THE HISTORY OF SOCIAL CONFLICTOLOGY FORMATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the essence of the socio-psychological approach to understanding conflicts. The chronology of the development of social conflictology is objectively presented and restored in full, taking into account the contribution of those researchers who actually stood at its origins. The subject of the theory of social conflictology includes the patterns of occurrence and manifestation of conflicts. The article analyzes the difficulties in defining the concept, structure, dynamics, and classification of social conflicts. Social conflictology is intensively developing: general theoretical prerequisites and grounds for its coherent theory have been created. It promotes the development of an optimal social policy and the professional training of social workers.

Keywords:
konflikt, social'naya napryazhennost', social'naya konfliktologiya, konfliktologicheskaya kompetentnost', social'naya politika, professional'naya podgotovka
Text
Publication text (PDF): Read Download

Теоретические предпосылки и сущность проблемы. Процесс уточнения предмета социальной конфликтологии происходил на всех этапах ее становления как науки: в период накопления научных знаний в сфере философии; в ходе выделения описательной социальной конфликтологии в самостоятельную область знания; во время оформления социальной конфликтологии в науку, как таковую, со всеми присущими ей атрибутами. В связи с этим целью статьи являлись уточнение предмета социальной конфликтологии и создание полноценной теории социальных конфликтов. Этапы становления социальной конфликтологии. Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858-1918 гг.). В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований. Пока эта теория носит характер «среднего ранга», в то же время она претендует на статус общепсихологической теории. С середины 1920-х гг. интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 1940-х гг. снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса (1902-1979 гг.). С момента становления западной социальной психологии и социологии степень интереса к исследованию конфликта значительно варьировалась - от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX - начале XX в. (Г. Зиммель) до минимального внимания к нему со стороны социальных аналитиков и попытки создания специальной дисциплины о конфликтах - конфликтологии (Р. Дарендорф, X. Крисмански и др.) [24, 30]. За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования, теории игр и др. О широте исследования этой проблемы в западных странах говорят следующие обстоятельства. В США по данной тематике издаются специальные журналы, в частности «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций». Имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучением только проблемы конфликтов. Кроме того, при Мичиганском университете функционирует Центр по исследованию конфликтов, который координирует все разработки, проводимые в этом направлении. В Англии создан Лондонский институт по изучению международных конфликтов, готовятся профессиональные конфликтологи. Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных взглядов. Среди них наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера [14], конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга [4]. Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов привлекла к этой проблеме внимание ЮНЕСКО. Далее события развивались в хронологической последовательности. Проблеме конфликтов было посвящено Парижское заседание Социологической ассоциации при ЮНЕСКО в 1957 г. В 1960-х гг. в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начавший издание журнала по этой проблематике. Вслед за этим специальные научные организации, ставящие целью изучение конфликтов, стали возникать и в других странах. В 1970-х гг. в США развертывается деятельность ряда конфликтологических центров при военных и других организациях. В настоящее время их внимание сосредоточено на гибридных конфликтах. Кофликтологию преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук. В связи с объявлением Организацией Объединенных Наций 1986 г. годом мира в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов. Его задачами стали практическая работа в этой области, обучение искусству урегулирования конфликтов. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают и во многих других странах. На сегодняшний день имеется острая необходимость связать в систему те исследования, которые ведутся в рамках различных наук: биологии, искусствоведения, математики, педагогики, политологии, правоведения, разных отраслей психологии, социологии, философии и некоторых других наук, например психиатрии, военных наук. Создание такой комплексной науки о конфликтах не только желательно и возможно, но и необходимо [24]. Предмет социальной конфликтологии. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные. К главным видам конфликтов относятся: внутриличностные, межличностные, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и коалициями. Однако в реальной жизни редко можно встретить конфликты в чистом виде. Концептуальные основы социальной конфликтологии. В контексте изложенного есть необходимость более детально рассмотреть парадигмальные, в том числе концептуальные, основы социальной конфликтологии, которая является не декларативной, а реально главной составляющей современной конфликтологии. Конфликтная модель общества получила развитие в 1950-1960-е гг. в странах Западной Европы и США. Противоборство (в явных или латентных формах) - универсальное и доминирующее свойство общественных отношений. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», - иронизирует американский конфликтолог Ч. Ликсон. Ученые справедливо полагали, что бесконфликтное общество нереально и искусственно. Мысль о том, что идеальное общество может представлять собой «полную гармонию» без напряженностей, - не более чем мечта, от которой лучше избавиться. Конфликтная модель общества. Разработчиками конфликтной модели развития общества являются классики конфликтологии. Это немецкий социолог Р. Дарендорф - автор конфликтной модели общества и американский социолог Л. Козер, рассмотревший концепцию позитивно-функционального конфликта [14]. Р. Дарендорф считал не отношения собственности, а отношения господства и подчинения присущими любому обществу, неизбежно вызывающему конфликт. В своих трудах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957 г.), «Современный социальный конфликт» (1988 г.) он рассматривает конфликт как главную категорию социологии. Для него конфликт - естественное состояние общества, его отсутствие он квалифицирует как ненормальное явление. Р. Дарендорф разработал свою социологическую концепцию конфликта и назвал ее теорией конфликта. Основные положения теории конфликта: - общество представляет собой систему конфликтующих групп; - конфликт - это не только атрибут, но и источник позитивных изменений общества; - причиной конфликтности являются властные отношения, господство одних над другими; - общность и различия интересов и потребностей людей по мере их осознания ведут к образованию разного рода организационных структур: профсоюзов, партий, лоббистских объединений; - конфликты неизбежны, универсальны, никогда не исчезают, поэтому правильнее говорить не о разрешении, а об урегулировании конфликтов. Классическим произведением современной конфликтологии стала работа американского социолога Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956 г.) [14]. Развивая идеи предшественников о всеобщности и универсальности конфликта, Л. Козер обосновал позитивную роль конфликтного взаимодействия в жизнедеятельности общества. Возникновение конфликтов в обществе он объясняет как следствие неудовлетворения потребностей различных социальных групп, касающихся распределения власти, богатства, статуса. Объективное социальное неравенство определяет неравенство в удовлетворении потребностей. Сформулированные им положения стали теоретическим фундаментом современной конфликтологии: - постоянно действующим источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, обусловливающих определенную напряженность, время от времени провоцирующих конфликт; - функции конфликта можно дифференцировать на положительные, конструктивные (присущи демократическому, открытому обществу) и отрицательные, деструктивные, носящие разрушительный, революционно-насильственный характер (свойственны недемократическому, закрытому обществу); - задача конфликтологии состоит в разработке рекомендаций по локализации и ограничению негативных проявлений и использованию позитивных функций конфликтов. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо уяснить природу социальных интересов и потребностей. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия людей, больших и малых групп. Он охватывает все сферы жизнедеятельности, всю совокупность социальных отношений. Таким образом, вскрываются общие причины конфликтов и пути их разрешения. В настоящее время теория психоанализа не представляет весомой ценности для социальной конфликтологии, тем не менее сбрасывать ее со счетов не следует ни в коем случае. Ученики З. Фрейда создали школу социального психоанализа, который, несомненно, представляет гораздо большую ценность для социальной конфликтологии. Последователь Фрейда швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961 гг.) основал школу аналитической психологии, точнее, социального психоанализа. Им выдвинуто положение о существовании коллективного бессознательного, обусловливающего межгрупповые конфликты [32]. Социально-психологический аспект конфликтологии. Теория конфликтов во многом обязана социальной психологии с момента ее рождения. Это правда. Дело в том, что возникновение самой социальной психологии связано с необходимостью объяснения природы конфликтов. В 1876 г. В. Х. Кандинский произвел анализ явлений конформизма и психического индуцирования массовых экстатических состояний, иначе говоря, конфликтов в рамках действующей агрессивной толпы [12]. В 1893 г. А. А. Токарский в докладе «Психические эпидемии» трактовал их как формы массового коллективного поведения. К ним он отнес народные волнения, религиозные движения и явления паники [33]. С. С. Корсаков писал о психических эпидемиях в связи с анализом индуцированного помешательства и отмечал близость этих явлений [19]. В 1897 г. В. М. Бехтерев произвел дифференциацию тех форм общения, которые характерны для коллективных, массовых его проявлений в виде психических «эпидемий» [3]. В годы первой русской революции стал актуальным вопрос о массовых преступлениях. Предметом исследования Д. Д. Безсонова была психология толпы. В ее характеристику он ввел понятия пассивности и активности: «С психологической стороны должно различать толпу пассивную (выжидающую) и толпу активную (действующую)». Все это имеет прямое отношение к определенным видам конфликтов. Проблема толпы довольно долго рассматривалась в русле традиционной теории внеколлективного поведения (Ю. А. Шерковин, Г. М. Андреева, А. В. Серегин) и массовых эксцессов. Что касается истории исследования групповых эксцессов, то ее начало связано с работой Г. А. Туманова (1974 г.). Получается, что социальная психология и теория социальных конфликтов друг без друга не могут обойтись уже на протяжении более сотни лет. В то же время следует особо подчеркнуть, что перед социальной психологией стоит задача не по разработке технологий по осуществлению искусственных, навязанных извне цветных революций, а в превенции реальных массовых деструктивных конфликтов. Дело в том, что социальная конфликтология не только составная, но и основная часть конфликтологии. Однако пока нет универсальной, строго операциональной дефиниции, которая учитывала бы все многообразие социальных конфликтов, начиная от внутриличностного и заканчивая массовыми. Реальное состояние отечественной социальной конфликтологии. В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в советское время главным образом в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия и нет условий для возникновения социальных конфликтов. В силу этого проблема конфликтов рассматривалась в основном в плане критики пороков капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликта не велось. Начиная с 1950-х гг. постепенно стали все чаще появляться в печати публикации, касающиеся отдельных видов конфликтов в трудовых организациях, произведениях искусства, международных отношениях, в педагогическом процессе, спорте, служебных и семейных отношениях. Однако общая теория конфликта оставалась запретной областью и упоминалась только в целях «разоблачения лжеизмышлений» буржуазных ученых и философов. Так, З. Фрейда буквально клеймили, но это не помешало тем же лицам позже канонизировать его. Нельзя сказать, что проблема конфликтов в СССР находилась в центре внимания. Наоборот, она практически была под запретом, хотя в рамках марксизмаленинизма ей уделялось немалое внимание, но дальше деклараций и лозунгов дело не шло. Одна лексика в этом контексте чего стоит! Так, приходилось в соответствующих публикациях употреблять словосочетание «внеколлективное поведение» вместо «массовые бепорядки» и т. д. Примеры можно продолжать. В связи с этим отметим, что история исследования конфликтов в России носит далеко не однозначный и прямолинейный характер. Проблема конфликтов с 1949 по 2012 год так или иначе была затронута в 1555 диссертациях отечественных ученых. За 77 лет (с 1924 по 2001 год) на русском языке опубликовано более 3000 работ, посвященных изучению конфликтов, из них большинство увидело свет в последние годы ушедшего тысячелетия. Этот подъем продолжается. В настоящее время идет анализ и освоение зарубежного опыта, появляются оригинальные теоретические и методические разработки социальных, психологических, юридических аспектов конфликта. В середине 1990-х гг. издается монография А. Г. Здравомыслова «Социология конфликта» (1995 г.), обобщающая результаты зарубежных и отечественных исследований и дающая на этой теоретической базе анализ конфликтов в современном российском обществе. В это время выходят в свет первые отечественные учебники по конфликтологии. Без всякого преувеличения можно констатировать, что с 1990-гг. наблюдался всплеск конфликтологических исследований. Так, в учебном пособии «Социальная психология», переизданном с 2001 г. более 20 раз, всегда был и остается раздел о социальной напряженности и конфликтах, а также различных видах кризиса [30]. Социально-психологическая сущность социального кризиса состоит в массовой социальной дезадаптации, то есть напряженности [29]. В начале 1990-х гг. нами сформулированы понятие, структура, уровень, факторы и механизм возникновения, функции, формы проявления социальной напряженности и изложена своя интерпретация этого явления в ряде периодических изданий [27]. В 1990-е гг. мы не только занимались разработкой теории социальной напряженности, но и проводили эмпирические исследования данной проблемы [24, 27, 30]. Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую модель конфликта предпринимались иными отечественными исследователями: А. А. Ершовым, А. Петровской, Ф. М. Бородкиным, Н. М. Коряк, Н. В. Гришиной и др. [13]. В феврале 1992 г. при Институте социологии АН СССР создан Центр конфликтологии. По мнению многих авторов, отечественная школа конфликтологии сложилась в 1990-е гг., однако с этим согласиться никак нельзя. В середине 1970-х гг. нами защищена закрытая кандидатская диссертация «Проблема конфликтов в первичных коллективах осужденных» (1978 г.) [25], подготовлен целый ряд публикаций по рассматриваемой теме. Кстати, изучением конфликтов в это время занимались и другие коллеги в правоохранительной сфере. В самом начале 1990-х гг. нами была защищена докторская диссертация о криминогенном общении (1991 г.). В ней также шла речь о межличностных, групповых конфликтах, массовых эксцессах, беспорядках. Концептуальной основой обоснования криминогенного общения выступила сформулированная нами теория деформации. Хронолого-фактологический анализ показывает, что это была первая кандидатская диссертация по теме, связанной с криминальными конфликтами. Мы выступили в качестве соавтора советско-европейской монографии, тираж которой был, к сожалению, уничтожен. Книга так и не вышла в свет. В юридической психологии исследованием конфликтов занимались А. Д. Глоточкин, А. Г. Ковалев, В. Ф. Пирожков, К. К. Платонов, И. Б. Пономарев, А. В. Усс и др. Например, М. И. Еникеевым и В. И. Васильевым, а также В. Н. Кудрявцевым были подготовлены и изданы несколько самостоятельных вариантов учебного пособия «Юридическая конфликтология» (1995 г.). В настоящее время в России, как и во многих странах мира, созданы научные центры, издается специальная литература, проводятся конференции по конфликтологии, в учебных заведениях готовят конфликтологов. Конфликтология акцентирует причины возникновения противоречий в системе отношений индивидов и групп, условия их перерастания в конфликты, пути предупреждения и методы урегулирования конфликтов в современной России. Нельзя не сказать об изданиях по конфликтологии. Вне всякого сомнения они заслуживают позитивной оценки. Имеются в виду соответствующие работы А. Я. Анцупова, А. Г. Большакова, С. А. Войтова, Н. В. Гришиной, С. М. Емельянова, Г. И. Козырева, А. И. Шипилова и др. [1, 2, 8]. Однако перечень основных направлений современной отечественной конфликтологии на этом не заканчивается. В последнее время резко возросла потребность в разработке социальной конфликтологии. Ее актуальность связана не только с мировыми, международными, но и с внутренними проблемами и вызовами. В этом плане заслуживают особого внимания исследования, связанные с изучением социальной напряженности, кризисов, цветных революций, гибридных войн, массовых протестных выступлений и т. д. Долгое время предметное поле деятельности социальной психологии старательно отгораживалось от явлений, связанных с конфликтами, законами «перевернутого мира», деформации. Эти проблемы оставались «запретной зоной», были недоступными для социальной психологии, что обедняло понимание ее предмета. Тем не менее анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что социальнопсихологические явления, в том числе социальные конфликты, имеют различную природу, так как возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в различных сферах (государство, экономика, общество, отдельная личность) и условиях (нормальные, осложненные и экстремальные). Не принимать во внимание это обстоятельство - значит совершать серьезную теоретическую ошибку в понимании социальных конфликтов [30]. На наш взгляд, социально-психологический подход, ориентирующий на анализ и понимание как конструктивных, так и деструктивных социальных конфликтов, возникающих на личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, то есть массовом, уровнях, в различных сферах и условиях позволяет сформулировать предмет социальной конфликтологии. Им является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления как конструктивных, так и деструктивных социальных конфликтов, в том числе гибридных, возникающих на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах (политика, экономика и общество), в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной конфликтологии, ее теоретической области [24]. Следует особо подчеркнуть, что до сих пор крайне малое внимание уделяется конструктивным социальным конфликтам, без которых нельзя представить достижение успеха, карьерного роста, развитие личности, групп, семьи, организаций и общества в целом. Это явный пробел как в теории, так и в практике в отечественной конфликтологии [24]. Традиционное сведение социальных конфликтов только к деструктивным явлениям дает о себе знать и поныне. Данный подход имеет свое глубокое историческое прошлое, но должен уйти навсегда из теории и практики отечественной конфликтологии. Негативные последствия игнорирования этого факта колоссальны. Конструктивные социальные конфликты должны занять соответствующее место не только в конфликтологии, но и в сфере политики, экономики и общества. Предмет прикладной социальной конфликтологии складывается из закономерностей социально-психологической диагностики, консультирования и социальнопсихологических технологий урегулирования и разрешения конфликтов. Если объединить предмет социально-психологической теории конфликтов и прикладной социальной конфликтологии, то образуется предмет современной социальной конфликтологии [24]. Таким образом, социальная конфликтология должна состоять из двух частей: теории и прикладной социальной конфликтологии. В свою очередь, последняя обязана включать в себя диагностику и технологии превенции, урегулирования и разрешения социальных конфликтов, а также развития конфликтологической компетентности. Что касается теории социальных конфликтов, то ее нельзя представить вне связи с социальной напряженностью и различными видами массового кризиса, в основе которых лежит массовая деформация. Пока учебников по социальной конфликтологии в таком формате нет, но наверняка они появятся. В 1990-х гг. в нашей стране с помощью российско-американской программы по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов, вошла в обиход и практика медиаторства. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России центр разрешения конфликтов. В 1997 г. созданный ранее Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологовмедиаторов, возобновил свою деятельность. В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и умений. Специалисты-конфликтологи ведут исследовательскую и практическую работу в научных институтах и конфликтологических центрах, административных и юридических учреждениях, управлениях корпораций и дипломатических ведомствах. Накопился обширный фонд конфликтологической литературы. Конфликтология включается в программы обучения психологов, социологов, журналистов, юристов, социальных работников, менеджеров в качестве особой учебной дисциплины. Существуют колледжи и университеты, выпускающие конфликтологов, есть система международной сертификации конфликтологов-медиаторов [24]. В настоящее время мы являемся свидетелями бума, связанного с проблемой конфликта. Переведены и изданы многие зарубежные источники, вышли в свет отечественные издания по конфликтологии, в том числе библиографический указатель. Созданы специальные центры и лаборатории по прикладной конфликтологии. В свое время в Санкт-Петербурге Институтом «Гармония» ежегодно проводились конференции по разрешению конфликтов, такое практиковалось и в Белгородском педагогическом университете. Защищаются докторские и кандидатские диссертации по конфликтам. Началась подготовка практических специалистов по урегулированию конфликтов (имеется в виду обучение переговорщиков). Читаются специальные курсы по конфликтологии. Совместно с зарубежными коллегами проводятся совместные мероприятия. В то же время ситуация остается по существу неизменной, хотя практически каждый второй психолог и другие специалисты считают себя конфликтологами. Социальную конфликтологию нельзя сводить к психологии конфликтов. Это далеко не одно и то же. Однако данная ошибка присутствует и в соответствующих публикациях, и в устных докладах. Практика урегулирования и разрешения конфликтов по-прежнему мало соединена с теорией [24]. Однако как бы то ни было, специалисты в области конфликтов не могут снимать с себя ответственности за разрыв между теорией и практикой разрешения конфликтов. Во многом осложняют более или менее устоявшее понимание и формулирование конфликтов такие их разновидности, как управляемый, а также гибридный конфликт. Управляемые и гибридные конфликты связаны не с традиционным, а с современным подходом к пониманию и использованию как их структуры, так и динамики. Имеет место чрезвычайно много так называемых инноваций, связанных с моделью конфликтного взаимодействия сторон. Например, использование современных специальных средств и технологий позволяет одной из сторон прикрывать и «легендировать» истинные цели и создавать ситуацию невозможности ответных действий. На самом деле ничего общего управляемые и гибридные конфликты с деэскалацией, урегулированием и разрешением конфликтов не имеют. Напротив, это прикрытая эскалация конфликтов. Они связаны напрямую с подготовкой и осуществлением цветных революций [24]. Заключение. В целях повышения конфликтологической компетентности специалистов, занимающихся проблемой конфликтов, целесообразно скоординировать усилия конфликтологов на основе создания специальных изданий и ассоциации. Наиболее важной задачей является создание полноценной теории социальных конфликтов и на этой основе - социальной конфликтологии. Без этого невозможно вести речь об эффективном урегулировании и разрешении социальных конфликтов. Разрыв между теорией и практикой урегулирования социальных конфликтов продолжает оставаться. Об этом свидетельствуют, в частности, события, имевшие место в ходе президентских выборов в США. Выводы 1. Социальная конфликтология интенсивно развивается: созданы общетеоретический каркас, контур, скелет, если можно так сказать, проблемы. Подготовленное нами и изданное в 2021 г. учебное пособие «Социальная конфликтология» - тому подтверждение. 2. Необходимо повышать конфликтологическую компетентность среди различных социальных групп, в том числе социальных работников, в целях урегулирования и разрешения конфликтов. 3. Основным подходом к обеспечению урегулирования социальных конфликтов должна стать их социальная превенция. Перспективы. Социальная конфликтология - составная часть конфликтологии. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и в прикладном плане для ее полного оформления. В связи с этим должны быть детально исследованы такие виды конфликтов, как внутриличностные, межличностные, групповые, семейные, корпоративные, региональные и т. д. Без всякого сомнения, становление социальной конфликтологии окажет позитивное влияние на развитие реальной социальной политики и эффективность профессиональной подготовки социальных работников.
References

1. Ancupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya : uchebnik SPb. : Piter, 2015. 528 c

2. Ancupov A. Ya., Proshanov S. L. Rossiyskaya konfliktologiya. Ukazatel' 1555 dissertaciy otechestvennyh uchenyh (1949-2012 gody). M. : TAST, 2013. 244 c

3. Behterev V. M. Rol' vnusheniya v obschestvennoy zhizni: rech', proiznesennaya v Imperatorskoy Voenno-medicinskoy akademii. SPb. : K. L. Rikker, 1898. 53 s

4. Boulding K. Konflikt i zaschita. Obschaya teoriya. N'yu-York : Harper, 1963. 372 s

5. Bol'shakov A. G., Nesmelova M. Yu. Konfliktologiya organizaciy : ucheb. posobie. M., 2001. 182 s

6. Voytova S. A., Zuban' E. N. Konfliktologiya. SPb., 1992. 84 s

7. Vorozheykin I. E., Kibanov A. Ya., Zaharov D. K. Konfliktologiya : uchebnik. M. : INFRA-M, 2000. 240 s

8. Grishina N. V. Psihologiya konflikta. 2-e izd., pererab. SPb. : Piter, 2006. 544 s

9. Gromova O. N. Konfliktologiya : kurs lekciy. M. : Tandem ; EKMOS, 2000. 345 s

10. Zaycev A. K. Social'nyy konflikt. M. : Academia, 2001. 463 s

11. Ivanova O. A., Surtaeva N. N. Konfliktologiya v social'noy rabote : ucheb. i prakt. dlya akadem. bakalavriata. Lyubercy : Yurayt, 2016. 282 c

12. Obscheponyatnye psihologicheskie etyudy Viktora Kandinskogo. I. Ocherk prezhnih i sovremennyh vozzreniy na psihicheskuyu zhizn' cheloveka i zhivotnyh. II. Nervnopsihicheskiy kontagiy i dushevnye epidemii. M. : A. Lang, 1881. 236 s

13. Kil'mashkina T. N. Konfliktologiya. Social'nye konflikty : uchebnik. M. : YuNITI-DANA ; Zakon i pravo, 2013. 287 c

14. Kozer L. Funkcii social'nogo konflikta / per. s angl. O. A. Nazarovoy. M. : Ideya- Press ; Dom intellektual'noy knigi, 2008. 205 s

15. Kozyrev G. I. Vvedenie v konfliktologiyu. M. : Vlados, 2000. 320 s

16. Konfliktologiya / pod red. A. S. Karmina. SPb. : Lan',1999. 448 s

17. Konfliktologiya dlya XXI veka: nauka - obrazovanie - praktika : materialy Sankt-Peterburgskogo Mezhdunar. foruma. SPb. : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet, 2015. 772 c

18. Kornelius H., Feyr Sh. Vyigrat' mozhet kazhdyy. M. : Stringer, 1992. 212 s

19. Korsakov S. S. Kurs psihiatrii. 2-e izd. M., 1901

20. Rubin D. Social'nyy konflikt. Eskalaciya, tupik, razreshenie. Sekrety ubezhdeniya. M. : Praym-Evroznak, 2010. 352 c

21. Social'naya psihologiya / pod red. A. N. Suhova. 8-e izd. M. : Yuniti, 2017. 367 s

22. Social'nyy konflikt: sovremennye issledovaniya : referat. sb. / pod red. N. L. Polyakova. M. : INION, 1991. 114 s

23. Stepanenkova V. M. Ponyatie social'nogo konflikta v teorii R. Darendorfa // Sociologicheskie issledovaniya. 2004. № 5. S. 141-142

24. Suhov A. N. Social'naya konfliktologiya: teoretiko-istoricheskiy aspekt // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 4. S. 300-304

25. Suhov A. N. Konflikty v pervichnyh kollektivah osuzhdennyh. Ryazan' : RVSh MVD RF, 1978. 72 s

26. Suhov A. N. Kriminogennoe obschenie v srede osuzhdennyh. Ryazan' : RVSh MVD RF, 1993. 134 s

27. Suhov A. N. Social'naya psihologiya bezopasnosti. M. : Academia, 2002. 256 s

28. Suhov A. N. Vnutrilichnostnyy konflikt: konstruktivnyy aspekt // Chelovecheskiy kapital. 2020. № 10(142). S. 171-178

29. Suhov A. N. Social'no-psihologicheskiy podhod k ponimaniyu massovogo krizisa // Chelovecheskiy kapital. 2015. № 10(82). C. 6-9

30. Suhov A. N., Geras'kina M. G. Social'naya psihologiya / pod red. A. N. Suhova. 8-e izd. M. : Yuniti, 2017. 367 s

31. Shil'cova Yu. V. K voprosu o pionerah v oblasti razvitiya otechestvennoy konfliktologii // Molodoy uchenyy. 2020. № 33(323). S. 81-83

32. Yung K. Arhetip i simvol. M. : Renessans, 1991. 297 s

33. Tokarskiy A. A. Psihicheskie epidemii // Voprosy filosofii i psihologii. 1891. № 5(20). S. 203-223

Login or Create
* Forgot password?