С. 140-142.

3. Музеник А. К., Уткин В. А., Филимонов О. В. Условное осуждение и отсрочка исполнения приговора. Томск, 1990. 176 с. @@ Muzenik, A. K., Utkin, V. A. & Filimonov, O. V. 1990, Probation and postponement of its execution, Tomsk.

4. Сукманов О. В. Индивидуальное предупреждение преступного поведения условно осужденных лиц : дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. 183 с. @@ Sukmanov, O. V. 2003, Individual prevention of criminal behavior of parolees: PhD thesis (Law), Irkutsk.

5. Эрхитуева Т. И. Понятие и содержание контроля за поведением условно осужденных // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. 12. Юриспруденция. 2006. Вып. 3. С. 131-132. @@ Erkhitueva, T. I. 2006, ‘The concept and content of control over the behavior of probationers’, Bulletin of the Buryat state University, Series 12, Jurisprudence, iss. 3, pp. 131-132.

6. Авдеев В. А. Оптимизация целей наказания в контексте предупреждения преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2. С. 41-53. @@ Avdeev, V. A. 2013, ‘Optimization of punishment goals in the context of crime prevention’, Criminological journal of the Baikal State University of Economics and Law, iss. 2, pp. 41-53.

7. Перемолотова Л. Ю. Значение особенностей личности осужденного при осуществлении профилактического воздействия // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3(33). С. 76-81. @@ Peremolotova, L. Yu. 2015, ‘The significance of the convict’s personality characteristics in the implementation of preventive measures’, Legal science and law enforcement practice, iss. 3(33), pp. 76-81.

8. Ольховик Н. В. Индивидуализация контроля уголовно-исполнительных инспекций за осужденными без изоляции от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 24. С. 37-51. @@ Ol’khovik, N.. 2017, ‘Individualization of the control of Penal inspections over convicts without isolation from society’, Bulletin of Tomsk State University, Law, iss. 24, pp. 37-51.

9. Кузнецов А. И. Правовое регулирование применения технических средств контроля и надзора к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы // Вестник Пермского института ФСИН России. 2013. № 3(10). С. 47-49. @@ Kuznetsov, A. I. 2013, ‘Legal regulation of the use of technical means of control and supervision over convicted persons sentenced to restriction of freedom’, Bulletin of the Perm Institute of the FPS of Russia, iss. 3(10), pp. 47-49.

Войти или Создать
* Забыли пароль?